Что составляет лингвистическую основу методики развития речи детей дошкольного возраста

Что составляет лингвистическую основу методики развития речи детей дошкольного возраста

Методика развития речи опирается не только на общую психологическую теорию речи, но и на данные детской психологии, изучающей закономерности и особенности психического и речевого развития детей на разных этапах дошкольного детства, возможности овладения детьми разными функциями и формами речи. Проблемы развития речи и речевого общения в дошкольном детстве раскрыты в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Р. Лурии, А. Н. Леонтьева, Н. X. Швачкина, Д. Б. Эльконина, М. И. Лисиной, Ф. А. Сохина и других.

Психологические исследования позволяют понять, как протекают у ребенка различные психические процессы, как происходят восприятие и порождение речевого высказывания, каковы особенности овладения разными сторонами речи, и определить степень доступности и целесообразности содержания, методов и приемов обучения.

Методика развития речи использует данные и других отраслей психологической науки (педагогической, социальной). Так, широко известные положения Л. С. Выготского о «зонах ближайшего» и «актуального» развития объясняют взаимосвязь обучения и развития речи. Обучение речи должно «забегать вперед» и вести за собой развитие. Детей следует обучать тому, что они не могут усвоить сами, без помощи взрослого.

Лингвистическую основу методики составляет учение о языке как знаковой системе. Невозможно обучать речи и языку, не учитывая его специфики. Процесс обучения должен основываться на понимании сущности и отличительных черт языковых явлений. Языкознание рассматривает язык как систему в единстве всех его уровней: фонетического, лексического, словообразовательного, морфологического, синтаксического.

Учет системных связей в языке и речи помогает определить подход к решению многих методических вопросов. Работа по развитию речи также является сложной системой, отражающей в своем содержании и методике системный характер языковых связей. Важнейшим принципом обучения родному языку считается комплексность, т.е. решение всех задач развития речи во взаимосвязи и взаимодействии, при ведущей роли связной речи. Более глубокое проникновение в лингвистическую природу языка и речи позволило несколько по-иному подойти к разработке комплексных занятий с детьми. В работе по овладению всеми сторонами языка выделены приоритетные линии, имеющие первостепенное значение для развития связных высказываний.

Источник

Проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста. Лингвистические основы связной речи

Теоретические основы проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста

Лингвистические основы связной речи

Монологическая речь – более сложный вид связной речи, говоря о монологическое речи, имеется ввиду формировании е связного высказывания или, по определению лингвистов, умение создавать текст.

Чтобы организовать работу с детьми по формированию монологической речи, воспитателям необходимо руководствоваться, прежде всего, данными современной лингвистики текста,которая пытается ответить на вопросы: «Как сделан текст?», «Как он организован?», «Каков механизм построения текста?», «Что превращает определенную последовательность предложений в текст?» и другие. Без этих знаний невозможно составить грамотный образец рассказа для детей и научить дошкольников правильно составлять рассказы, что бы они отвечали требованиям программы и готовили их к школе.

Общепринятого определения понятия текста в лингвистике пока не существует. Самой краткой формулировкой понятия «текст» является определение А. А.Леонтьева: «Текст есть функционально завершенное речевое целое».

Лингвисты чаще ссылаются на определение, данное И. Р.Гальпериным: «Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, состоящего из названия (заголовка, ряда особых единиц (слов, словосочетаний, предложений, абзацев, объединенных различными типами связей (лексической, грамматической, стилистической, логической, имеющей определенную целенаправленность и установку.» Сложность понятия текст определяется тем, что именно через текст осуществляется связь языка с различными сферами человеческой деятельности.

В самом общем виде текст можно определить как продукт речемыслительной деятельности людей, возникающей и в процессе познания окружающей действительности, и в процессе непосредственной или опосредственной коммуникации. Н. И. Жинкин рассматривал текст как иерархию разнопорядковых предикаций. Как отмечает Н. И. Жинкин «в конечном счете, во всяком тексте, если он относительно закончен и последователен, высказана одна основная мысль, один тезис, одно положение. Все остальное подводит к этой мысли, развивает ее, аргументирует, разрабатывает».

Смысловая организация текста понимается как «система операций предицирования»

В тексте различают две стороны:

— Текст как продукт, т. е некоторая форма, способ воплощения;

— Текст как предмет, т. е психологическое содержание этой формы выражения.

А. Н. Соколов экспериментально показал,что «смысловые вехи» или «опорные слова» являются носителями общего смысла высказываний или сверхфразовых единств, существуют во внешней речи в виде некоторой схемы в которую переводятся содержание текста при его понимании.

По мнению Н. И. Жинкина, кодом свойственной внутренней речи, является так называемый предметно – схемный код, который по-видимому, можно рассматривать как определенный способ «шифровки» тех денотатов, с которыми взаимодействует реципиент. Т. Д.Чистякова писала: «В тексте раскрывается система предметных отношений, т. е денотатов, закодированных в словесных значениях. Выделение денотатов и составляет предмет понимания».

В денотатной структуре представлены предметные отношения текста, которые могут быть переданы синонимическими языковыми. Поэтому денотатная структура позволяет сравнивать между собой разные тексты относительно тождества их содержания и может быть использована для оценки правильности понимания. Денотатная структура раскрывает объективное содержание текста от знаний читателя по описываемой теме. Тема текста представляет собой общий денотат, который раскрывается смыслом целевого текста. Все остальные денотаты обусловлены темой.

Текст только в этом случае можно назвать речевым произведением, если он обладает соответствующими признакам. Из всех признаков,

выделенных лингвистами рассмотрим лишь те, которые должны знать воспитатели в первую очередь.

Прежде всего к признакам речевого произведения относится целостность текста, составляющими которого является тематико – смысловая

целостность и структурное единство текста. Тематико – смысловая целостность текста предполагает, что в тексте говориться о каком – то

едином предмете (явлении, что он посвящен единой теме, и все

составляющие его предложения объединены вокруг одной темы. Тематическое единство находит выражение в заголовке, который нередко прямо указывает на предмет речи. Тема текста зачастую обозначается или в его начальной части, или в последнем предложении.

Также текст должен обладать структурным единством. В лингвисте выделяют семантическую (смысловую) и формальную (способы и закономерности взаимосвязи текстовых единиц) структуры текста.

Текст должен иметь начало (зачин, продолжение (среднюю часть) и конец (концовку).

Один из основных признаков текста является коммуникативная целеустановка. В лингвистике существует несколько терминов,определяющих это понятие: «идея», «целенаправленность», «основная мысль». В методической литературе используется термин «основная мысль».

Основная мысль – то главное, что автор хочет сказать в своем произведении. Она выступает в качестве организующего смыслового содержания. Основная мысль может быть сформулирована в предложении,которое способно находиться в разных частях текста: в зачине, средней части, концовке. При этом она должна быть прямо выражена в предложении, а может вытекать из общего содержания связного высказывания. Важным признаком текста является связность, которая выражается в связях между словами, предложениями или частями высказывания. В отличии от цельности, относящейся к смысловому плану

сообщения, связность характеризует внешний план и проявляется в семантической и грамматической зависимости предложений, порядке слов в предложениях, интонационном оформлении, особой системе

паузирования, соответственности предложений по длительности звучания.

А. А. Леонтьев,соединяя два понятия: «монолог» и «текст», ввел новое понятие – «текс монологической речи», выделив в качестве основных его

характеристик цельность и связность. Разводя эти два смешиваемых

в литературе понятия, Леонтьев категорию цельности соотносил с внутренним смысловым планом текста, тогда как категория связности характеризует внешний языковой план.

Цельность рассматривается как психологическая категория, заключающаяся в намерение говорящего реализовать задуманное по

четкому, последовательному, продуманному плану.Такое намерение обеспечивается умением осуществлять два вида планирования:

— планирование всего рассказа как речевого целого, т. е. составление «большой программы» монологического сообщения;

— планирование каждого отдельного предложения, входящего в рассказ, т. е. составление так называемых «малых программ».

Подчеркивая целесообразность переноса акцента с исследования связности на исследование цельности, А. А. Леонтьев указывает на практическую значимость изучения проблемы цельности, связывая ее с вопросами адекватного восприятия и понимания сообщения в процессе коммуникаций, т. к. если текст «плохой» в смысле цельности, то он плохой и в смысле восприятия, понимания и воспроизведения. За цельный текст Леонтьев предлагает принять такой, который сохраняет смысловое

единство при его воспроизведении, когда неизбежно теряются незначительные для передачи содержания смысловые элементы.

Признаком текста является также законченность, характеризуется исчерпывающим выражением замысла автора, достигнутым

развертыванием темы. Соотношение концовки с заголовком, наличие у

текста заглавия, обладающего способностью ограничивать высказывание, способствует завершенности. Все признаки речевого произведения взаимосвязаны между собой. Развитие мысли в тексте помогает понять коммуникативный синтаксис, а именно – теория актуального членения.

Г. А. Золотова сравнивает нашу речь с движением конькобежца. Что бы продвинуться вперед, он отталкивается одной ногой, а другой скользит вперед. Также строится и текст. Мы отталкиваемся от того что было уже сказано (от данного, и делаем шаг вперед в развитии мысли, сообщаем новое (те сведения, ради которых создается предложение). В движении мысли участвует каждое предложение, выделяется названные части – «данное» и «новое». Членение предложения на «данное» и «новое» получило название «актуальное членение предложения» (АЧП).

АЧП помогает понять как осуществляется развитие мысли в тексте. Что бы мысль в тексте развивалась, необходимо, чтобы каждое предложение содержало новое сообщение, новые сведения о предмете речи.

Теорию актуального членения рассматривали также и исследователи речи В. В. Виноградов, В. Матезиус, Г. К. Крушельницкая, Г. Л. Солганик, Г. А.

Золотова. Ими установлено, что предложения скрепляются с помощью «данных»каждого из них : При этом связь может быть последовательной и параллельной.

При последовательной связивозникает своеобразная цепочка: то, что было «новым», в следующем предложении станет «данным», к последнему добавляется «новое», оно опять станет «данным». и т. д.

При параллельной связи возникает как бы «пучок мыслей»; в нескольких предложениях «данное» одно, а «новое» в каждом свое.

Необходимость повторения определенных сведений создает объективные предпосылки для появления повторяющихся слов, которых нередко нельзя избежать. Но повтор не всегда является недочетом.

В потоке связной речиповтор строго обусловлен: повторяется только то слово, которое подчеркнуто смыслом.

Ряд исследователей отмечают широкую распространенность лексического повтора. Н. Ю.Шведова пишет: «Повтор – общенародное явление русской диалогической речи, и нужно сказать, что непринужденный разговор почти всегда включает в себя повторы как конструктивный элемент диалога».

Особенно важно подчеркнуть, что повтор является одной из характерных особенностей детской речи. В силу этого он часто используется детьми как средство связи между предложениями. Лексический повтор может выступать как соотнесенность одного и того же слова в разных грамматических формах в смежных предложениях. Именно лексический повтор придает речи ясность и точность. Смысловая связь, существующая между предложениями предполагает грамматические средства ее выражения. Лингвисты (Л. М. Лосева, Г. Л. Солганик и др.)выявили следующие связи между предложениями.

Цепная связь может быть трех видов, к которым относится лексический повтор, местоименная замена и синонимическая замена.

Широкое распространение цепных связей, по мнению Г. Л. Солганика, объясняется тем, что они в наибольшей степени способствуют специфике мышления, особенностям соединения суждений. Там где мысль развивается линейно, последовательно, где каждое последующее предложение развивает предшествующее, как бы вытекает из него, цепные связи неизбежны.

Параллельная связь характеризуется тем, что предложения не сцепляются

одно с другим, а сопоставляются. При этом благодаря параллелизму

конструкций, в зависимости от лексического наполнения, возможно сопоставление или противопоставление.

При лучевой связи называется объект, а затем дается его характеристика. Чтобы более осознанно проводить обучение монологу, педагогу необходимо представить себе, как создается высказывание (текст). Толчком к созданию высказывания всегда является потребность человека вступить в речевое общение для решения определенных коммуникативных

задач (поделиться чем – то, узнать о чем – то, сообщить что – то и т. д.). Так возникает коммуникативное намерение, и вслед за ним определяется общий замысел говорящего. Замысел – важнейший компонент высказывания, ему подчиняется отбор содержания, выбор слов, типов конструкций и др. Возникающий общий замысел начинает развертываться, намечаются основные вехи высказывания. Жинкин Н. И.писал: «Планируя, рассказчик прежде всего должен наметить основной тезис рассказа, его сердцевину. Потом он подыскивает подходы к этому центру и вступление, в котором могут быть даны намеки на дальнейшее развитие, а возможно, и обещания решить какую – то задачу. После этого надо обдумать выводы и концовку». Как отмечает Н. И. Жинкин, описанная схема формальна, но она отражает ход внутренней подготовки высказывания, его обдумывания. То как дальше «на ходу» удается развивать мысль и словесно оформлять ее, зависит от накопленного человеком речевого опыта, его личного запаса языковых средств.

Предварительный план, по мнению Жинкина Н. И., хотя и облегчает подготовку предстоящей речи, решает только половину дела.

В реализации намеченного плана важную роль играет память человека

образуют систему. Закончилось одно предложение – оперативная память срабатывает отработанные слова и выполняет задачу

составление нового предложения». Таким образом, реализация намеченного плана – это процесс последовательного

формулирования мыслей, ориентированный на общий замысел, на запланированные смысловые вехи.

Понимание механизма создания текста позволяет педагогу лучше осмыслить сущность тех умений, которые следует формировать у детей дошкольного возраста в ходе обучения.

В процессе речи человеку приходится говорить то о последовательно сменяющих друг друга действиях, то о признаках предметов, месте, состоянии окружающей среды или человека, то о причинах или следствиях тех ли иных свойств, явлений, то о своей оценки чего – либо. В связи с этим в высказываниях выделяются группы предложений с определенным значением. (продолжение в следующей записи)

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Методическая разработка на тему: «Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством.

Консультация «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» Речь человека служит показателем его интеллектуального и эмоционального развития. Чтобы воспитать гармоничную личность, необходимо с раннего.

Использование приемов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной.

Использование сказки в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Сказка вносит разнообразие в жизнь ребенка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее.

Консультация для родителей «Русская народная сказка как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» «]Русская народная сказка как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» Русская народная сказка, являясь доступной пониманию.

Что составляет лингвистическую основу методики развития речи детей дошкольного возраста. Смотреть фото Что составляет лингвистическую основу методики развития речи детей дошкольного возраста. Смотреть картинку Что составляет лингвистическую основу методики развития речи детей дошкольного возраста. Картинка про Что составляет лингвистическую основу методики развития речи детей дошкольного возраста. Фото Что составляет лингвистическую основу методики развития речи детей дошкольного возрастаЛэпбук для развития связной речи и речевого творчества детей старшего дошкольного возраста «Раз словечко, два словечко» Данный лэпбук может быть использован для подгрупповой и индивидуальной работы старших дошкольников с целью развития связной речи и речевого.

Перспективный план на 5 лет «Формирование связной речи посредством развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный.

Презентация для детей «Схемы в помощь учителю-логопеду для развития связной речи детей дошкольного возраста» Цель проекта: Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами наглядного моделирования. Задачи: Научить детей.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Работа над предложением в группе детей с ОНР должна предусматривать два направления: • Развёртывание, распространение, наполнение и интонационное.

Словарная работа, лексико-грамматический строй речи, развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста Подготовила: учитель-логопед Тимофеева Нина Филипповна Данный материал адресован логопедам и воспитателям для проведения образовательной.

Источник

Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№ 30»

Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста

Опыт речевого общения дети приобретают, благодаря практическому взаимодействию со взрослым и сверстниками в разнообразных коллективных играх, играх-занятиях. В познавательных рассказах и играх. На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием себя как самостоятельного существа, Дети пытаются действовать, как взрослые, но нуждаются в оценках, которые старшие дают их деятельности, поступкам; внимательно слушают объяснения и сами начинают часто обращаться к взрослым с вопросами (Что это? Как? Зачем? Где?) Ребенок получает новые впечатления, что является необходимым условием его психического развития. Наряду с фактом неповторимого роста словаря (с двух до трех лет он увеличивается в 3—4 раза, в дальнейшем же пополнение протекает значительно медленнее и относительно равномерно) речь ребенка данного возраста характеризуется еще одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка — овладение его грамматической структурой.

Развитие речи ребенка — важнейшая задача воспитателя. Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста

Наряду с фактом неповторимого роста словаря (с двух до трех лет он увеличивается в 3—4 раза, в дальнейшем же пополнение протекает значительно медленнее и относительно равномерно) речь ребенка данного возраста характеризуется еще одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка — овладение его грамматической структурой.

Развитие речи ребенка — важнейшая задача воспитателя. Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста

Является разработка методических приемов, направленных на развитие реи детей младшего дошкольного возраста.

Основные цели, задачи, понятия учебной дисциплины “Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста”.

Методика развития речи — это педагогическая дисциплина, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование речи у детей дошкольного возраста. Предметом изучения в методике является процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого обогащения в условиях целенаправленного педагогического воздействия.

Рассказать, показать иллюстрации, довести до ребенка.

— составления конспектов занятий по развитию речи с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников;

— организации и проведения групповых и индивидуальных занятий по развитию речи;

— организации и проведения наблюдений за явлениями живой и неживой природы, общественными явлениями, транспортом с целью обогащения словаря дошкольника и развития связной речи;

методические принципы развития речи;

— содержание речевой работы в разных возрастных группах;

— средства, формы, методы и приёмы работы с детьми по речевому развитию;

— современные программы развития речи;

— закономерности речевого развития детей;

— особенности овладения речевыми сторонами (лексика, фонетика, грамматика, связность).

«Знакомство с книгой»

Способствовать развитию речи, через игровую деятельность, обеспечивая положительный эмоциональный фон.

Воспитатель задает загадки детям, а дети должны правильно ответить

— Не ходит, не бегает,

А только по кочкам прыгает?

— Кто в глухом лесу живет,

Любит есть малину, мед? Кто в глухом лесу живет,

Любит есть малину, мед?

Воспитатель и воспитанники.

7. Возраст обучающихся.

Материалы и оборудование.

Книги, аудио прибор.

Подготовка учебного пособия, подключение аудио прибора в сеть, расставить стулья, так чтобы всем детям было видно. Рассадить детей на стулья.

9. Методы работы с детьми

Развитие речи — одно из важнейших направлений работы воспитателя, которое обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка третьего года жизни.

Речь детей 2-3 лет необходимо развивать как средство общения, создавать условия, при которых они могут устанавливать контакты и добиваться своей цели путем словесного обращения к взрослому или сверстнику.

10. Список литературы

Методика физического развития детей дошкольного возраста «МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» 1. Место подвижной игры в процессе формирования навыков основных движений у детей.

Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Теория и классификация игровой деятельности Основной фактор развития всех психических процессов – игра (изменяется от предметно-манипуляционной к сюжетно-ролевой. Игра – ведущий вид.

Игры для развития связной речи у детей дошкольного возраста Игры и упражнения для развития связной речи у детей дошкольного возраста Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее.

Проблема развития речи детей дошкольного возраста Игра – вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется.

Методика Дж. Кюизенера как средство развития математических представлений детей дошкольного возраста Эта методика универсальна. Ее применение не противоречит никаким другим методиками, а потому она может быть использована как отдельно, так.

Основные задачи развития речи и методика развития речи детей младшего дошкольного возраста Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые — хранители опыта, накопленного человечеством,.

Методика развития связной речи детей дошкольного возраста Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития дошкольников. Связная речь – форма мыслительной деятельности, которая.

Теория и методика физической культуры и спорта. Методика обучения двигательным действиям Теория и методика физической культуры и спорта Методика обучения двигательным действиям. 1. Двигательные умения и навыки как предмет.

Тест «Теория и методика физического воспитания дошкольников» 1. Воспитание здорового, жизнерадостного жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка – это задача….

Устное народное творчество как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Работая с детьми с ОНР старшей группы, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *