Что соединяет пролив дарданеллы
Дарданеллы
Пролив соединяет Эгейское море с Мраморным морем, а в паре с Босфором — с Чёрным морем. В древности Дарданеллы назывались Геллеспонт. Своё современное название пролив получил по городу Дардания, располагавшемуся на горе Ида. Длина пролива составляет 65 километров, ширина — от 1,3 до 6 километров. Средняя глубина составляет 50 метров.
В античности главным городом на проливе был Абидос. После перехода азиатского берега к туркам (в 1352 году) его место занял портовый город Чанаккале.
По договору 1841 года только турецким военным кораблям разрешалось проходить Дарданеллы. В ходе Первой Балканской войны греческий флот дважды нанёс поражение турецкому при входе в проливы в результате сражения у Элли (16 декабря 1912 года) и сражения при Лемносе (18 января 1913 года), после чего турецкий флот не решился более выйти из Дарданелл. В ходе этой же войны, у входа в Дарданеллы 9 декабря 1912 года греческая подводная лодка Дельфин I произвела первую в мировой истории торпедную атаку против военного корабля.Во время Первой мировой войны за стратегически важные Дарданеллы шли тяжёлые бои между Турцией и Антантой.
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Дарданеллы» в других словарях:
ДАРДАНЕЛЛЫ — Два замка по обеим сторонам Геллеспонта, по древнему сказанию названные так в честь города Дардании, основанного в Малой Азии Дарданом. Отсюда название перешло и на самый пролив. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в… … Словарь иностранных слов русского языка
ДАРДАНЕЛЛЫ — ДАРДАНЕЛЛЫ, пролив между Европой и Азией, соединяет Эгейское и Мраморное моря. Длина 120 км, наименьшая ширина 1,3 км, наименьшая глубина 29 м. Порты: Гелиболу и Чанаккале (Турция) … Современная энциклопедия
ДАРДАНЕЛЛЫ — пролив в Турции, между Европой и Азией, соединяет Эгейское м. с Мраморным. Длина 120 км, ширина 1,3 27 км, глубина на фарватере 29 153 м. Порты: Гелиболу и Чанаккале. О международном правовом режиме см. Черноморские проливы … Большой Энциклопедический словарь
дарданеллы — сущ., кол во синонимов: 2 • геллеспонт (1) • пролив (24) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Дарданеллы — с точки зрения международного права. В то время, когдаТурция владела берегами Черного моря, право ее распоряжатьсясудоходством в проливах Дарданельском и Босфорском не возбуждало споров.После завоевания Россией сев. берега этого моря, ее… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Дарданеллы — (Dardanelles), пролив протяженностью 61 км между Европой и азиатской частью Турции, соединяющий Эгейское море с Мраморным (в древности назывался Геллеспонтом). По Лондонской конвенции 1841 г. черноморские прол. Босфор и Д. были закрыты для воен.… … Всемирная история
Дарданеллы — ДАРДАНЕЛЛЫ, пролив между Европой и Азией, соединяет Эгейское и Мраморное моря. Длина 120 км, наименьшая ширина 1,3 км, наименьшая глубина 29 м. Порты: Гелиболу и Чанаккале (Турция). … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Дарданеллы — пролив в Турции, между Европой и Азией, соединяет Эгейское море с Мраморным. Длина 120 км, ширина 1,3 27 км, глубина на фарватере 29 153 м. Порты: Гелиболу и Чанаккале. О международном правовом режиме см. Черноморские проливы. * * * ДАРДАНЕЛЛЫ… … Энциклопедический словарь
Проливы Босфор и Дарданеллы: где находятся, что соединяют, история открытия
Босфор и Дарданеллы – это два пролива, которые последовательно соединяют Черное, Мраморное и Эгейское моря. Они имеют важнейшее экономическое и стратегическое значение для ряда стран, потому что дают прямой проход из внутренней акватории Черноморского региона. Через проливы можно попасть в Средиземное море и далее в океанические воды.
Удачное географическое положение, небольшая ширина и легкость защиты давали стране, контролирующей проливы, монополию. Государство устанавливало пошлины на проход судов, определяло саму возможность использования проливов. Контроль над территорией был «камнем преткновения», который оказал существенное влияние на развитие отношений, особенности политики между Россией, Турцией, Англией и рядом других стран.
Босфор
Босфор соединяет Черное и Мраморное моря, позволяет кораблям пройти в Средиземное море, и, через Гибралтарский пролив, выйти в Атлантический океан. Он образовался не так давно, по меркам существования Земли. Изначально воды в морях были достаточно низкими, но 7600 лет назад, в результате масштабного таяния ледников, воды существенно поднялись. Всего за несколько дней мощным потоком был пробит небольшой проход, который позволил «лишней» воде выйти дальше.
Босфор находится в северо-западной части Турции или юго-восточной оконечности Черного моря. Фактически пролив отделяет Малую Азию от Европы, являясь самым узким межконтинентальным проливом на планете. Максимальное расстояние между берегами составляет всего 3,7 км, а минимальное не превышает 700 метров. Длина пролива оценивается в 30 км, а глубина фарватера варьируется в диапазоне 36-126 м.
Одной из особенностей Босфора является расположение города. По обеим сторонам пролива находятся части города Стамбул, который в прошлом носил название Константинополь. Это единственный город, который географически одновременно находится и в Европе, и в Азии.
Многие годы велись дебаты о том, кому принадлежат «лавры» открытия пролива. Достижение приписывали грекам, финикийцам, фракийцам и ряду других народностей, и только относительно недавно ученые поставили точку в споре.
В 1975 году группа болгарских водолазов нашла у мыса Калиакра древний якорь. Он принадлежал критскому кораблю, который затонул недалеко от нынешней территории Болгарии. После изучения находки, ученые установили, что якорь пролежал на морском дне около 3500 лет.
Мореходы острова Крит опередили своих «соперников» на 27 веков. Установлено, что именно в этот период греки начали осваивать воды Черного моря. Фракийцы, другие вероятные «первооткрыватели», мало действовали в прибрежной зоне, поэтому не смогли оценить преимуществ Босфора.
Крит был величайшей морской державой своего времени. Именно его жители первыми освоили неспокойные воды Средиземного моря, и прошли через опасные воды Босфора.
Дарданеллы
Пролив Дарданеллы находится в юго-западной части Мраморного моря, открывая проход в Эгейское море. Он разделяет Балканский полуостров и турецкую часть Азии. Длина пролива составляет 120 км, а ширина варьируется от 1,3 до 27 км. Хотя по данным, указанным в Большой советской энциклопедии, ширина не превышает 18,5 км. Глубина безопасного судоходства меняется от 29 м в европейской части до 153 м возле азиатского берега.
В древние времена пролив носил название Геллеспонт, в честь дочери царя Фессалии, которая по легенде утонула здесь во время переправы. Впоследствии пролив переименовали по имени одного из сыновей Зевса — Дардана, который основал город Дарданию. В нем обитало племя дарданов, сейчас более известных как троянцы.
Пролив Дарданеллы известен уже много столетий. Еще в XII веке до н.э. эта местность была ареной для Троянской войны, в ходе которой легендарный город был захвачен греками. Впоследствии пролив упоминается в различных документах, чаще всего в связи с различными войнами. Стратегически важное расположение делало его захват приоритетным направлением во многих конфликтах.
Сейчас Черноморские проливы находятся под суверенитетом Турции. Принятая в 1936 году Конвенция Монтрё положила конец открытой вражде и попыткам захвата региона. Соглашение не дает ни одному государству монополию на пропуск кораблей, они открыты для прохода торговых судов всех стран. Военные суда во внутреннюю акваторию допускаются, но командование вынуждено подчиняться ряду условий и ограничений.
Содержание:
Пролив Дарданеллы на карте мира.
Посещая это место (вместе с прилегающим городом Чанаккале), возникают образы славных воинов, их покровителей и муз. Среди них: Ксеркс 1, Александр Македонский, Марк Антоний, Клеопатра и многие другие.
Пролив Дарданеллы в паре с Босфором и вместе с Мраморным морем разделяет Азиатскую и Европейскую части современной Турции. По турецки пролив называется «Чанаккале Богазы» (от имени города на азиатском берегу пролива). Длина и ширина пролива Дарданеллы в два раза больше длины и ширины Пролива Босфор.
Легенды Пролива Дарданеллы (Море Геллы)
Устаревшее название пролива – Геллеспонт, что с греческого переводится как «море Геллы».
Она захотела погубить брата и сестру, но близнецы спаслись бегством на летающем баране с золотой шерстью. Во время полета Гелла соскользнула в воду и погибла.
Пролив Дарданеллы получил свое современное наименование по названию когда-то стоящего на его берегу древнего города – Дардания.
Пролив Дарданеллы на протяжении долгого времени являлся объектом стратегической борьбы. История пролива отмечена массой сражений и зафиксирована во множестве международных соглашений. А главная историческая реликвия вблизи пролива — развалины Трои.
Древний Город Троя (Илион) был расположен недалеко от западного входа в пролив Дарданеллы. Еще в 12 веке до н. э. пролив и земли вокруг пролива стали ареной Троянской войны.
Во время Греко-персидских войн (V в. до н.э), Ксеркс I повелел построить лодочный мост для переправы войск через Дарданеллы в Грецию. Геродот пишет, что Персидская армия Ксеркса построила 2 моста из морских судов через Дарданеллы и прошла по ним в Европу. Первый состоял из 360 судов, а второй мост состоял из 314 судов.
В 334 г. до н. э. Александр Македонский, переправился из Европы через Геллеспонт (Дарданеллы) и начал свой знаменитый поход в Азию.
Спустя более полутора тысячелетия в самом узком месте пролива Мехметом II Завоевателем были построены две крепости. Крепость Чименлик — на азиатском берегу и крепость Килитбахир на европейском берегу пролива (как Румели Хисары и Анадолу Хисары на Босфоре).
Крепости были построены в 1462-1467 годах, спустя 10 лет после взятия Константинополя (1453), чтобы совсем обезопасить новую столицу Османской Империи от угрозы венецианского флота. Крепость Килитбахир (в переводе «замок моря») построена в форме трёхлистного клевера в центре которого находится семиэтажная 30 метеровая башня. Крепость Чименлик ныне служит как военно-морской музей, часть экспозиции музея, это полноразмерная копия минного заградителя «Нусрет» который швартован рядом с крепости у музейного причала.
По договору, заключенному в 1841 году, только турецкие военные корабли могли проходить Дарданеллы. Первая Балканская война положила конец такому положению вещей. Греческий флот разбил турецкий при входе в проливы дважды: в 1912 году, 16 декабря, во время сражения у Элли, и в 1913 году, 18 января, в битве при Лемносе.
После этого турецкий флот не решался более выйти из пролива. В дни Первой мировой войны за Дарданеллы велись кровопролитные бои между Атлантой и Турцией. В 1915 году сэр Уинстон Черчилль решил разом выбить Турцию из войны, прорвавшись к столице страны через пролив Дарданеллы.
Первый Лорд Адмиралтейства был лишен военного таланта, поэтому операция потерпела крах. Кампания была плохо спланирована и бездарно осуществлена. За один день англо-французский флот лишился трех броненосцев, остальные корабли получили серьезные повреждения и чудом уцелели.
Высадка бойцов на Галлипольский полуостров обернулась еще большей трагедией. 150 тысяч человек погибли в позиционной мясорубке, не принесшей никаких результатов. После того как турецкий миноносец и немецкая подлодка потопили еще три английских броненосца, а второй десант в бухте Сувла был бесславно разбит, военную операцию решено было свернуть.
Об обстоятельствах величайшей катастрофы в британской военной истории написана книга под названием «Дарданеллы 1915. Самое кровавое поражение Черчилля».
Острова пролива Дарданеллы
В Мраморном море несколько островов. Крупнейший из них Мармара, именно его именем назвали само море. На острове с древности и по сей день, добывают белый мрамор, а на побережье – можно найти шикарный пляж.
На острова ездят как туристы, так и местные: гулять, купаться и загорать. Особое внимание стоит уделить двум из них. Это Кыналыада – ближайший к Стамбулу, спокойный и уютный остров с лучшими пляжами, особенно хорош для туристов с маленькими детьми. Далее, проехав мимо двух похожих на него островов, Бургазады и Хейбелиады, стоит высадиться на острове Бююкада. Это «законсервированный» и особо охраняемый муниципалитетом остров, самый посещаемый и интересный для туристов, ищущих погружения в местный колорит. На нем запрещено строить современные здания и нарушать атмосферу старины и самобытности.
На Бююкаде «табу» на классические автомобили с двигателями внутреннего сгорания. Лошади, повозки, фаэтоны, электромобили и велосипеды: вот и весь выбор транспортных средств. Многие туристы гуляют по острову пешком. На пристани работает множество кафе, где готовят свежие морепродукты, и магазинов с местными сувенирами. Не пропустите уникальный мир Мармары, это небольшое море обогатит ваши впечатления от поездки по Турции.
Стратегическое значение Пролива Дарданеллы
Босфор и Дарданеллы являются звеньями цепи, соединяющей закрытое море (Черное) с открытым (Средиземным). Эти проливы не раз становились предметом спора ведущих мировых держав. Для России в 19 веке путь к Средиземному морю обеспечивал доступ к центру мировой торговли и цивилизации.
В современном мире он также имеет важное значение, является «ключом» к Черному морю. Международная конвенция предполагает, что проход торговых и военных судов через черноморские проливы должен быть бесплатным и свободным. Однако Турция, которая является основным регулятором движения через пролив Босфор, старается использовать эту ситуацию в своих интересах.
Когда в 2004 году сильно увеличился объем экспорта нефти из России, Турция санкционировала ограничение движения судов в Босфоре. В проливе появились пробки, а нефтяники стали нести всевозможные убытки за срыв сроков поставок и простой танкеров. Россия официально обвинила Турцию в намеренном осложнении движения на Босфоре с целью перенаправления экспортного грузопотока нефти в порт Джейхан, чьи услуги являются платными.
Это не единственная попытка Турции извлечь выгоду из своего геофизического положения. Страна разработала проект строительства Босфорского канала. Идея хороша, однако Турецкая Республика пока не нашла инвесторов для воплощения в жизнь этого проекта.
Пролив Дарданеллы
Пролив Дарданеллы известен благодаря историческим событиям и огромному стратегическому значению. Он разделяет северо-западную часть Малой Азии и Галлипольский полуостров, соединяя внутреннее море страны – Мраморное с Эгейским морем, переходящим в Средиземное. Длина пролива – 120 км, ширина – от 1,2 до 27 км.
Природная противоречивость
Пролив Дарданеллы является одним из наиболее рискованных участков для прохода кораблей в мире. Причина заключается в его узости и рельефе берегов. Русло реки, которое здесь было в древние времена, затопилось в результате тектонических процессов. Солёность Мраморного моря варьируется от 22,5 до 38%, в Эгейском море показатели находятся в интервале от 37 до 40%, соответственно, различна плотность вод поверхности и слоя на глубине. В результате возникают течения в разных направлениях, что характерно для многих проливов.
Расположение Дарданеллы на карте мира
Проливы Дарданеллы и Босфор на карте
История названия
В древности пролив носил название Геллеспонт, в переводе с греческого языка означающее «море Геллы». В основе этого наименования лежит античный миф. У царя Фессалии Атамаса умерла жена Нефела. Вскоре царь женился повторно, и злая мачеха Ино захотела избавиться от близнецов Фрикса и Геллы. Нефела умолила бога Гермеса помочь им. Брат с сестрой попытались спастись бегством, улетев на златорунном овне – божественном подарке. Но во время полёта Гелла сорвалась в море и утонула, а Фриксу оставалось лишь её оплакивать. С тех пор пролив долгое время называли «морем Геллы».
Название, которое употребляется теперь, пролив получил благодаря находящемуся в непосредственной близости древнему городу Дардании. Впрочем, его существование в античности также основано на мифах.
Босфор и Дарданеллы
Названия этих проливов всегда стоят в одном ряду. Босфор разделяет Европу и Малую Азию, тем самым соединяя Мраморное и Чёрное моря. Длина составляет 30 км, ширина – от 0,7 до 3,7 км. Вместе с Дарданеллой Босфор является одним из звеньев водного маршрута, соединяющего Средиземное море открытого типа с закрытым Чёрным.
Расстояние между проливами – 190 км. Морское судно, следующее из Чёрного моря, сначала заходит в Босфор, по обе стороны которого раскинулся Стамбул. Далее пересекается Мраморное море, и сквозь Дарданеллы корабль попадает в Эгейское море, которое, в свою очередь, является восточной составляющей Средиземного. И в древние времена, и в настоящем эта территория имеет высокую значимость и неоднократно являлась поводом для крупномасштабных войн.
Дарданеллы и основные сражения
Первые военные операции за эту территорию относятся к временам Троянской войны (предположительно XII в. до н.э.). Её причины до сих пор являются предметом спора историков, а развалины легендарного города, находящиеся у входа в Дарданеллы, привлекают множество туристов.
V в. до н.э. характеризуется как период греко-персидских войн. Персидский царь Ксеркс I воспользовался узостью Дарданелл для возведения своеобразных мостов из кораблей. Для перехода его войск в Грецию были выставлены в ряд в двух местах пролива по 300 судов, по ним воины Ксеркса перебрались на сушу.
В 334 г. до н.э. Александр Македонский именно здесь положил начало своим знаменитым свершениям в Азии, перейдя пролив на кораблях из Греции.
XV век ознаменовался падением великой Византийской империи. Начиная с 1453 г. (взятие Константинополя — современного Стамбула) происходит укрепление османов и рождение новой империи. В 1462-1467 гг. на берегах Дарданелл возводятся две крепости – Чименлик и Килитбахир, — призванные отразить возможную атаку со стороны венецианцев.
В 1833 г. Россия выступила на стороне Османской империи во время Турецко-Египетской войны. Результатом этой помощи стало заключение Ункяр-Искелесийского соглашения, дающего России право без препятствий проходить через Босфор и Дарданеллы, а также блокировать проход судов других стран со стороны Средиземного моря. В 1841 г. в Лондоне была подписана конвенция, лишившая Россию этого права, только турецким судам разрешался проход через Дарданеллы. Во время Первой Балканской войны османы неоднократно были разбиты у проливов, но в дальнейшем они уже не теряли здесь своего преимущества.
Первая мировая война вновь втянула Турцию в битвы за Дарданеллы. В 1915 году операция по захвату пролива планировалась лично английским премьер-министром Черчиллем. Он был блестящим политиком и оратором, но не обладал талантом полководца. После поражения на море им было принято решение о высадке войск на Галлипольский полуостров. В результате затянувшихся сражений странами-участниками операции (Турция, Англия, Австралия, Франция) было потеряно свыше 300 тыс. человек. Османская армия победила, а Черчилль был вынужден уйти в отставку.
Не последнюю роль Дарданеллы сыграли и в трагическом участии России в Первой Мировой войне. Россия мечтала вернуть утраченные позиции, но планировала перебросить войска с других направлений не раньше 1917 года. Британские власти пообещали в случае успеха операции отдать русским и оба пролива, и Стамбул, тем самым втянув их в кровопролитную войну.
Пролив Дарданеллы сегодня
Пролив Дарданеллы на карте Евразии выглядит крошечным, но его значение по-прежнему очень велико. В период затишья между мировыми войнами турками было инициировано собрание ведущих морских держав для определения статуса проливов. Местом встречи был выбран г. Монтрё (Швейцария). В итоге в 1936 г. появилась одноименная конвенция, основные положения которой сводятся к следующему:
Сегодня проливы используются, в первую очередь, с торгово-экономическими целями. Россия таким образом осуществляет экспорт нефтепродуктов. Ежедневная пропускная способность проливов составляет свыше 130 судов, четверть из них – танкеры. Тем не менее военная значимость проливов по-прежнему стоит на первом месте. Страны-участницы НАТО регулярно нарушают разрешённые сроки пребывания в проливах во время учений под предлогом поломок судов. США активно добивается получения статуса черноморской державы путём возможной аренды портов у какой-либо страны данного региона. Конвенция Монтрё может быть нарушена в любой момент.
Пролив Босфор и Дарданеллы. Где находится на карте мира, фото, история, кому принадлежит
Проливы Босфор и Дарданеллы – невероятно интересное место на карте мира, которое вызывает неподдельный интерес у географов, историков, политологов, культурологов и обычных жителей планеты.
Значение проливов в современном мире
Проливы Босфор и Дарданеллы на карте мира – сравнительно молодые географические объекты, ранее существующие в виде речной долины. Согласно теории Черноморского потопа, их формирование началось около 7600 лет назад, когда уровень мирового океана был гораздо ниже, а водораздела полуостровов Малая Азия и Балканы не существовало.
Поднявшийся уровень моря в течение короткого промежутка времени затопил часть суши, сформировав на карте мира Мраморное море, закованное двумя появившимися проливами. Босфор стал отделять Мраморное море от Черного, а Дарданеллы стали воротами в Эгейское море.
Через Босфор проходят 2 морских течения – пресноводное верхнее проходит из Черного моря в Мраморное, а соленое нижнее течет в противоположном направлении. Подобное явление наблюдается и в Дарданеллах.
Босфор имеет длину в 29,9 км, а его ширина на разных участках варьируется от 700 м до 3,7 км при наибольшей глубине в 120 м. Дарданеллы превосходят своего северо-восточного соседа по всем параметрам. Имея длину в 120 км, ширина пролива изменяется от 1,3 км до 27 км, а максимальная глубина составляет 153 м.
Происхождение названий проливов уходят корнями в эллинскую культуру, в эпоху формирования древнегреческих мифов.
Изначально Дарданеллы называли Геллеспонтом, ведущим в море Геллы (Мраморное). Гелла же была дочерью царя Фессалии Атаманта, которая утонула в проливе, спасаясь от мачехи вместе с братом. Лишь много времени спустя пролив обрел нынешнее наименование, полученное в честь городка Дардания, основателем которого был Дардан из одноименного племени.
В Античное время главным городом, контролирующим пролив, являлся Абидос.
Босфор же переводится с греческого как «коровий брод». Коровой, окунувшейся в воды пролива, была возлюбленная Зевса девушка Ио. Так она хотела спастись от гнева Геры, жены бога-громовержца. В Античности Босфор также именовался «Боспором Фракийским».
На западном берегу пролива древними греками была основана колония Византий, позже перестроенная римлянами и переименованная в Константинополь. Император Константин Великий в 330 г перенес столицу Римской империи в город, названный в свою честь. А после падения Рима Константинополь на целую тысячу лет являлся столицей Византийской империи.
В 1453 г Византия была уничтожена войсками турок-османов, а ее столица переименована в Стамбул.
Черноморские проливы – так называют Босфор и Дарданеллы – имеют большое значение в современном мире. Они обеспечивают доступ к Средиземному морю и мировому океану южным регионам России, Украине, Грузии и Абхазии, Болгарии и Румынии. Это одни из самых судоходных и труднопроходимых проливов в мире.
Средние показатели составляют 71% влажности и 19-28 градусов. За год в проливах выпадает в среднем около 850 мм осадков.
Мосты
Проливы Босфор и Дарданеллы на карте мира – не просто ворота из Черного моря в Средиземное, но и путь из Азии в Европу. Если тысячи лет назад люди использовали для этого морской путь, то в настоящее время между берегами существует транспортное сообщение посредством мостов.
Босфорский мост
В 1973 году был открыт первый подвесной мост Стамбула – Босфорский. Второе его название – Мост мучеников 15 июля. Переименование произошло в честь людей, погибших или пострадавших 15 июля 2016 года во время турецкого военного путча, направленного на свержение президента Турции Реджела Тайипа Эрдогана.
Мост состоит из трех пролетов – пары береговых и одного центрального. Общая протяженность моста составляет 1560 м, а центральной части 1074 м. Это достаточно широкое архитектурное сооружение. Расстояние от края до края равняется 33 м, а высота опор над уровнем моря 165 м. Босфорский мост имеет 6 полос для движения автомобилей, двигающихся на высоте 64 м над водой.
Мост соединяет восточную и западную части Стамбула, обеспечивая движение через центр города.
Мост султана Мехмеда Фатиха
Севернее Босфорского расположен мост султана Мехмеда Фатиха, введенный в эксплуатацию 19 мая 1988 г. Мост длиной 1510 м имеет ширину в 39 м. Он так же соединяет восточную и западную части Стамбула, однако, проходит по северным городским окраинам.
Именно Мехмеду Фатиху удалось в 1453 г взять штурмом столицу Византии – Константинополь, после чего город на долгие годы стал столицей Османской империи. Пропускная способность моста составляет около полумиллиона человек в сутки.
Мост султана Селима Грозного
Этот мост является самым северным мостом Черноморских проливов и располагается вне городских пределов Стамбула. Открыт он был совсем недавно – 26 августа 2016 г. В годы правления Селима Грозного Османское государство активно завоевывало новые территории, росло и крепло.
Главная особенность моста в том, что он комбинированный. Часть моста поддерживается вантами, а середина подвешена на тросах. Он имеет 8 полос для автомобильного движения и 2 железнодорожных колеи. Общая длина моста составляет 2164 м при ширине в 58,4 м и рекордной высоте пилонов в 322 м.
Мост соединяет самые северные территории Босфора.
Чанаккале-1915
К 2022 году в Дарданеллах планируется завершение строительства моста Чанаккале-1915. Его возведение началось 1 марта 2017 г, и запланированная длина будет составлять 3563 м при ширине в 43,06 м и высоте в 318 м. Название моста связано с победой османского флота в годы Первой Мировой войны в ходе Галлипольской кампании.
Согласно проекту, мост будет иметь 6 полос для движения автомобилей, соединяя полуострова Малая Азия и Галлиполи.
Туннели
Черноморские проливы имеют не только наземную переправу, но и подземную. Из-за загруженности автомобильных дорог высшее руководство Турции приняло решение построить 2 подземных туннеля, соединяющих западный и восточный берега Босфора.
«Мармарай»
Впервые идея создания подобного туннеля была выдвинута в XIX в. султаном Абдул-Меджидом, которая не была реализована из-за финансовых и технологических проблем. С 2004 по 2013 годы благодаря работе японско-турецкого консорциума был разработан и воплощен в жизнь проект по развитию железнодорожного сообщения города Стамбул с использованием морского дна.
Согласно проекту, длина тоннеля составляет 13,6 км, а так же были реконструированы 63 км пригородных железнодорожных путей от Гебзе до Халкалы. Проект рассчитан на ежесуточное передвижение 1,5 млн человек. В переводе с турецкого языка, слово «мармарей» переводится как «рельсы по Мраморному морю».
«Евразия»
Строительство данного тоннеля началось 19 апреля 2014 года, а ввод в эксплуатацию произошел тремя годами позднее. Это самый глубокий и широкий тоннель на Земле, который создавался в соответствии со всеми экологическими требованиями ЮНЕСКО. Он также имеет защиту от цунами и землетрясений.
Общая длина этого архитектурного сооружения составляет 14,6 км. Туннель адаптирован для проезда автомобилей и микроавтобусов. 5,4 км автодороги пролегает на глубине более 100 м. Название тоннеля говорит и о предназначении сооружения – соединить европейский берег Босфора с азиатским.
Достопримечательности рядом с Босфором и Дарданеллами
Проливы Босфор и Дарданеллы на карте мира – место не только географическое, но и историческое.
На него оказали влияние множество культур:
Кроме того, в разное время здесь господствовало 4 религиозных течения:
Одной из главных достопримечательностей Босфора является бухта «Золотой рог». Это узкий залив изогнутой в виде рога формы, разделяющий Стамбул на восточную и западную части. В этом месте была основана колония Византий, выросшая в город с населением в несколько миллионов человек.
В византийские годы бухта перекрывалась ромеями — огромной железной цепью, не пускавшей флот неприятеля к Константинополю. Ныне это людное туристическое место, считающееся красивейшей частью города. На европейской части Стамбула расположился дворец Долмабахче. Он строился в 1842-1853гг для султана Абдул-Меджида I, а с 1984 г по настоящее время является музеем.
Что представляет собой дворец Долмабахче, можно узнать из этого видео:
Название дворца в переводе с турецкого языка означает «насыпной сад». Найти его можно на границе районов Кабаташ и Бешикташ.
Гордостью византийского архитектурного зодчества, сохранившегося до наших дней, является Собор Святой Софии или Айя-София. Первый собор был построен в 324 г, но был разрушен, и при Юстиниане I в 532-537 гг. здание было возведено вновь. Именно оно и сохранилось до наших дней.
До 1453 г. это был главный храм православного мира, но с падением тысячелетней империи здание было переделано турками-османами в мечеть, коей и оставалась до 1935 года, когда здание было преобразовано в музей. Находится собор в районе Фатих, недалеко от парка Султанахмет Аркеоложи, куда можно добраться на трамвае или маршрутках.
Уникальный памятник архитектуры — Султанахмет или Голубая Мечеть, построенная в 1609-1616 гг, сочетающей в себе признаки и византийского наследия – куполообразность и размах мысли. Здание строилось для того, чтобы умилостивить Аллаха после поражения Османской империи в двух войнах. Находится оно в 200 м от Собора Святой Софии.
Но главным дворцом огромной империи вплоть до середины XIX в оставался дворец Топкапы, расположенный на мысе Сарайбурну. С этого мыса можно наблюдать соединение Золотого Рога с акваторией Босфора. Его создание приходится на самое начало деятельности османов в завоеванном Константинополе. Строительство началось в 1465 г и длилось 13 лет.
До дворца можно дойти пешком от Собора Святой Софии, лежащго в 0,5 км от него.
Дарданеллы не менее богаты на достопримечательности. Например, на азиатской части пролива, если ехать на автобусе из города Канаккале 52 км на запад, можно попасть в место, где находятся развалины сразу нескольких крепостей. Одной из таких является крепость Кумкале.
Недалеко от этого места расположился знаменитый холм Гиссарлык. Известен он тем, что благодаря раскопкам этого холма Генрихом Шлиманом была найдена более знаменитая и легендарная крепость-город, о которой писал Гомер в «Иллиаде» — Троя.
В этих местах Гектор был сражен Ахиллом, царство престарелого Приама было порабощено воинственным царем Агамемноном, а Древняя Греция начала распространение своей культуры на восток. Попасть в Трою можно и с европейского берега – она находится в 7 км от побережья Дарданелл.
На крутом побережье Дарданелл прямо на поверхности земли нанесена надпись «DUR YOLCU!», увидеть которую можно, только проходя через пролив на корабле.
В переводе с турецкого она обозначает: «Остановись, странник! Эта земля, по которой ты, не задумываясь, шагаешь, является местом заката целой эпохи». На европейском берегу Дарданелл расположен небольшой городок Гелиболу, известный своей каменной башней – последний сохранившийся объект византийских укреплений.
В годы русско-турецких войн там содержали пленных казаков, а в 1921 году была гауптвахтой для солдат Русской армии барона Врангеля. На сегодняшний день в башне расположен музей турецкого морехода Пири-реиса. Добраться до Гелиболу можно на межгородских автобусах и при помощи корабля.
Отели с видом на Босфор
На туристической карте мира Черноморские проливы занимают особое место. И если Дарданеллы по большей части привлекают историков, то мечта многих туристов – посетить Босфор.
На берегу пролива имеется множество отелей с прекрасным видом на море, которые отражены в таблице:
Название | Звездность | Местонахождение в Стамбуле | Как добраться | Стоимость проживания (сут./чел.) |
The Ritz-Carlton | 5 | Asker Ocagli Cad, 6 | Городской транспорт | От 12500 руб. |
Double Tree by Hilton | 4 | Ordu cad, 33; Albay Faik Sozdender cad, 31 | Городской и водный транспорт | От 7000 руб. |
Kalyon Hotel | 4 | Kennedy cad, 34 | Городской и железнодорожный транспорт | От 5000 руб. |
Nordstern | 5 | Tersane cad, 5 | Городской, водный и железнодорожный транспорт | От 5500 руб. |
Anjer Hotel Bosphorus | 4 | Findikli Meclisi Mebusan cad, 61 | Городской и водный транспорт | От 4100 руб. |
Интересные факты
Из-за уникальности своего геологического формирования и исторической важности проливов, не стоит забывать о некоторых интересных фактах, связанных с ними.
Босфор — чертово течение
Данный природный феномен особенно ярко проявляется во времена весеннего половодья, когда талая речная вода врывается в акваторию Мраморного моря через Босфор. В это время скорость течения в проливе резко возрастает, а голубые водные потоки начинают бешено нестись в сторону Дарданелл, создавая вскипание воды в наиболее узких участках пролива.
Пузырящаяся водная масса создает эффект шипения.
Древний город Канаккале
Самое древнее поселение, существовавшее в окрестностях нынешнего города, датируется 4800 г. до н.э. Потомки первых жителей, спустя сотни лет, основали в этих местах два города – Трою и Ассос. В память о них в центре города воздвигнута статуя троянского коня.
Ныне существующий город берет свое начало от османской крепости, воздвигнутой в XV в.
Извилистый рельеф Дарданелл
Проливы Босфор и Дарданеллы – 2 узких пролива на карте мира, через которые можно было попасть из Европы в Азию и наоборот. Однако, переправа через Дарданеллы осуществлялась гораздо реже, чем через Босфор, что связано с извилистым рельефом пролива.
Кроме того, что в древности это была горная долина с сохранившимися скальными образованиями, судам, идущим через пролив, требуется несколько раз менять направление движения, чтобы пройти пролив.
Автор: Михаил Пушкарев
Оформление статьи: Е.Чайкина
Полезный видео-ролик о проливе Босфор и Дарданеллы
Достопримечательности окрестностей Босфора: