Что составляет окружающую среду для растения животного человека
Плешаков. 3 класс. Учебник №1, с. 24 – 28
Июн 19
Плешаков. 3 класс. Учебник №1, с. 24 – 28
Что такое экология
1. Что такое окружающая среда? Опиши окружающую среду природных объектов, изображённых на схеме.
Всё, что окружает живое существо и с чем оно связано, называют окружающей средой.
Окружающая среда для растения — солнце, воздух, земля, вода, животные, человек. Окружающая среда для животного — солнце, воздух, земля, вода, растения, человек.
2. Что изучает наука экология?
Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «экос» – дом и «логос» – наука, значит, экология — наука о нашем общем доме, о Земле, и о законах, по которым мы должны в нём жить. Любое живое существо множеством невидимых нитей связано с окружающим миром: с неживой природой, с живой природой и с тем, что создано руками человека. Все эти невидимые нити изучает наука экология.
3. Какое значение для людей имеет экология?
От состояния окружающей среды зависит будущее всего человечества: будет ли человек пить чистую воду, дышать чистым воздухом, употреблять в пищу экологически чистые продукты питания, наслаждаться красотой природы и т. д.
4. Как можно показать экологические связи с помощью модели?
Растение → кузнечик → скворец → сокол
Человек → природа. (Человек охраняет природу.)
Окружающий мир 3 класс учебник Плешаков 1 часть стр 29
👉 Ответы к странице 29. Окружающий мир 3 класс учебник 1 часть. Автор: А. А. Плешаков.
Расскажите, что составляет окружающую среду для растения, животного, человека. Предложите модель, показывающую связь организмов и окружающей их среды. Обсудите представленные модели в классе. Выберите наиболее удачные.
Окружающую среду для растений составляет почва, вода, воздух, солнце, другие растения, птицы, животные и человек.
Окружающую среду для животного составляет солнце, воздух и воду, различные растения, другие животные и человек.
Окружающую среду для человека составляет солнце, вода и воздух, земля, растения, животные и другие люди.
Модель связи организмов и окружающей среды
Модель, показывающая связь организмов и окружающей их среды:
Солнце – цветок – пчела.
Солнце – трава – кролик – орёл.
Солнце – цветок — пчела – человек.
Проверь себя
Что такое окружающая среда? Опиши окружающую среду природных объектов изображённых на схеме.
Окружающая среда – это то, что окружает каждого из нас (или любое живое существо) и влияет на наше развитие.
Для дерева окружающая среда – это земля, солнце, воздух, вода, различные растения и другие деревья, животный мир, человек.
Окружающая среда для зайчика – это земля, вода, солнце, воздух, растения, другие животные и человек.
Что изучает наука экология?
Наука экология изучает связь между живыми существами и окружающей их средой.
Какое значение для людей имеет экология?
Экология играет важную роль в жизни человека. Знания об экологии позволяют человечеству сохранять в безопасности окружающий мир. Важно, чтобы природные ресурсы были использованы с умом, и человек не наносил вред природе.
Как можно показать экологические связи с помощью модели?
Экологические связи с помощью модели можно показать в виде последовательной цепочки. Например: Дождевой червь – кустарник – заяц – лиса.
Задания для домашней работы (на выбор)
Запиши в словарик окружающая среда, экология.
Окружающая среда – это то, что окружает каждого из нас (или любое живое существо) и влияет на наше развитие.
Экология – наука, которая изучает взаимодействие между собой живых организмов с их средой обитания.
Найди в библиотеке книги по экологии. Прочитай выбранную тобой книгу. Приготовь по ней сообщение, дополняющее материал урока.
Я прочитал книгу А. Мицкевич «Ася и пластиковый мир». Рекомендую прочитать эту книгу всем моим одноклассникам, в ней автор затрагивает важные экологические проблемы и пути их решения. Прочитав книгу, каждый из нас сможет сделать вывод о том, что нужно сделать, чтобы сохранить окружающую среду. Например, как конструктивно решить проблему с использованием пластика.
Экологические факторы окружающей среды – схема, виды, примеры и адаптация организмов
Экологические факторы — совокупность всех признаков среды (температура, влажность, свет, давление воздуха, свойства почвы, состав воздуха, рельеф, живые организмы и др.), оказывающих воздействие на организм или экологическую систему в целом. Не все факторы одинаковые по своему значению, влияние некоторых из них является незначительным.
Классификация экологических факторов
Все известные экологические признаки среды в зависимости от их происхождения и характера влияния делят на три основные группы:
К абиотическим относятся факторы неорганической и неживой природы, к биотическим — воздействие живой природы (в том числе и человека), к антропогенным — влияние человека на природу как умышленное, так и неосознанное или неконтролируемое. Это разделение является условным, поскольку каждый фактор существует и проявляет себя как результат общего воздействия среды.
Давайте рассмотрим каждый вид экологических факторов среды более подробно.
Абиотические факторы (влияние неживой природы)
Неживая природа оказывает косвенное или прямое воздействие на всех живых существ. Значительные изменения условий окружающей среды (температура, свет, влажность, свойства почв, состав воздуха и т. п.) могут стать для живого организма критическими и даже привести к его гибели. К абиотическим факторам среды относятся:
Биотические факторы (влияние живой природы)
Живые организмы находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, выстраивая различные типы внутривидовых и межвидовых отношений. В зависимости от того, к какому царству относиться живой организм, классификация биотических факторов осуществляется следующим образом:
Антропогенные факторы (влияние человека)
Антропогенные факторы — изменения в природе, которые происходят в результате деятельности человека. Осваивая природу и адаптируя ее к своим потребностям, люди воздействуют на флору и фауну преобразовывая среду обитания. Влияние может быть косвенное, прямое или условное.
Адаптация живых организмов к окружающей среде
Чтобы выжить и размножаться, все живые существа должны приспосабливаться к условиям, предоставляемым им средой обитания. Окружающая среда организма включает в себя все, что на него воздействует, а также все, на что воздействует сам организм. Соответствие между живым организмом и окружающей средой в биологии называют адаптацией.
Растения и животные адаптировались к окружающей среде генетически и посредством физиологической, поведенческой или эволюционной гибкости, включая как инстинктивное поведение, так и обучение. Адаптация имеет много измерений в том смысле, что большинство организмов должны одновременно приспосабливаться к многочисленным различным факторам окружающей среды. Адаптация включает в себя совладание не только с физической абиотической средой (свет, темнота, температура, вода, ветер), но и со сложной биотической средой (другие организмы, такие как конкуренты, паразиты, хищники и т.п.). Противоречивые требования этих различных компонентов экосистемы часто требуют, чтобы организм находил компромисс в своих адаптациях для каждого из них.
Соответствие любому заданному измерению требует определенного количества энергии, которая затем больше не будет доступна для остальных адаптаций. Присутствие хищников, например, может потребовать от животного осторожности, что, в свою очередь, снизит его эффективность кормления и, следовательно, его конкурентоспособность.
Организмы могут сравнительно легко приспособиться к хорошо предсказуемой среде и справляться с ней, даже если она регулярно меняется, при условии, что изменения не слишком экстремальные. Адаптация к непредсказуемой среде обычно труднее; адаптация к чрезвычайно неустойчивой среде может даже оказаться невозможной. Многие организмы развили в стадии покоя, которые позволяют им пережить неблагоприятные периоды, как предсказуемые, так и непредсказуемые. Креветки в пустынях и однолетние растения повсюду являются хорошими примерами. Яйца морских креветок годами сохраняются в соленой корке сухих пустынных озер. Когда редкий пустынный дождь заполняет одно из этих озер, из яиц вылупляются креветки, быстро вырастают и откладывают много новых яиц. Некоторые семена растений, которым уже много десятилетий, все еще жизнеспособны и способны прорасти.
Небольшие изменения в физической среде иногда могут улучшить адаптации организма к окружающей среде, но большие изменения почти всегда негативны. Изменения в экосистеме, снижающие общую адаптацию, в совокупности называются «деградацией окружающей среды». Такие изменения вызывают направленный отбор, приводящий к приспособлению к новой среде, или адаптации. Изменения в биотической среде (например, охотничья эффективность хищника) обычно направлены и, как правило, снижают уровень адаптации.
Среды обитания организмов. Экологические факторы: абиотические, биотические. Антропогенный фактор. Их значение
Содержание:
Среды обитания организмов
Организмы существуют не изолировано, а в тех или иных средах обитания. Как с окружающей природой, так и друг с другом живые существа взаимосвязаны. Организмы не только изменяются под воздействием природных факторов, но и сами изменяют окружающий мир. Среда обитания изменяет организм, формирует совокупность его признаков, обеспечивает жизнедеятельность в определенных условиях.
Среда обитания — окружающая природа, в которой проживают организмы:
Некоторые организмы обитают только в одной среде (морской окунь живет исключительно в водной стихии). Другие живут в двух средах одновременно, как растения, которые закрепляются корнями в почвенном субстрате, а наземной частью прорастают в воздушную среду.
Есть и такие представители растительного мира, которые освоили сразу три среды, например прибрежная растительность, которая обитает в почве, воде и воздухе. Паразитические организмы избрали в качестве среды обитания другой живой организм.
Разнообразие живых и неживых организмов, взаимодействующих между собой, обменивающихся веществами, называется экосистемой. Приспособленность видов к условиям существования происходит непрерывно.
Анатомические приспособления представляют собой формирование конечностей, органов, систем, которые помогают приобрести свойства, полезные в той или иной среде обитания.
Физиологические изменения происходят внутри организма, или осуществляются как ответ на внешние природные факторы, с целью улучшения выживаемости вида или отдельной особи.
Биологический прогресс — результат успеха в борьбе за существование, показатель приспособленности вида. Его признаки: высокая численность, широкий ареал и увеличение числа систематических групп.
Наземно-воздушная среда обитания
Расселяясь на суше, животные и растения постепенно приспосабливались к наземно-воздушной среде обитания. У растений появилась механическая и проводящая ткань, хорошо развитая корневая система.
Воздушная среда характеризуется значительным количеством кислорода, энергии Солнца, но в ней зачастую не хватает влаги. Поэтому, обитатели засушливых мест имеют специальные приспособления для добычи, запасания и экономной траты драгоценной влаги. Разнообразие этой среды представлено разнообразием жизни в ней.
Водная среда обитания
Температурные колебания в воде незначительные. Температура здесь меняется меньше, а кислорода, растворенного в воде, зачастую бывает недостаточно.
Обитатели водоемов используют для дыхания растворенный в воде кислород, при помощи жабр они извлекают его из воды. Некоторые представители водной фауны имеют дыхательную трубку, воздухозаборники, пузырь.
Тело у водных организмов имеет обтекаемую, иногда сплюснутую с боков форму.
Приспособленность помогает выжить организмам в тех условиях, в которых она сформировалась под влиянием движущих сил эволюции.
Водные организмы, входящие в состав планктона, имеют пониженную удельную плотность. Они свободно парят в водяной толще и сопротивляются давлению воды.
Формирование окраски водных организмов продиктовано распределением света и тени под водой.
Почвенная среда обитания
На первый взгляд может показаться, что в почве обитает меньше организмов, чем в других средах. Но это не так, почва кишит живыми существами. Здесь живет огромное количество дробянок, одноклеточных организмов, нематод и кольчатых червей, насекомых, моллюсков.
Из крупных представителей почвенной среды самые распространенные и многочисленные – кроты и слепыши. Слепыш —представитель травоядных, достигает длины тела 35 см. Крот — хищник, питается в основном личинками насекомых и дождевыми червями. Размеры его тела вдвое меньше, чем у слепыша.
Живой организм как среда обитания
Паразиты в качестве среды обитания используют живые организмы. В ходе эволюции паразиты приспособились к жизни в организме хозяина. У них редуцирована пищеварительная система, органы чувств, ведут неподвижный или малоподвижный образ жизни. Половая система развита хорошо, распространено явление гермафродитизма.
Экологические факторы
Среда обитания – это то место, где живет организм. Все живое имеет взаимосвязи между собой и с природой в целом. Организмам нужен свет, вода, тепло. Наличие этих факторов превращает окружающее пространство в среду жизни. Объединенные этими факторами в единый поток, организмы, представляют собой живую, саморегулируемую систему.
Экологические факторы – это те условия, что оказывают влияние на жизнедеятельность организмов на протяжении онтогенеза.
Жизнь существ находится в зависимости от изменяющихся факторов, к которым растения и животные приспосабливаются постоянно.
Животные заселили все среды: наземно-воздушную, почвенную, водную.
Без воды, воздуха, света невозможно существование живого. Так, вода является веществом, обеспечивающим протекание таких процессов жизнедеятельности, как перенос питательных веществ в живых организмах.
Свет нужен растениям для синтеза органических веществ из неорганических. Автотрофы способны синтезировать органику при наличии солнечного света, воды и хлорофилла. Такие организмы называют продуцентами, они стоят в самом начале пищевой цепи.
Без воды не возможно протекание процессов внутри организмов. Кислород животные и растения получают из воздуха, он необходим для дыхания, окислительных процессов. Углекислый газ также содержится в атмосферном воздухе, без него невозможен фотосинтез, в результате которого образуются органические вещества в зеленых растениях.
Недостаток одного экологического фактора нельзя компенсировать обилием другого.
Живые организмы подстраиваются под факторы окружающей среды, многие животные перемещаются в поисках благоприятных условий. Именно поэтому животные ограничены в росте, активней реагируют на изменения окружающей среды.
Абиотические факторы
Окружающая природа постоянно влияет на организм, формирует, усовершенствует его. Все, без исключения, организмы адаптируются к воздействию различных факторов в ходе естественного отбора в процессе эволюции.
Факторы неживой природы:
Распространение организмов определяется взаимодействием этих факторов на определенных территориях.
Вода регулирует распределение численности особей, как по всему земному шару, так и в рамках ареалов обитания. Она жизненно необходима для протекания обменных процессов, для терморегуляции, транспорта веществ. Кроме того, для множества видов вода – это стихия жизни.
Биотические факторы
Биотические факторы – это факторы живой природы, влияющие на жизнедеятельность организмов. Их влияние выражено во взаимодействии одних организмов с другими.
Один из примеров влияния растений друг на друга – аллелопатия, явление угнетения одного растения другим.
Взаимоотношения между представителями разных таксономических единиц, различны: некоторые бывают полезными, другие вредными.
Растение паразит – заразиха. Паразитирует на подсолнечнике.
Живые компоненты экосистем представлены автотрофами и гетеротрофами.
Автотрофные организмы не нуждаются в органической пище, они сами синтезируют ее при наличии солнечного света, воды и хлорофилла. Их называют продуцентами.
Гетеротрофные организмы нуждаются в органической пище. Они потребляют вещества, синтезированные зелеными растениями, водорослями.
В каждой экосистеме присутствуют и редуценты, разрушающие органические вещества. Их задача – переработка, расщепление отмерших останков растений и животных. Все компоненты биосистемы связаны друг с другом, обмениваются веществами, энергией, формируя круговорот веществ и энергии в природе.
Существование экосистем предполагает обмен энергетическими потоками, первым звеном в котором, являются автотрофные организмы, продуцирующие органику.
Солнечная энергия является лимитирующим фактором всей этой системы. Климатические факторы выступают в роли регуляторов в системе преобразования веществ и энергии. К этим факторам следует отнести температуру среды обитания, влажность, давление, освещенность, перемещение масс воздуха. Объединенные этими факторами в единый поток, организмы, представляют собой живую устойчивую систему.
Антропогенный фактор
Воздействие человечества на природу является мощным фактором, изменяющим экосистемы. Хозяйственная деятельность людей до неузнаваемости меняет среду обитания множества видов, приводит к сокращению численности популяций, а иногда к исчезновению отдельных видов.
Биологическое разнообразие, как следствие продолжительной эволюции растительного и животного мира, одна из основных причин его устойчивости и стабильного развития. Оскудение экосистем, снижение количества отдельных особей и популяций могут непоправимо изменить систему биотических и абиотических взаимосвязей, которые определяют разнообразие жизни.
Приспособления организмов для жизни в различных условиях
Адаптационные приспособления определяют особенности химического состава, внешнего вида, строения, обеспечивающие выживание, развитие и размножение видов в тех или иных условиях. Приспосабливаться к изменяющимся условиям среды обитания могут все живые существа.
Значение приспособлений
У растений, развивающихся в условиях дефицита освещения, приспособления имеют противоположный характер.
Приспособление к жизни в условиях дефицита воды проявляется в накоплении жировой ткани, которая при расщеплении высвобождает молекулы воды. Появление плотных покровов, предотвращающих испарение влаги с поверхности тела – особенность живых организмов, адаптировавшихся к условиям сухого климата.
Таким образом, адаптации к биотическим факторам чаще всего проявляются в изменении химического состава, строения и поведенческих реакций живых организмов. Окружающая среда наносит отпечаток на внешний вид и строение, который проявляется в адаптациях, способствующих выживанию видов. Представители различных таксономических единиц, проживающих в одинаковых условиях, формируют сходные приспособления.
Что такое экология
История с комарами и кошками
На одном острове люди решили уничтожить комаров. Для этого они использовали ядохимикаты. Комары действительно исчезли, но через некоторое время на острове появилось множество крыс. Они полчищами нападали на поля и сараи местных жителей, поедая зерно. Люди не могли понять, почему появилась эта напасть.
Оказалось, что ядохимикаты, которыми уничтожали комаров, попали на растения. Этими растениями питались тараканы (их много было на острове, и жили они не в домах, а в природе).
Вскоре пришлось на остров завозить кошек. Их доставляли на самолётах из других мест. Только так и удалось справиться с крысиной напастью. Всего этого, наверное, могло бы и не случиться, если бы жители острова, прежде чем применять ядохимикаты, посоветовались с учёными-экологами. [an error occurred while processing this directive]
Что же изучает наука экология
Мы уже знаем, что любое живое существо (в том числе и человек) множеством невидимых нитей связано со всем тем, что его окружает: с неживой природой, с другими организмами, с тем, что создано руками людей. Вот эти невидимые нити — экологические связи — как раз и изучает экология.
Всё, что окружает живое существо и с чем оно связано, называют окружающей средой. Экология — это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой.
Само слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «экое», что значит «дом», и «логос» — наука. Поэтому можно сказать, что экология — это наука о доме. Для человечества домом является вся наша огромная и в то же время такая маленькая планета Земля.
Всё, что окружает живое существо и с чем оно связано, называют окружающей средой. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. |
На следующем уроке
Узнаем о ранах, которые люди наносят природе. Постараемся осознать необходимость ответственного отношения к природе.
Ответь на вопросы: 1. Какие правила поведения необходимо соблюдать в природе, чтобы не причинять ей вреда? 2. Какое участие в работе по охране природы ты принимаешь?