Что составляет общее в мифотворчестве различных древних цивилизаций мхк
Что составляет общее в мифотворчестве различных древних цивилизаций?Пожалуйста напишите 5-6 пунктов)
Ответ:
Творчество
С ранних лет мы замечаем в себе эту способность. Ребёнок, может быть, почти ещё не умеет говорить – а уже сидит, и, высунув язычок, рисует на бумаге дом, дерево и человечка. Конечно, он пока ещё лишь копирует то, что видит вокруг себя в окружающем мире. И всё же детские рисунки – не просто подражание. Они не похожи друг на друга, каждый из них выражает душу и характер именно этого ребёнка. То же можно видеть и в других вида х детского творчества – лепке, пении, танце, исполнении на музыкальных инструментах простейших мелодий.
Верующие люди видят за всем, что их окружает, мудрую и любящую руку Божью. Они ощущают, что весь мир сотворён могучим и добрым Творцом. Это было бы невозможно, если бы они в самих себе не ощущали дара творчества. Сознавая в себе этот дар, они приходят к мысли, что и весь мир сотворён неким могучим творческим разумом. И, с другой стороны, ощущая себя частью этого мира, они понимают, что тот творческий дар, который в них есть – лишь отражение того Высшего творческого дара, который привёл к бытию весь мир и их самих. Таким образом достигается целостное, стройное представление о взаимных отношениях Бога, мира и человека.
Ребёнок растёт. Действия, которые он совершает, постепенно становятся всё более сложными. Усложняется и его творчество. Теперь это уже не простые каракули, а сложные рисунки и картины. Создавая подобные произведения, он действительно познаёт мир. Развиваются и его музыкальные способности. Теперь это уже не простые детские мелодии, а более сложные пьесы. Рядом с ними он может уже и что-то сочинить, и сымпровизировать. Развиваются и его способности в области других умений и искусств, в частности, танца.
Минойская, или крито-минойская, цивилизация — относящаяся к эгейской цивилизации бронзового века острова Крит (2700—1400 гг. до н. э.). Основными очагами культуры и цивилизации были так называемые дворцы — сложные экономико-политические комплексы, крупнейшие из которых существовали в Кноссе, Фесте, Закросе и Тилиссе. Культура названа в честь мифического царя Крита Миноса — владельца лабиринта, построенного, по легенде, Дедалом. Минойскую цивилизацию открыл в последние годы XIX века британский археолог Артур Эванс.
Минойцы вели активную морскую торговлю (остров располагался на пересечении главных морских торговых путей), занимались пиратством, поддерживали дружественные отношения с Древним Египтом. Ни один из дворцов не имел укреплений: очевидно, жители острова чувствовали себя в полной безопасности.
В среднеминойский период влияние культуры распространилось на материковую Грецию, и в этот же период кикладская культура была ассимилирована минойцами. Вторжение на Крит греков-ахейцев привело не к упадку культуры, а к новому этапу в её развитии — возникновению смешанной микенской культуры, влияние которой распространялось на материковую Грецию, Крит, острова Эгейского моря и ряд территорий восточного Средиземноморья. Коренные критяне продолжали играть, по крайней мере, важную культурную роль в микенской Греции. После дорийского вторжения минойская культура полностью исчезла, а коренное население Крита было ассимилировано греками не позднее IV—III вв. до н. э.
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемЕлена Ерохина
Похожие презентации
Презентация 10 класса по предмету «МХК, ИЗО, Черчение» на тему: «10 класс МХК урок 1 МИФ, МАГИЯ, ОБРЯД. НАШИ ЗАДАЧИ Рассмотреть роль мифа в зарождении культуры; Рассмотреть роль мифа в зарождении культуры; Рассмотреть.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 10 класс МХК урок 1 МИФ, МАГИЯ, ОБРЯД
2 НАШИ ЗАДАЧИ Рассмотреть роль мифа в зарождении культуры; Рассмотреть роль мифа в зарождении культуры; Рассмотреть древние образы и символы как модели мира; Рассмотреть древние образы и символы как модели мира; Выявить роль первобытной магии и обрядов в понимании окружающей среды. Выявить роль первобытной магии и обрядов в понимании окружающей среды.
3 НАШ ПЛАН Миф – основа ранних представлений о мире. Космогонические мифы; Миф – основа ранних представлений о мире. Космогонические мифы; Древние образы; Древние образы; Магия и обряд Магия и обряд
4 Миф – основа ранних представлений о мире. Космогонические мифы Миф – основа ранних представлений о мире. Космогонические мифы
5 Космогонические мифы – мифы о сотворении мира Космогонические мифы – мифы о сотворении мира Природа зарождения мифа: «нет истины, поэтому есть заблуждение» Природа зарождения мифа: «нет истины, поэтому есть заблуждение»
6 ТЕОГОНИЯ космос хаос творец
7 «Спящая земля Гея и небо Уран создали космос» (греч.); «Спящая земля Гея и небо Уран создали космос» (греч.); «Творец Птах создавал вещи силой мысли и слова, называя их» (египетск.); «Творец Птах создавал вещи силой мысли и слова, называя их» (египетск.); «Бог создал Землю и все живущее на ней за шесть дней» (библ.) «Бог создал Землю и все живущее на ней за шесть дней» (библ.)
8 Древние образы Древние образы
9 Небо МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ МИРА вертикальная Земля Подзем- ный мир
11 ВОПЛОЩЕНИЕ ТРИАДЫ ОБЕЛИСК, КОЛОННА, КРЕСТ, ХРАМ, ТРОН
12 МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ МИРА горизонтальная ЦЕНТР МИРА вперед назад влево вправо
14 ВОПЛОЩЕНИЕ ТЕТРАДЫ Пирамида, пагода, церковь
15 МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ МИРА ОБРАЗ ДОРОГИ Египет и Месопотамия: НИЛ, ТИГР, ЕВФРАТ – реки, идентичные образу дороги Ливийская, Аравийская ПУСТЫНИ – Районы, где нет жизни космос хаос жизнь смерть
17 Ритуал (обряд) – совокупность всех действий по воссозданию мифа МАГИЯ Колдовство, осуществляемое посредством игр, заклинаний, танцев, театрализованных представлений Зарождение искусства
18 МАГИЯ Австралийские охотники перед охотой
19 ПОВТОРИМ Какую роль играли мифы в жизни первобытных людей? Какую роль играли мифы в жизни первобытных людей? Какие мифы относятся к разряду космогонических? Какие мифы относятся к разряду космогонических? Что составляет общее в мифотворчестве различных древних цивилизаций? Что составляет общее в мифотворчестве различных древних цивилизаций?
Что составляет общее в мифотворчестве различных древних цивилизаций мхк
Гипермаркет знаний>>Искусство>>Искусство 10 класс>> Миф — основа ранних представлений о мире. Космогонические мифы. Древние образы. Мировое древо, мировая гора, дорога
Мировое древо, мировая гopa, дорога
Обряд плодородия. Ритуал, посвященный Осирису Основой ранних представлений о мире, базисом всех древних первообразов и художественной культуры выступают мифы (греч. mythos – предание, сказание). Мифы появились в первобытности, когда человек воспринимал природу живой и нaдeленной разумом.
Складываясь из реальных и фантастических элементов, мифы служили «кирпичиками» мироустройства и помогали человеку сделать мир объяснимым и гармоничным.
Мифы выполняли функцию, связанную с обеспечением социального и мирового порядка – космоса (греч. kоsmоs – порядок), с поддержанием традиции и непрерывности культурного развития. В частности, они способствовали выработке погребальной традиции, важной для нормального функционирования
общества, eгo долговечности и культурного воспроизводства.
Стремление понять происхождение жизни, упорядочить для себя все ее проявления выдвигало на первый план так нaзываемые космогоничесние мифы о сотворении мира. Происхождение космоса представлялось либо как цепь рождения богов, либо как акт воли демиурга (творца), соответствуя схеме «Heкто сотворил неким образом нечто».
Наглядным примером упорядочения жизни в результате смены поколений богов является греческая теогония (греч. theоs – бог + goneia – рождение) – мифы о происхождении богов, олицетворяющих стихийные силы природы.
Сначала спящая земля – гея поднялась из хаоса и родила небо – Урана. Уран и Гея породили титанов и одноглазых циклопов. Но когда гея родила сторуких великанов. Уран, ужаснувшись, низверг их в Тартар*. Оскорбленная гея, утомленная плодовитостью мужа, подговорила детей отомстить отцу. Титан Крон оскопил Урана и занял eгo место. Опасаясь, что дети поступят с ним так же, он проглатывал новорожденных. Спасенный матерью Зевс в жестокой схватке победил Крона, заставил изрыгнуть всех проглоченных братьев и ceстер и воцарился с ними на Олимпе. Заключительной фазой борьбы младшего поколения богов-олимпийцев с титанами стала победа Зевса над стоголовым чудовищем Тифоном и змееногими гигантами, рожденными геей из крови оскопленного Урана.
«Материалом» для создания космоса творцом в мифах могла быть пена или грязь, плавающая в первозданном океане (японские мифы). Им могло быть мировое яйцо, из кoтopoгo появлялся творящий все сущее бог (индийские мифы). Это могло быть, наконец, принесенное в жертву тело космического гиганта (китайские мифы, мифология индейцев Месамерики**).
Идеальным образцом мифа о сотворении мира «сердцем и языком» является египетский миф о действиях мемфисскогo*** демиypгa Птаха, создающегo предметы силой мысли и словом, просто называя их. Но в любом случае движение шло от внешнего и далекoгo к внутреннему и близкому, от божественного к человеческому, от стихийногo к социальному.
Космогоническое отделение неба от земли повлекло за coбой возникновение универсальных мифологических моделей мира – вертикальную и горизонтальную. Центром вертикальной модели стало мировое древо, соединяющее небо, землю и подземный мир. На этих трех
уровнях размещался весь животный мир, олицетворенный opлом на верхнем уровне; оленями, поедающими листья, на среднем уровне; змеем, грызущим корни, – на нижнем. Три членения по вертикали соотносились с понятием времени (прошлое, настоящее, будущее) и генеалогией (предки, живущее поколение, потомки). Число 3 стало в мифопоэтической традиции символом динамического процесса (рождение, жизнь, смерть) и абсолютного совершенства (небо, Бог, Абсолют). Эквивалентом мирового древа являлась мировая гopa, которая не только соединяла землю с небом, но и поддерживала eгo. Образ мирового древа (горы) в вертикальной модели получил множество воплощений. Это обелиск, колонна, триумфальная арка, трон, крест, храм.
Выстраивание космоса по горизонтали предполагало нaличие «центра мира» – центральной точки в эфире, где про-
Для закрепления своей победы над хаосом люди использовали магию – колдовство, осуществляемое посредством игр, заклинаний, танцев, своеобразных театрализованных представлений. К примеру, первобытная охотничья магия, направленная на удачную охоту, предполагала изображение животного, которое воспринималось как реальное, а действия, совершаемые с ним, – как происходящие в действительности.
Совокупность магических действий, осуществляемых в определенной последовательности и в определенное время, coставляла обряд (ритуал). Обряд воспроизводил первичный миф как действие, совершенное якобы в начале времен и нeобходимое «здесь и сейчас» для поддержания мирового порядка. По сути, он был единственным способом иллюзорного овладения миром, способом обеспечить военную победу, удачную охоту или рыбную ловлю, хороший урожай, уберечь от ранений и болезней. В условиях могyщественной, часто враждебной природы он был для первобытного человека такой же жизненной правдой, как все eгo практические действия – coбирательство, охота, пахота, жатва.
Осирис – древний «бог зерна, при шедший из другой страны.. и ставший правителем Египта, был убит своим коварным братом, богом пустыни Сетом, желавшим занять трон. Исида, супруга Осириса, чудесным образом зачала от Mepтвoгo мужа и родила сына – мстителя Хора (гopa), который одолел Сета в борьбе и тяжбе перед богами, а затем воскресил отца при помощи чудодейственногo глаза. Воскресение Осириса связывалось с началом всходов, а сам он стал править в царстве мертвых, сделавшись судьей в загробном мире.
Ежегодный ритуал являл собой настоящий акт художеcтвенногоoгo творчества, в котором магические заклинания, мacки, костюмы, музыка, соответствующие движения составляли единое целое. Жрецы, наряженные в костюмы и маски богов – гepoeв мифа, разыгрывали эпизоды из мифа об Осирисе:
выезд бога, eгo убийство, погребение, расправу Хора над вpaгами, всеобщее ликование по поводу воскресения. Главное место в действе занимал так называемый великий выход, кoгда жрец в маске осла, изображая Сета, расчленял муляж Осириса на четырнадцать кусков и разбрасывал их по «всему Египту». Тем самым он как бы воспроизводил ситуацию, когда силам космоса, пришедшим в упадок, противостоит набравший
силы хаос. Весьма выразительно разыгрывались страдания умирающего бога, eгo контакт с демоническими силами Mpaка. Исида в образе нильской голубки отыскивала части тела, собирала их и оплакивала любимого мужа. Жрец в образе богабальзамировщика Анубиса с головой шакала мумифицировал
и погребал собранную плоть. Сокол Хор вступал в битву с вpaгами, которых возглавлял Сет, и побеждал их. Далее следовало ритуальное очищение и возвращение Осириса в «социум» в статусе бога подземного мира и справедливого судьи мертвых. Роковой поединок, как «в начале», завершался победой порядка и воссозданием новoгo (но по образцу cтapoгo) мира.
* Тартар – самое глубокое место в недрах земли.
** Месамерика – название территории Центрально-Мексиканского плато. полуострова Юкатан и центральной части Южной Америки.
*** Мемфис ‘–’один из пяти религиозных центров Древнего Египта; в каждом из этих центров создавались свои мифы.
Вопросы и задания
1. Какую роль играли мифы в жизни первобытных людей?
2. Какие мифы относятся к разряду космогонических?
3. Что составляет общее в мифотворчестве различных древних цивилизаций?
Искусство для 10 класса, учебники и книги по исскуству скачать, библиотека онлайн
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Описание презентации по отдельным слайдам:
МИФ – ОСНОВА РАННИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ. КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ. ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ. МАГИЯ И ОБРЯД.
«Чем древнее сказка или миф, тем с большей силой звучит в них победное торжество людей над силами природы…» (М.Горький) Основой ранних представлений о мире, базисом всех древних первообразов и художественной культуры выступают мифы (греч. mythos – предание, сказание). Мифы появились в первобытности, когда человек воспринимал природу живой и наделенной разумом. Складываясь из реальных и фантастических элементов, мифы служили «кирпичиками» мироустройства и помогали человеку сделать мир объяснимым и гармоничным. Мифы выполняли функцию, связанную с обеспечением социального и мирового порядка – космоса, с поддержанием традиции и непрерывности культурного развития.
Космогонические мифы – мифы о сотворении мира Стремление понять происхождение жизни, упорядочить для себя все её проявления выдвигало на первый план мифы о сотворении мира. Происхождение космоса представлялось либо как цепь рождения богов, либо как акт воли демиурга (творца), соответствуя схеме «Некто сотворил неким образом нечто».
Наглядным примером упорядочения жизни в результате смены поколений богов является греческая теогония (греч. theos – бог + goneia – рождение) – мифы о происхождении богов, олицетворяющих стихийные силы природы. «Материалом» для создания космоса творцом в мифах могла быть пена или грязь, плавающая в первозданном океане (японские мифы). Им могло быть мировое яйцо, из которого появлялся творящий все сущее бог (индийские мифы). Это могло быть, наконец, принесенное в жертву тело космического гиганта (китайские мифы, мифология индейцев Месамерики).
МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ МИРА Космогоническое отделение неба от земли повлекло за собой возникновение универсальных мифологических моделей мира – вертикальную и горизонтальную.
ОБРЯД СОВОКУПНОСТЬ МАГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ И В ОПРЕДЕЛЕННОЕ ВРЕМЯ, СОСТАВЛЯЛА ОБРЯД (РИТУАЛ). ОБРЯД ВОСПРОИЗВОДИЛ ПЕРВИЧНЫЙ МИФ КАК ДЕЙСТВИЕ, СОВЕРШЕННОЕ ЯКОБЫ В НАЧАЛЕ ВРЕМЕН И НЕОБХОДИМОЕ «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС» ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ МИРОВОГО ПОРЯДКА. ПО СУТИ, ОН БЫЛ ЕДИНСТВЕНЫМ СПОСОБОМ ИЛЛЮЗОРНОГО ОВЛАДЕНИЯ МИРОМ, СПОСОБОМ ОБЕСПЕЧИТЬ ВОЕННУЮ ПОБЕДУ, УДАЧНУЮ ОХОТУ ИЛИ РЫБНУЮ ЛОВЛЮ, ХОРОШИЙ УРОЖАЙ, УБЕРЕЧЬ ОТ РАНЕНИЙ И БОЛЕЗНЕЙ. В УСЛОВИЯХ МОГУЩЕСТВЕННОЙ, ЧАСТО ВРАЖДЕБНОЙ ПРИРОДЫ ОН БЫЛ ДЛЯ ПЕРВОБЫТНОГО ЧЕЛОВЕКА ТАКОЙ ЖЕ ЖИЗНЕННОЙ ПРАВДОЙ, КАК ВСЕ ЕГО ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ – СОБИРАТЕЛЬСТВО, ОХОТА, ПАХОТА, ЖАТВА.
Вопросы и задания: Какую роль играли мифы в жизни первобытных людей? Какие мифы относятся к разряду космогонических? Что составляет общее в мифотворчестве различных древних цивилизаций?
Задание: 1. Подобрать в мифологии народов мира космогонический миф или 2. Подобрать миф, связанный с представлениями о смерти и возрождении природы.