Что составляет ключевой элемент системы института государственной службы

Основы государственной службы в Российской Федерации

Понятие, правовая основа, принципы и система государственной службы в Российской Федерации

Государственная служба в Российской Федерации представляет собой комплексный административно-правовой институт, состоящий из норм административного и иных отраслей права, регулирующих административно-служебные правоотношения.

Правовую основу рассматриваемого института составляют следующие законы: Конституция РФ, Федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ, «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ, «О Федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ, «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ, «О судебных приставах» от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ, а также Законы Российской Федерации «О милиции» от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 и «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1.

В соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» под государственной службой Российской Федерации понимается профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

Прежде всего следует дать краткую характеристику основополагающих начал (принципов) государственной службы в Российской Федерации.

1. Принцип федерализма, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Принцип законности, который следует рассматривать в следующих аспектах:

3. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты, предполагающий, что высшей ценностью для государственных служащих являются обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина, а также законных интересов граждан.

4. Принцип равного доступа граждан к государственной службе, что означает недопустимость установления любых ограничений для поступления граждан на государственную службу в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами.

5. Принцип единства правовых и организационных основ государственной службы, предполагающий законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы.

6. Принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы, означающий:

7. Принцип открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю, объективного информирования общества о деятельности государственных служащих, предполагающий:

8. Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих, предполагающий:

а) наличие соответствующего специального образования у лиц, состоящих на государственной службе;
б) исполнение государственными служащими должностных обязанностей на высоком профессиональном уровне;
в) наличие специальных систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих.

9. Принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц, что означает установление специального комплекса мер, защищающих государственных служащих от угроз, связанных с исполнением ими должностных обязанностей, как внутри государственного аппарата, так и от иных физических или юридических лиц.

Систему государственной службы в Российской Федерации образуют:

Понятие, признаки и виды государственных служащих. Должности государственной службы

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» дает следующее определение: федеральный государственный служащий — это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

Определение государственного служащего субъекта Российской Федерации идентично вышеприведенному, с той лишь разницей, что этот гражданин осуществляет служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получает денежное содержание за счет средств бюджета данного субъекта.

Таким образом, на основании определения, приведенного в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации», можно выделить следующие существенные признаки государственных служащих.

1. Государственным служащим признается физическое лицо, являющееся гражданином Российской Федерации или гражданином иностранного государства. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» допускает возможность замещения должностей государственной службы, в том числе и гражданами иностранного государства. Об этом прямо говорится в ст. 18.1, предоставляющей право иностранным гражданам поступать на военную службу по контракту и соответственно право прохождения ими военной службы.

В то же время иные специальные законы о государственной службе предусматривают право поступления на государственную службу исключительно граждан Российской Федерации. Так, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» указывает, что гражданским служащим может быть только гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» устанавливает, что сотрудником органов Федеральной службы безопасности может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства.

Помимо указанного признака (гражданство) лицо, поступающее на государственную службу, должно обладать полными дееспособностью и деликтоспособностью, быть вменяемым. Специальное законодательство о государственной службе может устанавливать также и иные дополнительные требования к лицам, поступающим на государственную службу.

2. От государственного служащего требуется профессиональное исполнение должностных обязанностей, что предполагает:

3. Государственным служащим признается только лицо, замещающее соответствующую должность государственной службы. Должность государственной службы является определяющей для замещающего ее лица. Именно от должности зависят размер денежного содержания, объем властных полномочий, классный чин или иное специальное звание, а также иные статусные аспекты. Подробнее о должностях государственной службы речь пойдет ниже.

4. Государственный служащий осуществляет исполнение должностных обязанностей за соответствующее вознаграждение за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации. Указанное вознаграждение признается законодательством о государственной службе основным законным источником средств к существованию государственного служащего, что также предполагает установление запрета на осуществление государственным служащим иных видов трудовой деятельности, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

Классификацию государственных служащих можно провести по следующим основаниям.

В зависимости от вида государственной службы:

В зависимости от уровня государственной службы:

Рассмотрев базовые составляющие категории «государственный служащий», перейдем к анализу категорий «должность государственной службы» и «должностные лица».

Законодательство о государственной службе (в том числе Федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и др.) не содержит четкого определения должности государственной службы. Тем не менее должность государственной службы можно считать базовым элементом государственного органа, нормативно и организационно определенным и обособленным, обладающим частью компетенции государственного органа. Должность государственной службы имеет первостепенное значение для лица, состоящего на государственной службе, так как предоставляет конкретный объем полномочий, определяет общий размер денежного содержания (довольствия), характеризует его положение в служебной иерархии.

Таким образом, на основании вышеприведенного определения можно выделить следующие существенные признаки должности государственной службы.

1. Организационная и правовая обособленность. Должность государственной службы является самостоятельным образованием, наряду со структурными и территориальными подразделениями государственного органа.

2. Наличие части компетенции государственного органа. Должность государственной службы обладает определенной компетенцией, которой соответственно наделяется лицо, замещающее данную должность. Компетенция должности государственной службы представляет собой определенную часть компетенции государственного органа и определяется ей.

3. Должность государственной службы имеет первостепенное значение для замещающего ее лица, поскольку определяет не только полномочия, но и размер денежного содержания (обеспечения, довольствия) государственного служащего, а также размеры иных денежных выплат. Должностям государственной службы подчинены классные чины и иные специальные звания; кроме того, должности государственной службы характеризуют положение государственного служащего в служебной иерархии.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» устанавливает следующие виды должностей государственной службы:

Основные элементы административно-правового статуса государственных служащих

Административно-правовой статус государственных служащих является одной из ключевых частей (наряду с поступлением на государственную гражданскую службу, ее прохождением и т.д.) института государственной службы, представляет собой правовое положение служащих в государственных органах и включает в себя следующие основные общие элементы.

1. Права государственных служащих. Они представляют собой установленные специальным законодательством о государственной службе возможности государственных служащих осуществлять профессиональную служебную деятельность по замещаемым должностям государственной службы. Конкретный объем прав, предоставляемых государственным служащим, различается в зависимости от вида государственной службы.

2. Обязанности государственных служащих. Это установленные специальным законодательством о государственной службе правомерные действия, которые должны совершать государственные служащие в процессе осуществления профессиональной служебной деятельности по замещаемым должностям государственной службы. В составе обязанностей государственных служащих можно выделить следующие основные группы:

3. Гарантии государственных служащих. Представляют собой установленные специальным законодательством о государственной службе меры правового, имущественного и организационного характера, необходимые для обеспечения качественного и полного исполнения государственными служащими обязанностей по замещаемым должностям государственной службы.

Для всех видов государственной службы законодательно установлены повышенные гарантии для лиц, осуществляющих данные виды служебной деятельности. Тем не менее конкретный объем гарантий различается для различных видов государственной службы (гражданской, военной, правоохранительной).

4. Ограничения и запреты на государственной службе. Ограничения — это установленные специальным законодательством о государственной службе условия, при наличии которых лицо не может быть принято на государственную службу, а проходящее ее лицо не может далее замещать должности государственной службы и таким образом осуществлять служебную деятельность. Запреты — установленный специальным законодательством о государственной службе перечень деяний, признаваемых несовместимыми с положением государственных служащих, наносящих существенный ущерб служебным и иным общественным правоотношениям.

Установление режима ограничений и запретов на государственной службе, а также особенностей трудовых правоотношений предопределено спецификой самого института государственной службы.

Режим ограничений и запретов предполагает в той или иной степени ограничение прав и свобод государственных гражданских служащих, а соответственно его установление возможно только:

5. Ответственность государственных служащих. Представляет собой меры дисциплинарного, материального, административного, уголовного и иного воздействия, применяемые в отношении государственных служащих, совершивших те или иные виды противоправных деяний.

Ответственность является противоположной стороной стимулирования эффективного выполнения государственными служащими своих должностных обязанностей, претворяя в жизнь принцип: страх наказания есть залог послушания и должного выполнения обязанностей.

Источник

Сущность и основные элементы системы государственной службы в России

РубрикаГосударство и право
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления21.05.2012
Размер файла39,1 K

Что составляет ключевой элемент системы института государственной службы. Смотреть фото Что составляет ключевой элемент системы института государственной службы. Смотреть картинку Что составляет ключевой элемент системы института государственной службы. Картинка про Что составляет ключевой элемент системы института государственной службы. Фото Что составляет ключевой элемент системы института государственной службы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Глава 1. Сущность и основные элементы системы государственной службы в России

1.1 Понятие государственной службы

1.2 Виды государственной службы

Глава 2. Должности государственной гражданской службы и порядок их замещения

2.1 Должности государственной гражданской службы, их категории и группы

2.2 Порядок прохождения государственной гражданской службы

Актуальность рассмотрения системы государственной службы в современной России обусловлена широким спектром проблем, возникающих на современном этапе формирования и преобразования системы государственной службы, её видов, должностей, их категорий и групп, а также порядка прохождения государственной гражданской службы. Прежде всего, эти проблемы связаны с постоянными изменениями и корректировками Федерального закона о государственной службе и вносимыми в него поправками. А происходит все это потому, что в Российской Федерации совершился резкий скачок и прежняя машина советского партийно-государственного управления, административно-командной системы была разрушена, а институты нового демократического государственного управления и местного самоуправления, институты гражданского общества, социального и правового государства, механизмы их функционирования и взаимодействия ещё только создаются.

Актуальностью проблемы обуславливается и степень её разработки. На протяжении длительного времени отечественные, и зарубежные ученые проявляли неподдельный историко-юридический интерес к проблемам, связанным с созданием, организацией, деятельностью и принципами системы государственной службы в современной России. Потребность в изучении правовых основ и принципов системы государственной службы продиктована необходимостью преобразования современной системы госслужбы для её максимально эффективной работы, а также её стремлением извлечь из прошлого опыта арсенал идей, которые могли бы обогатить сегодняшний кадровый корпус государства рациональными формами и методами организации государственной жизни. Актуальность обозначенной проблемы, наличие значительного круга дискуссионных вопросов определили цель курсовой работы, её структуру и задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели.

Целью курсовой работы является подробное рассмотрение системы государственной службы, а также осмысление практического опыта в области организации системы государственной службы. Для осуществления данной цели необходимо решить следующие задачи:

· раскрыть сущность системы государственной службы;

· рассмотреть ее виды, основные категории и группы;

· определить порядок прохождения государственной службы.

Поставленная цель и задачи обусловили структуры курсовой работы. Начать хотелось бы с рассмотрения системы государственной службы в современной России.

Задачи: изучить правовые документы, связанные с данной тематикой (Федеральный закон Российской Федерации от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»; Конституция РФ от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации «О поправках к Конституции Российской Федерации» от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ;Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 14.02.2010) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 07.07.2004);Концепция реформирования системы государственной службы РФ от 15 августа 2001 г., N Пр-1496), а также литературу по данной теме.

Основа работы опирается именно на правовые источники, поэтому среди использованных источников преобладают именно они.

Метод исследования: изучение источников по данной тематике, их анализ, структурирование полученной информации и выводов по соответственным разделам.

Глава 1. Сущность и основные элементы системы государственной службы в России

1.1 Понятие государственной службы

— федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

— субъектов Российской Федерации;

— органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

— лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

В определении государственной службы можно выделить следующие аспекты:

— государственная служба представляет собой профессиональную деятельность, т.е. деятельность, являющуюся для государственного служащего профессией, и, как правило, она связана с выполнением им специальных полномочий;

— в рамках осуществляемой деятельности происходит реализация компетенции государственных органов;

— эта деятельность направлена на обеспечение функционирования государственных органов;

— такая деятельность представляет собой исполнение должностных обязанностей, т.е. очевиден личностный аспект понятия государственной службы, так как обязанности присущи не государственной службе как таковой, а государственному служащему;

1.2 Виды государственной службы

В соответствии с ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

— государственная гражданская служба;

Определения военной и правоохранительной службы даны в том же ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

Основное отличие военной и правоохранительной службы как видов государственной службы от государственной гражданской службы состоит в том, что они являются видами исключительно федеральной государственной службы. Другими словами, эти виды государственной службы могут осуществляться только на федеральном уровне, а вопросы их правового регулирования находятся в исключительном ведении Российской Федерации.

Затрагивая вопросы видовой классификации, нельзя не сказать о имеющихся противоречиях отдельных норм ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», а также норм ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и норм нормативных правовых актов, регулирующих вопросы военной и правоохранительной службы. Рассмотрим некоторые из этих противоречий.

В статье 1 ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» государственная служба Российской Федерации однозначно определена как профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации. При этом, статья 18.1 того же закона, введенная Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. № 141- ФЗ, предусматривает возможность поступления на военную службу по контракту иностранных граждан, на которых распространяются положения ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», определяющие правовые основы государственной службы Российской Федерации. Из определения военной службы, данного в статье 6 ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», следует, что это вид государственной службы, представляющий собой профессиональную деятельность. Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено прохождение военной службы гражданами Российской Федерации по призыву. Согласно Федеральному закону «О статусе военнослужащих» все граждане, проходящие военную службу, имеют статус военнослужащих. Службу по призыву можно считать профессиональной деятельностью лишь условно. Представляется обоснованным для устранения противоречия понятие «военная служба», используемое в ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» для указания на вид государственной службы, заменить на понятие «военная служба по контракту».

Совершенствования требует и правовое регулирование вопросов взаимосвязи различных видов государственной службы Российской Федерации. Так, до настоящего времени четко не определено соотношение должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы. Не выполняются принятые нормативные правовые акты о приведение в соответствие размеров денежного содержания граждан, состоящих на государственной службе различных видов.

Теперь перейдем к рассмотрению государственной гражданской службы.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации. Система государственной гражданской службы представлена на рисунке 1.

Федеральная государственная гражданской служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в аппаратах федеральных органов государственной власти и иных федеральных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными и федеральными законами, для обеспечения выполнения государственных задач. Она осуществляется в федеральных государственных органах, функционирующих в пределах ведения и полномочий Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Финансирование федеральной государственной гражданской службы осуществляется за счет средств федерального бюджета.

В составе федеральной государственной гражданской службы выделяются специальные виды государственной гражданской службы, под которыми понимается профессиональная деятельность по обеспечению полномочий отдельных государственных органов, выполняющих в государственном аппарате специальные задачи. Граждане и наделенных специальной компетенцией, которая предопределяет особенности правового статуса и фактической деятельности государственных гражданских служащих. Специальная государственная гражданская служба включает в себя различные подвиды, которые объективно необходимы государству для реализации особых целей и функций. К специальным видам государственной гражданской службы относятся: налоговая, таможенная, дипломатическая, служба в контрольно-надзорных органах, в финансово-кредитных государственных органах и др. Можно отметить, что наряду с общими признаками специальных видов государственной гражданской службы каждый подвид имеет свои специфические признаки.

Общими признаками различных видов государственной службы являются:

1) замещение служащими должностей государственной службы, предусмотренных штатным расписанием государственного органа;

2) исполнение полномочий государственного органа, специфических должностных обязанностей с установлением служащему денежного содержания.

Взаимосвязь гражданской службы с иными видами государственной службы Российской Федерации должна обеспечиваться на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством:

— соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, государственных социальных гарантий;

— установления ограничений и обязательств при прохождении различных видов государственной службы различных видов;

— учета стажа иного вида государственной службы при исчислении стажа гражданской службы;

— соотносительности основных условий пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу различных видов.

Таким образом, в функциональном смысле государственная служба представляет собой основанную на законе деятельность персонала государственных органов представительной, исполнительной и судебной власти, состоящую в реализации государственной власти в различных сферах общественной жизни в целях выполнения задач и функций государства.

государственный гражданский служба должность

Глава 2. Должности государственной гражданской службы и порядок их замещения

2.1 Должности государственной гражданской службы, их категории и группы

В соответствии с ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» должности государственной гражданской службы подразделяются на категории и группы. Установлены четыре категории должностей государственной гражданской службы: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты.

Помимо категорий должности государственной гражданской службы различаются по группам:

1) высшие должности государственной гражданской службы. К этой группе относятся должности категорий: «руководители», «помощники (советники)» и «специалисты»;

2) главные должности государственной гражданской службы. К ним относятся должности категорий: «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» и «обеспечивающие специалисты»;

3) ведущие должности государственной гражданской службы. К этой группе также относятся должности всех четырех категорий;

4) старшие должности государственной гражданской службы. К ним относятся должности категорий: «специалисты» и «обеспечивающие специалисты»;

5) младшие должности государственной гражданской службы. К ним относятся должности категории «обеспечивающие специалисты».

Все должности государственной гражданской службы включены в соответствующие реестры. Таких реестров три:

1) Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, в котором должности классифицируются по государственным органам, категориям и группам (утверждается указом Президента Российской Федерации);

2) Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, который составляется с учетом структуры государственных органов, наименований, категорий и групп должностей, установленных федеральным реестром (законом или другим нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации);

3) Сводный реестр должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, включающий первые два реестра (порядок его ведения утверждается указом Президента Российской Федерации).

Государственным гражданским служащим присваиваются классные чины. Соответствие классных чинов группам должностей государственной гражданской службы и уровни их присвоения показаны в таблицах 1 и 2.

Таблица 1. Классные чины гражданской службы Российской Федерации.

Группы гражданской службы

Классные чины гражданской службы

Действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса

Государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса

Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го

Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го

Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса

Таблица 2. Присвоение классных чинов гражданской службы.

Действительный государственный советник Российской Федерации

Государственный советник Российской Федерации в органах исполнительной власти

Государственный советник Российской Федерации в иных федеральных государственных органах

Советник, референт, секретарь государственной службы Российской Федерации

Советник, референт, секретарь государственной службы Российской Федерации

Высшие, главные группы гражданской службы субъектов РФ

В соответствии с законом субъекта РФ

2.2 Порядок прохождения государственной гражданской службы

Понятие «прохождение службы» следует рассматривать в двух аспектах. Это, во-первых, временной аспект: прохождение службы охватывает время, период, начинающийся со дня оформления поступления на службу, продолжающийся все время исполнения полномочий по должности, и заканчивающийся прекращением служебных отношений, т.е. оставлением должности.

Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню образования, знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Обязательным требованием при поступлении на все категории должностей всех групп за исключением категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп является наличие высшего профессионального образования.

Служащие, претендующие на замещение более высокой должности гражданской службы, должны соответствовать ряду квалификационных требований, которые разнятся в зависимости от конкретной должности.

Другие требования к должностям государственной службы могут устанавливаться федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также нормативными актами государственных органов в отношении служащих этих государственных органов.

— наименование замещаемой должности с указанием подразделения государственного органа;

— дата начала исполнения должностных обязанностей;

— права и обязанности гражданского служащего;

— виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;

— права и обязанности представителя нанимателя;

— условия служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за службу в тяжелых, вредных или опасных условиях;

— режим служебного времени и времени отдыха (если для конкретного гражданского служащего он отличается от служебного распорядка государственного органа);

— условия оплаты труда (размер должностного оклада, гражданского служащего, надбавки и другие выплаты);

— виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной деятельностью.

Условия контракта могут быть изменены только по соглашению сторон. Служебный контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах. Один экземпляр контракта передается гражданскому служащему, другой хранится в его личном деле. Контракт может заключаться на неопределенный срок или на срок от одного года до пяти лет. Контракт вступает в силу со дня его подписания сторонами. После назначения на должность гражданской службы гражданскому служащему выдается служебное удостоверение установленной формы.

В приказе о назначении на должность гражданской службы и в контракте сторонами может быть предусмотрено испытание гражданского служащего для проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы. Срок испытания устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года. По окончании установленного срока испытания при отсутствии у гражданского служащего классного чина, соответствующего замещаемой должности, проводится квалификационный экзамен, по результатам которого гражданскому служащему присваивается соответствующий классный чин.

В процессе прохождения гражданской службы на соответствие уровня профессиональной подготовки гражданских служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к должностям гражданской службы соответствующих групп, указывают квалификационные разряды гражданских служащих. Квалификационные разряды гражданских служащих присваиваются по результатам аттестации или квалификационного экзамена.

Аттестация гражданского служащего проводится с целью определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы. Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года. При проведении аттестации учитываются: соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Субъекты РФ и муниципальные образования руководствуются этими же положениями при аттестации гражданских служащих органов государственной власти и местного самоуправления.

Квалификационные требования по должностям федеральной государственной службы, являющиеся основой для проведения конкурсов на замещение вакансий и аттестации кадров, разрабатываются Советом по вопросам государственной службы при Президенте РФ.

Квалификационный экзамен сдают гражданские служащие, замещающие должности категорий «специалисты» и «обеспечивающие специалисты», заключившие контракт на неопределенный срок. В случаях, определяемых Президентом Российской Федерации, квалификационный экзамен могут сдавать гражданские служащие, замещающие должности категории «руководители». Квалификационный экзамен проводится при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему классного чина по замещаемой должности, не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года. Внеочередной квалификационный экзамен может проводиться по инициативе гражданского служащего не позднее, чем через три месяца после подачи им письменного заявления о присвоении классного чина. Квалификационный экзамен проводится по установленной форме конкурсной комиссией или аттестационной комиссией.

В течение всего периода прохождения службы проводится дополнительное профессиональное образование гражданского служащего, включающее: профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку.

Основанием для направления гражданского служащего на любой из видов дополнительного профессионального образования является:

— назначение гражданского служащего на вышестоящую должность гражданской службы на конкурсной основе;

— включение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе;

— результаты аттестации гражданского служащего.

В стаж гражданской службы включаются периоды замещения:

1) должностей гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы;

2) государственных должностей;

3) должностей муниципальной службы;

4) выборных должностей ив органах местного самоуправления;

5) иных должностей в соответствии с федеральными законами.

При прекращении государственной службы в связи с выходом на пенсию государственный служащий считается находящимся в отставке и сохраняет присвоенный ему классный чин. В трудовой книжке производится запись о последней государственной должности государственной службы с указанием «в отставке».

В заключение курсовой работы можно сделать вывод, что государственная служба является комплексным публичным, социальным, правовым, организационным институтом, обеспечивающим выполнение государственными служащими функций государства.

В работе проведен анализ общих черт и различий между видами государственной службы, составляющими единую систему государственной службы Российской Федерации. Акцентировано внимание на имеющихся противоречиях и неточностях в нормативно-правовых документах, регламентирующих систему государственной службы.

Анализ нормативной правовой базы трудовых правоотношений в области регулирования труда государственных служащих показал, что законодательством достаточно подробно урегулированы вопросы поступления на государственную гражданскую службу и ее прохождения. Базовым законом для государственной гражданской службы является ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Его нормы являются исходными для других нормативных правовых актов как федеральных, так и субъектов Российской Федерации. Принципы, изложенные в этом законе, могут и должны учитываться при принятии новых и отмене устаревших законодательных актов по вопросам государственной гражданской службы.

Делая окончательный вывод, можно констатировать, что в настоящее время в российском законодательстве достаточно подробно регламентированы вопросы организации и прохождения государственной службы, определены основные принципы организации системы государственной службы. В законодательстве подробно определен статус государственного служащего, претерпевший некоторые изменения в связи с проводимой в Российской Федерации административной реформой. При этом есть еще нерешенные проблемы нормативно-правового характера. Но главные проблемы сегодня связны с проведением самой административной реформы, а также созданием в сознании большинства россиян положительного образа государственного служащего, как человека, стоящего на страже их интересов.

2. Федеральный закон от 27 июля 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»// «Консультант +».

3. Федеральный закон от 27.июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»// «Консультант +».

4. Федеральный закон от 28.05.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // «Консультант +».

5. Федеральный закон от 28.03.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» \\ «Консультант +».

6. Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // «Консультант +».

7. Указ Президента от 27.09.2003 г. № 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих».

8. Указ Президента от 31.12.2003 г. № 1574 «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы».

12. Комаров С.А.,Щукин В.В. Оптимизация правового регулирования системы государственной службы в РФ.// Представительная власть XXI век: законодательство, комментарии, проблемы, №6, 2006.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие государственной службы, ее система и виды. Определение и принципы государственной гражданской службы, порядок назначения на нее и прохождения, существующие должности. Ответственность государственных служащих и сущность конфликта интересов.

курсовая работа [320,6 K], добавлен 18.03.2010

Понятие, сущность и функции государственной службы. Должности государственной гражданской службы, их категории и группы. Порядок прохождения государственной гражданской службы. Служебная дисциплина, дисциплинарный проступок и дисциплинарное взыскание.

контрольная работа [20,4 K], добавлен 18.04.2011

Система и иерархия государственной службы в современной России. Взаимосвязь понятий «система государственного управления» и «система государственной службы». Основные должности государственной гражданской службы: категории, группы и порядок прохождения.

курсовая работа [246,0 K], добавлен 09.11.2010

Законодательство о службе в таможенных органах. Принципы организации и деятельности государственной таможенной службы в России. Исследование условий прохождения службы на должностях сотрудников таможенных органов и государственной гражданской службы.

курсовая работа [103,0 K], добавлен 13.06.2014

Сущность, гарантии государства и принципы организации государственной гражданской службы. Назначение на нее, порядок прохождения. Ее положительные и отрицательные стороны. Должности госслужбы, их категории и группы, квалификационные требования к ним.

курсовая работа [32,1 K], добавлен 09.01.2017

Понятие, виды и принципы государственной гражданской службы Российской Федерации. Права, обязанности, гарантии, ограничения и ответственность государственных служащих. Порядок поступления, прохождения и основания прекращения государственной службы.

дипломная работа [86,6 K], добавлен 17.09.2013

Условия и порядок прохождения государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации и их отличие от условий службы в иных государственных органах. Обеспечение безопасности личности, общества и государства в целом от посягательств.

реферат [31,2 K], добавлен 03.06.2008

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *