Что снимали в алуште
Алушта: по следам «Кавказской пленницы»
Для съемок новой комедии «Кавказская пленница» Гайдаю нужен был небольшой и никому не известный «типичный южный город». Ялта и Севастополь к тому времени успели примелькаться на глазах у кинозрителей, поэтому выбор Гайдая пал на Алушту. К тому же отсюда было рукой подать до горы Демерджи, которая и попала в картину под видом Кавказа.
Живописное урочище получило свое название благодаря причудливым творениям невидимого скульптора по имени Ветер. Здесь есть даже «фаллос Петра I» и «голова Екатерины II» (издали действительно похоже). Прогулка среди обломков рухнувших скал не потребует от вас чрезмерных усилий, но и на легкую победу рассчитывать тоже не стоит.
Здесь вы полюбуетесь на Никулинский орех (он совсем рядом). Во время охоты на «спортсменку и красавицу» герой Юрия Никулина действительно прятался в кроне этого гигантского 600-летнего дерева. Несколько лет назад долгожитель сильно пострадал во время бури и теперь стоит окруженный подпорками. Рядом с орехом лежит массивная известняковая глыба, которую туристам выдают за «тот самый» камень, на котором Наталья Варлей голосом Аиды Ведищевой пела веселую песенку про медведей. Знатоки утверждают, что это не так: подлинный камень следует искать к северо-востоку от ореха.
А вот в другой гайдаевской комедии глыба под деревом точно засветилась. Это фильм «Спортлото-82». Ее антигерои Сан Саныч и Степа проходят мимо камня в поисках заветного лотерейного билета. В начале 90-х на Демерджи снимали индейские приключения героев Джека Лондона. Речь идет о фильме «Сердца трех-2» с Сергеем Жигуновым и Аленой Хмельницкой. Главное место съемок находится чуть дальше к северу от ореха (примерно 10 мин. по тропинке). Оно у самого подножия горы, правее развалин византийской крепости Фуна.
Конечно, эпизоды «Пленницы» снимали не только в Алуште. Например, свой прыжок через стену психушки Шурик совершал в Симферополе. Стена и ворота принадлежали Консервному заводу имени 1 Мая.
Это место находится на улице Севастопольской (№ 62), ведущей в сторону западной автостанции. Впрочем, по утверждениям местных знатоков вопроса, ограду и ворота давно снесли.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
«Кавказская пленница» на фоне Алушты
Собрались мы с соседом по номеру динозавров посмотреть на местной выставке, а заодно морским воздухом подышать. Не доходя до набережной, возле винного магазина,
встретили двух девушек, которые попросили их сфотографировать. Нет проблем, я им даже соседа предложил для совместной съёмки, но они отказались. Одна из девушек сказала, что приехала погостить к сестре из Ялты и не хочет, чтобы её муж фотографию с чужим мужчиной увидел. Но со мной отчего сфотографироваться захотела.
Видимо не понравился им сосед. Они попросили сфотографировать их на фоне мемориальной таблички.
Мне отчего-то вспомнилась Абхазия, где возле водопада «Мужские слезы» можно сфотографироваться рядом с чудом советской автомобильной техники, с абхазским номерным знаком «Моргунов». Якобы именно на нем рассекала просторы Кавказа популярнейшая троица «Трус, Балбес и Бывалый».
Хотя автомобиль и был красного цвета, но не был похож на задействованный в фильме.
Что было вполне естественно, ведь автомобиль из фильма принадлежал Юрию Никулину. Этот кабриолет (Adler Triumpf Junior), выпускавшийся в Германии в 1930-х годах, запечатлён на памятнике Никулину возле цирка на Цветном бульваре.
«Может и табличка из той же оперы?», — подумалось мне
«А какие сцены здесь снимались?», — спросил я. Девушки ответили, что в здании с табличкой раньше вместо винного магазина был ресторан, в котором несколько сцен снималось, в том числе встреча с Шурика с кунаками, когда прозвучала знаменитая фраза «Барбамбия кергуду».
интерьер которого был оформлен в питейном стиле.
и Попандопуло из «Свадьбы в Малиновке».
Вот только сцена в магазине не из «Кавказской пленницы», а из «Самогонщиков».
На каждом окне — своё оформление.
На барной стойке развалился Бахус.
Продавцы версию девушек о съёмке фильма подтвердили.
Когда я вернулся домой, то информация о том, что основная часть «Кавказской пленницы» снималась в Алуште и её окрестностях подтвердилась, но утверждалось, что сцены в ресторане снимались в павильоне киностудии. в
Приехав домой, пересмотрел «Кавказскую пленницу» и увидел, что еще несколько знакомых мест снимались в фильме. Жаль, что перед поездкой не взглянул, а то постарался бы отразить сегодняшнее положение мест съёмки.
Вверх от улицы Багликова к церкви ведёт лестница,
Какие фильмы были сняты в Крыму? Обзоры кинолент
В течение едва ли не всей истории российского кинематографа, включая дореволюционный и советский периоды, Крымский полуостров был для него великолепной «съемочной площадкой». Многие фильмы, снятые в Крыму, сразу и навсегда вошли в мировую сокровищницу кино. Другие критика оценила скромнее, но вот зрители были с ней категорически не согласны.
«Спортлото-82» и мода на походы по Крыму
Режиссер Леонид Гайдай снял немало отличных лент, в том числе и более знаменитых, чем эта. Но «Спортлото-82» послужил Крыму бесплатной рекламой для туристической сферы – приключения героев заставили зрителей заинтересоваться крымской природой и мгновенно возрос спрос на пешие походы по полуострову.
Съемки проводились в Алуште (пляж), Феодосии (вокзал, базар, дом проживания героя), на мысе Капчик у Судака (автокемпинг). В кадрах также мелькали окрестности Долины привидений, запомнившиеся по «Кавказской пленнице», виды Аю-Дага и зубцы Ай-Петри.
При этом кинорежиссер не утруждал себя географическими соответствиями. Так, его герой, «квартируя» в Феодосии, отправлялся купаться в Алушту, а другой персонаж, нырнув в море возле Медведь-горы, выныривал у Нового Света (рекорд подводного плавания – 60 км!). Но для сюжета географический реализм роли не играл – все равно в фильме использовались вымышленные названия местностей. А выглядели все выбранные Гайдаем «декорации» отлично.
«Человек-амфибия»: посрамление Голливуда
Отзывы критиков об этой картине были холодными, но это из вредности – просто «спецы» в области кинематографа полагали, что ее вовсе не получится снять. Студия Диснея сочла сюжет Александра Беляева слишком сложным технически, а наши киношники и Крым справились с ним чуть ли не голыми руками.
Основным местом съемки стала бухта Ласпи у Севастополя. Сейчас это популярный объект, но в 1961 г. (съемочный год) он был относительно пустынным. И киногруппе не досаждало навязчивое внимание. Берега карибского острова снимали также у мыса Айя, у Карадага, у скалы Ифигения. В Судаке главные герои Владимир Коренев и Анастасия Вертинская проходили ускоренный курс подводного плавания (оба вообще-то плавали кое-как, хотя первый был сыном вице-адмирала и коренным севастопольцем).
В Крыму снимали только эпизоды, непосредственно связанные с морской гладью, в том числе подводные. Черное море много беднее Карибского по части морской живности, как следствие, режиссеру с оператором приходилось «высаживать» искусственные водоросли, надевать на камеры аквариумы с экзотическими рыбками и снимать безобидных катранов с сильным увеличением, чтобы они походили на опасных южных акул-людоедов. Все получилось так, что съемки из «Человека-амфибии» давно считаются классикой жанра.
Крымский Кавказ, или «Новые приключения Шурика»
«Кавказская пленница» является одним из самых знаменитых у Леонида Гайдая, лучших советских комедий и входит в число известнейших фильмов, снятых в Крыму. Загадка – почему Кавказ было решено снимать в Крыму (что, настоящего Кавказского региона мало было?), но факт – команда Гайдая во время съемок изъездила половину полуострова, тут фигурируют многие его достопримечательности, в том числе природные.
Забор сумасшедшего дома, из которого сбегает Шурик, играет ограждение симферопольского консервного завода. «Дорожные» эпизоды (встреча Нины и Шурика, погони) снимались на трассе Виноградное – Куйбышево, на Ай-Петри и возле села Лучистое. Для городских сцен служила Алушта – там до сих пор стоит дом Фрунзика Мкртчяна (только ворота, у которых Никулин ел арбуз и в которые Моргунов вносил финский холодильник, уже заменены), а квас троица покупала в местном парке аттракционов у настоящей продавщицы. Там же находилась дача товарища Саахова, куда прибывали конспиративные борцы с ящуром и имение с именинами, где Шурик «подхватил» белую горячку.
Более всего прославились пейзажи района Долины привидений – «камень Варлей» и «Никулинский орех». Вообще, в Алуште экскурсии «по местам этого кино» являются одним из самых востребованных туристами предложений.
Ныне «Песня про медведей» является обязательной составляющей музыкального фона в крымских городах в праздничные дни, при этом крымчан не беспокоит северная тематика – кино-то делали у них!
«Пираты ХХ века»: рекорд советского кино
Большинство фильмов, снятых в Крыму, мгновенно превращались в легенду по одному или многим показателям. Так случилось с «Пиратами ХХ века» – одним из первых наших классических боевиков. За год его посмотрели 90 млн. зрителей – абсолютный рекорд кинематографа СССР.
Крыму снова пришлось переквалифицироваться в экзотический остров, ну да ему было не впервой. Важней было то, что Ялтинская киностудия располагала хорошей каскадерской и группой съемок под водой (созданной после «Человека-амфибии») – и то, и другое было обязательным для сюжета.
Основным периметром действия стали окрестности Нового Света – мыс Капчик и Голубая бухта (по иронии судьбы имеющая второе название Разбойничьей, то есть вполне пиратская). Туннели под толщей моря снимали на Тарханкуте, в районе Большого Атлеша, а деревню туземцев соорудили возле Коктебеля. Географический размах был вынужденным – требовались разнообразные условия, которые нельзя было получить в одном месте.
Даже съемочные постановки в помещении проводились в Крыму. Сцену на тонущем корабле делали в бассейне отеля в Массандре. Таврида в данном случае оказалась идеальным фоном – она была вполне экзотической, очень таинственной и достаточно пиратской.
Последний рекорд Крыма: «Сердца трех»
Крыму принадлежит еще один рекордный показатель советского кинематографа – в некотором роде трагический. «Сердца трех» Владимира Попкова полагают последним СССРовским фильмом – вышел он уже в 1992 г.
Режиссер подошел к делу экранизации киноромана Джека Лондона ответственно. На главные роли он взял легендарных на тот момент «гардемаринов» – Сергея Жигунова и Владимира Шевелькова. Прочий актерский состав (а там были Игорь Кваша, Дмитрий Харатьян, Альгимантас Масюлис) тоже подвести не мог от слова совсем. И выбор места съемок велся столь же скрупулезно. Создатель ленты и С. Жигунов, делающий первые шаги к своему превращению в успешного продюсера, обратились к лучшим специалистам в области географии и геологии. Они просили указать точки в Крыму, чтобы не только походили на описанные в романе, но и объективно соответствовали природным условиям Латинской Америки.
Главным консультантом картины стал выдающийся ученый, доцент Киевского университета Э.Т. Палиенко. Он-то и указал группе лучшие пейзажи.
В результате здесь фигурировали поселок Утес (приморский городок, где живет семья Солано), Юсуповский дворец Кореиза (усадьба Солано), Массандровский и Воронцовский комплексы (особняк Фрэнсиса Моргана), Долина привидений (индейская деревня), гора Куш-Кая (фон для бунгало жрицы Атакавы), Никитская расселина, Голубой залив, зубцы Ай-Петри, крепость Фуна, массив Чатыр-Даг. И все не только выглядело совершенно естественно, но и полностью соответствовало описаниям Джека Лондона.
А перечислять, какие фильмы снимали в Крыму, можно еще долго: «Остров сокровищ», «Всадник без головы», «Варвара-краса», «Три плюс два»… – шедевр за шедевром! Мы постараемся со временем разобрать ВСЕ картины, снятые на крымской земле, и будем добавлять их сюда, чтобы вы смогли знакомиться с ними и подробностями их создания.
Все про места съемок фильма «Кавказская пленница»
Вопреки формальной логике, по поводу и без оного, из уличных репродукторов крымских городов звучит песня про полярных медведей, ускоряющих вращение планеты. Но истинная и не возражает – «северный» студенческий фольклор родом с солнечного полуострова. На этом географические странности не исчерпываются – на Кавказе трудно найти места, где снимали «Кавказскую пленницу». Причина проста – делали это в Крыму.
Географическая странность
Да, непонятно. В Крыму есть горы, да и красивых видов множество, но все это есть и на Кавказе, заявленном местом действия ленты. Страна одна – СССР, удивить Мосфильм кавказскими съемками невозможно. Но факт – режиссер Леонид Гайдай снял фильм с кавказским сюжетом на Тавриде.
Сейчас уже не получится узнать точные причины такого решения. Известно только, что Крым режиссер в принципе любил и нередко здесь работал (рассматриваемый кинофильм – далеко не единственная снятая им на полуострове лента). Правовой подоплеки нет – как раз понятно, что на идею сюжета Гайдая натолкнул реальный скандал с попыткой похищения девушки, произошедший как раз в кавказском крае (на это намекает фраза в начале фильма про районы, где все рассказанное тоже могло произойти). Поэтому – вопрос вкуса.
Впрочем, одним Крымом все же дело не ограничилось. Съемки сцен в помещениях проходили в мосфильмовских павильонах и Кавказ «засветился» в эпизодах с падением героя в спальнике и реку и обрушении туда же бочки. Моменты эти сняты недалеко от Сочи.
В Крыму же «звездами» кино выступили окрестности Алушты и села Лучистое, серпантин у Ай-Петри, Симферопольский консервный завод и дорога между селениями Куйбышево и Виноградное.
Природные декорации
Для создания убедительных «кавказских гор» потребовались несколько регионов Тавриды. С Ниной Шурик и водитель «пылесоса» Эдик знакомились на дороге «Виноградное – Куйбышево». Осел тоже с тех пор стал достопримечательностью Крыма. Правда, это была ослица, звали ее Люся, а и умерла она совсем недавно в почтенном, как для этого животного, возрасте.
Трус, Балбес и Бывалый вместе с Шуриком и Эдиком гонялись за сбежавшей Ниной по серпантину в районе Ай-Петри и у Лучистого. Здесь же находится скала, по которой карабкалась героиня с помощью отрабатывающего страховку своего напарника, а последний пытался паковаться в спальный мешок.
Во время прогулок горными тропами за спинами главных героев можно разглядеть вершину Лысый Иван. Точка, где снят эпизод с засадой, сегодня является важным экскурсионным пунктом окрестностей Алушты. Рядом обнаруживается Долина привидений и гора Демерджи. Орех, плодами которого Балбес кидался, нечаянно подбив глаз Бывалому, сейчас известен как «никулинский» и находится под охраной.
Кавказская Алушта
Город, где произошли основные события, изображала Алушта. Только сцену побега из психиатрической больницы сняли рядом с оградой консервного завода в Симферополе. Но троица жуликов попивает пиво в алуштинском Парке аттракционов, даже продавщица у бочки настоящая, не из съемочного коллектива. Демьяненко заселяется в гостиницу в молодежном центре «Юность», а тост про кибернетиков записывает возле Троллейбусного кольца. Вицин с Моргуновым проводят танцкласс на базе отдыха «Чайка», но здание это уже увидеть нельзя – оно разрушено до фундамента.
Хотя прошло много лет с тех пор, как была снята «Кавказская пленница», места в Алуште, использовавшиеся при съемках, в большинстве случаев узнаваемы. Хозяйка одного из частных городских домов свято бережет лестницу, откуда «неосознанный похититель невесты», подобно Жану Маре, прыгал на осла. «Группа противодействия ящуру» прибывает в жилой дом у генуэзской башни.
Именины, где «пленник» кавказского гостеприимства подхватывает «белую горячку», проходили на территории санатория «Северная Двина». Ворота у усадьбы преступного дяди Нины сейчас другие, но сам дом так и стоит на углу Крапивного переулка и улицы Багликова. Никулин жаловался, что ему пришлось съесть близ него почти целый арбуз – все время режиссеру не нравилось, как он это делает.
Сама группа тоже называется алуштинской достопримечательностью. На Наталью Варлей мужчины на улицах курорта реагировали не хуже Шурика, Эдика и их транспортных средств. Моргунов и Демьяненко оказались сердцеедами и завоевали огромную популярность у крымских дам. Съемочная команда проживала в гостинице «Черноморье» (ныне «Крымские зори»), закусывала в кафе «Красный мак» и просматривала все, что снято за день, в кинотеатре «Шторм».
Позднейшие выдумки
Однако за прошедшие годы легендарная комедия в Крыму обросла столь пышным фольклором, что впору очередному герою его изучать. Некоторые придумки искажают реальную историческую картину.
Так, туристам постоянно предлагают сфотографироваться на «камне Варлей», где исполнялась-де «Песня про медведей». К нему даже лесенка приставлена. Но знатоки утверждают, что это просто похожий камень, у Гайдая он фигурировал в «Спортлото-82», а настоящий валун из «Кавказской пленницы» ныне зарос крапивой и ежевикой, мол, танцевать на нем проблематично.
Накладка вышла и с рестораном «Солнечный» (сегодня ночной клуб). Мосфильмовский павильон столь удачно стилизовали под помещения этого заведения, что зрители были уверены – встреча Шурика с «кунаками влюбленного джигита» снималась там. Но это неверно.
Впрочем, появление таких легенд только доказывает – кино действительно стал частью жизни уже нескольких поколений. «Кавказская пленница» прославила места Крыма, где проходили съемки.
Говорят, фильм Гайдая разрешили выпустить на экраны потому, что он очень понравился лично Брежневу. Если так, генсек СССР не прогадал, и обеспечил дорогу в жизнь бессмертному шедевру. А Крым неплохо воспользовался подарком судьбы, превратив объекты, где снимали «Кавказскую пленницу», в популярные экскурсионные маршруты. В заключение — его величество кино, наслаждайтесь!
Кино снятое в Крыму
Смотрите также
Все фильмы, с тегом «Алушта»:
Кавказская пленница
1967. Режиссёр: Леонид Гайдай. В ролях: Александр Демьяненко, Наталья Варлей, Владимир Этуш, Фрунзик Мкртчян, Юрий Никулин, Георгий Вицин, Евгений Моргунов, Михаил Глузский, Нина Гребешкова.
Уже немолодой Шурик, продолжая учиться в своём институте, направляется в этнографическую экспедицию на Кавказ агрегировать местный фольклор. Задача, в принципе, не сложная: пей да записывай. Но Шурик, будучи человеком ответственным, желает наблюдать процесс воочию. В конечном итоге ему везёт. Его приглашают поучаствовать в древнем обряде похищения невесты.
Шурик настолько рад подвернувшейся возможности, что даже делает вид, что не узнаёт в кунаках жениха тройку прохиндеев, которых он повязал ещё в «Операции Ы». Но оставим это на совести самого Шурика, а сами переключимся на антураж.
Действие картины проистекает на Кавказе. В роли Кавказа, в который уже раз, выступает полуостров Крым.
Спортлото-82
1982. Режиссёр: Леонид Гайдай. В ролях: Альгис Арлаускас, Светлана Аманова, Михаил Пуговкин, Михаил Кокшенов, Денис Кмит, Нина Гребешкова, Борислав Брондуков.
В разгар курортного сезона в одном купе поезда Москва–Южногорск встретились и познакомились четверо пассажиров: спортсмен Миша, романтик Костя, интеллигентный спекулянт Сан Саныч и голубоглазая блондинка Таня. Несмотря на разношёрстность компании у них всех была одна общая деталь – книга. Захватывающий детектив Гениана Зелёного «Смертельное убийство» читал в тот момент практически каждый. Именно этой книжке суждено было стать сюжетным катализатором нашей истории.
Три плюс два
1963. Режиссёр: Генрих Оганесян. В ролях: Андрей Миронов, Наталья Фатеева, Евгений Жариков, Наталья Кустинская, Геннадий Нилов.
Трое молодых людей, уставшие от благ цивилизации и суеты большого города, решают провести отпуск «дикарём» на одном из пустынных пляжей Чёрного моря. Чтобы максимально расслабиться и слиться с природой даже разработан определённый кодекс поведения. Нельзя курить, выпивать, бриться и др. То есть созданы все условия для укрепления тела и духа.
Но в один прекрасный момент в их маленький мирок вихрем врывается белый «Запорожец», экипаж которого состоит из двух симпатичных девушек. Зоя и Наташа, так зовут вновь прибывших пассажирок, сразу берут быка за рога, претендуя на место у моря. Более того, они требуют от мужчин подыскать себе другое место для отдыха, аргументируя это пожизненной занятостью данного участка. В качестве вещдока даже приводят заранее закопанную бутылку с запиской. В результате прений, ни одна из сторон не уступила и начался период вынужденного сожительства.
С самого начала совместного времяпровождения любознательная Зоя организовала несколько психологических экспериментов над мужским контингентом лагеря. От полного игнорирования, до просьб о помощи и внезапного душевного расположения. Все эти межполовые перипетии происходят, как не трудно догадаться, под шум моря и шелест сосновых иголок прекрасной природы Крыма.