Что составляет отличительные черты философии древнего китая
Кратко о философии Древнего Китая
Китай – очень древняя страна, имеющая не только богатую культуру, а отличающаяся также своей философией. Следует отметить, что еще Киплинг отмечал, что западу и востоку никогда не сойтись вместе, настолько они разные. Именно древнекитайская философия позволяет наглядно продемонстрировать разницу в культуре и традициях двух сторон света.
Кратко о философии Древнего Китая
Для стран востока китайская философия оказалась таким же катализатором развития мысли и культуры, каковым для остального цивилизованного мира была философия Древней Греции.
Основу философии Древнего Китая составлял принцип триединства Вселенной, которая, по мнению китайских философов, включала в себя небо, землю и человека. При этом вся вселенная состоит из особой энергии, именуемой «Цы», которая в свою очередь подразделяется на женское и мужское начало – инь и янь.
Специфика философии Древнего Китая заключается в том, что на заре своего появления представление действительности и построения миры имело религизно-мифологическую структуру, а все главные действующие лица являлись духами и богами зооморфного характера.
Если говорить об особенностях развития философской школы, то самой значимой в сравнении с остальными философскими течениями, особенностью являлся культ предков, предполагающий приятие факт влияния ушедших в мир иной на судьбу жившего поколения. При этом обязанностями духов была забота о здравствующих.
Вторым отличием является понимание мира как постоянное взаимодействие двух начал – женского и мужского. Согласно верованиям и мышлению, в момент сотворения сущего Вселенная была представлена хаосом, при этом не было разделения на небо и землю. Рождение двух духов – инь и янь, которые стали упорядочивать хаос, привело к разделению Вселенной на два единства, небо и землю. Соответственно ян стал покровителем неба, а инь – покровителем земли. Подобное мировоззрение демонстрирует зачаточность имеющийся натурфилософии.
Также для более полного понимания китайской философии следует иметь в виду, что Китай – это мир культуры правого полушария, что предполагает совершенно иное восприятие действительности. Культуры, которые отличаются развитием правого полушария, концентрируются на зрительных образах, религиозных переживаниях, музыке и гипнозе. Люди подобных культур даже звуки слышат и воспринимают по-другому, поскольку понимание мира у них происходит через конкретные и единичные образы.
Философское мышление Китая включает в себя четыре понятия:
Философские школы Древнего Китая
Философия Древнего Китая строилась на двух основных учениях, которые имели общие черты, но отличались в деталях мировоззренческих суждений.
Философия Древнего Китая: конфуцианство. Первая из школ, которая является самой известной на сегодняшний день и имеет большое количество последователей. Ее основателем считается Конфуции или Кун Фу-Цзы в китайской транскрипции. Главными постулатами своего учения этот великий мыслитель обозначал благородство, гуманизм и неукоснительное следование правилам поведения и ритуалам. При этом его философия затрагивала управление государством. Конфуции резко негативно относился к насаждению строгих законов, полагая, что люди будут их нарушать априори. Правление следует осуществлять на основе личного примера, что заставит людей понимать и осознать стыд за собственные проступки.
Философия Древнего Китая: даосизм. Еще одно течение, которое также имеет множественных последователей. Его основателем является также реальный человек по имени Лао-Цзы. Само понятие Дао означает многогранность, которая включает в себя общее единство, бесконечность движения и всемирный Закон. Дао – это всеобщее начало и всеобщий конец. И главное в данном учении, что человек должен всю жизнь стремится к слиянию с Дао, поскольку только это приведет к гармонии, а в ином случае будут несчастья и гибель.
Философия Древнего Китая
Вы будете перенаправлены на Автор24
Философия – это способ теоретического восприятия и интерпретации мира, имеющий своим итогом его целостную картину, в которой основное место отводится вопросам сущности объектов и причинам явлений мира, а также роли самого человека в нем.
Условия развития и отличительные черты философии Древнего Китая
Философские системы в Древнем Китае возникают и достигают своего расцвета приблизительно в тоже время, что и философия античности или древней Индии – в первом тысячелетии до нашей эры. «Золотым веком» китайской философии считается период с VI по II века до н.э. в течении которого сформировались основные философские школы, были найдены центральные идеи и основания, лежащие в основе всей последующей философии Китая вплоть по настоящее время.
Данный период является крайне динамичным и насыщенным в социально-историческом плане – это эпоха раздробленности китайского государства, когда множество разрозненных царств боролись между собой за право объединить весь Китай под своим началом. Бесконечные междоусобные войны приносили множество несчастий народам Китая, что создавало плодотворную почву для развития философской мысли. Перед мыслителями того времени стояло множество вопросов о том, каким должен быть человек и общество, каким должен быть правитель и государственный строй, чтобы обеспечить Китаю процветание, а также какова причина всех бед, обрушившихся на Китай. По этой причине наиболее известные школы китайской философии имеют сильный социально-политический уклон.
Отличительными чертами древнекитайской философии, по отношению к философии античности, являются:
Холизм предполагает целостность в восприятии мира, его понимание как системы взаимосвязанных начал, действующих сил и событий. Если в античной философии мир часто предстает аналитически разделенным на различные самостоятельные объекты и сущности (материя и дух, атомы и пустота, стихии и т.д.), то в китайской философии напротив все события и силы есть часть единого целого, проявления пути неба – дао.
Готовые работы на аналогичную тему
Традиционализм и коллективизм сильно выражены в китайских философских школах. Уважение к предкам, их заветам и ценностям, уважение к родителям и старшим, семье, обществу, превосходство интересов народа, государства, над интересами отдельной личности присуще нравственно-этическим концепциям китайских философов.
Символизм предполагает гностически-эстетическое понимание мира, при котором каждый предмет и объект является чем-то большим, чем просто сумма его физических свойств и качеств, он наполняется глубинным смыслом. При этом совершенство достигаемых форм или процессов играет ничуть не меньшую роль, чем их результат, является его непосредственной частью.
С символизмом тесня связан интуитивизм. Поскольку каждый материальный объект тесно связан с духовным миром и процессами в нем протекающими рациональных средств человеческого разума недостаточно для познания мира, оно возможно в ходе откровения, предвидения, что выражается в ориентации китайской философии на различные системы предсказаний и правильной организации жизни от нумерологии до фэн-шуя.
Иерархичность присуща китайской мифологии, философии и социальной жизни, она пронизывает все слои бытия китайского общества.
Основные школы древнекитайской философии
Наиболее известными школами древнекитайской философии являются:
Даосизм По данной теме мы уже выполнили реферат даосизм подробнее является одной из наиболее древних школ, его основателем является легендарный Лао-цзы По данной теме мы уже выполнили реферат Полотические идеи Лао-цзы подробнее (старый учитель), исторический прототип которого точно не установлен по настоящее время. Даосизм представляет собой наиболее всеобъемлющую философскую школу, рассматривающую как вопросы этики и политического устройства общества, так онтологии и гносеологии. В рамках даосизма формируется учение о Дао – божественном пути и правиле, которому подчиняется все что существует в мире от травинки до самого Небесного Императора. Путь Дао – это путь не-деяния, предполагающий не пассивность, но следование естественному ходу вещей. Из принципа не-деяния вытекает и политический идеал правителя – священной фигуры, которая восседает на престоле олицетворяя власть и не вмешиваясь в происходящие события, уходящая корнями в первобытные представления, когда правитель объединял в себе функции и политической и религиозной власти.
Конфуцианство зарождается позже даосизма и воспринимает часть его идей. Основатель конфуцианства Кун-фу-цзы происходил из знатного, но обедневшего аристократического рода, что с одной стороны заставило его пережить тяготы жизни бедняка, а с другой позволило подняться в высшие слои общества. Конфуций разработал основные положения своего учения еще при жизни и будучи царским советником неоднократно пытался воплотить их в реальность, однако при жизни это ему так и не удалость. Как и даосизм конфуцианство тесно связано с традиционными взглядами и представлениями китайцев. В его основе лежит этическое учение – концепция благородного мужа, обладающего различными доблестями. Тот, кто соответствует этому идеалу будет полезен для общества, те же кто отвергают его будут преследуемы неудачами.
Легизм и моизм
Легизм и моизм возникают приблизительно в одно и тоже время представляют собой оппозиции конфуцианству. Легизм отражает взгляды привилегированных классов на природу политической власти и социальное строение общества. Эти взгляды весьма жестки. В основе легизма представление о верховенстве закона. Закон же устанавливается правителем и его окружением, в то время как народ – источник хаоса и смуты, который стремится закон нарушить. В тоже время именно в легизме формулируется представление о необходимости судить о человеке не по его роду, а по способностям и успехам в служении закону.
Моизм напротив отражает представления китайских низов – крестьянства и ремесленников на социальный идеал и политическое устройство. В центре моизма идея любви, как главной этической силы, принципа исходя из которого должны строится человеческие взаимоотношения.
После объединения Китая легизм на несколько столетий становится доминирующей идеологией, однако его излишняя жесткость к крестьянству подрывает экономику и стабильность страны, в результате чего легизм сплавляется с основными постулатами конфуцианства.
Кратко самое главное о направлениях философии Древнего Китая
В далёком прошлом китайцы имели религиозно-мифологическое мировоззрение. Оно значительно повлияло на развитие разных сфер и становление государства. Во многих литературных источниках можно узнать только кратко самое главное о философии Древнего Китая. Однако она имеет немало уникальных особенностей и направлений, о которых подробнее можно узнать в реферате.
Предыстория нового мировоззрения
Своими корнями древнекитайская философия уходит в глубокое прошлое. Её становление обусловлено разрушением традиционных отношений в обществе и ростом научных знаний. Это были главные предпосылки зарождения новой философии. Мировоззрение начало формироваться с VI века до н. э. Оно сильно повлияло на развитие культуры Китая, Японии, Вьетнама и Кореи. Эта предфилософия насчитывает больше 2500 лет. Продолжительный период древнекитайская цивилизация развивалась независимо от других государств. Поэтому она сильно отличается от других мировоззрений и имеет особенности, каковы присущи только ей.
Предфилософия Китая представляет переход от мифологии к самой философии. До VI века до н. э. люди верили, что всё в мире подчиняется Небу, которым управлял Шан-ди. Этому богу подчинялись духи и низшие божества. Древний народ представлял их в виде зверей, птиц и рыб. Волю богов народ узнавал с помощью гаданий и предзнаменований. Также люди древней цивилизации почитали мифических героев.
В течение периода VI—III вв. еков Древний Китай распадался на независимые образования, между которыми часто происходили войны. В это же время начали появляться философские школы, которым были характерны различные политические и этические убеждения. Тогда зародились понятия и идеи, ставшие традиционными для современной китайской философии.
С VI века до н. э. мыслители древнего государства пытались объяснить специфику своего представления о мире с помощью собственных наблюдений за природными явлениями. Например, в книге Ши-цзин не только утверждается о господстве Неба, но и объясняется закономерность движения космических тел. В этой работе новый культ связывают с судьбами цивилизаций и отдельных личностей. Кроме того, в книге подробно говорится о моральных ценностях.
Главные черты
Ещё с VII века китайские философы начали выдвигать новые идеи. Ши Бо объяснил понятие гармонии. Глава придворных летописцев Ши Мо верил в «парность всех вещей». Бо Янфу считал, что землетрясение, которое произошло в 780 году до н. э., было обусловлено нарушением связи между мужским и женским началами.
Со временем сформировались главные особенности древнекитайской религии:
Также философии была характерна иерархичность. Необходимость в социальной иерархии Древнего Китая выразилась во всех философских направлениях.
Особенности конфуцианства
В VII веке до н. э. в Китае бурно развивалось сразу несколько философских направлений. Самым значимым среди них было конфуцианство. Это философское учение актуально даже сегодня. Основоположником направления стал Конфуций. Хотя этот человек был малоизвестным при жизни, после его смерти люди почитали его как одного из самых великих мыслителей.
Почти 2000 лет конфуцианство регламентировало политическую, экономическую и социальную сферы, а также семейные отношения китайцев. Оно отличается строгим рационализмом. Это философское течение считает государство самым важным в обществе. Также в учении общие интересы преобладают над частными. Вместо духовенства здесь служат чиновники, которые занимаются административными и религиозными обязанностями.
Нередко конфуцианство рассматривается как образ жизни. Оно способствовало этнической сплочённости и единству народа древней цивилизации. Конфуций утверждал, что мудрость исходит из прошлого. Если человек отвергал традиции, то его ждала несчастливая жизнь.
Принципы философского учения:
В конфуцианстве народ разделяется на благородных и простых людей. Первые выступают за справедливость, гуманность и соблюдение законов государства. Простолюдины стремятся разбогатеть и использовать окружающих в корыстных целях.
Философия Конфуция учит любить и уважать предков. Взрослые сыновья должны заботиться о пожилых родителях. Справедливость считается залогом решения любых проблем. Также важным требованием конфуцианства выступает желание овладеть учением и следовать ему всю жизнь.
В деятельности человеку необходимо поддерживать баланс для достижения самосовершенствования. Индивид должен приспосабливаться к окружающей среде и одновременно подчиняться власти. Поскольку мало людей способно к самопожертвованию, Конфуций утверждал, что большую часть народа должны воспитывать правила. Однако мыслитель считал, что только разумные законы способны обеспечить стабильность в обществе.
Принципы даосизма
Другое популярное древнекитайское учение — даосизм. Это направление объясняет основы существования мира и поиск пути, по которому должен следовать человек. Основоположником этой философии был Лао-цзы.
Главные понятия даосизма:
Лао-цзы считал, что Вселенная выступает источником гармонии. Любое живое существо на планете прекрасно лишь в своём естественном виде. В даосизме человек становится счастливым и свободным тогда, когда он откажется от материальных ценностей и научится жить в гармонии с природой.
Философское направление характеризуется следующими идеями:
Лао-цзы считал лучшим правителем того, кто оставляет народ в покое. В то же время люди должны слушаться императора, поскольку властная особа способна общаться с богами и духами. Именно через правителя проходит энергия Вселенной.
Другие философские направления
Конфуцианство и даосизм сильно повлияли на мировоззрение древних китайцев. Однако богатство их культуры объясняется наличием черт из многих других философских течений.
Небольшой список иных известных направлений:
Влияние основных направлений философии на культуру Китая заметно даже сегодня. Несмотря на потерю и уничтожение большинства манускриптов, народ всё ещё помнит и соблюдает многие традиции древней цивилизации.
3. Философия древнего Китая.
Истоки древнекитайской философии восходят к началу I в. до н.э. Основные черты этого типа философствования проявляются в натурализме (т.е. культе природы), обращенность к прошлому (традиции), социально-нравственном характере и ориентации на авторитет.
В древней китайской философии господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Древние китайцы полагали, что всё в мире зависит от предопределения Неба, главным управителем которого считался Шан-ди. Ему повиновались многочисленные боги и духи, многие из которых имели явное сходство с животными, птицами или рыбами, были полуживотными — полулюдьми. «Волю Неба» можно узнать через предзнаменования и гадания.
Важнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков и мифических героев древности.
В это же время, согласно древнейшим письменным памятникам Китая, некоторые мыслители высказали ряд философских идей и выдвинули термины, которые впоследствии стали важнейшими понятиями китайской философии:
· Ши Бо выдвинул понятие гармонии (хэ),
· глава придворных летописцев и астрономов царства Цзинь Ши Мо (Цай Мо) (VIII век до н. э.) выдвинул идею «парности всех вещей»,
· сановник (дафу) царства Чжоу Бо Янфу (VIII век до н. э.) объяснял происшедшее в 780 году до н. э. землетрясение нарушением взаимодействия сил инь и ян.
Глубокие политические потрясения в VII—III веках до н. э. — распад древнего единого государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами — нашли своё отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ. Период Чжаньго в истории Древнего Китая часто называют «золотым веком китайской философии». Именно в этот период зарождаются понятия и категории, которые затем станут традиционными для всей последующей китайской философии, вплоть до новейшего времени.
В этот период свободно и творчески существовало шесть основных философских школ:
2. К онфуцианство (жуцзя): правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Изучались этические правила, социальные нормы и регулирование управления деспотическим централизованным государством.
В большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Теоретическая база была наиболее развита в даосизме; в остальных же школах мировоззренческие основания были или слабы, или заимствованы из других школ.
Завершение классического периода древней китайской философии, занимающего важное место в её развитии (конец III века до н. э.), ознаменовалось преследованиями философов и сожжением манускриптов.
Выдающиеся мыслители ханьского времени: философ и государственный деятель Дун Чжуншу (2 век до н. э.), получивший в средние века известность как «Конфуций эпохи Хань», император династии Хань У-ди (II век до н. э., конфуцианец), философ-конфуцианец, литератор и филолог Ян Сюн (53 г. до н. э. — 18 н. э.), автор написанного в подражание «Книги перемен» сочинения « Тай сюань цзин » («Канон великого сокровенного»). К ханьскому времени относятся и такие выдающиеся мыслители как Ван Чун (27 — ок. 97 г. н. э.) и Чжан Хэн (78-139). Чжан Хэн внес выдающийся вклад в развитие древнекитайской астрономии, механики, сейсмологии и географии. Крупным мыслителем этой эпохи был также историк Сыма Цянь (145—86 гг. до н. э.), автор первой всеобщей истории Китая, начинавшейся с глубокой древности и заканчивающейся концом второго века до н. э. Считается, что во время правления династии Хань в творчестве таких мыслителей как Мэн Си (90—40 гг. до н. э.) и Цзин Фан (78—37 гг. до н. э.) было положено начало календарным приложениям « И цзин». К этому направлению, развивающему календарно астрономические аспекты « И цзина», можно отнести также деятельность ученика Мэн Си Цзяо Яньшоу, автора сочинения « И линь» («Лес перемен»), а также работы Чжэн Сюаня (127—200), Сюнь Шуана (128—190) и Юй Фаня (164—233).
Большое влияние на развитие философии в Китае оказал проживший всего 23 года философ Ван Би (226—249). При династии Ранняя Вэй (220—264) он был крупным чиновником. Свои взгляды мыслитель излагал в комментариях к конфуцианской и даосской классике. Ван Би автор сочинений « Чжоу и чжу» («Комментарий к «Чжоуским переменам») и « Лао-цзы чжу» «Комментарий к « Лао-цзы »). Содержание «Чжоу и» Ван Би истолковывал как теорию временных процессов и изменений. Против развиваемой Ван Би идеи «ценности небытия» (гуй у) активно выступал философ и ученый из государства Западная Цзинь Пэй Вэй (267—300), автор сочинения «Чун ю лунь» («Рассуждение об уважения бытия»).
Философия Древнего Китая
Исторические условия и особенности возникновения философии в Древнем Китае, ее характерные черты, этапы развития и формирования. Основные школы в древнекитайской философии: натурфилософия, конфуцианство, даосизм, моизм, школа закона (легизм) и школа имен.
Рубрика | Философия |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 12.04.2015 |
Размер файла | 31,3 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Исторические условия и особенности возникновения философии в Древнем Китае
2. Характерные черты философии Древнего Китая
3. Основные школы в древнекитайской философии: натурфилософия, конфуцианство, даосизм, моизм, школа закона или легизм, школа имен
Список используемой литературы
Философская мысль человечества заpождалась в эпоху, когда на смену pодовым отношениям пpиходили пеpвые классовые общества и госудаpства. Отдельные философские идеи, обобщавшие многотысячный опыт человечества, можно обнаpужить в литеpатуpных памятниках Дpевнего Египта, Дpевнего Вавилона. Наиболее дpевней является философия, возникшая в стpанах Дpевнего Востока: в Индии, Китае, Египте и Вавилоне.
Философия Древнего Востока всегда привлекала внимание мыслителей. Интерес этот был вызван не только экзотикой Востока и возрастом его культуры и цивилизации, но и филосовскими учениями, которые содержат жизненно важные для человека проблемы. Философия Древнего востока всегда обращена к конкретному человеку, проникает в его сознание и образ жизни.
Китайская философия, как и китайская культура в целом, в период своего возникновения и развития не испытывала существенного влияния никаких иных, не китайских, духовных традиций. Это вполне самостоятельная философия, в наибольшей степени отличная от европейской.
Несмотря на то, что человек в Китае отождествляется с природой и космосом и не выделяется из общества, он занимает центральное место в китайской философии.
1. Исторические условия и особенности возникновения философии в Древнем Китае
В Древнем Китае в VIII—VI вв. до н. э., в период формирования и развития рабовладельческого общества вырисовывались две тенденции в идеологии: консервативная и прогрессивная, мистическая и атеистическая. В ходе борьбы этих двух тенденций все шире распространялись наивно-материалистические идеи о пяти первоэлементах вещей (металле, дереве, воде, огне, земле), о противоположных началах (инь и ян), о естественном пути (дао) и другие, возникшие еще на рубеже II—I тысячелетий до н. э. как результат обобщения первоначальных знаний того времени. Однако формирование философских течений относится к V—VI вв. до н. э. Между этими течениями велась напряженная борьба на протяжении почти трех столетий, борьба связанная с крутым переломом в истории древнекитайского общества.
Одной из основополагающих черт развития китайской философии следует отметить ее иероглифический характер китайской культуры в целом, в отличие от алфавитной культуры греческого типа.
В Древнем Китае, как и в других странах, философская мысль формировалась и развивалась в борьбе материализма с идеализмом. В силу исторических особенностей страны (сохранение родовых и патриархальных традиций, осталось рабовладельческих отношений) древнекитайские мыслители основное внимание уделяли решению социально-эстетических и политических проблем.
Существенной чертой древнекитайской философии является ее традиционное обращение к образу совершенно мудрого человека (мудреца). Сама идея мудреца возникла как следствие разрушения кровнородственных связей и упадка родового мировоззрения. Эта ситуация получила космическое истолкование: древние китайцы считали, что связи верха и низа разрушаются, центры Цзы перестают быть прежними, в итоге в Поднебесной возникает хаос.
Специфика китайской философии непосредственно связана с ее особой ролью в той острой социально-политической борьбе, которая имела место в многочисленных государствах Древнего Китая периодов «Весны и осени» и «Сражающихся царств». Развитие социальных отношений в Китае не привело к четкому разделению сфер деятельности внутри господствующих классов. В Китае своеобразное разделение труда между политиками и философами не было ярко выражено, что обусловило прямую, непосредственную подчиненность философии политической практике.
2. Характерные черты философии Древнего Китая
Другая особенность развития китайской философии связана с тем, что естественнонаучные наблюдения китайских ученых не находили, а небольшим исключением, более или менее адекватно выражения в философии, так как философы, как правило, не считали нужным обращаться к материалам естествознания. Пожалуй, единственным исключением в этом роде является школа моистов и школа натуралистов, которые, однако, после эпохи Чжоу прекратили свое существование. Заложенные моистами традиции соединения философской рефлексии и естественнонаучных наблюдений, данных конкретных наук для подтверждения общефилософских выводов не получили дальнейшего развития.
Философия и естествознание существовали в Китае, как бы отгородившись друг от друга непроходимой стеной, что нанесло им неповторимой стеной, что нанесло им неповторимый ущерб. Тем самым китайская философия лишила себя надежного источника для формирования цельного и всецельного мировоззрения, а естествознание, презираемое официальной идеологией, испытывая трудности в развитии, осталось уделом одиночек и искателей эликсира бессмертия. Единственным методологическим компасом китайских естествоиспытателей оставались древние наивно-материалистические идеи натурфилософов о пяти первостихиях, деление всего сущего на противостоящие друг другу темное, женское начало (инь) и светлое, мужское начало (ян), а также об эфире (ци), который сгущаясь образует тяжелые, женские частицы (инь-ци), а воспаряясь, очищаясь,- легкие, мужские частицы (ян-ци), взаимодействие их порождает сначала пять первостихий, а затем все сущее. Что касается прикладной отрасли естествознания, как китайская медицина, то она по сей день руководствуется этими идеями.
3. Основные школы в древнекитайской философии: натурфилософия, конфуцианство, даосизм, моизм, школа закона или легизм, школа имен
Важнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков, который строился на признании влияния духов умерших на жизнь и судьбы потомков. В это же время, согласно древнейшим письменным памятникам Китая, некоторые мыслители высказали ряд философских идеи и выдвинули термины, которые впоследствии стали важнейшими понятиями китайской философии. Например, Ши Бо (VIII век до н. э.), историограф династии Чжоу, выдвинул понятие гармонии (хэ), глава придворных летописцев и астрономов царства Цзинь Ши Мо (Цай Мо) (VIII век до н. э.) выдвинул идею «парности всех вещей», сановник (дафу) царства Чжоу Бо Янфу (VIII век до н. э.) объяснял происшедшее в 780 году до н. э. землетрясение нарушением взаимодействия сил инь и ян.
В VII—VI вв. до н. э. некоторые философы Древнего Китая стремились объяснять мир уже исходя из непосредственного созерцания природы. Судя по книге Ши-цзин, в этот период в китайской философии господствует культ Неба, который не только объясняет движение звёзд закономерностями естественных процессов, но и связывает их с судьбами государств и отдельных людей, а также с заповедями морали.
В этот период свободно и творчески существовало шесть основных философских школ:
1. Конфуцианство: правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Представители: Конфуций, Мэн-цзы, Сюнь-цзы;
3.Моизм: Представители: Мо Ди; Мэн Шэн.
5. Школа имён (мин цзя). Представители: Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Лун;
6. Школа «инь-ян» (инь ян цзя) (натурфилософы). Представители: Цзы-вэй, Цзоу Янь, Чжан Цан;
Особое значение Конфуций придавал категории сяо («сыновней поч-тительности»), в которой он видел моральную опору для осуществления своего учения. Конфуцианское учение о нравственности опирается на такие этические понятия как «взаимность», «золотая середина» и «человеколюбие», составляющие в целом «правильный путь» (дао), которому должен следовать всякий, желающий жить в согласии с самим собой и другими.
Конфуций признавал, что «все течет» и что «время бежит не останавливаясь», но тем не менее он заботился о том, чтобы в обществе все оставалось неизменным. Ключ к управлению народом он видел в силе нравственного примера вышестоящих нижестоящим.
Третьей крупной философской школой Древнего Китая считается моизм, основанный Мо Ди (Мо-цзы) (479-400 гг. до н.э.). Основным источником изучения взглядов мыслителя является книга «Мо-цзы», составленная на основе записей его учеников.
Центральное место в этическом учении Мо-цзы занимает идея «всеобщей любви» цзяньай, противостоящая конфуцианскому принципу жэнь. Он считал, что смуты и распри в стране произошли оттого, что люди перестали любить друг друга. По его мнению, образцом правителя является небо, благодаря своему человеколюбию. Небо способно «желать» и «не желать», оно обладает волей и способно награждать и наказывать. Небо «желает, чтобы люди помогали друг другу, чтобы сильный помогал слабому, чтобы люди учили друг друга», «чтобы верхи проявляли усердие в управлении страной, чтобы в Поднебесной царил порядок, а низы были усердны в делах».
Центральное место в теории Мо-цзы занимает тезис о «трех критериях» (сяньбяо). Философ считал, что суждение об истине и лжи, о пользе и вреде каких-либо деяний нужно сопоставить, во-первых, с «делами мудрых правителей прошлого»; во-вторых, с «действительностью, воспринимаемой глазами и ушами»; в-третьих, «с той пользой, которую эти дела приносят стране, народу». Таким образом, исходным пунктом процесса познания рассматривается опыт, добытый предками и накопленный современниками.
По мнению Хань Фэй-цзы, человек является врожденным эгоистом. Злое начало заложено в нем самой природой. Эта природа не может быть изменена в лучшую сторону, но ее можно пресечь наказанием или страхом наказания. В связи с этим государь, чтобы заставить служить себе всех людей, может прибегать к таким средствам как соблазн, угрозы, награды и наказания. При этом Хань Фэй-цзы предлагал меньше поощрять и строже наказывать. Единство государства и прочность власти правителя могут обеспечить законодательство, продуманная система наград и наказаний, система круговой поруки и всеобщей слежки. Эта идеология сыграла значительную роль в создании единого, централизованного государства Цинь.
Особое значение легисты уделяли хозяйственной функции государства, его регулирующей роли в экономике, в поддержании цен на рынке и т.д. Для укрепления власти правителя они предлагали ввести государственную монополию на разработку естественных богатств и передачу доходов в государственную казну.
В школе мин цзя сложились два направления. Первое (его главным представителем был Хуэй Ши (ок. 370-310 гг. до н. э.)) делало основной акцент па относительности различии между предметами. Второе (главный представитель Гунсунь Лун (ок. 325-210 гг. до н.э.))абсолютизировало различия в вещах. Акцентирование внимания па отдельных противоположных качествах явлений и предметов приводило к софистическим утверждениям.
Представители школы мин цзя пришли к выводу о невозможности достижения истины. Рассмотрим пример характерного рассуждения из книги «Чжуан-цзы».
«Допустим, что вы спорите со мной и я терплю поражение в споре, ибо не могу победить вас. Значит ли это, что я на самом деле неправ, а вы на самом деле правы? Допустим, что вы спорите со мной и терпите поражение в споре, ибо не можете победить меня. Значит ли это, что вы на самом деле неправы? Или же один из нас полностью прав, а другой целиком неправ? Сие невозможно познать ни вам, ни мне, ни любому другому, бродящему, подобно нам, в потемках человеку. Кого бы я мог пригласить быть судьей-посредником в нашем споре? Если я приглашу человека, стоящего на вашей точке зрения, он неизбежно примет вашу сторону. Как же он сможет разъяснить нам истину? Если я приглашу человека, придерживающегося моей точки зрения, он неизбежно встанет на мою сторону. Как же он сможет разъяснить нам истину? Если я приглашу человека, который не разделяет ни вашей, ни моей точки зрения, он не примет ни вашей, ни моей точки зрения, а будет отстаивать спою. Как же он сможет разъяснить нам истину? Если я приглашу человека, согласного и с вашей точкой зрения, и с моей, он неизбежно будет вторить и вам, и мне. Как же он сможет разъяснить нам истину? Итак, ни вы, ни я, ни любой другой человек не в состоянии познать истину. Не должны ли мы ждать вмешательства со стороны четвертого?»
Школа «инь-ян» (натурфилософия)
История философии показывает, что в Китае, как и в других странах, при формировании философии использовались мифологические образы и представления.
В начале I тысячелетия до н. э. в Китае складывается натурфилософская концепция, основные идеи которой надолго сохранили свою значимость. Из мифологии заимствуются понятия Инь и Ян, которые получают более широкую трактовку. Инь и Ян противостоят друг другу, но одновременно и зависят друг от друга, взаимопроникают друг от друга, что находит выражение в известной эмблеме.
Высоко оцениваются значение гармонии как соотношения разнообразного. Именно благодаря гармонии рождаются и развиваются предметы.
И в заключение, подводя итоги, необходимо отметить, что древневосточная философия представляет собой большую культурную ценность для всего человечества. Её идеи были интегрированы в духовную среду Запада. Известные литераторы Европы и России неоднократно обращались к ней исключительно в положительном смысле. Можно утверждать, что философская культура Древнего Востока не замкнулась в себе и проложила дорогу на Запад.
Древнекитайскую философию отличает следующее. Выйдя из глубин мифологически-религиозного мировоззрения, она сохранила его общие структуры и стабильный круг проблем и понятий. Философские размышления носили отчетливо выраженный практический характер, они были сориентированы на решение морально-этических и социально-политических проблем.
Есть, однако, у Древневосточной философии и другая сторона. Как и каждая далёкая от нас философия прошлого, она несёт неразгаданные идеи, значение которых раскрывается порой неожиданно в связи с гораздо более поздними находками человеческой мысли, открытиями в науке, поисками смысла бытия.
Китайская философия отражает историю развития воззрений китайского народа на природу, общество, на взаимоотношения человека с природой и с обществом. Особое внимание в мировоззренческих подходах китайцев занимает проблема отношений человека и неба.
Китайский народ создал свою оригинальную систему взглядов на природу и человеческое общество, на историю развития культуры. В размышлениях китайских мудрецов с древности до наших дней неизменно важное место занимают рассуждения о природе человека, о сущности знания и методах его достижения, о взаимоотношении человеческого знания и действия, о влиянии познания и действия на его нравственный облик.
Список используемой литературы
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Предпосылки возникновения древневосточной философской мысли. Направления древнеиндийской философии: ведическая культура, ортодоксальные и неортодоксальные школы. Учения древнекитайской философии: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, школа имен.
контрольная работа [37,0 K], добавлен 06.05.2011
Особенности направлений древнеиндийской философии: брахманизм; философия эпического периода; неортодоксальные и ортодоксальные школы. Школы и направления древнекитайской философии: конфуцианство; даосизм; моизм; легизм; школа сторонников Инь и Ян.
контрольная работа [31,9 K], добавлен 19.11.2010
Изучение истории зарождения и развития индийской философии, Шраманская эпоха. Ортодоксальные и неортодоксальные школы индийской философии. Возникновение и развитие философской мысли в Китае. Конфуцианство, легизм, даосизм как школы китайской философии.
курсовая работа [44,7 K], добавлен 15.04.2019
Китай как цивилизация особого типа. Знакомство с особенностями развития философии в Древнем Китае. Общая характеристика основных философских школ: даосизм, конфуцианство, моизм. Рассмотрение философских, религиозных и идеологических основ конфуцианства.
реферат [66,0 K], добавлен 09.03.2017
Особенности возникновения и развития философии в Древнем Китае. Основные этапы развития философской мысли. Представление о мире и человеке в конфуцианстве и даосизме. Социокультурные истоки индийской философии. Основные положения буддизма, джайнизма.
контрольная работа [28,4 K], добавлен 03.12.2008