Что составляет основу системы экономических отношений на примере эволюции
Сущность и эволюция экономических систем
Кроме производительных сил и отношений экономической собственности, в состав экономической системы входят технико-экономические, организационно-экономические отношения и хозяйственный механизм.
Организационно-экономические отношения— отношения между людьми по поводу организации производства (в том числе непосредственного производства, обмена, распределения и потребления) материальных благ и услуг. Основными элементами этих отношении выступают менеджмент, маркетинг, обмен производственным опытом и др.
Двумя основными элементами хозяйственного механизма являются рыночные и государственные методы управления экономикой:
— рыночное саморегулирование экономики происходит путем свободной конкуренции, стихийного колебания спроса и предложения, экономических кризисов и т. п.;
— государственное регулирование осуществляют посредством применения экономических (проведение налоговой, финансово-кредитной и других направлений государственной экономической политики), правовых (принятие нового и усовершенствование действующего законодательства) и административных (приказы, распоряжения и т. п.) рычагов.
Отношения экономической собственности, технико- и организационно-экономические отношения представляют собой элементы системы общественных экономических отношений.
Технико-экономические отношения вместе с производительными силами формируют технологический способ производства. За время существования человеческой цивилизации отмечались три технологических способа производства, основанные:
— на машинном труде (с начала промышленной революции до научно-технической, которая началась с середины 50-х гг. XX века);
— на автоматизированном труде (с середины 50-х гг. и до наших дней).
Если в развитых странах мира быстро формируется технологический способ производства, основанный на автоматизированном труде (широком использовании промышленных (интеллектуальных) роботов третьего поколения, информационных технологий, станков с числовым программным управлением, автоматизированных технологических линий производства и т. п.), то в России преобладает технологический способ производства, который базируется преимущественно на ручном и машинном труде.
Об этом свидетельствует тот факт, что в народном хозяйстве Росси до 40% работающих заняты ручным трудом, а оборудование и машины физически изношены на 70% и морально устарели на 95%. Это оказывает значительное влияние на специфику предпринимательской деятельности в нашей стране.
Рассмотрим кратко эволюцию экономических систем со времени возникновения человеческого общества. При этом нужно отметить, что эволюционная теория общественного развития обеспечивает ступенчатый характер общественной эволюции. Каждая ступень эволюции экономических систем проходит через три стадии:
— становление и исходное развитие;
— нисходящее состояние, связанное с нарастанием нового.
Начало и завершение эволюционной ступени характеризуется сосуществованием новой и старом экономики. Переход от одной экономической системы к другой отражает цикличность экономического развития и называется переходным периодом.
Экономическая система первобытнообщинного строя была основана на ручном труде, общественной собственности, натуральном хозяйстве (при котором продукты труда предназначаются для удовлетворения собственных потребностей, использования внутри хозяйства, их вырабатывающем), регулировании процесса потребления со стороны общины. На поздних этапах ее развития такое регулирование начинает осуществлять не вся община в целом, а лишь ее верхушка. Технико-экономические отношения характеризуются появлением первых двух общественных разделений труда: отделением скотоводческих племен от земледельческих и ремесла от земледелия. Зарождаются обмен, товарное производство.
Экономическая система рабовладельческого строя базировалась на технологическом способе производства, основанном на ручном труде, доминировании собственности правителей на землю, внеэкономическом принуждении к труду многочисленных рабов, а, следовательно, на рабовладельческом типе частной собственности. В это же время возникают коллективная (крестьянские общины) и государственная формы собственности (на дороги, ирригационные сооружения, порты, денежную систему), государственное регулирование экономики. Развиваются банковское дело, ростовщический, торговый капитал, с которыми тесно связано возникновение предпринимательства. Технико-экономические отношения определялись третьим общественным разделением труда (выделением класса купцов, появлением торгового капитала), но ведущим оставалось натуральное хозяйство.
Экономическая система феодального общества развивалась на основе ручного труда, преобладании натурального хозяйства. Этой системе присущи феодальная собственность на землю, внеэкономическое принуждение к труду (отработочная рента), значительная роль государственной и церковной собственности. Внеэкономическое принуждение к труду объединялось с экономическим (работа на собственной земле собственными средствами производства) наличием частной собственности на средства производства. С внедрением денежной формы земельной ренты усиливается развитие товарного производства. Тем не менее, единый национальный внутренний рынок лишь начал зарождаться, что ограничивало рыночные рычаги регулирования экономики. Доминирующим элементом хозяйственного механизма было государственное регулирование. Возникает предпринимательство, связанное с производственной деятельностью, созданием кустарных производив, мануфактуры.
На высшей стадии развития капитализма, которая длится и в наше время, начинает (с середины 50-х годов прошлого века) активно формироваться технологический способ производства, основанный на автоматизированном труде. После мирового капиталистического кризиса 1929-1933 годов чрезвычайно возрастает роль государства и государственной собственности (на средства производства, значительную часть национального дохода, финансово-кредитные институты и т. п.), в экономике происходит объединение экономической силы монополий (в том числе олигополии) с экономической и политико-правовой силой государства, формируется государственно-корпоративный капитализм.
Отличая между экономическими системами обнаруживаются в разных типах менеджмента (в частности, выделяют американский и японские типы) и пр.
В Росси огромное значение для развития национальной экономической системы имеют исторические условия. Истоки предпринимательства можно проследить в IX-X веках, когда Русь активно включилась в международную торговлю. Завершение формирования купечества на Руси относится к XI веку, когда сфера его операций расширилась в результате более активного подключения к внутреннему обмену не только торговли рабами и традиционными продуктами промыслов, но и ремесленными изделиями. С XI века купечество пополняется за счет чести городских и деревенские. Торговлей занимались священники, монахи, крестьяне и даже холопы, выполняющие поручения своих господ.
В XI-XIII веках получила распространение как оптовая, так и розничная торговля. В ней использовался как натуральный обмен, так и товарно-денежные операции (в том числе предоплата и кредит). Постепенно сформировались местные и межрегиональные рынки. Опустошительное монгольское нашествие нарушило ускорявшийся ход экономической жизни большинства русских земель.
Становление купеческого сословия возобновилось только в объединенной Руси XVI-XVII веков. От предыдущего времени в положении купцов сохранилось немало местных особенностей. По мере расширения государственной территории создаются возможности для функционирования крупного купечества, накопления значительных денежных средств и товарных масс.
XVIII столетие занимает особое место в истории российского предпринимательства не только из-за несравненно возросших масштабов, сфер и всех количественных показателей частнопредпринимательской деятельности, но и, что особенно важно, благодаря достигнутым успехам в создании условий для промышленного предпринимательства.
На протяжении XVIII века государственной властью были приняты и реализованы многочисленные законоположения и мероприятия, благоприятно сказавшиеся на развитии торговли и промышленности, частного предпринимательства в целом. Так, Комиссией по коммерции были:
— подготовлены указы об условиях и организации внутренней и внешней торговли, таможенных сборов и недоимок по ним;
— отменены казенные монополии на соль и табак;
— принят Вексельный устав;
— осуществлены меры, направленные на развитие частного промышленного предпринимательства, в том числе горнорудного дела в Сибири, ослабление вмешательства государства в частное промышленное строительство;
— отменены внутренние таможни;
-создан Купеческий банк;
— организована новая Комиссия о коммерции;
— и, наконец, провозглашен курс на свободу торговой и промышленной деятельности.
Широкое развитие предпринимательства в России началось после реформы 1861 года, создавшей условия для формирования рынка рабочей силы. В период 1861-1863 годов было учреждено 357 акционерных обществ. Отечественное предпринимательство добилось больших успехов, объем промышленности производства возрос в эти годы более чем в 7 раз.
Его возрождение началось в 1988-1989 годах, когда активизировались кооперация, индивидуальная трудовая деятельность, аренда. Ключевыми экономическими моментами возрождения предпринимательства стали разгосударствление и приватизация. Они осуществлялись путем преобразования государственных предприятий в акционерные, арендных предприятий в общества с ограниченной ответственностью, продажи государственных предприятий на аукционах или конкурсах.
Таким образом, характеризуя сущность и эволюцию экономических систем, мы отметили ту решающую роль, которую сыграли в них натуральное хозяйство и товарное производство. Поскольку последнее выступает материальной основой предпринимательской деятельности, рассмотрим причины возникновения и сущность товарного производства, его эволюцию и механизм взаимосвязи с предпринимательской деятельностью.
Эволюция экономических систем и их современная характеристика
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2014 в 11:42, реферат
Краткое описание
Основными элементами экономической системы являются социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности; организационные формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм.
Задачи работы:
Раскрыть понятие и структуру экономических систем;
Охарактеризовать классификацию экономических систем;
Рассмотреть этапы эволюции экономических систем.
Содержание
Введение 3
1. Понятие и структура экономических систем 4
2. Классификация экономических систем на основе формационного,
технологического и цивилизационного подходов 6
3. Эволюция экономических систем и их современная характеристика 11
3.1 Теория индустриального общества и её распространение 11
3.2 Концепция постиндустриального общества 14
Заключение 18
Список использованных источников 19
Прикрепленные файлы: 1 файл
экономические системы, сущность и содержание 19.doc
1. Понятие и структура экономических систем 4
2. Классификация экономических систем на основе формационного,
технологического и цивилизационного подходов 6
3. Эволюция экономических систем и их современная характеристика 11
3.1 Теория индустриального общества и её распространение 11
3.2 Концепция постиндустриального общества 14
Список использованных источников 19
Цель настоящей работы заключается в рассмотрении сущности и эволюции экономических систем.
Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики, образующих экономическую структуру общества.
Актуальность работы обусловлена тем, что вне системного характера экономики не могли бы воспроизводиться (постоянно возобновляться) экономические отношения и институты, не могли бы существовать экономические закономерности, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики.
Основными элементами экономической системы являются социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности; организационные формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм.
При написании работы использовались труды таких авторов, как: С.П. Гурко, А.С. Булатова, В.И. Ведяпина, В.Д. Камаева и других.
1. Понятие и структура экономических систем
Экономическая система – сложное многомерное образование, обладающее целостностью и единством всех ее составных частей (элементов).
Термин «экономическая система» применяется на разных уровнях анализа. В этом смысле экономической системой можно считать и самые простые образования (например, отдельные домашние хозяйства или хозяйствующие субъекты), однако наиболее часто этот термин применяется в рамках макроэкономического подхода, когда рассматриваются закономерности функционирования национального хозяйства в целом.
Причиной существования экономической системы является так называемый универсальный закон, относительной ограниченности ресурсов. В основе действия закона ограниченности лежат 2 обстоятельства:
а) постоянный рост человеческих потребностей;
б) ограниченность материальных благ и услуг, необходимых для их удовлетворения.
Экономическая система функционирует с помощью таких экономических институтов как собственность, денежная система, рабочие организации, правительственные органы, корпорации, налоги, деньги, доход и т.д.
Для характеристики любой системы обычно выделяют ее элементы.
Основными элементами экономической системы являются:
— социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности;
-организационные формы хозяйственной деятельности;
Важным свойством экономической системы является наличие структуры.
Экономическая система общества состоит из малых экономических систем – домохозяйств и предприятий.
Домохозяйство – это малая система, которая представляет владельцев ресурсов и потребителей в рамках семьи. Основная функция домохозяйства – потребление конечных продуктов и услуг, производимых предприятиями.
Предприятие – малая система, в рамках которой создаются экономические блага и услуги с помощью совокупности необходимых ресурсов. Группы взаимосвязанных предприятий объединены в отрасли.
Отрасль – это более крупная система, объединяющая все предприятия, выпускающие определённые продукты. Отрасли объединяются в более крупные системы – межотраслевые.
Кроме того, экономическая система общества может включать и другие элементы:
— социально-экономические системы (экономико-политические, экономико-демографические, природно-экономические системы);
— технико-экономическая система (отраслевые, межотраслевые, региональные системы).
Все системы обслуживают друг друга, объединены единой структурой общественной организации и управления, связаны между собой посредством продуктообмена, находятся в постоянном взаимодействии.
Структура экономической системы выступает как внутренняя организация общественного производства. Поэтому она на разном уровне всегда проявляется через людей, их производственную деятельность.
2. Классификация экономических систем на основе формационного, технологического и цивилизационного подходов
Под экономической системой понимается реальная, национальная экономика, то есть экономика отдельной страны с ее внутриотраслевой структурой, фирмами, предприятиями, семейными хозяйствами.
Основными подходами к характеристике экономических систем являются: 1) формационный; 2) технологический; 3) цивилизационный. При первом подходе основное внимание в экосистеме уделяют формам собственности на средства производства и присвоения результатов производства, при втором – технической оснащенности производства и при третьем – общечеловеческим ценностям свободы, демократии и др., определяющем развитие системы.2
Наиболее известными являются формационный и цивилизацинный подходы.
Формационный подход трактует уровень развития производственных сил в качестве общего и высшего критерия экономического процесса. С позиции этого подхода выделяют 5 типов экономических систем:
1) первобытнообщинный; 2) рабовладельческий; 3) феодальный; 4) капиталистический; 5) коммунистический.
Однако традиционное пятизвенное деление истории общества на формации давно уже подвергается сомнению. Первобытнообщинный строй изучен крайне слабо, и мы имеем о нем весьма нечеткое представление. Можно ли его считать формацией, если он не был даже обществом в полном смысле этого слова? Неясно также, можно ли считать закономерной и обязательной формацией рабовладение. Но если первобытнообщинный строй, рабовладение, и как многие считают, коммунизм, не являются обязательными ступенями общественного развития, то вся традиционная формационная схема рушится.
Уже сегодня с ней конкурируют концепции четырех формаций (без рабовладения, а в другом варианте без коммунизма), существует и трехформационное деление (первобытнообщинный строй, рабовладение и капитализм или, по-иному, первобытнообщинный строй, рабовладение — феодализм — капитализм и коммунизм).
В своем развитии формации проходят различные стадии. Иначе говоря, в своей эволюции каждая формация повторяет некоторые черты предшествующего общественного развития, точно так же как зародыш повторяет всю эволюцию вида. Действительно, феодализм во многих странах долгое время сохранял явные черты рабовладения. Капитализм (если речь идет не о привитом, пересаженном капитализме) прежде чем развиться на собственной основе сначала прошел нечто похожее на стадии рабовладения и феодализма.
Как известно, черты последующей формации возникают в рамках предыдущей. Но может быть меньше известно, что в рамках более прогрессивных формаций остаются ниши в которых продолжают существовать отношения, типичные для прежних формации. Это связано с тем, что формации сменяли друг друга не посредством отмены форм экономических отношений, присущих предшествующим способам производства, а путем сокращения сферы их действиями сегодня в развитых капиталистических странах существуют элементы феодальных отношений, но важно, что центр тяжести развития системы перенесен в другую сферу.
Цивилизационный подход чаще всего рассматривается, как альтернатива формационному. Цивилизационный подход означает:
— Выявление общих черт различных обществ, в частности, капиталистических и социалистических.
— Постулирование наличия единой цивилизации и отрицание социализма и капитализма в качестве предцивилизаций.
— Отрицание социализма и провозглашение капитализма единственной цивилизацией, ставшее популярным в последнее время. Признается, что идея социализма, который отождествляется с командно-административной системой, порочна или, во всяком случае, утопична.
Цивилизациоиный подход может трактоваться как общечеловеческий в противовес классовому. Во внешнеполитической области это воспринимается как идея приоритета цивилизационного как глобального перед государственным, национальным.
Признание цивилизационного подхода не означает автоматического отрицания формационного. Их соподчинение зависит от того, как определяется цивилизация и, следовательно, само существо цивилизационного подхода. Цивилизационный подход основное внимание уделяет общечеловеческим ценностям: свободе, демократии, культуре и направления развития экономических процессов.3
Технологический подход определен тремя теориями.
Теории индустриального общества.
Сторонники теории индустриального общества считали, что бывший СССР и другие социалистические страны лишь повторяют тот путь, те стадии, которые капиталистические развитые страны уже миновали. Они пытались доказать, что успехи Советского Союза и социалистических стран не есть результат победы нового общественного строя, а лишь следствие развития техники. Исходя из методологически порочного технологического подхода к экономическому строю общества, теоретики «индустриального общества» утверждают, что развитие промышленности и индустриализация в каждой стране неминуемо должны будут привести к тем результатам, которые имели место на Западе, причем это произойдет будто бы вне зависимости от характера производственных отношений.
Экономическая система общества: понятие, структура, типы. Эволюция экономических систем
1. Экономическая система общества: понятие, структура, типы. Эволюция экономических систем
Экономика выступает как взаимосвязывающее звено двух систем: природы и общества. Происходящим процессам в природе свойственны изменения, поэтому экономика в данном случае выступает как сфера, которая выполняет целевую сортировку природных ресурсов. Экономическая система представляет собой основной регулятор природных и трудовых ресурсов, а также произведенных продуктов, необходимых для удовлетворения потребностей общества. Целью экономической системы является распределение природных ресурсов в форму пригодных для дальнейшего использования, в виде материальных благ обществом.
Функционирование экономической системы осуществляется на основе организационно—экономических отношений, возникающих в результате производства, распределения и обмена, а также потребления. К формам связей организации экономической системы относятся:
1) общественное разделение труда (выполнение работниками различных трудовых обязанностей по производству товаров и услуг, т. е. специализация);
2) кооперация труда, означающая общее участие различных лиц в одном производственном процессе;
3) централизация, характеризующаяся объединением нескольких предприятий в единое целое;
4) концентрация производства, выражающаяся в укреплении положения предприятий;
5) интеграция, т. е. объединение предприятий, отдельных отраслей, а также стран с целью ведения общего хозяйства.
В экономической теории выделяют пять типов экономических систем.
1. Рыночная экономика свободной конкуренции. Для экономики многих стран мира до середины XIX в. была свойственна совершенная конкуренция (свободный рынок).
На основании мировой экономической науки выделяют несколько характерных черт свободного рынка:
1) неограниченное количество участников рынка, отсутствие преград для входа и выхода из него;
2) абсолютная подвижность производственных ресурсов;
3) наличие доступного объема информации для каждого участника в конкуренции о рынке, складывающемся спросе и предложении, стоимости на товары и услуги и др.;
4) однородность аналогичных товаров и услуг, т. е. отсутствие индивидуального свойства продукта;
5) исключение влияния любого участника данной конкуренции на принятия решения другим участником.
2. Современная рыночная экономика – это экономика свободного предпринимательства, включающая свободный рынок и государство. Основная цель государственной экономической деятельности заключается в дополнении и решении проблем рынка, с которыми он не может справиться сам, а также государство финансирует экономику денежными средствами в том количестве, которое ему необходимо.
Современный рынок представляет собой самостоятельность субъектов, их партнерские гарантийные взаимоотношения по вопросам реализации продукции и формирования цен на нее.
3. Традиционная система характерна для развитых стран, характеризуется традициями передачи информации из поколения в поколение по производству товаров и услуг, их продаже, которая основывается на обычаях и традициях. Определяющим условием по принадлежности экономической роли различным субъектам является их отнесение к определенному общественному классу.
4. Административно—командная система представляет собой центральную экономическую систему и плановую экономику. Государство принимает решения по основным возникающим вопросам, которые касаются экономики страны, и в его собственности находятся все ресурсы. Для административно—командной системы экономики характерно регулирование отношений между предприятиями, отраслями, регионами путем установления планов, программ, постановлений, приказов, законов государственными органами власти.
5. Смешанная экономика. Основной положительной чертой ее служит эффективность применения ресурсов и экономическая свобода производителей. Для смешанной экономике характерно внедрение новейших биотехнологий, а также производители имеют возможность свободного перемещения из отрасли в другие отрасли без указаний направления действий государством, т. е. по индивидуальному их предпочтению.
Эволюция экономических систем со временем увеличивает их структурно-функциональную сложность. Управление такой системой становится не эффективным. В результате возникает необходимость проведения экономических реформ, которые, как правило сводятся, прежде всего, к перестановкам в аппарате управления, осуществляя, тем самым процедуру, которая может по своим последствиям сравниться с самонормировкой. Но это только первое приближение, бюрократическое. Эта проблема в экономике является многоуровневой, многомерной. Ее решение требует знаний не только осознания необходимости таких реформ. Необходим тщательный экономический анализ, позволяющий дать всестороннюю оценку собственного экономического пространства, ее многомерной структуры. Только определив структуру этого пространства, определив последовательность перехода от одной вершины такого «экономического кристалла» к другому, можно уточнить свое «местоположение» и определить пути для фазового перехода к новому состоянию.
2. Собственность как экономическая категория. Структура прав собственности. Эволюция субъектов, объектов, форм собственности
Как экономическая категория собственность существует независимо от воли и сознания людей. Законы не создают отношений собственности, они только закрепляют отношения, которые уже сложились. Соответственно, можно различать собственность в экономическом смысле, или собственность де-факто (на деле, фактически), и собственность в юридическом смысле, или собственность де-юре (юридически, по праву).
В русском языке термин «собственность» имеет два значения:
1)как обозначение какого-либо имущества (в форме каких-либо предметов – объектов собственности);
2)как отражение факта принадлежности какого-либо имущества субъекту собственности.
Очевидно, что эти два значения тесно связаны между собой. С одной стороны, если имеется имущество как таковое, то имеется и отношение принадлежности, имущество не может быть вне этого отношения – оно всегда либо принадлежит, либо не принадлежит. С другой стороны, если есть принадлежность, значит, есть и объект, по поводу которого она имеет место. С учетом этого выделятся субъекты и объекты собственности.
Субъект собственности (собственник) – активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности. В строгом смысле слова субъекты собственности – заведомо одушевленные лица, хотя нередко их заменяют категориями типа «государство», что приводит к «бессубъектной» собственности, являющейся абстракцией. В принципе, «государство» можно свести к группе лиц, образующих аппарат государственного управления, однако более точным является его понимание как социального института, представляющего все общество (в этом смысле объем понятий «общество» и «государство» совпадают).
Объект собственности – пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, вещества, энергии, информации, имущества, интеллекта, полностью или в какой-то степени принадлежащих субъекту.
Вместе с тем главным, определяющим из двух значений термина «собственность» является второе – собственность есть, прежде всего, не вещь, а отношение – отношение между людьми по поводу вещи. Именно отношение между людьми по поводу вещи, а не отношение данного конкретного человека к данной конкретной вещи.
Субъекты экономики используют «пучок прав», правомочий. Полный «пучок прав» включает одиннадцать элементов:
1)Право владения, т. е. право исключительного физического контроля над вещью;
2)Право пользования, т. е. право применения полезных свойств вещи для себя;
3)Право управления, т. е. право решать, кто и как будет использовать вещь (право на оборот и извлечение выгоды из него);
4)Право на доход, т. е. право обладать результатами от использования вещи;
5)Право суверена (право на передачу власти над собственностью), т. е. право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение вещи;
6)Право на безопасность, т. е. право на защиту от экспроприации вещи и от вреда со стороны внешней среды;
7)Право на передачу в наследство;
8)Право на бессрочность обладания;
9)Право на ответственность в виде взыскания, т. е. возможность передачи вещи в залог или взыскания в уплату долга;
10)Право на остаточный характер, т. е. право на восстановление нарушенных прав собственности (т. е. право на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий);
11)Право на запрещение вредного использования вещи (т. е. способом, наносящим вред внешней среде).
Права собственности понимаются как санкционированные обществом поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ и касаются их использования. Отношения собственности выводятся из ограниченности ресурсов: без какой-либо предпосылки редкости бессмысленно говорить о собственности.
Собственность всегда санкционируется обществом либо позитивно, либо негативно. Позитивные санкции означают одобрение обществом имеющейся структуры прав доступа к имуществу (ресурсам), негативное – неодобрение их, из чего вытекает необходимость изменить эту структуру в лучшую для общества сторону. Поэтому отношения собственности – это система исключений из доступа к материальным и нематериальным ресурсам.
Следовательно, структура прав собственности динамична и подвижна, может быть изменена санкциями общества, т. е. худшая структура прав, может быть заменена на лучшую.
Различают следующие формы собственности:
1. Индивидуальная форма собственности
В зависимости от способа применения объекта индивидуальную собственность подразделяют на: 1) личную; 2) частную.
2. Коллективная форма собственности
В нашей стране выделяются следующие основные формы собственности: 1) частная; 2) государственная; 3) муниципальная. Одновременно также разделяют собственность физических лиц (индивидуальную собственность) и юридических лиц.
Эволюция. В общинном обществе собственность была коллективная, общая. Во времена крепостного права под собственностью 1 человек принадлежал другому человеку, т. е. был рабом. Затем были времена феодальной собственности, когда человек был уже вроде бы не рабом, а платил за землю. Далее человек перестал быть объектом собственности, собственность стала распространяться на блага и услуги.
3. Теория рынка: понятие и условия возникновения рынка. Элементы, типы, функции рынка
Рынок — это место, где продают и покупают.
Это самое простое, но одновременно и самое поверхностное понимание рынка. В настоящее время существует множество определений, прежде всего рынок — это обязательный компонент товарного производства, товарного обмена. Обмен товарами происходит на основе эквивалентности, т. е. равноценности. Развитое товарное производство предполагает использование денег как посредников при обмене товаров: Т-Д. Существуют основные условия возникновения рынка:
Первое условие — разделение труда, которое ведет к специализации и обмену. Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи.
Второе условие — самостоятельность экономических агентов или обособленность хозяйственных субъектов. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к взаимовыгодности. Никто не хочет проиграть, т. е. все хотят получить взамен своего товара желаемое количество другого.
Третье условие — свобода предпринимательства.
К элементам рынка относятся спрос, предложение, цена, емкость рынка, конъюнктура и инфраструктура рынка. Взаимодействие этих элементов обеспечивает удовлетворение конкретных потребностей общества, сбалансирование спроса и предложения, производства и потребления как на микро, так и на макроуровне.
Спрос отражает потребности общества и складывается из производственного и личного потребления.
Предложение можно рассматривать как результат производственной деятельности в виде товарной массы, предназначенной для продажи.
Рынок можно подразделить на два типа: рынок продавца и рынок покупателя.
Рынок покупателя – противоположная ситуация.
Кроме того, рынки можно подразделить на рынок чистой конкуренции, монополистической конкуренции, олигополистической конкуренции рынок чистой монополии.
Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Где покупатели видят разницу качества и оформления товара и готовы платить по разному.
Олигополистический рынок состоит из небольшого числа продавцов (обычно крупных компаний), чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. На током рынке товары могут быть схожими (зерно, алмазы, сталь, уголь) или нет (автомобили, самолеты, компьютеры).
Рынок чистой монополии предусматривает только одного продавца.
Современный высокоразвитый рынок выполнят шесть основных взаимосвязанных функций:
1. Регулирующая функция. Предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.
2. Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулировании научно – технического прогресса.
3. Ценообразующая (или эквивалентная) функция – это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов.
4. Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда.
5. Информационная функция дает участниками рынка через постоянно меняющиеся цены объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.
6. Оздоравливающая функция как бы «очищает» экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности. Те предприниматели, которые не учитывают запросы потребителей и не заботятся о прогрессивности и рентабельности (доходности) своего производства, терпят поражение в конкурентной борьбе и наказываются «банкротством». И наоборот, общественно полезные и эффективно работающие предприятия процветают и развиваются.
4. Рыночный механизм и принципы его функционирования. Закон спроса, закон предложения, рыночное равновесие, равновесная цена
Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка.
Эти элементы являются важнейшими параметрами рынка, которыми руководствуются производители и потребители в своей экономической деятельности в рыночной системе хозяйствования. Это стержень рыночных отношений, ядро рынка.
Рыночный механизм действует на основе экономических законов: изменения спроса, изменения предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости (ценности), полезности, прибыли и т. д.
На стороне производства выступает предложение, на стороне потребления — спрос. Эти два элемента неразрывно связаны между собой, хотя на рынке противостоят друг другу. Их можно сравнить с двумя силами, действующими в противоположных направлениях. В зависимости от конкретных условий рынка предложение и спрос уравновешиваются на более или менее продолжительный период. Это выравнивание спроса и предложения может происходить стихийно и под регулирующим воздействием государства.
Рыночный механизм проявляется как механизм принуждения, заставляющий предпринимателей, преследующих свою собственную цель (прибыль), функционировать в конечном счете на пользу потребителей.
Действие этого механизма основано не на уговорах, а на естественном стремлении человека к благосостоянию. Поэтому для реализации рыночного механизма не нужно ничего, кроме свободы производителей и потребителей. Чем полнее свобода, тем эффективнее функционирует механизм саморегулирования рыночной экономики.
На рынке стихийно возникают различного рода конфликты, которые разрешаются с помощью рыночного механизма.
Закон спроса – закон, в соответствии с которым при увеличении цены на товар спрос на этот товар снижается при прочих неизменных факторах.
Закон спроса может иметь отдельные исключения. Например, для некоторых престижных товаров небольшое увеличение цены иногда может приводить к повышению спроса, так как более высокая, по сравнению с аналогами, цена, создает у покупателя иллюзию того, что этот товар более качественный или модный.
Закон спроса выражает следующую функциональную (математическую) зависимость объема спроса ( Qd ) от цены ( P ):
Кривая C 1- C 2 на графике показывает: при повышении цены платежеспособная потребность людей сокращается и, наоборот, когда цена снижается, спрос на продукты увеличивается.
Степень количественного изменения спроса в ответ на динамику цен характеризует эластичность (или неэластичность) спроса. Под эластичностью спроса подразумевается степень изменения спроса (“чувствительность” его объема) в зависимости от цены. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса ( Kg ):
к == Рост объема спроса (в %)
Закон предложения – закон, в соответствии с которым при увеличении цены на товар предложение этого товара повышается при прочих неизменных факторах.
Закон предложения может иметь исключения. Так, для целого ряда товаров сдерживающим фактором роста производства является ограниченность ресурсов. При достижении границы максимального использования ресурсов никакой рост цен не сможет увеличить производство, а с ним и предложение товаров.
Данная взаимосвязь наглядно представлена на графике (рис. 2).
Степень изменения объема предложения в ответ на увеличение цены характеризует эластичность предложения. Под эластичностью предложения понимается степень его изменения в зависимости от динамики цены. Коэффициент эластичности аналогичен.
Рыночное равновесие – состояние рынка при равенстве спроса и предложения.
Равновесная цена – цена, для которой величины спроса и предложения равны. Иными словами, по данной цене производители готовы предложить ровно столько товара, сколько покупатели готовы купить. Отклонения от равновесной цены способны привести к состоянию дефицита или перепроизводства.
Но равновесие может быть нарушено под влиянием определенных факторов. В этих случаях реальная цена будет отличаться от равновесной цены. Равновесие бывает устойчивым (если отклонение от него сопровождается возвращением к первоначальному состоянию) и неустойчивым. В результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители. Если потребители не удовлетворены равновесными ценами, то создается благоприятная почва для гос. вмешательства в рыночное ц/о. Это ведет к образованию мах и мин. цен.
5.Эластичность спроса и предложения. Значение эластичности для предпринимательской деятельности
Эластичность спроса по цене. Зависимость изменения спроса на товар от изменения его цены называется эластичностью спроса по цене, или ценовой эластичностью. Эластичность спроса относительно цены показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент.
Варианты ценовой эластичности спроса.
Эластичным спрос бывает тогда, когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена. Например, при сокращении цены на 10% объем спроса увеличивается на 15%.
При единичной эластичности спроса цена и величина спроса изменяются одинаковыми темпами, то есть процентное изменение цены и процентное изменение величины спроса совпадают.
Если спрос неэластичен, изменение цены товара на 1% меняет величину спроса менее чем на 1%.
При абсолютно эластичном спросе любое повышение цены приведет к падению величины спроса практически до нуля, а сколь угодно малое понижение цены может увеличить спрос на него до бесконечности.
Если спрос абсолютно неэластичен, то, как бы продавец ни менял цену на товар, объем спроса будет оставаться постоянным.
На ценовую эластичность спроса влияют следующие факторы:
Удельный вес товара в бюджете потребителя (обычно, чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса).
Перекрестная эластичность. Перекрестная эластичность показывает, насколько изменится спрос на товар X при изменении цены на товар Y. Если с повышением цены на товар Y растет спрос на товар X, то речь идет о взаимозаменяемых товарах (товарах-субститутах). Если повышение цен на товар Y ведет к уменьшению спроса на товар X, то мы имеем дело с взаимодополняющими товарами.
Эластичность спроса относительно дохода. Показывает, насколько изменится спрос на товар под влиянием изменения дохода потребителя.
Эластичность предложения. Можно определить как степень изменения количества предлагаемых к продаже товаров и услуг в ответ на изменение рыночной цены.
Измерение эластичности предложения также производится с помощью коэффициента эластичности, который рассчитывается как отношение процентного изменения количества предлагаемой продукции к процентному изменению цены.
Варианты эластичности предложения:
Если предложение эластично, то изменение величины предложения превышает вызвавшее его изменение уровня цены.
Если предложение неэластично, цена изменяется больше, чем величина предложения.
При единичной эластичности предложения уровень цены и величина предложения изменяются одинаково.
Кроме того, эластичность предложения также может принимать крайние значения —абсолютно эластичное и абсолютно неэластичное предложение.
К факторам, воздействующим на ценовую эластичность предложения, относятся:
величина издержек и возможности хранения продукции;
стоимость и доступность ресурсов;
фактор времени, т. е. период, в течение которого производители имеют возможность приспосабливать объем предложения к изменению цены.
Теория эластичности имеет важное значение для определения экономической политики фирм и правительства:
Ценовая политика фирм. В своей ценовой политике фирмы должны предусмотреть реакцию покупателей на изменение цен на свой товар. Изменение объема продаж влияет на объем выручки и финансовое положение продавца.
при эластичном спросе снижение цены вызывает такое увеличение объема продаж, которое ведет к увеличению общей выручки;
при спросе единичной эластичности прирост объема продаж при снижении цены таков, что общая выручка остается неизменной;
при неэластичном спросе снижение цены ведет к столь малому увеличению продаж, что объем общей выручки уменьшается.
Таким образом, знания об эластичности спроса нужны и продавцу и покупателю, чтобы оптимизировать свое поведение на рынке. Если фирма знает спрос на свой товар и его эластичность, она может определить, по какой цене следует продавать товар, чтобы обеспечить максимальную выручку.
Налоговая политика государства. Налоги включаются в цену продаваемого товара, и, следовательно, влияют на равновесную цену.
Последствия повышения налогов при разной эластичности спроса и предложения
Чем выше эластичность предложения, тем:
Чем выше эластичность спроса, тем:
Сильнее падение объема
Сильнее падение объема
Меньше налоговые поступления
Меньше налоговые поступления
Меньше потери производителя
Больше потери производителя
Больше потери потребителя
Меньше потери потребителя
6. Теория потребления. Кардиналистская, ординалистская концепции потребления. Эффект дохода и эффект замещения
В процессе своей жизнедеятельности человек приобретает товары и услуги. Целью подобного потребления является получение удовольствия и удовлетворения потребностей.
Проблема выбора является одной из центральных в современной экономической науке. На выбор потребителя влияют: 1)Личностные факторы: возраст, этап жизненного цикла, экономическое положение, 2)Психологические факторы (например, избирательное запоминание), 3)Культурные факторы, 4)Социальные факторы. Данные вопросы с экономической точки зрения решаются в рамках теории потребления. Теория потребления изучает принципы рационального поведения покупателей на рынке товаров и услуг и объясняет, как он осуществляет выбор рыночных благ.
В основе количественной теории потребления лежит понятие полезности. Полезность – это то удовлетворение, которое приносит благо потребителю. Процесс использования благ с целью удовлетворения потребностей называется потреблением. Понять правила, по которым покупаются те или иные блага, можно с помощью теории предельной полезности, главная идея которой состоит в том, что ценность товаров и услуг определяется их полезностью для потребителя. Количественная теория предполагает, что полезность можно измерить в условных единицах – ютилах. Но необходимо учитывать, что полезность – понятие чисто субъективное и разными людьми полезность одного и того же блага оценивается в разное количество ютилов.
Порядковая теория является более современной. От потребителя не требуется измерять полезность, достаточно лишь способности упорядочить все возможные товарные наборы по их предпочтительности.
Потребительское поведение рассматривается с позиции кардиналистской и ординалистской концепций. Кардиналистская концепция исходит из того, что потребитель умеет измерять предельную полезность товаров и услуг, в соответствии с которой он строит свои потребительские предпочтения.
Под предельной полезностью понимается прирост общей полезности товара при увеличении объема его потребления на одну единицу.
По мере того, как количество потребляемого товара растет, предельная полезность каждой дополнительной единицы уменьшается.
Потребитель располагает свои потребности в соответствии с собственными предпочтениями и стремится приобрести на ограниченный доход такой набор товаров, который позволил бы ему в максимальной степени удовлетворить потребности. Это достижимо лишь при соблюдении правила максимизации полезности, при котором предельные полезности приобретаемых товаров в расчете на одну денежную единицу оказываются одинаковыми.
Подход с позиций ординалистской концепции потребительского выбора предполагает использование кривых безразличия и бюджетной линии. Здесь индивидуальные предпочтения товаров строятся не на количественном измерении полезности, а на способности покупателей точно сказать, предпочитают ли они набор товаров А другому набору товаров В, либо наоборот, или оба набора потребителю безразличны. Полезность имеет в этом случае порядковую измеримость.
Эффект дохода и эффект замещения. Снижение цены на товары имеет двоякое воздействие. Во-первых, потребители получают возможность воспользоваться ростом действительной покупательной способности. Они могут купить то же количество товаров за меньшее количество денег, и, таким образом, у них останется больше средств для дополнительных покупок. Во-вторых, они станут потреблять большее количество товара, который подешевел, и меньшее количество тех товаров, которые стали относительно дороже. Эти два процесса обычно происходят одновременно, но будет полезным провести между ними различия в нашем анализе.
7. Фирма как экономический субъект: понятие, классификация. Факторы производства. Производственная функция.
Фирма — это имущественный комплекс, используемый собственниками этого имущества для осуществления предпринимательской деятельности. В состав фирмы входят все виды имущества, предназначенные для ее деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, нереализованную продукцию, права требований, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие ее деятельность (фирменное наименование, товарные знаки), и другие исключительные права.
При установлении размеров фирмы, масштабов ее деятельности учитывают, по крайней мере, следующее. С увеличением размеров фирмы, расширением поля деятельности значительно возрастает сложность ее деятельности, обусловленной как увеличением масштабов, так и расширением номенклатуры продукции. Возрастание сложности управления ведет к увеличению риска.
Каждая фирма (индивидуальная или коллективная) имеет свою внутреннюю структуру и статус, размеры и сферы деятельности, в которых она наиболее эффективна. Все формы предпринимательства имеют свои преимущества и недостатки.
По сферам предпринимательской деятельности они могут быть промышленными, агропромышленными, сельскохозяйственными, строительными, транспортными, телекоммуникационными, торгово-посредническими, венчурными, рекламными, инжиниринговыми, юридическими и т. д.
В России фирмы могут создаваться с правом юридического лица и преследовать извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации). Это могут быть хозяйственные товарищества(полные товарищества, товарищества на вере (коммандитные)) и общества(ООО, общество с дополнительной ответственностью, ОАО, ЗАО), производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия (Унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения, унитарное предприятие на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие)). Допускается объединение коммерческих организаций в ассоциации и союзы.
Поскольку объем производства зависит от объема использованных ресурсов, то зависимость между ними может быть выражена в виде следующей функциональной записи:
Производственная функция при данной технологии обладает свойствами, которые определяют соотношение между объемом производства и количеством используемых факторов. Для разных видов производства производственные функции различны, тем не менее все они имеют общие свойства. Можно выделить два основных свойства.
1)Существует предел для роста объема выпуска, который может быть достигнут ростом затрат одного ресурса при прочих равных условиях. Так, в фирме при фиксированном количестве машин и производственных помещений имеется предел роста выпуска путем увеличения дополнительных рабочих, поскольку рабочий не будет обеспечен машинами для работы.
2)Существует определенная взаимная дополняемость (комплектарность) факторов производства, однако без уменьшения объема выпуска вероятна и определенная взаимозаменяемость данных факторов производства. Так, для выпуска блага могут быть использованы различные комбинации ресурсов; можно произвести это благо при использовании меньшего объема капитала и большего объема затрат труда, и наоборот. В первом случае производство считается технически эффективным в сравнении со вторым случаем. Однако существует предел того, насколько труд может быть заменен большим объемом капитала, чтобы не сократилось производство. С другой стороны, имеется предел применения ручного труда без использования машин.
8. Издержки фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах
В теории фирмы важную роль играет фактор времени.
Краткосрочный период — это отрезок времени, в течение которого одни факторы производства являются постоянными, а другие — переменными. К постоянным факторам производства относятся такие ресурсы, как общие размеры зданий и сооружений, количество используемых машин и оборудования и т. д., а также количество фирм, функционирующих в отрасли.
Долгосрочный период — это отрезок времени, в течение которого все факторы являются переменными. В долгосрочном периоде фирма имеет возможность изменить общие размеры зданий и сооружений, количество используемых машин и оборудования и т. д., а отрасль — число функционирующих в ней фирм.
В краткосрочном периоде при выпуске продукции одни издержки фирмы будут носить постоянный характер, другие — переменный.
Постоянные издержки (FC) — это издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объема производства. Более того, они имеют место даже тогда, когда продукция вообще не выпускается.
К постоянным издержкам относятся издержки, связанные с использованием зданий и сооружений, машин и производственного оборудования, арендой, капитальным ремонтом, а также административные расходы.
Переменные издержки (VC) — это издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объема производства. К переменным издержкам относятся затраты на сырье, электроэнергию, оплату труда, расходы на вспомогательные материалы и т. п.
В отличие от постоянных издержек, величина которых не зависит от изменения производства, переменные издержки увеличиваются или уменьшаются пропорционально выпуску продукции. В начальный период организации производства переменные издержки растут более быстрыми темпами, чем произведенная продукция.
По мере достижения оптимальных размеров производства происходит относительная экономия переменных издержек. Однако дальнейшее расширение производства приводит к новому росту переменных издержек, когда увеличение выпуска требует более быстрого роста издержек по сравнению с ростом производства.
Общие издержки (ТС) TC = FC + VC — совокупность постоянных и переменных издержек фирмы в связи с производством продукции в краткосрочный период. Общие издержки представляют собой сумму постоянных и переменных издержек.
Средние постоянные издержки (AFC) характеризуются затратами постоянных ресурсов, с которыми в среднем производится единица продукции.
Средние переменные издержки (AVC) характеризуются затратами переменных ресурсов, с которыми в среднем производится единица продукции. Они определяются путем деления переменных издержек на объем продукции.
Средние общие издержки (АТС) представляют собой частное от деления общих издержек (ТС) на объем продукции ( Q ).
В длительном периоде все факторы производства становятся переменными, поэтому фирма стремится расширить объем выпуска, причем так, чтобы издержки на единицу выпускаемой продукции были минимальными. При этом следует отметить, что в долгосрочном периоде постоянных издержек не существует, а средние переменные издержки равны средним общим издержкам.
Каждая фирма в тот или иной момент характеризуется определенными масштабами производства, которым соответствует та или иная кривая средних издержек короткого периода. При этом средние издержки до определенного объема выпуска будут уменьшаться, а затем начнут постепенно возрастать.
При условии, что цены на вводимые ресурсы остаются неизменными, уменьшение средних издержек в долгосрочном периоде объясняется тем, что с расширением производства темпы прироста готовой продукции начинают обгонять скорость прироста издержек на вводимые факторы производства. Это происходит в силу действия «эффекта экономии на масштабе».
Однако дальнейшее расширение производства приведет к тому, что на фирмах возрастут так называемые издержки бюрократического контроля (потребуются дополнительные управляющие структуры — отделы, смены, цеха, участки; возрастут расходы на административный аппарат; снизится эффективность управления, участятся сбои в организации). Все это вызовет увеличение издержек производства, и кривая средних издержек в долгосрочном периоде станет возрастать.
9. Выручка, прибыль фирмы. Пути максимизации прибыли
Выучка (объём продаж) — количество денежных средств или иных благ, получаемое фирмой за определённый период её деятельности, в основном за счёт продажи продуктов или услуг своим клиентам. Выручка отличается от прибыли, так как прибыль — это выручка минус расходы (издержки), которые компания понесла в процессе производства своих продуктов.
Общим в теориях фирм является обоснование принципа стремления к получению максимальной прибыли при минимальных издержках. Прибыль ( Profit ) определяется как разность между совокупной выручкой ( Total Revenue ) и совокупными издержками ( Total Costs ):
Издержки определяются, изменяются и классифицируются с точки зрения экономистов, которых интересует деятельность фирмы и бухгалтеров, а также финансовый отчет и баланс фирмы.
Экономисты учитывают все издержки: эксплицитные (явные) и имплицитные (неявные, упущенные), поскольку они оказывают влияние на решения, принимаемые экономистом в бизнесе (рис. 1).
Поскольку экономисты и бухгалтеры учитывают издержки различными способами, методы исчисления прибыли также не являются идентичными.
Рис. 1. Различия экономического и бухгалтерского подходов к издержкам и прибыли
Экономическая прибыль исчисляется как разность валового дохода фирмы и всех альтернативных издержек (внешних и внутренних) производства поставляемых фирмой товаров и услуг.
Элементом экономических издержек является нормальная прибыль. Это нормальное вознаграждение, которое удерживает предпринимателя в данной сфере деятельности. Если оно не обеспечивается, предприниматель поменяет эту деятельность или предпочтет заработную плату прибыли. Бухгалтерская прибыль рассчитывается как разность валового дохода фирмы и только эксплицитных издержек производства.
Принципы максимизации прибыли: два подхода
1. Сравнение валового дохода и валовых издержек при каждом объеме производства:
а) TR>TC. Фирма имеет экономическую прибыль и может увеличивать объем производства до критической точки TR=TC,
б) TR VC. Если выручка обеспечивает возмещение переменных издержек, часть постоянных – производство следует продолжать;
– фирма банкрот, если при всех уровнях производства убытки превышают потери постоянных издержек. Фирма минимизирует убытки путем остановки производства.
2. Сравнение предельного дохода и предельных издержек:
а) MR>MC. На каждой такой единице продукции фирма получает больше дохода от ее продажи, чем прибавляет к издержкам, производя эту единицу;
б) MR=MC. Фирма максимизирует прибыль на оптимальном объеме производства;