Что составляет круг вопросов изучаемых философией какие вопросы называют вечными

Вечные вопросы философии

Что составляет круг вопросов изучаемых философией какие вопросы называют вечными. Смотреть фото Что составляет круг вопросов изучаемых философией какие вопросы называют вечными. Смотреть картинку Что составляет круг вопросов изучаемых философией какие вопросы называют вечными. Картинка про Что составляет круг вопросов изучаемых философией какие вопросы называют вечными. Фото Что составляет круг вопросов изучаемых философией какие вопросы называют вечными

Вечные вопросы философии — общеупотребительное выражение для обозначения вопросов, которые, как считается, всегда сохраняют свое значение и актуальность, постоянно всплывают в философских теориях и истории философии.

Формулировка

Английский философ Рассел в «Истории западной философии» формулирует «вечные вопросы философии» так: «Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи или он обладает независимыми способностями? Развивается ли вселенная по направлению к некоторой цели? Если же существует образ жизни, который является возвышенным, то в чем он состоит и как мы его можем достичь?».

Проблема единства мира, проблема человека, проблема свободы и многие другие «вечные вопросы» получают свое решение в каждую эпоху в соответствии с уровнем достигнутых знаний и культурными особенностями.

Самые популярные «вечные вопросы»

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Вечные вопросы философии» в других словарях:

Определение философии — «Мыслитель», Огюст Роден Философия (др. греч. φιλοσοφία «любовь к мудрости», «любомудрие», от φιλέω люблю и σοφία мудрость) наиболее общая теория … Википедия

Предмет философии — «Мыслитель», Огюст Роден Философия (др. греч. φιλοσοφία «любовь к мудрости», «любомудрие», от φιλέω люблю и σοφία мудрость) наиболее общая теория … Википедия

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ — наука о развитии филос. знаний, борьбе основных материалистического и идеалистического направлений в философии, становлении и развитии науч. филос., диалектико материали стич. мировоззрения. И. ф. как особая область исследования… … Философская энциклопедия

Основной вопрос философии — Основной вопрос философии метафилософская и историко философская концепция в философии марксизма, согласно которой основной, если не единственной[источник не указан 156 дней] проблемой философии на протяжении всей её… … Википедия

Философия — Скульптура «Мыслитель» (фр. Le Penseur) Огюста Родена, которая часто используется в качестве символа философии … Википедия

Норма (философия) — «Мыслитель», Огюст Роден Философия (др. греч. φιλοσοφία «любовь к мудрости», «любомудрие», от φιλέω люблю и σοφία мудрость) наиболее общая теория … Википедия

Борис Кригер — Имя при рождении: Борис Юрьевич Кригер Псевдонимы: Bruce Kriger, Bernard Kriger, Baruh Kriger, Kai Li Ge Дата рождения: 11 октября 1970 Место рождения: г. Свердловск, Россия Гражданство … Википедия

Борис Юрьевич Кригер — Борис Кригер Имя при рождении: Борис Юрьевич Кригер Псевдонимы: Bruce Kriger, Bernard Kriger, Baruh Kriger, Kai Li Ge Дата рождения: 11 октября 1970 Место рождения: г. Свердловск, Россия Гражданство … Википедия

Брюс Кригер — Борис Кригер Имя при рождении: Борис Юрьевич Кригер Псевдонимы: Bruce Kriger, Bernard Kriger, Baruh Kriger, Kai Li Ge Дата рождения: 11 октября 1970 Место рождения: г. Свердловск, Россия Гражданство … Википедия

Кригер, Борис — Борис Кригер Имя при рождении: Борис Юрьевич Кригер Псевдонимы: Bruce Kriger, Bernard Kriger, Baruh Kriger, Kai Li Ge Дата рождения: 11 октября 1970 Место рождения: г. Свердловск, Россия Гражданство … Википедия

