Что соответствует понятию мегауровень в политике

Структура и уровни политики

Политика в практическом смысле может осуществляться на нескольких уровнях:

1. Низший уровень включает решение местных проблем (жилищные условия, школа, университет, общественный транспорт и т.д.). Политическая деятельность на этом уровне осуществляется, в основном, отдельными индивидами, однако часть вопросов может решаться местными ассоциациями.

2. Локальный уровень требует государственного вмешательства.Наиболее активно политика осуществляется группами и ассоциациями, заинтересованными в экономическом развитии своего региона.

3. Национальный уровень занимает центральное место в теории политики, что определяется положением государства как основного института распределения ресурсов.

4. Международный уровень, на котором основными субъектами политической деятельности выступают суверенные государства.

В практической жизни политика проявляет себя многообразно: как вид политических отношений; как целенаправленный политический интерес; как совокупность политических организаций; как особый тип политической деятельности и политического поведения; как определенные уровни политического сознания.

По критерию направленности политику разделяют на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя политика обуславливает содержание, средства, методы и социальную направленность внешней политики. Внешняя политика по отношению к внутренней не является нейтральной, а в определенных условиях она активно влияет на последнею и может вносить в нее коррективы.

По критерию различия сфер общественной жизни внутреннюю политику можно разделить на экономическую, социальную, национальную, духовную, государственную.

По критерию масштабности и долговременности целей политику можно классифицировать как глобальную, стратегическую и тактическую.

Политика как вид деятельности также реализуется на нескольких уровнях:

· макроуровеньсвязан с характеристикой государства как целого, публичной власти, особенностей ее устройства и функционирования;

· мегауровень относится к деятельности международных организаций (ООН, НАТО, ЕЭС и др.). Первый из этих уровней занимает центральное место и характеризует суть политики. Второй же и третий уровни имеют подчиненное значение.

С макроуровнем политики связаны ее функции, характеризующие важнейшие направления воздействия политики на общество. Основными функциями политики являются:

· разработка целей всего общества и составляющих его субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на осуществление этих целей;

· поддержание и укрепление целостности общества, обеспечение общественного порядка и организованности;

· авторитарное распределение дефицитных ценностей и благ;

· предотвращение и регулирование конфликтов;

· функция конституирования сложных социальных субъектов (определение общих интересов субъектов политики, выработка приемлемых правил поведения, распределения функций и ролей между субъектами и т.д.).

Кроме вышеназванных, политика выполняет и ряд специфических функций: поддержание классового или социального господства; защита прав человека; привлечение граждан к управлению государством и общественными делами; обеспечение социальной справедливости и общественного блага и некоторые другие.

Многообразие функций политики свидетельствует о ее глубоком проникновении в общество, распространении на различные социальные явления.

Источник

Уровни политики

Что соответствует понятию мегауровень в политике. Смотреть фото Что соответствует понятию мегауровень в политике. Смотреть картинку Что соответствует понятию мегауровень в политике. Картинка про Что соответствует понятию мегауровень в политике. Фото Что соответствует понятию мегауровень в политике Что соответствует понятию мегауровень в политике. Смотреть фото Что соответствует понятию мегауровень в политике. Смотреть картинку Что соответствует понятию мегауровень в политике. Картинка про Что соответствует понятию мегауровень в политике. Фото Что соответствует понятию мегауровень в политике Что соответствует понятию мегауровень в политике. Смотреть фото Что соответствует понятию мегауровень в политике. Смотреть картинку Что соответствует понятию мегауровень в политике. Картинка про Что соответствует понятию мегауровень в политике. Фото Что соответствует понятию мегауровень в политике Что соответствует понятию мегауровень в политике. Смотреть фото Что соответствует понятию мегауровень в политике. Смотреть картинку Что соответствует понятию мегауровень в политике. Картинка про Что соответствует понятию мегауровень в политике. Фото Что соответствует понятию мегауровень в политике

Что соответствует понятию мегауровень в политике. Смотреть фото Что соответствует понятию мегауровень в политике. Смотреть картинку Что соответствует понятию мегауровень в политике. Картинка про Что соответствует понятию мегауровень в политике. Фото Что соответствует понятию мегауровень в политике

Что соответствует понятию мегауровень в политике. Смотреть фото Что соответствует понятию мегауровень в политике. Смотреть картинку Что соответствует понятию мегауровень в политике. Картинка про Что соответствует понятию мегауровень в политике. Фото Что соответствует понятию мегауровень в политике

Структура и фунцкции политики

Элементы (компоненты) политики:

· Организационный (Правительство, Президент, партии, СМИ);

· Политические отношения – соперничество/сотрудничество, конфликт/согласие, господство/подчинение;

· Содержательные компоненты – ценности, цели, мотивы. То, что связано со сферой политической культуры;

· Политическое сознание. Включает 2 элемента:

ü политическая идеология

ü политическая психология.

· Политические процессы. Они связаны с принятием решений.

В политике можно выделить 3 уровня.

1. Макроуровень. Речь идет о государстве в целом.

2. Микроуровень. Локальный уровень: отдельные организации, партии, индивиды.

3. Мегауровень. Международный уровень. Это деятельность международных организаций, как ООН.

4. Мезоуровень. Уровень отдельных регионов, региональная политика.

Функции политики:

Ø Выражение интересов отдельных лиц и государства в целом;

Ø Структурирование политической системы общества, разработка целей для общества;

Ø Управление и руководство политическим процессом;

Ø Интеграция различных слоев общества. Политика должна объединять людей.

Ø Предотвращение и регулирование социальных конфликтов. Общество всегда конфликтно, но конфликты не должны принимать форму восстаний, революций, уличного мордобоя. Мы должны снимать это напряжение заранее.

Ø Формирование политического сознания граждан. Политическое воспитание, политическая социализация.

Политика и мораль

ОбщееОтличия
Ø регулируют жизнь людей; Ø реализуют общее благо.Ø мораль регулирует политику (все сферы жизни), а политика мораль – нет.

Нравственные ценности выводятся из природы самого человека, а не из политики, экономики.

Нормы нравственного долгаПредставления о долге в политике
Когда мы следуем нравственному долгуДля политика значит получить обещанный результат, следовать своим обещаниям.

Взаимодействие политики и морали:

1. Морализаторский подход. Полное подчинение политики морали. Политик может использовать только морально-допустимые средства (всегда говорить правду, быть честным). Сейчас этот подход выражен в христианско-демократическом движении, в его идеологии.

2. Полный разрыв между политикой и моралью. Мораль – дело личное, личной ответственности, политика – отрасль групповых интересов, а не личных. Характерна для большевиков и Гитлера. Марксисты отвергали мораль. Они строили коммунизм. В итоге мораль была уничтожена, а эффекта – никакого.

3. Мораль и политика взаимосвязаны (Вебер «Политика как призвание и профессия»)). Мораль должна учитывать особенности политики.Политика – сфера насилия, и политик должен бороться со злом, в противном случае он

несет ответственность за победу зла. Отделить политику от морали невозможно. Не должно быть отдельных моралей.

Источник

Опишите уровни политики на конкретных примерах

1)Микроуровень. Уровень развития общественных отношений. На этом уровне происходят внутренние общественные конфликты. Участниками политики на микроуровне считаются НПО, партии, а так же инициативные группы;

2)Макроуровень. Уровень государственной политики. Главным участником выступает Государство и его структуры:

3)Мегауровень (международные отношения). На этом уровне происходят международные взаимодействия. Участниками являются независимые государства, международные организации и ТНК;

6) политическая культура Зап. Европы и Сев Америки:

Политическая культура западных стран представляет особый вид смешанной

культуры, которую они назвали культурой гражданственности. Её наиболее

соответствует демократической политической системе.

· Церковь не имеет большого влияния на ход политики.

· Навязывание своей культуры всему миру (столкновение цивилизаций)

· Наличие в Западном обществе многочисленного “среднего класса”. Важная роль “среднего класса” в политике. Особенности массового участия в политике, электоральное поведение граждан Западных государств.

· почтительность граждан к символам государственности

· склонность к минимизации конфликтов и поиску согласия между политическими силами

· повышенная законопослушность населения

Политическая культура Северной Америки.

Характерные черты американской политической культуры:

· либерально-протестантская, “гражданская”, демократическая, плюралистическая культура и др.

· Ориентация граждан США на соревновательность в достижении политических целей;

· тяготение к “политическому центру”;

· сравнительно низкий уровень идеологизированности политической жизни;

· критическое отношение к государству и опора на собственные силы или силы гражданского общества;

· меньшее значение, чем в Европе и России роль политических партий; активное участие и самоорганизация при решении актуальных политических проблем.

7) специфика авторитарных режимов:

АвторитарныйТоталитарный
ЭкономикаЭлементы рыночной экономикиПлановая или полностью контролируемая государством
Партийная системаПолуторапартийнаяМонопартийная
Тип политического поведенияКонформистский или партикулярный (не относ-ся к гос-ву; ориентир на отдельную группу)Конформистский (тип приспособления)
Политическая культураПодданическая или патриархальнаяПодданническая
лидерСильный национальный лидерКульт вождя

8)классификация политических культур:

Помимо основной классификации Алмонда и Вербы:

Американские авторы отмечают, что в реальной политической жизни эти типы в чистом виде не существуют. Взаимодействуя между собой, они образуют смешанные формы с доминированием того или иного компонента. Наряду с выделенными чистыми типами были предложены три типа смешанных политических культур: патриархально-подданическая, подданически-активистская, патриархально-активистская.

· Патриархально-подданическая – большая часть населения как бы не затронута политикой, а относительно «продвинутое» меньшинство, располагая некоторыми знаниями о политической системе, не допускает ни малейших сомнений в авторитете государства и остается пассивным в плане попыток влияния на политические решения. Такой тип политической культуры характерен, к примеру, для средневековой Европы.

· Подданически-активистская политическая культура предполагает, что подавляющее большинство населения в большей или меньшей степени осведомлено о политических институтах и процессах и о тех ограничениях, правилах, рамках поведения, которые накладываются на политическое поведение. Вместе с тем, одна часть населения ориентирована преимущественно на пассивное восприятие происходящего, а другая воспринимает существующую политическую систему не как нечто раз и навсегда заданное и от них не зависимое и стремится оказать влияние на принятие политических решений и протекание политических процессов.

· Патриархально-активистская – смешанный тип политической культуры возникает там, где в рамках одного общества сосуществуют традиционно-патриархальные группы с их выключенностью из политического процесса и политически активные группы элит с высоким политическим сознанием. Подобный тип культуры характерен для развивающихся стран.

Существует и другая известная классификация политической культуры, данная Д.Каванахом. В ее основе – распределение политических ориентации. Выделяются:

1) гомогенная (однородная) политическая культура, которая характеризуется единством общества по основополагающим ценностям и толерантностью. Примером могут служить англо-американские демократии, в которых имеется согласие по поводу основных принципов сосуществования в политическом сообществе, т.е. консенсус в отношении политического режима и политических ценностей, низкий уровень конфликтности, преобладание юридически-правовых способов разрешения политических противоречий, лояльность граждан по отношению к своей политической системе;

2) фрагментарная политическая культура, которая отличается конфликтной оппозиционностью различных субкультур. Она характерна, например, для Италии, Франции, России, где граждане имеют различные убеждения, проявляющиеся в отношении к важнейшим вопросам политической жизни и политического устройства. Эти различия варьируются в зависимости от принадлежности к различным социальным группам.

По уровню общности выделяют:

a) а) общую политическую культуру – наиболее устойчивые, типичные признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы населения;

b) б) субкультуры, каждая из которых есть совокупность политических ориентаций и моделей политического поведения, характерна для определенных социальных групп и регионов и отличается от доминирующей в обществе (социально-классовые, национально-этнические, религиозные, региональные и т.д.).

9) направления в политологии:

· Теоретическая. Изучает политическую философию, а также теоретико-методологическую основу политич процессов.

· Прикладная. Разрабатывает политич технологии. К сфере политич технологий относится полит менеджмент и полит консалтинг. НИЧЕГО НЕ ИЗУЧАЕТ.

· Сравнительная. Сфера полит аналитики. Сюда относится анализ повседневных политич собтий.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник

СТРУКТУРА, УРОВНИ И ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ.

СТРУКТУРА, УРОВНИ И ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ.

В политике выделяют такие уровни её существования как макроуровень, который характеризует публичную власть, её устройство и функционирование в центре и на местах, государство как целое. Микроуровень, когда политика охватывает отдельные организации и взаимоотношений между людьми. Мегауровень, который относится к деятельности международных организаций, блоков и союзов государств. Основные структурные компоненты политики – это совокупность определяемых политическими субъектами коренных интересов, установок, целей, которыми они руководствуются во внутренних и международных делах. *Политические отношения, т.е. взаимоотношения политической элиты и электората, политической власти и оппозиции, социальных общностей, групп по интересам, политических институтов и т.д.; *Политическое сознание, т.е. осознание субъектами политической сферы, своих политических интересов. В политической практике оно выступает как совокупность оценок, побуждающие субъекта к конкретной политической деятельности; *Политическая организация общества как совокупность государственных и негосударственных институтов, норм; *Практическая деятельность политических субъектов по осуществлению выработанного курса и достижению конкретных политических целей. Основные функции политики: *Прогностическая состоит в определении перспектив общественного развития, в создании различных моделей будущего состояния экономики, политической системы, культуры общества. *Интегрирующая сводится к объединению различных групп общества на основе возвышенных идей, интересов и ценностей. *Мобилизационно-организаторская выражается в мобилизации материальных, духовных и трудовых ресурсов для эффективного решения экономических, социальных и других задач, которые стоят перед обществом. *Идеологическая проявляется в разработке определенного общественного идеала. Этот идеал должен содержать ответы на вопросы: «Какое общество мы имеем?», «К какому стремимся?». *Инновационная нацелена на творческое осмысление политической действительности, способов и методов ее изменения.

ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА.

Политика детерминирована экономикой и одновременно является выражением ее сути, выражением наиболее прямым и непосредственным. Особенно ярко зависимость политики от экономики проявляется на переломных этапах развития общества. Широта и глубина политических преобразований общества должна основываться на определенном уровне экономических преобразований. Однако взаимосвязь политики и экономики имеет сложный характер. Политика в определенной степени может способствовать экономическому развитию, т.е. на основе познания и использования экономических законов она определяет главное направление, пути и методы решения экономических проблем. В то же время политика может в определенных направлениях ставить и преграды экономическому развитию. Недооценка роли политики ведет к стихийности и пассивному выжиданию. «Саморегулирующаяся» экономика при современном динамичном развитии общества практически невозможна. Абсолютизация политики проявляется в субъективизме, авантюризме и зачастую заканчивается политическим провалом. В целом экономические процессы не являются «прародителями» политической сферы. Зависимость от них сказывается на содержании деятельности конкретных политических систем и режимов правления. Так, слабо развитая экономика, как правило, предполагает централизацию власти и усиливает авторитарные тенденции. Экономический же рост, повышение доходов на душу населения в целом способствуют развитию демократических тенденций. В основном экономика оказывает то или иное воздействие на политику через социальную сферу, т.е. определяя материальное положение разных социальных групп и обусловливая тем самым дифференциацию социальных статусов их членов. Таким образом, люди, в зависимости от экономического содержания своих интересов, вытекающих из занимаемого ими общественного положения, могут обращаться к различным политическим формам их удовлетворения: выдвижению требований к государственной власти, формированию политических движений и партий, выражению своего мнения на выборах и т.д. В свою очередь, политика, сформировавшаяся значительно позже возникновения производственных и обменных процессов, тоже не может рассматриваться как основополагающий фактор развития экономики.

ПОЛИТИКА И ИДЕОЛОГИЯ.

Термин «идеология» был введён французским учёным А. Дестют де Траси и означал «науку об идеях». Отношения политики и идеологии определяются специфическими особенностями, присущими им и сближающими их. Обе они представляют собой явления сознания, опирающиеся на материальную, экономическую основу жизни общества, а также на её культурные и духовные основания. И политика, и идеология универсальны, то есть способны охватывать самые различные области мысли, деятельности, поведения и определять их направление («образ мыслей», «особые интересы»), цели и средства. Идеология указывает политике систему идеалов и ценностей, к которым та должна стремиться. Политика и идеология проникают во все сферы общественной жизни, но они и сочетаются друг с другом. При этом всякий дефицит политики, любая её слабость, политический вакуум, недостаток политических идей и решений немедленно и неизбежно замещается идеологией. Идеология способна и вытеснять политику, и подчинять её себе, особенно, когда идеологизация политики стимулируется какими-либо внешними событиями (угрозой извне) или внутренними обстоятельствами (спад в экономике, трудовые конфликты), в социальной сфере и т.д. Естественным отношением политики и идеологии является их непосредственное объединение в политико-идеологический комплекс. Если нравственность (мораль), культура, научные знания, религия, несмотря на всё их влияние на политику мало или редко могут определять политику, и мера этого влияния весьма условна, то идеология слита с политикой непосредственно. Политика идеологична по своей сути, как стремление управлять, направлять, контролировать во имя определённой идеи, замыслов, тех или иных интересов и целей. Вместе с тем, существуют и определённые пределы взаимного проникновения идеологии в политику. Чрезмерная идеологизация политики делает её неспособной определять и решать общественно важные задачи, порождает тоталитарные режимы со всеми вытекающими из этого последствиями.

ПОЛИТИКА И МОРАЛЬ.

Практический опыт показал, что в политике, как и в любой другой сфере общественной жизни, понимание и реализация человеческих интересов изначально связаны с этико-мировоззренческим выбором человека, с определением им собственных позиций относительно справедливости своих притязаний на власть, допустимого и запретного в отношениях с государством, политическими партнерами и противниками. Таким образом, в осознании политической реальности у человека всегда присутствуют этические ориентиры. Потому-то в мотивации его поведения в сфере государственной власти, как правило, всегда переплетаются две системы координат, оценок и ориентации – нравственная и политическая. Политическое сознание в целом имеет логико-рациональный и целенаправленный характер. При этом оно неразрывно связано с оценкой конкретной проблемы, а также той ситуации, которая сопутствует ее достижению. В отличие от такого способа отражения действительности моральное сознание представляет собой форму дологического мышления, базирующегося на недоказуемых принципах веры, оно перемещает жизнь человека в мир идеальных сущностей. Ели политика подчиняет человека приземленным целям и понятиям, то мораль ориентирует на возвышенные смыслозначимые идеи и представления. В то время как политическое сознание заставляет человека оценивать события и поступки с точки зрения вреда или пользы, выгоды или убытка, которое принесет то или иное действие, моральное сознание помещает эти же вопросы в плоскость взаимоотношений абстрактного Добра и Зла, сущего и должного. В политике создаются условия для формирования иной разновидности морального сознания, или веберовской «этики ответственности». Содержание этих моральных оценок и требований во многом предопределяется осознанием того, что достижение «хороших» целей во множестве случаев связано с необходимостью их примирения с использованием «нравственно сомнительных или по меньшей мере опасных средств и с вероятностью скверных побочных последствий». Поэтому перед политиками, руководствующимися этой формой моральных требований, стоит проблема выбора «меньшего зла», т.е. достижения целей средствами, смягчающими неизбежные издержки регулирования конфликтных ситуаций.

ПОЛИТИКА И ПРАВО.

Как относительно самостоятельные сферы общественной жизни политика и право формируются на основе влияния множества общественных факторов и не могут зависеть лишь от взаимного воздействия друг на друга. По сути дела, их взаимоотношения определяются особенностями присущих им способов регулирования социального порядка и технологий применения государственной власти. Политика генетически сориентирована на обеспечение групповых приоритетов в организации государственной власти. По существу политика как средство упрочения публичной власти по природе своей рассчитана на некое превышение законодательных полномочий субъектов, выступающих от лица государства. Эта способность политики поддерживается возможностью ее структур и институтов опираться не только на правовые механизмы, но и на непосредственную поддержку населения, его отдельных слоев, способных собственными средствами поддерживать правительство, партии, лидеров и т.д. Подобная неформальная поддержка населения, являясь показателем соотношения политических сил, и заставляет власти зачастую считаться с ней больше, чем с нормами законов. В свою очередь, система правового регулирования изначально сориентирована на регулирование всего социального пространства в целом, без выделения каких-либо групповых приоритетов. Для права главным принципом деятельности является диспозиция «закон – отклонение от закона» (а не «формальное – реальное влияние», как в политике), поэтому его регуляторы редко действуют в режиме предупреждения (переубеждения субъектов), полагаясь в основном на технику санкционирования. Таким образом, можно видеть, что политика – это отнюдь не «конструирование публичного права для свободного действия человека». Она ориентируется на закрепление приоритетов общественного развития, соответствующих интересам групп, и потому зачастую пренебрегает правовыми средствами, мешающими достижению цели. В свою очередь, право, утверждая режим власти, легализует положение доминирующей в обществе силы. Политика – это своеобразный поисковый механизм социального развития, разрабатывающий его проекты, а право – механизм придания таким проектам общезначимого характера. В целом добиться соответствия этих двух сфер и механизмов общественного регулирования – значит сформировать законодательную базу, закрепляющую основные цели и ценности политически лидирующих групп. В результате такого соединения регулятивных возможностей обеих сфер государственная власть приобретает необходимую стабильность, предотвращая общество от крайностей политической конкуренции.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ И ВЫДЕЛЕНИЕ ЕЕ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ СФЕРУ ЗНАНИЙ.

ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ЭЛИТЫ.

СМИ: ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ.

СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. Их отличительные черты — публичность, наличие специальных, технических приборов, аппаратуры; непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров; однонаправленность. К СМИ относятся пресса, массовые справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись. Наиболее массовое и сильное политическое влияние оказывают аудиовизуальные СМИ и прежде всего радио и телевидение. Многие небольшие по территории государства и города в качестве своего рода закодированного СМИ использовали колокола, оповещавшие граждан города и окрестностей об опасности. СМИ сделали практически возможным осуществление многих демократических и тоталитарных идей, казавшихся ранее утопичными, значительно изменили способы легитимации и осуществления власти, структуру ее ресурсов. В постиндустриальном обществе власть знаний и информации становится решающей в управлении обществом, оттесняя на второй план влияние денег и государственного принуждения. Функции СМИ: *информационная, *образовательная, *критики и контроля, *мобилизационная, *инновационная, *оперативная. Наиболее полно различные политические функции СМИ проявляются в демократическом государстве. ез радио, телевидения, газет и журналов даже хорошо образованный человек не сможет правильно ориентироваться в сложной мозаике противоречивых политических процессов, принимать ответственные решения.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ.

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ.

СТРУКТУРА, УРОВНИ И ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ.

В политике выделяют такие уровни её существования как макроуровень, который характеризует публичную власть, её устройство и функционирование в центре и на местах, государство как целое. Микроуровень, когда политика охватывает отдельные организации и взаимоотношений между людьми. Мегауровень, который относится к деятельности международных организаций, блоков и союзов государств. Основные структурные компоненты политики – это совокупность определяемых политическими субъектами коренных интересов, установок, целей, которыми они руководствуются во внутренних и международных делах. *Политические отношения, т.е. взаимоотношения политической элиты и электората, политической власти и оппозиции, социальных общностей, групп по интересам, политических институтов и т.д.; *Политическое сознание, т.е. осознание субъектами политической сферы, своих политических интересов. В политической практике оно выступает как совокупность оценок, побуждающие субъекта к конкретной политической деятельности; *Политическая организация общества как совокупность государственных и негосударственных институтов, норм; *Практическая деятельность политических субъектов по осуществлению выработанного курса и достижению конкретных политических целей. Основные функции политики: *Прогностическая состоит в определении перспектив общественного развития, в создании различных моделей будущего состояния экономики, политической системы, культуры общества. *Интегрирующая сводится к объединению различных групп общества на основе возвышенных идей, интересов и ценностей. *Мобилизационно-организаторская выражается в мобилизации материальных, духовных и трудовых ресурсов для эффективного решения экономических, социальных и других задач, которые стоят перед обществом. *Идеологическая проявляется в разработке определенного общественного идеала. Этот идеал должен содержать ответы на вопросы: «Какое общество мы имеем?», «К какому стремимся?». *Инновационная нацелена на творческое осмысление политической действительности, способов и методов ее изменения.

ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА.

Политика детерминирована экономикой и одновременно является выражением ее сути, выражением наиболее прямым и непосредственным. Особенно ярко зависимость политики от экономики проявляется на переломных этапах развития общества. Широта и глубина политических преобразований общества должна основываться на определенном уровне экономических преобразований. Однако взаимосвязь политики и экономики имеет сложный характер. Политика в определенной степени может способствовать экономическому развитию, т.е. на основе познания и использования экономических законов она определяет главное направление, пути и методы решения экономических проблем. В то же время политика может в определенных направлениях ставить и преграды экономическому развитию. Недооценка роли политики ведет к стихийности и пассивному выжиданию. «Саморегулирующаяся» экономика при современном динамичном развитии общества практически невозможна. Абсолютизация политики проявляется в субъективизме, авантюризме и зачастую заканчивается политическим провалом. В целом экономические процессы не являются «прародителями» политической сферы. Зависимость от них сказывается на содержании деятельности конкретных политических систем и режимов правления. Так, слабо развитая экономика, как правило, предполагает централизацию власти и усиливает авторитарные тенденции. Экономический же рост, повышение доходов на душу населения в целом способствуют развитию демократических тенденций. В основном экономика оказывает то или иное воздействие на политику через социальную сферу, т.е. определяя материальное положение разных социальных групп и обусловливая тем самым дифференциацию социальных статусов их членов. Таким образом, люди, в зависимости от экономического содержания своих интересов, вытекающих из занимаемого ими общественного положения, могут обращаться к различным политическим формам их удовлетворения: выдвижению требований к государственной власти, формированию политических движений и партий, выражению своего мнения на выборах и т.д. В свою очередь, политика, сформировавшаяся значительно позже возникновения производственных и обменных процессов, тоже не может рассматриваться как основополагающий фактор развития экономики.

ПОЛИТИКА И ИДЕОЛОГИЯ.

Термин «идеология» был введён французским учёным А. Дестют де Траси и означал «науку об идеях». Отношения политики и идеологии определяются специфическими особенностями, присущими им и сближающими их. Обе они представляют собой явления сознания, опирающиеся на материальную, экономическую основу жизни общества, а также на её культурные и духовные основания. И политика, и идеология универсальны, то есть способны охватывать самые различные области мысли, деятельности, поведения и определять их направление («образ мыслей», «особые интересы»), цели и средства. Идеология указывает политике систему идеалов и ценностей, к которым та должна стремиться. Политика и идеология проникают во все сферы общественной жизни, но они и сочетаются друг с другом. При этом всякий дефицит политики, любая её слабость, политический вакуум, недостаток политических идей и решений немедленно и неизбежно замещается идеологией. Идеология способна и вытеснять политику, и подчинять её себе, особенно, когда идеологизация политики стимулируется какими-либо внешними событиями (угрозой извне) или внутренними обстоятельствами (спад в экономике, трудовые конфликты), в социальной сфере и т.д. Естественным отношением политики и идеологии является их непосредственное объединение в политико-идеологический комплекс. Если нравственность (мораль), культура, научные знания, религия, несмотря на всё их влияние на политику мало или редко могут определять политику, и мера этого влияния весьма условна, то идеология слита с политикой непосредственно. Политика идеологична по своей сути, как стремление управлять, направлять, контролировать во имя определённой идеи, замыслов, тех или иных интересов и целей. Вместе с тем, существуют и определённые пределы взаимного проникновения идеологии в политику. Чрезмерная идеологизация политики делает её неспособной определять и решать общественно важные задачи, порождает тоталитарные режимы со всеми вытекающими из этого последствиями.

ПОЛИТИКА И МОРАЛЬ.

Практический опыт показал, что в политике, как и в любой другой сфере общественной жизни, понимание и реализация человеческих интересов изначально связаны с этико-мировоззренческим выбором человека, с определением им собственных позиций относительно справедливости своих притязаний на власть, допустимого и запретного в отношениях с государством, политическими партнерами и противниками. Таким образом, в осознании политической реальности у человека всегда присутствуют этические ориентиры. Потому-то в мотивации его поведения в сфере государственной власти, как правило, всегда переплетаются две системы координат, оценок и ориентации – нравственная и политическая. Политическое сознание в целом имеет логико-рациональный и целенаправленный характер. При этом оно неразрывно связано с оценкой конкретной проблемы, а также той ситуации, которая сопутствует ее достижению. В отличие от такого способа отражения действительности моральное сознание представляет собой форму дологического мышления, базирующегося на недоказуемых принципах веры, оно перемещает жизнь человека в мир идеальных сущностей. Ели политика подчиняет человека приземленным целям и понятиям, то мораль ориентирует на возвышенные смыслозначимые идеи и представления. В то время как политическое сознание заставляет человека оценивать события и поступки с точки зрения вреда или пользы, выгоды или убытка, которое принесет то или иное действие, моральное сознание помещает эти же вопросы в плоскость взаимоотношений абстрактного Добра и Зла, сущего и должного. В политике создаются условия для формирования иной разновидности морального сознания, или веберовской «этики ответственности». Содержание этих моральных оценок и требований во многом предопределяется осознанием того, что достижение «хороших» целей во множестве случаев связано с необходимостью их примирения с использованием «нравственно сомнительных или по меньшей мере опасных средств и с вероятностью скверных побочных последствий». Поэтому перед политиками, руководствующимися этой формой моральных требований, стоит проблема выбора «меньшего зла», т.е. достижения целей средствами, смягчающими неизбежные издержки регулирования конфликтных ситуаций.

ПОЛИТИКА И ПРАВО.

Как относительно самостоятельные сферы общественной жизни политика и право формируются на основе влияния множества общественных факторов и не могут зависеть лишь от взаимного воздействия друг на друга. По сути дела, их взаимоотношения определяются особенностями присущих им способов регулирования социального порядка и технологий применения государственной власти. Политика генетически сориентирована на обеспечение групповых приоритетов в организации государственной власти. По существу политика как средство упрочения публичной власти по природе своей рассчитана на некое превышение законодательных полномочий субъектов, выступающих от лица государства. Эта способность политики поддерживается возможностью ее структур и институтов опираться не только на правовые механизмы, но и на непосредственную поддержку населения, его отдельных слоев, способных собственными средствами поддерживать правительство, партии, лидеров и т.д. Подобная неформальная поддержка населения, являясь показателем соотношения политических сил, и заставляет власти зачастую считаться с ней больше, чем с нормами законов. В свою очередь, система правового регулирования изначально сориентирована на регулирование всего социального пространства в целом, без выделения каких-либо групповых приоритетов. Для права главным принципом деятельности является диспозиция «закон – отклонение от закона» (а не «формальное – реальное влияние», как в политике), поэтому его регуляторы редко действуют в режиме предупреждения (переубеждения субъектов), полагаясь в основн

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *