Что составляет основу творчества в искусстве кратко

Что лежит в основе художественного творчества?

В широком смысле под искусством понимается художественное творчество. В чем же заключается суть этого вида творчества? Чем оно отличается от научного творчества? Прежде всего, тем, что художественное творчество носит ярко выраженный личностно-эмоциональный характер. Если в естественных науках такой компонент вообще не просматривается, а в гуманитарных проявляется в оценочном (аксиологическом) плане, то в художественном творчестве он выдвигается на первый план. Для художника (в широком смысле) главное не сам познаваемый объект, а чувства и переживания вызываемые им. Именно эти чувства художник и пытается передать другим людям, через свое творчество.

Что же лежит в основе эмоциональных чувств, направляющих художественное творчество? Прежде всего, чувство прекрасного, чувство красоты. А выразить красоту можно через цвет, звук, ритм, движение, слово т.д. Поэтому и возникло множество разнообразных видов искусства: живопись, скульптура, музыка, балет, театр, литература, архитектура и т.д.

Что же такое красота? История эстетики (наука о красоте) представляет собой полный драматизма, поиск эстетически совершенного, красивого. Из анализа этой истории ясно, что понимание красоты периодически меняется и во многом зависит от мировоззрения той или иной эпохи. Отсюда следует, что красота есть эстетическая интерпретация окружающей действительности, на основании господствующих в обществе духовных стереотипов и ценностей.

Эстетика Нового времени главное внимание переносит на человека. Сначала, в эпоху Возрождения, образцом красоты провозглашается человеческое тело, позднее, вследствие развития философии и науки, красота связывается либо с рассудком, либо с чувствами человека. Для примера можно привести такие направления искусства, как классицизм и романтизм.

Новейшее время, с его плюрализмом, взглядов, добавило к существующим течениям огромное количество новых интерпретаций художественной красоты:

Но для нормального функционирования искусства, мало стремиться к выражению своего эмоционального переживания, необходимо еще и уметь это делать. А это умение приобретается только в процессе обучения и постоянной практической деятельности в избранном виде искусства. Подводя итог можно сказать, что искусство есть умение выразить свои эстетические чувства и свое понимание реальности, через художественное творчество.

Когда же появилось искусство?

Почему и как стали возникать первые художественные произведения? Что побудило древнего человека к художественному творчеству?

Существует много гипотез и теорий происхождения искусства: искусство появилось как божественный дар; искусство возникло как результат подражания природе; искусство возникло как результат реализации игровых потребностей; искусство выделилось из религии; искусство возникло в ходе трудовой деятельности.

Вообще духовной культуре первобытного общества присуще тесное переплетение рациональных и иррациональных (прежде всего религиозных) представлений. Так леча больного, первобытный человек обращался и к полезным травам, и к магии, протыкая копьем изображение животного, он одновременно тренировал приемы охоты, и магически обеспечивал ее успех. Поэтому нельзя выводить какое-то явление первобытной культуры, в том числе искусство, из одного источника, будь то религия, труд или игра. Искусство явилось плодом, порожденным природными качествами человека (прежде всего творческими способностями) и всей совокупностью общественных условий первобытной эпохи.

Уже в начальный период своего формирования сложились основные функции искусства, которые имеют большое значение и в современном обществе. Рассмотрим коротко эти функции,

Закругляясь, следует отметить, что искусство не стоит на месте, оно постоянно эволюционирует, и естественно будут развиваться и расширяться его функции.

Философские произведения

Философские произведения, если они действительно осмысливают бытие человека и мира, тоже оказываются личностными, выражающими чувства и переживания философа, и его отношение к действительности. И хотя в философии эмоциональный заряд, как правило, меньше, чем в искусстве, но по сравнению с естественными науками все же достаточно значителен, чтобы считать философию не только наукой, но и искусством. Русский философ 19 века Н.Я.Грот в 1880 году опубликовал статью «Философия как ветвь искусства». Обосновывая свою точку зрения, он отмечал, что художественные и философские произведения всегда удовлетворяют только отдельных лиц, а других не удовлетворяют, а это значит, и те, и другие составляют дело вкуса, тогда как в науке о вкусах смешно было бы говорить. Отсюда и господство различных философских систем в различные эпохи, как и преобладание различных школ в живописи, музыке или определенных направлений в поэзии.

Тем не менее, несмотря на разнообразие и переменчивость вкусов в отношении произведений музыки, поэзии, живописи, философии, все они обладают способностью, если они талантливы, вызывать у нас впечатление чего-то высокого, великого, волновать нас чувством красоты и гармонии. Платон, Аристотель, Декарт, Кант, Ницше вызывают такие же чувства к своим творениям, как и Софокл, Эврипид, Шекспир, Чайковский. Также Грот отмечает сугубо личностный характер философских произведений, что тоже роднит философию с искусством. И в заключении он предлагает: «Откажемся же от тысячелетней иллюзии, что философия есть наука, и преклонимся перед нею в новой, более идущей к ее лицу одежде, С тем вместе перестанем верить в абсолютную цену ее созданий и ожидать, что она откроет нам тайну мироздания. Этой цели через сотни или тысячи лет достигнет, быть может, настоящая наука в ее медленном поступательном движении.

К вышеизложенному можно добавить, что философия включает в себя и другие компоненты присущие искусству, начиная от собственно эстетических представлений, составляющих весьма значительную часть философского знания, вплоть до так называемой «картины мира», занимающей важное место в философии бытия. Само понятие «картина мира», вроде бы естественнонаучное и включает в себя представление о структурности, системности мира, но в то же время выходит и за пределы научного подхода к познанию мира. Философ всегда стремится охватить мир в целом, а для этого научных знаний явно не достаточно. Поэтому философ дорисовывает мир, на основе интуиции, воображения, фантазии. Общая философская «картина мира» содержит в себе также человеческое, эмоциональное отношение к миру, его оценку с точки зрения судеб человека и человечества.

Родственность философии и искусства, и их взаимопроникновение вплоть до слияния, демонстрируется и тем фактом, что несомненно философские труды нередко обретали форму художественных произведений (Платон, Ницше, Циолковский), а многие выдающиеся литературные труды приобретали философское звучание (Достоевский, Толстой).

Источник

Творчество — создание человеком новых ценностей во всех сферах жизнедеятельности

Творчество — это процесс создания человеком или группой людей качественно новых уникальных ценностей. Результатом творчества может быть как материальный предмет (картина, изобретение или книга), так и нематериальный объект (новаторская идея в определенной области знаний, музыкальное произведение или научная теория). Способности к творческой деятельности имеются у каждого человека, но большинство людей очень редко их используют и развивают в повседневной жизни.

Что составляет основу творчества в искусстве кратко. Смотреть фото Что составляет основу творчества в искусстве кратко. Смотреть картинку Что составляет основу творчества в искусстве кратко. Картинка про Что составляет основу творчества в искусстве кратко. Фото Что составляет основу творчества в искусстве кратко

Творчество в английском языке обозначается термином creativity. В русском же языке созвучное понятие «креативность» является синонимом словосочетания «творческие способности», вместо которого в обыденной речи широко используется термин «смекалка». Хорошо развитые творческие способности помогают людям находить нестандартные решения всевозможных проблем, выход из разных ситуаций и добиваться поставленных целей.

Что составляет основу творчества в искусстве кратко. Смотреть фото Что составляет основу творчества в искусстве кратко. Смотреть картинку Что составляет основу творчества в искусстве кратко. Картинка про Что составляет основу творчества в искусстве кратко. Фото Что составляет основу творчества в искусстве кратко

Виды творчества

Творчество не ограничено узкими рамками какой-то определенной области деятельности человека. Напротив, реализовать свои творческие способности люди могут практически везде.

Что составляет основу творчества в искусстве кратко. Смотреть фото Что составляет основу творчества в искусстве кратко. Смотреть картинку Что составляет основу творчества в искусстве кратко. Картинка про Что составляет основу творчества в искусстве кратко. Фото Что составляет основу творчества в искусстве кратко

В современном мире существуют самые разные виды творчества:

Что составляет основу творчества в искусстве кратко. Смотреть фото Что составляет основу творчества в искусстве кратко. Смотреть картинку Что составляет основу творчества в искусстве кратко. Картинка про Что составляет основу творчества в искусстве кратко. Фото Что составляет основу творчества в искусстве кратко

Список перечисленных выше видов творчества не является окончательным. Его можно дополнить десятками других вариантов, затрагивающих все сферы жизни человека.

Что составляет основу творчества в искусстве кратко. Смотреть фото Что составляет основу творчества в искусстве кратко. Смотреть картинку Что составляет основу творчества в искусстве кратко. Картинка про Что составляет основу творчества в искусстве кратко. Фото Что составляет основу творчества в искусстве кратко

Этапы творчества

Английский психолог Грэм Уоллас (Graham Wallas) еще в 1926 году предложил научному сообществу систематизированное описание последовательности этапов творческого мышления. Идеи Уоллеса, подробно изложенные в труде «Искусство мысли», и в наши дни являются основой общепризнанной модели творческого процесса.

Что составляет основу творчества в искусстве кратко. Смотреть фото Что составляет основу творчества в искусстве кратко. Смотреть картинку Что составляет основу творчества в искусстве кратко. Картинка про Что составляет основу творчества в искусстве кратко. Фото Что составляет основу творчества в искусстве кратко

Основные этапы творчества — это:

Что составляет основу творчества в искусстве кратко. Смотреть фото Что составляет основу творчества в искусстве кратко. Смотреть картинку Что составляет основу творчества в искусстве кратко. Картинка про Что составляет основу творчества в искусстве кратко. Фото Что составляет основу творчества в искусстве кратко

К сожалению, многие люди редко используют творческое мышление в своей жизни. Чаще всего, основными сдерживающими факторами для творчества являются:

Что составляет основу творчества в искусстве кратко. Смотреть фото Что составляет основу творчества в искусстве кратко. Смотреть картинку Что составляет основу творчества в искусстве кратко. Картинка про Что составляет основу творчества в искусстве кратко. Фото Что составляет основу творчества в искусстве кратко

История творчества

История творчества с точки зрения современной науки неразрывно связана с существованием человечества как вида. Творческие способности людей во все времена были важнейшей частью научного прогресса, развития цивилизации, создания уникальных шедевров изобразительного искусства. Но такой подход к творчеству начал формироваться в обществе лишь в конце эпохи Возрождения.

Что составляет основу творчества в искусстве кратко. Смотреть фото Что составляет основу творчества в искусстве кратко. Смотреть картинку Что составляет основу творчества в искусстве кратко. Картинка про Что составляет основу творчества в искусстве кратко. Фото Что составляет основу творчества в искусстве кратко

Античные философы отрицали наличие у человека творческих способностей. Выдающийся мыслитель древности Платон в своей знаменитой работе «Республика» в IV веке до нашей эры утверждал, что любой художник в своих произведениях лишь имитирует творения Богов, открывает их людям.

Что составляет основу творчества в искусстве кратко. Смотреть фото Что составляет основу творчества в искусстве кратко. Смотреть картинку Что составляет основу творчества в искусстве кратко. Картинка про Что составляет основу творчества в искусстве кратко. Фото Что составляет основу творчества в искусстве кратко

Христианская религия также не признавала в человеке креативных способностей, мотивируя свою точку зрения тем, что Творцом всего сущего может быть только Бог. Идеи, противоречащие этому правилу, долгое время считались еретическими и не имели права на существование.

Что составляет основу творчества в искусстве кратко. Смотреть фото Что составляет основу творчества в искусстве кратко. Смотреть картинку Что составляет основу творчества в искусстве кратко. Картинка про Что составляет основу творчества в искусстве кратко. Фото Что составляет основу творчества в искусстве кратко

Только к концу эпохи Ренессанса в XVI веке под влиянием гуманистических идей философы, а затем и художники начали открыто высказывать мысли о том, что и человек может быть творцом. Так, Микеланджело (Michelangelo) утверждал, что он «воплощает свое видение, а не подражает природе», Федерико Зуккари — что «художник формирует «новый мир, новый рай». Но самые радикальные идеи принадлежали перу польского поэта Мацея Казимежа Сарбевского (Maciej Kazimierz Sarbiewski), который в трактате De perfecta poesi написал, что «поэт творит заново в манере Бога».

Что составляет основу творчества в искусстве кратко. Смотреть фото Что составляет основу творчества в искусстве кратко. Смотреть картинку Что составляет основу творчества в искусстве кратко. Картинка про Что составляет основу творчества в искусстве кратко. Фото Что составляет основу творчества в искусстве кратко

Постепенно идея существования у человека творческих способностей стала общепризнанной. Более того, в XIX веке творчество в научной среде начали отождествлять с искусством, хотя это — разные понятия. Творчество художника — это все же процесс, а искусство — результат работы мастера.

Что составляет основу творчества в искусстве кратко. Смотреть фото Что составляет основу творчества в искусстве кратко. Смотреть картинку Что составляет основу творчества в искусстве кратко. Картинка про Что составляет основу творчества в искусстве кратко. Фото Что составляет основу творчества в искусстве кратко

Только в ХХ веке наука открыто признала, что творчество не может быть ограничено рамками искусства или любой другой сферой деятельности человека. А с середины 1950-х годов начались системные научные исследования феномена творчества, которые активно продолжаются и в наши дни.

Источник

Лекция Творчество: понятие, виды и типы

Лекция 1.1. Творчество: понятие, виды и типы

1. Понятие творчества. Подходы к исследованию творчества.. 1

2. Виды творчества.. 3

3. Типы (уровни) творчества. 6

Всегда оставаться неудовлетворенным — в этом суть творчества.

1. Понятие творчества. Подходы к исследованию творчества

Что составляет основу творчества в искусстве кратко. Смотреть фото Что составляет основу творчества в искусстве кратко. Смотреть картинку Что составляет основу творчества в искусстве кратко. Картинка про Что составляет основу творчества в искусстве кратко. Фото Что составляет основу творчества в искусстве краткоТворчество есть самый загадочный, непостигаемый и волнующий феномен человеческого бытия, предмет исследования многих философов, социологов, психологов и учёных в 20 веке.

Творчество, пишет русский философ Н. Бердяев своей работе «О назначении человека», выдаёт гениальную природу человека, каждый человек гениален, а соединение гениальности и таланта создаёт гения. Можно не быть гением, но быть гениальным. Гениальность — это, прежде всего внутреннее творчество, самотворчество, превращение себя в человека, способного к любому конкретному виду творчеству. Люди всегда задумывались над вопросом: откуда берется новое? Новая мысль, новая идея. Можно многое знать, но ничего нового не создать. Творчество — это образ жизни.

В современном философском словаре дано следующее определение. Творчество — высшая форма универсально понимаемой креативности, имманентно присущая всем уровням иерархии бытия; способствует самосохранению и воспроизведению сущего посредством качественных трансформаций их структур. Творчество человека обусловлено естественным отбором жизнеспособного нового — путём перебора большого количества промежуточных вариантов, а также сопряженная с этими процессами критика и элиминация всего неудачного. Человеческое творчество суть интегральная совокупность фантазии, предвидения и интуиции.

Творчество в общем смысле — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Исследователи настаивают на том, что необходимо отличать творчество от изготовления. При этом можно выявить критерий такого отличия.

Основным критерием, отличающим творчество от изготовления (производства) является уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Раскрыть сущность творчества, возможно только используя комплекс разнообразных подходов, предлагаемых философами, психологами и учёными. Можно согласиться с исследователем Б. Сорокиным, предложившим следующие подходы.

1. Философский. Значимым является анализ творчества с позиций диалектического материализма. Прежде всего это исследование проблематики, возникающей при выяснении характера субъективной диалектики и её отношения к объективной диалектике.

2. Логический. Процесс мышления представляет собой ряд операций формирования понятий и суждений. Совокупность устойчивых мыслительных форм и операций, а также лежащих в их основе законов и правил, составляющих предмет формальной логики, имеет в творчестве большое значение.

3. Физиологический. Данный аспект изучения мышления рассматривает физико-химические процессы, протекающие в субстрате мышления — нервной ткани, интенсивное экспериментальное изучение мозга началось с конца 19 века.

4. Психологический. Возникло только в 20 веке и основными предметами исследования стали особые психологические компоненты творчества, такие как эмоциональность и установка. Исследователи испытывают определённые трудности в связи с тем, что психологическое исследование мышления исходит из того принципиально важного обстоятельства, что взаимодействие человека с объективным миром выступает в виде своего рода психической неуравновешенности, накопления психического заряда, требующего разрядки.

Объективное отсутствие определенных элементов в той ситуации, в которую включена деятельность субъекта, делает эту ситуацию неполным, неопределенным фактором деятельности; и субъективно такая ситуация воспринимается как проблемная. Конечно, эта неполнота, неопределенность имеет место лишь на уровне явления и его субъективного отражения, поскольку еще не все компоненты ситуации деятельности доступны интеллекту субъекта.

Для обнаружения объективно существующих, но пока еще скрытых реальностей человек должен опосредованно через известные элементы и соотношения найти отсутствующие, что и порождает необходимость в познавательном процессе, то есть в мышлении, а точнее говоря, в творческом мышлении.

5. Кибернетический. Подход появился в начале 40-х годов 20 века.

Кибернетический аспект изучения мышления рассматривает человеческий мозг (орган мышления) как сложную систему, работа которой представляет собой приём и обработку информации с окончательной выработкой управляющих сигналов, причём и здесь действуют механизмы обратных связей. Нельзя не согласиться с исследователем в том, что с этой точки зрения и мышление (в том числе и творчество) как вид познания подчиняется основным кибернетическим закономерностям. Многие исследователи считают данный подход весьма продуктивным, так как он позволяет использовать познавательные средства как теория вероятностей, теория информации, математическая логика и т. д.

Несомненно, что данные подходы необходимо использовать в синтезе.

Несомненно, что творчество неоднородно: многообразие творческих проявлений поддается классификации по разным основаниям. Это приводит к выделению современными философами разных видов творчества:

ü повседневно-бытовое и т. п.

Можно сказать, что виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.

Исследователь творческого фактора человека и феномена интеллигенции В. Тепикин выделяет в качестве самостоятельных видов: художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество. Автор представляет в виде таблицы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *