Что составляет предмет философии как менялись представления о предмете
Предмет философии и его историческое изменение
Философия как мировоззрение духовной культуры.
Философия как мировоззрение сложилось на основание многих других типов мировоззрение: Обыденное, научное, профессиональное, историческое, практическое, религиозное. Философское мировоззрение включает в себя все другие формы мировоззрение, и поэтому оно есть система идей и представлений о мире и о месте человека в этой системе. Философское мировоззрение исторически сложилось как особая форма духовной культуры, которая есть ничто иное как особая система исторических общечеловеческих идей имеющих особую ценность для человечества. Ценность в философском смысле означает, то значение которое придают люди этому объекту. Учение о ценностях составляет особый раздел философии, который называется аксиология. Философское мировоззрение является формой духовной культуры потому что:
Причины зарождение философии.
1.Мифогенная концепция- философии возникла потому что, предшествующее мифологическое знание перестало удовлетворять интересы античных людей.
2.Гносеогенная концепция- античность накопила большой опят практического знания, технического, ремесленного, измерительного, строительного, астрономического, геометрического и т.д. которые требовали обобщения.
Так же существует субъектно – личностные причины.
1. Философия возникает как способ и потребность человека объяснить сущность скрытого мира:
2. Философия возникает как стремление человека объяснить тайну, неизвестность в том числе прошлого и будущего;
3. Философия возникает как потребность человека познать самопознания и стремления понять свое Я, как объяснить самого себя;
4. Философия возникает как особая форма коммуникации человека с другими и объяснение другого;
5. Человек начинает философствовать при попытке объяснения своего рождения, и своей смерти ровно как и своего бессмертия.
Философия существует как историческое знание об эпохе и одновременно философия всегда есть способ мистического постижения мира и себя в этом мире.
Предмет философии и его историческое изменение
Предмет философии представляется в нескольких аспектах.
Во-первых, в общефилософском аспекте за предмет понимают целостный мир, в котором существует человек.
Во-вторых, в конкретно-познавательном аспекте предметом философии является природа в ее объективности, человек и его историческая ценность.
В-третьих, предметом философии являются методы и способы познания мира человеком.
В-четвертых, предметом философии являются общефилософские универсальные способы познания.
Предметность философии определяется конкретными сферами бытия: философия природы, общества, истории, человека, религии, право, нравственности, культуры, науки и техники, коммуникации.
И таким образом предметность философии заключается временем, интересами и потребностями людей, и характером развития самых философских идей.
Предмет философии всегда исторически изменяется.
В античной философии предметом была природа и идеи
В средневековом предметом философии ставится слово, текст священного писания и интерпретация.
В Эпоху Возрождения предметом философии являлись законы, движение природы и формирование индивидуальности человека.
В эпоху Нового Времени предметом философии являлись способы познания человеком мира и способы формы деятельности человека.
В современной философии основным предметом является человек в его и субъективной бесконечности.
Причинами исторического изменения предмета философии является следующие факторы:
· Социально-экономические запросы времени;
· Развитие научной картины мира;
· Характер философских идей прошлого времени.
Предметом философии является целостное знание об основаниях бытия, сущности конкретных объектов бытия и развития бытия.
Предмет философии
Все статьи сайта → Философия → Предмет философии
В период научной революции (конец XVI — начало XVII в.) от философии начинают отделяться конкретные науки: механика земных и небесных тел, астрономия и математика, позже физика, химия, биология и т. д. В это время предметом философии является изучение общих законов развития природы и общества, человеческого мышления. Философия же становится методологией научного познания и практической деятельности.
Объектом изучения современной философии является окружающий мир, который представляется как многоуровневая система.
Бог соединяет в себе представления о потустороннем мире, о мистических и волшебных существах. Сам Бог представляется вечным, всемогущим, вездесущим, всеведущим. Способ существования Бога – сверхъестественный.
Общество представляет собой социальную систему, состоящую из людей, вещей, знаков, институтов, которые не могут возникнуть сами по себе. Все это создано людьми в процессе их деятельности. Социальной действительности присущ искусственный способ существования.
Человек — это живое существо, однако его нельзя целиком и полностью отнести ни к природному, ни ко социальному, ни к божественному. В человеке есть и качества, которые заложены генетически, и те, которые формируются только в социальной среде, а также божественные — способность творить и создавать. Таким образом, человеку присущ синтетический (комбинированный) способ существования. Человек в некотором смысле является пересечением, фокусом, смысловым центром существования.
Философию можно разделить на три части в соответствие со специфическими ее «предметами»: объектом деятельности, субъектом деятельности и непосредственно самой деятельностью, ее методами и средствами осуществления. В соответствие с данной классификацией предмет философии также делится на три части:
1. Природа, сущность мира в целом (объективная реальность).
2. Сущность и назначение человека и общества (субъективная реальность).
3. Деятельность — систему «человек-мир», взаимодействие и взаимоотношения между субъектом и объектом, а так же направления, способы и характер деятельности.
2. Исследуя сущность и назначение человека, философия рассматривает человека всесторонне, анализирует его возможности, ощущения, духовный мир, социальный аспект в человеке, направляет его на путь самопознания, самосовершенствования и самореализации, определяя направления деятельности человека и общества.
3. Рассматривая систему «человек-мир», философия исследует взаимодействие человека с окружающим миром, их взаимное восприятие друг друга и влияние друг на друга. При этом основное внимание уделяется формам и методам деятельности человека, его способам познания и преобразования мира.
В целом, мы видим, что каждый из предметов философии исследует свою определенную область, в связи с чем выделается ряд специфических особенностей исследования того или иного направления, особый категориальный аппарат. Значительно отличаются взгляды философов по каждой исследуемой проблеме. В следствие возникает дифференциация философии, определяются отдельные течения и направления философской мысли.Таким образом, философия представляет собой теоретически разработанное мировоззрение, систему общих категорий и теоретических взглядов на мир, место человека в мире, определение различных форм отношения человека к миру.
Видеоматериалы по теме:
Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:
Что составляет предмет философии как менялись представления о предмете
Предмет философии и его изменение
Предмет философии, как и других наук, исторически меняется. В связи с этим меняются и функции философии в обществе, которые вместе с тем оказывают некоторое обратное влияние на изменение предмета философии.
Изменения предмета философии обусловлены в конечном счете потребностями общественного материального производства и практики общественно-политической борьбы, проблемами развития различных форм идеологии (особенно политической), качественными изменениями в развитии науки и ее отдельных дисциплин (вызывающими время от времени изменение соотношения философии и других наук), а также внутренними закономерностями развития самой философии.
Особо заметные изменения в предмете и функциях философии происходят под влиянием социальных, технических и научных революций (см. слова Ф. Энгельса об изменении формы материализма «с каждым составляющим эпоху открытием даже в естественноисторической области»). Эти изменения в философии бывают временами такими существенными, что есть основания говорить о револющщх в философии как закономерности ее развития (у нас почему-то принято говорить только об одной революции в философии — революции, совершенной Марксом и Энгельсом).
Современная научно-техническая революция заставляет философию по-новому ставить и трактовать проблему человека — через такие проблемы как соотношение науки и человека, техники и человека, науки и идеологии, науки и искусства (этики), научного управления, технического и гуманитарного знания, физического и умственного труда, общения и взаимопонимания, всестороннего развития личности и т. д., а также глобальные проблемы — сохранения и очищения окружающей человека природной среды, ликвидации тяжелых болезней, освоения космоса, обеспечения’ постоянного и прочного мира на земле.
Развитие современной марксистской философии неизбежно подводит ее к новой революции, вызываемой как развитием НТР, так и надвигающейся революцией в естествознании (созданием в физике общей теории элементарных частчр и поля, общей теории живого организма в биологии (и смежных науках (общей теорией информации, коммуникации и т. д.). Очевидно, революция в философии существенно изменит ее предмет в плане его уточнения и ограничения, углубления.
1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к мудрости.
Философия — это наука о всеобщем, она — свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.
Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.
Цель философии — увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.
Философия как система делится: на теорию познания; метафизику (онтологию, философскую антропологию, космологию, теологию, философию существования); логику (математику, логистику); этику; философию права; эстетику и философию искусства; натурфилософию; философию истории и культуры; социальную и экономическую философию; религиозную философию; психологию.
Философия включает в себя:
— учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика);
— о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории);
— учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология);
— проблемы теории познания и творчества;
— свою собственную историю, т. е. историю философии. История философии являет собой существенную составляющую предмета философии: она есть часть содержания самой философии.
Предмет философии — все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.
Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия.
Функции философии:
— мировоззренческая функция (связана с понятийным объяснением мира);
— методологическая функция (заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);
— прогностическая функция (формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира);
— критическая функция (распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям);
— аксиологическая функция (от греч. axios — ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.);
— социальная функция (опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению).
Читайте также
Предмет философии
Предмет философии Существует множество определений предмета «философия». Так, для Платона философия есть размышление о мире, человеческой жизни и смерти, смысле человеческого существования, природе знания, силе человеческого разума, истине, справедливости, мужестве и
2. Предмет философии
2. Предмет философии Существует множество определений предмета «философия». Так, для Платона философия есть размышление о мире, человеческой жизни и смерти, смысле человеческого существования, природе знания, силе человеческого разума, истине, справедливости, мужестве
§ 4. Предмет философии
§ 4. Предмет философии Отличительная черта учения Шлика и Карнапа и др. состояла в ярко выраженной антиметафизической направленности. Убедившись в банкротстве метафизики логического атомизма, деятели «Венского кружка» обрушились на всякую метафизику вообще.Можно
Предмет философии
Предмет философии Критикуя «системотворчество» Дюринга, Энгельс выступает отнюдь не против «системы», как таковой, в том числе и не против понимания философии как системы знания. Каждая наука, создавая свою теорию, тем самым строит и соответствующую систему категорий, а
5. Предмет философии
5. Предмет философии Если мы теперь вернемся к исходному пункту нашего рассуждения, то сможем определить предмет философии.1. Философия имеет дело почти исключительно с априорным познанием. Она стремится к познанию в смысле проникновения в объект, который начинает
Предмет философии
Предмет философии Исследование сущности тех проблем, которые ставит и решает философия, Энгельс связывает с анализом ее предмета. Рассматривая перспективы развития философии как части духовной культуры, Энгельс явно стремится как можно четче очертить сферу ее
Глава I. Основы философии. Предмет философии
Глава I. Основы философии. Предмет философии Чтение – вот лучшее учение! Книгу ничто не заменит. Понятие философия возникло в Древней Греции много десятилетий спустя после появления философствующих людей, в буквальном смысле означает любовь к мудрости. Кстати, подобное
ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ Философия как форма мировоззренияМировоззрение — это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих общее понимание мира, место в нем человека, а также жизненные позиции и программы поведения.Формы мировоззренияМифология (мифопоэтика) (mifos —
§ 1. Предмет философии права
§ 1. Предмет философии права Философия исследует ту реальность, которая не является прерогативой естественных социальных и гуманитарных наук. Это область предельных оснований бытия мира, которая несет в себе возможность выявить наиболее общие законы развития мира и
Право как предмет философии.
Право как предмет философии. По этому вопросу ограничимся пока двумя положениями, первое из которых относится к числу элементарных, очевидных, а второе — к числу более основательных, для данной работы — главных, ключевых.»Право» при самой элементарной, строго
1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к мудрости.Философия — это наука о всеобщем, она — свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.Философию можно определить как учение об общих принципах
Основной предмет философии
Основной предмет философии Уже после окончания института мне попались лекции Вивекананды. Биографию этого человека, причем написанную весьма восторженно, можно найти в собрании сочинений Ромэна Ролана, но чтобы не напрягать читателя дополнительными поисками, очень
Предмет социальной философии
Предмет социальной философии 1. Ахиезер А. С. Об особенностях современного философствования (взгляд из России) //Вопросы философии. 1995. № 12.2. Библер В. С. Что есть философия? (Очередное возвращение к исходному вопросу) //Вопросы философии. 1995. № 1.3. Бохеньский Ю. Сто суеверий.
Предмет философии
Общепринятого определения философии, равно как общепринятого представления о предмете философии, не существует. В истории существовало множество различных типов философии, отличающихся как своим предметом, так и методами. В самом общем виде под философией понимают деятельность, направленную на постановку и рациональное разрешение наиболее общих вопросов, касающихся сущности знания, человека и мира.
Содержание
Что такое философия?
Традиционно философия определяется как исследование первопричин и начал всего мыслимого — универсальных закономерностей, в рамках которых существует и изменяется как бытие, так и мышление, как постигаемый Космос, так и постигающий его дух. Мыслимое в традиционной философии выступает в качестве бытия — одной из основных философских категорий (ср. тезис Парменида: «мыслить и быть — одно и то же» [3] ). К бытию относятся не только реально происходящие процессы, но и умопостигаемые возможности. Поскольку мыслимое необозримо в своих частностях, философы, в основном, концентрируют своё внимание на первопричинах, предельно общих понятиях, категориях. В разные эпохи и для разных философских направлений эти категории свои (ср.: Гегель определял философию как «современную ей эпоху, постигнутую в мышлении»).
Философия включает в себя такие различные дисциплины, как логика, метафизика, онтология, эпистемология, эстетика, этика и др., в которых задаются такие вопросы, как, например, «Существует ли Бог?», «Возможно ли объективное познание?», «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?» Фундаментальным методом философии является построение умозаключений, оценивающих те или иные аргументы, касающиеся подобных вопросов. Между тем, точных границ и единой методологии философии не существует. Споры идут и по поводу того, что считать философией, и само определение философии различно в многочисленных философских школах. [4]
Сам термин «философия» всегда имел славу термина, с трудом поддающегося определению из-за подчас фундаментального разрыва между философскими дисциплинами и используемыми в философии идеями.
Наконец, есть современное «постмодернистское» или «практическое» понимание философии, согласно которому философия — это то, чем занимаются люди, называющие себя философами, некий вид деятельности и ее результат. Это понимание философии критикуется как недостаточное.
История термина
Считается, что само слово « философия» первым придумал Пифагор. Как сообщает Диоген Лаэртский,
Пифагор не оставил после себя сочинений, так что первый автор, у которого встречается слово «философ», — это Гераклит:
Термин «философия» впервые встречается в диалогах Платона.
Из Древней Греции термин «философия» распространился в странах Запада и Ближнего Востока.
В восточных традициях философия не выделялась в отдельную область деятельности, и была растворена в культурных, религиозных и политических учениях, так что в них существуют лишь приблизительные аналоги термина «философия».
В китайской философии использовался термин «сюэ» («теория»).
В арабской философской традиции происходящее из древнегреческого слово «фальсафа» применялось в двух значениях: в широком смысле как «философия» и в узком — как название одной конкретной философско-теологической школы (прежде всего, последователей ал-Кинди). В переводах ряда арабских философских трактатов этот «ложный друг переводчика» приводил к недоразумениям, из которых наиболее известным является книга ал-Газали «Самоопровержение философов» (араб. Тахафут аль-фаласифа), являющаяся памфлетом именно против этой конкретной школы, а не самой философии (в некоторых других трудах ал-Газали не столь критичен по отношению к «философам» и признает значимость вклада ал-Кинди). Как ни странно, эту ошибку допускает Бертран Рассел в своей «Истории Западной философии».
В обыденном языке слово «философия» также может обозначать общее мировоззрение человека либо его индивидуальные верования или этику.
Функции философии и формы философской деятельности
По отношению к любой сфере человеческой жизни и деятельности философия может занимать три позиции.
В целом философия претендует на выполнение следующих функций.
Философия как мировоззрение
Философия является мировоззренческой дисциплиной (наукой), поскольку её задачей является обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы.
Мировоззрение — система наиболее общих взглядов на мир (природу и общество) и место человека в этом мире. В истории человечества выделяют ряд форм мировоззрения: мифологию, религию, философию и другие.
Есть мнение, что философия — это мировоззрение человека, то есть его суждение об окружающем его мире, о событиях происходящих в этом мире, комплекс понятий о культуре, идеологиях, его заблуждения и прозрения.
Мировоззрение формируется под воздействием личного жизненного опыта, школ и течений, существующих в умах людей в данную эпоху, на склад ума индивидуума. Часто индивидуум не высказывает свои мировоззренческие взгляды. Но это не значит, что их нет. Часто философ рассматривает явление через ту или иную призму предвзятости. Бердяев, например, в своей работе «Смысл творчества» прямо определяет эту свою предвзятость русским православием, причём, в своей собственной трактовке этого православия. Призма К. Маркса: бытиё определяет сознание. Да, вполне вероятно, что у каждого индивидуума есть своя призма, может быть не сформулированная. Очень часто философы формулируют какой-никакой постулат, а потом на протяжении всей своей жизни строят натянутые схемы в поддержку этого постулата.
Философия как образ жизни
В античной, индийской и китайской философии сама философия рассматривалась не только как теория, но и как образ жизни (деятельность).
Философия и наука
Имеется, по крайней мере, три вопроса, касающихся соотношения философии и науки:
При рассмотрении первого вопроса о научности философии видно, что на протяжении всей своей истории философия — один из источников развития человеческого знания. Рассматривая её исторически, можно обнаружить преемственность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования. Не случайно Гегель рассматривал философию прежде всего с точки зрения «науки логики».
В то же время в истории человеческой мысли существуют целые пласты ненаучной философии, например, религиозной. Плотная связь философии и науки присуща в основном европейскому способу осмысления процессов познания. Возврат европейской мысли к ненаучному (и даже антинаучному) философствованию нередко проявляется во времена кризиса (примером может служить Лев Шестов).
Отношения науки (частных наук) и философии являются предметом дискуссии.
Философия нередко претендует на то, чтобы быть чем-то большим, чем наука, ее началом и итогом, методологией науки и её обобщением, теорией более высокого порядка, метанаукой (наукой о науке, наукой, обосновывающей науку). Наука существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез, роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности. Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформированного знания и тем самым определяя их значение. С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук.
Однако даже при отсутствии возможности претендовать на роль науки наук, философия может рассматриваться как наука, имеющая дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения, воссоединяя частные науки. Первичный уровень обобщения приводит к формулированию законов конкретных наук, то задача второго — выявление более общих закономерностей и тенденций. Надо иметь в виду, что новые открытия в области частных наук могут приводить к утверждению как научно-философских выводов, так и философской ветви, представляющей иррационалистические спекуляции. Также сама философия может влиять на частные науки, как положительно, так и негативно.
Нужно также отметить, что история философии — это гуманитарная наука, основной метод которой — толкование и сравнение текстов.
Ответ на вопрос о соотношении ненаучного знания и философии связан с вопросом о соотношении философии и «заблуждающегося разума». Этот момент необходим с исторической точки зрения в силу самого характера процесса познания. Он свойственен любой науке. Философия также не может быть гарантирована от заблуждений.
Отношение философии и паранауки. Многие приверженцы концепции постмодернизма и другие авторы призывают использовать любые учения вплоть до мистики, суеверий, магии, астрологии и т. д., лишь бы это оказывало терапевтическое действие на современное больное общество и индивидов. Однако подобная позиция абсолютной нейтральности научного мировоззрения к псевдонауке ведёт к интеллектуальному анархизму. Наиболее велико влияние паранауки становится именно в критические моменты развития общества, так как каждый индивид стремиться свалить груз ответственности за принятие решений и уйти от необходимости делать свой выбор. Статус и общекультурное значение рационалистической и научной философии не совместимы с псевдонауками.
Философия и религия
Подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог, Брахман), однако в религии делается упор на веру, культ, откровение, а в философии на интеллектуальное постижение.
Тем самым философия дает дополнительную возможность постижения смысла и осмысления мудрости, заложенных в религии. В религии на первом плане вера, в философии — мысль. Религия догматична, а философия антидогматична. В религии есть культ в отличие от философии.
Карл Ясперс писал: «Признаком философской веры, веры мыслящего человека, служит всегда то, что она существует лишь в союзе со знанием. Она хочет знать то, что доступно знанию, и понять самоё себя»
Философия и искусство
В философии немецкого романтизма был выдвинут тезис «философия как искусство».
Предмет философии
Предметом философии называют круг вопросов, которые она изучает.
Что именно является предметом философии, зависит от эпохи и интеллектуальной позиции мыслителя. Споры, что такое предмет философии продолжаются. По словам Виндельбанда: «Только уяснив историю понятия философия, можно определить, что в будущем сможет притязать в большей или меньшей степени к ней».
Свои варианты ответа на вопрос о предмете философии предлагали разные школы. Один из наиболее значимых вариантов принадлежит Иммануилу Канту. В марксизме-ленинизме также предлагалась своя формулировка «основного вопроса философии».
Марксизм-ленинизм относил к числу важнейших вопросов два:
Одним из фундаментальных вопросов философии является непосредственно вопрос: «Что такое философия?» Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет её основное содержание и сущность.
Философия отвечает на вопросы
Философия пытается ответить на вопросы, на которые пока не существует способа получения ответа, типа «Для чего?» (напр., «Для чего существует человек?». В то же время наука пытается ответить на вопросы, на которые существуют инструменты получения ответа, типа «Как?», «Каким образом?», «Почему?», «Что?» (напр., «Как появился человек?», «Почему человек не может дышать азотом?», «Каким образом возникла Земля? «Как направлена эволюция?», «Что будет с человеком (в конкретных условиях)?»).
Соответственно этому происходило деление предмета философии, философского знания на основные разделы: онтологию (учение о бытии), эпистемологию (учение о познании), антропологию (учение о человеке), социальную философию (учение об обществе) и др.
Философия: за и против
Смысл и польза философии
Польза философии — формирование у людей, занимающихся ею, навыков самостоятельного, логического, понятийного мышления, что снижает возможности идеологического оболванивания и манипулирования этими людьми и обществом, в котором развивается философия.
Одно из объяснений: культура европейского философского мышления и культура демократии — народовластия формировались в Древней Греции параллельно, обуславливая друг друга. Многие сочинения Аристотеля, Платона и других греческих философов посвящены вопросам общественного устройства, политики. Философское мышление древних греков — это рациональное, то есть разумное мышление свободного человека, живущего в рабовладельческом мире, человека, принимающего участие в общественной жизни. Дисциплинами, разрабатываемыми греческой мыслью были — этика, политика, риторика. Свободная мысль древних греков и их гражданская жизнь были взаимосвязаны. Древние философы провозглашали свои взгляды с центральных улиц греческих городов. Такой культуры мышления и общественной жизни не возникло в соседних с Грецией восточных деспотиях, например в Персии, где единство общества достигалось силой. В Греции же и гражданская жизнь, и философия были средствами найти взаимопонимание между людьми без насилия и принуждения.
История философии
История философии — это исторический процесс развития и изменения философских учений. Также историей философии называется историко-философская наука.
Существуют разные точки зрения на соотношение философии и истории философии. Гегельянство и близкие к нему школы считают всю историю философии по своему существу внутренне необходимым, последовательным поступательным движением, которое разумно внутри себя. Каждая система философии необходимо существовала и продолжает еще и теперь необходимо существовать: ни одна из них, следовательно, не исчезла, а все они сохранились в философии как моменты одного целого. Принципы сохранились, новейшая философия есть результат всех предшествовавших принципов; таким образом, ни одна система философии не опровергнута. Опровергнут не принцип данной философии, а опровергнуто лишь предположение, что данный принцип есть окончательное абсолютное определение. История философии это не просто собрание случайных событий и мнений, в ней есть существенная связь, это система развития мышления. Содержание этой истории представляет собой научные продукты мышления.
Философия возникла параллельно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае, откуда и распространилась впоследствии по всему миру. Последовательность эпох и взаимное влияние регионов мира представлена здесь в виде краткой таблицы.
Периоды | Западная философия | Восточноевропейская и ближневосточная философия | Философия Южной и Центральной Азии | Дальневосточная философия |
---|---|---|---|---|
Современная философия | Современная философия | |||
Нововременная философия |