Что соединяет союз чтобы
Союзы ЧТО и ЧТОБЫ
В русском языке есть два союза, ЧТО и ЧТОБЫ. При неправильном их применении смысл предложения может быть полностью изменён.
Данный союз употребляется для передачи информации или чьей-то мысли, мнения. Форма глагола может быть в настоящем, прошедшем и будущем временах в зависимости от смысла в предложении:
Информация →
Я сказала сестре, что собираюсь в отпуск. [Ya skazála sister, shto sabiráyus′ v ótpusk.] – I told my sister, that I was going on vacation.
Я сказала моему сыну, что он хорошо сделал домашнее задание. [Ya skazála mayimú sýnu, shto on kharashó zdélal damáshniye zadániye.] – I told my son he’s done well his homework.
Мнение →
Я думаю, что сдам экзамен успешно. [Ya dúmayu, shto sdam ikzámin uspéshno.] – I think, that I’ll pass an exam successfully.
Данный союз употребляется для выражения просьбы, приказа, и желания (нежелания). Форма глагола может быть только в прошедшем времени, хотя речь идёт о будущем времени и событиях:
Желание →
Я хочу, чтобы моя сестра поехала со мной в отпуск. [Ya khachú, shóby mayá payékhala sa mnoj v ótpusk.] – I want my sister to go with me on vacation.
Я хочу, чтобы мой экзамен был сдан успешно. [Ya khachú, shóby moj ikzámin byl zdan uspéshno.] – I want to pass my exam successfully.
Просьба →
Я сказала моему сыну, чтобы он сделал уроки. [Ya skazála mayimú sýnu, shtóby on zdélal uróki.] – I told my son to do his homework.
Союз «чтобы»
Правописание простого, как кажется на первый взгляд, союза «чтобы» часто вызывает затруднение. Сложность заключается в том, что в русском языке у этого подчинительного союза есть омофон «что бы», который пишется в два слова, но слышится одинаково. Рассмотрим, в каких случаях уместно употребление первой формы, а когда правильно использовать вторую.
Выбор раздельного или слитного написания зависит от контекста и корректного отнесения слов к конкретной части речи.
Слитное написание
Напишем в одно слово «чтобы», если перед нами подчинительный союз, выражающий значение цели или изъяснения. К той части, в которой он стоит, можно поставить определяющий вопрос – «с какой целью?». У него есть разговорный вариант – «чтоб».
Посещала уроки хореографии (с какой целью?), чтобы стать танцовщицей.
Вторая часть анализируемого предложения – это придаточная цели, которая присоединена к главному с помощью союза «чтобы».
Миша не видел (чего?), чтобы бабушка сидела без дела.
В приведённом примере к главной части посредством союза «чтобы» присоединяется придаточное изъяснительное.
Раздельное написание
Напишем в два слова «что бы», если перед нами сочетание местоимения «что» (по разряду – вопросительное) и частицы «бы». Зачастую «что» в предложениях заменяет какую-либо конкретную вещь (литературное произведение, фильм и т.д.).
В приведённых выше контекстах «что» является не служебной частью речи, а полноценным членом предложения. Важно то, что частицу «бы» можно изъять или переместить в другую часть предложения без потери основного смысла высказывания.
Иногда возможно перемещение частицы «бы» без искажения смысла предложения, а, значит, разрешается писать союзное слово и частицу раздельно. То есть в письменной речи можно использовать два варианта, но таких случаев немного.
Кроме того, «что бы» может связывать части сложноподчинённого предложения: главное с придаточным изъяснительным или придаточным уступки. При этом «что» выполняет функцию союзного слова (относительное местоимение), а «бы» – частицы. Они также пишутся раздельно, т.к. «бы» можно переставить или вовсе изъять из предложения.
Таким образом, чтобы проверить правильность правописания «чтобы» или «что бы», необходимо использовать один из представленных способов:
Все слова в устойчивом выражении «во что бы то ни стало» должны писаться раздельно.
Союз – что это такое простыми словами и чем он отличается от других частей речи
Служебная часть речи. Соединяет слова и предложения.
Начнем с того, что союз – это служебная часть речи. То есть она сама по себе ничего не обозначает и вопрос к ней задать нельзя. «Саша и Маша» – понятно, что Саша – имя мальчика, Маша – имя девочки. А что обозначает «и»? Ничто.
Саша и Маша отвечают на вопросы «кто?», а союз «и»? К нему нельзя задать вопрос.
Союзы выполняют две функции:
Вот и все. Теперь разберем, какими бывают эти части речи.
Простые и составные союзы
Простые – это такие, которые состоят только из одного слова. Например: и, но, однако, зато.
Составные состоят из двух или большего количества слов: не только – но и, вследствие того что, до тех пор пока, потому что.
Составные союзы сложны тем, что не знаешь, где в них надо ставить запятую. Как правило, эта проблема решается просто «интонацией»: «Я готовлю салат, (пауза) потому что завтра Новый год» – «Я готовлю салат потому, (пауза) что завтра Новый год».
Сочинительные и подчинительные
Сочинительные связывают равноправные слова и предложения. Равноправные – это когда от одного нельзя задать вопрос к другому, то есть одно другому не подчиняется.
Смотрите, два однородных члена: «светло и празднично», «читаю, но не понимаю», «спать, а не выспаться». Задайте от какого-то одного из них вопрос к другому. Это невозможно. Потому что они равноправные.
То же касается предложений: «Ты читаешь книгу, а я смотрю в окно», «Играет виолончель и плачет скрипка». Задайте от любой из частей вопрос к другой части. Не зададите, потому что они равноправные.
Подчинительные союзы могут находиться только между двумя простыми предложениями в составе сложного. Подчинительные – то есть они стоят между предложениями, из которых одно подчиняется другому, от одного можно задать вопрос к другому:
3 типа сочинительных союзов
Соединительные – они как бы соединяют всё, что перечисляется, в единое целое. К ним относятся: и, да (если употребляется в значении «и»), ни – ни (этот союз соединяет что-то, но показывает, что этого всего нет), не только – но и, как – так и, тоже, также.
Противительные. Они нужны для того, чтобы противопоставить один предмет другому. К ним относятся: а, но, да (если употребляется в значении «но»), зато.
Разделительные. Они используются, когда надо выбрать что-то одно из двух. Союзы этой группы: или, либо, или – или, то – то, не то – не то, то ли – то ли.
8 типов подчинительных союзов
Вот тут разновидностей побольше.
Изъяснительные – помогают «изъясняться», то есть высказывать свою мысль. Это союзы «что», «чтобы» и (редко) «будто». «Я хочу сказать, что вы должны…», «Я хочу сказать, чтобы вы взяли тряпку и…»
Временные – нужны для указания времени: когда, только лишь, едва, пока. «Когда ей священник на палец // Надел золотое кольцо, // Из глаз ее горькие слезы // ручьем потекли на лицо», «Едва забрезжил рассвет, мы отправились в путь».
Причинные – помогают сказать о причинах того или иного события: потому что, из-за того что, оттого что, ибо. «Я не катался с горки, ибо я просто не хотел кататься», «Вы нервничаете, потому что вы не готовы к экзамену».
Целевые – нужны для того, чтобы сказать о целях. Главный целевой союз – «чтобы», к нему могут примыкать слова «для того», «ради того». «Я искал эту книгу для того, чтобы подарить тебе».
Условные – позволяют указать условие, из-за которого действие произошло или не произошло. Чаще всего используется союз «если», иногда – «раз»: «Раз ты не хочешь есть пирог, я его съем», «Если тебе скучно, иди гулять».
Уступительные – показывают, что действие произошло несмотря на что-то. Союзы этой группы: несмотря на то, что; хотя; пускай. «Хотя злилась вьюга, настроение у нас было чудесное». «Несмотря на то, что я зол, я заставлю себя улыбаться».
Сравнительные – сравнивают одно с другим: как, будто, словно. «Он так смотрит на меня, как будто хочет съесть».
Следственные – показывают последствия какого-то действия. Самый частый союз этой категории – «так что». «Приближался шторм, так что вы должны быть благодарны судьбе за ваше спасение».
Где писать союзы, когда строишь схему предложения
Все сочинительные союзы, которые связывают простые предложения в сложном, всегда ВНЕ скобок. Запомните это. То есть на схеме они будут выглядеть так:
Все подчинительные союзы – всегда внутри предложения, которое они подчиняют:
Правописание союзов
Направляю вас на восемь своих статей. Они все очень маленькие, читаются за 2-3 минуты. Я в начале объясняю правило простым языком, а потом еще говорю, как надо объяснять в школе. Итак:
Напишите, пожалуйста, как вам эта статья и статьи по правописанию. Если есть пожелания к материалу – с радостью их учту и внесу правки.
Соединительный союз. Предложения с соединительными союзами
Сою́з – это служебная часть речи, выполняющая функцию связи между словами, предложениями и их частями и указывающая на характер отношений между ними.
Сочинительные соединительные союзы
Сочинительные союзы – это союзы, соединяющие равноправные единицы предложения (однородные члены предложения; простые предложения в составе сложного).
Пошел снег, и завыла метель. (Союз «и» соединяет равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного)
Подчинительные союзы – это союзы, соединяющие неравноправные единицы предложения (например, главную и придаточную части предложения). В этом случае от одного предложения к другому можно задать вопрос.
Мама погладила одежду, ( зачем? ) чтобы Петя пошел в ней завтра в школу.
Фото: Depositphotos
Виды сочинительных союзов
Сочинительные союзы делятся на три вида:
Соединительные ( и, и. и, ни. ни и др.)
И соберись, и уложись,
И в час беды такой
Ещё хозяйкой окажись
Проворной и лихой. ( А.Т. Твардовский)
Противительные ( а, но, да, однако, же, зато и др.)
Песня над домом смокла, зато над прудом соловей заводил свою.
Разделительные ( или, либо, ли. ли, то. то, то ли. то ли, не то. не то и др.)
Либо я всё устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову. (А. Чехов.)
Предложения с соединительными союзами
Фото: Depositphotos
Союзы и союзные слова: функции, особенности, различия
Назначение союзов
В пятом классе, согласно учебнику «Русский язык. Теория. 5-9 классы» В. В. Бабайцевой, ученики знают, что союзы — служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного:
Простые и составные союзы
В седьмом классе в этом учебнике добавляются сведения о том, что союзы по строению бывают простые и составные.
Простыми союзами называются союзы, состоящие из одного слова, например, и, а, но, да, что, если, когда и др. Союзы, которые состоят из двух и более слов, называются составными: потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, не только — но и, в силу того что, с тех пор как, до тех пор пока и др.
Сочинительные и подчинительные союзы
По значению союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные.
Сочинительные союзы (и, а, но, да, или, ни — ни, то — то и др.) по значению делятся на три разряда:
Соединительные союзы | Противительные союзы | Разделительные союзы |
---|---|---|
и, да, ни — ни, и — и, не только — но и, как — так и, тоже, также и др. | а, но, да (в значении но), зато и др. | или, либо, то — то, не то — не то, или — или и др. |
Эти союзы имеют значение соединения (и это, и то): И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы. | Эти союзы имеют значение противопоставления (не то, а это): Не от росы урожай, а от поту; Труд при ученье скучен, да плод ученья вкусен. | Эти союзы имеют значение разделения (или то, или это): Всю ночь огонь то разгорается, то гаснет; Либо рыбку съесть, либо на мель сесть. |
Подчинительные союзы (когда, что, чтобы, если, так что, потому что, как, как будто и др.) связывают простые предложения в сложноподчиненное: Я хочу, чтобы вы были хозяевами неба.
Подчинительные союзы по значению делятся на следующие разряды:
Временные (указывают на время): когда, пока, едва, лишь, лишь только и др. | Когда мы возвращались домой, было темно и тихо. |
Причинные (указывают на причину): потому что, так как, оттого что, ибо и др. | Я надел старую шинель и взял зонтик, потому что шел дождь. |
Целевые (указывают на цель): чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы и др. | Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать. |
Условные (указывают на условие): если, раз, если бы и др. | Если хочешь узнать человека, посмотри на его друга. |
Уступительные (указывают на противоречие одного события другому): хотя; несмотря на то, что; пускай и др. | Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми; Никто из нас не чувствовал ни малейшей усталости несмотря на то, что поход длился уже несколько суток; Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету. |
Сравнительные (указывают на сравнение): как, как будто, словно и др. | Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно, будто звали с собой. |
Следственные (указывают на следствие): так что. | В сенях дуло со всех сторон, так что едва не погасла свеча. |
Изъяснительные (указывают на то, о чем говорят): что, чтобы, будто и др. | Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало. |
На наш взгляд, на этом этапе целесообразно вспомнить о видах синтаксической связи или ввести новый для семиклассников термин «виды синтаксической связи».
Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями — сочинительная и подчинительная.
Сочинительная связь | Подчинительная связь |
---|---|
Сочинительная связь объединяет равноправные части. Сочинением связаны части сочинительных словосочетаний (леса и луга) и сложносочиненных предложений: Гром скоро затих, но дождь все лил и лил. Основным средством связи при сочинении являются сочинительные союзы (и, а, но, да и др.) | Подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчиненную) части. Обычно при подчинении можно задать вопрос от главной части к зависимой: знать (что?) литературу; Я не знаю (чего?), что будет со мною. Подчинением связаны части подчинительных словосочетаний и сложноподчиненных предложений. |
Сочинительная и подчинительная связь может быть оформлена союзами, например:
Союзы и значения сложносочиненных предложений
В девятом классе ребята узнают, что в сложносочиненных предложениях простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами. По характеру сочинительного союза и значению сложносочиненные предложения делятся на три группы:
Сложносочиненные предложения с соединительными союзами и, да, да и, а (в значении и), тоже, так-же и др. | Сложносочиненные предложения с противительными союзами но, а, да (в значении но), однако, зато и др. | Сложносочиненные предложения с разделительными союзами или (иль), либо, то — то, то ли —то ли и др. |
Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю; Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески; Здесь мой голос на резком ветру загрубел, да и сердце мое огрубело. | Мир разноязычен, но все люди одинаково плачут и одинаково смеются; Все проходит, да не все забывается; Корень учения горек, зато плоды его сладки. | Можешь шагу прибавить, или силенок нет?; Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело; То ли гречка цветет, то ли речка течет. |
В предложениях с этими союзами выражаются разнообразные значения, чаще других временные значения: одновременность и последовательность. | В предложениях этой группы одно явление (событие) противопоставляется другому. | В сложносочиненных предложениях этой группы указывается на чередование явлений (событий), на то, что возможно одно явление из названных. |
Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях
В этом же, девятом, классе ребята узнают, что придаточные предложения присоединяются к главному или к другому придаточному подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами.
Под союзными словами авторы учебников учебно-методического комплекса В. В. Бабайцевой понимают относительными местоимения, которые используются для связи простых предложений в составе сложноподчиненного.
Подчинительные союзы | Союзные слова | |
---|---|---|
Простые | Составные | |
что чтобы как когда ибо пока будто словно если и др. | потому что оттого что так как так что лишь только как будто с тех пор как в связи с тем что для того чтобы и др. | что кто как когда который какой где куда откуда и др. |
Как видим, в некоторых случаях совпадают (по написанию) простые подчинительные союзы и союзные слова. Как девятиклассник сможет отличить союз от союзного слова (например, что, как, когда) в сложноподчиненном предложении?
Чтобы отличить союз от союзного слова, необходимо помнить:
1) Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному:
Союзные слова не только «прикрепляют» придаточные предложения к главному (или к другому придаточному), но и являются членами придаточных предложений:
2) В некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нельзя:
3) Союз можно заменить только другим союзом:
4) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное, например:
Авторы данного учебника обращают внимание девятиклассников, что умение разграничивать союзы и союзные слова нужно для правильного интонирования предложения, так как нередко союзные слова являются смысловым центром, они выделяются логическим ударением.
Закрепляем полученные знания о союзах и союзных словах на практике
В учебнике «Русский язык. Практика. 9 класс» Ю. С.Пичугова, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой дается ряд упражнений, направленных на формирование умения отличать подчинительные союзы и союзные слова. Приведем некоторые такие упражнения.
Эту модель или ее фрагменты можно использовать как в 9 классе, так и в 7-8 классах.
Полагаем, предложенная модель обучения поможет учителю «расставить все точки над и» при изучении союзов и союзных слов на уроках русского языка: рассмотреть их функции, особенности строения и значения союзов, их использования в сложных предложениях; особенности использования союзных слов в сложноподчиненных предложениях.