Что составляет основу проблемного вопроса

Проблемный вопрос, проблемная задача и проблемная ситуация.

Что составляет основу проблемного вопроса. Смотреть фото Что составляет основу проблемного вопроса. Смотреть картинку Что составляет основу проблемного вопроса. Картинка про Что составляет основу проблемного вопроса. Фото Что составляет основу проблемного вопроса Что составляет основу проблемного вопроса. Смотреть фото Что составляет основу проблемного вопроса. Смотреть картинку Что составляет основу проблемного вопроса. Картинка про Что составляет основу проблемного вопроса. Фото Что составляет основу проблемного вопроса Что составляет основу проблемного вопроса. Смотреть фото Что составляет основу проблемного вопроса. Смотреть картинку Что составляет основу проблемного вопроса. Картинка про Что составляет основу проблемного вопроса. Фото Что составляет основу проблемного вопроса Что составляет основу проблемного вопроса. Смотреть фото Что составляет основу проблемного вопроса. Смотреть картинку Что составляет основу проблемного вопроса. Картинка про Что составляет основу проблемного вопроса. Фото Что составляет основу проблемного вопроса

Что составляет основу проблемного вопроса. Смотреть фото Что составляет основу проблемного вопроса. Смотреть картинку Что составляет основу проблемного вопроса. Картинка про Что составляет основу проблемного вопроса. Фото Что составляет основу проблемного вопроса

Что составляет основу проблемного вопроса. Смотреть фото Что составляет основу проблемного вопроса. Смотреть картинку Что составляет основу проблемного вопроса. Картинка про Что составляет основу проблемного вопроса. Фото Что составляет основу проблемного вопроса

Организация проблемного обучения на уроках истории

Задание 1. Прочитать теоретический материал и практические примеры, данные ниже.

Сущность проблемного метода обучения. Теорию проблемного обучения разработали Л.И. Лернер, И.И. Махмутов. М.Н. Скаткин, Н.Г. Дайри.

По определению Н.Г. Дайри, обучение является проблемным, если оно «всем своим содержанием и способом раскрытия ставит какой-то вопрос, требующий решения, но прямого решения не дает и побуждает учащихся искать ответ».

Проблемный метод обучения – это совокупность действий, направленных на усвоение знаний через активную мыслительную деятельность, с помощью постановки продуктивно-познавательных вопросов и решения задач, содержащих противоречия.

Проблемное обучение это система развития учащихся в процессе обучения, в основу которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечение школьников к активному участию в решении этих проблем.

Учебная проблема – задача, вопрос или задание, решение которых нельзя получить по готовому образцу. От ученика требуется проявление самостоятельности и оригинальности, а не репродуктивное воспроизведение материала.

Метод проблемного обучения обеспечивает высокую мотивацию учащихся.

Знания, полученные в результате решения проблемной задачи, твердо усваиваются, так как дети добывали их самостоятельно, а не получали в готовом виде.

Проблемный материал развивает способность к анализу, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения, т.е. вести дискуссию.

Яковенко Инна Викторовна, учитель истории и обществознания. Она подчеркивает, что для эффективности проблемного обучения необходима вариативность,т. е. выбор такого варианта проблемного подхода к изучению материала, который в наибольшей мере отвечает уровню данного класса. В классе с высоким уровнем мотивации учащихся после изложения факта можно ставить проблемы одну за другой, в классе со слабой мотивацией можно объяснить материал самой и в конце провести опрос проблемного характера.

Проблемный вопрос, проблемная задача и проблемная ситуация.

Проблемный вопрос – это вопрос, ответ на который не очевиден, требует от учеников размышления, поиска новой информации.

Пример проблемного вопроса: Почему археологи не нашли на Куликовом поле, где было большое сражение, ни одного меча?

Проблемная задача – это дидактическое средство в виде текста или схемы, содержащее в себе реальное или кажущееся (учебное, специально придуманное учителем для учеников) противоречие.

Проблемная задача вызывает затруднение при выработке ответа на нее, требует не вспоминания готовых знаний, а размышления, рассуждения.

Проблемная задачасодержит дополнительную вводную информацию и при необходимости – ориентиры поиска ее решения.

Примеры проблемных задач и заданий:

1) Агафонова Е.А.. Задача для учащихся 5 класса: «В наследство оставлена дверь. В Вавилонии в глубокой древности и даже позже, во времена царя Хаммурапи, богатые люди указывали в завещании среди прочего имущества деревянную кровать, табуретку и дверь. Подумайте, почему дети и внуки получали в наследство наряду с домом, домашней утварью, слитками серебра такой странный, на наш взгляд, предмет, как дверь». Эта задача будет решена в том случае, если учащиеся помнят, что в Южном Двуречье нет лесов, поэтому ремесленники использовали дорогую привозную древесину.

Что составляет основу проблемного вопроса. Смотреть фото Что составляет основу проблемного вопроса. Смотреть картинку Что составляет основу проблемного вопроса. Картинка про Что составляет основу проблемного вопроса. Фото Что составляет основу проблемного вопроса

3) В истории известен факт, что отец Владимира Мономаха знал пять иностранных языков. Какие это могли быть языки?

Проблемная ситуация. При использовании проблемного метода необходимо создание проблемной ситуации. Проблемная ситуация обычно служит начальным моментом мыслительного процесса. Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Проблемная ситуациясоздание обстановки, в которой у учащихся возникает интеллектуально-психологическое затруднение, преодоление которого требует поиска новых знаний, новых подходов.

Тип проблемной ситуацииЕе особенность
1. Ситуация неожиданностиОзнакомление учащихся с фактами и идеями, которые кажутся парадоксальными, вызывают удивление. Учитель так преподносит учебный материал, что у учащихся возникает удивление: почему так, ведь должно быть по-другому.
2. Ситуация конфликта, противоречияПротиворечие новых фактов и теоретических обобщений, сложившихся в науке. Это может быть противоречие, содержащееся в учебном материале, или введение в урок фрагмента документа противоречивого характера, или изложение противоречивых взглядов на один и тот же вопрос.
3. Ситуация несоответствияСтолкновение научных данных с житейским опытом и бытовыми представлениями
4. Ситуация неопределенностиВ условии задачи не хватает данных для ее решения. Необходим самостоятельный поиск информации либо расчет делается на сообразительность и интуицию учащихся.
5. Ситуация предположенияВозможность создания собственной интерпретации исторических событий и явлений
6. Ситуация прогнозированияПоиск альтернативных путей развития исторических событий

Источник

Мастер-класс по теме «Постановка проблемного вопроса на уроках русского языка»

Цель проведения мастер-класса: представить коллегам апробированную модель педагогической деятельности по постановке проблемных вопросов на уроках русского языка.

Задачи:

Форма проведения: беседа, работа в группах, межгрупповое взаимодействие.

Ожидаемый результат:

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по теме «Постановка проблемного вопроса на уроках русского языка»»

Устюгова Светлана Михайловна,

Учитель русского языка и литературы

МБОУ Тазовская средняя общеобразовательная школа

Постановка проблемного вопроса на уроках русского языка.

То, что я хочу познать—это яблоня,

что я познаю—это ветвь яблони, то,

что я передам ученику—это яблоко, то,

что он возьмѐт от меня—это семечко.

Но из семечка может вырасти яблоня!

Цель проведения мастер-класса: представить коллегам апробированную модель педагогической деятельности по постановке проблемных вопросов на уроках русского языка.

Обозначить актуальность технологии проблемного диалога на современном этапе образования;

Ознакомить участников мастер-класса с приёмами проблемных вопросов;

Представить участникам мастер-класса опыт использования приёмов постановки проблемных вопросов;

Провести практическую часть мастер-класса по формированию умения постановки проблемных вопросов на уроках русского языка;

Провести рефлексию продуктивности мастер-класса.

Форма проведения: беседа, работа в группах, межгрупповое взаимодействие.

Погружение в теоретические основы приема проблемного вопроса;

Повышение профессиональной компетенции учителей по созданию проблемных вопросов на уроках русского языка.

Добрый день, уважаемые участники семинара. Меня зовут Устюгова Светлана Михайловна.

— Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды и приемы.

— Каждый из нас, идя на урок, не раз задавал себе вопрос: будет ли урок интересным, сможет ли он вовлечь детей в работу?

— Я хочу рассказать о приеме постановки проблемных вопросов, которые я использую на уроках русского языка.

— Каждый из Вас пришел на мастер-класс с определенной целью. Предлагаю Вам сформулировать и зафиксировать свои цели, которые Вы хотели бы реализовать в течение мастер-класса (участники мастер-класса формулируют цели).

— Спасибо. Я в свою очередь хочу поделиться с Вами своим опытом постановки проблемных вопросов на уроках русского языка.

Проблемные вопросы формулируются как вопросительные предложения двух типов:

2) предложения, заключающие в себе вопрос о каком-нибудь неясном для говорящего обстоятельстве (времени, причины, места, образа действия, цели); такие предложения оформляются при помощи наречий зачем, отчего, почему, когда и т.д.

Все вопросы, применяемые в обучении, Мирза Исмаилович Махмутов делит на

информационные (они требуют актуализации, воспроизводства или применения уже известных знаний)

собственно проблемные, содержащие еще не раскрытые учащимися проблемы, область неизвестного знания или способа, для приобретения которых требуется какое-то интеллектуальное усилие, определенным образом направленный мыслительный процесс

Проблемные вопросы, в свою очередь, М.И. Махмутов классифицирует на основе дидактической цели, которую ставит перед собой учитель. Он называет следующие типы вопросов:

— проверяющие направленность внимания;

— направленные на проверку прочности ранее усвоенных знаний;

— помогающие ребенку находить различие и сходство в предметах и явлениях;

— помогающие отбирать факты для доказательств;

— помогающие находить и обобщать факты;

— направленные на подтверждение правила;

— направленные на нахождение причины явления и оценку его значения;

— направленные на проявление закономерности, описание явления во всех связях и в развитии;

— формирующие убежденность, развивающие навык самовоспитания.

Таким образом, проблемный вопрос представляет собой самостоятельную форму мысли и проблематизированное высказывание, предположение или обращение, требующее ответа или объяснения. Перед учащимися необходимо ставить вопрос, который требует творческого поиска ответа, выбора верного решения, также стимулирование самостоятельности учащихся в оценивании изучаемой темы.

Проблемный вопрос побуждает ученика к многоступенчатой познавательной деятельности. При традиционном обучении подавляющее большинство вопросов, задаваемых учителем на уроке, требует ответа по памяти. Особенность проблемного вопроса состоит в том, что у ребенка на него нет «готового», выученного ответа. Такие вопросы требуют размышления, исследования, а иногда – даже эксперимента.

При каких условиях вопрос считается проблемным?

Ведь любой вопрос вызывает активную мыслительную деятельность. Вопрос становится проблемным при следующих условиях:

1.Он может иметь логическую связь с ранее изученными понятиями и с тем, которые подлежат усвоению в определенной учебной ситуации;

2.Содержит познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного,

3.Вызывает чувства удивления при сопоставлении нового с ранее известным, не удовлетворяет имеющимся запасам знаний, умений, навыков.

Искусство получения устной информации от ученика заключается в умении задавать вопрос так, чтобы систематически воспитывать у учащихся привычку к активизации необходимых знаний и к исследованию путем наблюдения и рассуждения, ведущего к синтезу имеющегося материала. Только в этом случае вопрос будет способом активизации познавательной деятельности ученика.

5 класс. Неизменяемые существительные

Конфета, эскимо, арбуз, монпасье, пирожное, ананас, шоколад.

— К какой части речи принадлежат данные слова? Докажите.

— Разделите на группы…

— Чем отличаются от других существительных эскимо и монпасье? (трудно определить род, число, падеж)

Формулировка темы, цели.

— У существительных эскимо и монпасье выделите окончание (провокация) Значит, сможем по окончанию определить род?

— Сколько слов в предложении?

6 класс. Собирательные числительные

Репортаж о спортивном соревновании заканчивается так. Особенно удачно выступили Гаас, Жук и Ким. Все трое включены в состав сборной республики. Кто эти спортсмены – мужчины или женщины?

Понятие о числительном

I. Инсценировка по Ф. Кривину «Имя числительное»(лингвистическая сказка)

Тысяча (обращаясь к Прилагательному): Миллион извинений! Я отниму у вас не больше одной минуты.

Прилагательное (любезно): Пожалуйста. Слушаю Вас.

Тысяча: Помогите мне устроиться в предложении. Мне нужно немного, самую малость, только бы приткнуться где-нибудь с краешку.

Прилагательное: Чем же я могу вам помочь?

Тысяча: Так вот оно какое, подлежащее. (Подойдя к Подлежащему). Здравствуйте!

Существительное: Здравствуйте! Меня зовут Существительное. А ваше имя?

Тысяча: Числительное. У меня к вам просьба: помогите мне устроиться в предложении.

Существительное: Право не знаю, как вам помочь. Все свободные места у нас заняты. Правду говоря, ведь я даже не знаю ваших качеств.

Существительное: Количество? Что ж, это тоже неплохо. Знаете что? Я оставлю вас при себе, это будет для вас самое подходящее место.

— Какой частью речи является слово «тысяча»?

— Как вы это определили?

Тема урока, цель формулируются учениками.

Повелительное наклонение глагола

Почему глагол написать в одном случае пишется напишете, в другом напишите?

В процессе поиска решения данной лингвистической задачи учащиеся, применяя имеющиеся знания, определят, что глагол написать I спряжения. Значит, форма напишете будущего времени написана верно. Форма же напишите выражает повеление, просьбу, приказ, и этим определяется ее написание. Далее следуют проблемные вопросы:

— Какой же будет тема нашего сегодняшнего урока? (Повелительное наклонение глагола)

— Что поможет вам не ошибиться в написании глаголов разных наклонений? (Знание морфемного состава слов.)

— Каков же состав каждой формы? (Здесь возможны самые разные, в том числе и ошибочные ответы учащихся.)

— Что поможет нам убедиться в том, кто же из вас прав? (Доказательство на конкретных примерах.

— Давайте найдем верный путь решения этого вопроса. (Здесь учитель может дать подсказку шестиклассникам: измените форму числа повелительного наклонения глагола.)

7 класс. Понятие о причастии

Держу в руках мячик и показываю, задаю вопросы, в ходе диалога делаю записи на доске

— Ребята, к какой части речи вы отнесете данные слова?

— Как вы это определили?

Дальше идет работа по теме урока.

— Являются ли родственными (однокоренными) слова:

Дыхание, духовный, дышать, воздух, вздох, вдыхать, вдохновение, душа, душенька?

Страна, странник, странный, странствие, сторона, пространство, просторный?

Земля, земной, земляной, землица, землистый, земляк, земляника, землекоп?

Праздник, праздничный, праздный, праздность, упразднить, праздновать, празднество? и др.

При работе с такими словами возникает большое количество вопросов. Дети не могут сразу ответить на поставленный вопрос, приходится обращаться к словарям и справочной литературе, что развивает самостоятельность и учебную активность.

При повторении правописания глаголов проблемные вопросы могут предполагать установление связи орфограмм с определенными грамматическими категориями, например с категорией вида и переходности-непереходности.

Так, может быть поставлен следующий вопрос: «С различием в каких формах связано написание и или е в каждой из предложенных пар глаголов: запирать – запереть, обессилить – обессилеть, стирать – стереть, обескровить – обескроветь, замирать – замереть?»

Ответ: написание и или е связано с различием в формах вида (запирать – запереть) или переходностью-непереходностью глагола (обессилить – обессилеть). Так разрешается противоречие между одинаковым или близким произношением и разным написанием.

Проблемные вопросы и ситуации актуализирует имеющиеся у учащихся знания, поднимают их на новый уровень абстракции. Поэтому хорошо, если проблемными будут и контрольные, обобщающие задания и вопросы, заключающие, завершающие изучение той или иной темы. Так, заключая изучение темы «Глагол», вместо традиционно предлагаемых вопросов, отражающих содержание параграфов учебника по данной теме (типа «Что называется глаголом?», «Как изменяется глагол?» и т.п.), можно предложить обобщающие проблемные вопросы, предполагающие сопоставление и обобщение аналогичных и близких языковых явлений.

На основании каких сходных признаков среди склоняемых имен существительных выделяются разносклоняемые, а среди глаголов – разноспрягаемые?

Формы какого наклонения глагола могут служить одновременно показателем различий форм совершенного и несовершенного видов? (Ответ: формы изъявительного наклонения настоящего и будущего времени).

Чем отличается безличный глагол от личного в своих формах изменения (Нож хорошо режет и У меня в глазах режет)?

Какие суффиксы причастий могут одновременно служить и показателем их отнесенности к определенному грамматическому виду? (Ответ: суффиксы причастий настоящего времени).

У каких глаголов показатель переходности-непереходности есть в составе самих этих глаголов, а у каких переходность-непереходность можно определить только в тексте? (Ответ: возвратные глаголы всегда непереходные).

При изучении русского языка надо пытаться сделать так, чтобы ребята не формально подходили к правилам, а осознанно. Применение проблемных вопросов в этом помогает. Практика показывает, что ученики легче применяют полученные знания в новых условиях, правильно выполняют разные закрепляющие упражнения, одновременно развиваются творческие способности. А уроки, в основе которых лежит проблемная ситуация, проходят живо и интересно. На таких уроках учитель вооружает ребят не только знаниями, но и учит их вести наблюдения, творчески мыслить, рассуждать, делать самим выводы и обобщения.

— Завершая наше общение, я хочу познакомить вас с притчей об учителе.

Однажды ученики спросили Учителя, какова его основная задача. Мудрец улыбнувшись, сказал: « Завтра вы узнаете об этом».

Следующий день ученики вместе с Учителем собрались провести у подножья горы. Ранним утром они отправились туда. К обеду, уставшие и проголодавшиеся, они добрались до горы и остановились на привал. На обед у них были рис и солёные овощи, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но вся вода, которую они взяли с собой, как нарочно, закончилась. Тогда ученики стали осматривать окрестность в поисках пресного источника. Учитель оставался на месте. Не найдя источника, ученики вернулись обратно. Тут Учитель сказал: «Источник находится вон за тем холмом.» Ученики поспешили туда, нашли источник и,утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Учитель отказался от воды, показывая на полный сосуд у своих ног. « Учитель! Но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода?»

« Я выполнял свою задачу»,- сказал мудрец. « Сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поиском источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам в какой стороне находится источник, тем самым поддержав вас».

« Значит, главная задача учителя в том, чтобы пробуждать жажду знаний, поддерживать и подавать правильный пример?»- спросили ученики.

Желаю Вам выполнить свою главную задачу: пробуждать жажду знания, поддерживать своих учеников, подавать пример и воспитывать в них человечность и доброту.

Источник

Постановка проблемного вопроса на уроках русского языка.

Постановка проблемного вопроса на уроках русского языка.

То, что я хочу познать, это яблоня,

что я познаю, э то ветвь яблони, то,

что я передам ученику, это яблоко, то,

что он возьмѐт от меня, это семечко.

Но из семечка может вырасти яблоня!

Цель проведения мастер-класса: представить коллегам апробированную модель педагогической деятельности по постановке проблемных вопросов на уроках русского языка.

Задачи:

Форма проведения: беседа, работа в группах, межгрупповое взаимодействие.

Ожидаемый результат:

1.Введение.

— Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды и приемы.

— Каждый из нас, идя на урок, не раз задавал себе вопрос: будет ли урок интересным, сможет ли он вовлечь детей в работу?

— Я хочу рассказать о приеме постановки проблемных вопросов, которые я использую на уроках русского языка.

— Каждый из Вас пришел на мастер-класс с определенной целью. Предлагаю Вам сформулировать и зафиксировать свои цели, которые Вы хотели бы реализовать в течение мастер-класса (участники мастер-класса формулируют цели).

— Спасибо. Я в свою очередь хочу поделиться с Вами своим опытом постановки проблемных вопросов на уроках русского языка.

1.Теоретическая часть.

Проблемные вопросы формулируются как вопросительные предложения двух типов:

2) предложения, заключающие в себе вопрос о каком-нибудь неясном для говорящего обстоятельстве (времени, причины, места, образа действия, цели). Такие предложения оформляются при помощи наречий зачем, отчего, почему, когда и т.д.

Все вопросы, применяемые в обучении, Мирза Исмаилович Махмутов делит на

Проблемные вопросы, в свою очередь, М.И. Махмутов классифицирует на основе дидактической цели, которую ставит перед собой учитель. Он называет следующие типы вопросов:

— проверяющие направленность внимания;

— направленные на проверку прочности ранее усвоенных знаний;

— помогающие ребенку находить различие и сходство в предметах и явлениях;

— помогающие отбирать факты для доказательств;

— помогающие находить и обобщать факты;

— направленные на подтверждение правила;

— направленные на нахождение причины явления и оценку его значения;

— направленные на проявление закономерности, описание явления во всех связях и в развитии;

— формирующие убежденность, развивающие навык самовоспитания.

Таким образом, проблемный вопрос представляет собой самостоятельную форму мысли и проблематизированное высказывание, предположение или обращение, требующее ответа или объяснения. Перед учащимися необходимо ставить вопрос, который требует творческого поиска ответа, выбора верного решения, также стимулирование самостоятельности учащихся в оценивании изучаемой темы.

Проблемный вопрос побуждает ученика к многоступенчатой познавательной деятельности. При традиционном обучении подавляющее большинство вопросов, задаваемых учителем на уроке, требует ответа по памяти. Особенность проблемного вопроса состоит в том, что у ребенка на него нет «готового», выученного ответа. Такие вопросы требуют размышления, исследования, а иногда – даже эксперимента.

При каких условиях вопрос считается проблемным?

Ведь любой вопрос вызывает активную мыслительную деятельность. Вопрос становится проблемным при следующих условиях:

1.Он может иметь логическую связь с ранее изученными понятиями и с тем, которые подлежат усвоению в определенной учебной ситуации;

2.Содержит познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного,

3.Вызывает чувства удивления при сопоставлении нового с ранее известным, не удовлетворяет имеющимся запасам знаний, умений, навыков.

Искусство получения устной информации от ученика заключается в умении задавать вопрос так, чтобы систематически воспитывать у учащихся привычку к активизации необходимых знаний и к исследованию путем наблюдения и рассуждения, ведущего к синтезу имеющегося материала. Только в этом случае вопрос будет способом активизации познавательной деятельности ученика.

1.Практическая часть.

5 класс. Неизменяемые существительные

Конфета, эскимо, арбуз, монпасье, пирожное, ананас, шоколад.

— К какой части речи принадлежат данные слова? Докажите.

— Разделите на группы…

— Чем отличаются от других существительных эскимо и монпасье? (трудно определить род, число, падеж)

Формулировка темы, цели.

— У существительных эскимо и монпасье выделите окончание (провокация) Значит, сможем по окончанию определить род?

— Сколько слов в предложении?

6 класс. Собирательные числительные

Репортаж о спортивном соревновании заканчивается так. Особенно удачно выступили Гаас, Жук и Ким. Все трое включены в состав сборной республики. Кто эти спортсмены – мужчины или женщины?

Понятие о числительном

I. Инсценировка по Ф. Кривину «Имя числительное»(лингвистическая сказка)

Тысяча (обращаясь к Прилагательному): Миллион извинений! Я отниму у вас не больше одной минуты.

Прилагательное (любезно): Пожалуйста. Слушаю Вас.

Тысяча: Помогите мне устроиться в предложении. Мне нужно немного, самую малость, только бы приткнуться где-нибудь с краешку.

Прилагательное: Чем же я могу вам помочь?

Тысяча: Так вот оно какое, подлежащее!. (Подойдя к Подлежащему). Здравствуйте!

Существительное: Здравствуйте! Меня зовут Существительное. А ваше имя?

Тысяча: Числительное. У меня к вам просьба: помогите мне устроиться в предложении.

Существительное: Право не знаю, как вам помочь. Все свободные места у нас заняты. Правду говоря, ведь я даже не знаю ваших качеств.

Существительное: Количество? Что ж, это тоже неплохо. Знаете что? Я оставлю вас при себе, это будет для вас самое подходящее место.

— Какой частью речи является слово «тысяча»?

— Как вы это определили?

Тема урока, цель формулируются учениками.

Повелительное наклонение глагола

Почему глагол написать в одном случае пишется напишете, в другом напишите?

В процессе поиска решения данной лингвистической задачи учащиеся, применяя имеющиеся знания, определят, что глагол написать I спряжения. Значит, форма напишете будущего времени написана верно. Форма же напишите выражает повеление, просьбу, приказ, и этим определяется ее написание. Далее следуют проблемные вопросы:

— Какой же будет тема нашего сегодняшнего урока? (Повелительное наклонение глагола)

— Что поможет вам не ошибиться в написании глаголов разных наклонений? (Знание морфемного состава слов.)

— Каков же состав каждой формы? (Здесь возможны самые разные, в том числе и ошибочные ответы учащихся.)

— Что поможет нам убедиться в том, кто же из вас прав? (Доказательство на конкретных примерах.

— Давайте найдем верный путь решения этого вопроса. (Здесь учитель может дать подсказку шестиклассникам: измените форму числа повелительного наклонения глагола.)

7 класс. Понятие о причастии

Держу в руках мячик и показываю, задаю вопросы, в ходе диалога делаю записи на доске

— Ребята, к какой части речи вы отнесете данные слова?

— Как вы это определили?

Дальше идет работа по теме урока.

— Являются ли родственными (однокоренными) слова:

При работе с такими словами возникает большое количество вопросов. Дети не могут сразу ответить на поставленный вопрос, приходится обращаться к словарям и справочной литературе, что развивает самостоятельность и учебную активность.

При повторении правописания глаголов проблемные вопросы могут предполагать установление связи орфограмм с определенными грамматическими категориями, например с категорией вида и переходности-непереходности.

Так, может быть поставлен следующий вопрос: «С различием в каких формах связано написание и или е в каждой из предложенных пар глаголов: запирать – запереть, обессилить – обессилеть, стирать – стереть, обескровить – обескроветь, замирать – замереть?»

Ответ: написание и или е связано с различием в формах вида (запирать – запереть) или переходностью-непереходностью глагола (обессилить – обессилеть). Так разрешается противоречие между одинаковым или близким произношением и разным написанием.

Проблемные вопросы и ситуации актуализирует имеющиеся у учащихся знания, поднимают их на новый уровень абстракции. Поэтому хорошо, если проблемными будут и контрольные, обобщающие задания и вопросы, заключающие, завершающие изучение той или иной темы. Так, заключая изучение темы «Глагол», вместо традиционно предлагаемых вопросов, отражающих содержание параграфов учебника по данной теме (типа «Что называется глаголом?», «Как изменяется глагол?» и т.п.), можно предложить обобщающие проблемные вопросы, предполагающие сопоставление и обобщение аналогичных и близких языковых явлений.

1.На основании каких сходных признаков среди склоняемых имен существительных выделяются разносклоняемые, а среди глаголов – разноспрягаемые?

2.Формы какого наклонения глагола могут служить одновременно показателем различий форм совершенного и несовершенного видов? (Ответ: формы изъявительного наклонения настоящего и будущего времени).

3.Чем отличается безличный глагол от личного в своих формах изменения (Нож хорошо режет и У меня в глазах режет)?

4.Какие суффиксы причастий могут одновременно служить и показателем их отнесенности к определенному грамматическому виду? (Ответ: суффиксы причастий настоящего времени).

6.Какими формами глагола являются формы, оканчивающиеся на – ите, типа вылетите, вырубите и т.п.? Проиллюстрируйте свой ответ употреблением этих форм в предложении. (Ответ: данные глаголы в зависимости о контекста можно отнести и к форме повелительного и к форме изъявительного наклонения).

7.У каких глаголов показатель переходности-непереходности есть в составе самих этих глаголов, а у каких переходность-непереходность можно определить только в тексте? (Ответ: возвратные глаголы всегда непереходные).

1.Заключение.

При изучении русского языка надо пытаться сделать так, чтобы ребята не формально подходили к правилам, а осознанно. Применение проблемных вопросов в этом помогает. Практика показывает, что ученики легче применяют полученные знания в новых условиях, правильно выполняют разные закрепляющие упражнения, одновременно развиваются творческие способности. А уроки, в основе которых лежит проблемная ситуация, проходят живо и интересно. На таких уроках учитель вооружает ребят не только знаниями, но и учит их вести наблюдения, творчески мыслить, рассуждать, делать самим выводы и обобщения.

— Завершая наше общение, я хочу познакомить вас с притчей об учителе.

Однажды ученики спросили Учителя, какова его основная задача. Мудрец улыбнувшись, сказал: « Завтра вы узнаете об этом».

Следующий день ученики вместе с Учителем собрались провести у подножья горы. Ранним утром они отправились туда. К обеду, уставшие и проголодавшиеся, они добрались до горы и остановились на привал. На обед у них были рис и солёные овощи, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но вся вода, которую они взяли с собой, как нарочно, закончилась. Тогда ученики стали осматривать окрестность в поисках пресного источника. Учитель оставался на месте. Не найдя источника, ученики вернулись обратно. Тут Учитель сказал: «Источник находится вон за тем холмом.» Ученики поспешили туда, нашли источник и,утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Учитель отказался от воды, показывая на полный сосуд у своих ног. « Учитель! Но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода?»

« Я выполнял свою задачу»,- сказал мудрец. « Сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поиском источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам в какой стороне находится источник, тем самым поддержав вас».

« Значит, главная задача учителя в том, чтобы пробуждать жажду знаний, поддерживать и подавать правильный пример?»- спросили ученики.

Желаю Вам выполнить свою главную задачу: пробуждать жажду знания, поддерживать своих учеников, подавать пример и воспитывать в них человечность и доброту.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *