Что со вторичным рынком автомобилей
На вторичке — паника. Россияне скупают машины даже по неадекватным ценам
Рост продаж на вторичном рынке автомобилей продолжается четвертый месяц подряд и составил в октябре 12%. Более того, с начала этого года в России уже было продано 4,45 млн машин с пробегом, что почти приблизилось к показателям за весь прошлый год. По данным аналитического агентства «Автостат», в октябре россияне купили 588 тысяч подержанных автомобилей и это, судя по всему, еще не предел.
До конца этого года на вторичном рынке будет выбран практический весь спрос на машины с пробегом, поэтому к весне рынок ожидает застой. Мы узнали у крупнейших площадок по продаже б/у автомобилей, какие машины скупают россияне и спросили у экспертов рынка, почему на вторичке так быстро растут цены.
Рост цен на новые автомобили закономерно стимулирует подорожание машин с пробегом. Кроме того, на дилерских складах все еще наблюдается дефицит, и многие клиенты в страхе роста курса обращают внимание на свежие модели с пробегом. Но если раньше вторичка дорожала через два-три месяца после рынка новых машин, то сейчас все происходит более стремительно.
«Цены на вторичке обычно всегда отставали, но сейчас они растут достаточно быстро. И самое важное — хорошие машины быстро забирают. Заметная часть машин находится у дилеров — это то, что люди сдают в трейд-ин, чтобы получить хоть какую-то скидку на новую, других же скидок сейчас нет. Что касается самой вторички, то хорошие машины по адекватным ценам уходят очень быстро», — рассказал Autonews.ru исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов.
По словам эксперта, сейчас на рынке с пробегом наблюдается дефицит выгодных предложений. Потому что сейчас цены на вторичном рынке уже достаточно высоки.
«Вероятно, когда цена на новые автомобили поднимется еще больше и догонит разницу курсов, рынок с пробегом уже не будет так расти. Ситуация похожа на 2014 год. Курс доллара тогда вырос, и все машины на вторичке вымели. И потом народ задрал цены на б/у автомобили слишком сильно. Продать ничего тогда было невозможно. Вторичный рынок встал в 2015 году. И продавцам пришлось снижать цены», — объясняет Удалов.
Представитель «Автостата» считает, что рынок уже выбрал спрос на новые автомобили. Те, кто хотел купить машину, уже ее купили или сделают это до конца года. А по высоким ценам в новом году автомобили в таком количестве покупать уже не будут.
«Примерно к марту 2021 года рынок встанет. Причем касается это как новых машин, так и вторичного рынка. Сейчас рынок стимулирует как раз ожидание роста цен и госпрограммы», — уверен эксперт.
По данным площадки по продаже подержанных машин «Дром.ру», количество объявлений в октябре 2020 года выросло на 5,8% по сравнению с сентябрем. Но и средняя цена автомобиля тоже выросла — до 531 700 рублей. По мнению компании, дефицит машин у дилеров продлится до весны, что дает вторичке шансы роста.
«Продавцы на вторичном рынке продолжают поднимать цены, но пик уже пройден, и скоро ситуация стабилизируется. Если в августе-сентябре люди ринулись скупать машины, то сейчас ажиотаж спал. Продавцы так задрали цены, что покупатели теперь не торопятся. Они ждут оптимальный вариант по цене и состоянию, что видно по статистике именно проданных машин», — рассказал аналитик «Дром.ру» Игорь Олейников.
Компания составила рейтинг самых популярных машин в октябре 2020 года. Возглавила список Lada Samara со средней ценой в 120,8 тысячи рублей. Следом идет Lada 2107 за 77 тысячи. Замыкает российскую тройку Priora со средней ценой в 210,2 тысячи рублей. Четвертое место у Toyota Camry, средняя цена которой составила 789,6 тысячи рублей. На пятом месте Lada 2110 за 81 тысячу и на шестом — Ford Focus со средним ценником в 356,9 тысячи рублей.
О том, что хороших машин с пробегом в продаже сейчас мало, Autonews.ru рассказали и в пресс-службе «Авто.ру». Самыми популярными моделями октября, по данным компании, стали преимущественно российские модели, однако возглавляет рейтинг все-таки Ford Focus. За ним идут Kia Rio и Hyundai Solaris, а следом уже Lada 2114 Samara, Toyota Corolla, Lada Priora, Lada 2107, Lada 4×4, Lada Granta. И замыкает десятку Toyota Camry.
В компании «Авито Авто» подтвердили, что сейчас в России наблюдается процесс переориентации покупателей автомобилей на вторичный рынок.
Приобретением подержанных автомобилей пользователи в октябре интересовались на 38% активнее, чем год назад. Свою роль играет и рост курса, объяснили в «Авито Авто». Вторичный авторынок по-прежнему предоставляет возможность сэкономить и купить за ту же цену автомобиль выше классом или более оснащенный. Топ наиболее востребованных моделей на вторичном авторынке в октябре, согласно статистике компании, возглавляет Lada Priora со средней ценой в 210 тысяч рублей. На втором месте Lada Samara за 110 тысяч, третья строчка у Lada Granta с ценником в 315 тысяч рублей. Четвертое место рейтинга оказалось у Ford Focus за 340 тысяч рублей.
Согласно общим данным, самыми популярными машинами октября на вторичке стали:
Средняя стоимость подержанных автомобилей в России в октябре составила 350 000 рублей — столько же автомобили с пробегом стоили в среднем и в сентябре 2020 года. При этом большинство наиболее востребованных моделей на вторичном авторынке в октябре подорожали по сравнению с сентябрем.
Мы попросили аналитиков «Авито Авто» поделиться статистикой и выяснили, что средняя стоимость самой популярной на вторичном авторынке модели Lada Priora выросла за месяц на 2,4%. Стоимость Ford Focus с пробегом в октябре увеличилась на 1,5% в сравнении с сентябрем.
В компании «Авто.ру» Autonew.ru рассказали, что в среднем с начала года подорожание на вторичном рынке составило уже 16%. Помимо ослабления рубля на цены влияет и отношение людей к автомобилю.
«Если в последние годы жители крупных городов с высокой доступностью общественного транспорта все чаще отказывались от личного, то весной этого года своя машина снова стала приоритетным способом передвижения. Респонденты различных исследований называют личный транспорт самым безопасным с точки зрения возможности заразиться вирусами», — уточнили в пресс-службе «Авто.ру».
В компании согласились с другими экспертами в том, что автомобили купили уже и те, кто планировал это сделать, и даже те, кто не планировал, но на фоне обесценивания рубля все-таки решили совершить крупную покупку.
«Сейчас, согласно типовому циклу владения автомобилем, на рынке должны появиться машины, купленные после кризиса 2014 года, а их совсем мало. Тогда была, образно говоря, автомобильная демографическая яма», — говорят в компании.
Анализ рынка поддержанных автомобилей в России, или почему цены на бу машины не будут снижаться
С огласно официальной статистике, количество машин, продаваемых на вторичном рынке в 2021 году, заметно уменьшилось.
На это указывает снижение на 800 тысяч, по сравнению с прошлым годом, количество объявлений о продаже подержанных машин, если учитывать все топовые площадки, предоставляющие такую услугу.
Как снижение предложений повлияло на рынок
Уже сегодня сложилась ситуация, что автомобилей для продажи на вторичном рынке катастрофически не хватает. Т.е. выбор большой, но вот найти без проблемную машину стало очень сложно.
На фоне этого появились и любители нажиться на чужой доверчивости, обещающие недорогой автомобиль и берущие под него задаток.
Перекупщики
Начиная с конца весны текущего года количество тех, кто занимается перекупкой авто (как бы, кто к ним не относился), начало сильно снижаться.
Часть из них вынуждены сменить сферу деятельности, поскольку зарабатывали в основном на продаже машин, находившихся в далеко не лучшем состоянии, за счёт их косметического ремонта и сбивания расценок.
Поэтому сейчас стало на много проще выявить битый автомобиль, побывавший в ДТП, даже если был сделан в нем идеальный ремонт.
А вот цены на автомобили с незначительным пробегом и в хорошем техническом состоянии значительно выросли и люди, получавшие доход благодаря своему умению торговаться, тоже остались не у дел.
Связано это с тем, что многие автовладельцы поняли ситуацию, которая сложилась на вторичном авторынке и отказываются сбавлять цену зная, что все равно продадут машину.
Не говоря уже о дилерских центрах, которые более профессионально подходят к таким вопросам.
А что же автоподборщики?
Бизнес подборщиков автомобилей тоже переживает не лучшие времена.
У большей части машин, имеющихся в продаже, есть свои недостатки, в виде перекраски, необходимости ремонта, а то и скрученного пробега.
Сейчас поддержанную автотехнику в идеальном состоянии практически невозможно найти, а если это и удаётся, то стоит она на 20-30% дороже, чем раньше.
Т.е. покупатель, не осведомленный про ситуацию на рынке, рассчитывает на одну цену, а ему заявляют другую, на которую он не рассчитывает.
Разумеется, далеко не каждому это удаётся. А изредка попадающиеся в продаже качественные бу авто, стоящие недорого, как правило, успевают перехватить перекупщики.
А некоторые автоподборщики вынуждены приобретать машины у конкурентов, чтобы хоть как-то остаться на плаву.
Частные лица
Досталось от скачка цен и частникам. Некоторые из них уже успели продать старые автомобили по старым расценкам и теперь осознали, что приобрести новую «ласточку» на вырученные деньги попросту невозможно.
Остаётся только жалеть об уже совершённой сделке, ведь приобрести хорошую автомашину стало в разы сложнее.
Дилеры
Дилерские салоны подняли цены даже на авто самого плохого качества, причём купить у них хороший автомобиль стало практически невозможной задачей.
Дело не только в завышенных расценках, хотя для покупателя это важный аспект. Проблема заключается ещё и в том, что, заплатив немаленькую сумму, водитель не может рассчитывать на удачную сделку.
Машину в приличном состоянии можно купить либо в кредит, либо переплатив не только за неё, но и за комплекс услуг и никому не нужных аксессуаров.
Что ждёт авторынок?
На сегодня ситуация такова, что возраст среднестатистической автомашины, которую можно приобрести на вторичке, увеличивается.
Несмотря на то, что к настоящему времени ситуация немного успокоилась и рост цен прекратился по причине снижения ажиотажа, снижать ценник на подержанные авто никто не собирается.
Автолюбителям остаётся только смириться с тем, что имеется на данный момент и приобретать машины по завышенным расценкам.
Что в итоге?
В общих чертах, несмотря на сложности, ситуация на рынке поддержанных автомобилей стабилизируется, а у водителей появляется возможность вовремя обнаружить обман и избежать проблем с покупкой.
В дальнейшем можно надеяться на то, что купля-продажа машин перейдет в более цивилизованное русло и будет осуществляться с максимумом прозрачности.
Благодаря этому начинает улучшаться отношение к перекупщикам, так как часто люди готовы доплатить, чтобы приобрести надёжное транспортное средство.
Большинству из них без разницы, с кем оформлять договор, гораздо важнее результат, особенно если конечная цена окажется ниже, чем в дилерском центре.
Возможность оформить сделку онлайн только добавляет удобств.
А пока охота на хорошие поддержанные машины в России продолжается.
Что Вы думаете по этому поводу? Пишите в комментариях.
Михаил Ерцев, Автомама: рынок подержанных машин может сократиться на треть
В том, что по итогам 2020 года сильно упадет первичный рынок машин, никто не сомневается. Как будет вести себя на этом фоне вторичный рынок? Сможет ли он вырасти на фоне того, как люди отказываются от новых авто, или будет падать синхронно? Как будут меняться цены и как влияет очередной кризис на частных продавцов, дилеров и мошенников? Мы поговорили с постоянным экспертом и автором Kolesa.ru, операционным директором компании «Автомама» Михаилом Ерцевым.
Kolesa.ru: Давайте начнем с прогнозов по рынку в штуках – каким вы его ожидаете к концу года?
Михаил Ерцев: Чтобы попытаться сделать какие-то прогнозы, давайте определимся с имеющимися на данный момент цифрами по продажам. В 2019 году по данным Автостата было продано около 5,4 миллиона подержанных машин – это регистрации в ГИБДД. Очевидно, в 2020 году этот показатель сильно упадет. Вопрос: насколько?
Пока у нас есть данные за первый квартал 2020 года: 1,2 млн по данным Автостата. Это на 6% больше, чем за аналогичный период прошлого года, однако цифры не затрагивают апрель, когда были введены действительно жесткие ограничительные меры. А общий прирост обеспечили продажи в январе и феврале (плюс 8% и 11% соответственно). В марте и апреле наш сервис Авточек зафиксировал довольно печальные данные.
Так, согласно нашему мониторингу площадок с объявлениями, количество предложений в апреле 2020 года упало к марту на 60%, а к февралю – на 77%. Понятно, что апрель – это месяц, когда действовали карантинные меры, и нельзя их проецировать на весь год, но уже начался традиционно малоактивный май, который мы, к тому же, проводим в продолжающемся режиме самоизоляции. Очень многие продавцы (в первую очередь дилеры) просто сняли объявления, чтобы впустую не платить за размещение, понимая, что покупатель вряд ли сможет приехать за машиной. Так что падение будет очень серьезным, и помимо очевидного фактора коронавируса есть еще и прогнозируемые уже сейчас экономические трудности, которые еще больше добьют и так сильно снизившуюся за последние годы покупательскую способность.
Кризиса такого масштаба не было ни в 2008 году, ни в 2014-м, поэтому рассчитать какие-либо прогнозные цифры сложно, но за базовый сценарий я бы взял чуть больше 4 миллионов сделок купли-продажи за 2020 год, то есть падения продаж примерно на треть.
К.: Что будет с ценами на бэушные машины? С одной стороны, доллар растет, рубль обесценивается, с другой – даже рублевые доходы населения падают, а продавать как-то надо. Какой тренд победит?
М.Е.: Цены будут снижаться – более того, они уже начали снижаться, даже несмотря на сильное сокращение предложения. Мы постоянно мониторим ситуацию с ценами и заметили любопытный тренд. Когда в начале марта в очередной раз начал валиться курс рубля, около 25% продавцов начали задирать рублевые цены, рассчитывая на то, что, как и в 2014 году, покупатели ринутся сохранять сбережения, вкладывая в автомобили, а также ожидая традиционный в таких случаях наплыв гостей из Таможенного союза. Но во-первых, свободных денег у населения уже существенно меньше, чем 5-6 лет назад, а во-вторых, из-за закрытия границ покупатели из Белоруссии и Казахстана въехать просто не успели. В итоге уже к середине марта цены вернулись к докризисным, а кое-где и упали.
Мы отслеживаем цены на машины из Топ-20 самых популярных, и только по 7 моделям по итогам апреля цены выросли к 1 января: это, например, Toyota Corolla 2012 (+2%), Volkswagen Tiguan 2014 (+1,6%) и Lada Largus 2016 (+1,7%). По остальным четырем моделям рост цены в пределах 1% можно связать скорее с сезонным колебанием, чем с происходящим на рынке. Большинство в цене все-таки падает и довольно сильно: лидеры по падению за 4 месяца – это Ford Focus 2014 (-3.5%) и Skoda Rapid 2015 (-3.4%). Причины у этих двух моделей разные: Фокус просто медленно, но верно теряет актуальность в целом, а по Рапиду из продажи ушло большинство частных машин, и остались машины из такси и корпоративных парков, которые заведомо дешевле. Что интересно, в лидерах по падению цены популярные модели «В» и «С» классов, а также один из лидеров класса компактных кроссоверов: Rio 2016 и Vesta 2017 (2,5% и 2,6%), Octavia 2016 и Cerato 2013 (2,9% и 2,2%), Qashqai 2013 (2,5%).
Что совсем невероятно, в конце марта дешевела даже Toyota Camry 2010 (на 1,2%), правда, в апреле отыграла позиции, и сейчас мы зафиксировали подорожание по отношению к январю на 1%.
При этом на первичном рынке цены все же растут, пусть не на все модели и не так радикально, как это прогнозировали некоторые эксперты еще в начале марта – дилеры подняли цены в среднем на 2-2,5%. В целом, этого следовало ожидать – первичка традиционно менее гибкая в плане цен.
Что касается дальнейшего развития ситуации, то я не верю в то, что цены на вторичке «отрастут» после окончания карантина. Более того, я сильно удивлюсь, если они останутся на уровне 2019 года. Если же события пойдут развиваться по худшему сценарию и мы выйдем из карантина с разрушенной экономикой и низкой ценой на нефть, а курс евро вырастет до стабильных 90-100 рублей, то результаты для вторичного рынка будут непредсказуемыми. В данной ситуации любой сегодняшний прогноз ничего не будет стоить.
Ford Focus Sedan ‘2010–14
К.: Как и всегда безденежье будет толкать людей заниматься мошенничеством. Расскажите о свежих схемах развода на деньги? Появились ли новые варианты и методы или ничего не меняется с годами, все так же скидывают людям тоталенные машины под видом «не бит, не крашен, 50 тысяч пробега»?
М.Е.: Совсем уж свежих способов, появившихся весной 2020 года, я не припомню, но можно упомянуть несколько относительно новых разновидностей старых схем.
Первая – разновидность всем известных «проведенок по страховым». Если в обычном случае на машине фиксируется большое количество «фиктивных» ДТП, а сама она имеет большое количество косметических окрасок, то с недавнего времени нам стали попадаться машины в отличном состоянии – ни следов ДТП, ни ржавчины. Пробиваем номер, а по документам, а главное – фотографиям, машина «тоталенная».То есть мошенники находят уничтоженную машину, на нее перевешивают номера от аналогичного, но абсолютно целого автомобиля, оформляется ДТП и деньги за полную утерю собственности делятся между участниками. Надо сказать, что подобная схема невозможна без участия довольно высокопоставленного сотрудника самой страховой компании.
Есть еще несколько интересных случаев, касающихся как новых, так и автомобилей с пробегом. Объединяет их одно: схемы довольно сложны и для осуществления мошеннических планов требуется несколько человек, а потерпевшим всегда оказывается автосалон.
Что касается более безобидных вещей, ставших трендовыми в 2019-м, то доступная в последнее время информация об истории автомобиля подвигает нерадивых перекупов на размещение объявлений с «левыми» VIN в объявлениях, чтобы отчет от той же «Автотеки» давал положительный результат. Стараются подбирать номер от идентичной по году, цвету и комплектации, но иногда выходит конфуз – на картинке черная машина, а в отчете «бьется» серебристая. В любом случае нужно перепроверять VIN уже после осмотра на месте.
К.: Все классифайды по большому счету вымерли, остались Дром, Авто.ру и Авито. Кто вам больше нравится и почему?
М.Е.: С точки зрения удобства пользователя мне больше всего нравится Авто.ру, хотя как дилеру мне не нравится их ценовая политика – она слишком жесткая, и многие продавцы от них отворачиваются. Плюс Авто.ру – это в основном Москва и Санкт-Петербург, в регионах больше развито Авито. И накрутка счетчиков количества объявлений, по нашим наблюдениям, у Авто.ру идет весьма интенсивно, тогда как их конкуренты в этом не замечены или замечены эпизодически.
У Авито главная проблема в том, что это универсальная площадка для всего, и логичным образом интерфейс сделан компромиссным. Дром – сложный партнер. Они хорошо известны в Сибири, на Дальнем Востоке и почему-то в Краснодарском крае (видимо, туда чаще всего переселяются сибиряки), но работать с ними непросто, они довольно закрыты как бизнес. Из положительных моментов можно вспомнить отличный каталог Дрома, он объективно лучше, чем на Авто.ру.
К.: Как вы думаете, будет ли сохраняться эта «большая бэушная тройка» классифайдов или кто-то постепенно будет сдавать позиции, и почему?
М.Е.: Сложно себе представить уход с рынка любого из этих «китов», но, пожалуй, Авито и Авто.ру выглядят более сильными игроками, чем Дром.
К.: Данных на 2020 год пока не было, но даже после всех кризисов и снижения маржинальности торговли новыми автомобилями официальные дилеры не смогли подмять под себя больше 15% рынка. Это много или мало?
М.Е.: На самом деле, 15% у дилеров нет – по оценке Автостата по итогам 2019 года доля дилеров в продажах составила 12,7%. Точное число именно официальных дилеров подсчитать сложно, потому что в категорию дилеров попадают все компании, которые профессионально занимаются продажей машин – это и официальные, и независимые продавцы, включая «Автомаму».
Теперь что касается доли рынка, которая все еще достаточно скромна. Официальные дилеры могли бы продавать больше подержанных машин, но их губит несколько факторов. Во-первых – жадность отдельных сотрудников продаж. Они сами, можно сказать, стреляют себе в ногу, продавая машины перекупщикам-частникам. Какие-то сети с этим борются, создают базу данных перекупов, но рядовым сотрудникам выгодно «делать объем», поэтому борьба идет не слишком успешно.
Во-вторых, плохая эффективность работы отделов авто с пробегом. Машины плохо проверяют при покупке, «пылесосится» все подряд. Продавцы сидят в салоне и ждут, пока клиенты придут к ним сами. Вообще, дилеры не замечены мной в любви к своим клиентам – ни клиентам-продавцам, которых они отжимают по стоимости при оценке автомобиля, ни клиентам-покупателям, которым они редко и только «по большой просьбе» раскрывают истинное техническое состояние, маскируя реальные проблемы.
В результате получается, что доверия нет ни у первой категории, ни у второй, и действительно выгоден для дилера только трейд-ин, когда производитель субсидирует скидку на новую машину взамен старой. Без трейд-ина, который разбаловал дилеров, они зарабатывать, как правило, не умеют. Поэтому процесс идет очень медленно. Но я все же верю, что доля дилеров будет расти. Очередной кризис заставит их шевелиться.
К.: Вы замечаете тренд, что срок жизни машин сокращается? Подтверждается ли на практике мнение, что автомобили, выпущенные в 2000-х годах, не прослужат тех 20 лет, что машины из 90-х?
М.Е.: Это большой вопрос, который стоит отдельного интервью, поэтому постараюсь сказать кратко. Я принадлежу к той категории людей, которые считают, что новые машины с каждым поколением становятся только лучше. Улучшается динамика, экономичность и безопасность – это все отражение потребительских предпочтений, за которыми внимательно следят продуктовые маркетологи автопроизводителей. Да, машина перестала быть членом семьи, превращаясь в достаточно прозаичный инструмент, перемещающий нас в пространстве, но это реальность.
К.: IT-технологии в автомобильном ритейле – какой потенциал вы видите в этом? Вроде бы продавцы уже научились работать с анализом данных (big data), построили онлайн-шоурумы (кто-то лучше, кто-то хуже). Что дальше? Будет ли расти спрос на AR- и VR-приложения?
М.Е.: Автобизнес по сравнению с IT-отраслью – это вообще вещь достаточно олдскульная, поэтому сюда технологии приходят с опозданием. Помимо упомянутой вами работы с «большими данными» можно вспомнить также машинное обучение – сейчас есть целая серия продуктов для аналитики цен и предложений для профессионалов. Очень удобный софт.
Еще одна технология, которая стала практически мейнстримовой, – это стендовая фотография. Обратите внимание, какие у дилеров фотографии машин в продаже – одинаковые и вылизанные. Достигается этот эффект так: машину ставят на подиум, крутят, и фотоаппарат (или даже телефон) на стенде снимает – кадры нарезаются потом автоматически. Салоны научились снимать на 360-градусные панорамы – это тоже относительное нововведение.
Что же касается виртуальной и дополненной реальности, то это отрасль сейчас в принципе стагнировала. Не удалось даже сделать по-настоящему массовых VR-игр, не то что виртуальных автосалонов. Ну и плюс, как бы это ни банально звучало, покупателю все еще важно придти и пощупать автомобиль лично. Старомодно, зато работает!