Что составляет основу творчества в искусстве

Творчество — создание человеком новых ценностей во всех сферах жизнедеятельности

Творчество — это процесс создания человеком или группой людей качественно новых уникальных ценностей. Результатом творчества может быть как материальный предмет (картина, изобретение или книга), так и нематериальный объект (новаторская идея в определенной области знаний, музыкальное произведение или научная теория). Способности к творческой деятельности имеются у каждого человека, но большинство людей очень редко их используют и развивают в повседневной жизни.

Что составляет основу творчества в искусстве. Смотреть фото Что составляет основу творчества в искусстве. Смотреть картинку Что составляет основу творчества в искусстве. Картинка про Что составляет основу творчества в искусстве. Фото Что составляет основу творчества в искусстве

Творчество в английском языке обозначается термином creativity. В русском же языке созвучное понятие «креативность» является синонимом словосочетания «творческие способности», вместо которого в обыденной речи широко используется термин «смекалка». Хорошо развитые творческие способности помогают людям находить нестандартные решения всевозможных проблем, выход из разных ситуаций и добиваться поставленных целей.

Что составляет основу творчества в искусстве. Смотреть фото Что составляет основу творчества в искусстве. Смотреть картинку Что составляет основу творчества в искусстве. Картинка про Что составляет основу творчества в искусстве. Фото Что составляет основу творчества в искусстве

Виды творчества

Творчество не ограничено узкими рамками какой-то определенной области деятельности человека. Напротив, реализовать свои творческие способности люди могут практически везде.

Что составляет основу творчества в искусстве. Смотреть фото Что составляет основу творчества в искусстве. Смотреть картинку Что составляет основу творчества в искусстве. Картинка про Что составляет основу творчества в искусстве. Фото Что составляет основу творчества в искусстве

В современном мире существуют самые разные виды творчества:

Что составляет основу творчества в искусстве. Смотреть фото Что составляет основу творчества в искусстве. Смотреть картинку Что составляет основу творчества в искусстве. Картинка про Что составляет основу творчества в искусстве. Фото Что составляет основу творчества в искусстве

Список перечисленных выше видов творчества не является окончательным. Его можно дополнить десятками других вариантов, затрагивающих все сферы жизни человека.

Что составляет основу творчества в искусстве. Смотреть фото Что составляет основу творчества в искусстве. Смотреть картинку Что составляет основу творчества в искусстве. Картинка про Что составляет основу творчества в искусстве. Фото Что составляет основу творчества в искусстве

Этапы творчества

Английский психолог Грэм Уоллас (Graham Wallas) еще в 1926 году предложил научному сообществу систематизированное описание последовательности этапов творческого мышления. Идеи Уоллеса, подробно изложенные в труде «Искусство мысли», и в наши дни являются основой общепризнанной модели творческого процесса.

Что составляет основу творчества в искусстве. Смотреть фото Что составляет основу творчества в искусстве. Смотреть картинку Что составляет основу творчества в искусстве. Картинка про Что составляет основу творчества в искусстве. Фото Что составляет основу творчества в искусстве

Основные этапы творчества — это:

Что составляет основу творчества в искусстве. Смотреть фото Что составляет основу творчества в искусстве. Смотреть картинку Что составляет основу творчества в искусстве. Картинка про Что составляет основу творчества в искусстве. Фото Что составляет основу творчества в искусстве

К сожалению, многие люди редко используют творческое мышление в своей жизни. Чаще всего, основными сдерживающими факторами для творчества являются:

Что составляет основу творчества в искусстве. Смотреть фото Что составляет основу творчества в искусстве. Смотреть картинку Что составляет основу творчества в искусстве. Картинка про Что составляет основу творчества в искусстве. Фото Что составляет основу творчества в искусстве

История творчества

История творчества с точки зрения современной науки неразрывно связана с существованием человечества как вида. Творческие способности людей во все времена были важнейшей частью научного прогресса, развития цивилизации, создания уникальных шедевров изобразительного искусства. Но такой подход к творчеству начал формироваться в обществе лишь в конце эпохи Возрождения.

Что составляет основу творчества в искусстве. Смотреть фото Что составляет основу творчества в искусстве. Смотреть картинку Что составляет основу творчества в искусстве. Картинка про Что составляет основу творчества в искусстве. Фото Что составляет основу творчества в искусстве

Античные философы отрицали наличие у человека творческих способностей. Выдающийся мыслитель древности Платон в своей знаменитой работе «Республика» в IV веке до нашей эры утверждал, что любой художник в своих произведениях лишь имитирует творения Богов, открывает их людям.

Что составляет основу творчества в искусстве. Смотреть фото Что составляет основу творчества в искусстве. Смотреть картинку Что составляет основу творчества в искусстве. Картинка про Что составляет основу творчества в искусстве. Фото Что составляет основу творчества в искусстве

Христианская религия также не признавала в человеке креативных способностей, мотивируя свою точку зрения тем, что Творцом всего сущего может быть только Бог. Идеи, противоречащие этому правилу, долгое время считались еретическими и не имели права на существование.

Что составляет основу творчества в искусстве. Смотреть фото Что составляет основу творчества в искусстве. Смотреть картинку Что составляет основу творчества в искусстве. Картинка про Что составляет основу творчества в искусстве. Фото Что составляет основу творчества в искусстве

Только к концу эпохи Ренессанса в XVI веке под влиянием гуманистических идей философы, а затем и художники начали открыто высказывать мысли о том, что и человек может быть творцом. Так, Микеланджело (Michelangelo) утверждал, что он «воплощает свое видение, а не подражает природе», Федерико Зуккари — что «художник формирует «новый мир, новый рай». Но самые радикальные идеи принадлежали перу польского поэта Мацея Казимежа Сарбевского (Maciej Kazimierz Sarbiewski), который в трактате De perfecta poesi написал, что «поэт творит заново в манере Бога».

Что составляет основу творчества в искусстве. Смотреть фото Что составляет основу творчества в искусстве. Смотреть картинку Что составляет основу творчества в искусстве. Картинка про Что составляет основу творчества в искусстве. Фото Что составляет основу творчества в искусстве

Постепенно идея существования у человека творческих способностей стала общепризнанной. Более того, в XIX веке творчество в научной среде начали отождествлять с искусством, хотя это — разные понятия. Творчество художника — это все же процесс, а искусство — результат работы мастера.

Что составляет основу творчества в искусстве. Смотреть фото Что составляет основу творчества в искусстве. Смотреть картинку Что составляет основу творчества в искусстве. Картинка про Что составляет основу творчества в искусстве. Фото Что составляет основу творчества в искусстве

Только в ХХ веке наука открыто признала, что творчество не может быть ограничено рамками искусства или любой другой сферой деятельности человека. А с середины 1950-х годов начались системные научные исследования феномена творчества, которые активно продолжаются и в наши дни.

Источник

Что лежит в основе художественного творчества?

В широком смысле под искусством понимается художественное творчество. В чем же заключается суть этого вида творчества? Чем оно отличается от научного творчества? Прежде всего, тем, что художественное творчество носит ярко выраженный личностно-эмоциональный характер. Если в естественных науках такой компонент вообще не просматривается, а в гуманитарных проявляется в оценочном (аксиологическом) плане, то в художественном творчестве он выдвигается на первый план. Для художника (в широком смысле) главное не сам познаваемый объект, а чувства и переживания вызываемые им. Именно эти чувства художник и пытается передать другим людям, через свое творчество.

Что же лежит в основе эмоциональных чувств, направляющих художественное творчество? Прежде всего, чувство прекрасного, чувство красоты. А выразить красоту можно через цвет, звук, ритм, движение, слово т.д. Поэтому и возникло множество разнообразных видов искусства: живопись, скульптура, музыка, балет, театр, литература, архитектура и т.д.

Что же такое красота? История эстетики (наука о красоте) представляет собой полный драматизма, поиск эстетически совершенного, красивого. Из анализа этой истории ясно, что понимание красоты периодически меняется и во многом зависит от мировоззрения той или иной эпохи. Отсюда следует, что красота есть эстетическая интерпретация окружающей действительности, на основании господствующих в обществе духовных стереотипов и ценностей.

Эстетика Нового времени главное внимание переносит на человека. Сначала, в эпоху Возрождения, образцом красоты провозглашается человеческое тело, позднее, вследствие развития философии и науки, красота связывается либо с рассудком, либо с чувствами человека. Для примера можно привести такие направления искусства, как классицизм и романтизм.

Новейшее время, с его плюрализмом, взглядов, добавило к существующим течениям огромное количество новых интерпретаций художественной красоты:

Но для нормального функционирования искусства, мало стремиться к выражению своего эмоционального переживания, необходимо еще и уметь это делать. А это умение приобретается только в процессе обучения и постоянной практической деятельности в избранном виде искусства. Подводя итог можно сказать, что искусство есть умение выразить свои эстетические чувства и свое понимание реальности, через художественное творчество.

Когда же появилось искусство?

Почему и как стали возникать первые художественные произведения? Что побудило древнего человека к художественному творчеству?

Существует много гипотез и теорий происхождения искусства: искусство появилось как божественный дар; искусство возникло как результат подражания природе; искусство возникло как результат реализации игровых потребностей; искусство выделилось из религии; искусство возникло в ходе трудовой деятельности.

Вообще духовной культуре первобытного общества присуще тесное переплетение рациональных и иррациональных (прежде всего религиозных) представлений. Так леча больного, первобытный человек обращался и к полезным травам, и к магии, протыкая копьем изображение животного, он одновременно тренировал приемы охоты, и магически обеспечивал ее успех. Поэтому нельзя выводить какое-то явление первобытной культуры, в том числе искусство, из одного источника, будь то религия, труд или игра. Искусство явилось плодом, порожденным природными качествами человека (прежде всего творческими способностями) и всей совокупностью общественных условий первобытной эпохи.

Уже в начальный период своего формирования сложились основные функции искусства, которые имеют большое значение и в современном обществе. Рассмотрим коротко эти функции,

Закругляясь, следует отметить, что искусство не стоит на месте, оно постоянно эволюционирует, и естественно будут развиваться и расширяться его функции.

Философские произведения

Философские произведения, если они действительно осмысливают бытие человека и мира, тоже оказываются личностными, выражающими чувства и переживания философа, и его отношение к действительности. И хотя в философии эмоциональный заряд, как правило, меньше, чем в искусстве, но по сравнению с естественными науками все же достаточно значителен, чтобы считать философию не только наукой, но и искусством. Русский философ 19 века Н.Я.Грот в 1880 году опубликовал статью «Философия как ветвь искусства». Обосновывая свою точку зрения, он отмечал, что художественные и философские произведения всегда удовлетворяют только отдельных лиц, а других не удовлетворяют, а это значит, и те, и другие составляют дело вкуса, тогда как в науке о вкусах смешно было бы говорить. Отсюда и господство различных философских систем в различные эпохи, как и преобладание различных школ в живописи, музыке или определенных направлений в поэзии.

Тем не менее, несмотря на разнообразие и переменчивость вкусов в отношении произведений музыки, поэзии, живописи, философии, все они обладают способностью, если они талантливы, вызывать у нас впечатление чего-то высокого, великого, волновать нас чувством красоты и гармонии. Платон, Аристотель, Декарт, Кант, Ницше вызывают такие же чувства к своим творениям, как и Софокл, Эврипид, Шекспир, Чайковский. Также Грот отмечает сугубо личностный характер философских произведений, что тоже роднит философию с искусством. И в заключении он предлагает: «Откажемся же от тысячелетней иллюзии, что философия есть наука, и преклонимся перед нею в новой, более идущей к ее лицу одежде, С тем вместе перестанем верить в абсолютную цену ее созданий и ожидать, что она откроет нам тайну мироздания. Этой цели через сотни или тысячи лет достигнет, быть может, настоящая наука в ее медленном поступательном движении.

К вышеизложенному можно добавить, что философия включает в себя и другие компоненты присущие искусству, начиная от собственно эстетических представлений, составляющих весьма значительную часть философского знания, вплоть до так называемой «картины мира», занимающей важное место в философии бытия. Само понятие «картина мира», вроде бы естественнонаучное и включает в себя представление о структурности, системности мира, но в то же время выходит и за пределы научного подхода к познанию мира. Философ всегда стремится охватить мир в целом, а для этого научных знаний явно не достаточно. Поэтому философ дорисовывает мир, на основе интуиции, воображения, фантазии. Общая философская «картина мира» содержит в себе также человеческое, эмоциональное отношение к миру, его оценку с точки зрения судеб человека и человечества.

Родственность философии и искусства, и их взаимопроникновение вплоть до слияния, демонстрируется и тем фактом, что несомненно философские труды нередко обретали форму художественных произведений (Платон, Ницше, Циолковский), а многие выдающиеся литературные труды приобретали философское звучание (Достоевский, Толстой).

Источник

Творчество. Искусство

Что составляет основу творчества в искусстве. Смотреть фото Что составляет основу творчества в искусстве. Смотреть картинку Что составляет основу творчества в искусстве. Картинка про Что составляет основу творчества в искусстве. Фото Что составляет основу творчества в искусстве Что составляет основу творчества в искусстве. Смотреть фото Что составляет основу творчества в искусстве. Смотреть картинку Что составляет основу творчества в искусстве. Картинка про Что составляет основу творчества в искусстве. Фото Что составляет основу творчества в искусстве Что составляет основу творчества в искусстве. Смотреть фото Что составляет основу творчества в искусстве. Смотреть картинку Что составляет основу творчества в искусстве. Картинка про Что составляет основу творчества в искусстве. Фото Что составляет основу творчества в искусстве Что составляет основу творчества в искусстве. Смотреть фото Что составляет основу творчества в искусстве. Смотреть картинку Что составляет основу творчества в искусстве. Картинка про Что составляет основу творчества в искусстве. Фото Что составляет основу творчества в искусстве

Что составляет основу творчества в искусстве. Смотреть фото Что составляет основу творчества в искусстве. Смотреть картинку Что составляет основу творчества в искусстве. Картинка про Что составляет основу творчества в искусстве. Фото Что составляет основу творчества в искусстве

Что составляет основу творчества в искусстве. Смотреть фото Что составляет основу творчества в искусстве. Смотреть картинку Что составляет основу творчества в искусстве. Картинка про Что составляет основу творчества в искусстве. Фото Что составляет основу творчества в искусстве

Творчество – это активная деятельность людей по созданию качественно новых материальных и духовных ценностей. Основными формами творчества являются научное творчество, профессиональное творчество и художественное творчество.

Научное творчество – это деятельность по получению новых достоверных объективных знаний о мире и человеке. Результатом научного творчества являются открытия и изобретения.

Профессиональное творчество – это поиск новых, более эффективных методов и средств достижения профессиональных целей.

Художественное творчество – это искусство.

Искусство– это художественная творческая деятельность по созданию вымышленного мира или художественной реальности. К искусству относятся литература, архитектура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, которые отражают мир в образах. Образ – это сгусток художественного видения и переживания, которому искусство придает выразительность и эстетическую ценность. Человек искусства мыслит образами. Это специфическая, присущая искусству форма отражения действительности. Сущность искусства – образность, выразительность и заразительность. Искусство постигает смысл бытия с помощью художественных образов и выразительных средств.

Главные функции искусства:

1) Смысложизненная функция – постижение смысла человеческого бытия;

2) Ценностная функция – формирование нравственных, мировоззрнческих и эстетических ценностей;

3) Психологическая функция – в искусстве происходит самовыражение личности;

4) Искусство как катарсис – очищение и оздоровление души в результате глубоких эмоциональных переживаний;

5) Искусство как самоцель – художественная деятельность сама по себе как творческий процесс дает ощущение полноты бытия и радости жизни.

В основе творчества и искусства лежит эстетическое чувство. Это чувство наслаждения красотой мира. Искусство – это средство, позволяющее творить мир по законам красоты.

Сила творчества и искусства заключается в том, что они обладают огромным эмоциональным влиянием на человека, действуют остро и непосредственно. В искусстве человек выражает собственную фантазию и глубины человеческих переживаний.

Источник

Что такое творчество

UPD: 8 января 2017 статья переписана. теперь она понятнее и носит более общий характер, без углубления в одну из моделей понятия

Главное в статье для неосиляторов: творчество — это создание качественно новых материальных и нематериальных ценностей. Что сводится к постановке качественно новых проблем, задач, их решению, а так же созданию качественно новых способов (алгоритмов) решения уже решённых задач. В посте будет рассматриваться модель творчества, компиляция материалов нескольких авторов. Для умеренных осиляторов презентация. Остальных приглашаю в статью.

Что составляет основу творчества в искусстве. Смотреть фото Что составляет основу творчества в искусстве. Смотреть картинку Что составляет основу творчества в искусстве. Картинка про Что составляет основу творчества в искусстве. Фото Что составляет основу творчества в искусстве

Много думал насчёт того, в каком хабе опубликовать. Если есть более подходящий, прошу написать мне название.

Я пишу эту статью сюда не только потому, что часто слышал: «программирование/дизайн/управление проектами — творческая профессия» и уверен, что тема интересна здешним программистам, дизайнерам, верстальщикам, управленцам и т.д. Кроме этого, здешняя аудитория сможет помочь мне улучшить модель, поделившись примерами, указав на ошибки и неизвестные мне материалы по теме.

Началось всё с эмоций. Я вроде как музыкант и вроде как занимаюсь творчеством. Однако было ощущение, что ни я, ни куча снобствующих музыкантов, поэтов, художников и т.д. на деле ничего в общество не привносят, совсем ничего. Кроме того, творческими людьми, талантамИ, гениями называли и людей искусства, и изобретателей, и учёных, и философов. И методы с основными подходами в этих направлениях разные, по многим параметрам противоположные, как и результаты.

Я начал копаться вместе с ещё несколькими интересующимися в этой теме. После того, как перечитал несколько книг, кучу статей, в том числе с замечательного портала vikent.ru, поговорил с умными людьми, я убедился, что в теме творчества, искусства, одарёности и талантливости куча мифов, часть из которых давно опровергнуты фактами, и люди продолжают им верить. Но главное — люди очень по-разному понимают, что такое талант, творчество и т.д. Мне кажется, что наши труды могут помочь разобраться в этом бардаке.

Люди понимают под творчеством и талантом разные вещи

Если покопаться в словарях и поговорить с людьми, обнаружится, что определений этому слову куча, в том числе кардинально разных:

Речь в том числе и про аналогичные термины в других языках. Все эти определения сходятся в том, что творчество — деятельность. Либо её результат. Сразу разделим — мы будем называть творчеством именно деятельность, а результат — творческим результатом. Просто для разделения, ведь творческая деятельность подразумевает творческие же результаты. Откуда мы это взяли?

Разберём общепризнанные с научной точки зрения творческие области

Раньше о творчестве в основном говорила и писала интеллигенция. Естественно, поэтому творческой деятельностью считается искусство, часто и вообще вся художественная деятельность.

Но уже в середине XX века к этой области добавляли ещё две, итого:

Что составляет основу творчества в искусстве. Смотреть фото Что составляет основу творчества в искусстве. Смотреть картинку Что составляет основу творчества в искусстве. Картинка про Что составляет основу творчества в искусстве. Фото Что составляет основу творчества в искусстве

Все эти области деятельности объединяет то, что успешный результат подразумевает что-то качественно новое и ценное. Это не противоречит многим другим распространённым определениям творчества (не считая вышедших из «творчество=искусство»), наоборот, объединяет и дополняет их. В том числе нестандартность и оригинальность вполне себе определяются через качественную новизну.

Итого творчество — создание качественно новых материальных и нематериальных ценностей.

Что такое качественно новые материальные и нематериальные ценности

Новизну можно разделить на 3 уровня:

Попробуем измерять новизну предмета мебели относительно дома. В доме есть только столы, стулья и кровати. Если мы сделаем точную копию одного из стульев — тот будет номинально новым. Если копия будет отличаться количественной характеристикой — например, ножки подлиннее, чтобы одному из членов семьи удобнее было сидеть за столом — новизна будет количественной. А вот если мы сделаем стул без спинки — он лишится одного качества и получит другое. Теперь спиной не опереться на спинку, зато сесть можем куда угодно лицом. И даже называться этот стул будет иначе — табуретка. Потому что стул характеризуется спинкой, сиденьем и ножками. А если мы сделаем стул или табуретку без ножек и повесим на верёвки к потолку, получим качели. У них есть новое качество — возможность использовать не только как сиденье, но и развлечение.

Или пример, в котором новые и старые качества имеют чёткие названия. Раньше чулки крепились к трусам разными способами, но потом кто-то придумал сделать их единым целым, и получились колготки. Раньше одежда для нижней части тела обладала качеством «дискретность» («раздельность»), а колготки избавились от этого качества и получили «непрерывность» («цельность»).

Ценность определяется по-разному, в зависимости от области. Но минимальная ценность — интерес хотя бы для одного человека. Если что-то качественно новое при этом никого хотя бы не заинтересовало, то его никто не заметит. А если заметит, не придаст значения и забудет.

Как оценить уровень творческого результата?

Можно исследовать количество новых качеств в творческих процессе и результате и сводить это к каким-то количественным параметрам. Можно воспользоваться подходом патентных бюро и изобретателей — для этого использовать диаграмму Викентьева-Джефферсона (творческая эффективность):

Что составляет основу творчества в искусстве. Смотреть фото Что составляет основу творчества в искусстве. Смотреть картинку Что составляет основу творчества в искусстве. Картинка про Что составляет основу творчества в искусстве. Фото Что составляет основу творчества в искусстве

То есть новизна и польза (ценность) только для себя — это тоже творчество, только низкого уровня. Возможен результат с разными показателями полезности и новизны. Скажем, новизна на уровне страны, а польза только для города.

Кроме того, пользу тоже можно измерять по-разному. Иногда непосредственно для людей. Но тот же пулемёт для огромного числа людей был вреден. Смертельно вреден. Поэтому в некоторых ситуациях полезность стоит оценивать для области, в данном случае — области оружейного, военного дела.

Используем системный подход для более точного определения полезности и нового качества

Творчество в таком понимании возможно не только в упоминаемых выше областях, оно возможно в любой деятельности. Как отличить творческую деятельность от нетворческой? Воспользуемся системным подходом. Любая деятельность — это решение какой-то задачи. Но что такое задача?

Определение задачи через понятие системы

Есть система — набор элементов с функциями и процессами. Функция — связь между элементами. Такая, что изменение в одном элементе порождает изменения в другом. Процесс — последовательное изменение состояний элемента, группы элементов или системы.

Задача — это исходные данные, цель и способ решения. Исходные данные — это исходная система. Решая задачу, мы преобразуем систему в новую, удовлетворяющую заданным параметрам цели.

Что составляет основу творчества в искусстве. Смотреть фото Что составляет основу творчества в искусстве. Смотреть картинку Что составляет основу творчества в искусстве. Картинка про Что составляет основу творчества в искусстве. Фото Что составляет основу творчества в искусстве

Если более точно, условием будет первая система вместе с указанием подсистем, которые:

Добавим, что в таком понимании любая совместимая тройка «Система-1→преоборазование→Система-2» будет задачей. И появиться они могут в любом порядке. Например, кто-то, давно знакомый с каким-то преобразованием, встретит Систему-1 и попробует применить к ней это преобразование, и в результате этого эксперимента получит цель новой задачи. Насколько эта тройка будет востребована и популярна, зависит от отличий получаемой системы.

Но что определяет ценность, востребованность задачи? Это определяет проблема/проблемы, которую/которые задача разрешает. Часто проблема и порождает задачу.

Определение проблемы через понятие системы

В системе могут возникать противоречия. Когда одна функция какого-нибудь элемента негативно влияет на функцию этого же или другого элемента совсем. Иными словами, один процесс негативно влияет на другой процесс. Может не давать реализовываться совсем, может «искажать».

Что составляет основу творчества в искусстве. Смотреть фото Что составляет основу творчества в искусстве. Смотреть картинку Что составляет основу творчества в искусстве. Картинка про Что составляет основу творчества в искусстве. Фото Что составляет основу творчества в искусстве

Это противоречия в системе и называется проблемами.

Пример проблемы, задачи и решения

Есть предприятие. На нём работает много женщин. В здании предприятия лифты, которым пользуются часто, в основном сотрудницы. Но лифты очень медленно ездит. Сотрудницы из-за этого нервничают, расстраиваются, раздражаются и капают на мозги начальству. Начальство выясняет, что ускорить лифт в ближайшие два года нельзя, слишком много издержек. Как быть?

Проблема: особенности функции лифтов (Лифт.Ехать()) оказывают влияние на функцию элементов (или объектов) типа сотрудниы (Сотрудница.Работать()) и через них на начальство (Начальник.Работать()). Нужно решить проблему для противоречия между классами элементов.

Изначально ставится задача — изменить состояние элементов класса Лифт, чтобы повлиять функцию. Но эта задача не имеет подходящего решения. Тогда начальство ставит другую задачу — повлиять на элементы класса Сотрудница. Анализируется информация по классу. Находится решение — перенаправить сотрудниц на другие процессы во время ожидания лифта и езды в нём.Вводятся новые классы элементов, ЗеркалоВозлеЛифта и ЗеркалоВЛифте. Зеркала вешают на каждом этаже возле двери лифта и в каждом лифте. Расстройства и жалобы прекращаются.

Исходная проблема осталась — медленная скорость лифта влияет на эффективность работы, сотрудницы успевают сделать меньше работы из-за его медленной скорости. Но уменьшилась степень влияния до приемлемой.

А теперь представьте, что начальство видело бы проблему именно как «лифт ездит медленно»? То есть видело по сути только задачу, не видя порождающей проблемы? В итоге ещё года два всё это продолжалось бы.

Если мы умеем формулировать проблему, ставить и решать задачи, то что мы получаем?

Мы получаем возможность придумать несколько способов разрешения одной и той же проблемной ситуации:

Что составляет основу творчества в искусстве. Смотреть фото Что составляет основу творчества в искусстве. Смотреть картинку Что составляет основу творчества в искусстве. Картинка про Что составляет основу творчества в искусстве. Фото Что составляет основу творчества в искусстве

Заметьте, что некоторые формулировки не позволяют найти решение, а некоторые сильно ограничивают количество вариантов. Это следствие психологической инерции, склонности стереотипно мыслить, действовать и чувствовать. Для преодоления психологической инерции Г. С. Альтшуллер (он называл её инерцией мышления) советовал формулировать проблемы и задачи неконкретно, максимально абстрактно, в терминах «штуковина», «фиговина» и т.д. Для этого и нужен системный подход, в котором можно переназвать систему фигнёй, элемент системы фиговиной, функцию связью. А можно не переназывать.

Итого

Как видно из примера, важно и умение правильно ставить проблему, и ставить задачу относительно неё, и уметь создавать новые способы решения этих задач. Из этого мы вывели определение творчества:

творчество — это создание качественно новых материальных и нематериальных ценностей: постановка новых проблем, задач, их решение, а так же создание новых способов (алгоритмов) решения уже решённых задач.

Авторы, чьи материалы использовались

О Design-thinking («Дизайн-мышление», «проектное мышление») не знал до создания презентации и статьи, уже после мне рассказал один из знакомых айтишников о нём. Внушительную часть модели можно теперь не дорабатывать, а взять из этой методики. Но в основном методика расписана именно для создания инновационных продуктов, на которых можно заработать, целевая аудитория — программисты, дизайнеры. Многие другие творческие люди не поймут, прочитав кратко об этой методике, зачем им она. В дальнейшем я изучу, разберусь и включу Design-thinking в модель. Со всеми ссылками на источники, естественно.

О планах и как можете помочь

Готовы материалы ещё для нескольких статей и презентаций. Если эта статья будет интересна хабрасообществу, следующая — «Зачем нужно творчество». Там будет расписана роль в обществе и практическая польза использования творчества отдельным человеком.

Вы можете помочь, дав ссылку на полезные материалы (только без эзотерики, пожалуйста, очень трудно в ней копаться и полезного минимум), задав вопрос по теме, указав на ошибки и белые пятна. А так же поделившись интересными и неожиданными проблемами, задачами и их решениями из разных областей.

UPD Человек, посоветовавший «Думай медленно, решай быстро» — спасибо и извини! Я вроде нажал ответить на комментарий, а он исчез. Видимо, я случайно его удалил. Книга интересная, многие из моих авторов на неё ссылались, обязательно прочитаю.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *