Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия

Физическая основа памяти

Биологическая же память тоже использует адреса, но варьирует их в зависимости от ассоциаций мыслей, меняющихся у разных людей в разное время. Следовательно, изменения в мозгу при получении и переработке информации в процессе обучения или запоминания, «следы памяти», или, как их назвал канадский психолог Д. Хебб, энграммы, носят не локализованный, а распределенный характер. Они представлены не в отдельных «ячейках памяти», а в виде некоторых состояний системы мозга. Поэтому при повреждениях или разрушениях отдельных участков мозга хранящаяся в памяти информация обычно не утрачивается совсем, хотя и извлечение ее становится менее эффективным.

Структурные изменения в нервной системе (рост отростков в нейронах, возникновение новых связей и лавинный характер передачи информации через нейроны) дают возможность обучения и хранения «следов памяти». Изменения в поведении, возникающие в результате опыта, развиваются на основе обучения и запоминания и могут быть закреплены на структурном уровне. Предполагается, что в процессе обучения центры памяти и обучения начинают работать синхронно, и между нейронами, задействованными при обучении и запоминании, усиливаются биохимические связи. Нужно отметить, что и на этом уровне реализуется принцип оптимальности информации в условиях дефицита энергии путем самоорганизации.

Можно предположить, что образование следов в памяти является живым процессом, который изменяется и наполняется новым содержанием каждый раз, когда мы его оживляем. Эффективность этого процесса возникновения энграмм определяется «усилением» работы синапсов. Схематически это выглядит так: если два нейрона, соединенные синапсом, подвержены одновременной стимуляции, то синапс становится «сильнее» и легче передает сигнал от одного нейрона к другому. Если синапс станет более сильным, стимуляция только одного нейрона вызовет разряд и в другом, между ними установится ассоциативная связь. Такое упрощенное представление позволяет понять, почему активация каким-то стимулом одного нейрона может вызвать в памяти нечто иное, обусловленное активностью другого нейрона.

Можно разделить память еще на две формы, позволяющие отличить память человека и память животных. Из повседневной жизни нам хорошо известно, что домашние животные, собаки и кошки ведут себя так, как будто имеют память. Собаки узнают своих хозяев и отличают от незнакомых людей. Кошки, научившись открывать дверь, «запоминают» это на всю жизнь и постоянно пользуются своим уменьем. Это память, связанная с приобретением навыков, условных рефлексов, запоминающихся реакций на окружающую среду и требующих ответного действия, так сказать, память действия, моторная память. Она называется процедурной памятью и проявляется у человека в виде навыков движения (бег, плавание, лыжи, велосипед и т.д.).

Об отличии животных и человека остроумно заметил русский марксист Г.В. Плеханов (1856-1918):«Собака не умеет ошибаться, зато она не умеет решать дифференциальные уравнения». Однако человеку присуща и декларативная, абстрактная память, память на названия, которой нет у животных. Это различие связано с различиями устройств мозга животных и человека. Мозг животных не способен к образованию абстрактных понятий и воссозданию в голове идеально отсутствующей ситуации. Имеются, тем не менее, некоторые экспериментальные наблюдения, свидетельствующие о зачатках памяти у животных, похожей на память человека. Так, волк, бегущий по одну сторону забора и желающий схватить зайца, убегающего от него по другую сторону, не пытается пролезть в щель, а «соображает», что можно поймать зайца, когда забор кончится, и бежит именно к концу забора.

Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Смотреть фото Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Смотреть картинку Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Картинка про Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Фото Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия

Иначе устроен мозг человека, способный к обобщению внешних данных, образованию абстрактных понятий и воссозданию идеальных ситуаций, а не просто прямому восприятию окружающей ситуации. Заметим также, что чем ближе находятся организмы по уровню своего развития, тем полней может быть передача состояний от одного к другому. Именно по этой причине затруднена передача состояний посредством языка между человеком и животными.

«Обычная» память, по-видимому, проявляется в топографической схеме связей между нейронами и в динамике нейронной системы. «Освоение» мозгом полученной информации должно сопровождаться изменением электрической активности нейронов, соединенных изменившимися синапсами. Еще раз подчеркнем, что понимание памяти возможно на пути исследования мозга как целой самоорганизующейся системы, в которой постепенно происходят организация порядка из хаоса и обратные переходы от порядка к хаосу. Для этого понимания необходимо объединить в холистическом подходе разные методы познания человеческого организма: морфологию, описывающую изменения в пространстве; биохимию, описывающую состав на молекулярном уровне; физиологию, динамично описывающую изменения во времени.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Физиологические основы памяти.

Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Смотреть фото Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Смотреть картинку Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Картинка про Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Фото Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Смотреть фото Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Смотреть картинку Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Картинка про Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Фото Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Смотреть фото Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Смотреть картинку Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Картинка про Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Фото Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Смотреть фото Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Смотреть картинку Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Картинка про Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Фото Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия

Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Смотреть фото Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Смотреть картинку Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Картинка про Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Фото Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия

Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Смотреть фото Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Смотреть картинку Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Картинка про Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Фото Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия

Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Смотреть фото Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Смотреть картинку Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Картинка про Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Фото Что составляет основу физической памяти природные взаимодействияЗапоминание материала, его сохранение и последующее воспроизведение — одно из удивительных свойств нашего мозга. Недаром И. М. Сеченов называл память «едва ли не самым важным чудом животной и особенно человеческой организации».
Возбуждения, идущие в мозг от внешних и внутренних раздражителей, оставляют «следы» в нем, которые могут сохраняться долгие годы (иногда всю жизнь). В коре полушарий как бы проторяются пути для возбуждений, вследствие чего нервные связи в дальнейшем возникают легче и быстрее.
Связи, сохраняются и оживают, если возбуждения повторяются» или: угасают, если возбуждения не повторяются. В последнем случае усвоенное забывается. Образование и сохранение временных связей и составляет физиологическую основу памяти.

Все опыты показывают, что формирование известного следа еще не означает, что этот след упрочен, консолидирован, и для консолидации следа необходимо известное время, которое зависит от ряда факторов (в том числе от индивидуальных особенностей) и которое можно измерить. Исследование консолидации следов является одним из важных достижений психофизиологии. Оно дало возможность выделить две стадии процесса формирования памяти, которые далее начали обозначаться терминами «кратковременная память» (под которой понималась стадия, когда следы образовались, но еще не упрочились) и «долговременная память» (под которой понималась стадия, когда следы не только образовались, но настолько упрочились, что могли существовать длительное время и сопротивляться нарушающему влиянию побочных воздействий). Разделение «кратковременной» и «долговременной» памяти, несмотря на условность, поставило психофизиологию перед дальнейшими вопросами, и прежде всего перед вопросом о физиологических механизмах обоих видов памяти.
Мгновенная память определяется процессами, происходящими в периферическом отделе анализатора (в рецепторах). Информация там хранится очень недолго – от долей до нескольких секунд. Тем не менее этот процесс лежит в основе деятельности кино и телевидения. Дело в том, что человек в кинотеатре видит не одно непрерывное изображение, а череду неподвижных картинок. Каждое последующее изображение накладывается на память о предыдущей, в результате чего создается иллюзия движения. В основе кратковременнойпамяти лежит циклическое вращение импульсов в нейронных цепях. Электрический сигнал, попавший в такую ловушку, может какое-то время циркулировать в ней, пока его не сотрет следующий импульс.

Длительность хранения информации здесь – от нескольких секунд до нескольких минут. Поэтому, получив важную информацию, желательно перенести ее на материальный носитель – бумагу или электронный блокнот, чтобы обезопасить ее от возможной потери. Объем кратковременной памяти – 7 ± 2 единиц информации, причем не имеет значения, что понимается под единицей информации – буква или слово. Если человеку приходится запоминать массу информации, он может укрупнять единицы информации объединять в блоки, расширяя таким образом емкость своей памяти.

Большая часть информации из кратковременной памяти стирается, но какое-то ее количество переходит в оперативную память.Переход ее из кратковременной в оперативную называется консолидацией. Этому процессу способствуют определенные условия: важность информации для субъекта, неоднократное повторение информации, яркость, необычность информации, а также наличие эмоций при этом.

В оперативной памяти информация хранится от нескольких минут до нескольких часов (суток), чаще всего один день – от пробуждения до сна, после чего одна часть ее переходит в долговременную память, а другая – стирается. Срок хранения информации в оперативной памяти связан с задачей, стоящей перед человеком. При этом логическая обработка информации, поступившей за день, происходит во время «медленного» сна, а перевод ее в долговременную память – во время «быстрого» сна.

Долговременная памятьможет хранить информацию как угодно долго – на протяжении всей жизни человека. Этот процесс осуществляется при участии специфических белков памяти и нуклеиновых кислот. В настоящее время имеется гипотеза, что функционирование информации в этом виде памяти связан с изменением структуры нервных клеток и их электрических контактов – синапсов.

Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Смотреть фото Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Смотреть картинку Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Картинка про Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Фото Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия

В функционировании памяти человека участвуют различные структуры анализаторов и центральной нервной системы. Возникновение сенсорных следов информации происходит в рецепторных системах анализаторов.

В таламусе происходит отфильтровывание лишней (повторяющейся) информации. В сенсорной коре начинается этап формирования кратковременной памяти путем структурирования поступающей информации. В ассоциативной коре с учетом оперативных задач организма, а также биологических программ определяется та информация, которая будет храниться в течение суток или переведена в долговременную память. Большую роль в процессах памяти играет гиппокамп, который может избирательно усиливать запоминание тех событий, которые имеют биологически важное значение

II. Процессы памяти. Условия, способствующие успешному хранению информации.

Память человека не является постоянной, а изменяется в течение жизни. Рассмотрим типичные изменения, происходящие в памяти по мере социализации индивида. С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, начинают действовать аффективная (эмоциональная) и механическая (моторная, двигательная) память, которая постепенно дополняется и замещается логической и образной. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное. Кроме того и сами средства-стимулы для запоминания подчиняются некоторой закономерности: сначала они выступают как внешние (например, завязывание узелков на память, использование для запоминания различных предметов, зарубок, пальцев рук, записей и т.п.), а затем становятся внутренними (речь, чувство, ассоциация, представление, образ, мысль). Характерно, что в формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи, которая также из чисто внешней функции общения все больше превращается во внутреннюю.

Процессы памяти тесным образом связаны с особенностями личности, его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Они определяют то, что и как человек запоминает, хранит и припоминает. То, что интересно и эмоционально значимо, запоминается лучше.

В эпизодической памяти хранится вся информация о различных событиях нашей жизни. По сути своей эта память автобиографична. Что касается семантической памяти, то она включает все те структуры, которые свойственны данной культуре и позволяют познавать мир. Кроме того, в семантической памяти хранятся правила, лежащие в основе языка и различных умственных операций. Таким образом, семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти. Так, благодаря семантической памяти мы знаем, что такое экзамен, друг, отрочество или справедливость вообще, как понятия, но когда мы имеем дело с конкретными проявлениями этих понятий в нашей жизни, это отображается уже в эпизодической памяти.

Несмотря на различие этих двух функций памяти, они дополняют друг друга и в различной степени обе определяют, как будет организована информация для хранения в памяти. Для долговременного хранения, как в архиве, требуется такая организация, которая позволяла бы не только классифицировать, но и быстро извлекать информацию. Можно выделить несколько способов “укладки” информации в памяти; они зависят от сложность и других особенностей запоминаемого материала.

Можно думать, однако, что оптимальную деятельность семантической памяти обеспечивает иерархическая организация. При такой организации мы относим каждый элемент к тому или иному уровню в зависимости от того, соответствует ли он какой-то общей или более специальной категории. Например, воробей сначала относится к категории “птиц” (т.е. не рыб и не млекопитающих), затем учитывается, что он маленький, серый и не умеет петь (в отличие, скажем, от канарейки, которая тоже относится к птицам, но желтого цвета и петь умеет).

Более поздние исследования, однако, показали, что память не всегда организована столь рационально по принципу “от общего к частному” (как организованы, например, науки). Так, было обнаружено, что если испытуемые быстрее воспринимают утверждение типа “собака-животное”, чем “собака-млекопитающее”, то они, напротив, дольше анализируют фразу “канарейка-животное”, чем “канарейка-птица”. Из этого ясно, что форма иерархической организации в значительной степени зависит от большей или меньшей привычности тех или иных понятий, а также от информации, накопленной в эпизодической памяти.

То, что человек запомнил, мозг хранит более или мене длительное время. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется, в оперативной памяти, а статическое — в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции, переработке.

О сохранении информации и ее видоизменении можно судить только по следующим двум процессам памяти — узнаванию и воспроизведению.

На все это, разумеется, наслаивается содержимое эпизодической памяти, в которой хранятся те события, что происходили в момент кодирования искомых элементов, или те воспоминания о прошлом, которые в то время возникали.

III. Виды памяти.

Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них — деление памяти по времени сохранения материала, другое — по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти. Рассмотрим и дадим краткое определение основным из названных видов памяти.
Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память — непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это — память-образ.
Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на. последующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации.
Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.
Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.
Долговременная — это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.
Генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека — единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.
Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.
Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.
Эмоциональная память — это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.
Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.
По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.
Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. Установлено, например, что лучше непроизвольно запоминается материал, который является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели, а не средства осуществления деятельности. Непроизвольно лучше запоминается также материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение. Показано, что в том случае, когда с запоминаемым материалом проводится значительная работа по его осмыслению, преобразованию, классификации, установлению в нем определенных внутренних (структура) и внешних (ассоциации) связей, непроизвольно он может запоминаться лучше, чем произвольно. Это особенно характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Источник

Физиологические основы процессов памяти. Характеристика основных процессов памяти

Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Смотреть фото Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Смотреть картинку Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Картинка про Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Фото Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Смотреть фото Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Смотреть картинку Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Картинка про Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Фото Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Смотреть фото Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Смотреть картинку Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Картинка про Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Фото Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Смотреть фото Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Смотреть картинку Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Картинка про Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Фото Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия

Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Смотреть фото Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Смотреть картинку Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Картинка про Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Фото Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия

Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Смотреть фото Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Смотреть картинку Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Картинка про Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Фото Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия

Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Смотреть фото Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Смотреть картинку Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Картинка про Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Фото Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия
Память
– воспроизведение прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира, реакциях организма и многократно применять ее на практике. Осуществляя связь между прошлым, настоящим и будущим, память придает устойчивость жизненному опыту. Память является важнейшей структурой, обеспечивающих формирование индивидуальности. В настоящее время в науке нет единой и завершенной теории памяти. К двум известным ранее — психологической и физиологической — добавилась биохимическая. Психологическое учение о памяти «старше» физиологического и биохимического. Одной из первых психологических теорий, которая возникла в XVII веке, была ассоциативная. В основе этой теории лежит понятие об ассоциации — связи между отдельными психическими феноменами, а также между ними и явлениями внешнего мира. Память в русле данной теории понимается как сложная система кратковременных и долговременных ассоциаций по смежности, сходству и контрасту.

Сущность теории сводится к следующему: если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними возникает ассоциативная связь и повторное появление какого-либо из элементов этой связи обязательно вызывает в сознании представление всех элементов. Благодаря этой теории были открыты и описаны многие закономерности функционирования и механизмы памяти. Но со временем возник ряд проблем, одной из которых стала проблема объяснения избирательности памяти, которая не могла быть понята исходя из ассоциативной теории памяти.

Процессы, связанные с памятью

Процесс кодирования начинается уже на стадии сенсорной памяти, когда распознаются физические характеристики стимула. Далее он несколько углубляется во время передачи информации в кратковременную память, так как здесь происходит первая перегруппировка разных элементов запоминаемого. Однако основной процесс кодирования происходит на стадии долговременной памяти, так как именно здесь осуществляются анализ и идентификация различных характеристик информации.

В эпизодической памяти хранится вся информация о различных событиях нашей жизни. По сути своей эта память автобиографична. Что касается семантической памяти, то она включает все те структуры, которые свойственны данной культуре и позволяют познавать мир. Кроме того, в семантической памяти хранятся правила, лежащие в основе языка и различных умственных операций. Таким образом, семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти. Так, благодаря семантической памяти мы знаем, что такое экзамен, друг, отрочество или справедливость вообще, как понятия, но когда мы имеем дело с конкретными проявлениями этих понятий в нашей жизни, это отображается уже в эпизодической памяти (Ehriich, Tulving, 1976).

Несмотря на различие этих двух функций памяти, они дополняют друг друга и в различной степени обе определяют, как будет организована информация для хранения в памяти.

Как мы уже отмечали, для долговременного хранения, как в архиве, требуется такая организация, которая позволяла бы не только классифицировать, но и быстро извлекать информацию. Можно выделить несколько способов «укладки» информации в памяти; они зависят от сложности и других особенностей запоминаемого материала.

Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Смотреть фото Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Смотреть картинку Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Картинка про Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия. Фото Что составляет основу физической памяти природные взаимодействия


12. Факторы, влияющие на запоминание

Основные процессы памяти:

1. Запоминание;

· механическое заучивание (дословное заучивание);

· логическая (запоминание и воспроизведение основных положений).

2. Сохранение и удержание информации в памяти;

· кратковременная (удерживает информацию от нескольких секунд до минут. Объем: 7±2 единицы);

· оперативная (так называемая обслуживающая память, «чернорабочая», то есть это та информация, которая сохраняется в памяти пока решается задача – может длится дольше чем кратковременная);

· долговременная (не ограничена по объему и по времени. Основная трудность – извлечение информации).

При характеристике какого-либо вида памяти оценивается два показателя:

Факторы влияющие на забывание и на сохранение:

1. Значимость (мотив; степень участия информации в деятельности личности);

2. Объем запоминаемого материала или информации (обратно пропорциональная зависимость);

3. Лучше в памяти сохраняются основные положения;

5. «Место в списке», эффект края.

Информация начала и информация конца запоминается легче, чем информация середины.

В начале нет предыдущей стирающей информации, а в конце нет последующей – в середине присутствуют обе.

«Кривая забывания» (по Г. Эббингаузу).

Для бессмысленных слогов.

Очень сильная интерференция.

Реминисценция – это эффект временного улучшения памяти, который имеет место на второй день после заучивания.

Мнемические действия (приемы для запоминания):

Связаны с мыслительной обработкой информации.

1. Составление плана;

2. Смысловая группировка;

3. Смысловые опорные пункты:

4. Классификация материала;

Как объем памяти, так и прочность запоминания зависят от многих условий, к характеристике которых мы переходим.

Механическое и осмысленное запоминание. Успех запоминания зависит от того, в какой степени материал осмысливается человеком. При механическом запоминании слова, предметы, события запоминаются точно в таком порядке, в каком они воспринимались. Механическое запоминание опирается на пространственную и временную близость объектов запоминания.

Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между частями материала. Осмысленное запоминание во много раз продуктивнее механического. Механическое запоминание неэкономно, требует многих повторений; механически заученное человек не всегда может припомнить к месту и ко времени. Осмысленное запоминание требует от человека значительно меньше усилий и времени и более действенно.

Осмысление материала достигается разными приемами. Один из способов — выделение в изучаемом материале главных мыслей. Переход от одной части к следующим частям — это логическая последовательность основных мыслей текста. Основные мысли текста составляют его план. Воспроизведении происходит по плану.

Другим приемом осмысления материала является сравнение, т.е. нахождение сходства и различия между изучаемым материалом и уже известным. Изучая с детьми новый объект, учитель часто сопоставляет его с уже изученными, тем самым включая новый материал в систему знаний.

Осмыслению материала помогает также его конкретизация, пояснение общих положений примерами, проведение наблюдений, лабораторных работ и т. п. Существуют и другие приемы осмысления.

Повторение при запоминании. Прочность запоминания во многом зависит от повторения. По данным исследований, без повторения в первый день сохранилось в памяти 74%; через 3—4 дня — 66%; через 1 месяц — 58%; через 6 месяцев — 38%. При повторении в первый день удержалось в памяти 88%; через 3—4 дня — 84%; через 1 месяц — 70%; через 6 месяцев — 60%.

Повторение должно быть разнообразным. Для этого ставятся разные задачи перед заучивающим: придумать примеры, ответить на вопросы, начертить схему, составить таблицу и т.д. Разнообразие форм повторения способствует образованию новых связей изучаемого материала с практикой, жизнью. В результате запоминание делается более полным.

По способам распределения повторения во времени различают концентрированное и распределенное повторение. При первом способе материал заучивается в один прием, повторение следует одно за другим без перерыва. Например, если для заучивания стихотворения требуется 12 повторений, то ученик 12 раз подряд читает его, пока не выучит. При распределенном повторении чтения отделены друг от друга некоторыми промежутками.

Распределенное повторение требует меньшего числа повторений.

Распределенное повторение обеспечивает и большую прочность знаний. Поэтому опытные учителя повторяют с учащимися учебный материал в течение целого года, но для того, чтобы не снизилась активность детей, они разнообразят приемы повторения, включают материал в новые и новые связи. Повторения особенно полезны в первые часы и дни после ознакомления с учебным материалом — до тех пор, пока нервные связи в коре не укрепились и (согласно с химической гипотезой памяти) в нервных клетках не произошли структурные изменения белковых молекул. После этого повторения могут проводиться реже и с большими промежутками времени.

Продуктивность запоминания в целом и по частям. В психологии известны 3 способа заучивания: целостный, частичный и комбинированный.

При целостном способе материал (стихотворение и др.) читается от начала до конца несколько раз, до полного усвоения. При частичном способе материал делится на части и каждая часть заучивается отдельно. Комбинированный способ представляет собой сочетание целостного и частичного. Материал сначала прочитывается целиком один или несколько раз, затем трудные места выделяются и заучиваются отдельно, после чего снова весь текст читается целиком.

Из указанных способов наиболее целесообразным является комбинированный. Он требует осмысления материала и обеспечивает равномерное запоминание. В исследованиях учащимся, которые заучивали стихотворение комбинированным способом, потребовалось 9 повторений, при заучивании целостным — 14, а при заучивании частичным способом — 16 повторений.

Значение характера материала. Продуктивность запоминания зависит и от характера материала. Наглядно-образный материал запоминается лучше словесного: логически связанный текст воспроизводится полнее, чем разрозненные предложения.

Систематизация материала. Приведенный в систему материал легче запоминается и дольше хранится в памяти. Систематизация может протекать в разных направлениях: путем группирования объектов запоминания по одному какому-либо признаку (например, по цвету, величине, форме предметов); путем объединения материала в хронологическом следовании событий; и т.п.

Прочность запоминания зависит от важности для субъекта запоминаемой информации, от привычности материала, от контекста события, от мотивации субъекта, и от многих других причин. Например, если какое-то событие повторяется много раз, то оно легче и на более длительный срок запоминается, чем случайное явление (привычность материала). То, что сохраняется в памяти, всегда связано с ситуацией, в которой оно запомнилось. Поэтому извлекать что-либо из памяти всегда легче в том контексте, в котором произошло запоминание. Роль мотивации проявляется в том, что мы всегда легче запоминаем то, что хотим выучить, чем то, что для нас неинтересно. Например, увлекаясь футболом, можно знать имена всех футболистов сборной, но не быть способным запомнить и трех имен знаменитых психологов.


13. Забывание. Факторы, влияющие на забывание

Можно выделить следующие факторы, влияющие на забывание информации.

1) Забывается (не удерживается в сознании) неизменяемая информация.

2) Неиспользование информации и ее характер.

Во-первых, забывается (не удерживается в сознании) неизменяемая информация. Данный тезис легко доказать с помощью различных примеров:

1) В рамках эксперимента испытуемым предлагалось надеть специальные контактные линзы, к которым был прикреплен источник света, двигающийся вместе с глазами. Таким образом, линзы вызывали стабилизацию изображения по цвету и яркости. В результате исследования удалось выяснить, что человек перестает осознаваться объективную реальность уже через 1-3 секунды.

2) Постоянный шум или давление на кожу (часы, одежда) также очень быстро перестают осознаваться.

3) Пристальное внимание к чему-либо неизменному или равномерному (покачивания) приводит к возникновению измененных состояний сознания. Ярким примером являются медитация, гипноз и обряды богослужения. Так, многократное повторение одного и того же слова (фразы) приводит к ощущению утратысмысла. Повторение одних и тех же фраз приводит к полному опустошению сознания.

4) Из повседневного опыта мы знаем, что автоматизированные действия также не осознаются.

5) Другим доказательством является тот факт, что человек не может запомнить более 5-9 элементов. Почти для каждого человека составляет трудность запомнить 7-мизначный номер телефона. Это связано с тем, что информация должна быть впечатана в сознание без изменений, но это, по факту, нарушает течение нормального психического процесса.

Неиспользование информации и ее характер также оказывает влияние на забывание информации. Следует отметить, что лучше всего запоминается информация, которая вызывает интерес или увлеченность предметом. Однако следует знать, что этой закономерности не подчиняются двигательные навыки и знания, полученные в детстве.

Подчеркнем, что проще запоминается информация, нехарактерная для обстоятельств. Был проведен эксперимент, в рамках которого испытуемым предлагалось вспомнить свой путь от дома до работы. Выяснилось, что испытуемые запоминали те обстоятельства, которые выходили за рамки привычного (очередь в кассу за билетом, что было необычным для испытуемого; яма на дороге, которой раньше не было, etc.).

Возраст − это другой параметр, влияющий на забывание информации. Так, пожилые люди склонны забывать о недавних событиях или о том, что предстоит сделать. Обычно, причиной этого принято считать сложность организации информации, которую надо будет вспомнить.

Забывание происходит и в раннем возрасте – информацию, которую человек получил в возрасте до 3-х лет мало кто помнит. Причинами этого факта принято считать ограниченный словарный запас ребенка (что не позволяет ему оформить свой опыт в слова, а наша память в большой степени «завязана» на семантике слов), маленький опыт ребенка, отсутствие четко ограниченного Я (считается, что это важнейшая причина из перечисленных).

Ученые выяснили, что другим фактором, влияющим на забывание, является феномен интерференции − это влияние на запоминание со стороны знаний или навыков, приобретенных раньше или позднее запоминания. Различают проактивную и ретроактивную интерференцию.

Проактивная интерференция возникает в том случае, если событие, влияющее на запоминаемый материал, происходит до запоминания. Например, если перед подготовкой к экзамену человек получает дурные вести, то запоминание экзаменационного материала будет существенно снижено. Тот же феномен происходит, если человек учит испанский язык после итальянского. Ретроактивная интерференция, напротив, – это влияние событий, которые произошли после запоминания.

Интересный феномен, влияющий на забывание, открыл З. Фрейд − феномен подавления. З. Фрейд предположил, что существует активное забывание − это такое забывание, при котором человеку выгодно что-либо забыть по каким-либо неосознаваемым причинам (например, забыть прийти на встречу с человеком, которого ненавидишь). З. Фрейд полагал, что в этом случае происходит торможение следов в памяти на уровне сознания и вытеснение их в подсознание, где они удерживаются ценой больших затрат энергии.
Возраст. Как мы уже знаем, пожилые люди, по-видимому, склонны забывать о недавних событиях или о том, что им предстоит сделать. Это обусловлено главным образом тем, что им трудно организовать информацию, которую им надо будет вспомнить. Особенно явным это становится тогда, когда они впервые сталкиваются с какими-то новыми навыками, новыми обстоятельствами или непривычными действиями. Поэтому им требуется время на то, чтобы освоить новое, и очень важно, чтобы это время им предоставлялось. Большую помощь им могут оказать памятки или мнемотехнические приемы, позволяющие рационально организовать жизнь.

Забывание происходит также и в ранние годы. Действительно, лишь немногие из нас могут вспомнить события, происшедшие в возрасте до трех лет. По-видимому, это не связано просто с давностью подобных событий. Двух- или трехлетнему ребенку воспоминания не свойственны. Он не помнит свои сны и не придает практически никакого значения таким словам, как «вчера» или «завтра». Это может быть обусловлено, в частности, тем, что в этом возрасте словарный запас ребенка весьма ограничен, а опыт невелик; однако главная причина-то, что ребенок еще не выделяет себя как личность и у него нет достаточно четко очерченного «Я», которое позволило бы ему воспринимать собственные действия по отношению к другим людям.

В то же время такая точка зрения может быть и спорной: по-видимому, при особых состояниях сознания (под действием определенных препаратов или под гипнозом) человек может вспомнить и о таких ранних событиях, о которых он в обычном состоянии никогда не вспоминает.

Нельзя, однако, забывать, что этой закономерности, видимо, не подчиняются двигательные навыки. Мы можем вполне успешно сесть на велосипед или за фортепиано после 20- или 30-летнего перерыва. Это же касается и большинства тех знаний, которые мы получили в раннем детстве, т.е. в тот период, когда мозг наиболее пластичен. Так, например, чем раньше ребенок усвоил иностранный язык, тем труднее его будет забыть. Список таких примеров можно продолжить, включив сюда, скажем, игру на музыкальном инструменте, шахматы и т. п.

Однако фактором забывания еще более важным, чем неиспользование, может быть интерференция со стороны других, приобретенных раньше или позднее, знаний или навыков; в этих случаях может иметь место отрицательный перенос.

Интерференция. Этим феноменом может быть обусловлен, в частности, отрицательный перенос при научении. Интерференция может быть связана с событиями, происшедшими до запоминания того или иного материала. В этом случае говорят о проактивной интерференции. Например, если перед тем как студент начинает готовиться к экзаменам, он получит дурные вести, то усвоение знаний, естественно, будет страдать. Интерференция возможна и тогда, когда сразу после одного материала мы беремся за другой, сходный с первым. Например, после обучения итальянскому языку возникают сложности при усвоении испанского.

Однако еще большую роль в забывании играет ретроактивная интерференция. Если, например, непосредственно после усвоения какого-либо навыка мы приступаем к новой деятельности, этот навык может ухудшиться. В то же время было отмечено, что если старый и новый навыки очень сходны или, наоборот, очень различны, то ретроактивная интерференция выражена слабо. Она сильно будет сказываться на первом навыке лишь тогда, когда второй с ним относительно сходен. В нашем случае с усвоением двух языков можно с большей уверенностью сказать, что если испанский язык будет все же выучен, а итальянский за это время использовать не придется, то вспомнить его в случае надобности будет уже труднее.

Сходные явления наблюдаются и тогда, когда студенту приходится учить два предмета, экзамены по которым он будет сдавать в один и тот же день. Изучение общей психологии при этом только углубит знания по психологии развития, особенно если оба курса читал один и тот же преподаватель. Психология не помешает также усваивать химию; но если придется одновременно с психологией заниматься еще философией или социологией, затрагивая при этом сходные темы, то интерференция вполне может возникнуть.

Известно также, что интерференция всегда сильнее выражена при вспоминании, чем при узнавании.

В подобных случаях Фрейд говорил об активном забывании. Он объяснял это явление не случайностью, а действительным торможением следов в памяти на уровне сознания и о вытеснении их в подсознание, где они удерживаются ценой значительных затрат энергии.

Современные психологи предпочитают говорить о мотивированном забывании, подчеркивая тем самым, что с помощью такого механизма субъект пытается «уйти» от неприятных сторон той или иной ситуации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *