Что составляет биомассу мирового океана
Биомасса Мирового океана и ее состав, химические функции живого вещества
Мировой океан занимает более 2 /3 поверхности планеты. Физические свойства и химический состав вод океана предоставляет благоприятную среду для жизни. Так же, как на суше, в океане плотность жизни в экваториальной зоне наиболее высока и снижается по мере удаления от нее.
Состав
В верхнем слое, на глубине до 100м, обитают одноклеточные водоросли, составляющие планктон. Общая первичная продуктивность фитопланктона Мирового океана составляет 50 млрд. т. в год (около 1 /3 всей первичной продуктивности биосферы).
Почти все цепи питания в океане начинаются фитопланктоном, которым питаются животные зоопланктона (например, рачки). Рачки служат пищей многим видам рыб и усатым китам. Рыб поедают птицы. Крупные водоросли растут преимущественно в прибрежной части океанов, и морей. Наиболее высокая концентрация жизни — в коралловых рифах.
На дне океана, в результате жизнедеятельности организмов, формируются осадочные породы: мел, известняки, диатомит и другие.
Химические функции живого вещества
Вернадский отмечал, что на земной поверхности нет химической силы, более постоянно действующей, а потому и более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые организмы, взятые в целом. Живое вещество выполняет следующие химические функции: газовую, концентрационную, окислительно-восстановительную и биохимическую.
Окислительно-восстановительная
Эта функция выражается в окислении веществ в процессе жизнедеятельности организмов. В почве и гидросфере образуются соли, окислы. С деятельностью бактерий связано формирование известняков, железных, марганцевых и медных руд и т. д.
Газовая функция
Осуществляется зелеными растениями в процессе фотосинтеза, пополняющими атмосферу кислородом, а также всеми растениями и животными, выделяющими углекислый газ в процессе дыхания. Круговорот азота связан с деятельностью бактерий.
Концентрационная
Связана с накоплением в живом веществе химических элементов (углерода, водорода, азота, кислорода, кальция, калия, кремния, фосфора, магния, серы, хлора, натрия, алюминия, железа).
Отдельные виды являются специфическими концентраторами некоторых элементов: ряд морских водорослей — йода, лютики — лития, ряска — радия, диатомовые водоросли и злаки — кремния, моллюски и ракообразные — меди, позвоночные — железа, бактерии — марганца.
Биохимическая функция
Эта функция осуществляется в процессе обмена веществ в живых организмах (питание, дыхание, выделение), а также разрушения, деструкции отмерших организмов и продуктов их жизнедеятельности. Эти процессы приводят к круговороту веществ в природе, биогенной миграции атомов.
Саморегуляция биомассы живого вещества планеты
Состав биомассы Земли https://wiki2.org/ru/Биомасса
Организмы континентальной части
• Зеленые растения — 2400 млрд тонн (99,3 %)
• Животные и микроорганизмы — 20 млрд тонн (0,7 %)
• Зеленые растения — 0,2 млрд тонн (6,3 %)
• Животные и микроорганизмы — 3 млрд тонн (93,7 %)
• Животные и микроорганизмы — от 15 до 23 млрд тонн.
Таким образом, большая часть биомассы Земли сосредоточена в лесах Земли. На суше преобладает биомасса растений, а в океанах и под поверхностью земли биомасса животных и микроорганизмов. Однако скорость прироста биомассы намного больше в океанах.
Оборот биомассы (кругооборот молекул биологического вещества в экосистеме планеты Земля)
Если рассмотреть ежегодный прирост биомассы к уже имеющейся массе, то получаются такие показатели:
• Древесная растительность лесов — 1,8 %
• Растительность лугов, степей, пашни — 67 %
• Комплекс растений озёр и рек — 1400 %
• Морской фитопланктон — 1500 %
Интенсивное деление микроскопических клеток фитопланктона, быстрый их рост и кратковременность существования способствуют быстрому обороту фитомассы океана, который в среднем происходит за 1—3 суток, тогда как полное обновление растительности суши осуществляется за 50 лет и более. Поэтому несмотря на небольшую величину фитомассы океана, образуемая ею годовая суммарная продукция сопоставима с продукцией растений суши. Небольшой вес растений океанов связан с тем, что они за несколько суток поедаются животными и микроорганизмами, но также за несколько суток восстанавливаются.
Ежегодно в биосфере в процессе фотосинтеза образуется около 150 млрд тонн сухого органического вещества. В континентальной части биосферы самыми продуктивными являются степи и околоводные пространства, а также умеренные дождевые и субтропические леса, в океанической — эстуарии (расширяющиеся в сторону моря устья рек) и водорослевые леса, а также зоны подъема глубинных вод — апвеллинга. Низкая продуктивность растений характерна для открытого океана, пустынь и экваториального леса.
На иллюстрации приведена оценочная величина биомассы планеты Земля в разные эпохи.
Биомасса — шестой по запасам из доступных на настоящий момент источников энергии после горючих сланцев, урана, угля, нефти и природного;газа. Приближённо полная биологическая масса земли оценивается в 2,4*10^12 тонн.
Биомасса — пятый по производительности возобновимый источник энергии после прямой солнечной, ветровой, гидро-энергии и геотермальной энергии. Ежегодно на земле образуется около 170 млрд тонн первичной биологической массы и приблизительно тот же объём разрушается.
Биомасса всех людей, живущих сейчас на Земле, составляет более 5*10^11 килограммов (это 500 миллионов тонн).
Экологическая система планеты Земля сама регулирует численность разных видов живых организмов флоры и фауны. Энергию и массу вещества для эволюции вещества и регулирования между флорой и фауной, между видами организмов пропорции биомассы на Земле производит работа процесса бытия живой материи в среде из неживой материи. Это реализуется в равный пропорциональный прирост объёма пространства неплотной материи вакуума и эфира космоса и плотной материи вещества (рождением около 4 миллионов новых нейтронов в секунду в грамме любого вещества), с эволюцией разных изотопов разных элементов в увеличение и уменьшение электростатического заряда ядра атома, с общим увеличении совокупной атомной массы вещества всей планеты.
Сейчас на Земле популяция людей состоит уже почти из 8 миллиардов индивидов. Это намного превышает популяционно достаточное количество из 2,4 миллиардов людей.
46 хромосом в каждой клетке организма человека имеют массу 242 пикограмма (триллионные доли грамма) = 242*10^-12 г/геном в каждой клетке.
В грамме любого вещества содержится Число Авогадро атомных единиц массы: 1 г = 6,02214*10^23 а.е.м./г.
Количество атомных единиц массы в геноме человека:
242*10^-12 г/геном в каждой клетке * 6,02214*10^23 а.е.м./г = 1,45735788*10^14 а.е.м./геном.
Лишь после того, как один из рядовых российских исследователей осознал, что время-бытие это неотделимая от того, что существует самодостаточная, более чем сверх текучая, энергия-информация бытия, человечеству было подарено, но до сих пор не принято мировым научным сообществом, знание о времени-бытие, как самодостаточного естественного «вечного двигателя» в форме несчетного множества постоянно фонтанирующих электростатикой и магнетизмом микроскопических больших взрывов рождения из нейтронов, протонов, ядер атомов и электронов новых элементарных отдельностей вакуума и эфира; и несметного множества микроскопических больших схлопываний порциями по 3-5,5 кубических метров неплотной материи вакуума и эфира космоса в объёмы пространства по 10^-45 кубических метров новых нейтронов. Что исключает из научного знания сказку аббата Жоржа Леметра (1927 год) о якобы произошедшем около 14 миллиардов лет назад единственном супер большом Большом Взрыве рождения из ничто в один момент сразу всей несметной энергии и всей несметной массы вещества и некоторого первичного объёма пространства нематериального бесструктурного монолитного вакуума Эйнштейна 1.
Тогда понятно, что продуктом работы процесса-функции «вечного двигателя» времени-бытия того, что уже существует, является не только продолжение бытия того, что уже существует, но ещё и приращение совокупного неплотного объёма пространства вакуума и эфира космоса, и совокупной массы плотного объёма пространства вещества на относительную величину Объёмно-Массовой Постоянной Хаббла: 6,591*10^-18 в секунду. При значении Линейной Постоянной Хаббла 2,197*10^-18 в секунду.
Отсюда легко вычисляется сколько новых атомных единиц массы рождается в грамме любого вещества в секунду:
6,02214*10^23 а.е.м./г * 6,591*10^-18 в секунду = 3,969192474*10^6 а.е.м./г*секунда. Можем округлить до 4*10^6 а.е.м./г*секунда.
242*10^-12 г/геном в каждой клетке * 4*10^6 новых нейтронов/г*секунда = 9,68*10^-4 новых нейтронов/ геном в каждой клетке в секунду.
В году 31556736 секунд/год. Тогда рождается новых нейтронов в геноме в год:
9,68*10^-4 новых нейтронов/ геном в каждой клетке в секунду * 31556736 секунд/год = 305469204,48*10^-4 = 3,0546920448*10^4 новых нейтронов/геном в каждой клетке в год.
В организме взрослого человека несколько триллионов живых клеток, содержащих геном.
Новые нейтроны могут попадать в ядра атомов не только генома, но и других биологических молекул: углеводов, жиров и белков. Некоторые повреждения некоторых таких биологических молекул могут приводить к перерождению биологических молекул в патологические, типа преонов, вызывающих смертоносную губчатую энцефалопатию.
Почти все новые нейтроны включаются в состав ядер атомов генома каждой клетки. Получаются атомы более тяжёлых изотопов исходных элементов. В том числе получаются радиоактивные изотопы, что приводит к поломкам каких-то участков белков и (или) нуклеотидов ДНК хромосом. Почти все такие поломки иммунная система клеток оперативно диагностирует и автоматически оперативно исправляет.
Если лишь триллионные доли таких поломок белков и (или) нуклеотидов в ДНК генома иммунитет исправит с ошибками или не сможет исправить, то получится клетка с патологией генома. В частности, может получиться раковая клетка, которую, как правило, иммунная система организма уничтожает. В организме каждого взрослого человека около 100 тысяч клеток разных органов ежесекундно перерождается в раковые клетки, но иммунная система оперативно их диагностирует и уничтожает, в частности, механизмом апоптоза. Либо в геноме клетки остаётся мутация, не влекущая тяжёлую патологию клетки и всего организма. Очень редко эта мутация становится шаблоном, по которому в клетке синтезируются какие-то вирусы: ретровирусы, или коронавирусы, могущие поражать организм других людей…
Когда в планетарной популяции одного вида живых организмов сосредоточивается избыточно большая доля биомассы живого вещества экосистемы планеты (перекос количества биомассы в один вид), тогда неотвратимо в этой скученности, скажем, из многих миллиардов организмов людей, возникают катастрофические мутации генов в их геноме. Формируются такие патологические мутации, которые становятся источниками бурного производства смертельно опасных вирусов. А в скученности из многих миллиардов людей такие особенно заразные смертоносные вирусы стремительно поражают организм сотен миллионов, миллиардов людей. И значительная доля людей может погибнуть. Что и требуется экологической системе планеты, чтобы выправить перекос биомассы в динамическую эволюционирующую оптимальность.
А антипрививочники это «пятая колонна» тех, кто целенаправленно занимается сокращением людей на Земле увеличение смертности уже живущего поколения людей от разного рода смертоносные технологии, а не допущением рождения избыточного количества людей в новых поколениях через снижение рождаемости административными методами, просвещением и аргументированным убеждением.
1. Флогистон https://wiki2.org/ru/Флогистон. Термин введён в 1667;году Иоганном;Бехером и в 1703 году Георгом;Шталем для объяснения процессов;горения. Флогистон представляли как невесомый флюид, улетучивавшийся из вещества при сжигании. В то время считалось, что металл — это соединение «земли» (оксида металла) с флогистоном, и при горении металл разлагается на «землю» и флогистон, который смешивается с воздухом и не может быть отделён от него. Открытое позже увеличение массы металла при прокаливании стали объяснять отрицательной массой флогистона. Способность выделять флогистон из воздуха приписывали растениям.
2. Теплород https://wiki2.org/ru/Теплород — по распространённым в XVIII — начале XIX;века воззрениям, невесомый флюид, присутствующий в каждом теле и являющийся причиной тепловых явлений. Введён в 1783 году Лавуазье. Гипотеза флогистона-теплорода была отвергнута в результате испытаний, что послужило опорой для принятия молекулярно-кинетической;теории в середине XIX века.
1. Макеев А.К. За горизонтом познанного. Новая картина Мира: единство микро- и макро- космоса, разума, поля и вещества! (Вселенная – это и есть истинный Бог!) // М.: АО СОЛИД, 1996. 40 с.; с. 9-13. ISBN 5-88076-021-9 ББК 22.68. https://disk.yandex.ru/i/Q-NLlfC13RnqUR
Подскажите пожалуйста биомассу поверхности суши и мирового океана
Биомасса поверхности суши – соответствует биомассе наземно-воздушной среды. Она увеличивается от полюсов к экватору. Вместе с тем возрастает количество ви дов растений.
— Арктические тундры – 150 видов растений.
— Тундры (кустарники и травянистые) – до 500 видов растений.
— Зона лесов (хвойные леса + степи (зона) ) – 2000 видов.
— Субтропики (цитрусовые, пальмы) – 3000 видов.
— Широколиственные леса (влажные тропические леса) – 8000 видов. Растения растут в несколько ярусов.
Биомасса животных. В тропическом лесу самая большая биомасса на планете. Такая насыщенность жизни вызывает жесткий естественный отбор и борьбу за существование а =>
Приспособленность различных видов к усл-ям совместного сущ-я.
Биомасса Мирового океана.
Гидросфера Земли, или Мировой океан занимает более 2/3 поверхности планеты. Объём воды в мировом океане в 15 раз > суши, возвышающейся над уровнем моря.
Вода – хороший растворитель. В состав океана входят минеральные соли. Растворяются поступающий из воздуха кислород, и углекислый газ, что особенно важно для жизни организмов.
Физич-е св-ва и хим-ий составокеана относительно постоянны и создают среду благоприятную для жизни.
а) Планктон –100 метров – верхняя часть “планкто” – блуждающий.
б) Нектон – слой ниже планктона, от 100 метров и до дна.
в) Придонный слой – бентос – глубинный, организмы, связанные с дном: актинии, кораллы.
Мировой океан считается самой большой по производству биомассы средой жизни, хотя в нём живой биомассы в 1000 раз
Биомасса поверхности суши и океана – биология
Распространение биомассы на суши и в океане Выполнила: Михневич Елена, гр.0107 – скачать презентацию
Слайд 1
Описание слайда:
Распространение биомассы на суши и в океане Выполнила: Михневич Елена, гр.0107
Содержание: Понятие биомассы. Биомасса живого вещества. Закономерности распространения биомассы Оборот биомассы.
Биомасса – суммарная масса особей видам или сообщества организмов, выражаемая обычно в единицах массы сухого или сырого вещества, отнесённых к единицам площади или объёма любого местообитания (г/м2, г/м3, кг/м3) Биомасса – суммарная масса особей видам или сообщества организмов, выражаемая обычно в единицах массы сухого или сырого вещества, отнесённых к единицам площади или объёма любого местообитания (г/м2, г/м3, кг/м3) Биомасса – вся совокупность живых организмов планеты – живое вещество, обладающее способностью расти, размножаться и расселяться по планете.
Биомасса живого вещества Организмы континентальной части Зеленые растения – 2400 млрд, тонн (99,2%) Животные и микроорганизмы – 20 млрд тонн (0,8%) Организмы океанов Зеленые растения – 0,2 млрд. тонн (6,3%) Животные и микроорганизмы – 3 млрд тонн (93,7%)
Биомасса поверхности суши совокупность всех организмов — растений, животных, микроорганизмов, населяющих сушу; Плотность жизни на континентах зональна. Максимальную плотность имеют тропические леса, незначительную — льды Арктики и высокогорные области.
Биомасса почвы – совокупность живых организмов, обитающих в почве и играющих ведущую роль в процессе формирования почвы В лесной зоне она составляет сотни кг/га, главным образом за счёт дождевых червей (300—900 кг/га). Средняя биомасса позвоночных животных достигает 20 кг/га и выше, но чаще остаётся в пределах 3—10 кг/га.
Биомасса Мирового океана На долю растений приходится лишь 6,3 %, а животные составляют 93,7 %. Это связано с тем, что использование солнечной энергии в воде составляет всего 0,04 %, в то время, как на суше – до 1 %.
Закономерности распространения биомассы в биосфере: скопление биомассы в зонах с наиболее благоприятными условиями среды обитания (на границе разных сред, например атмосферы и литосферы, атмосферы и гидросферы); преобладание на Земле биомассы растений (97%) по сравнению с биомассой животных и микроорганизмов (всего 3%); увеличение биомассы, числа видов от полюсов к экватору, наибольшее сгущение ее во влажных тропических лесах; проявление указанной закономерности распространения биомассы на суше, в почве, в Мировом океане. Значительное превышение биомассы суши (в тысячу раз) по сравнению с биомассой Мирового океана.
Оборот биомассы Прирост биомассы к уже имеющей массе, то получаются такие показатели: Древесная растительность лесов 1,8% Растительность лугов, степей, пашни 67% Комплекс растений озер и рек 14% Морской фитопланктон 15,2%
Луговые степи дают больший годовой прирост биомассы, чем хвойные леса: при средней фитомассе 23 т/га годовая продукция их 10 т/га, а у хвойных лесов при фитомассе 200 т/га годовая продукция 6 т/га.
Луговые степи дают больший годовой прирост биомассы, чем хвойные леса: при средней фитомассе 23 т/га годовая продукция их 10 т/га, а у хвойных лесов при фитомассе 200 т/га годовая продукция 6 т/га.
Популяции мелких млекопитающих, обладающих большой скоростью роста и размножения, при равной биомассе дают более высокую продукцию, чем крупные млекопитающие. Популяции мелких млекопитающих, обладающих большой скоростью роста и размножения, при равной биомассе дают более высокую продукцию, чем крупные млекопитающие.
Ежегодно в биосфере в процессе фотосинтеза образуется около 150 млрд т сухого органического вещества. Ежегодно в биосфере в процессе фотосинтеза образуется около 150 млрд т сухого органического вещества.
В континентальной части биосферы самыми продуктивными являются тропические и субтропические леса, в океанической — эстуарии (расширяющиеся в сторону моря устья рек) и рифы, а также зоны подъема глубинных вод — апвеллинга.
Низкая продуктивность растений характерна для открытого океана, пустынь и тундры.
Биомасса Мирового океана и ее состав, химические функции живого вещества
Мировой океан занимает более 2/3 поверхности планеты. Физические свойства и химический состав вод океана предоставляет благоприятную среду для жизни. Так же, как на суше, в океане плотность жизни в экваториальной зоне наиболее высока и снижается по мере удаления от нее.
Состав
В верхнем слое, на глубине до 100м, обитают одноклеточные водоросли, составляющие планктон. Общая первичная продуктивность фитопланктона Мирового океана составляет 50 млрд. т. в год (около 1/3 всей первичной продуктивности биосферы).
Почти все цепи питания в океане начинаются фитопланктоном, которым питаются животные зоопланктона (например, рачки). Рачки служат пищей многим видам рыб и усатым китам. Рыб поедают птицы. Крупные водоросли растут преимущественно в прибрежной части океанов, и морей. Наиболее высокая концентрация жизни — в коралловых рифах.
Океан гораздо бедней жизнью, чем суша: биомасса мирового океана в 1000 раз меньше.
Большинство образовавшейся биомассы — одноклеточные водоросли и другие обитатели океана — отмирают, падают на дно и органическое вещество их разрушается редуцентами.
Лишь около 0,01% из первичной продуктивности Мирового океана доходит через длинную цепь трофических уровней до человека в виде пищи и химической энергии.
На дне океана, в результате жизнедеятельности организмов, формируются осадочные породы: мел, известняки, диатомит и другие.
Химические функции живого вещества
Вернадский отмечал, что на земной поверхности нет химической силы, более постоянно действующей, а потому и более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые организмы, взятые в целом. Живое вещество выполняет следующие химические функции: газовую, концентрационную, окислительно-восстановительную и биохимическую.
Окислительно-восстановительная
Эта функция выражается в окислении веществ в процессе жизнедеятельности организмов. В почве и гидросфере образуются соли, окислы. С деятельностью бактерий связано формирование известняков, железных, марганцевых и медных руд и т. д.
Газовая функция
Газовая функция зеленых растений
Осуществляется зелеными растениями в процессе фотосинтеза, пополняющими атмосферу кислородом, а также всеми растениями и животными, выделяющими углекислый газ в процессе дыхания. Круговорот азота связан с деятельностью бактерий.
Концентрационная
Связана с накоплением в живом веществе химических элементов (углерода, водорода, азота, кислорода, кальция, калия, кремния, фосфора, магния, серы, хлора, натрия, алюминия, железа).
Отдельные виды являются специфическими концентраторами некоторых элементов: ряд морских водорослей — йода, лютики — лития, ряска — радия, диатомовые водоросли и злаки — кремния, моллюски и ракообразные — меди, позвоночные — железа, бактерии — марганца.
Биохимическая функция
Эта функция осуществляется в процессе обмена веществ в живых организмах (питание, дыхание, выделение), а также разрушения, деструкции отмерших организмов и продуктов их жизнедеятельности. Эти процессы приводят к круговороту веществ в природе, биогенной миграции атомов.
Оцените, пожалуйста, статью. Мы старались:) (Пока оценок нет)
Загрузка…
Биомасса поверхности суши и океана. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере | Поурочные планы по биологии 11 класс Казахстан | Биология
так то ЕНТ / Биология / Поурочные планы по биологии 11 класс Казахстан
Биомасса поверхности суши и океана. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере
· Обуч. Познакомить учащихся с экосистемами почвы и мирового океана, с закономерностями распространения и концентрации биомассы на нашей планете, а так же с сущностью круговорота веществ и превращение энергии в биосфере, простейшими циклами миграции атомов и веществ.
· Развив. Научить школьников обосновывать причины неравномерного распределения биомассы отражать взаимосвязи между организмами внутри экосистемы, а также научить школьников использовать знания в процессе работы.
· Воспит. Сформировать у учащихся убежденность в том, что ресурсы биосферы не безграничны и нуждаются в охране.
Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин.
Основная часть (новый материал)
Распределение биомассы по планете не равномерно. Начиная от полюсов к экватору биомасса постоянно увеличивается, а так же изменяется количество биологических видов и плотность жизни. Табл. № 1.
Но больше всего концентрация живых организмов в почве. Там в почве идет жесточайшее состязание за обладание пространством для жизни и размножения, пищей, кислородом.
Почва образовалась как результат действия на горную породу различных абиотических и биотических факторов (температура, солнечные лучи, ветер, деятельность организмов, растений, животных). Сообщества организмов связаны друг с другом. Табл. № 2.
Но многие виды хозяйственной деятельности человека вызывают массовую гибель почвенных организмов. Они обеспечивают КРУГОВОРОТ ВЕЩЕСТВ В БИОСФЕРЕ.
БИОМАССА МИРОВОГО ОКЕАНА (табл. № 3).
Несмотря на всё многообразие водных обитателей, их можно условно поделить на 3 группы, с учетом мест обитания в водоёме. Табл. № 4.
Между этими существами образуются сложные пищевые связи (табл. № 5).
ФИТОПЛАНКТОН – трансформатор энергии солнечного излучения, в энергию химических связей органических соединений тел одноклеточных водорослей.
Затем энергия поступает в тела животных. Но все же ресурсы мирового океана ограничены.
Задание № 1. Составить опорный конспект биологического круговорота веществ.
Задание № 2. Как осуществляется биогенная миграция атомов в биосфере?
Задание № 3. Каково значение микроорганизмов в круговороте веществ.
Задание № 4. Какую роль в круговороте веществ и использовании энергии солнечного излучения играют растения, животные, микроорганизмы.
Текущий контроль, закрепление материала (проверка понимания).
1. Что составляет биомассу суши?
2. Что составляет биомассу океана?
3. Каково воздействие человека на биомассу планеты?
Итоговый контроль, анализ урока.
Презентация на тему “Распространение Биомассы на суши и в океане “
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Презентационная работа по биологии на тему: “Распространение Биомассы на суши и в океане “, созданная студенткой. Автор рассказывает о том, что включает в себя понятие “биомасса”, знакомит с законами распространения биомассы и многое другое.
Краткое содержание
Биомасса – суммарная масса особей видам или сообщества организмов, выражаемая обычно в единицах массы сухого или сырого вещества, отнесённых к единицам площади или объёма любого местообитания (г/м2, г/м3, кг/м3)
Биомасса – вся совокупность живых организмов планеты – живое вещество, обладающее способностью расти, размножаться и расселяться по планете.
совокупность всех организмов — растений, животных, микроорганизмов, населяющих сушу;
– совокупность живых организмов, обитающих в почве и играющих ведущую роль в процессе формирования почвы
В лесной зоне она составляет сотни кг/га, главным образом за счёт дождевых червей (300—900 кг/га).
Средняя биомасса позвоночных животных достигает 20 кг/га и выше, но чаще остаётся в пределах 3—10 кг/га.
Прирост биомассы к уже имеющей массе, то получаются такие показатели:
Луговые степи дают больший годовой прирост биомассы, чем хвойные леса: при средней фитомассе 23 т/га годовая продукция их 10 т/га, а у хвойных лесов при фитомассе 200 т/га годовая продукция 6 т/га.
Популяции мелких млекопитающих, обладающих большой скоростью роста и размножения, при равной биомассе дают более высокую продукцию, чем крупные млекопитающие.
Посмотреть все слайды
урок “Биомасса суши и Мирового океана. Биогеографические области”
Средняя школа №12 г. Житикары Костанайской области
Учитель биологии, географии: Завгородняя Алия Кажибаевна
Урок:«Биомасса суши и Мирового океана. Биогеографические области».
Класс:11 (естественно-математическое направление).
Ключевая идея: Развитие критического мышления через систему интегрированных заданий в процессе саморегуляции и взаимообучения.
Цель: Создание условий для формирования знаний об особенностях распределения биомассы на поверхности суши и в Мировом океане, биогеографических областях и их происхождении.
Целевой результат: Получение конкретного образовательного продукта (ЛОС – тематическая карта).
продолжить формирование убеждения в познаваемости мира, выявлять причинно – следственные связи;
выстраивать свою образовательную траекторию;
самостоятельно искать новую информацию с применением конструкций и правил поиска в раздаточном и статистическом материале;
структурировать информацию, анализировать, обобщать и сопоставлять различные источники;
представлять информацию в виде творческого образовательного продукта;
приобретать опыт сотрудничества и работы в группе в процесс саморегуляции и взаимообучения;
проводить публичные выступления.
Оборудование к уроку: мультимедиа-проектор, учебник «Общая биология – 10 класс ЕМП», дополнительный раздаточный материал, контурные карты, маркеры, географические атласы.
Тип урока: интегрированный урок (биология, география).
Технология: проблемный диалог, саморегулируемое и взаимное обучение, творческое проектирование.
Мотивационное начало (психологический настрой):
Создание коллаборативной среды (положив руки на плечи своему соседу, должны пожелать что-нибудь приятное на весь день)
Разделение учащихся на группы
Учащимся выдаются карточки, на которых каждый отображает своё настроение в начале урока. Хорошее настроение – Плохое настроение –
Совместная формулировка целей, задач и целевого результата урока.
Разъяснение учителем особенностей урока и тактики выполнения творческих заданий.
Изучение нового материала (выполнение практикума)
Учащимся предлагается выполнить 6 заданий в учебной карте. Работу учащиеся выполняют индивидуально и в малых парах, обсуждение и решение задач проводится в группе.
Вся работа построена по плану:
Самостоятельный выбор личной образовательной траектории
Выбор стратегии, решение проблемы
Задание | 1 группа | 2 группа | 3 группа |
Зад. №1 | Определения «Экосистема», «Биомасса» | Определения «Биотоп», «Экотоп» | Определения «Биом», «Биогеографическая область» |
Урок: «Биомасса суши и Мирового океана. Биогеографические области» 11 класс
Ребята на прошлых уроках мы познакомились с районом Центральная Россия.
Сегодня познакомимся с новым Северо- Западным экономическим районом по такому же плану как и с предыдущим. Знакомство с целями урока ( презентация)
2) Экономико-географическое положение района
3) Природные условия и ресурсы
4) Население и трудовые ресурсы
– Работаем с 1 пунктом плана. Открыли атлас стр. 30. Называем субъекты экономического района. ( презентация)
– А сейчас совершим небольшое путешествие по городам Северо – Западного района.(демонстрация фотографий)
Старая ладога – это одно из старейших сохранившихся поселений в северо-западном регионе. Будучи основано скандинавами или голландцами около 753 года уже в 760е годы было разрушено словенами и построено на новый лад.
Деревянная крепость была заложена в 870 а каменная в 1116 году. За свою историю крепость неоднократно захватывалась, переходила из рук в руки и перестраивалась.
Если представить некий собирательный образ русской крепости средних веков, то это именно Старая Ладога.
– Следующий пункт плана ЭГП, который состоит из нескольких подпунктов, работаем с атласом с. 30
– положение района (запись в тетрадь)
– Соседние районы, государства
ВЫВОД Северо-Западный регион имеет выгодное экономико-географическое положение.
– С третьим пунктом плана работаем самостоятельно с картами.
1 ряд природные условия
– В атласе какого класса мы найдём данную информацию?( 8 класс)
– С какими картами?( климатическая, физическая)
2 ряд минеральные ресурсы
– Какой атлас и какие страницы?(9 класс, с.10-11)
природные условия (запись в тетрадь)
минеральные ресурсы (презентация)
– Какие ещё ресурсы мы знаем?
– Какие здесь крупные реки и озёра?
Вывод: Район богат водными ресурсами
– Как их использует человек?
Вывод: Эксплуатация гидроэнергоресурсов затруднено из-за равнинного характера рельефа.
Покрытость территории района – 30%.
– Рекреационные ресурсы, что это?( условия для отдыха человека)
– Население лекция (запись в тетрадь)
Доля городского населения: 87 %, Число городов: 55, Крупнейшие города (более 100 тыс.чел.):
Санкт-Петербург – 4661 тыс. чел
Великий Новгород – 674,1 тыс. чел.
Псков – 202,7 тыс. чел.
Великие Луки – 104,9 тыс. чел.
1)Какие области входят в состав Северо-Западного района?
ОТВЕТ: Области: Ленинградская, Псковская, Новгородская, Калининградская.
2)Северо-Западный район имеет … положение
ОТВЕТ: Приморское и пограничное.
3)Половина население Северо-Запада проживает в …
4)Северо-Запад … природными ресурсами.
5)Население района составляет … человек, из которых … живет в …
ОТВЕТ: 9 млн. 4,6 млн. Санкт-Петербурге
Урок: «Биомасса суши и Мирового океана. Биогеографические области» 11 класс
Автор презентации: Завгородняя Алия Кажибаевна
Урок: «Биомасса суши и Мирового океана. Биогеографические области».
Класс: 11 «Б» класс (естественно-математическое направление).
Ключевая идея: Развитие критического мышления через систему интегрированных заданий в процессе саморегуляции и взаимообучения.
Цель: Создание условий для формирования знаний об особенностях распределения биомассы на поверхности суши и в Мировом океане, биогеографических областях и их происхождении.
Целевой результат: Получение конкретного образовательного продукта (ЛОС – тематическая карта).
· продолжить формирование убеждения в познаваемости мира, выявлять причинно – следственные связи;
· выстраивать свою образовательную траекторию;
· самостоятельно искать новую информацию с применением конструкций и правил поиска в раздаточном и статистическом материале;
· структурировать информацию, анализировать, обобщать и сопоставлять различные источники;
· представлять информацию в виде творческого образовательного продукта;
· приобретать опыт сотрудничества и работы в группе в процесс саморегуляции и взаимообучения;
· проводить публичные выступления.
Оборудование к уроку: мультимедиа-проектор, учебник «Общая биология – 10 класс ЕМП», дополнительный раздаточный материал, контурные карты, маркеры, географические атласы.
Тип урока: интегрированный урок (биология, география).
Технология: проблемный диалог, саморегулируемое и взаимное обучение, творческое проектирование.
I. Организационный момент.
II. Мотивационное начало (психологический настрой):
1. Создание коллаборативной среды (положив руки на плечи своему соседу, должны пожелать что-нибудь приятное на весь день)
2. Разделение учащихся на группы
3. Учащимся выдаются карточки, на которых каждый отображает своё настроение в начале урока. Хорошее настроение – Плохое настроение –
4. Совместная формулировка целей, задач и целевого результата урока.
5. Разъяснение учителем особенностей урока и тактики выполнения творческих заданий.
III. Изучение нового материала (выполнение практикума)
Учащимся предлагается выполнить 6 заданий в учебной карте. Работу учащиеся выполняют индивидуально и в малых парах, обсуждение и решение задач проводится в группе.
Вся работа построена по плану:
Пример вывода. В зависимости от климатических условий формируются те или иные биомы, представленные многочисленными видами живых организмов. Климат, изоляция живых организмов послужили причиной образования крупных биогеографических областей, характеризующиеся разными биомами. Одинаковые биомы разных биогеографических областей сходны.
Определения «Экосистема», «Биомасса»
Определения «Биотоп», «Экотоп»
Определения «Биом», «Биогеографическая область»
Заполнение таблицы «Биомасса поверхности суши»
Заполнение таблицы «Биомасса Мирового океана»
Заполнение таблицы «Биогеографические области»
Подтвердить или опровергнуть гипотезу: «Изоляция – обязательное условие всякого длительного этапа эволюционного процесса»
Подтвердить или опровергнуть гипотезу: «Яйцекладущие и сумчатые животные – эндемики Австралии. Как сложилась бы их судьба, если бы Австралия и прилежащие к ней острова обособились бы от Гондваны в более позднее время?»
Подтвердить или опровергнуть гипотезу: «Разделение материков отразилось на эволюции растений и животных»
Спикер от группы переходит из группы в группу для взаимного обучения. Представители каждой группы заполняют свои рабочие листы
Спикер от группы переходит из группы в группу для взаимного обучения. Представители каждой группы заполняют свои рабочие листы
Спикер от группы переходит из группы в группу для взаимного обучения. Представители каждой группы заполняют свои рабочие листы
Представитель группы заполняет общую ЛОС – карту на флипчарте
Представитель группы заполняет общую ЛОС – карту на флипчарте
Представитель группы заполняет общую ЛОС – карту на флипчарте
Спикер – лидер группы после обсуждения с другими членами группы у доски подтверждает или опровергает гипотезу, приводит необходимые доказательства и примеры
Спикер – лидер группы после обсуждения с другими членами группы у доски подтверждает или опровергает гипотезу, приводит необходимые доказательства и примеры
Спикер – лидер группы после обсуждения с другими членами группы у доски подтверждает или опровергает гипотезу, приводит необходимые доказательства и примеры
***Обратная связь: Вернуться к слайду «цель и ожидаемый результат урока», выяснить решены ли поставленные задачи урока, достигнут ли целевой результат;
***Определяются направления для дальнейшего изучения темы (формирование понятий о структуре биогеоценозов, компонентах и их функциях)
***Ребятам предлагается определить своё настроение в конце урока:
Для этого каждому надо дорисовать смайлик: Хорошее настроение – Плохое настроение –
*базовый уровень: § ___, основная терминология;
**творческий уровень: подготовить электронную презентацию, в которой представить любую биогеографическую область земли, отразив в ней основные биотопы и характерных представителей флоры и фауны.