Что составляет основу этических взглядов вл соловьева
25. Этика и философия всеединства. В. С. Соловьев
25. Этика и философия всеединства. В. С. Соловьев
Идеалистическое направление русской этики, для которой период конца XIX – начала XX вв. оказался своеобразной эпохой Возрождения, чрезвычайно многообразно и многоцветно, при этом ключевые его идеи все—таки достаточно традиционны для религиозного истолкования нравственности. Русская идеалистическая этика является чрезвычайно сложным, во многом уникальным явлением духовной культуры, достойна отдельного разговора, и в данной лекции необходимо лишь в самом общем виде закрепить некоторые ее проявления.
Ведя речь о панэтизме, необходимо отметить, что для идеалистической мысли данной эпохи был характерен «этический перекос», т. е. доминирование этической проблематики. Причин этого самобытного явления в духовной жизни российского общества немало, основные из них связаны с переоценкой ценностей, попыткой решить социально—экономические проблемы идейными, теоретическими средствами. Предпочтение при этом отдавалось нравственным мерам.
Так как они признавались главными в общественной жизни, то создавались разнообразные проекты нравственного обновления целого мира, а этике отводили главную роль во всей системе философского знания.
Владимир Сергеевич Соловьев, который поставил перед собой задачу формирования идеализма нового типа (синтетического, практического, гуманизированного), стремился обосновывать концепцию абсолютного синтеза, основным принципом которого является «положительное всеединение» (по В. С. Соловьеву, это «полная свобода составных частей в совершенном единстве целого»).
Данный принцип предоставляет возможность созидания «цельного знания» (соединения веры, творчества, интуиции), а результатом его осуществления становится «теософия». Главная часть теософии В. С. Соловьева – этика и ее понимание философом как полного начала в синтезе нравственности с человеком (субъективная этика) и с обществом (объективная этика). Основную роль в этическом исследовании, по определению В. С. Соловьева, играет нравственная деятельность, которая должна быть исследована как с внутренней, так и с внешней стороны.
Первый вид деятельности может быть реализован в богочеловеке, а второй – в богочеловечестве. В результате этика обусловливает идеалы и условия реализации как идеальной личности, так и «долженствующего быть» человеческого общества.
В своем философском труде «Оправдание добра» Соловьев выдвинул идеи о трех основаниях морали, а именно о том, что ее составляющие: стыд, благоговение, жалость, о значении совести и любви в нравственной деятельности, о главных принципах морали (богопочитание, аскетизм, альтруизм). Основной темой этики он считал вопрос о смысле и цели жизни человека. Ученики В. С. Соловьева продолжили традиции, которые он заложил, но уже с несколько другими акцентами, которые усиливают значение не социальной, а религиозной обоснованности морали. «Нравственность коренится в религии. Внутренний свет, в котором совершается различение добра и зла в человеке, – исходит от „Источника светов“» (С. Н. Булгаков).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава 5 Владимир Соловьев о соблазне национализма
Глава 5 Владимир Соловьев о соблазне национализма Стоит заметить, что русские грехи и соблазны почти всегда принимались с восторгом Западом как русская духовность, ибо греховное ближе человеческой натуре, нежели простота правды. В русских видели (и видят до сих пор)
Глава 6 Как мыслился конец европейской истории (Соловьев contra Ницше)
Глава 6 Как мыслился конец европейской истории (Соловьев contra Ницше) И Ницше, и Соловьев были известными и то, что называют заметными фигурами философской жизни каждый в своей стране. Оба умерли почти одновременно — летом 1900–го года. Соловьев успел прочитать Ницше и даже
«Философия может существовать только там, где свобода». Философия в СССР (1960–1980–е годы)
«Философия может существовать только там, где свобода». Философия в СССР (1960–1980–е годы) (беседа Владимира Кантора с Андреем Колесниковым и Виталием Куренным) Что такое философия в СССР в 1960–1980–е годы? Где она существовала реально — в «подполье», в неформальных группах,
25. Этика и философия всеединства. В. С. Соловьев
25. Этика и философия всеединства. В. С. Соловьев Идеалистическое направление русской этики, для которой период конца XIX – начала XX вв. оказался своеобразной эпохой Возрождения, чрезвычайно многообразно и многоцветно, при этом ключевые его идеи все—таки достаточно
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич 16(28).1.1853 – 31.7(13.8).1900Философ, поэт, публицист, переводчик. Публикации в журналах «Русский вестник», «Русь», «Вестник Европы», «Русское обозрение», «Вопросы философии», «Православное обозрение» и др. Сочинения «Чтения о Богочеловечестве» (М., 1881),
СОЛОВЬЕВ Михаил Сергеевич
СОЛОВЬЕВ Михаил Сергеевич 16(28).4.1862 – 16(29).1.1903Педагог, переводчик, издатель сочинений В. Соловьева. Сын историка С. Соловьева, брат философа В. Соловьева, отец поэта С. Соловьева.«Труднее всего было бы мне дать силуэт М. С.; в нем не было рельефов, выпуклостей; была
СОЛОВЬЕВ Сергей Михайлович
СОЛОВЬЕВ Сергей Михайлович 13(25).10.1885 – 2.3.1942Поэт, литературный критик, переводчик, мемуарист. Публикации в журналах «Весы», «Золотое руно», «Вопросы жизни», в сборниках «Свободная совесть». Поэтические книги «Цветы и ладан. Первая книга стихов» (М., 1907), «Crurifragium. Поэмы и
Владимир Соловьёв. Брат и собеседник[59]
Владимир Соловьёв. Брат и собеседник[59] В драматической «Симфонии» Андрея Белого (1901) рассказывается о том, как недавно умерший Владимир Сергеевич Соловьёв, покинув свою могилу в Новодевичьем монастыре, совершает «ночной обход над спящим городом». В серой крылатке и
Философия
Философия Далеко не во все эпохи отношение к философии было идеально позитивным. В 1850 г. министр просвещения России князь П. А. Ширинский-Шихматов поставил вопрос о том, что «польза философии не доказана, а вред возможен». По настоянию министра были закрыты многие кафедры
1. Этика и философия всеединства. В. С. Соловьев
1. Этика и философия всеединства. В. С. Соловьев
Владимир Сергеевич Соловьев, который поставил перед со–бой задачу формирования идеализма нового типа (синтетиче–ского, практического, гуманизированного), стремился обосно–вывать концепцию абсолютного синтеза, основным принципом которого является «положительное всеединение» (по В. С. Со–ловьеву, это «полная свобода составных частей в совершенном единстве целого»).
Данный принцип предоставляет возможность созидания «цельного знания» (соединения веры, творчества, интуиции), а результатом его осуществления становится «теософия». Главная часть теософии В. С. Соловьева – этика и ее понима–ние философом как полного начала в синтезе нравственности с человеком (субъективная этика) и с обществом (объективная этика). Основную роль в этическом исследовании, по опреде–лению В. С. Соловьева, играет нравственная деятельность, ко–торая должна быть исследована как с внутренней, так и с внеш–ней стороны.
Первый вид деятельности может быть реализован в богоче–ловеке, а второй – в богочеловечестве. В результате этика об–условливает идеалы и условия реализации как идеальной личности, так и «долженствующего быть» человеческого обще–ства.
В своем философском труде «Оправдание добра» Соловьев выдвинул идеи о трех основаниях морали, а именно о том, что ее составляющие: стыд, благоговение, жалость, о значении со–вести и любви в нравственной деятельности, о главных прин–ципах морали (богопочитание, аскетизм, альтруизм). Основ–ной темой этики он считал вопрос о смысле и цели жизни человека. Ученики В. С. Соловьева продолжили традиции, ко–торые он заложил, но уже с несколько другими акцентами, ко–торые усиливают значение не социальной, а религиозной обоснованности морали. «Нравственность коренится в рели–гии. Внутренний свет, в котором совершается различе–ние добра и зла в человеке, – исходит от „Источника све-тов“» (С. Н. Булгаков).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава 5 Владимир Соловьев о соблазне национализма
Глава 5 Владимир Соловьев о соблазне национализма Стоит заметить, что русские грехи и соблазны почти всегда принимались с восторгом Западом как русская духовность, ибо греховное ближе человеческой натуре, нежели простота правды. В русских видели (и видят до сих пор)
Глава 6 Как мыслился конец европейской истории (Соловьев contra Ницше)
Глава 6 Как мыслился конец европейской истории (Соловьев contra Ницше) И Ницше, и Соловьев были известными и то, что называют заметными фигурами философской жизни каждый в своей стране. Оба умерли почти одновременно — летом 1900–го года. Соловьев успел прочитать Ницше и даже
«Философия может существовать только там, где свобода». Философия в СССР (1960–1980–е годы)
«Философия может существовать только там, где свобода». Философия в СССР (1960–1980–е годы) (беседа Владимира Кантора с Андреем Колесниковым и Виталием Куренным) Что такое философия в СССР в 1960–1980–е годы? Где она существовала реально — в «подполье», в неформальных группах,
25. Этика и философия всеединства. В. С. Соловьев
25. Этика и философия всеединства. В. С. Соловьев Идеалистическое направление русской этики, для которой период конца XIX – начала XX вв. оказался своеобразной эпохой Возрождения, чрезвычайно многообразно и многоцветно, при этом ключевые его идеи все—таки достаточно
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич 16(28).1.1853 – 31.7(13.8).1900Философ, поэт, публицист, переводчик. Публикации в журналах «Русский вестник», «Русь», «Вестник Европы», «Русское обозрение», «Вопросы философии», «Православное обозрение» и др. Сочинения «Чтения о Богочеловечестве» (М., 1881),
СОЛОВЬЕВ Михаил Сергеевич
СОЛОВЬЕВ Михаил Сергеевич 16(28).4.1862 – 16(29).1.1903Педагог, переводчик, издатель сочинений В. Соловьева. Сын историка С. Соловьева, брат философа В. Соловьева, отец поэта С. Соловьева.«Труднее всего было бы мне дать силуэт М. С.; в нем не было рельефов, выпуклостей; была
СОЛОВЬЕВ Сергей Михайлович
СОЛОВЬЕВ Сергей Михайлович 13(25).10.1885 – 2.3.1942Поэт, литературный критик, переводчик, мемуарист. Публикации в журналах «Весы», «Золотое руно», «Вопросы жизни», в сборниках «Свободная совесть». Поэтические книги «Цветы и ладан. Первая книга стихов» (М., 1907), «Crurifragium. Поэмы и
Владимир Соловьёв. Брат и собеседник[59]
Владимир Соловьёв. Брат и собеседник[59] В драматической «Симфонии» Андрея Белого (1901) рассказывается о том, как недавно умерший Владимир Сергеевич Соловьёв, покинув свою могилу в Новодевичьем монастыре, совершает «ночной обход над спящим городом». В серой крылатке и
Философия
Философия Далеко не во все эпохи отношение к философии было идеально позитивным. В 1850 г. министр просвещения России князь П. А. Ширинский-Шихматов поставил вопрос о том, что «польза философии не доказана, а вред возможен». По настоянию министра были закрыты многие кафедры
В. С. Соловьев — личность достаточно многогранная: общественный деятель, педагог, религиозный философ, публицист, поэт, мыслитель, занимающийся проблемами религии, человека, а также нравственно-эстетическими аспектами. Необходимость акцентирования внимания на нравственные и духовные проблемы современной культуры и общества подтверждают актуальность не только идей В. С. Соловьева, но и их жизненность в настоящее время.
Цель статьи – рассмотреть этические взгляды В. С. Соловьева.
— раскрыть особенность этических взглядов В. С. Соловьева;
— показать актуальность этических категорий В. С. Соловьевым.
В. А. Кувакин в философском творчестве В. С. Соловьева отмечает «интеллектуальный подвиг» в «борьбе» за высокое призвание человека в мире, «единство должного и сущего в обществе», недопустимость разрыва «между идеалом и средствами его достижения, между словом и его воплощением». Необходимость этой идеи подтверждается наличием духовного потенциала человека, особенно, когда возникает «острый дефицит человечности в человеческих отношениях, определенный упадок нравов и нравственных стандартов». Как отмечает В. А. Кувакин, мыслитель выступает против социального отчуждения, хамства и настаивает на единстве нации и ее ответственности перед прошлыми и будущими поколениями, и за судьбы человечества в целом [3].
В основе одной из своих работ («Оправдание добра») философ нравственный опыт человека связывает с этими тремя категориями. Так, стыд — это отношение к низшим влечениям человека и ощущение господства и подчинения перед материальной природой. Жалость выступает как сострадание к другим людям, умение переживать чужую боль и страдания. Благоговение отражает отношение человека к Высшему, где неуместны стыд и жалость [7]. Анализируя предложенные Соловьевым три качества человека, можно выделить в них психологическую сущность (чувства, способность), теоретическую направленность (правила действия) и собственно этическую (добродетель). Немаловажное значение В. С. Соловьев придавал категориям зло и добро (т.е., правда), которую «желала» душа человеческая наравне с бессмертием. Умение различать эти категории, отделять истину от лжи мыслитель рассматривал как интерес и смысл жизни человека.
Понимая человека как «связующее звено между божественным и природным миром», философ ему (человеку) приписывает космический и вселенский смысл [8, с. 295]. И человек, и абсолют — это главные составляющие вселенной, в которой существует необходимость преодоления зла и одухотворения мира. Человек, по В. С. Соловьеву, несовершенен, но наделен способностями стремиться к совершенствованию, идеалу и добру. Поиск жизненного идеала, который может противоречить с действительностью, философом обосновывается в трех вариантах:
— отречение от идеала и примирение с действительностью, в чем философ видел скептический подход,
— иллюзии, в результате которых скрываются факторы, противоречащие идеалу,
— практический идеализм, то есть умение видеть действительность [9].
В. С. Соловьев в своем этическом учении придавал много внимания отдельной личности, рассматривая ее не только как духовную реальность, но и как составляющую человечества. По мысли ученого, жизнь человека — это «невольное участие в прогрессивном существовании человечества и целого мира» [3, с. 27]. И это невозможно без процесса одухотворения и морализации солидарности. Причем этот процесс осуществляется, в том числе и «общим ходом мировой истории, или наличным состоянием общественной среды в данный исторический момент, так что и личное совершенствование каждого человека никогда не может быть отделено от общего, личная нравственность — от общественной» [10, с. 233].
В связи с этим, он был против отчуждения нравственного достоинства личности, выступал за право каждого человека на свободное развитие. Понимание свободы, по В. С. Соловьеву, бифуркационно, то есть положительно и отрицательно. В качестве первого он видел стремление к добру, к познанию Абсолюта и божественного предначертания для человека. Второе связывал с пониманием зла, эгоистичностью личностного «Я», он выступал против превращения человека в «оружие» чьей либо воли: «Ни какой человек, ни при каких условиях и ни при какой причине не может рассматриваться средством или орудием ни для блага другою лица, ни для блага целого класса, ни, наконец, для так называемого общего блага, то есть блага большинства других людей» [Цит. по 11, с. 388]. В. С. Соловьев был категорически против изречения, что цель оправдывает средства, настаивал на взаимных нравственных обязанностях между народами и, соответственно, тесно связывал мораль с политикой. Ученый формулирует моральный закон для общества: «Принцип человеческого достоинства, или безусловное значение каждого лица, в силу чего общество определяется как внутреннее, свободное согласие всех, — вот единственная нравственная норма» [10, с. 297].
По мысли ученого, стремление к достойной цели возможно при помощи мудрости, которую он тоже относил к нравственной добродетели. Кроме этого, под добродетелью философ понимал и мужество, и умеренность, и справедливость. Однако в мужестве он видел не абстрактную категорию, а ее направленность. Умеренность уместна в отношении аморальных действий, но, ни в коем случае не в поиске истины. Справедливость основана на уважении к человеку, сострадании и соблюдении законов. Будучи религиозным философом, В. С. Соловьев обосновывал существование и богословских добродетелей, таких как вера, надежда, любовь, милосердие.
В последние годы жизни В. С. Соловьев акцентирует внимание на предчувствии трагедии человечества и торжестве Апокалипсиса. В своей работе «Три разговора о войне, прогрессе и всемирной истории» философ объясняет это прогрессом научно-технической цивилизации и достижениями социально-экономического развития. Царство антихриста, по мысли ученого, выступает вполне демократичным и цивилизованным, объединяя в себе почтительность к истории и проблемам символа, свободу мысли, индивидуализм и общее благо, а также идеализм и жизненность руководящих «начал» и их решений [12, с. 744], [13, с. 157]. В. С. Соловьев предрекал распад и раздор в людской среде. Это позиция философа является предупреждением современному миру.
Этическое учение В. С. Соловьева основывается на идеи всеединства. Мыслитель вводит понимание нравственного начала в философию. Этика философа носит в большей мере религиозный характер. Несмотря на религиозность его взглядов, этические концепции В. С. Соловьева тесным образом связаны с проблемой человека. В. С. Соловьев человеку приписывает:
— роль связующего звена между божественным и природным миром;
— космический и вселенский смысл.
В своей этической философии мыслитель выделяет:
— три качества человека (стыд, жалость, благоговение);
— нравственные добродетели (мудрость, мужество, умеренность, справедливость);
— богословские добродетели (вера, надежда, любовь, милосердие).
В згляды В. С. Соловьева — это предупреждение человечеству о его гибели, в связи с развитием технического прогресса и падением нравственности, что особенно актуально в XXI столетии.
1. Васильев В. А. Добро и добродетель в нравственной философии В. С. Соловьева / В. А. Васильев // Социально-гуманитарные науки. — 2003.
2. Коган Л. Л. Человек и его судьба / Л. Л. Каган. — М.: Мысль, 1988. — 286 с.
3. Кувакин В. А. Философия Вл. Соловьева / В. А. Кувакин. — М.: Знание, 1988. — 64 с.
4. Порус В. Н. В. Соловьев и Л. Шестов: единство в трагедии / В. Порус
// Вопросы философии. — 2004. — № 2. — С. 148-159.
5. Сербиненко В. В. К вопросу о традиции платонизма в русской философии и
в творчестве Вл. Соловьева (памяти А. И. Абрамова) / В. В. Сербиненко
// Вопросы философии. — 2003. — № 6. — С. 128-135.
6. Соловьевские чтения: поиск новых методологических ориентиров
// Вопросы философии. — 2003. — № 10. — С. 170-173.
7. Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия / Соловьев В. С. // Сочинения в 2-х тт., — М.: Мысль. 1988. — 620 с. – (Сочинения ; т. 1).
8. Словарь по этике [под ред. О. Г. Дробницкого, И. С. Кона]. — М.: Политиздат, 1970. — 400 с.
9. Соловьев В. С. Собр. Соч. в 10-ти т. / Соловьев В. С. — СПб, 1911-1914.
— 720 с. – (Сочинения ; т. 9).
10. Соловьев В. С. Собр. Соч. в 10-ти т. / Соловьев В. С. — СПб, 191 1-1914.
— 720 с. – (Сочинения ; т. 8).
11. История философии в СССР. — М.: Наука, 1968. — 672 с. — (Зб ірник ; т. 3).
12. Соловьев В. С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной
Истории / Соловьев В. С. — М.: Мысль. 1989. — 780 с. – (Сочинения ; т. 2).
13. Душин О. Э. Модели совести: Фома Аквинский и Владимир Соловьев
// Вопросы философии. — 2005 — № 3. — С. 149-160
14. Гайдсико П. П. Человек и человечество в учении Владимира Соловьева
/ П. П. Гайдсико // Вопросы философии. — 1994. — № 6 — С. 44-52.
15. Гулыга А. Поиски абсолюта / А. Гулыга // Новый мир. — 2987. — № 10.
16. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. — М.: Гардарики, 2003. — 472 с.
17. Соловьев В. С. Сочинения в 2-х тт. / Соловьев В. С. — М.: Правда, 1989.
— 610 с. – (Сочинения ; т. 2).
18. Соловьев В. С. Собр. Соч. в 10-ти т. / Соловьев В. С. — СПб, 1911-1914.
— 740 с. – (Сочинения ; т. 3).
19. Соловьев В. С. Собр. Соч. в 10-ти т. / Соловьев В. С. — СПб, 191 1-1914.
Нравственная философия как система: этика «Соборного добра» B.C. Соловьева
1 Вопросы философии и психологии. 1897. № 36 (1). С. 155.
2 Радлов Э.Л. Очерк истории русской философии // Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г. Очерки истории русской философии. Свердловск, 1991. С. 188. Справедливости ради следует отметить, что отдельные критики обвиняли этику Соловьева в публицистичности и проповедничестве, в «преобладании субъективной фантазии над трезвой мыслью» (Чичерин Б.Н. О началах этики // Вопросы философии и психологии. 1897. № 39 (4). С. 630). Однако, на наш взгляд, прав был Радлов, заметивший, что Соловьев смотрит на свое сочинение («Оправдание добра») не только как на теоретический трактат, но и как на нравоучительный труд и что в этом отношении этика Соловьева «примыкает как последнее звено к целому ряду посланий и поучений, которыми переполнена вся древняя Русь и которые в измененной форме и с обновленным содержанием продолжают существовать до настоящего времени». См.: Радлов Э.Л. Указ. соч. С. 188.
Философская система Соловьева не случайно начинается с этики и даже в известной степени удовлетворяется завершенной и систематической этикой. В предмете этики Соловьев усматривает безусловное и самоочевидное начало, «бесспорно доступное нашему познанию», полагая, что только в области нравственной философии «познание совпадает со своим предметом», не оставляя места для критических сомнений. Именно в этой связи Соловьев и провозглашает независимость нравственной философии от теоретической (от гносеологии и метафизики). О самодостаточности «оправдания добра» можно судить хотя бы по тому, что в конце своего сочинения Соловьев говорит не о переходе к «оправданию истины», а о необходимости «оправдания Добра как Истины в теоретической философии».
Характерно, что Соловьев начинает свое исследование не с безусловного божественного «прообраза» добра или исторических форм его осуществления, а с самоочевидных «первичных данных нравственности», присущих природе человека: чувств стыда, жалости и благоговения, исчерпывающих собой все сферы возможных нравственных отношений человека: к тому, что ниже его, что равно ему и что выше его. Эти отношения понимаются Соловьевым как господство человека над материальной чувственностью (аскетическое начало в нравственности), как солидарность с живыми существами (принцип альтруизма) и как внутреннее подчинение сверхчеловеческому началу (религиозное начало в нравственности). Все остальные нравственные отношения (добродетели) рассматриваются как видоизменения трех первичных основ. Например, великодушие и бескорыстие как видоизменения добродетели аскетической; щедрость как особое проявление альтруизма и т.д.
Первая часть «Оправдания добра» завершается критикой «отвлеченного эвдемонизма» и его разновидностей (гедонизма, утилитаризма), которые не в состояний выразить полноту добра. Благо, как безусловная желательность и действительность добра, отделяется здесь от самого добра, и в своей отдельности понимается как благополучие, являющееся неопределенным и неосуществленным требованием жизни.
Вторая часть сочинения Соловьева начинается с определения «единства нравственных основ». Обосновывая коренную внутреннюю связь стыда, жалости и благоговения, Соловьев усматривает в ней реакцию «скрытой целости человеческого существа» против «индивидуального разделения пополам», «эгоистического обособления» и нарушения «религиозного целомудрия», отделяющего человека от Бога. В целостной природе человека добро совпадает с благом, так что этика чистого долга не может противоречить этике эвдемонизма.
Совершенный нравственный порядок предполагает, согласно Соловьеву, нравственную свободу каждого лица, которая может быть осуществлена только в рамках исторического развития общества, или «собирательного человека». Этим намечается переход к третьей части «Оправдания добра»: рассмотрению добра через историю человечества. Исходным пунктом этой части является обоснование единства личности и общества, определяющего «лично-общественную» природу человека и «лично-общественный» характер жизни, которому в историческом развитии соответствуют три главные ступени: родовая, национально-государственная и вселенская. Далее Соловьев прослеживает историческое развитие «лично-общественного» сознания в его главных направлениях, предпринимая сравнительный анализ буддизма, платонизма и христианства и делая вывод о положительном, целостном религиозно-нравственном универсализме христианства в сравнении с отрицательным универсализмом буддизма и односторонним универсализмом платонизма.
1 Соловьев B.C. Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 1. С. 340.
Последние главы третьей части и посвящены рассмотрению этой проблемы. Свободное единение всех в совершенном добре встречается в качестве препятствий не только с личной злой волей, но и злой волей собирательной, которая выступает в виде троякого безнравственного отношения: 1) между различными народами (национализм и космополитизм), 2) между обществом и преступником (соотношение нравственности и права) и 3) между различными общественными классами (экономический вопрос с нравственной точки зрения»).