Источник

Вопрос. 1.Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия

Что составляет круг вопросов изучаемых философией какие вопросы называют вечными. Смотреть фото Что составляет круг вопросов изучаемых философией какие вопросы называют вечными. Смотреть картинку Что составляет круг вопросов изучаемых философией какие вопросы называют вечными. Картинка про Что составляет круг вопросов изучаемых философией какие вопросы называют вечными. Фото Что составляет круг вопросов изучаемых философией какие вопросы называют вечными Что составляет круг вопросов изучаемых философией какие вопросы называют вечными. Смотреть фото Что составляет круг вопросов изучаемых философией какие вопросы называют вечными. Смотреть картинку Что составляет круг вопросов изучаемых философией какие вопросы называют вечными. Картинка про Что составляет круг вопросов изучаемых философией какие вопросы называют вечными. Фото Что составляет круг вопросов изучаемых философией какие вопросы называют вечными Что составляет круг вопросов изучаемых философией какие вопросы называют вечными. Смотреть фото Что составляет круг вопросов изучаемых философией какие вопросы называют вечными. Смотреть картинку Что составляет круг вопросов изучаемых философией какие вопросы называют вечными. Картинка про Что составляет круг вопросов изучаемых философией какие вопросы называют вечными. Фото Что составляет круг вопросов изучаемых философией какие вопросы называют вечными Что составляет круг вопросов изучаемых философией какие вопросы называют вечными. Смотреть фото Что составляет круг вопросов изучаемых философией какие вопросы называют вечными. Смотреть картинку Что составляет круг вопросов изучаемых философией какие вопросы называют вечными. Картинка про Что составляет круг вопросов изучаемых философией какие вопросы называют вечными. Фото Что составляет круг вопросов изучаемых философией какие вопросы называют вечными

Что составляет круг вопросов изучаемых философией какие вопросы называют вечными. Смотреть фото Что составляет круг вопросов изучаемых философией какие вопросы называют вечными. Смотреть картинку Что составляет круг вопросов изучаемых философией какие вопросы называют вечными. Картинка про Что составляет круг вопросов изучаемых философией какие вопросы называют вечными. Фото Что составляет круг вопросов изучаемых философией какие вопросы называют вечными

Что составляет круг вопросов изучаемых философией какие вопросы называют вечными. Смотреть фото Что составляет круг вопросов изучаемых философией какие вопросы называют вечными. Смотреть картинку Что составляет круг вопросов изучаемых философией какие вопросы называют вечными. Картинка про Что составляет круг вопросов изучаемых философией какие вопросы называют вечными. Фото Что составляет круг вопросов изучаемых философией какие вопросы называют вечными

1.Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии,философского знания составляют четыре основных раздела:

• онтология (учение о бытии);

• гносеология (учение о познании);

2.В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов:

сущность бытия;

• материя (субстанция), ее формы;

• сознание, его происхождение и природа;

• взаимоотношение материи и сознания;

• человек, его сущность и существование;

• душа, духовный мир человека;

• общество и человек;

• природа и общество;

• духовная сфера жизни общества;

• материально-экономическая сфера жизни общества;

• социальная сфера общества;

• общественно-экономические формации, цивилизации;

• перспективы человека, общества;

• экология, проблемы выживания;

• влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты;

• ограниченность и безграничность познания;

• диалектика и ее законы;

3. Основными методами философии(путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:

Метафизика — метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:

• обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности) ;

• статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижение, развития);

• однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

Догматизм — восприятие окружающего мира через призму догм — раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

Эклектика — метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века — в религии, в настоящее время — в рекламе).

Софистика — метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как прием ораторского искусства.

Герменевтика — метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.

Одновременно и направлениями в философии,и философскими методамиявляются:

При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя — как первичная субстанция, а сознание — ее модус — есть проявление материи. (Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии и имеет широкое распространение в современной российской.)

Суть идеалистического философского метода — признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи — как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США и ряде стран Западной Европы (например, Германии).

Эмпиризм — метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. («Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте ичувственных ощущениях».)

Что составляет круг вопросов изучаемых философией какие вопросы называют вечными. Смотреть фото Что составляет круг вопросов изучаемых философией какие вопросы называют вечными. Смотреть картинку Что составляет круг вопросов изучаемых философией какие вопросы называют вечными. Картинка про Что составляет круг вопросов изучаемых философией какие вопросы называют вечными. Фото Что составляет круг вопросов изучаемых философией какие вопросы называют вечными

Рационализм — философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение — это уже работа мысли, разума.)

Однако, отвергнув субстанциализм прежней философии, Кант оказался перед вопросом: что именно служит последним основанием единства, без которого рассудок не мог бы осуществлять свою функцию объединения многообразного? Такое высшее единство Кант может искать только в субъекте. И он усматривает его в том всегда тождественном себе акте, который сопровождает все наши представления и впервые делает их возможными: акте самосознания, выражающемся в формуле: «Я мыслю». Этот акт Кант называет трансцендентальным единством апперцепции (самосознания) и считает его источником всякого единства. Категории представляют собой, по Канту, как бы частные формы (спецификации) этого высшего единства. И в то же время Кант не считает рассудок высшей познавательной способностью: ему недостает цели, то есть движущего стимула, который давал бы направление его деятельности.

Эта иллюзия, согласно Канту, характерна для всей предшествующей философии. Доказать, что идеям разума, побуждающим рассудок выйти за пределы опыта, не может соответствовать реальный предмет, Кант пытается с помощью обнаружения противоречивого характера этого мнимого предмета. Например, если мы возьмем идею мира в целом, то, оказывается, можно доказать справедливость двух противоречащих друг другу утверждений, характеризующих свойства мира. Так, тезис о том, что мир ограничен в пространстве и имеет начало во времени, так же доказуем, как и противоположный тезис, согласно которому мир бесконечен в пространстве и безначален во времени. Обнаружение такого противоречия (антиномии), согласно Канту, свидетельствует о том, что предмет, которому приписываются эти взаимоисключающие определения, непознаваем. Диалектическое противоречие, по Канту, свидетельствует о неправомерном применении нашей познавательной способности. Диалектика характеризуется, таким образом, отрицательно: диалектическая иллюзия имеет место там, где с помощью конечного человеческого рассудка пытаются конструировать не мир опыта, а мир вещей самих по себе.

Свобода, по Канту, есть независимость от определяющих причин чувственно воспринимаемого мира. Если в мире эмпирическом, природном всякое явление обусловлено предшествующим как своей причиной, то в мире свободы разумное существо может «начинать ряд», исходя из понятия разума, вовсе не будучи обусловленным природной необходимостью.

Итак, человек есть житель двух миров: чувственно воспринимаемого, в котором он как чувственное существо подчинен законам природы, и умопостигаемого, где он свободно подчиняет себя закону разума, то есть нравственному закону. Принцип мира природного гласит: никакое явление не может быть причиной самого себя, оно всегда имеет свою причину в чем-то другом (другом явлении). Принцип мира свободы гласит: разумное существо есть цель сама по себе, к нему нельзя относиться лишь как к средству для чего-то другого. Именно потому, что оно есть цель, оно и может выступать в качестве свободно действующей причины, то есть свободной воли. Умопостигаемый мир Кант, таким образом, мыслит как совокупность «разумных существ как вещей самих по себе», как мир целевых причин, самосущих автономных монад. Человек как существо, наделенное разумом, существо мыслящее, а не только чувствующее, есть, по Канту, вещь сама по себе.

Хотя Кант первоначально был близок к Просвещению, однако в итоге его учение оказалось критикой просветительской концепции разума. Отличительной чертой Просвещения было убеждение в безграничных возможностях познания, а соответственно и общественного прогресса, поскольку последний мыслился как продукт развития науки. Отвергнув притязания науки на познание вещей самих по себе, указав человеческому рассудку его пределы, Кант, по его словам, ограничил знание, чтобы дать место вере. Именно вера в бессмертие души, свободу и Бога, рациональное доказательство существования которых Кант отвергает, составляет основание, которое должно освятить обращенное к человеку требование быть нравственным существом. Сфера нравственного действия оказалась, таким образом, отделенной от научного познания и поставленной выше него.

В философии средних веков выделяются два основных этапа её становления – патристика и схоластика. Период патристики охватывает IV-VIII вв., а схоластики – VI-XV вв. Что же подразумевается под такими терминами, как патристика и схоластика? Чем они отличаются? Провести четкую грань между ними достаточно сложно.

Патристика – это система философских и теоретических воззрений мыслителей религии, «отцов» церкви. В переводе с латинского языка, «pater» – «отец». Это направление христианской философии, основной целью которого является утверждение, обоснование и подтверждение силы веры. Период патристики разделяется на два основных направления: греческое и римское. У каждого из них есть свои черты и время развития. Наиболее характерным для патристики является разработка догматики христианства и философии, на развитие которой влияли идеи Платона. Средневековая патристика освещает такие проблемы: отношение разума и веры, сущность Бога, свобода человека и т.д. В Средневековье начинают создавать разнообразные школы и университеты. Последние имели четыре факультета: философский, теологический, медицинский и юридический. Главную роль в их формировании играли представители богословия. Именно вокруг университетов сконцентрировалась схоластика.

Схоластика – это философское направление средних веков, которое синтезировало христианское богословие и логику Аристотеля. Главной задачей данного направления было оправдание веры посредством разума. Другими словами, рациональное обоснование веры в Бога и христианское учение. Схоластика была предназначена для обучения основным догмам и принципам христианства. Эти догмы находят свои истоки в патристике. Патристика и схоластика – два учения, которые дополняли и укореняли друг друга. Они основывались на одних значениях, принципах, одной символике. Как утверждают философы, схоластика продолжается в патристике. В то же время, новое направление философии было связано с платонизмом и учением Аристотеля. Одной из центральных фигур схоластики был Фома Аквинский. Он выступал против распространенного в богословии положения о противопоставлении природы и духа. По словам Фомы, изучать человека надо целиком – в единстве тела и души.Обращаясь к первоисточникам, можно говорить о том, что человек является ступенькой в лестнице мироздания. Его нельзя разделить на тело и душу. Его надо воспринимать как одно целое и творение Бога. Патристика и схоластика одинаково говорят о том, что человек самостоятельно выбирает тот или иной жизненный путь, в пользу света или тьмы. Человек должен сам выбрать добро, отрекаясь от всего злого и дьявольского. Философские взгляды патристики и схоластики являются важной частью общей философии. Эти направления освещают идеи христианства в средневековой Европе. Этот период истории ознаменован установлением связи между философией, патристикой и схоластикой.

Источник

Круг вопросов философии. Предмет философии

Философия и наука

Функции философии или зачем человеку философия.

Ф. и искусство занимают важное место в культуре. Искусство формирует эмоциональный мир человека, Ф. способствует формированию рационального подхода к миру, умение выделять главное. Ф. позволяет решать те проблемы, которые вне ее не решаемы. На данный момент Ф. не может определить сама себя в силу следующих характеристик: универсальность

предельная широта предмета;

подвергать сомнению все, что изучается;

В отличие от сегодняшнего времени ранее советская Ф. себя определяла как науку о наиболее общих законах природы, общества и человеческого познания. Сейчас же Ф. можно только описать, исходя из того, что она или наука, или мировоззрение, или учение, или исследование человеческой экзистенции. Ф. – это способность объяснять мир, проникать в сущность явлений, интерес к вечному. В древность Ф. определяли как любовь к мудрости, буквальный перевод Философии от греч. «Филио» – люблю и «софия» – мудрость. Мудрость в соответствии с мнением Демокрита дает нам способность хорошо мыслить, делать и говорить.

Философия порождает разделение знаний на следующие группы: обыденное (оно не дает мудрости), научное (оно дает интеллект, но не мудрость) и мировоззрение (способность оценивать и решать вечные вопросы). В частности мировоззрение, сформированное на основании Ф. дает пище для размышлений о смысле жизни, об истории, о смертности души и тела и т.п.

Носителем мудрости в разных странах мог быть старец, философ-мыслитель, духовный наставник. Смысл мудрости состоит в возвышении души, достижения экстаза. Начальный смысл мудрости – возвышение над обыденными знаниями о мире. Такой смысл мудрости сохраняется сейчас в традиционной индийской Ф. и религии. В Европе же смысл мудрости в понятии «София», которое не означает возвышение души, а означало творчество, воплощение идеи в действительность. Ф. не исчерпывает всей мудрости, она одна из частей мудрости. Иными гранями мудрости являются: теософия (мудрость бога) и этософия (нравственная, эстетическая мудрость). Теософия – абсолютное знание, приобщение человека к знаниям бога. Этософия составляет практический аспект, нравственная мудрость, благоразумие. Ф. – теоретическое, абстрактное знание человеком мудрости, явлений мира и сущности вещей. Ф. – вид сознания, который познает мир в его целостности и взаимодействии человека и космоса.

Ф. – вид теоретизирования, который позволяет работать над собой. Ф. – это вид мировоззрения. Ф. способна помочь человеку с обыденным сознанием формировать свое мировоззрение.

В науке выделяют 3 вида мировоззрения: мифологическое

Миф – беседа, речь, разговор. Он восходит к слову и выходит за рамки словесных выражений. Это не история, а реальность, в которой живет человек с мифологическим сознанием. В древности миф служил практическим руководством к действию и поведению человека. Архаичные мифы складывались стихийно, не записывались и передавались устно, но самое важное – в это верили и этим жили.

В мифах присутствовали боги, которые приближали миф к религии, но на самом деле мифические боги были лишены божественных характеристик, которые им приданы сейчас. Бог не был сверхсуществом, сакральным и неприкосновенным. Боги были не так почитаемы, как в Средние века. Отношения человека и богов были подчинены принципу оборотничества: бог мог стать человеком, спуститься на землю, а человек мог стать богом. Человек отождествлял себя с богом, и поведение богов было похоже на поведении людей.

Сюжеты мифов были самыми разнообразными, но мотивы их у всех народов мира были одинаковы: мифы посвящались решению проблем о происхождении мира, о добре и зле, о смысле жизни и вечности души. Такой тип мировоззрения был способом познать мир, и с каждым предметом мира был связан миф, который объяснял его смысл и назначение. Материальные предметы мира наделялись душой, и человек не выделял себя из окружающего мира. Эта синкретичность мышления и способствовала появлению мифа. Таким образом, миф – это реальность, а в реальности нет ничего сверхъестественного.

Мифосознание не дает знания в достоверной форме. Миф составляет духовные сокровища племени, образует его ценностные ориентиры. Миф также способствовали сплочению племен.

Черты мифосознания присутствуют и в сознании людей ХХ века, что выделилось в отдельное явление – РЕМИФОЛОГИЗАЦИЯ. ХХ век породил новые мифы, а некоторые авторы обосновывают такое мнение, что миф существовал всегда и будет существовать. Рефмифологизация – это явление утверждения мифа в современном общественном сознании.

Мифологический человек воспринимает мир целостно и не выделяет себя из него, из природы и из общества. Он не задумывается о причинно-следственных связях. Мифосознание связано прежде всего с преобладанием эмоций над разумом, а, следовательно давлением правого полушария головного мозга над левым, отвечающим за логику человеческой мысли.

Наиболее важной его чертой является вера в сверхъестественное и связь между сверхъестественным и реальным. Это сверхъестественное не подчиняется человеческому разуму и не управляется, оно не познаваемо и выпадает из цепи причинно-следственных связей. Со сверхъестественным связана и философия, в частности в Ф. существуют такие понятия, как мировая идея, абсолютная идея, мировой разум и т.п.

Особенность религиозного мировоззрения состоит в его особом отношении к сверхъестественному. Это особое отношение и создает религиозную веру, которая также связана с эмоциями. Религия ставит вопросы о происхождении мира, смысле жизни, устройстве Вселенной и т.п. И дает последовательные ответы на эти вопросы в определенной системе. У религиозного мировоззрения есть свой понятийный аппарат, а также мораль, законы бытия и нормы. Появление таких норм и заповедей – это прогресс в познании мира и определенная позиция по поводу соотношения добра и зла и их роли.

Миф – единственная и универсальная на определенном этапе форма общественного сознания, сформированная стихийно. Религия же формируется последовательно, ее разрабатывает специальная группа людей (жрецы. Священнослужители. Они профессионально строят религиозную идеологию и вносят ее в массовое сознание. Данные заповеди контролируют всю жизнь человека и его поведение.

Религия, в отличие от мифа, удваивает мир: есть реальность и есть что-то высшее (сверхъестественное). Есть мир сакральный и профонический.

Ф. – это не стихийное мировоззрение, она сознательно ставит вопросы о человеке, его смысле и его душе и дает ответы на эти вопросы в систематической форме. Как и в религии, у Ф. есть свой понятийный аппарат. Ф. оперирует истинами относительными, но не догмами, хотя ссылки на вечные истины возможны. Догматично религиозное мировоззрение, т.к. там оперируют догматами – вечными истинами.

Ф. советского периода также была догматичной, т.к. она основывалась на диалектике.

Ф. как любой вид сознания существует на 2 уровнях: 1) систематичное теоретическое знание (производят философы-профессионалы); 2) жизненная Ф. как достояние разумного человека.

РАЗЛИЧИЯ ФИЛОСОФСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЙ

1) Ф. плюралистична – она существует в единстве множества школ и течений. Религия монистична – есть только догмы, которые сомнению не подвергаются. Религия оперирует вечными истинами, а Ф. – истинами относительными.

2) любая религия есть система замкнутая, тогда как Ф. – система открытая, т.е. всякое философское течение существует как часть единого исторического процесса.

3) Религия полностью контролирует, регламентирует поведение человека. Ф. только может направлять человека в том или ином направлении, она лишь оказывает влияние на самосознание.

4) религия серьезна и лишена игрового момента; Ф. или некоторые ее течения присутствует игра.

Круг основных вопросов Ф. разными учеными понимался по-разному. В частности, И. Кант всю сферу философского знания подводил по следующие вопросы:

1) Что я могу знать?

2) Что я должен знать?

3) На что я смею надеяться?

4) Что такое человек?

Кроме этих к числу важных философских вопросов относят:

Конечен или бесконечен мир?

Разрешима ли дихотомия человеческого сознания?

Что такое красота и любовь, являются ли они ценностями, ради которых стоит жить?

Что есть человек и какового его место в универсуме?

Есть ли направления в развитии Вселенной?

Есть ли у Вселенной конец?

Способен ли человек познать мир до конца или он не познаваем?

Какова природа человеческого разума?

Что есть добро и зло?

Есть ли границы в познании?

Все эти вопросы носят мировоззренческий характер, т.е. они вечны и каждое поколение решает их различно. Поэтому еще эти вопросы называют «проклятыми». Но это не значит, что решать их не надо или они и вовсе не решаемы.

Ф-кие проблемы такого плана воспроизводятся на каждом новом уровне развития и на новой основе. Ф. является антропоцентричной и все эти вопросы, так или иначе, вертятся вокруг человека и его отношений с миром.

Группы проблем в Ф.:

§ Онтологические (учение о бытии)

§ Гносеология (учение о познании)

§ Антропология (Учение о человеке)

§ Аксиология (наука о ценностях)

§ Праксиология (учение о практике)

В российской и особенно советской Ф. много места занимал так называемый «ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ», хотя значимость его была сильно преувеличена.

Считается, что впервые озвучил этот вопрос К. Маркс, однако, он существовал и до него. Вопрос имеет 2 стороны: 1) что первично- материалистическое или идеалистическое? 2) познаваем ли мир и способно ли человечество иметь знания о мире;. В зависимости от ответов на эти вопросы и зависит позиция того или иного философа.

Ответ на первый вопрос может быть таким: первично либо материальное либо духовное, т.е. образуется 2 направления – материализм и идеализм, которые также делятся по направлениям.

Идеализм существует в форме объективного (есть духовное начало, которое не зависит от человека и оно творит мир, это начало существует в форме мирового разума, абсолютной идеи и т.д.); либо в форме субъективного и в соответствии с этим мир есть порождение человеческого разума. А также в ХХ веке объективный идеализм трансформировался в неотомизм, а субъективный идеализм вырос в неопозитивизм.

ОТЛИЧИЯ материализма и идеализма

Одно и наиболее важное – это различное понимание духовного начала. Но в этом же и сходство этих течений: обе теории монические – т.е. начало было одно. В этой же Ф. присутствуют дуалистические теории: обе категории равноценны, т.е. и дух и материя первичны. Эту теорию провозгласил Р. Декарт: «В человеке есть и физическое и психическое, и между ними есть гармония. Эта гармония дана от Бога»

Кроме монических и дуалистических течений в Ф. присутствуют и плюралистические, которые стоят на позиции того, что в мире множество начал и все они равнозначны и независимы друг от друга.

Ответ на вторую часть основного вопроса состоит в том, что мир познаваем, но до конца его познать нельзя. Эту точку зрения разделяют агностицисты. Т.е. это направление провозглашает границы познания.

Может существовать и такой ответ, что процесс познания бесконечен, т.к. бесконечен объект познания.

На сегодняшний день основной вопрос Ф. имеет 2 стороны, к которым добавляют еще 2:

1) субстанциональная сторона – ставит вопрос об основе мира

2) познавательная сторона – вопрос о онтологии;

3) смыслосодержащая сторона – вопрос о смысле человеческой жизни

4) методологическая сторона – вопрос в отношении изучения науки и путей ее познания.

ПРЕДМЕТ Ф. различен в разные эпохи: в древности Ф. объединяла все знания о мире и считалась наукой наук. Сторонники этой позиции считали, что Ф. дает истинное знание, а все иные науки подчиняются и детализируют Ф.

Постепенно происходило отпочкование знаний от Ф.: в Средние века философия стала служанкой богословия и подчинялась религиозной концепции. В ХХ в. Ф. часто обслуживала политические идеи, н-р, в СССР официальной философией был диалектический материализм, под который была подогнана концепция истории России.

Также к ХХ в. из Ф. ушли определенные области знания и остались только:

ü Философская антропология

ü Философские вопросы естественных наук.

Вопрос о том, является ли Ф. наукой сложен. В СССР официальная Ф. считала себя наукой, но в последние 10 лет эти позиции сильно пошатнулись. Решение поставленного вопроса надо начинать с определения науки.

Неопозитивизм (науковедение) разрабатывает критерии отнесения знаний к научным или ненаучным:

1. Верификационный критерий означает, что наука стремится все свои положения подтвердить фактами и проверить опытами.

2. Фальсификационный критерий означает, что эмпирические утверждения науки могут быть проверены и опровергнуты.

Оба данных критерия сейчас к Ф. не применимы.

3. Парадигмальный критерий, т.е. особое свойство науки – создавать фундаментальные теории. Ф. никогда господствующей парадигмы не имела.

4. Методологичность состоит в том, что добывают новые знания при помощи определенных методов: наблюдение и эксперимент, методы математики и статистики. Ф. себя методами не ограничивает.

5. Способ решения проблем: в науке есть круг открытых общезначимых проблем, которые значимы для любого ученого. В Ф. такого нет: нет одного решения на одну и ту же проблему и нет равнозначных для любого философа проблем.

6. Развитие науки отличается от развития Ф. В науке есть прогресс и движение в сторону объективной истины, в Философии же прогресса нет и быть не может: новая концепция не обесценивает старую, философские идеи живут, пока ими кто-то интересуется.

7. Научное знание безлично и интерсубъективно, философия же всегда носит авторский характер. Единства в философии быть не может, т.к. все люди никогда не будут думать одинаково.

ОБЩЕЕ У НАУКИ И ФИЛОСОФИИ

2. Как в философии, так и в науки есть популярно изложенные варианты теорий (беллетристика).

Роль Ф. в разные эпохи и для разных людей неодинакова: потребность в Ф. есть не у каждого. Если человек усваивает стереотипы и мыслит обыденно, то он не нуждается в Ф. Однако почти всегда есть ситуации, когда традиционная жизнь не дает ответов и есть потребность в решении этих ситуаций. Путями решения могут быть: 1) обращение к религии; 2) ответ в стереотипах; 3) обращение к Ф. Последний вариант решения использует только человек с развитым самосознанием, у которого присутствует «Я – концепция».

Обычно философствование человека начинается с вопросов о добре и зле и их взаимодействии, а также основной проблемой является человек и мир и их взаимоотношения. Решение последней проблемы в философии происходит через теоретические средства. Философское отношение человека к миру состоит в способности человека включаться в мир и уходить из мира. Уход из реальности, как правило, происходит при неудовлетворенности реальным миром, когда человек строит собственный мир, где решены все проблемы и в построении этого мира, как раз и помогает философия.

Философия – это уникальный феномен культуры и как любое уникальное явление требует больших затрат энергии. Именно поэтому в СССР не было бурного развития философии: отсутствовала свобода и сам строй тормозил развитие данного предмета. С 1917 г. была ясная программа развития мира и стояла четкая цель, а в данных условиях не может быть различия мнений и появления течений, что свойственно для философии. Философия возникает только там, где есть сомнение в исходных ценностях отношения человека к миру, где есть проблема цели, смысла жизни и т.п. соответственно, философия – вид мировоззренческого сознания и ориентирует на космос и выявление отношений человека к миру, а не общества к человеку и космосу. Следовательно, философия общественной наукой не является.

КАТЕГОРИЯ «БЫТИЕ» В ФИЛОСОФИИ

1. Понятие «бытие» в истории философии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *