Что соборное уложение устанавливало
Центральный музей таможенной службы
Соборное уложение 1649 года
16 июля 1648 г. В Москве был созван Земский собор, на котором дворяне подали царю Алексею Михайловичу челобитную о составлении Уложения. Для выработки проекта Уложения была создана специальная комиссия (приказ) во главе с князем Н.И. Одоевским. Практическая работа над проектом была завершена к 1 сентября 1649 года. Слушание проходило в двух палатах: в одной были царь, Боярская дума и Освящённый собор, в другой выборные люди разных чинов, депутаты от дворян и посадских людей. Внешне оно представляло собой слиток, состоящий из 959 узких бумажных столбцов. В конце его шли подписи участников Собора (315 человек), в местах склейки столбцов стояли подписи дьяков. С этого подлинного свитка были отпечатаны 1200 экземпляров Уложения, что не обеспечило потребности в издании, поэтому в XVII – начале XVIII в. книга переписывалась вручную.
Соборное Уложение является первым печатным памятником русского права, до его издания законы обычно возвещались на площадях, что давало возможность совершать чиновникам многочисленные злоупотребления. Появление печатного закона практически исключало такую возможность. Соборное Уложение не имеет прецедентов в истории русского законодательства по богатству и объёму юридического материала, оно представляло собой первый в истории России систематизированный закон. Уложение не имело себе равных также в современной ему западноевропейской практике. Источниками Уложения послужили уставные и указные книги приказов, указы и боярские приговоры, судебники, Литовский Статут.
Свод законов делится на тематические главы. Глава IX, содержащая 20 статей, была специально посвящена вопросам таможенного дела, имела подзаголовок «О мытех, перевозех, и мостех». В связи со сложением Всероссийского рынка и развитием торговли вопросы, касающиеся проезжих пошлин, были особенно актуальны и требовали более чёткой регламентации. Уложение выделяет две основные категории пошлин – государевы (государственные) и вотчинно-поместные. Первые взимались в царских владениях, вторые в вотчинах и поместьях, в соответствии с иммунитетными пожалованиями. Государственные пошлины собирались специальными должностными лицами – головами и целовальниками или отдавались на откуп. В главе «О мыте, перевозех и мостех» (мыт – проезжая пошлина, перевоз – пошлина, взимаемая при переправе через реку, мостовщина – пошлина, взимаемая за проезд через мост) регламентируются, главным образом, проезжие и торговые пошлины.
Статьи главы содержат разнообразную информацию по таможенным вопросам: право сбора пошлин, санкции за нарушения при взимании пошлин, нормы о наказании за оскорбление, побои и грабёж, связанные со взиманием пошлины, вопросы тайного провоза, уклонение от уплаты пошлин, запрещение установления новых и дополнительных пошлин, проблемы содержания дорого и мостов и целевого использования средств.
Особенно необходимо выделить главу XIV Уложения «О крестном целовании». Крестное целование применялось при вступлении в государеву должность и при присяге в судопроизводстве при отсутствии доказательств. Крестоцеловальная присяга широко применялась в таможенном деле при исках русских к иноземцам, согласно ст. 2 главы IX «О мытех…» истец, потерпевший ущерб при неправомерном взимании пошлин, приводил в доказательство истинности своих слов – крестоцелование. А иностранец целовал крест «по своей вере».
Соборное Уложение закрепило основные положения мытного дела и отразило сложившуюся таможенную практику в России к середине XVII в.
Книга представляет собой рукопись, переписанную русским полууставом в 1721 году.
Соборное уложение 1649 года
Всякая откровенно выраженная мысль, как бы она ни была ложна, всякая ясно переданная фантазия, как бы она ни была нелепа, не могут не найти сочувствия в какой-нибудь душе
В данной статье мы рассмотрим Соборное уложение 1649 года кратко, как одного из первых документов, который систематизировал законодательство Руси. В 1649 году, впервые в истории России была осуществлена кодификация государственного права: Земский Собор разработал Соборное уложение. В этом нормативном документе впервые не просто были собраны основные законы государства, они были классифицированы по отраслям. Это существенно упрощало систему российского законодательства, обеспечивало ее стабильность. В данной статье описываются основные причины принятияСоборного Уложения 1649 года, его основной смысл и краткая характеристика, а также анализируются основные последствия принятия закона на развитие российской государственности.
Причины принятия Соборного уложения 1649 года
В период между 1550 и 1648 годами было издано около 800 указов, законов и других нормативно-правовых актов. Особенно много их вышло во время Смуты. Работа с ними требовала не только больших знаний, но и много времени на обработку. Кроме того, были случая, когда некоторые положения одного указа могли входить в противоречие с другими, что приносило большой ущерб системе законодательства Российского царства. Эти проблемы заставляли задумываться о проведении кодификации существующих законов, то есть их обработке и составлению из них единого и целостного свода законов. В 1648 году в Москве состоялся Соляной бунт, одним из требований восставших был призыв к созыву Земского Собора для создания согласованного и единого закона.
Еще одной причиной, подталкивающей Алексея Михайловича к созданию Соборного Уложения 1649 года, была тенденция государства к абсолютной монархии, которая требовала четкого закрепления в законах. Царь из молодой династии Романовых фактически сосредоточил всю власть в своих руках, ограничив влияние Земского Собора, однако, новая политическая система требовала закрепления в законах. Также новые сословные отношения, а особенно статус дворянства и крестьянства (тенденции к формированию крепостного права) также нуждался в юридическом пересмотре. Весь этот набор причин привел к тому, что в конце 1648 года Алексей Михайлович созвал Земский Собор, дав ему задание сформировать единый свод законов, который вошел в историю как Соборное Уложение.
Источники Уложения и работа по его созданию
Для создания свода законов была создана специальная комиссия, состоящая из приближенных к царю, которую возглавил князь Никита Одоевский. Кроме него в комиссию вошли герой Смоленской войны князь Федор Волконский, а также дьяк Федор Грибоедов. В работе комиссии принимал участие лично царь Алексей. Основой для написания Соборного уложения 1649 года, если кратко, послужили соедующие правовые источники:
Характеристика Уложений по отраслям
В 1649 году Соборное Уложение было полностью закончено. Интересно то, что это был не только первый сборник законов России, сформированный по рубрикам, которые определялись областями права. Это был первый свод законов России, который был в печатной форме. Всего Соборное Уложение состояло из 25 глав, в которых было 967 статей. Историки российского права выделяют следующие правовые отрасли, которые были раскрыты в Соборном уложении 1649 года:
Государственное право
Закон полностью определял правовой статус монарха в России, а также механизмы наследования власти. Статьи из этой отрасли права снимали вопросы, с точки зрения законности прсутствия династии Романовых на престоле. Кроме того, эти статьи закрепляли процесс становления абсолютной монархии в России.
Уголовное право
Во-первых, тут были классифицированы виды преступлений. Во-вторых – описаны все возможные виды наказания. Были выделены следующие виды преступлений:
Что касается наказаний за преступления, то Соборное Уложение 1649 года выделяло несколько основных видов:
Гражданское право
Кроме того, Соборное уложение 1649 года кратко, но окончательно завершило закрепощение крестьян: помещик имел право спустя любой срок после побега искать беглых крестьян. Таким образом, крестьяне окончательно «прикреплялись» к земле, становясь собственностью помещика.
Семейное право
Что касается супружеских пар, то муж имел фактическое право собственности над своей женой. Брачный возраст для мужчины был 15 лет, а для женщины – 12. Развод был жестко регламентирован, допускался лишь в отдельных случаях (уход в монастырь, неспособность жены родить детей и т.д.).
Кроме вышеуказанных положений, Соборное уложение касалось процессуальной составляющей права. Так, были закреплены следующие процедуры, целью которых было получение доказательств:
Дополнения к закону в 17 веке
На протяжении второй половины 17 века были приняты дополнительные законы, которые вносили изменения или дополнения в Уложение. Например, в 1669 году был принят закон об увеличении наказаний для преступников. Он был связан увеличением преступности в России в этот период. В 1675-1677 были приняты дополнения о статусе вотчины. Это было связано с увеличением количества споров относительно права на землю. В 1667 году был принят «Новоторговый устав», который был призван поддержать российского производителя в борьбе с иностранными товарами.
Историческое значение
Таким образом, Соборное уложение 1649 года имеет несколько значений в истории развития российского государства и права:
Соборное уложение 1649 года действовало до 1832 года, когда Сперанским был разработан Свод Законов Российской империи.
Соборное уложение от 29 января 1649 г.
Соборное уложение от 29 января 1649 г.
В лето 7156 го(да) июля, в 16 день, государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Русии самодержец, в двадесятое лето возраста своего, в третьее лето богом хранимый своея державы, советовал с отцем своим и богомольцем, святейшим Иосифом, патриархом Московским и всея Русии, и с митрополиты, и со архиепископы, и с епископом, и со всем освященным Собором, и говорил с своими государевыми бояры, и с околничими, и з думными людьми, которые статьи написаны в правилех святых апостол, и святых отец, и в градцких законех греческих царей, а пристойны те статьи к государьственным и к земским делам, и те бы статьи выписать, и чтобы прежних великих государей, царей и великих князей росийских, и отца его государева, блаженныя памяти великого государя, царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Русии указы и боярские приговоры на всякие государьственные и на земские дела собрать, и те государьские указы и боярские приговоры с старыми судебниками справити. А на которые статьи в прошлых годех, прежних государей в Судебниках указу не положено, и боярских приговоров на те статьи не было, и те бы статьи по тому же написати и изложити по его государеву указу общим советом, чтобы Московского государьства всяких чинов людем, от болшаго и до меншаго чину, суд и росправа была во всяких делех всем ровна. И указал государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Русии то все собрати, и в доклад написати бояром, князю Никите Ивановичю Одоевскому, да князю Семену Васильевичю Прозоровскому, да околничему князю Федору Федоровичю Волконскому, да дьяком Гаврилу Левонтьеву, да Федору Грибоедову.
А для того своего государева и земского великого царьственного дела указал государь, по совету со отцем своим и богомольцем, святейшим Иосифом патриархом Московским и всея Русии, и бояре приговорили выбрать из столников, и из стряпчих, и из дворян московских и из жилцов, из чину по два человека, также всех городов, из дворян и из детей боярских взяти из больших городов, опричь Новагорода по два человека, а из новгородцов с пятины по человеку, а из менших городов по человеку, а из гостей трех человек, а из гостиные и из суконные сотен по два человека, а ис черных сотен и из слобод, и из городов с посадов по человеку, добрых и смышленых людей, чтобы его государево царьственное и земское дело с теми со всеми выборными людьми утвердити и на мере поставить, чтобы те все великие дела, по нынешнему его государеву указу и Соборному Уложенью, впредь были ни чем нерушимы.
И по государеву, цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Русии указу бояре князь Никита Ивановичь Одоевской с товарыщи, выписав ис правил святых апостол и святых отец, и из градских законов греческих царей, и из старых судебников прежних великих государей, и из указов блаженные памяти великого государя, царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Русии, и из боярских приговоров, и которых статей в прежних судебниках, и во указех прежних государей, и в боярских приговорех не написано, и те статьи написав вновь к государю приносили.
И в нынешнем во 157-м году, октября с третьего числа, государь царь и великий князь Алексей Михайловичь всея Русии самодержец, со отцем своим и з богомольцем святейшим Иосифом, патриархом Московским и всея Русии, и с митрополиты, и со архиепископы и с епископом, также и с своими государевыми бояры, и с околничими, и з думными людьми того собрания слушал, и выборным людем, которые к тому общему совету выбраны на Москве и из городов чтено, чтобы то все Уложенье впредь было прочно и неподвижно. И указал государь то все Уложенье написать на список и закрепити тот список святейшему Иосифу, патриарху Московскому и всея Русии, и митрополитом, и архиепископом, и епископу, и архимаритом и игуменом, и всему освященному собору, и своим государевым бояром, и околничим, и думным людем, и выборным дворяном и детем боярским, и гостем, и торговым и посадъцким людем Московского государьства и всех городов Российского царства. А закрепя то Уложение руками, указал государь списати в книгу, и закрепить тое книгу дьяком Гаврилу Левоньтьеву, да Федору Грибоедову, а с тое книги для утверженья на Москве во все приказы и в городы, напечатать многие книги, и всякие дела делать по тому Уложению.
И по государеву, цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Русии указу, то Уложение на список написано. И святейший Иосиф, патриарх Московский и всея Русии, и митрополиты, и архиепископы, и епископы, и архимариты, и игумены, и весь освященный собор также и бояре, и околничие, и думные люди, и выборные дворяне, и дети боярские, и гости, и торговые посадцкие люди к тому Уложению на списке руки свои приложили. И с того Уложенья списан список в книгу, слово в слово, а с тое книги напечатана сия книга.
А как то Уложение по государеву, цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Русии указу, чтено выборным людем, и в то время в ответной полате, по государеву указу сидел боярин князь Юрьи Алексеевичь Долгорукой, да с ним выборные люди.
Тема 8. Россия в XVII в.
Оглавление
XVII в. для России – это период кризиса сложившихся традиций, устоев, привычного уклада жизни, национального самосознания. Начало ему положила Смута, а раскол церкви был его продолжением. Сложилась и была юридически оформлена крепостная система. Завершался процесс образования централизованного государства.
В то же время в стране наблюдалось разложение натурального хозяйства. Формировался всероссийский рынок. Государство увеличивало свою территорию, активно участвовало в географических открытиях, развивало торговые связи с Западной Европой и Востоком.
В России происходили изменения и в политическом устройстве, страна эволюционировала к абсолютной монархии.
Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Дальнейшая централизация государственной власти
Принятый в 1649 г. новый сборник законов – Соборное Уложение – воплотил общую тенденцию развития государственной системы – усиление роли дворянства и отчасти верхушки посада в государственном управлении страны и в связи с этим усиление централизации государственной власти. В исторической перспективе эта тенденция подготавливала переход сословно-представительной монархии к абсолютизму. В XVII в. в титул русских царей официально вошли понятия «самодержец», «великий государь, царь и великий князь, всея России самодержец», а после воссоединения Украины с Россией и «всея Великие и Малые России самодержец». Тем не менее в первой половине XVII в. власть царя далеко не всегда оказывалась неограниченной и действительно самодержавной. Иногда «великими государями» были одновременно два лица, например, Михаил Фёдорович и его отец патриарх Филарет. В царствование Алексея Михайловича титул «великий государь» присвоил себе патриарх Никон, активно вмешивавшийся в управление светскими делами. Невзирая на теократические тенденции, деятельность Никона способствовала возрождению самодержавных порядков, поколебленных Смутой. Бежавший из России в 1664 г. дьяк Котошихин замечал, что Михаил Фёдорович «самодержцем писался, однако без боярского совету не мог делати ничего». А вот Алексей Михайлович «государство своё правит по своей воле». Тем не менее боярская аристократия упорно отстаивала своё участие во власти через Боярскую думу, однако её конфликт с руководством церкви во многом способствовал успеху царя.
В первой половине XVII в. довольно часто собирались Земские соборы. В дальнейшем укрепившаяся самодержавная власть для решения важнейших государственных вопросов обходилась уже без созыва соборов, ограничиваясь иногда совещаниями с представителями отдельных сословий. Последние соборы состоялись в 1648–1649, 1651–1653 гг. Отмирание Земских соборов было одним из проявлений перехода от сословно-представительной монархии к абсолютизму.
Социально-экономическое развитие России в XVII в.: структура феодального землевладения, эволюция форм собственности
К середине XVII в. разруха и разорение Смутного времени были в основном преодолены. Вместе с тем, «вся история Московского государства в XVII столетии развивалась в прямой зависимости от того, что произошло в смутную эпоху» (С. Ф. Платонов).
В центре научных дискуссий долгое время находился вопрос о начале зарождения в России капиталистических отношений. Одни историки – сторонники ранней датировки – считали возможным отнести генезис капитализма ещё к XVI в. Основным их аргументом являлся рост товарного производства в деревне. Ряд историков соотносят начало процесса генезиса капитализма с концом XVIII–началом XIX в. Согласно им, в XVIII в. происходит лишь дальнейшее развитие феодальных отношений, поскольку отдельные признаки (развитие товарно-денежных, рыночных отношений, увеличение числа мануфактур), по их мнению, не могут служить доказательством капиталистических отношений.
Другие специалисты относят начало капитализма как раз к XVII в., связывая его с определенными изменениями в развитии социально-экономических отношений: расширением в этот период товарно-денежных отношений по причине роста внутреннего рынка и выходом на внешний; продолжением процесса имущественной и социальной дифференциации в городе и деревне; развитием предпринимательства и мануфактуры. Однако при этом подчеркивается, что новые процессы протекали в рамках докапиталистических (феодальных) отношений, т. к. наблюдался одновременно рост крупного землевладения, расширение и углубление докапиталистических форм эксплуатации, законодательное оформление крепостного права, а также возобновление традиций древнерусского управления при проявлениях социальной борьбы в городах.
В XVII в. происходит дальнейший рост крупной земельной собственности, преимущественно развивающейся теперь в форме поместного землевладения. Новым явлением в развитии землевладельческого хозяйства стало усиление его связи с рынком. Наряду с этим наблюдается в значительно большем масштабе выделение из крестьянской среды зажиточной верхушки – «капиталистых мужиков». В целом же происходит дальнейшее углубление специализации сельского хозяйства. В это же время идет повсеместное перерастание ремесла (изготовление на заказ) в мелкотоварное производство (изготовление на рынок); в соответствии с природно-географическими условиями складываются районы ремесленного производства; увеличивается количество мануфактур. Растет число городов – к концу века оно достигает 300.
Вышеуказанные факторы дали широкий простор для развития рыночных связей. Значительно расширился обмен товарами между отдельными районами страны, что свидетельствовало о складывании национального всероссийского рынка. Началось слияние земель в единую экономическую систему, укреплявшую и политическое единство страны.
Соборное уложение 1649 г. Крепостное право в России
Процессы, происходящие в обществе, отразило принятое Земским собором Уложение царя Алексея Михайловича 1649 г. – свод общегосударственных законов (кстати, остававшийся действующим до 1832 г.) Одной из норм Уложения явилось введение бессрочного сыска беглых крестьян – тем самым отменялись «урочные лета». Подтверждался и запрет перехода крестьян в «Юрьев день». Эти меры означали юридическое оформление крепостного права. Дворяне осуществляли полицейский надзор за крестьянами, собирали с них и вносили в казну подати, отвечали за выполнение ими государственных повинностей. Крестьяне лишались права самостоятельно отстаивать свои интересы в суде. Но землевладельцам запрещалось насильно обращать крестьянина в холопы или отнимать у него собственность. Однако его имущество могло быть продано за долги несостоятельного землевладельца. Господин мог обратить крестьянина в кабального слугу, но только с его согласия.
Ряд статей регламентировал развитие крупного землевладения, в частности, вотчинного и поместного землевладения, а также дальнейшее ограничение церковного. Соборное Уложение расширило права помещиков, разрешив им обмен поместий вне пределов своих уездов. Под видом обмена помещики нередко осуществляли частичную продажу поместных владений. Получила развитие традиция наследования поместий по «особым распоряжениям».
Часть статей Уложения коснулась проблемы «белых слобод». Стремясь развивать ремесло и торговлю, государство их ликвидирует. Посадские люди получили право монопольной торговли в городах, при этом неся тягло в пользу государства.
Кроме этого унифицировалась система судопроизводства, при этом сохраняя многие патриархальные порядки.
В то же время первые главы Соборного Уложения содержали статьи о престиже царской власти и преступлениях против нее. Власть монарха усиливалась, что означало движение по пути установления в России абсолютной монархии. Окрепшее самодержавие переставало нуждаться в поддержке со стороны сословно-представительного органа – Земского собора (последний собор полного состава был проведен в 1653 г.). Однако царь – с 1645 по 1676 г. правил Алексей Михайлович – еще был вынужден считаться с Боярской думой, вместе с тем пополнившейся дворянами и представителями приказной бюрократии. Исполнительная власть принадлежала приказам, переживающим в XVII в. свой расцвет. В общей сложности в это время функционировало до 80 приказов. Важнейшими выступали Посольский, Поместный, Тайных дел, Стрелецкий, финансовыми делами ведали приказы Большого прихода, Большой казны, Счетный. Имелась система Дворцовых и Патриарших приказов, а также территориальных, ведавших некоторыми районами страны. Значительно выросла численность бюрократии – до 4,5 тыс. человек. Изменения произошли и в организации местного управления: власть в уездах сосредоточилась в руках назначаемых из центра воевод. Однако в Поморье сохранялось земское управление. Предпринимаются попытки реорганизации армии: создаются полки «нового строя», куда набирались «даточные люди» (сто крестьянских дворов давали на пожизненную службу одного солдата), проходившие военное обучение под началом офицеров-иностранцев. Довольно верно политический строй России XVII в. определял М. М. Богословский, писавший, что Московское государство середины XVI–середины XVII в. было самодержавно-земским, а далее оно стало превращаться в самодержавно-бюрократическое.
Церковная реформа
В событиях Смутного времени церковь играла видную роль. Еще более её авторитет повысился в 20-е гг. XVII в., когда патриарх Филарет фактически соединил в своих руках прерогативы светской и церковной власти. Хотя Соборное Уложение 1649 г. ограничивало рост церковного землевладения (что не удалось сделать Ивану Грозному) и урезало иммунитетные права монастырей, экономическое могущество церкви оставалось по-прежнему велико.
Вместе с тем, внутри церкви имели место разногласия. Истоки их восходят к 40-м гг. XVII в., когда в Москве сложился «Кружок ревнителей древнего благочестия». Его возглавлял царский духовник Стефан Вонифатьев, а входили Никон, Аввакум и другие церковные, а также светские деятели. Их стремления сводились к назревшему «исправлению» церковных служб, поднятию нравственности духовников и противодействию проникновению светских начал в духовную жизнь населения. Деятелей кружка поддерживал и царь. Однако несогласие начиналось, когда речь заходила о выборе образцов, по которым надлежало производить исправления. Одни считали, что за основу надо положить древнерусские рукописные книги (Аввакум), другие – греческие оригиналы (Никон). Несмотря на свою непримиримость, споры вначале не выходили за рамки богословских рассуждений узкого круга лиц. Так продолжалось до тех пор, пока Никон не стал в 1652 г. патриархом. Он сразу же начал проводить церковную реформу.
Наиболее существенные изменения коснулись церковных обрядов. Никон заменил обычай креститься двумя пальцами троеперстием, в богослужебные книги вписывали слова по сути равнозначные, но по форме иные, произошла замена и других ритуалов. Из Москвы были высланы «ревнители» (Аввакум – на север). Одновременно Никон, некогда бывший ближайшим соратником царя Алексея Михайловича, поставленный патриархом при его содействии, стал претендовать на государственную власть. Он демонстративно подчеркивал превосходство духовной власти над светской: «Яко же месяц емлет себе свет от солнца. такожде и царь поемлет посвящение, помазание и венчание от архиерея». По сути он становился соправителем царя, а во время отсутствия Алексея Михайловича занимал его место. В приговорах Боярской думы появилась такая формулировка: «светлейший патриарх указал и бояре приговорили». Но Никон переоценил свои силы и возможности: приоритет светской власти был уже определяющим в политике страны.
Тем не менее борьба продолжалась восемь лет. И только церковный собор 1666 г. вынес приговор о низложении Никона и ссылке его простым монахом в северный Ферапонтов монастырь. Наряду с этим, церковный собор объявил проклятие всем противникам реформы.
После этого раскол в России разгорелся с гораздо большей силой. Чисто религиозное вначале движение приобретает социальную окраску. Однако силы споривших между собой реформаторов и старообрядцев (староверов) были неравны: на стороне первых находились церковь и государство, вторые защищались только словами. Движение старообрядчества было сложным по составу участников. В него входили горожане и крестьяне, стрельцы, представители черного и белого духовенства, наконец, бояре (яркий и хрестоматийный пример – боярыня Морозова). Общим их лозунгом был возврат к «старине», хотя каждая из этих групп понимала его по-своему. Трагическая судьба выпала на долю старообрядцев уже в XVII в. Подвижнической смертью погиб «неистовый» Аввакум: после многолетнего «сидения» в земляной яме он был в 1682 г. сожжен. А последняя четверть этого столетия озарена кострами массовых «гарей» (самосожжений). Преследования вынудили старообрядцев уйти в глухие места – на север, в Заволжье, где их не коснулась цивилизация ни в XVIII, ни в XIX, ни даже, иной раз, в XX в. Вместе с тем старообрядцы стали хранителями многих древних рукописей.
Что касается официальной церкви, то она пошла на компромисс со светской властью. Собор 1667 г. подтвердил независимость духовной власти от светской. По решению этого же собора был упразднен Монастырский приказ, а также отменялась практика суда светского учреждения над духовенством.
Социальные движения в XVII в.: Медный бунт, Соляной бунт, Новгородское и Псковское восстания, восстание Степана Разина
Середина–вторая половина XVII в. были наполнены социальными взрывами. По своей организации и структуре восстания были неоднородны: они включали и элементы вечевых порядков, и элементы городского и казацкого самоуправления.
Первым в этом ряду стало восстание в Москве в 1648 г., известное как Соляной бунт. Истоки его обычно видят в финансовой реформе главы правительства боярина Б. И. Морозова, оказывавшего большое влияние на царя (к тому же породнившегося с ним путем брака с сестрой его супруги). Пустующую государственную казну Морозов решил пополнить заменой прямых налогов – чрезвычайно разорительных – косвенными. В 1646 г. была обложена дополнительной пошлиной соль. Это вызвало резкое сокращение потребления соли и недовольство прежде всего рядового посадского населения. Тогда в 1647 г. соляной налог было отменен, но образовавшуюся недоимку стали вновь взыскивать обычным путем – прямыми налогами. В городах это особенно ударило по жителям «черных слобод», которые, в отличие от «белослободчиков», освобожденных от платежей, несли в полной мере государево тягло. Чернослободчики требовали ликвидации белых слобод и уравнения их населения в правах и обязанностях со всем остальным посадом. Недовольство выражало и дворянство.
К лету 1648 г. в столице складывается напряженная обстановка. 1 июня возвращающемуся с богомолья Алексею Михайловичу москвичи хотели подать челобитную, но были разогнаны стрельцами. Тогда на следующий день горожане ворвались в Кремль и вновь попытались вручить царю челобитную. Морозов приказал стрельцам изгнать толпу, но они отказались. Начались погромы дворов бояр и других представителей знати. Восставшие потребовали выдачи особенно ненавистных чиновников – Морозова, окольничего Траханиотова, начальника Земского приказа Плещеева. Царю удалось спасти лишь Морозова, срочно выслав его в отдаленный монастырь. В ходе восстания сложился союз посадских людей, дворян и стрельцов. Они потребовали созыва Земского собора для рассмотрения их требования. По Уложению 1649 г., которое утвердил собранный Земский собор, предусматривалось так называемое посадское строение, упорядочившее организацию посада.
Эхо московских событий прокатилось и по другим городам Российского государства; движущими силами выступали на севере посадские люди, а на юге – мелкий служилый люд. Посадское движение продолжилось в 1650 г. в Новгороде и Пскове. Поводом послужило резкое повышение цен на хлеб, вызванное поставками зерна Швеции в счет компенсации за людей, ушедших с захваченных ею (по Столбовскому миру 1617 г.) территорий. В обоих городах было заменено административное управление.
В Пскове, после отстранения от должности воеводы Собакина в марте 1650 г., власть от приказной избы перешла к органу земского самоуправления – «всегородной избе». В мае – августе во главе города стояли представители демократических слоев посада во главе с купцом хлебником Гаврилой Демидовым. Горожане завладели городскими ключами и печатью. В состав псковского правительства входили делегаты разных сословий, в том числе и дворяне. Окончательные решения принимал сход псковичей, созываемый звоном колокола. «Сходы не были простым воспроизведением древнего веча, – пишет А. А. Преображенский, – но некоторые традиции вечевых собраний, по-видимому, возродились в новых условиях». С организованностью и решимостью псковичей вынуждено было считаться московское правительство. Царские грамоты посылались «к всегородным земским старостам и стрельцам, и казакам, и посадцким, и всяким жилецким людям». В конечном итоге правительство приняло условия переговоров и сняло военную блокаду города. Прощение было дано всем участникам сопротивления, в том числе и пятерым руководителям-«заводчикам».
В марте–апреле 1650 г. восстание произошло в Новгороде. Его ход был во многом схож с событиями во Пскове. Здесь также власть оказалась в земской избе, однако не нашлось столь решительных и последовательных руководителей.
Следующее выступление произошло в 1662 г. в Москве. Оно известно как Медный бунт. Восстание было связано с русско-польской войной (начавшейся в 1654 г.), которая вызывала большие финансовые затруднения. В поисках выхода московское правительство взамен серебряной монеты стало чеканить равнозначную медную, которая со временем обесценилась, а налоги собирались по-прежнему серебром, в то время как жалованье выплачивалось медью. Вследствие этого посадское население оказалось неплатежеспособным.
В июле 1662 г. по набатному колоколу посадские люди, стрельцы и солдаты двинулись в резиденцию царя – село Коломенское и потребовали выдачи бояр и купцов, причастных к неудачной денежной реформе. Вступив с ними в переговоры, царь Алексей Михайлович одновременно вызвал верные ему стрелецкие полки, которые жестоко расправились с восставшими. Однако чеканка медных денег была прекращена.
В начале 70-х гг. XVII в. крупное восстание произошло в южных районах России, где земли по Дону были заселены казаками. Особенности их положения (оборона пограничных земель от крымцев и ногайцев) обуславливали их отношения с центром, обеспечивавшим их хлебным жалованьем, а также не требовавшим выдачи беглых крестьян («с Дона выдачи нет»). Нередко казакам для устройства своего имущественного положения приходилось собирать походы «за зипунами», которые зачастую сводились к грабежу казенных и купеческих караванов на Волге. Однако когда в 60-х годах правительство стало противодействовать им, тогда начались волнения.
Во главе восставших стоял домовитый донской казак Степан Разин. Первые его походы «за зипунами» через Каспийское море на Волгу и Яик в 1667 г., а затем в пределы Персии (1668–1669) ничем не отличались от прочих. Новый поход Разина, начавшийся в 1670 г., превратился в казацко-крестьянское восстание [2], в котором наряду с казаками и русскими крестьянами участвовали народы Поволжья: мордва, татары, чуваши и др.
Весной отряды восставших овладели Царицыном, а в начале лета – Астраханью. Затем было принято решение продвигаться вверх по Волге. Восстание охватило значительную территорию Поволжья. Но после неудачной осады в сентябре 1670 г. Симбирска повстанцы были разбиты правительственными войсками. Разин ушел на Дон, где в феврале 1671 г. был схвачен зажиточными казаками и выдан правительству. После его казни (июнь) восстание пошло на убыль.
Внутренняя политика России в конце XVII в.
После смерти царя Алексея Михайловича на престол был возведен 14-летний Федор Алексеевич (1676–1682) – его сын от первой жены – Марии Милославской, происходившей из старинного боярского рода. Кроме Федора у них был еще сын Иван и шесть дочерей, старшей из которых являлась Софья. От второго брака с Натальей Нарышкиной царь имел сына Петра и дочь Наталью. В 70–80-е гг. между придворными группировками Милославских и Нарышкиных происходит беспрерывная борьба за власть. Во главе первых стояла энергичная и властолюбивая царевна Софья, вторых возглавляла мать Петра царица Наталья Кирилловна.
Несмотря на эту непростую обстановку, правительство смогло осуществить ряд реформ. В 1676 г. был проведён «разбор» служилых городов, призванный поднять дисциплину в армии, т. к. многие дворяне не являлись на службу. Начали работу по составлению новых писцовых книг, которые стали последними в долгой истории посошного обложения в Русском государстве, на смену ему пришло подворное.
Создавались военные округа (разряды) для большего удобства в комплектовании войска и взимания налогов, ставшие предтечей петровских губерний. При Фёдоре Алексеевиче увидел свет знаменитый указ об отмене местничества. Теперь царь мог назначать на государственные и военные должности, учитывая способности и заслуги претендента, а не древний порядок чиновной иерархии. Впрочем эта реформа породила и определённую нестабильность в верхах.
В связи со смертью бездетного Федора встал вопрос о его преемнике. По старшинству наследовать должен был Иван, но он был малоспособен к правлению. Тогда выбор пал на Петра. Он не устроил Милославских, и они, воспользовавшись недовольством стрельцов, подняли их против Нарышкиных. Во время восстания 15–17 мая 1682 г. стрельцы убили ряд их сторонников – Л. К. Нарышкина, А. С. Матвеева и других – и потребовали провозглашения царями и Ивана, и Петра, а по их молодости управление страной отдавалось в руки царевны Софьи. Она же первым делом подавила стрелецкий мятеж, казнив руководителя стрелецкого войска Хованского. Фактически правителем при Софье становится князь В. В. Голицын, способный дипломат, но неудачливый полководец.
В XVII в. сословно-представительная монархия постепенно переходила в абсолютизм. Государственная земельная собственность стала утрачивать своё господство. Общество постепенно стало освобождаться от её груза, который оказался непосильным для страны. Растёт вотчинная собственность, особенно после зафиксированного в Соборном уложении права превращать поместье в вотчину. Параллельно с этим уходит старая военно-служилая система. Зарождается всероссийский рынок. Земские соборы собирались всё реже, пока необходимость в них совсем не отпала. Вместе с тем изменение государственного строя сопровождалось социальными волнениями, продемонстрировавшими необходимость в дальнейшей централизации. XVII век готовил почву для преобразований начала XVIII в.