Что составляет основу внешней среды предприятия охарактеризуйте ее основные элементы

Понятия и основные элементы внешней среды организации

Внешняя среда окружение, охватывающее большое количество различных факторов, которые могут, так или иначе, воздействовать на функционирование, как в текущем периоде, так и в перспективном [2].

Внешняя среда организации включает такие элементы как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации, источники трудовых ресурсов, значимые по отношению к операциям организации.

Внешнюю среду характеризуют следующие характеристики [3]:

Среда прямого воздействия внешней среды – это непосредственное окружение организации, оно формирует такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность определенной организации.

При рассмотрении влияния на организацию внешнего окружения важно понимать, что характеристики среды отличны, но в то же время связаны с ее факторами. Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности и неопределенности внешней среды описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия. Эта зависимость станет понятнее при рассмотрении основных факторов в среде прямого воздействия: поставщиков, законов и государственных органов, потребителей и конкурентов.

Итак, к элементам прямого воздействия внешней среды организации относятся [4]:

1) Поставщики осуществляют поставки материалов, оборудования, энергии, капитала и рабочей силы.

2) Законы и государственные органывлияют на организацию, так как каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь единоличным владением, компанией, корпорацией или некоммерческим объединением.

3) Потребители.Существование организации зависит от её способности находить потребителя результатов её деятельности и удовлетворять его запросы.

Факторы внешней среды косвенного воздействия внешней среды организации обычно не влияют на деятельность организаций так же заметно, как факторы внешней среды прямого воздействия. Однако руководству организаций необходимо учитывать и их.

Итак, к элементам косвенного воздействия внешней среды организации относятся [6]:

1) Технология(как состояние научно-технического прогресса) в качестве внешнего фактора отражает уровень научно – технического развития, который воздействует на организацию. Технология, как внутренний переменный и внешний фактор, имеющий большое значение для организации.

2) Состояние экономики.Менеджер должен также уметь оценивать то, как скажутся на операциях организации общие изменения состоянии экономики, так как оно может сильно влиять на возможности получения организацией капитала для своих нужд.

Состояние мировой экономики влияет, как правило, на стоимость сырьевых ресурсов. Состояние национальной экономики определяет платежеспособность населения, цену кредитов и многое другое. То или иное конкретное состояние экономики может оказать положительное влияние на одни, и отрицательное влияние на другие организации.

4) Политические факторы настроение администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Настроения влияют на такие действия правительства, как налогообложение доходов корпорации, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, обязательной сертификации, тенденции в соотношении цен и зарплаты и многое другое.

Для компаний, ведущих операции или имеющих рынки сбыта во многих странах, особенно важным является такой фактор, как политическая стабильность.

5) Отношения с местным населением.Имеет преобладающее значение местной общественности для организации. Почти в каждой общности существуют определенные законы и установки по отношению к бизнесу, определяющие, где можно развернуть деятельность той или иной организации. 6) Международное окружение.В то время как факторы внешней среды, описанные выше, в той или иной мере влияют на все организации, среда организаций, действующих на международном уровне, отличается повышенной сложностью.

Это обусловлено уникальной совокупностью факторов, характеризующих каждую страну.

Экономика, культура, количество и качество трудовых и материальных ресурсов, законодательство, государственное устройство, политическая стабильность, уровень технологического развития изменяются от страны к стране.

Таким образом, прогнозирование внешней среды позволяет организации создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в этой среде.

Для успешного же планирования руководство должно иметь полное представление не только о существенных внешних проблемах, но и о внутренних потенциальных возможностях и недостатках организации.

Что составляет основу внешней среды предприятия охарактеризуйте ее основные элементы. Смотреть фото Что составляет основу внешней среды предприятия охарактеризуйте ее основные элементы. Смотреть картинку Что составляет основу внешней среды предприятия охарактеризуйте ее основные элементы. Картинка про Что составляет основу внешней среды предприятия охарактеризуйте ее основные элементы. Фото Что составляет основу внешней среды предприятия охарактеризуйте ее основные элементы

Что составляет основу внешней среды предприятия охарактеризуйте ее основные элементы. Смотреть фото Что составляет основу внешней среды предприятия охарактеризуйте ее основные элементы. Смотреть картинку Что составляет основу внешней среды предприятия охарактеризуйте ее основные элементы. Картинка про Что составляет основу внешней среды предприятия охарактеризуйте ее основные элементы. Фото Что составляет основу внешней среды предприятия охарактеризуйте ее основные элементы

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Что составляет основу внешней среды предприятия охарактеризуйте ее основные элементы. Смотреть фото Что составляет основу внешней среды предприятия охарактеризуйте ее основные элементы. Смотреть картинку Что составляет основу внешней среды предприятия охарактеризуйте ее основные элементы. Картинка про Что составляет основу внешней среды предприятия охарактеризуйте ее основные элементы. Фото Что составляет основу внешней среды предприятия охарактеризуйте ее основные элементы

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Что составляет основу внешней среды предприятия охарактеризуйте ее основные элементы. Смотреть фото Что составляет основу внешней среды предприятия охарактеризуйте ее основные элементы. Смотреть картинку Что составляет основу внешней среды предприятия охарактеризуйте ее основные элементы. Картинка про Что составляет основу внешней среды предприятия охарактеризуйте ее основные элементы. Фото Что составляет основу внешней среды предприятия охарактеризуйте ее основные элементы

Источник

Внешняя среда организации: понятие, факторы

Понятие внешней среды организации

Организация представляет собой открытую систему, постоянно взаимодействующую с внешней средой.

Каждая организация, являясь открытой системой, зависит от внешней среды, которая связана с поставками ресурсов, кадров, потребителей, энергии и т.д. Поэтому организациям необходимо в своей деятельности учитывать факторы внешней среды и приспосабливаться к ним.

В данной ситуации организации схожи с биологическими организмами. В соответствии с теорией эволюции Чарльза Дарвина сохранившиеся виды выжили потому, что нашли способ приспособиться к изменениям среды их обитания. Организации таким же образом необходимо приспосабливаться, чтобы сохранить эффективность и выжить.

Внешняя среда характеризуется неопределенностью, сложностью и подвижностью.

Неопределенность внешней среды объясняется недостаточностью информации о факторах и ее низкой достоверностью. Чем неопределеннее данные, характеризующие факторы внешней среды, тем сложнее принимать эффективные управленческие решения.

Сложность внешней среды можно определить количеством факторов, на которые организации необходимо реагировать, а также их вариативностью. Факторы внешней среды можно характеризовать многими данными, которые необходимо принимать во внимание при разработке управленческих решений.

Подвижность можно определить скоростью, с которой варьируются факторы окружающей среды. Наибольшие трансформации происходят в отраслях, которые ориентированы на научно-технический прогресс.

Факторы внешней среды

Факторы внешней среды организации разделяют на две группы:

Это облегчает учет степени их влияния на деятельность организации (рисунок 1).

Среда прямого воздействия, или микросреда, содержит факторы, непосредственно влияющие на бизнес и оказывающие прямое воздействие на деятельности организации.

Это прежде всего конкуренты, потребители, коммерческие банки, поставщики сырья, комплектующих, материалов, инфраструктура, которая необходима для бизнеса, муниципальные и государственные организации и органы власти, международный фактор.

Среда косвенного воздействия, или макросреда, включает факторы, которые могут и не оказывать немедленного прямого воздействия на организацию, но так либо иначе влияет на ее функционирование. Речь идет о научно-техническом прогрессе, состоянии экономики, политических и социально-культурных изменениях в обществе, демографических и природно-географических показателях.

Обычно организация определяет сама, какие именно факторы и в какой степени могут воздействовать на эффективность ее функционирования в настоящий период и на перспективу и какие меры нужно принять для успешного ведения деятельности.

Факторы прямого воздействия

Рассмотрим более подробно факторы прямого воздействия. В первую очередь на работу организации влияют непосредственно потребители услуг и продукции. В эту группу включаются непосредственные клиенты и покупатели: официальные дистрибьюторы, торговые агенты, торговые фирмы, фирмы-производители, магазины, а также индивидуальные клиенты и покупатели. Состав потребителей зависит от сферы функционирования организации, специфики ее услуг и продукции, рынков сбыта, масштабов производства и иных факторов. Кроме непосредственных покупателей в данную группу могут быть включены общества экологической защиты, общества потребителей и иные подобные организации. Их воздействие на производителей продукции становится все более ощутимым и с ним приходится считаться. Данные организации находятся в непосредственном взаимодействии с производителями, по поводу добросовестности рекламы, качества продукции, соблюдения экологических стандартов и т.п.

Воздействие потребителей проявляется в следующих формах:

Производители поэтому могут влиять на потребителей существенным образом, предлагая уникальную продукцию или услуги, гарантируя высокое качество и сроки поставок, устанавливая более низкие цены, являясь монополистами в этой отрасли и т.д. Если позиция производителя является достаточно сильной, то имеется и потенциальная угроза смены покупателей.

Проведение анализ положения потребителей дает возможность лучше понять оказывают ли они давление на производителя, в чем может проявиться их влияние, а также понять, насколько сильны позиции данной организации, как она воздействует на покупателей и в чью пользу складывается баланс сил в данном взаимодействии.

Поставщики природных и материальных ресурсов. Поставщики материалов, сырья, электро- и теплоэнергии, полуфабрикатов, газа, воды могут непосредственно воздействовать на организацию, создавая зависимость от ресурсов. Зависимость одних компаний от распределения ресурсов дает власть другим компаниям и предоставляет возможность влиять на издержки, качество производимой продукции, сроки ее изготовления и на эффективность функционирования организации в целом. Анализ поставщиков природных и материальных ресурсов дает возможность определить, насколько сильна ресурсная зависимость компании и каковы причины ее зависимости.

При анализе необходимо обращать внимание на качество и цены товаров и услуг, соблюдение условий, сроков и объема поставок, а также на тот факт, является ли поставщик монополистом этого вида ресурсов либо возможно изменение данного поставщика. Зависимость от поставщика создает для менеджеров компании большие сложности при обеспечении ее необходимыми природными и материальными ресурсами. В данных условиях организации необходимо направлять свои силы на то, чтобы уменьшить ресурсную зависимость.

Конкуренты. К ним относятся те компании, которые реализуют на одних и тех же рынках продукцию либо оказывают услуги, которые удовлетворяют одни и те же потребности. При анализе конкурентной среды менеджерам необходимо оценивать, в какой степени сильна конкуренция, какое влияние она оказывает на деятельность компании, выявить главных конкурентов, потенциальные и реальные угрозы с их стороны. Вместе с тем, менеджерам нужно знать позиции их компании и каковы их конкурентные преимущества, чтобы разработать определенную конкурентную стратегию. Если на рынок выходят новые фирмы, которые намерены производить аналогичный продукт, либо уже существующие выпускают такой же вид продукта, то их нужно включать в ту же группу как потенциальных конкурентов и также необходимо изучать.

Угрозу для компании могут представлять также организации, которые производят товары либо услуги, способные заменить либо даже полностью вытеснить ее продукт. Менеджерам необходимо анализировать возможность наличия данных товаров-субститутов или их возникновения. Чем более достоверной и полной информацией о потенциальных и реальных конкурентах располагают менеджеры компании, тем лучше они смогут подготовить компанию к ответным действиям на вызовы конкурентов, разработав оборонительную или наступательную стратегию.

Инфраструктура. Это часть деловой среды, обеспечивающей организацию необходимыми для ее функционирования трудовыми, информационными, финансовыми ресурсами, аудиторскими, транспортными, консультационными, страховыми и иными услугами. В инфраструктуру входят целый ряд организаций, таких как фондовые биржи, банки, кадровые и рекламные агентства, аудиторские и консультационные фирмы, арендаторы, лизинговые компании, железные дороги, охранные агентства.
Государственные и муниципальные организации и органы власти.

К деловой среде организации в зависимости от размера организации, формы собственности, финансирования, масштаба ее деятельности, видов выпускаемой продукции и иных параметров могут входить различные федеральные, муниципальные и региональные организации либо органы власти, с которыми она взаимодействует непосредственно (например, налоговая инспекция, суды, местная администрация и т.д.). Их воздействие на организацию может проявляться по-разному: от регулирования ее деятельности до прямого вмешательства.

Сюда можно включить принятие законов и иных нормативных актов, которые определяют правовую базу бизнеса, частичное или полное владение акциями, предоставление субсидий, лицензирование, взимание налогов и контроль за их уплатой, применение административных и экономических санкций и проч.

Международный сектор деловой среды начинает все больше непосредственно воздействовать на деятельность организаций Российской Федерации. В последние годы возникла опасность конкуренции со стороны иностранных фирм на российском рынке, вытеснения российских компаний иностранными, которые обеспечивают лучшее качество товаров, к примеру, таких как ряд продуктов питания, компьютеры, автомобили, бытовая электронная техника. Вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО) увеличивает данную опасность.

Отношения российских компаний с международной средой могут появиться при создании совместных компаний, покупке акций организации иностранными инвесторами, при выходе на иностранные рынки, выполнению совместных проектов, осуществлении поставок товаров из-за границы и т.д.

Задача менеджмента компании состоит в том, чтобы внимательно анализировать изменения факторов прямого воздействия и оперативно реагировать на данные изменения.

Факторы косвенного воздействия

Рассмотрим группу факторов косвенного воздействия.

Экономическая среда компании характеризует условия ее создания, функционирования и эффективности ее деятельности. Это – покупательная способность населения, которая зависит, в свою очередь, от уровня системы налогов, безработицы и т.д.

Любая компания подвергается воздействию социально-культурных факторов, к которым можно отнести стереотипы поведения потребителей, традиции, предпочтение определенной торговой марки либо, наоборот, негативное отношение к какому-то из товаров и т.п. Социокультурный фактор в Российской Федерации из-за ее расслоения населения на бедных и богатых, многонациональности и масштабов является весьма актуальным.

Очень важную роль в деятельности компании играет политический фактор. Он тесно взаимосвязан с международным окружением и социокультурным фактором. Политический фактор определяет во многом обстановку, в которой организация осуществляет свою деятельность. Речь идет о практических действиях законодательных, административных и судебных органов, защищающих права граждан, частную собственность, бизнес; о структуре и соотношении интересов в обществе. Политическая система значительно воздействует на деловую активность компании.

Правовая среда – это законы и иные правовые акты, которые устанавливают допустимые нормы деловых взаимоотношений компании. От знания и соблюдения принятых правовых норм и законов зависят законность деловых операций, правомерность заключения и выполнения тех либо иных контрактов, возможность решения спорных и иных вопросов, которые связаны с деятельностью компании, осуществляемой в рамках действующего законодательства.

Научно-технический прогресс включает технологические и научные факторы. На их основе компании могут выпускать новую и модернизировать старую продукцию, разрабатывать новые и совершенствовать старые технологические процессы. При этом можно применять не только результаты научных разработок и исследований, полученных в этой отрасли, но и заимствовать их из смежных отраслей. Если компании осознали важность применения технологических инноваций, то их деятельность развивается успешно.

Природно-географическая среда характеризует экологическую обстановку и природные условия, в которой функционирует бизнес. Подразумевается наличие и доступность энергоресурсов, сырья, сезонные, климатические условия, а также нарушения естественного баланса в природе и степень загрязнения.

Рынок труда включает учебные заведения, службы занятости, кадровые агентства, биржи труда и т.д., с которыми компания непосредственно взаимодействует и устанавливает связи, чтобы обеспечить себя необходимым человеческим капиталом.
Изменения внешней среды сильно воздействуют на деятельность компании. Это заставляет их находить способы улучшения взаимодействия и адаптироваться.

Источник

Внешняя среда, ее основные характеристики — Характер и основные характеристики внешней среды предприятия

Каждая организация расположена и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если это позволяет окружающая среда.

Внешняя среда является источником, который обеспечивает организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на надлежащем уровне. Организация находится в постоянном обмене с внешней средой для обеспечения своего выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них опираются многие другие организации в той же среде. Поэтому всегда есть вероятность того, что организация не сможет получить необходимые ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести к многочисленным негативным последствиям для организации. Задача стратегического управления заключается в обеспечении того, чтобы организация взаимодействовала со своей средой таким образом, чтобы она могла сохранять способность достигать своих целей и тем самым выживать в долгосрочной перспективе.

Для того чтобы стратегически выстроить поведение организации и внедрить эту стратегию, руководство должно иметь глубокое понимание не только внутренней среды организации, ее возможностей и тенденций, но и внешней среды, ее тенденций и места организации в ней. При этом внешняя среда изучается стратегическим руководством в первую очередь для определения того, какие угрозы и возможности организация должна учитывать при определении своих целей и их достижении.

На эффективность работы организации влияют изменения во внешней среде. Эти изменения влияют на цели, стратегии и миссию самой организации. Таким образом, нынешняя задача руководства заключается в обеспечении соответствия стратегии организации окружающей среде. Это определяет актуальность выбранной темы исследования.

Окружение любой организации может быть определено как совокупность трех сфер — внутреннее окружение, микроокружение, макроокружение.

Внутренняя среда организаций включает в себя следующие основные элементы: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационную структуру. Описание внутренней среды дает информацию о сильных и слабых сторонах деятельности организации, ее внутренних возможностях. Две другие области формируют внешнюю среду компании.

Что составляет основу внешней среды предприятия охарактеризуйте ее основные элементы. Смотреть фото Что составляет основу внешней среды предприятия охарактеризуйте ее основные элементы. Смотреть картинку Что составляет основу внешней среды предприятия охарактеризуйте ее основные элементы. Картинка про Что составляет основу внешней среды предприятия охарактеризуйте ее основные элементы. Фото Что составляет основу внешней среды предприятия охарактеризуйте ее основные элементы

Что составляет основу внешней среды предприятия охарактеризуйте ее основные элементы. Смотреть фото Что составляет основу внешней среды предприятия охарактеризуйте ее основные элементы. Смотреть картинку Что составляет основу внешней среды предприятия охарактеризуйте ее основные элементы. Картинка про Что составляет основу внешней среды предприятия охарактеризуйте ее основные элементы. Фото Что составляет основу внешней среды предприятия охарактеризуйте ее основные элементы

Характер и основные характеристики внешней среды предприятия

Внешняя среда — это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, социальных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних условий и факторов, которые действуют в среде компании и влияют на различные сферы ее деятельности. Внешняя среда зависит от внешних и внутренних факторов влияния.

Внешняя среда имеет определенную сложность. Внешняя сложность означает число факторов, на которые организация должна реагировать, и степень вариации каждого фактора. Глядя на количество внешних факторов, на которые организация должна реагировать, если она находится под давлением правительственных постановлений, часто пересматривает контракты с профсоюзами, многочисленными заинтересованными группами, многочисленными конкурентами и ускоряющимися технологическими изменениями, можно утверждать, что эта организация находится в более сложной среде, чем, например, организация, которая обеспокоена действиями лишь нескольких поставщиков, не имеющая профсоюзов и медленно осуществляющая технологические изменения. Аналогичным образом, с точки зрения факторного разнообразия организация, которая использует мало ресурсов и специалистов и ведет дела лишь с несколькими фирмами в своей стране, должна считать условия предложения менее сложными, чем организация с другими параметрами. С точки зрения факторного разнообразия организация, использующая различные и различные технологии, которые развивались быстрее, чем незатронутая организация, окажется в более сложной обстановке.

Внешнее окружение компании действует как нечто заданное. Внутренняя среда компании, по сути, является реакцией на внешнюю среду.

Макросреда состоит из элементов, которые не имеют прямого отношения к компании, но влияют на формирование общей атмосферы в бизнесе. Объем исследований рынка зависит от размера компании.

Каждая организация действует во взаимодействии с внешними условиями. Поэтому она должна использовать возможные преимущества и избегать реальных угроз, изменяя тем самым свое существование. Невозможно изучить все условия внешней среды, так как она избыточна и представляет собой большой объем информации; необходимо изучить непосредственное влияние на деятельность организации.

Микросреда — это среда прямых контактов с компанией, в нее входят те участники рынка, с которыми компания имеет прямые отношения или которые оказывают прямое влияние на компанию. Это, в первую очередь, поставщики экономических ресурсов, необходимых предприятию (сырье, финансовый капитал, производственный капитал), отдельно выделяющие поставщиков рабочей силы — временных работников, затем заказчиков — потребителей продукции предприятия, посредников — финансовые, коммерческие, маркетинговые, государственные экономические структуры (например, налоговый аудит). Во-вторых, к элементам рабочей среды относятся конкурирующие фирмы и так называемая контактная общественность — средства массовой информации, общества потребителей и т.д. — которые оказывают существенное влияние на формирование благоприятного или неблагоприятного имиджа компании.

Сложность внешней среды — количество факторов, на которые организация должна реагировать.

Анализ внешней среды

Процесс мониторинга внешней среды для выявления возможностей и угроз для организации называется анализом внешней среды.

Анализ внешней среды необходим для любой организации, работающей во взаимодействии с внешними условиями, потому что она должна использовать возможные преимущества и избегать реальных угроз, которые меняют ее существование.

Невозможно изучить все условия внешней среды, поскольку она избыточна и представляет собой большой объем информации; необходимо изучить непосредственное влияние на деятельность организации. Рассмотрим важнейшие условия.

Социально-экономические условия: демографические изменения в обществе, в котором действует организация; доходы населения; уровень жизни; доступность досуга для потребителя; социальная структура и др.

Социально-культурные условия: Уровень образования; наличие и количество образовательных и культурных учреждений, обычаев, традиций, интересов и т.д.

Социально-экономические условия: Уровень инфляции; уровень занятости, денежная стабильность; научно-технический прогресс; конкуренция; рыночная зрелость, кредит и т.д.

Социально-политические условия: Изменения в законодательстве; налоговой политике, отношении местных властей к деятельности организации; международных отношениях; межнациональных отношениях и др.

Природные и экологические условия: Наличие необходимых природных ресурсов; потенциальное воздействие на природу; деятельность по «зеленому» движению и др.

Изучение всех этих условий позволяет скорректировать миссию и цели организации, с другой стороны, уточнить и конкретизировать их, т.е. дополнить некоторые цели несколькими более мелкими и конкретными целями. Например, снижение доходов населения будет препятствовать внедрению более элитного, но и более дорогого оборудования; изменение налоговой политики приведет к сокращению предложения площадей; сокращение рекреационных и культурных центров позволит и детализирует изъятие продукции среднего класса, сроки открытия аудио-видеоотдела и т.д.

После выявления наиболее важных факторов среды организации необходимо получить всю возможную информацию о них.

Техника создания баз данных. Информацию о критических точках в окружающей среде можно получить следующим образом:

Прежде чем приступать к поиску информации, компания должна определить объем каждого значимого элемента внутренней и внешней среды. внешний экологический контроль

Реальной задачей руководства является обеспечение соответствия стратегии организации ее окружению. Важно ответить на вопрос: «Как развивалась организация и ее окружение до сих пор, каковы тенденции по сравнению с планом и прогнозом?», т.е. руководство должно иметь четкое представление о том, какова стратегическая ситуация организации в данный момент.

Процесс оценки стратегической ситуации состоит из трех этапов (фаз): сбор информации о текущем состоянии организации; анализ отклонений от целевого состояния; и, как логическое завершение цикла, разработка сценария.

Первый этап — сбор информации о профиле организации с учетом состояния внешней среды.

Профиль представляет собой комплексную оценку организации, характеризующую ее специализацию, организационно-технический уровень, систему управления и организационную культуру. Для того чтобы организация хорошо функционировала, необходимо обеспечить определенное соответствие между ее профилем и внешней средой. Профиль определяется путем изучения бизнеса, в котором работает организация; ее позиции на рынке, является ли она лидером или догоняющим; технологии, техники и интенсивности использования производственного оборудования и рабочей силы; организации производства и организационно-управленческой структуры; организационной и деловой культуры; насколько динамична организация в целом.

При сопоставлении профиля организации с дизайном развивающейся (меняющейся) внешней среды необходимо проанализировать с позиций текущего и обозримого будущего влияние общества на организацию и наоборот; технологическую среду организации и технологические тенденции на ее рынке; экономическую среду и экономическую политику организации; структуру взаимодействий с окружающей средой, входящих и исходящих коммуникаций; характер законодательных ограничений и политического воздействия на организацию.

На втором этапе процесса анализа стратегической ситуации основное внимание уделяется анализу сильных и слабых сторон организации. Основное внимание уделяется выявлению степени уязвимости организации по отношению к изменениям во внешней среде и характеристикам, которые мешают ей использовать возможности, существующие в этой среде. На основе этого определяются дифференцирующие характеристики организации для использования возможностей и нейтрализации или смягчения угроз.

На третьем этапе разрабатывается сценарий будущего имиджа организации и способы его достижения с учетом возникающих возможностей и угроз. Этот сценарий определит организационные, технологические и маркетинговые качества организации, которые позволят ей воспользоваться возможностями и избежать потенциальных угроз. Предлагаемый выше анализ определит будущее положение организации при сохранении запланированной стратегии. Центральным моментом здесь является выявление и анализ «стратегических пробелов» (пробелов).

Под «стратегическими пробелами» понимается разница между выбранным (планируемым) курсом развития организации и курсом развития в новых, меняющихся условиях. «Стратегические пробелы» могут возникать между различными элементами стратегического управления: Цели и стратегия, стратегия и организационная структура, стратегия и механизмы ее реализации, стратегическое и текущее планирование и др. Они во многом определяются интуитивно, основываясь на опыте и знаниях ведущих специалистов по планированию и руководителей организации.

Кульминацией разработки сценариев является стратегическое планирование, учитывающее обстоятельства изменения внешней среды и степень соответствия этой среды профилю организации, а также результаты, связанные с новым видением организации. Затем стратегические цели дорабатываются, и алгоритм закрывается.

Следует отметить, что расследования, описанные в этом разделе, могут проводиться для оценки ситуации в организации или для обоснования использования возможностей в области развития, которые требуют заблаговременного рассмотрения и мониторинга новых управленческих решений.

Методы анализа внешней среды организации

Существует множество методов анализа внешней среды организации, давайте рассмотрим некоторые из них.

Методология SWOT (Strength, Weakness, Opportunities and Threats — Сила, Слабость, Возможности и Угрозы) для экологического анализа является общепринятым подходом, позволяющим совместно рассматривать внешнюю и внутреннюю среду. Применяя методологию SWOT, можно установить связь между присущими организации сильными и слабыми сторонами и внешними угрозами и возможностями. Методология SWOT-анализа состоит в том, чтобы сначала определить сильные и слабые стороны, а также угрозы и возможности, а затем создать цепочки взаимоотношений между ними, которые затем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.

SWOT-анализ сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. Сильные и слабые стороны компании, а также возможности и угрозы рынка должны быть введены в соответствующие ячейки матрицы.

Сильные стороны компании — это то, в чем она преуспевает, или особенность, которая предоставляет дополнительные возможности. Сильные стороны могут состоять из имеющегося опыта, доступа к уникальным ресурсам, наличия передовых технологий и современного оборудования, высококвалифицированного персонала, высокого качества продукции, узнаваемости бренда и т.д.

Слабыми сторонами компании является отсутствие чего-то важного для функционирования компании или чего-то, что еще не является успешным по сравнению с другими компаниями и ставит компанию в невыгодное положение. Примерами слабых мест являются слишком узкий ассортимент производимой продукции, слабая репутация компании на рынке, недостаток финансовых ресурсов, низкий уровень сервиса и т.д.

Рыночные возможности — это благоприятные обстоятельства, которые компания может использовать, чтобы получить преимущество. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение положения конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства, рост доходов населения и т.д.. Следует отметить, что возможности с точки зрения SWOT-анализа — это не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые могут быть использованы.

Рыночные угрозы — события, возникновение которых может негативно повлиять на компанию. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, повышение налогов, изменение вкусов потребителей, снижение рождаемости и т.д.

Организация может дополнить каждую из четырех частей списка теми характеристиками внешней и внутренней среды, которые отражают конкретную ситуацию, в которой она находится.

После того, как будет составлен конкретный перечень организационных недостатков и сильных сторон, а также угроз и возможностей, следующим шагом будет установление связей между ними. Для выполнения этих соединений создается матрица SWOT-анализа.

С левой стороны матрицы выбираются два блока (Сила, Слабые стороны), в которых выписываются все аспекты организации, выявленные на первом этапе анализа. В верхней части матрицы также выделяются два блока (возможности и угрозы), в которых записываются все выявленные возможности и угрозы. На пересечениях блоков образуются четыре коробки: СИУ (сила и возможности); СИУ (сила и угрозы); СИУ (слабость и возможности); СИУ (слабость и угрозы). В каждой из областей исследователь должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации.

Проведенный SWOT-анализ показывает, что прибыль компании может быть увеличена за счет реализации бизнес-возможностей даже в присутствии конкурентов. Следовательно, компания должна не только интенсивно развивать деятельность, необходимую клиентам, но и создавать устойчивый имидж через PR, что является ключом к успеху в будущем.

Следующим типом анализа внешней среды является SNW — анализ, который является расширенным SWOT анализом:

В отличие от анализа слабых и сильных сторон SNW, в анализе также предлагается среднерыночное (N) состояние. Основная причина добавления нейтралитета заключается в том, что «часто бывает достаточно выиграть соревнование, если эта конкретная организация находится в N для всех, кроме одного из своих конкурентов, а в S — только на одной ключевой позиции».

EST — анализ — это инструмент выявления: политических (политика), экономических (экономика), социальных (общество), технологических (технология) аспектов внешней среды, которые могут влиять на стратегию компании. Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая, в свою очередь, определяет окружающую среду компании и приобретение основных ресурсов для ее деятельности. Основной причиной изучения экономики является построение картины распределения ресурсов на государственном уровне, что является важнейшим условием функционирования фирмы. Не менее важны и потребительские предпочтения, которые определяются социальной составляющей PEST-анализа. Конечным фактором является технологическая составляющая. Целью исследования является выявление тенденций технологического развития, которые зачастую являются причинами изменений и потерь на рынке, а также появления новой продукции.

Основные определения PEST-анализа:

PEST — Анализ PEST не является одинаковым для всех организаций, так как каждая организация имеет свой специфический набор ключевых факторов.

Метод взвешивания индивидуальных факторов

Другим способом анализа внешней среды с использованием списка внешних угроз и возможностей организации является использование метода взвешивания (для измерения важности каждого фактора для конкретной организации).

Наиболее благоприятные возможности возникают из технологической мощи организации, наибольшую опасность представляет конкуренция со стороны иностранных фирм.

После анализа списка руководство должно оценить сильные и слабые стороны организации. При этом они должны иметь полное представление о внутренних сильных и слабых сторонах организации, а также о внешних вызовах.

Экологический анализ является очень важным процессом для разработки стратегии организации и очень сложным процессом, который требует тщательного наблюдения за процессами, происходящими в окружающей среде, оценки факторов и увязки факторов с сильными и слабыми сторонами организации, а также с возможностями и угрозами, связанными с внешней средой. Очевидно, что организация не может существовать без знания окружающей среды. Организация изучает среду для обеспечения успешного продвижения к своим целям, разрабатывает стратегию взаимодействия с элементами внешней среды, обеспечивающей наиболее комфортное сосуществование.

Анализ внешней среды — это оценка состояния и перспектив развития основных, с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей среды: промышленности, рынков, поставщиков и ряда глобальных экологических факторов, на которые организация не может оказывать прямого влияния.

После проведения анализа внешней среды и получения данных о факторах, представляющих риски или открывающихся возможностях, руководство должно оценить: есть ли у компании внутренние сильные стороны, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабые стороны могут усложнить будущие вызовы, связанные с внешними угрозами.

Таким образом, рассматриваемая тема контрольной работы актуальна в связи с влиянием внешнего экологического анализа на стратегию компании.

Внешняя среда организации — это совокупность факторов, условий и сил, которые влияют на организацию извне и тем самым изменяют как рыночную ситуацию, так и поведение организации. Это объективные условия, которые не могут контролироваться организацией. Внешняя среда в рыночной экономике очень важна для повседневной деятельности организации.

Внешняя среда является поставщиком ресурсов для организации. Ресурсы позволяют организации реализовать свой потенциал. Существует постоянный обмен между внешней средой и организацией, через которую организация выживает на рынке. Но объем ресурсов во внешней среде ограничен, на них претендуют и другие организации, поэтому существует конкуренция. Всегда существует вероятность того, что организация не получит необходимые ресурсы из внешней среды. Это негативно сказывается на работе организации и ослабляет ее потенциал. По этой причине необходимо, чтобы стратегическое управление обеспечило взаимодействие организации с внешней средой таким образом, чтобы потенциал организации поддерживался на уровне, достаточном для достижения ее целей. Это позволит организации выжить в долгосрочной перспективе. Изучая окружающую среду, можно изменить внутреннюю структуру, адаптироваться к изменяющимся условиям и тем самым способствовать эффективному функционированию организации, ее борьбе с конкуренцией и влиянию на потребителя. Компании часто меняют свое поведение, когда меняются потребительские потребности или вкусы, или когда появляются новые технологии производства. Не зная обстановку, в которой работает компания, невозможно успешно работать, тем более получать прибыль.

Схема работы во внешней среде организации

Организация представляет собой открытую систему, которая передает элементы из внешней среды и поставляет свои продукты или услуги во внешнюю среду. Внешняя среда состоит из многих факторов, которые прямо или косвенно влияют на организацию. Все влияющие факторы внешней среды делятся на прямые (прямое влияние внешней среды, или микроокружения) и косвенные (косвенное влияние внешней среды, или макроокружения). Схематически показан процесс существования организации на рынке (рассматриваются элементы внутренней среды, преобразующие ресурсы в продукт, а также факторы прямого и косвенного влияния внешней среды).

Для любой организации общий состав элементов внешней среды, как правило, постоянен, но может быть дополнен. Внешняя окружающая среда — это комплекс всех перечисленных факторов, который может быть дополнен другими в зависимости от специфики отрасли (например, для наукоемкого производства схема должна добавлять влияние новых разработок и научных открытий, для экологически опасного производства — экологии региона, норм выбросов и т.д.).

Внешняя среда характеризуется четырьмя основными особенностями:

На странице курсовые работы по менеджменту вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Менеджмент».

Читайте дополнительные лекции:

Что составляет основу внешней среды предприятия охарактеризуйте ее основные элементы. Смотреть фото Что составляет основу внешней среды предприятия охарактеризуйте ее основные элементы. Смотреть картинку Что составляет основу внешней среды предприятия охарактеризуйте ее основные элементы. Картинка про Что составляет основу внешней среды предприятия охарактеризуйте ее основные элементы. Фото Что составляет основу внешней среды предприятия охарактеризуйте ее основные элементы

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *