Что составляет грамматическую основу
Как определить грамматическую основу предложения?
Содержание:
В каждом предложении выделяется грамматическая основа.
Например:
Определяется это следующим образом:
Например:
В предложении говорится обо мне: (кто?) я – это подлежащее, я (что делаю?) люблю (сказуемое).
Грамматическая основа не является словосочетанием, но при синтаксическом разборе выделяются группы подлежащего и сказуемого, от главных членов предложения задаются вопросы к второстепенным.
В некоторых предложениях грамматическая основа состоит только из одного главного члена (подлежащего либо сказуемого). Такие предложения называются односоставными.
Например:
Подлежащее
Подлежащее – это главный член предложения, который отвечает на вопросы кто? или что?
Например:
Подлежащее выражается следующими частями речи:
Также роль подлежащего в предложении выполняет синтаксически неделимое словосочетание, например: Пятеро ребят сидели у костра. От мала до велика вышли на субботник.
Сказуемое
Сказуемое – это главный член предложения, который отвечает на вопросы что делает? каков? что такое?
Например:
Сказуемое выражается глаголами в форме изъявительного, условного, повелительного наклонений:
Изъявительное | Я люблю море. |
Условное | Я любил бы море. |
Повелительное | Любите море! |
Виды составного сказуемого:
1. Глагольное. Например:
2. Именное. Например:
Именную часть выражают и синтаксически неделимые словосочетания, в том числе фразеологизмы.
Грамматическая основа предложения с примерами
Грамматическую основу предложения образуют главные члены предложения (подлежащее и сказуемое). То есть, грамматическая основа предложения (предикативная основа, ядро) — это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого. Посмотрите также вводные слова. Прочитав эту статью 5-ege.ru, вы сможете легко её найти в любом предложении.
Подлежащее.
Помни!
Подлежащее может быть выражено не только именем существительным или местоимением в именительном падеже, но и:
1) числительным, прилагательным и причастием в И.П. в роли существительного; |
Семеро (числит.) одного не ждут. Все прошлое (прил. в роли сущ.) мне только снилось.
— числительное / несколько, множество, часть, большинство, меньшинство + существительное в Р.П.;
— кое-кто, каждый, многое / прилагательное + из + существительное в Р.П.;
Лучший из учеников быстро решил эту задачу.
— кто-то, что-то + прилагательное, причастие в роли существительного;
Что-то такое ничтожное завязано в платке.
— существительное / местоимение + с + существительное / местоимение в Тв.П. (но только в том случае, если сказуемое выражено глаголом во множественном числе!).
Мы с Ваней пошли по лесной дороге(сказуемое во множ.ч.).
Анна с дочкой на руках вошла в комнату(сказуемое в ед.ч.).
Прожить по-барски – это дворянское дело
Сказуемое.
В русском языке выделяют три типа сказуемых. Следующий алгоритм действий поможет Вам определить, какой тип представлен в вашем предложении.
Различай!
Если в предложении встречаются однородные сказуемые, то каждое из них следует рассматривать отдельно.
Также посмотрите видео-презентацию.
Подсказка.
1) Чаще всего сомнения вызывает определение простого глагольного сказуемого, выраженного больше, чем одним словом:
Я буду принимать участие в выставке.
В данном примере буду принимать участие – сложная форма будущего времени, которая определяется в синтаксисе как простое сказуемое. А сочетание принимать участие является фразеологическим единством, которое можно заменить словом участвую. Поэтому перед нами простое глагольное сказуемое.
Ловушка!
Нередко ошибаются, называя простыми глагольными сказуемыми следующую конструкцию:
Такая ошибка связана с двумя факторами.
Во-первых, следует отличать краткое страдательное причастие от формы глагола прошедшего времени.
Помни!
Во-вторых, перед нами сказуемое, которое выражено всего одним словом, но какое оно – простое или составное (смотрите Морфологический анализ слова с примерами)? Попробуйте добавить в предложение какое-либо обстоятельство времени, например, в начале ХХ века, и посмотрите, как поведут себя эти формы.
Появляется связка было и сказуемое уже явно становится составным. Русскому языку несвойственны конструкции в настоящем времени со связкой быть. Согласитесь, звучит явно по-иностранному, если мы произнесем: Все в Москве есть пропитано стихами, рифмами есть проколото.
Таким образом, если в предложении вы сталкиваетесь со сказуемыми, выраженными краткими страдательными причастиями, то вы имеете дело с составным именным сказуемым.
Помни!
Слова нельзя, можно, необходимо, нужно входят в составные сказуемые.
Мне необходимо сойти на этой остановке.
Ловушка!
Будьте осторожны со словами быть, казаться, являться, так как, выделив только их, вы можете пропустить еще один компонент сказуемого.
Она показалась мне смешной. Неверно!
Если вы выделяете только слова показалась, то смысл предложения полностью меняется (показалась = привиделась, приснились, померещилась).
Верно: Она показалась мне смешной
Неверно: Учитель был строгим (был = существовал, жил).
Верно: Учитель был строгим.
Ловушка!
В этом задании предлагаются достаточно сложные предложения для анализа и варианты ответа очень часто похожи друг на друга. Какие «ловушки» вас могут здесь ожидать?
1) Предложения могут быть составлены по разным моделям:
В варианте ответа может быть пропущено подлежащее, сказуемое или одно из однородных подлежащих или сказуемых.
Помни!
В грамматическую основу входят ВСЕ главные члены предложения, пропуск одного из них – явная ошибка.
2) В варианте ответа могут сочетать подлежащее и сказуемое разных грамматических основ.
3) Подлежащее может быть только в И.П.! Варианты ответа с существительными, местоимениями не в И.П. заведомо неверные (кроме тех случаев, когда они входят в состав сказуемого и без них меняется весь смысл предложения).
4) Вариант ответа может содержать причастный или деепричастный оборот, которые никогда не входят в грамматическую основу.
Различай!
Следует отличать конструкции глагол + существительное в В.П. и существительное + страдательное причастие.
В первом случае координаты – это существительное в форме винительного падежа, которое зависит от глагола (то есть дополнение), а во втором – это форма именительного падежа, которая согласуется с причастием прошедшего времени (то есть подлежащее). Если изменить каждую из конструкций, будут видны отличия. Поставим сказуемые в каждом из предложений в форму единственного числа:
Рассчитывал координаты. Координата рассчитана.
Подлежащее и сказуемое всегда согласуются друг с другом, а дополнением останется неизменным.
5) Иногда слова который, какой в сложных предложениях являются подлежащими.
Разбор задания.
1. Какое из сочетаний слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?
(1) Так в чем же кроется разница между восприятием человека и животного? (2) Для животного существуют лишь конкретные вещи, его восприятие является неотделимым от той реальной среды, в которой оно живет и действует. (3) Так, например, «телевизионный вариант» собаки для кошки ничего не значит. (4) Человек же в процессе эволюции приобрел уникальную способность создавать в своем воображении идеальные образы реальной действительности, но они уже не представляются как бы прямым слепком с конкретной вещи. (5) Благодаря развитию познавательной деятельности, в частности, процессов абстрагирования и обобщения, человек может какие-либо отдельные признаки изучаемого объекта вычленять, отвлекаясь от всех прочих, несущественных деталей. (6) Таким образом, человек обладает способностью формирования обобщенного образа реальной вещи, который позволяет видеть и распознавать общие признаки и качества различных явлений действительности.
1) восприятие является (предложение 2)
2) приобрел способность (предложение 4)
3) они не представляются слепком (предложение 4)
4) который позволяет видеть (предложение 6)
Вариант №1 не является грамматической основой, так как здесь сказуемое представлено не полностью, что искажает смысл всего предложения (восприятие является = в значении «приходит, прибывает куда-либо по какой-либо причине»). См. пункт 3 в разделе «Сказуемое».
Вариант №2 тоже неверный, так как в нем отсутствует подлежащее. Кто приобрел способность? В предложении 4 подлежащим является слово человек.
Вариант №3 верный, хотя на первый взгляд кажется неправильным. Авторы задания намеренно пытаются запутать нас. Хотя слово слепком не стоит в форме И.П., но оно входит в состав сказуемого, так как без него теряется логика повествования. Они не представляются = Образы не называют своим имен?!
Вариант №4 неверный. Подлежащее выделено правильно. Слово который, как мы уже говорили, может быть подлежащим. В придаточной части оно заменяется слово образ и выполняет те же функции, то есть является подлежащим. Но сказуемое представлено не полностью. В предложении оно – позволяет видеть и распознавать.
Таким образом, прав будет тот ученик, который выберет вариант 3.
2. Какие слова являются грамматической основой в шестом (6) предложении текста?
(1)… (2) Они объединены одним желанием – знать. (3) И возраст у них разный, и профессии самые разные, и совсем разный уровень знаний, но каждый стремился знать больше, чем уже знает. (4) В этом выражалась потребность миллионов и миллионов людей, жадно вбиравших в себя все тайны мира, все накопленные человечеством познания и умения. (5) Посетители библиотеки либо где-то учились, либо мечтали учиться. (6) Им всем нужны были книги, но, приходя в библиотеку, они терялись в книжном океане. (7) … (По К. Чуковскому).
1) книги нужны были, они терялись
2) им нужны были, они терялись
3) книги нужны были, приходя сюда, они терялись
4) книги нужны были, они терялись в океане
Правильным является Вариант 1, так как в остальных вариантах вторы включили в основу второстепенные члены предложения: во втором лишним является слово им (дополнение, стоит в Д.П.), в третьем присутствует деепричастный оборот, не входящий в основу предложения, а в четвертом есть обстоятельство в океане.
3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений (или его части)?
(1)… (2) Она издохнет с голоду, если ворота крепки и никто не отворит их, но не догадается отойти от ворот и потянуть их на себя. (3) Только человек понимает, что надо потерпеть, потрудиться и сделать не то, что хочется, для того чтобы вышло то, чего желаешь. (4) Человек может сдерживаться, не есть, не пить, не спать только оттого, что знает, что хорошо и должно делать и что дурно и не должно делать, а научает этому человека его способность мыслить. (5) Одни люди ее увеличивают в себе, другие нет. (6)…
1) она издохнет (предложение 2)
2) что хочется (предложение 3)
3) что хорошо и должно делать (предложение 4)
4) научает способность (предложение 4)
Это задание повышенной сложности.
Вариант №1 неправильный, так как не все сказуемые указаны авторами. Предложение имеет достаточно трудную структуру для анализа. Оно сложное с придаточным условия, которое вклинивается между двумя однородными сказуемыми. Поэтому вы можете не заметить, что в основу она издохнет необходимо включить также сказуемое не догадается отойти и потянуть.
Вариант №2 тоже исключается. Глагол хочется является безличным и при нем не может быть подлежащего.
Вариант №3 похож на предыдущий. Это предложение также безличное. Слово должно в словарях определяется как категория состояния, которая употребляется в предложениях без подлежащего.
Верным является Вариант 4.
Главная » Подготовка к ЕГЭ по русскому языку » Грамматическая основа предложения с примерами
Грамматическая основа предложения: как правильно найти и выделить
В старших классах следует повторить правила, касающиеся грамматической основы предложения. Сдавая ЕГЭ и ОГЭ по русскому в 9 и в 11 классах, выпускникам средней школы обязательно придется сделать упражнения по этой теме. Как показывает практика, многие школьники часто делают ошибки в этой теме и получают низкий балл.
Умея быстро определять лексическое ядро фразы, школьники не будут совершать пунктуационных ошибок при написании сочинения, а также правильно выполнят все пункты ЕГЭ по этому предмету, связанные с выделением главных и второстепенных членов предложения. В статье представлены простые и эффективные способы проверки и примеры, которые помогут быстрее освоить практическую грамматику русского языка.
Предложение
Это базовая синтаксическая единица любого языка, в том числе и русского, в которой слова соединяются особым образом, передавая смысл и интонации фразы. Ее отличает завершенность, которая оформляется в конце по правилам пунктуации одним из знаков пунктуации, согласно интонационному смыслу высказывания. В конце могут стоят точка, восклицательный или вопросительный знак, многоточие.
С помощью предложений человек выражает свои мысли и чувства, общается с окружающими, обмениваясь с ними информацией, давая советы, отдавая приказы и высказывания пожелания. Они используются всегда при построении устной и письменной речи, несут в себе информацию о реальном или вымышленном событии. Предложения могут состоять из одного и нескольких слов, содержащих вопрос, сообщение, восклицание, приказ и т.д.
Для построения правильных с точки зрения литературного языка и правил грамматики предложений требуется разобраться с тем, что представляет из себя грамматическая основа фразы. Это базовая конструкция, вокруг которой организуются все остальные слова. Для закрепления навыка правильного построения фраз специально используется методика выполнения упражнений на выделение грамматической основы. Чтобы не делать ошибок, потребуется усвоить несколько простых правил.
Общее определение
Это грамматический центр предложения, так как через сказуемое оно связывается с определенным временем и реальностью. Основа может состоять из пары подлежащего и сказуемого, тогда предложение будет двусоставным:
Петя с утра пойдет на уроки.
Грамматическая основа в этом предложении Петя пойдет.
Подлежащее – Петя, сказуемое – пойдет.
В односоставных предложениях, состоящих из одного или двух слов, в качестве образующей части может выступать либо подлежащее либо сказуемое:
Это односоставные предложения.
Когда есть и подлежащее и сказуемое, оно называется двусоставным. Пример:
Односоставные и двухсоставные предложения, в которых есть только подлежащее и сказуемое, называются нераспространенными. Пример:
Кроме грамматической основы предложение может иметь второстепенные члены, к которым относятся:
В этом случае оно называется распространенным. Пример распространенного предложения:
Как выделяют главные и второстепенные члены
Прежде чем выделить центральную часть завершенной фразы, следует правильно определить подлежащее и сказуемое. При поиске подлежащего задается вопрос кто? что? Это поможет понять, о ком или о чем идет речь в предложении. При поиске сказуемого задается вопрос что делает?
Примеры выделения грамматической основы при синтаксическом разборе предложения:
Подлежащее
Оно обозначает всегда объект действия, выполняющий определенное действие. Пример: Виктор Петрович устроился на работу.
Когда глагол имеет форму страдательного залога, то подлежащее будет испытывать действие со стороны, а не выполнять его самостоятельно. Пример: Марию взяли в штат.
Подлежащим может быть не только имя существительное или местоимение, имеющее форму именительного падежа. Оно может быть:
В качестве подлежащего может выступать сочетание числительного с существительным: Три собаки бежали за мной. Четверо друзей гуляют в парке.
Подлежащим также может выступать и целое словосочетание, которое представляет из себя устойчивое выражение и не может с синтаксической точки зрения быть разделено.
В качестве подлежащего может выступать инфинитив, или неопределенная форма глагола. Пример:
Играть в шахматы — его любимое занятие.
Сказуемое
В русском языке есть три вида сказуемых: простое, составное, составное именное. При наличии в предложении однородных сказуемых, при разборе грамматической основы их нужно рассматривать отдельно друг от друга.
Простое глагольное сказуемое
Простое сказуемое выражается через обычные глаголы в том или ином наклонении. Примеры:
Он будет долго вспоминать о былом.
Пусть звезды вечно освещают твой долгий-долгий зимний путь.
Весны ждала, ждала природа.
Тарелка бум на пол.
Мальчик тут же плясать .
Составное глагольное сказуемое
Такое сказуемое состоит из вспомогательного глагола и безличного глагола в неопределенной форме. Примеры:
Он хочет поступить в университет.
Я долго не мог увидеться с ними.
Обычно вспомогательным элементом составного глагольного сказуемого выступает фазисный глагол, обозначающий ту или иную фазу производимого действия: заканчивать, начинать, бросить, стать. Также в качестве вспомогательных могут выступать модальные глаголы: хочет, должен, обязан.
Составное именное сказуемое
Такое сказуемое образует вспомогательный глагол, которым чаще всего выступает слово быть и словоформы, а также именная часть. Роль последней могут выполнять выражается прилагательное, существительное, наречие, причастие, местоимение.
Погода была плохая .
У него характер прочнее стали.
Второстепенные члены
При проведении синтаксического разбора сложносоставных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений требуется также грамматической основы выделять и дополнительные, или второстепенные компоненты фразы. Сделать это нужно только после того, как будет выделено грамматическое ядро. Определяют такие части предложения тоже с помощью вопросов. Перед этим следует вспомнить, какие части речи могут выступать второстепенными, а также правильно выбрать вопросы для их определения.
Второстепенными членами в предложении являются:
Ошибки и как их избежать
Часто при выполнении заданий по ЕГЭ выпускники делают ошибки при определении подлежащего и сказуемого, при расстановке знаков препинания, согласовании подлежащего и сказуемого. Чтобы избежать ошибок нужно придерживаться ряда простых правил:
Запомнив эти простые правила, можно выполнить правильно задания на экзаменах и грамотно написать сочинение. Все это позволит получить высокий бал по русскому языку на ЕГЭ. правильно построенное предложение, в котором согласованы все члены, помогает развивать литературный язык в его устной и письменной форме.
Средний рейтинг 5 / 5. Количество оценок: 12
Пока оценок нет. Ваша оценка может стать первой!
Сожалеем, что эта информация вам не пригодилась!
Хотите улучшить информацию?
Расскажите, как мы можем улучшить эту статью?
Грамматическая основа предложения
Про грамматическую основу школьники слышат с самого начала учебы, с первого класса. Однако у многих возникает проблема с пониманием материала. Поэтому, чтобы не оставалось никаких вопросов, стоит детально разобраться в этой теме и в синтаксисе в целом, понять, что такое предложения, какими они бывают, какие части речи могут нам встретиться.
Что такое предложение
Первоочередно следует разобраться в деталях и в частности понять, что такое предложение, поскольку грамматическая конструкция выделяется именно в нем.
Этот лингвистический термин обозначает сочетание слов, соединенных графически, лексически и по смыслу. Все слова в нем должны сочетаться. К тому же у него должна быть своя микротема. Только при соблюдении этих условий условный набор слов и словосочетаний можно назвать полноценным предложением.
Предложения бывают разными. Они делятся на множество отдельных категорий.
В чем заключается разница между предложением и словосочетанием
Предложение не обязательно должно быть длинным, оно вполне может состоять из одного или двух слов (к примеру, «Вечерело» или «Я приехал»). При таком положении вещей его легко можно спутать со словосочетаниями.
Смысловое и грамматическое сочетание двух и более слов называют словосочетанием.
Его основное отличие от короткого предложения заключается в том, что у словосочетания не может быть грамматической основы. Если оно состоит из подлежащего и сказуемого, то это уже нераспространенное предложение.
Еще одно важное отличие, с помощью которого можно определить, какая синтаксическая единица перед нами. Оно заключается в том, что в предложениях, даже коротких, ясна законченная мысль автора. В словосочетаниях такого нет.
Что такое грамматическая основа предложения
Это одно или несколько ключевых слов в предложении. Обычно в ней выделяется объект (подлежащее), который является «главным действующим лицом», а также то, что он делает (сказуемое).
Предложение может быть как односоставным, так и двусоставным. То есть в нём может быть и подлежащее, и сказуемое (в этом случае оно двусоставное и грамматическая основа состоит из двух слов), либо только что-то одно (тогда оно односоставное и грамматическая основа состоит из одного слова).
Грамматических основ в одной фразе может быть две и больше, в последнем случае мы имеем дело со сложным предложением, например:
Ася утром пошла в школу, и свора собак во дворе залаяла — а это сложное предложение.
В первом случае можно наблюдать только одну грамматическую конструкцию, а во втором — две. Помимо основы в обеих фразах также есть дополнительные слова, поэтому они оба — распространенные.
И подлежащие, и сказуемые могут быть выражены разными лексико-грамматическими категориями слов. Обычно в роли подлежащего выступает существительное, а в роли сказуемого — глагол, однако это далеко не единственный доступный вариант.
Как подчёркивается грамматическая основа
Схема к простому продолжению состоит из графически обозначенной грамматической конструкции в скобках.
Схема такого предложения выглядит следующим образом: [ ]. В схеме же к сложному предложению рисуется несколько скобок — в зависимости от количества основ.
Для данного предложения схема будет следующей: [ ] и [ ]. Для разных видов сложных предложений рисуются разные схемы.
Примеры выражения подлежащего разными частями речи
Чаще всего подлежащее выражается существительным. Пример подобного высказывания:
При синтаксическом разборе очень важно об этом помнить.
Составное глагольное сказуемое: чем отличается от обычного
Сказуемое чаще всего выражено глаголом. Но бывает оно представлено и в виде составного глагольного сказуемого. Формируется из вспомогательного глагола-связки и глагола инфинитива. Чтобы проиллюстрировать это, можно привести следующий пример:
Ему следовало начать еще вчера.
Подобные конструкции очень распространены и часто используются в устной и письменной речи.
Количество грамматических основ в предложении
Основ может быть неограниченное количество. Чаще всего она только одна или их две, однако встречаются конструкции с четырьмя и пятью основами. Между ними преимущественно ставятся знаки препинания, обычно — запятые, однако есть и различные другие варианты. Например, поставить тире или точку с запятой.
В некоторых случаях ставить знаки препинания между частями сложного предложения не нужно. В частности, если они относятся к одному слову или к одной вводной конструкции.
В целом, не рекомендуется использовать предложения с большим количеством основ.
Порядок определения грамматической основы
Умение определять основы в предложениях — очень важный и полезный навык. От него зависит, правильно человек расставит знаки препинания в предложении или будет делать множество орфографических ошибок.
Чтобы сделать это, нужно внимательно прочитать текст выделить в каждом предложении основные слова. Важно помнить, что любое предложение может быть как односоставным, так и двусоставным.
Определение основы в односоставных предложениях
Наибольшую трудность вызывает определение основы именно в подобных предложениях, то есть в тех, где есть либо подлежащее, либо сказуемое. Они бывают разных видов.
С такими предложениями надо работать по стандартной схеме. Первоначально найти объект, который совершает действие, а потом то, что он делает. Если тот или другой член предложения не получается найти, то вполне вероятно, что его там и нет изначально.
Важно запомнить, что подлежащее может быть выражено строго только тем словом, которое стоит в именительном падеже. Зачастую это значительно облегчает выделение грамматической конструкции.
Двусоставные предложения: алгоритм определения грамматической основы
Это действие не должно вызывать трудностей. Все делается по описанной выше, стандартной схеме. Однако есть несколько ситуаций, когда определить основу предложения бывает очень затруднительно. В особенности вопросы вызывают сказуемые.
Сложные случаи в определении сказуемых
В каждом из примеров мы имеем дело с простым глагольным сказуемым. О таких явлениях стоит помнить и не удивляться, когда они появляются в тексте.
Ошибка в определении типа сказуемого часто бывает связана с тем, что человек неверно определил часть речи (например, перепутал причастие и глагол). Поэтому в любой ситуации следует быть максимально внимательными и все перепроверять по несколько раз.
Грамматическая основа предложения — как это объяснить ребёнку
Такую тему, как грамматическая основа, начинают проходить на уроках русского языка еще в первом классе. Детям не всегда просто дается эта тема. Зачастую они не понимают, что это такое, как выделять эту конструкцию и что от них требует учитель.
Если говорить совсем просто, то грамматическая основа — это главное, что есть в предложении: маленькое предложение внутри большого, распространенного. Она должна передавать всю суть фразы и мысли автора.
Объясняем главные члены предложения
Главные члены предложения — это подлежащее и сказуемое. Важно запомнить, что в предложении они могут быть представлены не в единственном числе, а также то, что одного из них может не быть вообще.
Объясняем второстепенные члены предложения
Второстепенных членов предложения три — это дополнения, обстоятельства и определения. О каждом из них стоит поговорить подробнее.
Алгоритм синтаксического разбора
Для того чтобы объяснить ребёнку как определить грамматическую основу, необходимо найти и выделить все члены предложения и обозначить, какими лексико-грамматическим категориями слов они выражены.