Что снимали в ростове великом
Где снимается кино? В Ростовском кремле!
«Я где-то это уже видел…» — морщат лоб туристы, войдя в Ростовский кремль. Этот ансамбль XVII в. знаком широкой публике более не по школьным учебникам. А по фильму «Иван Васильевич меняет профессию». Фильму недавно исполнилось 40 лет, он всенародно любим.
В музее «Ростовский кремль» связь ансамбля с фильмом обыгрывают: туристы одеваются в царско-боярские костюмы и фотографируются на крыльце Красной палаты. Музей предлагает игру по мотивам фильма. Этой зимой в кремле проездом оказался Леонид Куравлев. Двигаясь в окружении телекамер, артист попал в компанию участников игры — и подыграл им. Импровизация с обменом фразами из фильма имела огромный успех и у участников игры, и у случайных зрителей.
Этот фильм не был ни первым, ни единственным для Ростова. Город, кремль давно освоены киношниками. За натурой — Древней Русью ли, глухой ли провинцией — они привычно едут в Ростов.
Кинобиография маленького районного города, началась, пожалуй, снятым в 1937 г. фильмом «Петр Первый». Из этого фильма до наших дней донеслось: «Опохмелись, светлейший!», или «Девица? Нет уже». Ростовский кремль появляется в фильме однажды. Древнюю Русь символизирует панорама соборной площади: Успенский собор, звонница, Воскресенская церковь с фланкирующими башнями.
Следующий «ростовский» фильм — «Коммунист» (1957). Кремля в фильме нет. Фигурирует другой памятник истории и культуры: не существующий ныне, разрушенный в постсоветское время железнодорожный вокзал — чудное строеньице в стиле модерн, вместительный и уютный. Помниться фильм может, помимо прочего, еще и тем, что им да «Лебединым озером» радовало нас телевидение в дни траура по усопшим генсекам.
В 1965 г. вышел фильм «Тридцать три». Окрестности кремля стали городом Верхние Ямки, торгующий ныне сувенирами дом ремесел на Подозерке — жильем Ивана Сергеевича Травкина (Евгений Леонов). Сам кремль был фоном и для похода героя к стоматологу, и для кортежа, движущегося к дому Травкина, и для тихого возвращения героя домой.
В 1967 г. «ростовский» сюжет видим в фильме «Семь нот в вышине». Фильм документальный, я бы его не упомянула, если бы не одна деталь. Именно он впервые актуализирует ростовские колокольные звоны. И тем самым вносит их и звонницу в арсенал кинематографистов.
В 1968 г. выходят «Братья Карамазовы». Последний фильм Ивана Пырьева — он успел подготовить съемки, провести их — выбрав Ростов, его кремль и Гостиный двор как место, где происходит действие. После смерти мастера монтаж закончили друзья и ученики. Фильм стал культовым, был номинирован на «Оскар», призом «Жемчужина» удостоила его Японская ассоциация кинолюбителей.
В 1969 г. в фильме «Семь стариков и одна девушка» на соборной звоннице Ростова оказывается… Фантомас. Персонаж этот тогда совершал победоносное шествие по СССР, потому приснился одному из героев фильма путешествующим по озеру в подлодке, а затем — бегущим по соборной ограде и качающимся на языке колокола «Сысой».
В том же 1969 г. оказался Ростовский кремль в детской сказке «Веселое волшебство».
1971 год в кинобиографию кремля принес два эпизода. В фильме «Держись за облака» кремль оказался фоном для ряда виселиц. Фильм не имел успеха, не спасло его участие Гунара Цилинского, Андрея Миронова, Василия Шукшина.
Второй фильм — «Человек с другой стороны». На пароме по озеру плывет с молодой женой инженер Крымов (Вячеслав Тихонов, только что снявшийся в «Доживем до понедельника») — на ростовской Подозерке с панорамой кремля их ждет мать героя.
В 1972 г. видим Ростовский кремль в «Руслане и Людмиле», снятый никак не меньше, чем в последовавшем на экраны год спустя «Иване Васильевиче».
В комедии «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973) Андрей Миронов с компанией мчится в красном «Москвиче» мимо кремля.
В 1978 г. кремль попал в ленту «Мой ласковый и нежный зверь». Герои едут в коляске мимо стены, ограждающей Митрополичий сад Ростовского кремля, фоном проскальзывают панорамы и детали других зданий, гладь озера Неро.
В том же году в Ростове снимали «Трактир на Пятницкой». «Гражданин товарищ барин» — это оттуда. Пашка Америка учит жизни Аленку аккурат у входа в музейное кафе…
В 1982 г. вышел фильм «Слезы капали». Снова Данелия снимает в Ростове Леонова, на сей раз герой последнего бредет по озеру, собравшись утопиться.
В 1986 г. с Ростовским кремлем оказываются связаны два фильма. В «Борисе Годунове» герои время от времени выходят на крыльцо Красной палаты. «Конец операции „Резидент“» показывает кремль сначала фрагментом в окне сберкассы, затем, когда шпион, получив деньги, выходит на улицу, — панорамой. Эта сберкасса с ее очередями и сейчас на том же месте…
В 1987 г. снимается в Ростове «Бесконечность». Фильм вышел лишь в 1991 г., Марлен Хуциев назвал его лучшей своей работой. Герой, вырвавшись из столицы, отправляется в город молодости своей. И составлен этот город из Ростова и Рыбинска. Те задворки, по которым идет герой Владислава Пильникова, над которыми сияет пятиглавие ростовского Успенского собора, — они и сейчас таковы, как в фильме.
1990 год — в «Царской охоте» возки выкатывают меж западной стеной Ростовского кремля и аркадой Гостиного двора…
В 1995 г. в китайском фильме «Красная вишня» кремль снят обильно. И внутри, и снаружи. Притом непривычно: в качестве концлагеря.
Фильм «Полицейские и воры» (1997) обошелся без кремля — Яковлевский монастырь был фоном для приключений Вячеслава Невинного и Геннадия Хазанова.
Список этот не полный, конечно. XXI век уже принес в перечень фильмы «Марш-бросок» (2003), сериалы «Котовский» (2009), «Раскол» (2011). Недавно прошли съемки сериалов «Романовы», «Счастливое детство», на днях наезжает еще одна съемочная группа.
Такое плотное общение города с киношниками рождает особое отношение у местных жителей к этому виду искусства. Они видят не только конечный продукт работы кинематографистов, но наблюдают съемки, постигают технологию.
В семейных архивах ростовцев среди прочих фоток — множество снимков с эпизодами съемок. Хоть «Иван Васильевич», хоть «Раскол» — ростовские или участвуют в массовках, или проходят мимо с фотоаппаратом наготове — и видят: «О! Снимается кино!»
99 фильмов и сериалов, которые снимали в Ярославской области
27 августа празднуется День российского кино. К этому дню мы составили максимально полную подборку фильмов, которые снимались в Ярославской области.
«Бумер. Фильм второй». Сцены из фильма снимались в Рыбинске на Мытном рынке и в кафе на улице Горького. А в Тутаеве главная героиня фильма переправляется на пароме через Волгу. Во время съемок съемочная группа жила в санатории «Большие соли».
«Хиромант 2». Второй сезон сериала, как и первый, снимали в Ярославской области, где, по сценарию, происходят основные события картины. Часть сцен сняли в селе Лучинское.
«Ты и я». Часть эпизодов российско-американской картины об американке, переехавшей в Москву и влюбившейся в скандальную группу «Тату» режиссер Роланд Жоффе снимал в квартире на Перекопе и в Федоровском соборе Ярославля.
«Ермоловы: яблоки из чужого рая». Сериал снимали в центре Ярославля и в Ярославской области в августе 2007 года. Одну из главных ролей сыграла в фильме Анна Большова.
«Река-море». На Ярославских судоходных верфях приводили в необходимый для съемок вид пригнанную из Астрахани баржу. На полуразвалившемся судне «Е.Рунда» происходит все действие восьмисерийного фильма Евгения Марчелли.
«Исаев». История о молодости Штирлица разворачивается на фоне пейзажей Севастополя, Костромы, Рыбинска, Тутаева и Ярославля. История отношений графа Воронцова и его возлюбленной разворачивается в Тутаеве на фоне Казанской церкви. В особняке купца Вахрамеева в Ярославле разместились Гохран и кабинет Блюхера. Разоренную церковь снимали в деревеньке Тимохино, а венчание Исаева и Сашеньки снимали в церкви Иоанна Предтечи.
«Миннесота». В фильме Андрея Прошкина можно увидеть старое здание планетария, Первомайский бульвар, торговый центр «Фараон».
«Котовский». Эпизоды многосерийного фильма снимали в Ярославском театре имени Волкова. По сюжету это Кишиневский театр драмы 1906 года. В ролях второго плана и эпизодах снялись актеры театра имени Волкова, Ярославского ТЮЗа, Ярославского камерного театра и студенты театрального института. В роли дореволюционного Кишинева выступили Волжская набережная, Губернаторский парк, площадь Челюскинцев, Революционная улица и Демидовский сквер. Спасо-Преображенский монастырь заменил Кишиневский тюремный замок, а дом № 7 по улице Советской стал ювелирной лавкой Голденберга. В фильме присутствуют интерьеры кафе «Актер», ресторана «Власьевский», Ярославского художественного музея. Поместье Семиградова снимали в Карабихе.
«Снег на голову». Лирическую новогоднюю комедию снимали в центре Ярославля. Ярко-розовая машина героини появляется на улице Нахимсона, на Волжской набережной, возле Главпочтамта. Съемки проходили на Богоявленской площади, возле Губернаторского сада, на улице Революционной, в кафе «Лапша на ушах».
«Вторые». Правительственный кортеж движется через Советскую площадь, улицу Андропова, Советскую улицу. В фильме играют ярославские актеры и звучит музыка ярославского композитора Комарова.
«Доки». На съемки фильма о судьбе подростков из детского дома в Ярославль приезжал Валерий Золотухин. Эпизоды фильма снимались на проржавевшей барже на Среднем поселке у яхт-клуба.
«Земский доктор». Съемки фильма с Ольгой Будиной и Дмитрием Певцовым проходили в Угличском районе.
«Ярослав. Тысячу лет назад». Ничего удивительного, что картину об основателе Ярославля снимали в Ярославской области. Для съемок между Ярославлем и Тутаевом построили огромную декорацию – здесь возвели княжеский двор, парадный въезд в город, княжеские хоромы, пыточную и языческое капище.
«Луч на повороте». Съемки комедийного детектива проходили на острове Даманском и в центре Ярославля, на Советской площади.
«Черные волки». Действие мини-сериала, снятого в Ярославской области, происходит в Ярославле 50-х годов.
«МУР». Фильм с участием Александра Домогарова и Михаила Ефремова снимался в Москве, Ярославской области, Ташкенте и Крыме. В нем можно увидеть сцены, снятые в Ярославле, на Перекопе, и в Тутаеве.
«Сделано в СССР». Съемки 16-серийного фильма проходили в селе Угодичи Ростовского района.
«Команда Че». Сериал о работе полицейских снимали в Диево-Городище.
«Жизнь и судьба». Режиссер фильма по роману Василия Гроссмана Сергей Урсуляк решил снимать Сталинград 1942 – 1943 годов на территории Норского кирпичного завода в Ярославле. В других городах ему не удалось найти подходящую натуру. Для съемок были выстроены масштабные декорации, изображающие улицы Сталинграда.
«Иван и Толян». Съемки комедийного детектива проходили в центре Ярославля.
«Пепел». Как и фильм «Жизнь и судьба», историю о воре Пепле в исполнении Евгения Миронова снимали на Норском кирпичном заводе.
«Серебряный звон ручья». Фильм снимали в селе Ширинье под Ярославлем.
«Сила сердца». Съемки проходили в Диево-Городище.
«Под прицелом». Криминальный сериал снимали в деревне Горки Ярославской области.
«Уравнение любви». 8-серийный фильм с Натальей Антоновой в главной роли снимали в центре Ярославля. Съемки проходили на Первомайской улице, в сквере на улице Богдановича, на Речном вокзале, в театре имени Волкова.
«Мосгаз». Съемки сериала проходили в Ярославле и Тутаеве.
«Убить Дрозда». Действие ироническо-приключенческого 4-серийного фильма Дмитрия Герасимова происходит в Ярославле, в который главный герой приезжает в командировку.
«Предчувствие». Фантастический мини-сериал снимали в Ярославле и Тутаеве. В фильме снимались шесть артистов тутаевского народного театра «Левый берег».
«Сестра». Фильм снимали в Ростове в мае.
«Второй шанс». Сериал из 24 серий – дебютное произведение родившегося в Ярославле режиссера Руслана Паушу. Главных героев сериала играют столичные актеры, роли второго плана – ярославцы.
«Берега любви». Фильм с Анной Ардовой в главной роли снимали в деревне Урдома Ярославской области.
«Долгий путь домой». Многосерийный фильм снимали осенью 2014 года. Часть сцен сериала снимали в Ярославле. Фильм вышел на экраны в марте 2015 года.
«Легавый 2». Съемки сериала начались в начале февраля 2014 года и продолжались до марта. Съемочная группа работала под Рыбинском и во дворе Рыбинского авиационного колледжа. Действие многосерийного фильма происходит в 50-х годах XX века, и Рыбинск, по мнению съемочной группы, хорошо подошел для передачи атмосферы того времени.
«Ч/Б». Съемки фильма с Алексеем Чадовым в одной из главных ролей проходили в Переславском районе.
«Иерей-сан». Фильм по сценарию Ивана Охлобыстина снимали в Ростовском районе. Картина должна выйти на киноэкраны в ноябре 2015 года.
«Палач». Съемки сериала проходили в Ярославле, Рыбинске, Тутаеве, Ростове, Мышкине, Диево-Городище.
«Украденная свадьба». Четырехсерийный фильм снимали в Ярославле в декабре 2014 года. Съемки проходили в гостинице «Которосль», на старых заводах, в парках и жилых домах.
«Спасибо тебе». Фильм снимали в историческом центре Ярославля летом и осенью 2014 года. Часть сцен была отснята на Первомайском бульваре.
«Метеорит». Фантастическую историю о том, как после падения метеорита в городе стали пропадать люди, снимали в брагинских дворах. Режиссер картины – бывший актер театра имени Волкова, снявший в Ярославле несколько фильмов.
«Город». Восьмисерийный фильм снимали в Пошехонье.
«Перекрестки судьбы». Декорациями для съемок остросюжетной мелодрамы стала недостроенная гостиница на Московском проспекте. Съемки проходили летом и осенью 2014 года.
«Черная река». Летом 2014 года в здании бывшего роддома на Волжской набережной проходили съемки сериала, действие которого происходит в сибирском городке Белогорске.
«Клавдия». И снова Алексей Прошкин выбирает Ярославскую область в качестве натуры для съемок. Картину с Алексеем Кортневым в одной из главных ролей снимали в Угличе.
«Кодекс чести». Сериал снимали в Ярославле на протяжении нескольких лет.
«Одинокий папаша». Съемки 8-серийной мелодрамы с Игорем Петренко в главной роли завершились 20 июля. Сериал снимали на ярославских улицах, в Данилове и в Москве. В кадре мелькает Волжская набережная, часть действия происходит на теплоходе «Москва».
Продолжаются съемки фильмов:
«Двойная сплошная». 16-серийную историю о женщине, которая пыталась строить отношения сразу с двумя мужчинами, почти полностью снимают в Ярославле. Съемки начались летом и должны завершиться в сентябре. Сериал выйдет на экраны в конце осени. В кадре можно будет увидеть Волжскую набережную, исторический центр и окраины Ярославля.
«Осколки снов». Уроженец Ярославля Андрей Золотков снимает на своей малой родине психологический триллер с элементами мистики. Съемки начались в мае. В них принимают участие студенты ЯГТИ. Фильм должен выйти на экраны в 2016 году.
«Точка опоры». Сцены сериала с участием Александра Лазарева, Александра Адабашьяна и Станислава Дужникова снимали в центре Ярославля, в том числе – на Волжской набережной.
Конкурс проводится в два тура Iтур Золотое кольцо России
Главная > Конкурс
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Фильмы, снятые в Ростове Великом
Семь нот в тишине (1967) — фильм Виталия Аксенова
Люди, связанные с Ростовом
См. также: Ростовские князья и Список глав Ярославской и Ростовской епархии
Александров входит в Золотое кольцо России.
История Александрова
Александровская слобода известна с середины XIV века. В 1513 здесь был построен загородный дворец великого князя Василия III (вероятно, зодчим был Алевиз Новый).
Из этого дворцово-храмового комплекса сохранились следующие храмы:
Троицкий (ранее Покровский) собор;
Покровская (ранее Троицкая) церковь;
церковь Алексея митрополита (внутри существующей Распятской колокольни);
С 1564 по 1581 в слободе находилась резиденция Ивана Грозного, Александровская слобода являлась «опричной столицей» Московского государства. В настоящее время памятники архитектуры древней Александровской слободы входят в состав музея-заповедника «Александровская слобода».
В 1578 основана первая в России типография. В 1870 через город прошла железная дорога, предопределившая бурный рост промышленности.
Музей-заповедник «Александровская Слобода»
Литературно-художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых
Александровский художественный музей
Церковь Боголюбовской иконы Божией Матери
«Музей рукотворного камня» ВНИИСИМСа
На полпути от Троице-Сергиевой Лавры к Переславлю-Залесскому издавна существовало поселение, называвшееся Великой, или Старой Слободой. В начале XVI века недалеко от Великой Слободы выросло большое село, названное Новой, или Александровской Слободой.
Город Александров является административным центром Александровского района Владимирской области. Он находится примерно в 110 км к северо-востоку от Москвы. Через Александров протекает река Серая, проходит железная дорога, соединяющая Москву с Ярославлем (на этой линии расположена железнодорожная станция Александров I). Город Александров входит в туристический маршрут «Золотое кольцо» России. Александров был впервые упомянут в документах в ХIV веке. Свое нынешнее название поселение получило не сразу. Ему предшествовали следующие наименования: Великая слобода, село Александровское, Александровская слобода. В 1513 году здесь была устроена загородная резиденция, кремль, великого князя московского Василия III. Наибольшего расцвета это место достигло во второй половине ХVI века, во время царствования Ивана Грозного (сына Василия III). В ту пору оно называлось Александровской слободой. Царь провел здесь, в загородной резиденции, 17 лет своей жизни. В это время Александровская слобода являлась фактическим (неофициальным) центром Российского государства. Здесь Иван Грозный подписал указ о введении опричнины, согласно которому страна делилась на Государеву опричнину и боярское земство (опричнина просуществовала 7 лет). В Александровской слободе осуществлялись дипломатические приемы, заключались важнейшие торговые договоры. При Государевом дворе велось летописание; работала печатня, в которой трудился ученик Ивана Федорова – Андроник Невежа. В Слободе творили лучшие иконописцы, музыканты, в т. ч. крупнейшие мастера хорового пения Иван Нос и Федор Христианин (сам царь тоже принимал участие в «сочинительстве» музыки, сохранились его стихиры с надписью «Творение царя Иоанна…»). В 1571 году в Александровской слободе проходили смотрины невест для Ивана Грозного (во время которых царь выбрал себе в жены Марфу Собакину, история ее жизни нашла отражение в драме Л. А. Мея «Царская невеста» и одноименной опере Н. А. Римского-Корсакова). В 1581 году здесь же, в Александровской слободе, произошла трагедия. Иван Грозный в порыве гнева сильно ударил посохом в висок своего сына, царевича Ивана. От полученного удара царевич Иван скончался. После смерти сына Иван Грозный навсегда покинул это место. Так Александровская слобода перестала быть центром политической и культурной жизни страны. На долгие годы поселение превратилось в обычное дворцовое село (которое славилось царскими конюшнями, а позднее – конным заводом, просуществовавшим до 1817 года). Постепенно территория кремля пришла в запустение. В ХVII веке на месте бывшей царской резиденции был основан Успенский женский монастырь.
Во время стрелецкого бунта, происходившего в Москве в 1689 году, в Александровской слободе находился Петр I. Он проводил здесь военные учения со своими «потешными» полками. После подавления стрелецкого мятежа Петр I расправился с теми, кто был причастен к бунту, в т. ч. со своей единокровной сестрой – Марфой Алексеевной. Марфу Алексеевну насильно постригли в монахини под именем Маргариты и заточили в местную обитель. Сейчас возрожденный Свято-Успенский женский монастырь соседствует с музеем-заповедником «Александровская слобода», который также разместился на территории бывшего кремля.
В 1730–1740 годах в Александровской слободе проживала дочь Петра I – будущая императрица Елизавета Петровна, сосланная сюда императрицей Анной Иоанновной.
В 1778 году в связи с образованием Владимирского наместничества (переименованного в 1796 году во Владимирскую губернию) Александровская слобода была преобразована в уездный город Александров.
В ХIХ веке в Александрове и Александровском уезде Владимирской губернии получила развитие текстильная промышленность, основанная александровскими купцами, в т. ч. Барановыми. Она продолжала играть важную роль и в ХХ веке (следует отметить, что в советские годы город Александров Владимирской области также прославился выпуском телевизоров марки «Рекорд», изготавливаемых на александровском радиозаводе). В 1870-х годах через Александров прошла железная дорога Москва – Ярославль. В декабре 1905 года в городе произошло революционное восстание рабочих местных фабрик, продлившееся несколько дней (подавленное казаками). Оно получило название «Александровская республика». Это событие увековечено установленным в центре Александрова памятником Александровской республике 1905 года.
С 1914 по 1917 годы в Александрове жила с семьей младшая сестра поэтессы М. И. Цветаевой – А. И. Цветаева. Семья А. И. Цветаевой арендовала один из домов усадьбы учителя математики А. А. Лебедева. В этом доме у А. И. Цветаевой в летние месяцы 1915, 1916, 1917 годов гостила М. И. Цветаева. В первой половине ХХ века Александров стал «столицей 101 километра». Здесь были вынуждены селиться лица после отбывания наказаний за государственные преступления, предусмотренные статьей 58 Уголовного кодекса РСФСР, действовавшей до 1960 года (им не разрешалось проживать в Москве и Московской области). К их числу относились известные представители творческой интеллигенции: архитектор-реставратор Петр Барановский, переводчик и поэт Борис Лейтин, венгерский писатель Йожеф Лендел, художник-венгр Виктор Тоот и др.
В августе-сентябре 1970 года в городе и его окрестностях снимался художественный фильм А. Л. Птушко «Руслан и Людмила» (по одноименной поэме А. С. Пушкина). Современный Александров – это, прежде всего, культурный и туристический центр. В городе работает 4 замечательных музея: музей-заповедник «Александровская слобода»; Александровский художественный музей, более известный как усадьба Первушина; музей Марины и Анастасии Цветаевых; Музей рукотворного камня ВНИИСИМСа.
Крепость и сегодня представляет собой маленький средневековый город. Как положено в таком городе, светские музейные власти делят здесь сферы влияния с церковью в лице Успенского монастыря. Исторически монастырь имеет преимущество: слобода была основана как царская резиденция, но в XVII веке, при Алексее Михайловиче, в ней открылась женская обитель, просуществовавшая вплоть до революции. Сегодня возрожденный монастырь и заповедник существуют на одной территории. Музею отошла большая часть гражданских построек, монастырю — храмы.
Благодаря этому противостоянию на Александровскую слободу можно посмотреть с двух сторон — так сказать, взглядом мирским и церковным взором. Экскурсии проводят обе стороны, а приоритеты у них, естественно, разные. Музейщики подробно рассказывают о годах опричнины, об убийстве царевича, о реформах Грозного, его знаменитой библиотеке и первой русской типографии, об иностранных посольствах и легендарном полете на деревянных крыльях. Монахини же о Грозном говорят кратко, переключая все внимание на историю монастыря, судьбу настоятельниц, иконы и храмовые фрески. У посетителей есть выбор: послушать тех, чья идеология ближе по духу, или сходить на одну музейную и одну «монастырскую» экскурсию — тем полнее будет впечатление.
Такое соперничество — тоже явление традиционно средневековое, в духе Иоанна Васильевича. Жаль только, что в Александровской слободе оно порой создает проблемы и для музейных работников, и для монашек, и для туристов. Например, чтобы фотографировать внутри храмов, нужно спрашивать благословения у настоятельницы. Монахини, со своей стороны, вынуждены наблюдать не слишком почтительных посетителей и терпеть под окнами келий выезды александровских новобрачных с криками «горько» и шампанским из горла. Посещение слободы — традиционная часть городской свадебной программы. Это немного забавно, если вспомнить супружескую жизнь Иоанна Васильевича, но более красивых естественных декораций в Александрове не найти.
По поводу декораций монастырь и музей тоже расходятся. Александровская слобода — место исключительно киногеничное, живая историческая натура. Музей приветствует съемки и художественные, и документальные — это и дополнительный доход, и возможность показать уникальный ансамбль на большом экране. Монастырь же в последние годы накладывает вето на любые художественные сюжеты в Александровской слободе. Абсурдно, но отказ получил даже Павел Лунгин с фильмом «Царь», хотя другую натуру для фильма об Иване Грозном в годы опричнины выдумать сложно.
В любом случае, это место лучше увидеть «живьем», чем на экране. В слободе, которая не может определиться, музей она или монастырь, хорошо в любое время года, но лучше всего приехать летом. Расположившись на лавочке возле гигантского куста пионов, рассматривать церкви, выстроенные под бдительным оком Грозного, слушать истории о его женах, которые в Александровской слободе быстро отходили в мир иной, и воображать, как темной ночью по одной из дорожек Малюта Скуратов тащит очередную жертву опричнины к берегу Серой речки.
В музее собрана огромная коллекция, посвященная всем царствующим особам, побывавшим здесь в разные эпохи. Иоанн Васильевич, естественно, главный герой. В Александрове никогда не забывали о том, что благодаря великому и ужасному царю город почти на двадцать лет заменил столицу. Грозного предпочитают трактовать не как тирана, а как реформатора и собирателя русских земель. Хотя и оправдывать не спешат. Предпочитают цитировать Карамзина: «Характер Иоанна… есть для ума загадка». Музейное собрание размещается в нескольких зданиях. Чтобы сориентироваться, изучайте расставленные на территории информационные стенды. Одна из новейших популярных экспозиций располагается в подвальном помещении и реалистически представляет камеру пыток времен Ивана Грозного. Этот аттракцион открыли по настоятельным просьбам туристов — сами музейщики считают подобные «постановки» пошлостью.