Что составляет естественнонаучную основу методики развития речи детей дошкольного возраста

Что составляет естественнонаучную основу методики развития речи детей дошкольного возраста

В развитии речи на первом месте стоит накопление ее содержания. Содержательность речи обеспечивается связью процесса овладения языком с процессом познания окружающего мира. Язык является средством логического познания, именно с овладением языком связано развитие мыслительных способностей ребенка.

С другой стороны, язык опирается на мышление. Эту закономерность можно проследить на примерах освоения детьми всех уровней языковой системы (фонетического, лексического, грамматического). Методика ориентирует практических работников на формирование у детей языковых обобщений, элементарного осознавания явлений языка и речи. В результате повышается уровень развития как речи, так и мышления.

Таковы наиболее значимые философские характеристики языка и речи, определяющие исходные, методологические принципы методики, а также общую направленность, цели и принципы развития речи и навыков речевого общения.

Всякий процесс обучения языку должен опираться на понимание: а) сущности и содержания процесса обучения; б) природы и организации человеческой психики вообще и речевого механизма в частности; в) сущности и отличительных черт явлений языка и речи (СНОСКА: Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969 С.135).

Указанные аспекты обоснования важны для решения как общих, так и более частных методических вопросов. Известный отечественный методист А. В. Текучев (СНОСКА: Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. – М., 1980. С.68) считает, что целесообразность и объективная оправданность того или иного приема должна подтверждаться лингвистически (соответствие по языковому материалу), психологически (учет психологических особенностей возраста, психологической природы формируемого навыка, особенностей его функционирования), дидактически (соответствие общим дидактическим принципам). Такой подход важен и для методики речевого развития дошкольников.

Естественнонаучную основу методики составляет учение И. П. Павлова о двух сигнальных системах высшей нервной деятельности человека, объясняющее механизмы формирования речи.

Источник

Научные основы методики развития речи и ее связь с другими науками

Тема 1. Изучение методики развития речи детей

Методика обучения русскому языку является отраслью педагогической науки. В ней выделены методика развития речи в детском саду и методика преподавания русского языка в начальной и средней школе.

Предметом ее изучения является процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целе­направленного педагогического воздействия. Она изучает за­кономерности педагогической деятельности, направленной на формирование правильной устной речи и навыков ре­чевого общения у детей дошкольного возраста.

Научные основы методики развития речи и ее связь с другими науками

Важнейшая роль в разработке теоретических основ ме­тодики принадлежит смежным наукам, объектами изуче­ния которых являются язык, речь, речевая деятельность, познание, педагогический процесс: теория познания, ло­гика, языкознание, социолингвистика, психофизиология, психология, социальная психология, психолингвистика, педагогика (разные отрасли). Их данные позволяют оп­ределить, обосновать место и значение, принципы и за­дачи, содержание, методику работы с детьми.

Методологической основой методики развития речи яв­ляются положения материалистической философии о язы­ке как продукте общественно-исторического развития, как важнейшем средстве общения и социального взаимодей­ствия людей, о его связи с мышлением. Такой подход от­ражается в понимании процесса освоения языка как слож­ной человеческой деятельности, в ходе которой приобре­таются знания, формируются умения, развивается личность.

Язык — это продукт общественно-исторического развития. В нем отражаются история народа, его традиции, система социальных отношений, культура. Язык, речь возникли в деятельности и являются одним из условий существования человека и осуществления его деятельности. В языке, как продукте этой деятельности, отражены ее условия, содержание, результат.

Этим определяется важнейший принцип методики — овладение языковыми формами, развитие речи и навыков общения у детей происходит в деятельности, а движущей силой развития является потребность в общении, возникающая в процессе этой деятельности.

Следующей методологически значимой для методики характеристикой языка является определение его как важнейшего средства человеческого общения, социального взаимодействия. Без языка принципиально невозможно подлинное человеческое общение, а, следовательно, и развитие личности.

Общение с окружающими людьми, социальная среда выступают факторами, определяющими речевое развитие. В процессе общения ребенок не пассивно принимает речевые модели взрослого, а активно присваивает речь как часть общечеловеческого опыта.

Характеристика языка как средства человеческого общения отражает его коммуникативную функцию и определяет коммуникативный подход к работе по развитию речи детей в детском саду. В методике обращается особое внима­ние на роль развивающей социальной среды, общения с окружающими людьми, «речевой атмосферы»; предусмат­ривается с самого раннего возраста развитие речи как сред­ства общения, предлагаются приемы организации речево­го общения. В современной методике усвоение детьми всех сторон языка рассматривается с позиций развития у них связной речи, коммуникативной целесообразности.

Третья методологическая характеристика языка касается его взаимосвязи и единства с мышлением. Язык есть орудие мышления и познания. Он делает возможным пла­нирование интеллектуальной деятельности. Язык — средство выражения (формирования и существования) мысли. Речь рассматривается как способ формулирования мысли посредством языка.

Мышление и язык — не тождественные понятия. Мышление — высшая форма активного отражения объективной реальности. В языке непосредственно отражается и закрепляется специфически человеческое — обобщенное — отражение действительности. Оба понятия образуют диалектическое единство, каждое имеет свою специфику. Выявление взаимосвязи языка и мышления дают возможность определить целенаправленные, точные приемы развития речи и мышления.

Обучение родному языку рассматривается как важнейшее средство умственного воспитания. Только тот метод развития речи признается эффективным, который одно­временно развивает и мышление.

Естественнонаучную основу методики составляет учение И.П.Павлова о двух сигнальных системах высшей нервной деятельности человека, объясняющее механизмы форми­рования речи.

Физиологической основой речи служат временные свя­зи, образующиеся в коре головного мозга в результате воз­действия на человека предметов и явлений действительно­сти и слов, которыми эти предметы и явления обознача­ются.

Психологическую основу методики составляет теория речи и речевой деятельности. «Речевая деятельность представля­ет собой активный, целеустремленный процесс, опосре­дованный языковой системой и обусловливаемый ситуаци­ей, процесс принятия и передачи сообщений» (И.А.Зимняя). Психологическая природа речи раскрыта А.Н.Леонтьевым (на основе обобщения Л.С.Выготским):

1) речь занимает центральное место в процессе психичес­кого развития, развитие речи внутренне связано с развити­ем мышления, сознания в целом;

2) речь имеет полифункционалъный характер: речи при­сущи коммуникативная функция (слово — средство обще­ния), индикативная (слово — средство указания на пред­мет) и интеллектуальная, сигнификативная (сло­во — носитель обобщения, понятия); все эти функции внут­ренне связаны друг с другом;

3) речь является полиморфной деятельностью, высту­пая то как громкая коммуникативная, то как громкая, но не несущая прямой коммуникативной функции, то как речь внутренняя. Эти формы могут переходить одна в другую;

4) в речи следует различать ее физическую внешнюю сторону, форму и ее семическую (семантическую, смысло­вую) сторону;

5) слово имеет предметную отнесенность и значение, т. е. является носителем обобщения;

6) процесс развития речи не есть процесс количественных изменений, выражающийся в увеличении словаря и ассоциативных связей слова, но процесс качественных из­менений, скачков, т. е. это процесс действительного разви­тия, который, будучи внутренне связан с развитием мышления и сознания, охватывает все перечисленные функ­ции, стороны и связи слова.

Эти характеристики речи указывают на необходимость большего внимания педагогов к содержательной, понятий­ной стороне языковых явлений, к языку как средству вы­ражения, формирования и существования мысли, к цело­стному развитию всех функций и форм речи.

Детей следует обучать речевой деятельности, т. е. учить правильно выполнять отдельные акты, речевые действия и операции; в результате формируются автоматизированные речевые навыки (произносителъные, лексические, грамматические). Но у детей следует формировать и коммуникативно-речевые умения.

Необходимо создавать условия для возникновения мотива речи, а также для планирования и реализации речевых актов в процессе обучения речи и языку.

Для методики чрезвычайно важно определение языковой способности. От ее понимания зависит характер воздействия на речь детей. Психологическая школа Л.С.Выготского рассматривает языковую способность как отражение системы языка в сознании говорящего. «Речевой опыт человека не просто подкрепляет какие-то условнорефлекторные связи, а ведет к появлению в организме человека речевого механизма, или речевой способности. Этот механизм именно формируется у каждого отдельного человека на основе врожденных психофизиологических особенностей организма и под влиянием речевого общения» (А.А.Леонтьев). Языковая способность — это совокупность речевых навыков и умений, сформированных на основе врожденных предпосылок.

Речевой навык— речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию. Речевые навыки включают: навыки оформления языковых явлений (внешнее оформление — произношение, членение фраз, интонирование; внутреннее — выбор падежа, рода, числа).

Речевое умение — особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков. А. А. Леонтьев считает, что навыки — это «складывание речевых механизмов», а умение — это использование данных механизмов для различных целей. Навыки обладают устойчивостью и способностью к переносу в новые условия, на новые языковые единицы и их сочетания, а это означает, что речевые умения включают комбинирование языковых единиц, применение последних в любых ситуациях общения и носят творческий, продуктивный характер. Следовательно, развивать языковую способность ребенка — значит развивать у него коммуникативно-речевые умения и навыки.

Различают четыре вида речевых умений: 1) умение го­ворить, т. е. излагать свои мысли в устной форме, 2) умение аудировать, т. е. понимать речь в ее звуковом оформле­нии, 3) умение излагать свои мысли в письменной речи, 4) умение читать, т. е. понимать речь в ее графическом изоб­ражении. Дошкольная методика имеет дело с навыками и умениями устной речи.

Источник

Научные основы теории и методики развития речи детей дошкольного возраста

Краткое содержание лекции «Научные основы методики развития речи детей дошкольного возраста» (2ч.)

Ключевые вопросы: философские основы теории развития речи; учение И. П. Павлова о первой и второй сигнальных системах – естественнонаучная основа методики; связь методики развития речи с психологией; связь методики с лингвистикой и психолингвистикой; связь методики развития речи с дошкольной педагогикой.

Важнейшая роль в разработке теоретических основ методики принадлежит смежным наукам, объектами изучения которых являются язык, речь, речевая деятельность, познание, педагогический процесс: теория познания, логика, языкознание, социолингвистика, психофизиология, психология, социальная психология, психолингвистика, педагогика (разные ее отрасли). Их данные позволяют определить и обосновать место и значение, принципы и задачи, содержание и методику работы с детьми.

Методологической основой методики развития речи являются положения материалистической философии о языке как продукте общественно-исторического развития, как важнейшем средстве общения и социального взаимодействия людей, о его связи с мышлением.

Важнейшим, значимым для методики положением является то, что язык – это продукт общественно-исторического развития. В нем отражаются история народа, его традиции, система социальных отношений, культура в широком смысле.

Следующей методологически значимой для методики характеристикой языка является определение его как важнейшего средства человеческого общения, социального взаимодействия. Общение с окружающими людьми, социальная среда выступают факторами, определяющими речевое развитие. В процессе общения ребенок не пассивно принимает речевые модели взрослого, а активно присваивает речь как часть общечеловеческого опыта.

Третья методологическая характеристика языка касается его взаимосвязи и единства с мышлением. Язык – средство выражения (формирования и существования) мысли. Речь рассматривается как способ формулирования мысли посредством языка. Язык является средством логического познания, именно с овладением языком связано развитие мыслительных способностей ребенка.

Таковы наиболее значимые философские характеристики языка и речи, определяющие исходные, методологические принципы методики, а также общую направленность, цели и принципы развития речи и навыков речевого общения.

Естественнонаучную основу методики составляет учение И. П. Павлова о двух сигнальных системах высшей нервной деятельности человека, объясняющее механизмы формирования речи.

И. П. Павлов рассматривал речь прежде всего как кинестетические импульсы, идущие в кору от органов речи. Эти кинестетические ощущения он называл основным базальным компонентом второй сигнальной системы.

В основе процесса овладения речью лежит взаимодействие непосредственного и речевого отражения внешнего мира, процесс взаимодействия непосредственных и речевых реакций. А. Г. Иванов-Смоленский, рассматривая корковые временные связи в аспекте возрастной эволюции, расположил их в такой последовательности:

— связи между непосредственным раздражителем и непосредственными же ответами (Н – Н);

— связи между словесным воздействием и непосредственной реакцией (ребенок раньше начинает понимать речь) (С – Н);

— связи между непосредственным раздражителем и ответной словесной реакцией (Н – С);

— связи между словесными воздействиями и словесными же ответами (С – С).

М. М. Кольцова отмечает, что слово приобретает для ребенка роль условного раздражителя на 8 – 9-м месяце его жизни.

Психологическую основу методики составляет теория речи и речевой деятельности. «Речевая деятельность представляет собой активный, целеустремленный процесс, опосредованный языковой системой и обусловливаемый ситуацией процесс принятия и передачи сообщений» (И. А. Зимняя).

Психологическая природа речи раскрыта А. Н. Леонтьевым (на основе обобщения этой проблемы Л. С. Выготским): речь занимает центральное место в процессе психического развития, развитие речи внутренне связано с развитием мышления и с развитием сознания в целом; речь имеет полифункциональный характер; речь является полиморфной деятельностью;

в речи следует различать ее физическую внешнюю сторону, ее форму, ее семическую (семантическую, смысловую) сторону; слово имеет предметную отнесенность и значение, т.е. является носителем обобщения; процесс развития речи не есть процесс количественных изменений, выражающийся в увеличении словаря и ассоциативных связей слова, но процесс качественных изменений, скачков, т.е. это процесс действительного развития, который, будучи внутренне связан с развитием мышления и сознания, охватывает все перечисленные функции, стороны и связи слова.

Для методики чрезвычайно важно определение языковой способности. От ее понимания зависит характер воздействия на речь детей. Психологическая школа Л. С. Выготского рассматривает языковую способность как отражение системы языка в сознании говорящего. Языковая способность – это совокупность речевых навыков и умений, сформированных на основе врожденных предпосылок.

Речевой навык – это речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию.

Речевое умение – особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков.

Навыки обладают устойчивостью и способностью к переносу в новые условия, на новые языковые единицы и их сочетания, а это означает, что речевые умения включают комбинирование языковых единиц, применение последних в любых ситуациях общения и носят творческий, продуктивный характер. Следовательно, развивать языковую способность ребенка – значит развивать у него коммуникативно-речевые умения и навыки.

Различают четыре вида речевых умений: 1) умение говорить, т.е. излагать свои мысли в устной форме, 2) умение аудировать, т.е. понимать речь в ее звуковом оформлении, 3) умение излагать свои мысли в письменной речи, 4) умение читать, т.е. понимать речь в ее графическом изображении. Дошкольная методика имеет дело с навыками и умениями устной речи.

Методика развития речи опирается не только на общую психологическую теорию речи, но и на данные детской психологии, изучающей закономерности и особенности психического и речевого развития детей на разных этапах дошкольного детства, возможности овладения детьми разными функциями и формами речи. Проблемы развития речи и речевого общения в дошкольном детстве раскрыты в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Р. Лурии, А. Н. Леонтьева, Н. X. Швачкина, Д. Б. Эльконина, М. И. Лисиной, Ф. А. Сохина и других.

Все большее влияние на методику оказывает новая наука психолингвистика, которая развивается на стыке психологии и языкознания. Психолингвистика определяет речь как деятельность, включенную в общую систему человеческой деятельности. Как всякая деятельность, речь характеризуется определенным мотивом, целью и состоит из последовательных действий.

Лингвистическую основу методики составляет учение о языке как знаковой системе. Языкознание рассматривает язык как систему в единстве всех его уровней: фонетического, лексического, словообразовательного, морфологического, синтаксического.

Различные науки лингвистического цикла – лексикология с фразеологией, фонетика, грамматика позволяют определить основные направления работы, состав речевых навыков и приемы их формирования. Так, фонетика служит основой для разработки методики воспитания звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте; лингвистика текста необходима для правильной организации обучения связной речи; на знание лексикологии опирается словарная работа, на знание грамматики – методика формирования морфологических, словообразовательных и синтаксических навыков.

С опорой на лингвистику текста уточнена и разработана методика обучения связной речи с позиций категориальных признаков текста, теории функционально-смысловых типов высказывания.

Важнейшим принципом обучения родному языку считается комплексность, т.е. решение всех задач развития речи во взаимосвязи и взаимодействии, при ведущей роли связной речи. Более глубокое проникновение в лингвистическую природу языка и речи позволило несколько по-иному подойти к разработке комплексных занятий с детьми. В работе по овладению всеми сторонами языка выделены приоритетные линии, имеющие первостепенное значение для развития связных высказываний.

Практическое решение вопросов развития речи во многом зависит от понимания соотношения языка и речи. Язык – это система объективно существующих, социально закрепленных знаков, соотносящих понятийное содержание и типовое звучание, а также система правил их употребления и сочетаемости. Речь – это психофизиологический процесс, это реализация языка, который только через речь выполняет свое коммуникативное назначение. Язык – средство общения, а речь – сам процесс общения. Язык абстрактен и воспроизводим, объективен по отношению к говорящему. Речь конкретна и неповторима, материальна, состоит из артикулируемых знаков, воспринимаемых чувствами, динамична, субъективна, является видом свободной творческой деятельности индивида.

Методика развития речи тесно связана с дошкольной дидактикой. Они имеют общий объект исследования – педагогический процесс детского сада. Являясь частной дидактикой, методика использует основные понятия и термины дошкольной дидактики (цели, задачи, методы и приемы обучения, их классификация, дидактический материал и др.), а также ее положения, касающиеся закономерностей, принципов, средств, методов.

Методика развития речи тесно связана с методикой начального обучения родному языку. Связь между ними особенно проявляется в области подготовки к обучению грамоте, в установлении преемственности в развитии речи детей в детском саду и школе.

Методика использует данные анатомии о строении речевых органов. Особенно они важны при решении задач воспитания звуковой культуры речи, определении путей совершенствования работы артикуляционных органов.

Таким образом, для методики развития речи использование сведений из других наук обусловлено ее спецификой прикладной педагогической науки. К настоящему времени она представляет собой, по существу, интегративную дисциплину, рассматривающую лингвистические, психофизиологические, психолингвистические и дидактические основы развития речи детей дошкольного возраста.

Вопросы для самоконтроля.

1. Укажите философские основы теории развития речи.

2. Раскройте учение И. П. Павлова о первой и второй сигнальных системах – естественнонаучная основа методики..

3. Покажите связь методики развития речи с психологией.

4. Покажите связь методики с лингвистикой и психолингвистикой.

5. Покажите связь методики развития речи с дошкольной педагогикой

Литература по теме «Методика развития речи в системе наук»

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников/ М.М. Алексеева, В.И.Яшина – М. 2013, – С. 89 – 153.

2. Иванов-Смоленский, А. Г. О взаимодействии 1 и 2 сигнальных систем. // Физиологический журнал СССР/ А.Г. Иванов-Смоленский – 1949. Т. 35. № 5. С. 578.

3. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга / М.М. Кольцова. – М., 1973.

4. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить / М.М. Кольцова – М., 1973.

5. Старжынская, Н.С.Методыка развіцця роднай мовы / Н.С. Старжынская, Д. М. Дубініна – Мн., 2008. – С. 58 – 99.

6. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н.А. Стародубова.— М., 2006. С. 123 – 144.

Источник

Теоретические основы речевого развития детей дошкольного возраста

Теоретические основы речевого развития детей дошкольного возраста

Методологической основой методики обучения родному языку являются положения материалистической философии о языке как продукте общественно-исторического развития, как важнейшем средстве общения и социального взаимодействия людей, о его связи с мышлением. Язык, речь возникли в деятельности и являются одним из условий существования человека и осуществления его деятельности. В языке, как продукте этой деятельности, отражены ее условия, содержание, результат. Этим определяется важнейший принцип методики – овладение языковыми формами, развитие речи и навыков общения у детей происходит в деятельности, а движущей силой развития является потребность в общении, возникающая в процессе этой деятельности. Второй характеристикой методологии является определение его как важнейшего средства человеческого общения, социального взаимодействия. Без языка принципиально невозможно подлинно человеческое общение, а следовательно, и развитие речи.

В процессе общения ребенок не пассивно принимает речевые модели взрослого, а активно присваивает речь как часть общечеловеческого опыта.

Методологической характеристикой языка является его взаимосвязь с мышлением. Язык есть орудие мышления и познания. Он делает возможным планирование интеллектуальной деятельности. Язык – средство выражения мысли. Речь рассматривается как способ формулирования мысли посредством языка. Вместе с тем мышление и речь – не тождественные понятия. Мышление – высшая форма активного отражения объективной реальности.

В языке непосредственно отражается и закрепляется специфически человеческое – обобщенное отражение действительности. Оба эти понятия образуют сложное диалектическое единство, каждое из которых имеет свою специфику. Выявление и описание взаимосвязи языка и мышления дают возможность определить более целенаправленные и точные приемы развития речи и мышления.

Обучение родному языку рассматривается как важнейшее средство умственного воспитания. Только тот метод развития речи признается эффективным, который одновременно развивает и мышление.

В развитии речи на первом месте стоит накопление ее содержания. Содержательность речи обеспечивается связью процесса овладения языком с процессом познания окружающего мира. Язык является средством логического познания, именно с овладением языком связано развитие мыслительных способностей ребенка.

Естественнонаучную основу методики составляет учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах высшей нервной деятельности человека, объясняющее механизмы формирования речи. Физиологической основой речи служат временные связи, образующиеся в коре головного мозга в результате воздействия на человека предметов и явлений действительности и слов, которыми эти предметы и явления обозначаются. И. П. Павлов рассматривал речь как кинестетические импульсы, идущие в кору от органов речи. Эти кинестетические ощущения он называл основным базальным компонентом второй сигнальной системы. В основе процесса овладения речью лежит взаимодействие непосредственного и речевого отражения внешнего мира, процесс взаимодействия непосредственных и речевых реакций.

Психологическую основу методики составляет теория речи и речевой деятельности, сформулированная в трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, А. А. Леонтьева, Ф. А. Сохина, А. М. Шахнаровича. «Речевая деятельность представляет собой активный, целеустремленный процесс, опосредованный языковой системой и обусловливаемый ситуацией, процесс принятия и передачи сообщений» (И. А. Зимняя).

Обобщая взгляды отечественных психологов на закономерности речевого развития дошкольников можно представить их следующим образом:

1. Речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;

2. Язык и речь рассматриваются как ядро, находящееся в центре различных линий психического развития: мышления, воображения, памяти, эмоций;

3. Ведущим направлением в обучении родному языку является формирование языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи;

4. Ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений за языком, для речевого саморазвития;

5. Процесс развития речи не есть процесс количественных изменений, выражающийся в увеличении словаря и ассоциативных связей слова, но процесс качественных изменений, скачков, т.е. это процесс действительного развития, который, будучи внутренне связан с развитием мышления и сознания, охватывает все перечисленные функции, стороны и связи слова. (А. Н. Леонтьев).

Эти характеристики речи указывают на необходимость большего внимания педагогов к содержательной, понятийной стороне языковых явлений, к языку как к средству выражения, формирования и существования мысли, к целостному развитию всех функций и форм речи.

Для нашей проблемы важным является определение языковой способности, которая представляет собой совокупность речевых навыков и умений, сформированных на основе врожденных предпосылок. Речевой навык – это речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию.

Речевое умение – особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков.

А.А. Леонтьев считает, что навыки – «складывание речевых механизмов», а умение – это использование данных механизмов для различных целей».

Методика развития речи опирается не только на общую психологическую теорию речи, но и на данные детской психологии, изучающей закономерности и особенности психического и речевого развития детей на разных этапах дошкольного детства, возможности овладения детьми разными функциями и формами речи.

Проблемы обучения родному языку и развитие речи в дошкольном детстве раскрыты в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, Ф.А. Сохина.

Психологические исследования позволяют понять, как протекают у ребенка различные психические процессы, как происходит восприятие и порождение речевого высказывания, каковы особенности овладения разными сторонами речи, и определить степень доступности и целесообразности содержания, методов и приемов обучения.

Лингвистическую основу данной проблемы составляет учение о языке как знаковой системе.

Невозможно обучать языку не учитывая его специфики. Процесс обучения должен основываться на понимании сущности и отличительных черт языковых явлений. Языкознание рассматривает язык как систему в единстве всех его уровней: фонетического, лексического, словообразовательного, морфологического, синтаксического.

Учет системных связей в языке и речи помогает определить подход к решению многих методических вопросов. Работа по развитию речи также является сложной системой, отражающей в своем содержании и методике системный характер языковых связей. Важнейшим принципом обучения родному языку является комплексность, решение всех задач развития речи во взаимосвязи и взаимодействии, при ведущей роли связной речи. Практическое решение вопросов обучения родному языку во многом зависит от понимания соотношения языка и речи. «Язык – это система объективно существующих, социально закрепленных знаков, соотносящих понятийное содержание и типовое звучание, а также система правил их употребления и сочетаемости». (Лингвистический энциклопедический словарь).

Речь – это психофизиологический процесс, это реализация языка, который только через речь выполняет свое коммуникативное назначение. Язык – средство общения, а речь – сам процесс общения. Язык абстрактен и воспроизводим, объективен по отношению к говорящему. Речь конкретна и неповторима, материальна, состоит из артикулируемых знаков, воспринимаемых чувствами, динамична, субъективна, является видом свободной творческой деятельности индивида. (Лингвистический словарь).

Развитие современной лингвистики углубляет лингводидактические основы методики. В последнее время с опорой на лингвистику текста уточнена и разработана методика связной речи с позиций категориальных признаков текста, теории функционально-смысловых типов высказывания. Различные науки лингвистического цикла – лексикология, фразеология, фонетика, грамматика позволяют определить основные направления работы, состав речевых навыков и приемы их формирования. Так, фонетика служит основой для разработки методики воспитания звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте; лингвистика текста необходима для правильной организации обучения связной речи; знание грамматики – методика формирования морфологических, словообразовательных и синтаксических навыков.

Методика развития речи тесно связана с методикой начального обучения родному языку. Это две отрасли методики преподавания родного языка. Связь между ними особенно проявляется в области подготовки к обучению грамоте, в установлении преемственности в развитии речи детей в детском саду и школе.

В настоящее время данная наука представляет собой интегративную дисциплину, рассматривающую лингвистические, психофизиологические, психолингвистические, дидактические основы развития речи детей дошкольного возраста.

Система работы по развитию речи представляет собой сложное образование, включающее такие взаимосвязанные и взаимодействующие компоненты, как: цель и задачи речевого развития детей; содержание работы по развитию разных сторон речи; обще дидактические и методические принципы обучения речи; средства и организационные формы речевого воспитания; методы и приемы формирования коммуникативно-речевых умений и навыков; диагностика речевого развития детей. Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей — формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

В отечественной методике одной из главных целей речевого развития считалось развитие дара слова, т. е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письменной речи (К.Д. Ушинский)

Долгое время при характеристике цели речевого развития особенно подчеркивалось такое требование к речи ребенка, как ее правильность. Ставилась задача «научить детей чисто и правильно говорить на родном 9 языке, свободно пользоваться правильным русским языком в общении друг с другом и взрослыми в различной деятельности, свойственной дошкольному возрасту

Правильная речь рассматривалась как:

а) правильное произношение звуков и слов;

б) правильное по смыслу употребление слов;

в) умение правильно изменять слова согласно грамматике русского языка.

Такое понимание объясняется общепринятым тогда в языкознании подходом к культуре речи как к ее правильности.

В конце 60-х гг. в понятии «культура речи» стали выделять две стороны: правильность и коммуникативную целесообразность (Г. И. Винокур, Б. Н. Головин, В. Г. Костомаров, А. А. Леонтьев).

Правильная речь считается необходимой, но низшей ступенью, а коммуникативно-целесообразная речь — высшей ступенью овладения литературным языком. Первая характеризуется тем, что говорящие употребляют языковые единицы в соответствии с нормами языка, например без носков (а не без носок), надеть пальто (а не одеть). Но правильная речь может быть бедной, с ограниченным словарем, с однообразными синтаксическими конструкциями. Вторая характеризуется как оптимальное использование языка в конкретных условиях общения. Здесь имеется в виду выбор наиболее подходящих и разнообразных способов выражения определенного смысла. Эту вторую, высшую ступень школьные методисты применительно к школьной практике речевого развития назвали хорошей речью.

Признаками хорошей речи являются лексическое богатство, точность, выразительность (Алексеева М.М., Яшина В.И., 1998). Такой подход в определенной мере можно использовать и по отношению к дошкольному возрасту. Следовательно, в современной методике цель речевого развития детей дошкольного возраста — формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей. Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач.

Основанием для их выделения является анализ форм речевого общения, структуры языка и его единиц, а также уровня осознания речи. Исследования проблем развития речи последних лет, проведенные под руководством Ф. А. Сохина, позволили теоретически обосновать и сформулировать три аспекта характеристики задач развития речи:

— структурные (формирование разных структурных уровней системы языка фонетического, лексического, грамматического);

— функциональный, или коммуникативный (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения — диалога и монолога);

— когнитивные, познавательные (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи).

2.Методика формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста Построение работы с младшими дошкольниками направлено на расширение, уточнение и активизацию словаря. Частью работы по развитию речи в дошкольном учреждении является словарная работа. Задачи словарной работы в детском саду в методике развития речи были определены в трудах Е.И. Тихеевой, В.И. Логиновой, О.И. Соловьево. Во всех методических рекомендациях определены задачи словарной работы, которые решаются при учёте принципов словарной работы.

1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе.

2. Закрепление и уточнение словаря.

3. Активизация словаря.

4. Устранение нелитературных слов из речи детей.

1. Фронтальные – специальные занятия по развитию словаря, игровая деятельность, театрализованная деятельность, отдельные разделы работы по развитию словаря включаются в содержание занятий по родному языку и музыкальные занятия (слушание музыки, пение);

2. Групповые – дополнительная работа по развитию словаря вне занятий (чтение художественной литературы, различные игры, упражнения в игровой форме, режимные моменты и др.).

3. Индивидуальные занятия с детьми. А.М. Бородич выделяет следующие методы развития словаря дошкольников : – дидактические игры; – подвижные или хороводные игры с текстом; – сюжетные игры; – упражнения с включением художественной литературы (чистоговорки, скороговорки, поговорки, потешки, стихи, пословицы, загадки, рассказы в соответствии с программным содержанием по родному языку); – метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, разучивание потешек, песенок.); – занятия по пересказу, заучиванию стихотворений и т.п. В.В. Гербова выделяет следующие приёмы словарной работы :

1. Показ и название нового предмета (и его признаков) и действий: – пояснение, помогающее понять сущность предмета, – проговаривание нового слова хором и индивидуально, – включение данного слова в знакомый ребенку контекст, – проведение различных упражнений на закрепление его правильного произношения и употребления.

2. Объяснение происхождения данного слово (кровать – мебель, на которой спят и т.д.)

3. Употребление расширенного значения уже известных словосочетаний (громадный слон – очень большой слон, тот, который выше всех других слонов).

4. Постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят характер подсказывающих («Это лента широкая или узкая?»), а затем требуют самостоятельных ответов. Все задаваемые вопросы должны быть краткими, точными, доступными по содержанию. Необходимо также обучать детей и самостоятельной постановке вопросов.

5. Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к названиям различных действий; эпитетов к предмету; однокоренных слов.

6. Распространение предложений путем введения обстоятельств и причины, следствия, условия и цели.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *