Что составляет методологический фундамент дошкольной педагогики
Основные общенаучные принципы и подходы методологии педагогики, применимые в дошкольном образовании. Примеры их реализации
Дана Бражунис
Основные общенаучные принципы и подходы методологии педагогики, применимые в дошкольном образовании. Примеры их реализации
К основным общенаучным принципам и подходам методологии педагогики относятся:
1. Принцип систематичности и последовательности. Включает в себя связываемые получаемые на данный момент знания с предыдущими. И продвижение в процессе обучения отталкиваясь от усвоения ребенком учебного материала. Вводить новые понятия на основе ранее изученных знаний. Устанавливать межпредметные связи и выделять в материале узловые пункты и сосредотачивать на них внимание детей. Обеспечивать развития системного мышления.
(Без полезно объяснять ребенку оттенки цветов,когда он не знает основных цветов. КРАСНЫЙ- алый,розовый,малиновый.)
2. Принцип наглядности обучения. Можно донести до детей,через сочетания различных видов наглядности:слуховые,зрительные,осязательные и т. д.
Использовать для этого различные наглядные средства образного мышления : моделей,схем и других ассоциативных заменителей реальных объектов. Привлекать детей к самостоятельной разработке моделей.
(Выйдя на природу,можно можно познакомить детей с окгружающей природой через цветы. Используя зрительные,осязательные и обонятельные анализаторы.
3. Принцип сознательности и активности,разделяют на три уровня:
-воспроизводящая активность-характеризуется неустойчивостью волевых усилий,отсутствием интереса к углублению знаний.
-творческий уровень-характеризуется стремлением проникнуть в сущность явлений и найти новые способы решения,применить знания в новой ситуации.
-интерпретирующая активность-стремление к выявлению смысла изучаемого содержания,к проникновению в сущность явления. (При чтении сказки ребенок проявляет к ней интерес и при обсуждении он тоже проявляет активность. Но при разборе конкретных персонажей,ребенок потерял интерес.
4. Принцип самостоятельности. Это когда ребенок осуществляет свою деятельность без посторонней помощи,в соответствии со своими намерениями и целями.
По характеру управления учебной деятельности,выделяют 3 вида:
-исполнительская-по инструкции и заданиям учителя;
-частично самостоятельная-направляемая воспитателем;
-полностью самостоятельная-ребенок сам определяет цели и осуществляет деятельность
Степень самостоятельности,определяется,насколько ребенок владеет и управляет своей учебной деятельностью :осознает ее мотивы,умеет ставить цели,владеет способами и средствами,контролирует,осуществляет анализ и ее оценку ее результатов.
Низкий уровень самостоятельности ребенка,как правило,связан со слабым развитием эвристического и исследовательского уровней самостоятельности. (Без контроля воспитателя ребенок не может самостоятельно работать с пластилином или раскраской-не может подобрать цвета или вообще отвлекается от задачи.
5. Принцип доступности. Заключается в необходимости соотносить цели и задачи,содержания,методы и формы обучения,определяемыми их возрастными и индивидуальными особенностями. (Если ребенок активный и общительный,то его можно задействовать в выступлениях на праздниках и утренниках. Если же ребенок замкнутый,то публичное выступление ему не подходит по индивидуальным особенностям.
7. Принцип связи теории с практикой. Обуславливается формированием умением и навыков их применения в практической деятельности. Опора на жизненный,практический опыт.)Объяснить на теории получения нового цвета красок. при смешивании основных цветов. например:желтый+синий=зеленый;красный+белый=розовый и т. д)
8. Принцип прочности. Подразумевает осмысление и использования полученных знаний. (К этому можно отнести правила дорожного движения. Переходить только по зебре. И смотреть сначала налево,а затем направо.)
Основные принципы планирования в дошкольной организации на современном этапе В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых.
Основополагающие подходы к диагностике и мониторингу в дошкольном образовании, оценка образовательных результатов Заместитель заведующего по ВМР Стрижева Е. С. МБДОУ «Детский сад № 322» город Нижний Новгород «Основополагающие подходы к педагогической.
Доклад «Современный дошкольник. Новые подходы в образовании» (из опыта работы) Тема: «Современный дошкольник. Новые подходы в образовании». Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов.
Характеристика Монтессори-педагогики в дошкольном образовании М. Монтессори создала свой метод обучения и воспитания, в котором отражаются гуманистические идеи прогрессивных психолого-педагогических.
Игра в современном дошкольном образовании Игра в современном дошкольном образовании В современной дошкольной педагогике одной из самых острых проблем является состояние игры.
Методическая работа «Значение пения, основные принципы обучения пению на уроках хора в общеобразовательной школе» Пение занимает важное место в развитии школьников. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают.
Основные подходы к организации учебной деятельности детей в классе предшкольной подготовки Успешность обучения в школе во многом зависит от уровня состояния здоровья, с которым каждый ребёнок пришёл в первый класс. Здоровье детей.
Основные принципы развивающих игр Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Кемеровской области Новокузнецкий детский клинический психоневрологический санаторий.
Методологические основы дошкольной педагогики.
ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОТРАСЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
НАУКИ
— для философии (закономерность, сущность, принцип, субъект и др.);
— психологии (развитие, личность, психика, мышление и др.);
— анатомии (мозг, скелет, физиологические особенности детей и пр.).
Дошкольная педагогика использует язык наук, изучающих человека, и
как наука непосредственно связана с науками о человеке.
Философия составляет методологический фундамент дошкольной педагогики, давая ей знание об общих законах развития природы, общества, теорию познания (гносеологию).
Социология дает знания о социальной среде формирования личности ребенка и его социальных отношениях.
Физиология является естественнонаучной базой педагогики и психологии: чтобы сформировать личность ребенка-дошкольника, необходимо знать его организм, жизнеобеспечивающие системы, высшую нервную деятельность и т.п.
Экономика обогащает дошкольную педагогику знанием об экономических процессах, влияющих на образование.
П. К. Анохин, Н. М. Щелованов, Н. И. Касаткин, Н. М. Аксарина и др.). Нейрофизиологические механизмы психической деятельности ребенка носят условнорефлекторный характер, на их формирование большое влияние оказывают как процессы созревания, реализации генетических программ, так и внешние воздействия, в том числе воспитание. Исследованиями установлена целесообразность начала воспитания ребенка с момента рождения, так как одна из закономерностей развития условнорефлекторной деятельности состоит в том, что каждый последующий рефлекс у ребенка образуется быстрее и легче предыдущего. Учение И. М. Сеченова и И. П. Павлова о диалектической взаимосвязи организма и внешней среды, всех органов и систем организма, единстве психического и физического развития является физиологическим обоснованием организации педагогического процесса в ДОУ. Учение о динамическом стереотипе лежит в основе построения режима дня дошкольников. | |
Психологические основы дошкольной педагогики | • культурно-историческая теория развития психики Л. С. Выготского, разработанная им возрастная периодизация, понятия о «сензитивных периодах», «зоне ближайшего развития», теория развивающего обучения; • учение А. Н. Леонтьева о деятельности как условии и средстве развития психики ребенка; • теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, труды Н. Н. Поддъякова, Л. А. Венгера об особенностях интеллектуального развития детей в дошкольный период; • теория «амплификации» детского развития А. В. Запорожца; • психология детской игры и периодизация психического развития Д. Б. Эльконина и др. |
Историко педагогические основы отечественной дошкольной педагогики | Народная педагогика и прогрессивные идеи философов, педагогов разных эпох. Заложенные в истории гуманистические идеи воспитания и обучения детей в дошкольный период (уважение личности, необходимость развития потенциала каждого дошкольника и др.) легли в основу современной теории дошкольного образования. Исследования по разным направлениям дошкольного образования в советский период, после |
создания общественной системы дошкольного воспитания (в 1960 году создан первый в мире Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания АПН СССР, директором которого до 1981 года был А. В. Запорожец)._________
Заложенные теоретические основы являются отправной точкой появления
новых теорий и технологий дошкольного образования.
Функции дошкольной педагогики:
1- Описательная — накопление педагогических фактов и явлений, их классификация.
2- Объяснительная — раскрытие сущности педагогических явлений, т.е. их происхождения, структуры, закономерностей.
3- Проективно-конструктивная — разработка конкретных технологий педагогической деятельности, проектов, программ, форм, методов педагогического взаимодействия в образовательном процессе.
4- Прогностическая — прогнозирование развития педагогических систем на основе познания закономерностей воспитания и обучения.
5- Мировоззренческая — активное формирование педагогического сознания в общественной среде.
Задачи дошкольной педагогики определяются ее теоретической и прикладной ролью, социально-педагогической значимостью:
1) Изучение специфики действия закономерностей воспитания и обучения по отношению к детям дошкольного возраста.
3) Создание госстандарта дошкольного образования (в настоящее время утверждены федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования).
4) Психолого-педагогическое обоснование развивающих видов деятельности детей в ДОУ.
5) Разработка педагогических технологий воспитания, обучения, развития дошкольников в условиях образовательного учреждения (обоснование компонентов педагогических технологий, показателей их результативности, механизмов их действия).
6) Выявление содержания, форм, методов, педагогических условий реализации личностно-ориентированного дошкольного образования, поиск путей индивидуализации педагогических технологий.
7) Изучение, обобщение, теоретическое обоснование передового педагогического опыта.
8) Конструирование методов оценки хода и результатов образовательного процесса в ДОО.
9) Определение возможностей творческой деятельности педагога в условиях реализации различных образовательных программ. Определение принципов и условий педагогической импровизации.
10) Построение модели современного педагога-профессионала, ее обоснование, выявление путей достижения и критериев оценки эффективности педагогической деятельности в ДОО.
Для решения задач и реализации функций дошкольной педагогики используются методы научного исследования.
Этапы педагогического исследования:
1- определение проблемы, цели, задач, гипотезы;
2- проверка гипотезы (эксперимент);
3- осмысление полученных данных, обработка результатов;
4- оформление результатов исследования;
5- внедрение результатов в практику.
Методологические основы дошкольной педагогики.
обратной связи с педагогом (так, на занятии педагог с помощью вопросов выясняет, насколько усвоен прежний материал, и последующее объяснение зависит от результатов усвоения).______________________________________
Методологические подходы дошкольной педагогики определяют позицию педагога, его отношение к личности ребенка, понимание собственной роли в воспитании и обучении детей.
С точки зрения гуманистической концепции человек рассматривается как личность, индивидуальность, обладающая свободой, ответственностью, потребностью к творческому преобразованию себя и окружающего. Эти идеи находят непосредственное отражение в сфере дошкольного образования. Ребенок рассматривается в качестве субъекта, т.е. носителя предметнопрактической активности и познания.
Дата добавления: 2016-03-04 ; просмотров: 11106 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Методологические основы дошкольной педагогики.
Методологические основы дошкольной педагогики.
обратной связи с педагогом (так, на занятии педагог с помощью вопросов выясняет, насколько усвоен прежний материал, и последующее объяснение зависит от результатов усвоения).
Методологические подходы дошкольной педагогики определяют позицию педагога, его отношение к личности ребенка, понимание собственной роли в воспитании и обучении детей.
С точки зрения гуманистической концепции человек рассматривается как личность, индивидуальность, обладающая свободой, ответственностью, потребностью к творческому преобразованию себя и окружающего. Эти идеи находят непосредственное отражение в сфере дошкольного образования. Ребенок рассматривается в качестве субъекта, т.е. носителя предметнопрактической активности и познания.
Современные педагогические теории и концепции воспитания и развития ребенка-дошкольника
В качестве методологических ориентиров в современной дошкольной педагогике выделяют следующие концепции детства.
Концепция Природа детства рассматривается в контексте
Д. Б. Эльконина конкретно-исторических условий, которые определяют
развитие, закономерности, своеобразие и характер изменения детства человека.
Детство рассматривается как социальнопсихологическое явление в жизнедеятельности человека, как необходимое условие для приобретения личностью человеческих способов удовлетворения органических, социальных, духовных потребностей, овладения человеческой культурой.
Педагогические теории подразделяются на глобальные и частные, порождаемые запросами реальной образовательной действительности.
Концепции воспитания.
В период с 1917 по 1990-е гг. в нашей стране активно развивалась система общественного дошкольного воспитания, что было связано с социальными, общественно-политическими изменениями. Происходила коррекция реальной цели и концепций воспитания подрастающего поколения.
1950-е гг. характеризуются вниманием к умственному развитию детей, в программу было введено обязательное обучение детей (А. П. Усова).
Важным событием в этот период было принятие народами мира Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка. В документах говорится, что ребенок имеет право на защиту, на социальное обеспечение, получение образования, на любовь родителей, на кров, на уважение к его личности и т. д.
В 1990-х гг. появились новые вариативные программы, основанные на концепции личностно-ориентированного подхода в воспитании: «Детство» (СПб., 1996), «Радуга» (М.,1996), «Развитие» (М., 1994), «Истоки» (М., 1997) и др.
В дошкольном возрасте ребенок осознает собственное «Я», обретает компоненты «Я-концепции» (мой пол, мои интересы, достижения, ценности, отношения со взрослыми и ровесниками), стремится к самостоятельности («Я сам»), устанавливает отношения с окружающими его людьми, миром вещей, природы. Ребенок развивается в деятельности, в ней он самореализуется, самоутверждается. Интеллектуальное, эмоциональноличностное развитие ребенка, его социальный статус и благополучие связаны с освоением позиции субъекта детской деятельности. Освоение ребенком позиции субъекта требует специальных педагогических технологий и программ в целях развития его индивидуальности.
Традиционный подход включает физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание. Ставится вопрос о необходимости расширения содержания воспитания за счет полового, правового, экологического, этнокультурного и др.
Современные педагогические теории реализуют принцип интеграции, который находится в стадии научного осмысления (Г. М. Киселева, Ю. Н. Рюмина, С. М. Зырянова, B. C. Безрукова и др.). B. C. Безрукова рассматривает педагогическую интеграцию в трех аспектax:
✓ как принцип (основоположение) современного состояния педагогической теории (например, «Проблемы нравственно-трудового воспитания дошкольников», «Психофизическое благополучие детей», «Познавательно-речевое развитие детей»). При такой интеграции достигаются более высокие результаты в научной и педагогической деятельности, вскрывается взаимосвязь различных сторон развития и воспитания детей;
✓ как процесс непосредственного установления связей между объектами и создания новой целостной системы (например, сочетание в одном занятии разных видов искусств), объединение форм и методов познавательной деятельности (наблюдение + рассказ + экспериментирование + модель);
В теории и практике дошкольного образования наиболее показательна интеграция средств обучения, например синтез искусств. Интеграция заставляет искать новые формы обучения. Идет поиск путей интеграции видов деятельности («игра-труд», «конструирование-игра» и т.п.).
ГУМАНИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Критерии отбора содержания образования (Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин):
1. Целостное отражение в содержании образования всех компонентов социального опыта.
2. Высокая научная и практическая значимость содержания, подлежащего усвоению.
3. Соответствие сложности содержания реальным возможностям данного возраста.
4. Соответствие объема содержания имеющемуся времени для изучения этого объема.
5. Соответствие содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе образовательного учреждения.
Структура содержания дошкольного образования.
основные понятия и термины, создающие базу для обучения в школе; факты, накопление которых осуществляется через наблюдение за окружающим, действия с предметами, разные виды деятельности, обобщение; законы, теории, концепции (законы природы, осваиваемые детьми при наблюдении);
о оценочные знания (способы оценки себя, собственной деятельности и поведения, действий и поступков других людей).
4. Опыт эмоционально-ценностного отношения ребенка к себе и окружающему. Личность характеризуется эмоциями, ценностями, мировоззрением, системой мотивов. Носителями системы отношений к окружающему и себе для ребенка, в первую очередь, являются родители, педагог и другие взрослые, в среднем и старшем дошкольном возрасте весомую роль играют сверстники.
Таким образом, содержание дошкольного образования состоит из четырех взаимосвязанных элементов.
Содержание дошкольного образования регламентируется:
• федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования;
• программами воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста;
• учебными и методическими материалами, рекомендациями, пособиями, руководствами.
Принципы построения содержания дошкольного образования.
Содержание дошкольного уровня образования должно иметь следующий характер (Л. А. Парамонова):
1) Развивающий, направленный на раскрытие потенциальных возможностей ребенка.
2) Системный, т. е. обеспечение взаимосвязи тех объектов и явлений, которые ребенок познает.
3) Интегративный, предусматривающий интеграцию чувственного и рационального познания в процессе обучения.
4) Мультикультурный, заключающийся в приобщении детей как к собственной культуре и традициям, так и к культуре других народов, воспитание толерантности.
5) Деятельностный, обеспечивающий различные виды деятельности, субъективность освоения детьми социокультурного содержания.
6) Здоровьесберегающий, направленный на формирование здорового образа жизни, гигиенических навыков, потребности в систематических занятиях физической культурой, обеспечение здоровьесберегающей среды.
Методологические основы дошкольной педагогики.
обратной связи с педагогом (так, на занятии педагог с помощью вопросов выясняет, насколько усвоен прежний материал, и последующее объяснение зависит от результатов усвоения).
Методологические подходы дошкольной педагогики определяют позицию педагога, его отношение к личности ребенка, понимание собственной роли в воспитании и обучении детей.
С точки зрения гуманистической концепции человек рассматривается как личность, индивидуальность, обладающая свободой, ответственностью, потребностью к творческому преобразованию себя и окружающего. Эти идеи находят непосредственное отражение в сфере дошкольного образования. Ребенок рассматривается в качестве субъекта, т.е. носителя предметнопрактической активности и познания.
Современные методологические основы и философские подходы в дошкольной педагогике
Методология педагогики – это система знаний об отправных положениях педагогической теории, о принципах рассмотрения педагогических явлений и методах их исследования, о путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования.
Т.М. Бабунова характеризует использование философских подходов в ДП следующим образом.
Ø Аксиологический подход позволяет определить совокупность приобретенных ценностей в образовании, воспитании, саморазвитии человека, ребенка. Применительно к дошкольникам это коммуникативные, этнические, культурные ценности. Данный подход рассматривает здоровье, культуру, игру, общение как непреходящие ценности в воспитании ребенка-дошкольника.
Ø Культурологический подход позволяет принимать во внимание все условия места и времени, в которых родился и живет ребенок, ближайшее окружение, историю страны, города, региона. Данный подход ориентирован на приобщение детей к традициям, нормам, культуре.Был обоснован в работах А. Дистервега и получил развитие в трудах К. Д. Ушинского.
Ø Системный подход предполагает организацию работы с детьми в соответствии с системой взаимосвязанных и взаимообусловленных целей, задач, содержания, методов, форм, условий, способов развития, воспитания детей.Системные представления о процессах и явлениях в природе и обществе существуют с древних времен. Их возникновение и развитие связаны с именами таких известных философов и ученых, как Аристотель, Платон, Б.Спиноза, И.Кант, Ч.Дарвин, Д.И.Менделеев, Л.С.Выготский и др. Однако признанным научным направлением системный подход стал лишь в конце 40-х – начале 50-х гг. ХХ в. Его основателем считают австрийского биолога Л. фон Берталанфи.
Представляется очевидной необходимость использования системного подхода в педагогической науке, ведь педагоги постоянно находятся и действуют в мире систем. В первую очередь к числу таких систем следует отнести личность ребенка, детский и педагогический коллективы, природную и социальную среду. Еще А.С.Макаренко сформулировал ряд положений, которые можно включить в современную концепцию воспитательных систем:
– «человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается»;
– «там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса».
Сущность системного подхода заключается в том, что он является методологической ориентацией в деятельности, при которой объект познания или преобразования рассматривается как система. Целесообразность его применения обуславливается следующими причинами:
– личность ребенка должна рассматриваться в целостном, интегрированном педагогическом процессе, в котором все компоненты (целевой, содержательный, организационно-
деятельностный, оценочно-результативный) взаимосвязаны;
– происходит объединение усилий субъектов воспитания, что способствует повышению эффективности педагогического влияния;
– созданная воспитательная система позволяет экономить время и силы педагогического коллектива, так как она всегда содержит традиционные формы и способы построения деятельности и отношений, которые влияют на личность более эффективно, а затрат требуют меньше;
– системный подход способствует оптимальному использованию в воспитательной деятельности кадровых, финансовых и материально-технических ресурсов.
Воспитательная система – это упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, взаимодействие которых способствует реализации в образовательном учреждении развития личности ребенка.
Принципы, т.е. ведущие положения и основные правила деятельности по познанию и преобразованию системных объектов.
— Принцип коммуникативности (связи).
— Принцип управляемости и целенаправленности.
Ø Деятельностный подход определяет особое место ведущей деятельности, обеспечивающей возможности реализации основных потребностей ребенка, осознание ребенком самого себя как субъекта и творца. Позволяет взрослому раскрыть потенциал каждого ребенка с помощьюиспользования ведущей деятельности.Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка.Становление деятельностного подхода в педагогике связано с появлением и развитием идей этого же подхода в психологии.
Психологическое изучение деятельности было начато Л.С.Выготским, продолжено А.Н.Леонтьевым, С.Л.Рубинштейном, А.В.Запорожцем. Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач.Деятельностный подход реализуется в русле идеи современной педагогики о необходимости преобразования воспитанника из преимущественно объекта учебно-воспитательного процесса в его субъект. Воспитание при этом понимается как «восхождение к субъектности» (М.С.Каган). Деятельность – особая форма активности, в результате которой осуществляется преобразование материала, включенного в деятельность, самой деятельности и того, кто действует – субъекта деятельности.Совместная деятельность – общение как форма деятельности воспитанников, условие, средство, цель воспитания.
Специфическими принципами деятельностного подхода являются следующие:
– принцип субъектности воспитания;
– принцип учета ведущих видов деятельности;
– принцип учета сензитивных периодов развития;
– принцип амплификации (обогащения, усиления, углубления) детского развития;
– принцип проектирования ситуации воспитывающей деятельности;
– принцип результативности каждого вида деятельности;
– принцип рефлексивности всякой деятельности;
Ø Личностный подход обеспечивает развитие запросов, желаний, интересов, склонностей ребенка при условии содержательной профессиональной педагогической деятельности.Большой вклад в разработку теоретических и методических основ этого подхода внесли такие ученые, как Е.В.Бондаревская, О.С.Газман, В.В.Сериков, И.С.Якиманская.Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, его индивидуальности. Личность – устойчивая совокупность свойств индивида, характеризующая социальную сущность человека.
Принципы личностно-ориентированного подхода.
— Принцип доверия и поддержки.
— Принцип творчества и успеха.
Ø Синергетический подход позволяет рассматривать каждого участника образовательного процесса как субъекта саморазвивающейся системы. Каждый субъект имеет потенциал для перехода от развития к саморазвитию.Главным предметом изучения синергетиков являются процессы самоорганизации и саморазвития, протекающие в природных и социальных системах (Г.Хакен, И.Пригожин, Н.П.Белоусов). Синергетический подход определяется как междисциплинарное направление исследований открытых неравновесных и нелинейных систем с целью изучения процессов самоорганизации и саморазвития социальных и природных явлений (Е.Н.Князева).
Роль принципов в данном подходе выполняют паттерны (образцы) синергетического мышления. Они содержат новое знание о самоорганизации и саморазвитии открытых нелинейных систем и позволяют обогатить представление о педагогических явлениях и процессах.
1. Практически все существующие системы являются нелинейными и открытыми.
2. Хаос выполняет конструктивную роль в процессах самоорганизации. Разрушая, хаос строит, а строя, он приводит к разрушению.
3. Для жизнедеятельности систем имеет значение необходимость, устойчивость, неустойчивость и случайность.
4. Эффективное управление системой возможно при резонансном воздействии, при котором внешнее влияние согласуется с внутренними свойствами системы.
Ø Философско-антропологический подход. Исходным положением в становлении философско-антропологического подхода в воспитании стали идеи К.Д.Ушинского о содержании педагогики и ее связи с науками о человеке. Суть философско-антропологического подхода заключается в использовании синтеза знаний о человеке с целью обучения и воспитания. Он основан на понимании ребенка в процессе диалогического взаимодействия, в отличие от традиционного познания ребенка с целью его воспитания. Если предметом научного познания выступают внешние проявления жизни воспитанника (все, что можно наблюдать с помощью органов чувств и зафиксировать – действия, деятельность), то предметом понимания становятся способы духовного бытия (вера, надежда, любовь, цель и смысл жизни, убеждения, мысли и чувства). Способность человека к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию является средством и механизмом воспитания.
Принципы философско-антропологического подхода.
— Онтологический – рассматривает воспитание как способ бытия человека.
— Принцип понимания и взаимопонимания
— Принцип рассмотрения самовоспитания человека как средства и механизма воспитания, предусматривающий инициативу, выбор воспитанника.
Методологические подходы дошкольной педагогики определяют позицию педагога, его отношение к личности ребенка, понимание собственной роли в воспитании и обучении детей.