Что составляет правовую основу прохождения военной службы по призыву

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 N 53-ФЗ (последняя редакция)

28 марта 1998 года N 53-ФЗ

О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

12 марта 1998 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ,

от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 07.11.2000 N 135-ФЗ, от 12.02.2001 N 15-ФЗ,

от 12.02.2001 N 16-ФЗ, от 19.07.2001 N 102-ФЗ, от 13.02.2002 N 20-ФЗ,

от 21.05.2002 N 56-ФЗ, от 28.06.2002 N 75-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ,

от 25.07.2002 N 113-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.12.2002 N 186-ФЗ,

от 22.02.2003 N 27-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 11.11.2003 N 141-ФЗ,

от 22.02.2004 N 4-ФЗ, от 22.04.2004 N 20-ФЗ, от 26.04.2004 N 29-ФЗ,

от 19.06.2004 N 53-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,

от 01.12.2004 N 149-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 01.04.2005 N 27-ФЗ,

от 30.06.2005 N 77-ФЗ, от 15.07.2005 N 86-ФЗ, от 21.07.2005 N 99-ФЗ,

от 21.07.2005 N 100-ФЗ, от 30.09.2005 N 125-ФЗ, от 17.10.2005 N 130-ФЗ,

от 02.12.2005 N 149-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 31.12.2005 N 211-ФЗ,

от 11.03.2006 N 37-ФЗ, от 04.05.2006 N 61-ФЗ, от 03.07.2006 N 96-ФЗ,

от 06.07.2006 N 103-ФЗ, от 06.07.2006 N 104-ФЗ (ред. 24.10.2007),

от 06.07.2006 N 105-ФЗ, от 02.10.2006 N 159-ФЗ, от 25.10.2006 N 169-ФЗ,

от 04.12.2006 N 203-ФЗ, от 06.01.2007 N 3-ФЗ, от 12.04.2007 N 50-ФЗ,

от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 30.10.2007 N 241-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ,

от 01.12.2007 N 313-ФЗ, от 04.12.2007 N 328-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,

от 03.12.2008 N 248-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ, от 09.02.2009 N 1-ФЗ,

от 28.04.2009 N 69-ФЗ, от 03.06.2009 N 110-ФЗ, от 28.06.2009 N 126-ФЗ,

от 28.11.2009 N 285-ФЗ, от 28.11.2009 N 286-ФЗ, от 17.12.2009 N 312-ФЗ,

от 21.12.2009 N 328-ФЗ, от 09.03.2010 N 18-ФЗ, от 09.03.2010 N 27-ФЗ,

от 11.03.2010 N 28-ФЗ, от 27.07.2010 N 223-ФЗ, от 29.11.2010 N 319-ФЗ,

от 28.12.2010 N 404-ФЗ, от 28.06.2011 N 167-ФЗ, от 18.07.2011 N 241-ФЗ,

от 21.11.2011 N 329-ФЗ, от 30.11.2011 N 343-ФЗ, от 01.12.2011 N 375-ФЗ,

от 01.12.2011 N 376-ФЗ, от 08.12.2011 N 424-ФЗ, от 03.12.2012 N 231-ФЗ,

от 30.12.2012 N 288-ФЗ, от 04.03.2013 N 18-ФЗ, от 07.05.2013 N 102-ФЗ,

от 07.05.2013 N 104-ФЗ, от 07.06.2013 N 111-ФЗ, от 02.07.2013 N 170-ФЗ,

от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 12.03.2014 N 29-ФЗ,

от 02.04.2014 N 64-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ, от 23.06.2014 N 159-ФЗ,

от 21.07.2014 N 246-ФЗ, от 14.10.2014 N 302-ФЗ, от 01.12.2014 N 414-ФЗ,

от 01.12.2014 N 415-ФЗ, от 22.12.2014 N 431-ФЗ, от 22.12.2014 N 433-ФЗ,

от 30.03.2015 N 58-ФЗ, от 20.04.2015 N 104-ФЗ, от 02.05.2015 N 125-ФЗ,

от 29.06.2015 N 172-ФЗ, от 13.07.2015 N 230-ФЗ, от 05.10.2015 N 274-ФЗ,

от 15.02.2016 N 20-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ,

от 28.12.2016 N 505-ФЗ, от 28.12.2016 N 512-ФЗ, от 22.02.2017 N 19-ФЗ,

от 03.04.2017 N 61-ФЗ, от 01.05.2017 N 91-ФЗ, от 01.07.2017 N 132-ФЗ,

от 26.07.2017 N 192-ФЗ, от 27.11.2017 N 357-ФЗ, от 20.12.2017 N 415-ФЗ,

от 29.12.2017 N 444-ФЗ, от 29.12.2017 N 473-ФЗ, от 05.02.2018 N 10-ФЗ,

от 07.03.2018 N 55-ФЗ, от 27.06.2018 N 166-ФЗ, от 03.08.2018 N 307-ФЗ,

от 03.08.2018 N 309-ФЗ, от 28.11.2018 N 445-ФЗ, от 18.12.2018 N 470-ФЗ,

от 27.12.2018 N 551-ФЗ, от 06.02.2019 N 8-ФЗ, от 18.03.2019 N 39-ФЗ,

от 01.05.2019 N 98-ФЗ, от 29.05.2019 N 117-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ,

от 16.12.2019 N 432-ФЗ, от 18.03.2020 N 64-ФЗ, от 01.04.2020 N 80-ФЗ,

от 01.04.2020 N 81-ФЗ, от 13.07.2020 N 200-ФЗ, от 31.07.2020 N 285-ФЗ,

от 15.10.2020 N 332-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ, от 22.12.2020 N 461-ФЗ,

от 30.12.2020 N 517-ФЗ (ред. 30.04.2021), от 30.04.2021 N 116-ФЗ,

от 30.04.2021 N 117-ФЗ, от 30.04.2021 N 130-ФЗ, от 30.04.2021 N 131-ФЗ,

от 26.05.2021 N 146-ФЗ, от 29.11.2021 N 388-ФЗ,

с изм., внесенным Федеральным законом от 23.12.2003 N 186-ФЗ,

Постановлениями Конституционного Суда РФ от 20.04.2009 N 7-П,

от 21.03.2013 N 6-П, от 17.04.2018 N 15-П, от 22.05.2018 N 19-П)

(см. Обзор изменений данного документа)

Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.

(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)

Источник

Федеральный закон от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О воинской обязанности и военной службе

Принят Государственной Думой 6 марта 1998 года

Одобрен Советом Федерации 12 марта 1998 года

(В редакции федеральных законов от 21.07.1998 № 117-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ, от 07.11.2000 № 135-ФЗ, от 12.02.2001 № 15-ФЗ, от 12.02.2001 № 16-ФЗ, от 19.07.2001 № 102-ФЗ, от 13.02.2002 № 20-ФЗ, от 21.05.2002 № 56-ФЗ, от 28.06.2002 № 75-ФЗ, от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 25.07.2002 № 113-ФЗ, от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 30.12.2002 № 186-ФЗ, от 22.02.2003 № 27-ФЗ, от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 11.11.2003 № 141-ФЗ, от 22.02.2004 № 4-ФЗ, от 22.04.2004 № 20-ФЗ, от 26.04.2004 № 29-ФЗ, от 19.06.2004 № 53-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 01.12.2004 № 149-ФЗ, от 07.03.2005 № 15-ФЗ, от 01.04.2005 № 27-ФЗ, от 30.06.2005 № 77-ФЗ, от 15.07.2005 № 86-ФЗ, от 21.07.2005 № 99-ФЗ, от 21.07.2005 № 100-ФЗ, от 30.09.2005 № 125-ФЗ, от 17.10.2005 № 130-ФЗ, от 02.12.2005 № 149-ФЗ, от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 31.12.2005 № 211-ФЗ, от 11.03.2006 № 37-ФЗ, от 04.05.2006 № 61-ФЗ, от 03.07.2006 № 96-ФЗ, от 06.07.2006 № 103-ФЗ, от 06.07.2006 № 104-ФЗ, от 06.07.2006 № 105-ФЗ, от 02.10.2006 № 159-ФЗ, от 25.10.2006 № 169-ФЗ, от 04.12.2006 № 203-ФЗ, от 06.01.2007 № 3-ФЗ, от 12.04.2007 № 50-ФЗ, от 24.07.2007 № 214-ФЗ, от 30.10.2007 № 241-ФЗ, от 01.12.2007 № 309-ФЗ, от 01.12.2007 № 313-ФЗ, от 04.12.2007 № 328-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 03.12.2008 № 248-ФЗ, от 25.12.2008 № 280-ФЗ, от 09.02.2009 № 1-ФЗ, от 28.04.2009 № 69-ФЗ, от 03.06.2009 № 110-ФЗ, от 28.06.2009 № 126-ФЗ, от 28.11.2009 № 285-ФЗ, от 28.11.2009 № 286-ФЗ, от 17.12.2009 № 312-ФЗ, от 21.12.2009 № 328-ФЗ, от 09.03.2010 № 18-ФЗ, от 09.03.2010 № 27-ФЗ, от 11.03.2010 № 28-ФЗ, от 27.07.2010 № 223-ФЗ, от 29.11.2010 № 319-ФЗ, от 28.12.2010 № 404-ФЗ, от 28.06.2011 № 167-ФЗ, от 18.07.2011 № 241-ФЗ, от 08.11.2011 № 309-ФЗ, от 21.11.2011 № 329-ФЗ, от 30.11.2011 № 343-ФЗ, от 01.12.2011 № 375-ФЗ, от 01.12.2011 № 376-ФЗ, от 08.12.2011 № 424-ФЗ, от 03.12.2012 № 231-ФЗ, от 30.12.2012 № 288-ФЗ, от 04.03.2013 № 18-ФЗ, от 07.05.2013 № 102-ФЗ, от 07.05.2013 № 104-ФЗ, от 07.06.2013 № 111-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 12.03.2014 № 29-ФЗ, от 02.04.2014 № 64-ФЗ, от 04.06.2014 № 145-ФЗ, от 23.06.2014 № 159-ФЗ, от 21.07.2014 № 246-ФЗ, от 14.10.2014 № 302-ФЗ, от 01.12.2014 № 414-ФЗ, от 01.12.2014 № 415-ФЗ, от 22.12.2014 № 431-ФЗ, от 22.12.2014 № 433-ФЗ, от 30.03.2015 № 58-ФЗ, от 20.04.2015 № 104-ФЗ, от 02.05.2015 № 125-ФЗ, от 29.06.2015 № 172-ФЗ, от 13.07.2015 № 230-ФЗ, от 05.10.2015 № 274-ФЗ, от 15.02.2016 № 20-ФЗ, от 03.07.2016 № 227-ФЗ, от 03.07.2016 № 305-ФЗ, от 28.12.2016 № 505-ФЗ, от 28.12.2016 № 512-ФЗ, от 22.02.2017 № 19-ФЗ, от 03.04.2017 № 61-ФЗ, от 01.05.2017 № 91-ФЗ, от 01.07.2017 № 132-ФЗ, от 26.07.2017 № 192-ФЗ, от 27.11.2017 № 357-ФЗ, от 20.12.2017 № 415-ФЗ, от 29.12.2017 № 444-ФЗ, от 29.12.2017 № 473-ФЗ, от 05.02.2018 № 10-ФЗ, от 07.03.2018 № 55-ФЗ, от 27.06.2018 № 166-ФЗ, от 03.08.2018 № 307-ФЗ, от 03.08.2018 № 309-ФЗ, от 28.11.2018 № 445-ФЗ, от 18.12.2018 № 470-ФЗ, от 27.12.2018 № 551-ФЗ, от 06.02.2019 № 8-ФЗ, от 18.03.2019 № 39-ФЗ, от 01.05.2019 № 98-ФЗ, от 29.05.2019 № 117-ФЗ, от 01.10.2019 № 328-ФЗ, от 16.12.2019 № 432-ФЗ, от 18.03.2020 № 64-ФЗ, от 01.04.2020 № 80-ФЗ, от 01.04.2020 № 81-ФЗ, от 13.07.2020 № 200-ФЗ, от 31.07.2020 № 285-ФЗ, от 15.10.2020 № 332-ФЗ, от 08.12.2020 № 429-ФЗ, от 22.12.2020 № 461-ФЗ, от 30.12.2020 № 517-ФЗ, от 30.04.2021 № 116-ФЗ, от 30.04.2021 № 117-ФЗ, от 30.04.2021 № 130-ФЗ, от 30.04.2021 № 131-ФЗ, от 26.05.2021 № 146-ФЗ, от 29.11.2021 № 388-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан. (В редакции Федерального закона от 11.11.2003 № 141-ФЗ)

РАЗДЕЛ IОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Воинская обязанность

обязательную подготовку к военной службе;

призыв на военную службу;

прохождение военной службы по призыву;

пребывание в запасе;

призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

2. В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и также предусматривает:

призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;

прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;

военное обучение в период военного положения и в военное время.

3. Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

4. Граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

5. Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

7. Компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 2. Военная служба. Военнослужащие

(Пункт в редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 116-ФЗ)

2. Прохождение военной службы осуществляется:

(Пункт в редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 116-ФЗ)

3. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 11.11.2003 № 141-ФЗ)

5. Сведения о военнослужащих вносятся в их личные дела и документы воинского учета, ведение и хранение которых осуществляются в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 3. Правовая основа воинской обязанности и военной службы

1. Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

2. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

(Статья в редакции Федерального закона от 08.12.2020 № 429-ФЗ)

Статья 4. Обязанности должностных лиц органов государственной власти и организаций по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности

(Наименование в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

1. Руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны: (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов; (В редакции Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 09.03.2010 № 27-ФЗ)

обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

2. Руководители организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых помещений, должностные лица (работники) этих организаций, ответственные за военно-учетную работу, обязаны сообщать в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения об изменениях состава граждан, постоянно проживающих или пребывающих более трех месяцев, которые состоят на воинском учете или не состоят, но обязаны состоять на воинском учете. (В редакции Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 03.12.2008 № 248-ФЗ)

3. Органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны:

направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов и пунктов отбора на военную службу по контракту необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, состоящих на воинском учете; (В редакции Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 20.04.2015 № 104-ФЗ)

производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов;

направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете, а также сведения о лицах, приобретших гражданство Российской Федерации и подлежащих постановке на воинский учет; (В редакции Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 03.12.2008 № 248-ФЗ; от 21.12.2009 № 328-ФЗ; от 03.07.2016 № 305-ФЗ)

4. Органы записи актов гражданского состояния обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты сведения о внесении изменений в акты гражданского состояния граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете. (В редакции Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 03.12.2008 № 248-ФЗ)

5. Органы дознания и органы предварительного следствия обязаны в двухнедельный срок информировать военные комиссариаты о возбуждении или прекращении уголовных дел в отношении граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, либо о направлении указанных уголовных дел в суд. (В редакции Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 03.12.2008 № 248-ФЗ)

6. Федеральные суды в двухнедельный срок сообщают в военные комиссариаты: (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

о возбуждении или прекращении ими уголовных дел в отношении граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете; (В редакции Федерального закона от 03.12.2008 № 248-ФЗ)

о вступивших в законную силу приговорах в отношении граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, с направлением в военные комиссариаты воинских документов граждан, осужденных к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, аресту или лишению свободы. (В редакции Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 03.12.2008 № 248-ФЗ)

7. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты сведения о признании инвалидами граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете. (В редакции Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 06.07.2006 № 104-ФЗ; от 03.12.2008 № 248-ФЗ)

Статья 5. Мероприятия по обеспечению исполнения воинской обязанности, поступления на военную службу по контракту или поступления в мобилизационный людской резерв

(Наименование в редакции Федеральных законов от 11.11.2003 № 141-ФЗ; от 30.12.2012 № 288-ФЗ)

1. Проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и профессиональному психологическому отбору при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 202 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, медицинскому освидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, медицинскому осмотру граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением к месту прохождения военной службы, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов и проведение иных мероприятий, связанных с воинским учетом, призывом на военную службу или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами. (В редакции федеральных законов от 03.04.2017 № 61-ФЗ, от 29.12.2017 № 444-ФЗ, от 07.03.2018 № 55-ФЗ, от 03.08.2018 № 309-ФЗ, от 30.04.2021 № 131-ФЗ)

2. Гражданам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, поступления на военную службу по контракту или поступления в мобилизационный людской резерв, за время участия в указанных мероприятиях по месту их постоянной работы выплачивается средний заработок, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда в другую местность и обратно, а также командировочные расходы. (В редакции Федеральных законов от 11.11.2003 № 141-ФЗ; от 30.12.2012 № 288-ФЗ)

Статья 51. Медицинское освидетельствование и м

Источник

Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 29.11.2021) «О воинской обязанности и военной службе»

О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

12 марта 1998 года

Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.

Судебная практика и законодательство — 53-ФЗ О воинской обязанности и военной службе

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, и Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

4. Руководителям федеральных органов исполнительной власти обеспечить исполнение положений Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в отношении граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, принятых на службу (работу) в подведомственные органы и организации этих федеральных органов исполнительной власти и подлежащих призыву на военную службу.

«6. Заключение новых контрактов о прохождении военной службы с военнослужащими, направленными не на воинские должности без приостановления им военной службы, производится на основании Федерального закона и настоящего Положения. Новые контракты от имени федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба, с указанными военнослужащими подписывают должностные лица, определяемые решением руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба.»;

Осуществляя правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы, Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает обязательную подготовку гражданина к военной службе, которая предусматривает получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций. Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (статья 11).

Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностные лица.

Ограничения степени годности к военной службе по состоянию здоровья установлены в соответствии с приведенными выше федеральными законами «О воинской обязанности и военной службе» и «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» как свойственные для данного вида деятельности требования, в силу чего не могут быть признаны дискриминационными.

В апелляционной жалобе заявителем поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и удовлетворении его требований, поскольку ни Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», ни Положение о воинском учете не предусматривают существование такого документа воинского учета, как справка взамен военного билета.

Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который предусматривал бы установление иной категории годности граждан к военной службе при клинически излеченном туберкулезе органов дыхания (хирургическим путем) и которому могла бы противоречить оспариваемая норма, не имеется. При этом в решении суд правомерно сослался на то, что приведенные заявителем нормы федеральных законов от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ и от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ не регулируют вопросы, связанные с определением медицинских критериев годности к военной службе граждан, подлежащих призыву либо поступающих по контракту на военную службу.

Источник

Что составляет правовую основу прохождения военной службы по призыву

Статья 1. Воинская обязанность

обязательную подготовку к военной службе;

призыв на военную службу;

прохождение военной службы по призыву;

пребывание в запасе;

призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

2. В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и также предусматривает:

призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;

прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;

военное обучение в период военного положения и в военное время.

3. Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

4. Граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

5. Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

(п. 7 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Источник

Основные понятия по призыву на военную службу

Основные понятия по призыву на военную службу

Если вам исполнилось 18 лет, то это не означает, что вы автоматически становитесь призывником. С этого момента и до достижения 27 лет вы считаетесь гражданином призывного возраста. Так будет юридически правильнее. Призывником вы можете считаться только в том случае, если вам уже вручили повестку о том, что вы призываетесь для прохождения срочной службы, с конкретной датой прибытия к месту назначения. Гражданин призывного возраста может и не стать призывником, если у него есть отсрочка или освобождение от прохождения военной службы, а также в том случае, если он выбрал альтернативную гражданскую службу.

Срочная военная служба – это исполнение воинского долга гражданами призывного возраста сроком по призыву на один год в мирное время. Мы приводим понятие «срочной военной службы» для удобства восприятия. Это понятие является синонимом понятия «военная служба по призыву». В профессиональном сленге работников военкомата (а с этим приходится регулярно сталкиваться гражданину призывного возраста) существуют такие понятия как «срочники», «контрактники», «альтернативщики» и т.п. Юридически правильнее будет «военная служба по призыву», но на практике гражданин призывного возраста при посещении военкомата часто будет слышать фразу «срочная военная служба».

Альтернативная гражданская служба – особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами вместо срочной военной службы по призыву.

Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (приписное свидетельство) – это документ, который выдается гражданам России при прохождении комиссии по постановке граждан на воинский учет (для юношей – с 1 января по 31 марта года, в котором им исполняется 17 лет). При призыве гражданина на военную службу или зачислении в запас данное удостоверение изымается и выдается военный билет. При предоставлении отсрочки от призыва в удостоверение вносится соответствующая запись. Относитесь к удостоверению гражданина, подлежащего призыву на военную службу, бережно. В случае его утраты нужно в двухнедельный срок обратиться в военкомат.

Военный билет – это документ, выдаваемый гражданину при призыве на военную службу в Вооруженные силы Российской Федерации и иные «силовые» ведомства, где предусмотрена военная служба, а также в случае освобождения от воинской обязанности или зачислении в запас.

Помимо общей информации (фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, образование, гражданская специальность и наличие спортивного разряда), военный билет может содержать ряд специфичной информации:

• решение призывной комиссии;

• отметки о прохождении военной (альтернативной гражданской) службы, должность и военно-учетная специальность;

• воинское звание, классность по специальности;

• ранения и контузии;

• перечень вооружения и технического имущества закрепленных за военнослужащим;

• информацию по пребыванию в запасе;

• информацию о прохождении военных сборов;

• антропометрические измерения (рост, окружность головы, размер противогаза, ростовка (размер обмундирования), размер обуви;

• отметки о приеме и снятии с воинского учета;

• отметка о принятии военной присяги или принесении обязательства.

Повестка – это документ об официальном вызове в военкомат. По повестке военкомата гражданин должен явиться на медицинское освидетельствование, на заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть.

Во время призыва граждан на срочную военную службу на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования этих граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:

• о призыве на военную службу;

• о направлении на альтернативную гражданскую службу;

• о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;

• об освобождении от призыва на военную службу;

• о зачислении в запас;

• об освобождении от исполнения воинской обязанности.

На медицинскую комиссию возлагается организация и проведение медицинского освидетельствования граждан призывного возраста для определения состояния здоровья с присвоением соответствующей категории годности к военной службе (ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

На медицинской комиссии гражданину призывного возраста предстоит пройти обследование минимум у семь врачей: терапевта, хирурга, невропатолога, психиатра, окулиста, оториноларинголога, стоматолога. В случае необходимости ему могут назначить посещения и врачей другой специальности. Медицинская комиссия проводится в периоды проведения призывных кампаний. В весенний призыв 2014 года впервые призывников будут проверять на гепатит формы В и С, а для контрактников будет введен обязательный биохимический анализ, выявляющий лиц, употреблявших наркотики.

Категории годности к военной службе

По результатам медицинского освидетельствования врачи-специалисты при первоначальной постановке граждан на воинский учет и призыве их на военную службу дают заключение о годности к военной службе по следующим категориям:

«А» – годен к военной службе;

«Б» – годен к военной службе с незначительными ограничениями;

«В» – ограниченно годен к военной службе;

«Г» – временно не годен к военной службе;

«Д» – не годен к военной службе.

Для граждан, признанных годными к военной службе (категория «А») или годными к военной службе с незначительными ограничениями (категория «Б»), в соответствии с расписанием болезней и таблицей дополнительных требований к состоянию здоровья граждан определяется показатель предназначения для прохождения военной службы.

Ограниченно годные к военной службе (имеющие серьезные проблемы со здоровьем) (категория «В») не могут быть призваны. Граждане, получившие по результатам медицинского освидетельствования категорию «В», вызываются в военкомат через три года для повторного освидетельствования.

Заключение о временной не годности (категория «Г») (на срок до 12 месяцев) и о необходимости медицинского обследования (лечения) выносит призывная комиссия на основании медицинского освидетельствования (п. 26-30 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2008 г. № 574).

Если обследование (лечение) гражданина призывного возраста можно провести до окончания работы призывной комиссии, заключение о временной негодности не выносится.

Гражданин призывного возраста, уклоняющийся (отказывающийся) от обследования (лечения), должен быть повторно освидетельствован через полгода. Если при этом у него не будет выявлено признаков ухудшения здоровья либо будут отсутствовать явные признаки увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, препятствующие призыву на военную службу, комиссия признает его годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория годности «Б») (п. 26-30 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2008 г. № 574). (На основании Положения о независимой военно-врачебной экспертизе (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2008 г. № 574 внесены изменения в Положение о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. № 123. Поэтому в статье акцент сделан на нем. На практике используются оба положения.)

Не годные к военной службе освобождаются от исполнения воинской обязанности.

Во время прохождения медицинского освидетельствования граждане призывного возраста имеют право на получение полной информации о медицинских показаниях (об обнаруженных заболеваниях) на отсрочку или освобождение от призыва. Порядок оформления заключения врача-специалиста определяется Министерством обороны Российской Федерации (Приказ Минобороны РФ от 20 августа 2003 г. № 200 «О порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах Российской Федерации», пункт 277, приложения №№ 1-17).

Примерные формы (подготовлено с помощью системы ГАРАНТ):

Сроки службы и проведения призывных кампаний

Срок солдатской службы за несколько веков претерпел значительные изменения, и сегодня это уже, заметьте – не 25 лет, как в давние времена в царской России, и не два года, как несколько лет назад. А всего лишь 12 календарных месяцев. Что можно успеть за это время? По сути, только пройти курс молодого бойца, получив основные знания и необходимые практические умения и навыки защитника Отечества.

В законодательстве установлены сроки проведения призывных кампаний – с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря (ст. 25 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

В некоторых случаях возможны другие сроки призыва для граждан:

• проживающих в районах Крайнего Севера (приравненных к ним местностях) – с 1 мая по 15 июля или с 1 ноября по 31 декабря;

• проживающих в сельской местности и непосредственно занятых на посевных и уборочных работах – с 15 октября по 31 декабря;

• являющихся педагогическими работниками образовательных учреждений – с 1 мая по 15 июля (статья 25 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Знайте свои права и не забывайте об обязанностях

Постановка на первичный воинский учет граждан мужского пола происходит, когда юноши достигают 17-летнего возраста.

В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, – по месту их пребывания) в военном комиссариате (п. 1, 2 ст. 31 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»)

Если у вас произошли изменения семейного положения, образования, места работы, должности, то вы обязаны сообщить об этом в двухнедельный срок в военкомат (ст. 31 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Хотим обратить ваше внимание, что если у вас есть право на отсрочку от призыва, следует своевременно предоставлять соответствующие документы в военкомат, иначе вы можете быть призваны для прохождения срочной службы на законных основаниях.

В случае неявки по повестке без уважительных причин гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ (п. 2 ст. 28 и п. 4 ст. 31 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Уважительными причинами являются следующие:

• заболевание или увечье, связанное с утратой работоспособности;

• тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах этих лиц;

• препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

• иные причины, признанные комиссией или судом уважительными.

Эти причины должны быть подтверждены документально. Помните также, что они снимают ответственность за неявку, но не отменяют вызова в военкомат. При первой же возможности гражданин должен немедленно явиться в военный комиссариат без дополнительной повестки.

«Уклонистам» на заметку

Попытки уклониться от исполнения долга перед Родиной ни к чему хорошему не приводят. Вас могут найти, и в этом случае за свои действия придется отвечать согласно ст. 328 УК РФ. За уклонение от призыва на военную службу предусмотрен штраф до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет. Выбор наказания зависит от того, какое решение вынесет судья.

Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лицом, освобожденным от военной службы, также влечет за собой уголовную ответственность и карается либо штрафом в размере до 80 тыс. рублей, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 249 часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

Вам уже исполнилось 18, но еще нет 27 лет? – Узнайте, полагается ли вам отсрочка или освобождение от службы.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *