Что собирают на автовазе
Как устроен АВТОВАЗ – анатомия крупнейшего в России автозавода
Все мы знаем автомобили Lada. А о заводе в лучшем случае знаем, что он находится в Тольятти. Мы же расскажем о том, как устроен производственный комплекс, раскинувшийся на площади 600 гектаров.
В одной из своих публикаций интернет-версия Forbes писала: «Мрачноватые серые корпуса АВТОВАЗа видны еще на подъезде к Тольятти». Хороший литературный прием, но на самом деле это не так. Автозавод расположен на окраине одноименного автозаводского района города и не виден ни с одной трассы — ни со стороны Самары, ни со стороны Сызрани, ни со стороны Дмитровограда и Ульяновска. Главные же районы города, Центральный и Комсомольский, находятся на значительном удалении от заводского периметра.
Производственный периметр
Производственный периметр АВТОВАЗа включает следующие единицы: сборочно-кузовные производства LADA Priora, LADA Кalina, LADA 4х4, производство автомобилей на платформе альянса Renault-Nissan и опытно-промышленное производство. В периметре завода также находятся: металлургическое, прессовое, энергетическое производство и производство пластмассовых изделий.
Металлургическое производство (МтП)
МтП называют «заводом в заводе», и это совершенно справедливо, потому что это полноценный металлургический завод, разделённый на семь подразделений: основные (кузнечное, чугуннолитейное и алюминиевое литьё) и вспомогательные (ремонтное, инструментальное, ремонтно-литейное и ремонтно-кузнечное).
• 120 000 тонн чугунного литья (90 наименований заготовок из высокопрочного чугуна)
• 35 000 алюминиевого литья (120 наименований деталей)
• свыше 103 000 тонн штампованных заготовок
• порядка 1115 тон металлокерамики (84 позиции)
• более 1 миллиона блоков цилиндров для двигателей
В кузнечных цехах делают 170 наименований штамповок и поковок — среди них блоки шестерен, шатуны, поворотные кулаки, полуоси, пружины подвесок. При этом используют методы горячей, полугорячей и холодной объемной штамповки.
Прессовое производство (ПрП)
Прессовое производство АВТОВАЗа считается лучшим в Европе. Этой информацией Бу Андерссон поделился с нами во время проекта «Один день из жизни Президента». Ежегодно ПрП выпускает более 1 миллиона автокомплектов. Они поставляются на заводской конвейер, на предприятия внешней сборки, дочерние фирмы и рынок запчастей.
Энергетическое производство ЭП
В состав ЭП входит 5 энергоцехов: западной зоны, восточной зоны, главного корпуса, металлургического производства, внешних объектов. Водоснабжение поддерживается работой трех цехов: очистные сооружения воды, очистные сооружения канализации, оборотное водоснабжение и канализация. Кроме того, в число подразделений ЭП также входят: электросиловой цех, электротехническая лаборатория, цех противопожарных автоматов, цех контрольно-измерительных приборов и автоматики, цех газоснабжения, цех аварийной техники и спецмашин, цех тепловодоснабжения и ремонта сетей и электромеханический цех.
• 2,5 миллиарда киловатт-часов электроэнергии в год (этой энергии хватило бы для города с 1,5 миллионами жителей)
• 100 миллионов кубометров хозпитьевой воды в год
• миллиарды кубометров сжатого воздуха в год
• миллиарды кубометров сжатого воздуха, триллионы — кондиционированного (в год)
• сотни тысяч кубометров ацетилена и углекислого газа в год
• более 1000 мегаватт установленной мощности головных трансформаторов
• 3,5 миллиона гигакалорий тепла
• тысячи километров трубопроводов, кабельных и воздушных линий электропередач, шинопроводов и воздуховодов
Помимо указанного ежегодно в ЭП очищаются сотни миллионов кубометров различных стоков, и даже этим деятельность подразделения не исчерпывается.
Производство пластмассовых изделий (ППИ)
ППИ — сравнительно молодое производство АВТОВАЗа, оно было создано в 1995 году. Большая честь интерьерного и экстерьерного пластика для автомобилей Lada изготавливается в ППИ. Помимо потребностей АВТОВАЗа это производство обеспечивает пластиком и предприятие GM-AVTOVAZ, где выпускают Chevrolet Niva.
Механосборочное производство (МСП)
Сейчас МСП преобразовано в три самостоятельных подразделения — производство двигателей, шасси и коробок передач. И это полностью отражает его структуру — все узлы автомобиля (за исключением связанных с кузовом) действительно собирают в МСП. Каждый год тут производят более 1 миллиона комплектов для обеспечения выпуска автомобилей на главном конвейере, в комплексе «Lada Kalina», производстве Lada 4×4, на предприятии GM-AVTOVAZ, а также для поставок на предприятия внешней сборки и на рынок запчастей.
Сборочно-кузовное производство (СКП)
Сборка автомобилей на АВТОВАЗе ведётся на трёх линиях. На так называемом главном конвейере сейчас две «нитки» — на одной делают Lada Priora в трёх типах кузова, а на другой — автомобили на французской платформе B0, в том числе и Lada Largus. Отдельный сборочный цех имеет трёхдверная Lada 4х4. И ещё один отдельный цех — открытый в 2004 году цех сборки машин на платформе Granta; помимо «Гранты» это Lada Kalina в вариантах хэтчбек и универсал, а также седан и хэтчбек японского бренда Datsun. А опытно-промышленное производство в полном смысле слова стоит особняком — оно вынесено за основной периметр завода, а собирают там мелкосерийные пятидверную Lada 4×4 и «Приору» в кузове купе.
Сотрудники
На конец 2014 года численность персонала на АВТОВАЗе составляла 52 500 человек. Такое количество — это результат оптимизации персонала, сокращений. Для сравнения приведем официальные цифры, которые были обнародованы годом ранее. В конце 2013 года на предприятии работало 65 800 человек. Что касается средней зарплаты на АВТОВАЗе, то на основании данных прошлого года можно говорить о 26 980 рублях. По сравнению с 2013 годом рост составил 11%.
На каждого работника предприятия в 2014 году приходилось 40 выпущенных автомобилей. А по заверениям Бу Инге Андерссона, в 2015 году эта цифра должна подняться до 60. Если оглянуться назад, в то время, когда оптимизация персонала рисовалась в качестве ужасающей перспективы, а было это в 2013 году, то каждый работник в год «выпускал» 20 автомобилей. А в 2011 году этот показатель составлял лишь 5 (!) автомобилей, «выпущенных» в год одним сотрудником. В цифрах выпущенных авто это выглядит так: за 2014 год АВТОВАЗ выпустил 511 894 автомобиля.
Следите за публикациями в рубрике «Спецпроект Lada 2015». В ближайшем будущем мы расскажем о привлекательности АВТОВАЗа для рабочих и многом другом, чего вы не знали.
АвтоВАЗ в 2022 году представит несколько новинок
Российский автопроизводитель АвтоВАЗ представит в 2022 году несколько новых моделей автомобилей. Об этом сообщает «Российская газета» со ссылкой на главу компании Николя Мора.
Конкретные названия новинок Lada Николя Мор не уточнил. Но, по его словам, «новые модели будут держать» журналистов «в рабочем настроении», а потребителям принесут новый опыт.
Топ-менеджер подчеркнул, что характеристики, опции и качество новых моделей Lada будут на порядок выше, чем у нынешних моделей АвтоВАЗа.
16 декабря стало известно, что АвтоВАЗ опубликовал на своей официальной странице «ВКонтакте» изображение нового автомобиля, закрытого мантией.
Автопроизводитель пока не привел никаких подробностей о модели, однако по силуэту кузова можно предположить, что речь идет о новом небольшом кроссовере.
Авторское право на систему визуализации содержимого портала iz.ru, а также на исходные данные, включая тексты, фотографии, аудио- и видеоматериалы, графические изображения, иные произведения и товарные знаки принадлежит ООО «МИЦ «Известия». Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями.
Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz.ru.
АО «АБ «РОССИЯ» — партнер рубрики «Экономика»
Сайт функционирует поддержке Федерального агентства коммуникациям.
Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель.
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Все права защищены © ООО «МИЦ «Известия», 2021
Какие автомобили собирают на АвтоВАЗе
В России налажено и осуществляется производство автомобилей многих марок, как отечественных, так и зарубежных. При этом отечественные производители вступают в кооперацию с иностранными брендами и предоставляют свои мощности для выпуска иностранных моделей. Так всем известно сотрудничество АвтоВАЗ с международным альянсом Renault-Nissan. Российский концерн является крупнейшим производителем автомобилей в Восточной Европе, и поэтому многим автолюбителям интересно, какие автомобили собирают на АвтоВАЗе.
АвтоВАЗ уже не первый год контролируется альянсом Renault-Nissan и возможно благодяря этому факту, последние модели АвтоВАЗа стали более конкуентноспособны. Именно им через аффилированную компанию принадлежит более 50% акций российского концерна. Вторым главным акционером является госкорпорация «Ростех». Сотрудничество с международным альянсом помогло россиянам развивать модельный ряд собственного бренда Lada и наладить производство автомобилей под брендами альянса: Renault, Nissan, Datsun.
У АвтоВАЗа два основных автосборочных завода – в Тольятти и «ИжАвто» в Ижевске. По сути, концерну принадлежит множество заводов, которые занимаются производством узлов и агрегатов, но конвейерная сборка готовых автомобилей происходит на этих двух крупных заводах.
В Тольятти по состоянию на начало 2015 года производят пять моделей Lada: Granta, Kalina, Priora, Largus и 4×4. При этом первые четыре модели обладают целыми семействами. Так Kalina выпускается в кузовах четырехдверного хэтчбека, седана, универсала и универсала повышенной проходимости Cross. Granta на данный момент обладает кузовами седана и лифтбека. Модель Priora выпускалась в виде трехдверного хэтчбека (Coupe), пятидверного хэтчбека, седана и универсала. Но трехдверный кузов перестали выпускать в конце 2014 года. Крупный универсал Lada Largus является совместной разработкой с Renault, в ее основе лежит универсал Dacia Logan MCV. Она выпускается в виде фургона, полноценного семейного универсала и универсала повышенной проходимости Cross.
В 2015 году начнется серийная сборка абсолютно новых моделей – компактного кроссовера Xray и седана Vesta. Кроссовер Xray разработан на базе французско-румынского кроссовера Renault Duster. Lada Vesta является самостоятельной разработкой АвтоВАЗа. Ее полноценное серийное производство начнется с октября текущего года на заводе «ИжАвто».
На заводе «ИжАвто» происходит конвейерная сборка моделей седана Lada Granta и лифтбека Lada Granta GT. На этом предприятии уже практически готова производственная линия для выпуска седана Lada Vesta.
Также АвтоВАЗ занимается выпуском таких моделей Renault, как Logan первого и второго поколений, хэтчбека Sandero второго поколения. Также российский концерн выпускает новые модели седанов Nissan Almera и Sentra. При этом выпуск последней модели начался в ноябре 2014 года на предприятии в Ижевске.
Модель компактного внедорожника Chevrolet Niva была разработана целиком АвтоВАЗом, но концерн продал на нее права General Motors. Данная модель выпускается на совместном предприятии GM-АвтоВАЗ в Тольятти. Данное предприятие не входит в комплекс концерна в этом городе.
АвтоВАЗ опубликовал первое изображение новой Lada
Изображение нового автомобиля Lada опубликовал на официальной странице «ВКонтакте» АвтоВАЗ. Автопроизводитель пока не привел никаких подробностей о модели, однако по силуэту кузова можно предположить, что в Тольятти готовят к премьере новую версию хэтчбека XRay.
Согласно плану, Волжский автозавод подвергнет XRay рестайлингу только в 2023 году, поэтому, скорее всего, на тизере изображена новая неизвестная спецверсия актуальной модели.
В последний раз Lada XRay модернизировали в октябре 2021 года, когда АвтоВАЗ начал продажи хэтчбеков с новым мультимедийным комплексом Lada Enjoy. Эта информационно-развлекательная система, дебютировавшая в сентябре на семействе Lada Vesta, представляет собой упрощенную версию комплекса Lada Enjoy Pro. Медиасистема имеет поддержку интерфейсов Apple CarPlay и Android Auto, аудиосистему от Arkamys с трехмерным звуком и возможностью применения индивидуальных настроек.
На данный момент автомобили семейства Lada XRay доступны с 1,6-литровыми двигателями мощностью 106 и 113 лошадиных сил. Первый мотор может работать с пятиступенчатой механической коробкой передач или с «роботом» такого же диапазона, а второй — с вариатором. Плюс ко всему для «выского» хэтчбека XRay Cross доступен 122-сильный двигатель объемом 1,8 литра, действующий в паре с механической трансмиссией.
Цены на Lada XRay стартуют с отметки 802 900 руб, а кросс-хэтч XRay Cross в максимальной комплектации обойдется в 1 225 900 руб.
«АвтоВАЗ» впервые остановил производство из-за нехватки микросхем
Завод «АвтоВАЗа» в Тольятти впервые полностью прекратил производство автомобилей. Остановлены конвейеры по выпуску машин Lada и Renault, и нет данных, когда его планируется возобновить. Причиной стала нехватка электронных компонентов, вызванная глобальным дефицитом полупроводников, ставшим следствием пандемии коронавируса.
Новых Lada и Renault пока не будет
На заводе «АвтоВАЗ» полностью остановлено производство автомобилей, сообщает аналитическое агентство «Автостат». Прекращена сборка всех моделей, выпускающихся автогигантом на заводе в Тольятти.
По информации РИА «Новости», причиной остановки всех трех сборочных линий на «АвтоВАЗе» послужила нехватка микросхем, используемых в автомобилях. Представители профсоюза завода опубликовали подтверждение этой информации на странице организации в соцсети «Вконтакте».
Как выяснили специалисты «Автостата», на текущей неделе некоторые автомобили «АвтоВАЗа», в частности, Lada Granta, выпускались только лишь 9 ноября 2021 г. Французские Renault Logan и Sandero наряду с отечественными Lada Xray и Largus собирались с 8 по 11 ноября 2021 г. включительно, с 12 ноября 2021 г. конвейер по их производству встал.
Что касается внедорожника Niva, то он не выпускается на протяжении всей недели. Единственное, специалисты «Автостата», какой из имеющихся версий «Нивы» коснулись эти вынужденные «каникулы».
Прогнозы по срокам возобновления производства машин в Тольятти эксперты «Автостата» не делают.
Беспрецедентная ситуация
«АвтоВАЗ» ранее уже сталкивался с необходимостью приостановки производства на заводе в Тольятти. К примеру, на этот шаг автогиганту пришлось пойти в июле 2021 г.
Однако на тот момент перестала работать лишь первая сборочная линия, где и то лишь частично. На этом конвейере идет сборка моделей Largus, Logan, Sandero, Xray, а также Granta и Niva, и ограничения коснулись исключительно последних двух.
О полной остановке всего завода из-за нехватки электронных компонентов «АвтоВАЗ» сообщил впервые. Это беспрецедентная для производителя ситуация.
У Vesta «иммунитет» к дефициту микросхем
Единственным автомобилем «АвтоВАЗа», производство которого пока еще продолжается, оказалась Vesta. Собирается модель не в Тольятти, а на заводе в Ижевске. РИА «Новости» пишут, что там работа идет в нормальном режиме.
Прогнозов о том, как долго главные конвейеры «АвтоВАЗа» будут простаивать, нет.
Кто виноват
По данным «Автостата», весь завод «АвтоВАЗа» в Тольятти не работает из-за всего лишь одного поставщика – компании «Роберт Бош Самара». Именно она пока что не может обеспечить необходимый объем поставок деталей, так как сама испытывает нехватку комплектующих для них.
Причина всей этой вакханалии кроется в мировой пандемии коронавируса, начавшего свое распространение с китайского Уханя и отправившего всю Россию в первую самоизоляцию в конце марта 2020 г. Люди по всему миру стали переходить на удаленную работу и скупать необходимую для этого электронику. Производителям техники пришлось нарастить выпуск своей продукции, однако компании, выпускающие микросхемы для них, оказались не готовы к повышенным нагрузкам. Как итог, все они, и даже гигантская TSMC, до сих пор не в силах наладить производство нужного объема полупроводников.
Что делать
По данным «Автостата», у руководства «АвтоВАЗа» уже готов план по возобновлению производственных потерь и выходу на ранее установленные объемы выпуска автомобилей. Для его реализации работникам завода придется очень сильно напрячься.
В первую очередь вместо восьмичасовых рабочих смен их будут ждать девятичасовые. Также завод планирует обязать их работать по субботам.
Вынужденный простой будет компенсирован работникам компенсируют выплатами в размере двух третей средней зарплаты. Но все это ожидает рабочих лишь после решения проблем с комплектующими, а когда именно это случится, никто не знает.
«АвтоВАЗ» не одинок
Проблемы с поставками электронных компонентов для автомобилей испытывает далеко не только «АвтоВАЗ». Это общая беда для автогигантов, притом всех, не только российских.
В конце августа 2021 г. CNews писал, что из-за дефицита чипов компании Audi и Toyota решили закрыть часть заводов. Также им пришлось резко сократить объемы своего производства. Продолжается все это как минимум с начала 2021 г. Еще январе 2021 г. CNews сообщал, что глобальная нехватка микросхем затронула едва ли не всех остальных крупнейших мировых автопроизводителей. На тот момент от нее пострадали, в частности, Ford, Fiat, Chrysler, Nissan, Suzuki и Volkswagen.
Однако россияне, известные своей смекалкой, нашли выход из сложившейся ситуации. В сентябре 2021 г. из-за глобального дефицита микросхем ГАЗ начал выпускать некомплектные «Газели». Завод пошел на этот шаг, чтобы не останавливать конвейеры.
Остановка конвейеров и простой рабочих обошлись бы группе ГАЗ дороже, чем установка недостающих деталей в уже готовые автомобили. «Автомобиль проходит всю производственную цепочку и остается на заводской площадке без недостающей детали, а когда комплектующие придут, мы вернем его в технологический процесс и завершим производство», – заявил тогда управляющий директор ГАЗа Андрей Софонов.