Что сообщает изречения фалеса философскую значимость
Фрагменты из учения Фалеса
Тема №1. Проблема первоначала: Фалес и Пифагор
Задачи семинара:
1) Выявить отличительные особенности античной натурфилософии, определив центральные вопросы этого философского периода.
2) Познакомить студентов с учениями Фалеса и Пифагора, обращаясь не только к фрагментам ранних древнегреческих философов, но и к более позднему философскому наследию, в частности: к лекциям по истории философии Гегеля.
3) Определить специфику философского мышления в его отличии от мифологического миропонимания, проследив, как зарождаются основные философские понятия.
I. Жизнь и творчество Фалеса
Биография Фалеса
Фалес(ок.640-ок.546 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, основатель милетской школы. Согласно преданию, Фалес первым объяснил причину солнечного затмения, доказал, что круг делится диаметром пополам, а также установил равенство углов, лежащих в основании равнобедренного треугольника. Началом всех вещей полагал воду, а космос считал одушевленным и полным божественных сил. По словам Аристотеля, мудрость Фалеса заключалась в знании и интуиции наиболее ценных по своей природе вещей, благодаря чему милетский мыслитель и был причислен к семи мудрецам Эллады.
Вопросы по философии Фалеса:
1) Каковы ключевые понятия ранней греческой философской традиции?
2) Из чего, по представлению греков, возникает космос?
3) Какая проблема является ведущей для натурфилософского периода?
4) Что есть первоначало мира в философии Фалеса?
5) Что сообщает изречению Фалеса философскую значимость?
6) Какой тип мышления наивысший, согласно Фалесу?
7) Назовите представителей милетской школы.
Фрагменты из учения Фалеса
1.(35) «…Много слов отнюдь не выражают мудрую мысль.
Выбирай одно благо
Старше всех вещей – бог, ибо он не рожден.
Прекраснее всего – космос, ибо он творение бога.
Больше всего – пространство, ибо оно вмещает все.
Быстрее всего – мысль, ибо она бежит без остановки.
Сильнее всего – необходимость, ибо она одолевает всех.
Мудрее всего – время, ибо оно обнаруживает все».
12 а. «Все из воды…и в воду все разлагается».
12 b. «начало и конец Вселенной – вода».
22. «все полно богов».
22а. «Фалес первым объявил душу вечнодвижущейся или самодвижущейся субстанцией».
23. «Фалес полагает, что бог – это ум космоса, а Вселенная одушевлена и одновременно полна божеств; элементарную влагу пронизывает божественная сила, приводящая воду в движение»
«Прекрасно полагает Фалес, что во всех важнейших и величайших частях космоса имеется душа, а потому и не стоит удивляться тому, что промыслом бога совершаются прекраснейшие дела»[2].
§ і.Философские и специально-научные взгляды Фалеса
Согласно Фалесу (ок. 625—547 гг. до н. э.), субстанциональной основой всего существующего является вода. Как^ свидетельствует Аристотель, «количество и форму для такого начала не все указывают одинаково, но Фалес — родоначальник такого рода философии — считает его водою (вследствие этого он и вы-сказывал мнение, что земля находится на воде). » [там же, с. 23—24]. Аристотель отмечает при этом, что сама мысль считать воду источником возникновения всего сущего имеет более древнее происхождение: ее приписывают древним теологам* писавшим о природе. В настоящее время определенно установлено, что Аристотель имеет в виду Гомера: в «ИлиаДе» говорится, что источником возникновения всего сущего являются Океан и Тефида.
На этом аристотелевском суждении основывается подход, вообще отрицающий за Фалесом право считаться первым философом. В частности, А. О. Маковельский в «Досократикахг приводит высказывание автора XVIII в. о том, что положение «вода есть начало всего» «было всеобщим мнением: так, Гомер говорит во многих местах, что вода начало всех вещей; также в Египте, в Финикии, в Индии встречается то же учение. Фалес мог эту традицию заимствовать у своих соотечественников, или взять ее у Гомера, или вывезти с/Востока» [179, ч. 1, с. 8].
Подобную историко-философскую редукцию, доказывающую неоригинальность философемы Фалеса, вряд ли можно признать достаточно основательной. Конечно, нельзя не согласиться^ с тем, что данная философема имеет определенные предпосылки как в древнегреческой, так и в других культурах. Однако независимо от того, заимствована ли она с Востока или возникла на чисто греческой почве, мысль считать воду первоначалом и основой всего сущего именно Фалесом была превращена из спорадически, высказывавшейся,-случайной, частной по своему характеру и значению догадки в универсальный, рационально осмысленный принцип объяснения возникновения всего сущего. Тем самым именно с Фалесом (а не с его предшественниками) связано на-чало становления философского способа мышления, существенно отличающегося от прежних мифологических и религиозных форм сознания своим рационально-понятийным характером, а от спе- циально-научных положений и высказываний — своей универ-сальностью, направленностью на постижение реальности как целого.
Трактовка смысла философемы Фалеса «вода есть начало всего сущего» связана с определенными трудностями. «Нам неизвестно в точности, — пишет в этой связи Маковельский, — какой смысл заключен в этом положении. Прежде всего идет ли здесь
речь о возникновении во времени или о вечной основе всего существующего? Говорит ли Фалес, что все возникло из воды (учение, которое в 16-м веке повторил Парацельс), или он указывает в воде постоянное начало, неизменно лежащее в основе изменчивых разнообразных форм природы? Далее, эта первая стихия есть ли вода, как одно из веществ природы, или под водой здесь разумеется всякая жидкость (т. е. первичным признается известное состояние материи) или, наконец, вода здесь есть объ-ективированное качество: влажность? Так расходятся- взгляды ученых ъ истолковании положения Фалеса: «вода есть начало всего», в котором таким образом и субъект и предикат двусмысленны для нас» [там же, с. 7].
На наш взгляд, причины неопределенности смысла философемы Фалеса «вода есть основа всех вещей» состоят, во-первых, в отсутствии прямых письменных свидетельств самого Фалеса (но такова, к сожалению, общая судьба учений всех древнегреческих философов вплоть до Платона, от сочинений которых сохранились либо отдельные фрагменты, либо отдельные упоминания об их содержании у позднейших авторов); во-вторых, в гиперкритическом отношении к заслуживающим доверия косвенным источникам и свидетельствам, в частности к свидетельствам Аристотеля; в-третьих, в неразвитости учения самого Фалеса.
Если же, принимая во внимание трудности, связанные как с отсутствием прямых источников, так и с недостаточной разрабо-танностью самих первых философских учений, полагаться на достоверность свидетельств Аристотеля (на том простом основании, что поскольку Аристотелю гораздо ближе, чем любому современному историку философии, та стадия мышления, которую он под-вергает исследованию, а в пределах последней — та или иная особенная форма философского учения, постольку ему с его чрезвычайно глубоким и точным умом гораздо легче было постичь и подлинный смысл первых философских учений), то представляется естественным трактовать положение «вода есть основа всего сущего» не в космогоническом смысле, как исходный, начальный пункт формирования Вселенной, а в смысле метафизическом, как вечную, пребывающую основу, субстанцию всего сущего. В про-тивном случае Фалес вовсе не окажется философом. В качестве субстанции «вода» не может быть прямо отождествлена с водой как одной из четырех стихий природы, поскольку она должна заключать в себе возможность изменяться, переходить в другие стихии — воздух, огонь, землю.
По-видимому, положение Фалеса «вода есть основа всего сущего» — его единственное достоверное философское суждение. Что же касается оснований и аргументов, приводимых в его за-щиту, то все они, вероятно, более позднего происхождения, поскольку имеют вид гипотез, догадок, предположений, выска-занных в этой связи либо Аристотелем, либо другими, более поздними философами. В частности, Аристотель, анализируя философему Фалеса, отмечает: «. к этому предположению он (Фа- лес. — А. #.), можно думать, пришел, видя, что пища всех су- ществ — влажная и что само тепло из влажности получается и ею живет (а то, из чего (все) возникает, это и есть начало всего). Таким образом, он отсюда пришел к своему предположению, а также потому, что семена всего (что есть) имеют влажную природу, а у влажных вещей началом их природы является вода» [20, с. 23—24]. Некоторые позднейшие историки философии усматривали основания философемы Фалеса в его наблюдениях над жизнью египтян (пребывание Фалеса в Египте является достоверным фактом его биографии), вся жизнь которых существенно зависела от Нила. В силу отсутствия прямых свидетельств самого Фалеса вопрос о том, почему, в силу каких оснований и соображений он принял воду за основоначало всего, был, есть и, вероятно, останется неразрешимой загадкой. При этом может оказаться» небезосновательным и предположение, что Фалес в силу незрелости, неразвитости своего философского построения мог, вообще говоря, и не дойти до осознания необходимости обос-нования своей главной философской мысли. В последнем случае была бы вообще неисторичной даже сама постановка вопроса об основаниях принятия Фалесом своей философемы.
В этих немногих, в целом скудных по содержанию положениях и заключается основной смысл философского учения Фале-са. Его вклад в развитие философии состоит в первой постановке
и решении (другой вопрос, насколько оно удовлетворительно) двух фундаментальных философских проблем: проблемы субстанции и проблемы источника движения.
Обратимся теперь к рассмотрению научной деятельности Фалеса и анализу достигнутых им результатов.
Однако уже милетские мыслители не просто усвоили и сделали доступными для греков начатки научных знаний, выработан-, ные к тому времени более развитыми в культурном отношении народами Востока, но и существенно обогатили их собственными достижениями в таких впоследствии более четко определившихся областях научного знания, как геометрия, астрономия, космогония, география, биология и т. д. Но что заслуживает особенного внимания, так это то, что милетские философы по суіцествіу впервые стали формулировать целый ряд научных положений в общетеоретической форме, разрабатывать общие научные
концепции, положив тем самым начало преобразованию науки в форму теоретической науки.
В астрономии Фалес знаменит своим предсказанием солнечного затмения, имевшего место 28 мая 585 г. до н. э., и установле-нием того факта, что из всех созвездий север наиболее точно определяется по созвездию Малой Медведицы.
Фалес исследовал также и ряд’земных явлений. Он дал причинное объяснение подъему вод Нила. Согласно Аэцию, «Фалес полагает, что пассаты, дуя по направлению к Египту, вздымают воды Нила, так как вода в устьях не имеет выхода по причине набегающего моря» [там же, с. 21]. Ему было известно явление магнетизма. «Аристотель же и Гиппий говорят, — сообщает Диоген Лаэртский, — что он приписывал душу и неодушевленным предметам, заключая по магниту и янтарю» і[там же, с. 10]. (При этом, сргласно Диогену Лаэртскому, Фалес первый из греков сказал, что душа бессмертна.)
Фалес известен не только как ученый, но и как путешествен-ник, купец, инженер, плотник и государственный деятель. Он убедительно показал практическую силу, ценность и значимость научно-теоретического знания. «Кажется, — пишет Диоген Лаэртский, — что и в государственных делах Фалес давал самые лучшие советы. По крайней мере, когда Крез обратился к милетцам за помощью, он воспротивился. Так как Кир победил, то это спасло город. Впрочем, сам он, как сообщает Гераклид Понтий- ский, говорит, что вел жизнь одинокую и частную» [там же, с. 10].
На каком же основании мы приписываем целому ряду только1 что рассмотренных утверждений Фалеса не философский, а соб-ственно научный характер? Во-первых, его утверждения относительно астрономических, метеорологических и других природных явлений, а также сформулированные им математические положения имеют частный характер соответственно частному познавательному и практическому значению исследуемых явлений, в: то время как философема «вода есть первооснова всего сущего» имеет всеобщее, универсальное значение. Во-вторых, суждения; Фалеса о природных явлениях не просто фиксируют то/ или иное- рассматриваемое явление, но дают его причинное объяснение. Что же касается специальных математических познаний Фалеса,, то их научный характер связан прежде всего с их общетеоретической формой, а также с наличием доказательства целого ряда математических (в частности, геометрических) положений, т. е. своего рода их теоретического обоснования. Фалес достаточно^ ясно осознавал различие между геометрией как теоретической дисциплиной и геометрией как искусством решения отдельных, практических задач, поскольку, как мы уже отметили ранее, ссылаясь на свидетельство Прокла, одним геометрию Фалес преподавал в более отвлеченной форме, другим — в более чувственной.
Итак, Фалес положил начало (в пределах европейской культуры) не только философии, но и науки как теоретической науки. Причем, по-видимому, не только сам Фалес, но и его учениюг и лица, свидетельствующие о его учении, уже сознавали научно- теоретический характер частных, специальных познаний Фалесау> констатируя в своих свидетельствах,’ что он первым указал причину того или иного явления.
Отвечая на ‘этот вопрос, мы будем руководствоваться имею-щим* принципиальное общеметодологическое значение положением К. Маркса о том, что подобно тому как анатомия человека дает ключ к анатомии обезьяны, так и более высокая ступень развития дает клідч к пониманию относительно низшей ступени; развития, выявляя тенденцию развития низшей формы в высшую,- Такой высшей формой осознания соотношения философского w научного знания является в античной классике аристотелевское учение. Согласно Аристотелю, объективное отличие научных суждений от положений философского. характера заключается (при родстве их общетеоретической формы) прежде всего в том, что* объяснение тех или иных частных природных явлений в специальных науках осуществляется на основании ближайших действующих причин, в то эремя как философия не только всегда вы-двигает в своих объяснениях и истолкованиях самые последние; предельно общие причины, которые познаются позднее, нежели причины частнонаучного характера, но и на более зрелых этапах: своего развития подвергает специальному критическому исследо- ванию самый’общий логический смысл и значение идеи причинности, связанных с ней категорий причины и следствия и вообще всей совокупности основополагающих принципов и начал бытия и познания.
В первоначальной, незрелой форме такое различение философского и частнонаучного знания было присуще и Фалесу. Во-первых, не только сам Фалес, но и его современники в той :или иной мере усматривали отсутствие в философских занятиях
прямой практической пользы, т. е. сознавали чисто теоретический, умозрительный характер философского знания. Кроме того, жногие современники Фалеса, сами не будучи философами, осознавали высшую ценность и значение философского знания. Не случайно Фалес (как свидетельствует не лишенная смысла история с золотым треножником) фактически был признан мудрей- лпим из греков.
Сознание высокой ценности и значения философского познания достаточно определенно выражено в следующем стихотворении, приписываемом Фалесу:
Многословие вовсе не есть признак мудрого мнения:
Мудро отыскивай что-нибудь одно.
Старательно выбирай что-нибудь одно.
Так ты свяжешь бесконечные речи болтливых людей
Фалесу принадлежат, по-видимому, исторически первые, неразвитые еще попытки сознательного разграничения философских произведений и произведений, исследующих вопросы специально- іяаучного характера, а также разграничения определенных областей внутри научного познания в целом. Об этом свидетельствуют, в частности, названия приписываемых Фалесу письменных- сочинений: «Морская астрология», «О солнцестоянии», «О равно-денствии», «О началах».
Однако дальше осознания различной ценности и значения философского и частнонаучного знания и, возможно, первых, слабо- дифференцированных попыток сформулировать это различие Фалес, по-видимому, не пошел.- В дошедших до нас свидетельствах, о тех или иных ‘сторонах его учения мы не находим каких-либо- следов попытки соотнести, связать между собой философему о
воде как начале всего сущего и специально-научные знания. Фа-лес лишь впервые высказал общий философский принцип, но не дошел до осознания необходимости его применения в каждой^ конкретной области явлений реального мира, как это имело- место у более поздних мыслителей. В осмыслении тех ИЛИ ИНЫХ- частных явлений реальности он отыскивал и формулировал со-ответствующие им ближайшие причины, не осознав еще всей, важности вопроса о соотношении ближайших причин с причинами; последними, первопричинами, видимо, еще не осознав и самого* различия между ними.
Вследствие неразвитости, слабой дифференцированное™ фи-лософского знания, отсутствия ясного и строгого понимания предмета и задач философского исследования, осознание отличия философии как от частнонаучного познания, так и от других родові человеческой деятельности и прежде всего деятельности практической могло быть выражено лишь в суждениях о более высокой^ ценности и значимости философии по сравнению с другими родами человеческой деятельности, в том числе и научно-познавательной. Иначе и быть не могло в эпоху, когда философия впервые стала оформляться в самостоятельную область исследований, хотя й родственную научно-теоретическому познанию, но все^ же существенно отличающуюся от последнего.
I. Жизнь и творчество Фалеса
Биография Фалеса
Фалес(ок.640-ок.546 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, основатель милетской школы. Согласно преданию, Фалес первым объяснил причину солнечного затмения, доказал, что круг делится диаметром пополам, а также установил равенство углов, лежащих в основании равнобедренного треугольника. Началом всех вещей полагал воду, а космос считал одушевленным и полным божественных сил. По словам Аристотеля, мудрость Фалеса заключалась в знании и интуиции наиболее ценных по своей природе вещей, благодаря чему милетский мыслитель и был причислен к семи мудрецам Эллады.
Вопросы по философии Фалеса:
1) Каковы ключевые понятия ранней греческой философской традиции?
2) Из чего, по представлению греков, возникает космос?
3) Какая проблема является ведущей для натурфилософского периода?
4) Что есть первоначало мира в философии Фалеса?
5) Что сообщает изречению Фалеса философскую значимость?
6) Какой тип мышления наивысший, согласно Фалесу?
7) Назовите представителей милетской школы.
Фрагменты из учения Фалеса
1.(35) «…Много слов отнюдь не выражают мудрую мысль.
Выбирай одно благо
Старше всех вещей – бог, ибо он не рожден.
Прекраснее всего – космос, ибо он творение бога.
Больше всего – пространство, ибо оно вмещает все.
Быстрее всего – мысль, ибо она бежит без остановки.
Сильнее всего – необходимость, ибо она одолевает всех.
Мудрее всего – время, ибо оно обнаруживает все».
12 а. «Все из воды…и в воду все разлагается».
12 b. «начало и конец Вселенной – вода».
22. «все полно богов».
22а. «Фалес первым объявил душу вечнодвижущейся или самодвижущейся субстанцией».
23. «Фалес полагает, что бог – это ум космоса, а Вселенная одушевлена и одновременно полна божеств; элементарную влагу пронизывает божественная сила, приводящая воду в движение»
«Прекрасно полагает Фалес, что во всех важнейших и величайших частях космоса имеется душа, а потому и не стоит удивляться тому, что промыслом бога совершаются прекраснейшие дела»[2].
Фрагменты из лекций по истории философии Гегеля
«…о Фалесе нам ничего другого неизвестно, кроме принимаемого им первоначала, кроме утверждения, что вода есть бог всего…Аристотель высказывает в виде предположения, почему Фалес остановился именно на воде: «Может быть, Фалес был наведен на эту мысль потому, что он видел, что всякая пища влажна, что и само тепло возникает из влажного и живые существа живут им. То, из чего нечто возникает, есть первоначало всего. Поэтому он пришел к своей мысли также еще потому, что все семена обладают влажной природой, вода же есть первоначало влажного»
Простое положение Фалеса представляет собою философское учение потому, что в нем берется не чувственная вода в ее особенности, противопоставляемой другим вещам природы, а вода как мысль, в которой все вещи природы растворены и заключены»[3].
II. Жизнь и творчество Пифагора
Биография Пифагора
Вопросы по философии Пифагора:
1) Что выступает в роли архе в учении Пифагора?
2) Выберите одно изречение (акусму) пифагорейцев и раскройте его аллегорический смысл:
– Не входи в храм обутым.
– Не гони жену из дому.
3) Какие черты отличали пифагорейское общество от других греческих школ?
4) Что выступает арифметическим и геометрическим выражением предела в учении Пифагора?
5) В чем должна состоять терапия души и терапия тела, по убеждению пифагорейцев?
Фалес Милетский — родоначальник философии
Фалес Милетский (Θαλής ο Μιλήσιος [θали́с о мили́сьос]) — известный древнегреческий мыслитель, основатель досократической милетской философской школы и, по мнению ученых, родоначальник не только философии, но и многих других наук. Влияние Фалеса на античную научную мысль сложно переоценить. По сути, именно благодаря ему разрозненные знания, накопленные во многих сферах, оформились в системные и стали отправной точкой научной европейской истории.
Фалес — основатель милетской школы
Дошедшие до нашего времени письменные упоминания об античном философе чаще всего отделяет от предполагаемой даты его смерти около полувека. Поэтому сложно определить, какие сведения о мыслителе не являются легендой. В связи с этим принято считать наиболее достоверными источниками труды Аристотеля и Геродота — древнегреческих деятелей, которые наиболее близки Фалесу во времени, т.к. они жили, всего спустя два-три века. Аристотель в своих описаниях, имеющих отношение к Фалесу, ссылается на труды Ксенофана и Анаксимандра, которых в свою очередь, отделяют от Фалеса всего несколько десятилетий.
Зачастую Фалеса из Милета упоминают, как одного из «семи мудрецов» античности. В этот почетный список входили самые важные и почитаемые мыслители, политики и общественные деятели VII — VI века. Согласно различным источникам, списки могли разниться между собой, однако неизменно во всех вариантах первую строчку занимало имя Фалеса Милетского.
Фалес — основатель милетской школы
Античный прародитель многих наук Фалес является также основателем философской школы, которая впоследствии получила название «ионической» или «милетской«. Второе название возникло благодаря городу Милет, родом из которого и был мыслитель. Город располагался в Малой Азии, на территории нынешней Турции.
К великому сожалению, никаких письменных трудов философа-основателя не осталось, и даже есть предположение, что скорее всего их и не было. Однако, Диоген Лаэртский считает, что труды «О солнцеворотах» и «О равноденствиях» принадлежат перу Фалеса. Кроме того античному мыслителю приписывают авторство «Морской астрономии» и «О началах». Несмотря на это, исследователи сомневаются в том, что философ оставил после себя какие-либо трактаты.
Учение Фалеса было по своей сути революционным для того времени. Мыслитель отверг объяснения природных явлений с помощью мифов и попытался исследовать их с помощью логики и анализа. Фалес началом всему считал воду, которая была, по его мнению, бесконечна.
Учеником и последователем Фалеса был Анаксимандр, который имел свое видение мироздания, отличное от видения своего учителя. Началом всему по Анаксимандру уже была не вода, а нечто беспредельное. Ученик Анаксимандра — Анаксимен, пришел к выводу, что первоначало — это воздух.
Фалес Милетский — биография
Философ родился в городе Милет в Малой Азии, по названию которого и получил свое прозвище. Предположительные годы жизни мыслителя 624 — 546 до н.э. были определены на основании упоминаний в различных источниках. Родители его Эксамис и Клеобулини согласно разным версиям считаются или финикийцами, переселившимися в Милет, или греками известного милетского рода. Историки пока ведут споры о его происхождении и к общему выводу так и не пришли.
Сведения о жизни философа отрывочны, и были собраны и опубликованы благодаря Диогену Лаэртскому. О семейном положении Фалеса сохранились различные сведения. Согласно одним источникам он был женат и имел сына, а согласно другим — никогда не имел семьи, а приписываемый ему сын был его племянником. По легенде, Фалес отвечал матери сначала, что ему слишком рано жениться, а затем — что уже слишком поздно. Ответ мыслителя на вопрос почему он не заводит детей был в некотором смысле философским — «Потому что люблю их.»
Фалес в молодости много путешествовал и даже жил в Египте и учился у местных жрецов. Предполагалось, что он привез оттуда и передал древним грекам тайные знания египетской цивилизации. Диоген Лаэртский считал, что Фалес имел близкие дружеские отношения с Фрасибулом — тираном города Милет и помогал ему советами. Предположительно, благодаря советам философа, Милету удалось заключить союз на равных условиях с довольно сильным противником — Лидией.
Фалесу приписывают известную историю, которая упоминается в «Диалогах» Платона. Когда философ упал в колодец, засмотревшись на звезды, над ним посмеялась служанка: «Хочет знать, что на небе происходит, а не замечает, что у него под носом.»
Другая история, связанная с жизнью мыслителя рассказывает о том, что окружавшие его сограждане считали философию бесполезной. Чтобы доказать обратное, Фалес, опираясь на свой прогноз высокого урожая оливок, заключил выгодные контракты со всеми маслобойнями в округе и получил в сезон высокий доход. Таким образом мыслитель показал, что философия может приносить и прибыль, однако, это не самоцель.
Известный список «семи мудрецов» тоже имеет несколько предысторий. Одна из которых гласит, что рыбаки выловив треножник, который являлся предметом для совершения жертвоприношений, не знали кому его отдать и решили обратиться за помощью к дельфийскому оракулу. Совет был получен — трофея достоин умнейший из греков. Так треножник был передан Фалесу, который из скромности передал его другому «умнейшему», однако, тот тоже оказался скромным и отправил следующему. Так по цепочке из семи мудрецов жертвенный предмет вернулся снова к Фалесу, после чего было принято решение отдать его Аполлону.
Смерть настигла Фалеса на 78 году жизни во время просмотра олимпийских состязаний. Причиной ее стала изнуряющая жара.
Фалес Милетский — идеи и вклад в науки
Фалес впервые сформулировал мысль о том, что все едино и имеет первоначало, в качестве которого он представлял воду. По его мнению земля, т.е. суша в виде диска находилась на воде, которая была бесконечна. Природа землетрясений тоже была связана с водой — они происходили тогда, когда были большие волны. Скорее всего такая теория возникла из анализа и наблюдений — все, что давало жизнь находилось в жидком состоянии.
Мыслитель пытался понять мироустройство на уровне законов природы, поэтому его учение часто называют «натурфилософией». Фалес не ставит вопросы о взаимодействии духовного и материального, хотя признает, что все имеет душу. Согласно философу весь Космос подчиняется божественному разуму.
Фалес первым предположил, что все имеет материальную основу и поддается изучению и анализу, таким образом став по сути родоначальником научного подхода к мироустройству. Первовещество — вода, по Фалесу, приводилось в движение космическим Разумом, который имел божественную природу. Вода могла терять свою жидкую форму при сгущении и становиться твердью, а при испарении — воздухом, который в свою очередь мог превращаться в огонь.
Вклад Фалеса в геометрию сложно переоценить. Он научился измерять высоту египетских пирамид по их тени, доказал, что диаметр делит круг пополам, а углы у основания равнобедренного треугольника равны. Также философ вывел, что у пересекающихся прямых образуются 2 пары противоположных равных углов и доказал теорему о равенстве двух треугольников, у которых равны основания и прилегающие к нему углы. Две теоремы в мировой науке имеют название «Теоремы Фалеса». Одна — о прямом угле треугольника, опирающегося на диаметр, а вторая — о параллельных секущих.