Что сначала ручник или паркинг
Механик на СТО рассказал зачем нужен ручник на автомобилях с АКПП если есть режим паркинг
С огромной уверенностью могу сказать, что примерно 90% всех владельцев автомобилей с АКПП вообще не пользуются ручником. Почему? Да потому что все больше и больше автомобилистов предпочитают пользоваться функцией «Р», которая якобы создана специально для этих целей. Но и это не единственная причина такого поведения. В большинстве автомобилей стояночный тормоз вовсе не работает, так как воспринимается как бесполезная часть конструкции.
Как я узнал про ручник?
И скажу вам честно, я и сам относился к этому числу автомобилистов. Как купил машину с АКПП, так и позабыл за него. И как позже оказалось, делал это зря.
В общем, ещё где-то года 2 назад купил себе поддержанную Инфинити с АКПП. Работы в машине было предостаточно, но мне она досталась по дешёвке. Заехал в проверенную мастерскую на диагностику. Там знакомые механики тщательно проверили все узлы.
И все бы ничего, но когда мастера разобрали колеса, выяснилось, что механизма стояночного тормоза вовсе нет. Меня предупреждали об этом ещё до покупки. По всей видимости, прошлый хозяин не хотел заморачиваться с обслуживанием ручника и решил просто демонтировать всю систему.
Далее механик задал мне несколько вопросов, над которыми я вообще раньше не задумывался:
«Все оставляем как есть или побережем коробку?» — спросили у меня.
Поначалу не мог понять, как стояночный тормоз связан с коробкой передач.
«Что-то не совсем пойму. У меня же на коробке есть режим паркинга. Им и буду пользоваться» — ответил я.
«Паркинг — это конечно хорошо, но машину все же лучше ставить на ручник. Если придерживаться твоих убеждений, то коробку уже совсем скоро придется снимать и чинить. А я думаю, ты знаешь, в какую копеечку обойдется это удовольствие».
И тут в моей голове все окончательно переплелось. Изначально можно подумать, что очередной развод. Но такой исход событий полностью исключен. В сервисе работают «свои» ребята, которые не стали бы меня обманывать.
Механик понял, что я не совсем понимаю, о чём идет речь, и попытался объяснить мне ещё более подробно.
Почему нужно пользоваться ручником?
«К сожалению, мало кто знает, что недостаточно просто использовать режим парковки на коробке передач. Пользоваться стояночным тормозом также обязательно. Как только остановился, сначала выжал ручник, а только потом перевел ручку переключения передач в режим парковки.
Если не сделать этого, то вся нагрузка пойдет на блокировочный механизм. А он-то находится внутри коробки. Сама деталь достаточно надёжная, но не рассчитана на чрезмерную нагрузку. На ровной дороге он без проблем удержит автомобиль. Но все же не стоит нагружать блокировочный механизм, оставляя автомобиль под уклоном. Чем больше подъем или спуск, тем хуже приходится механизму» — добавил механик.
Мне же этой информации показалось мало, и я попросил рассказать, что будет, если продолжить использовать режим на коробке?
Оказывается, злоупотребление функцией грозит дополнительными материальными затратами. Зубцы на механизме начнут постепенно ломаться, что приведет к серьезной поломке АКПП. И решить проблему можно только капитальным ремонтом. А цены на него весьма и весьма серьезные.
Как ставить машину с АКПП на стояночный тормоз?
Для парковки автомобиля под уклоном водителю необходимо выполнить следующие действия:
Если угол наклона через-чур большой, рекомендуется подложить под колеса машины кирпичи. Здесь важно понимать, что после активации режима «паркинг», автомобиль все еще может катиться вниз. Уехать далеко не получится, зато запросто «стукнет» соседний автомобиль.
А вот для парковки автомобиля на идеально ровной поверхности, режима «Р» будет достаточно. Использовать тормоз не обязательно. Но если вдруг в вашу машину врежется другой автомобиль, узел выйдет из строя. На переключения скоростей он никак не повлияет, но обращаться за помощью к специалистам все же придется.
Подведем итог
В целом можно сказать, что пользоваться ручником необходимо как можно чаще. Единственным исключением будет холодное время года, когда механизм склонен к примерзанию. В остальных же случаях, лучше поберечь коробку.
Остались вопросы или есть, что добавить по статье? Пишите в комментариях, возможно это очень поможет читателям в будущем. Так же подписывайтесь на наш канал в ДЗЕНЕ.
Парковка машины с «автоматом» на уклоне: нужно ли ставить на «ручник»
Когда в коробке есть режим, не дающий машине произвольно катиться, то стоит ли пользоваться «ручником», совершая лишние движения, если можно просто включить селектор на «Р»? К тому же «ручник» может замерзнуть и не отключиться, не дав вращаться колесам, да и просто не работать, механически выйдя из строя. В общем, вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд.
Как показал наш мониторинг сетевых автофорумов, по поводу того, чтоб ставить или не ставить «автомат» на ручной тормоз при парковке на уклоне, интернет-сообщество практически единодушно, предпочитая пользоваться не только «паркингом» но и «ручником». Как, кстати, рекомендуют и руководства по эксплуатации автомобилей.
Хотя немало и весьма лихих мнений вроде: «Про «ручник» я давно забыл и на любой горке оставляю свой «Гелик» на «паркинге». Этот механизм очень надежен, и никакой «ручник» тут не нужен».
Что блокирует «паркинг»?
Впрочем, давайте вспомним, что собой представляет механизм «паркинга» на автоматических коробках передач. Основными его элементами являются крупнозубая шестерня и коромысло (также называемое мастерами «собачка», «крючок» и т. п.), на котором имеется шип, входящий между зубьями шестерни и не дающий ей вращаться.
Таким образом механизм блокирует выходной вал коробки и, соответственно, не позволяет крутиться колесам. Приводится блокиратор в действие либо непосредственно механической тягой от селектора, либо через электрический сервопривод.
Именно на шип с шестерней и ложится вся нагрузка от массы автомобиля, стоящего на склоне. Способен ли данный узел долго выдерживать ее? Обратимся за консультацией в профильный сервис, где ремонтируют коробки-«автоматы».
Что будет, если все время ставить машину на «паркинг» на уклоне?
Как утверждает мастер по ремонту АКПП компании Trans Gear Леонид Хенталов, система «паркинга» в АКПП любого типа достаточно проста и надежна, однако вечного ничего нет. В условиях постоянной нагрузки, которая возникает при установке машины в режиме «паркинкг» без стояночного тормоза, детали механизма постепенно подвергаются деформации.
Это и шип, и шестерня, и механический привод блокиратора. Отсюда возникают такие проблемы, как трудность включения и отключения режима «паркинга» даже на ровной поверхности. Многие могли замечать, что если машина стоит на уклоне и отпустить тормоз раньше, чем выключен режим «паркинга», то он выключается с характерным щелчком, а если механизм изношен, то и вообще с заметным усилием.
Как правильно парковать автомобиль с АКПП на уклоне?
Ставя машину на горку, лучше всего применять такой порядок действий: держим ножной тормоз — затягиваем «ручник» — переводим селектор в режим «паркинга». При отъезде: выжимаем ножной тормоз — выключаем «паркинг» — держим ножной тормоз — снимаем «ручник».
И, кстати, «ручник» нужен еще и потому, что при установке селектора на «паркинг», при отпускании ножного тормоза, машина может еще немного катиться (мастера говорят, что бывают случаи отката до полутора метров). Это нормально и происходит потому, что шестерня успевает повернуться на небольшой угол, прежде чем ее заблокирует шип. И этот момент важно учитывать при плотной парковке, чтоб случайно не въехать в соседа или ограждение.
Если же уклона нет и место ровное, то на ручной тормоз ставить необязательно. Поэтому, когда при остановке и отпускании ножного тормоза автомобиль никуда не едет и остается на месте, «ручник» можно не затягивать и ограничиться «паркингом». Единственный момент, если в этом случае кто-нибудь въедет на скорости в ваш автомобиль и сдвинет его с места, то механизм паркинга, скорее всего, выйдет из строя и коробку придется ремонтировать.
Хотя, в принципе, со сломанным механизмом «паркинга» ездить все-таки можно — на работоспособность коробки и переключение передач он никак не влияет.
И еще предостережение специально для любителей поремонтировать автомобиль самому: надо иметь в виду, что «паркинг» блокирует только коробку, но шестерни межколесного дифференциала продолжают вращаться.
Немало случаев, когда просто ставят машину на «паркинг» и затем, подняв на домкрате, начинают «шевелить» колесо, желая определить там какую-либо неисправность, узнать причину стука и так далее. Крутанул посильней, и — вуаля! — второе колесо тоже закрутилось в обратную сторону, машина с домкрата упала. И хорошо, если никого в это время под ней не было.
Что в итоге?
Только в крайних случаях ставим на «паркинг» без «ручника» — например, когда очень велик риск «мертвого» замерзания суппортов и тросов. А так соблюдаем предписания заводов-изготовителей, бережем коробку, слушаем советы мастеров-практиков. И почаще пользуемся «ручником», даже при парковке на ровной местности — чтоб не «закисал». Зимняя мойка машины — только с тщательной просушкой. Ну и надеемся на погоду, чтоб в ночь не ударяли морозы после оттепели.
Зачем ручник на АКПП и нужно ли на него ставить машину с автоматической коробкой
Начинающие водители автомобилей часто спрашивают опытных механиков или автовладельцев о том – нужно ли ставить на ручник машину с коробкой автомат. Споры идут с тех пор, как было установлено автоматическое устройство переключения скоростей на транспортное средство. Производители АКПП утверждают, что все-таки нужен стояночный тормоз. Все дело в том, какой тормоз лучше использовать и что стопорит автомобиль на стоянке.
Ручник на автомобиле с АКПП
Так зачем же нужен ручник на транспортном средстве с автоматом. Чтобы ответить на этот вопрос необходимо разобраться с тем, что из себя представляет ручной тормоз, а что – положение кулисы переключения передач автомата «Паркинг».
«Паркинг» – что это такое и что блокирует
В автоматической коробке передач есть режим «P». Полная расшифровка этой буквы «Parking», а в переводе на русский означает «Парковка» или стоянка.
Паркинг в автомате представляет собой шестерню, которая соединена с выходным валом АКПП и специальный механизм. Последний имеет небольшой штырь, который попадает между зубьев шестеренки и стопорит ее после того, как водитель переключает кулису автомата в положение «Паркинг».
Для чего нужен ручник
Другое дело стояночный тормоз или ручник. Он отличается от паркинга на автомате. Во-первых, строением. Состоит из следующих деталей:
Если наблюдаются проблемы с автоматической тормозной системой автомобиля, то автовладелец сможет остановить машину, подтармаживая задние колеса ручником.
Современные автоматы наделены электронным ручником. Официальное название этой системы EPB – Electronic parking Block. По сути это специальная кнопка, обозначенная буквой «P», на панели салона авто.
Пользуясь этой кнопкой, автовладелец сможет выровнять положение авто на дороге во время драйва или заноса. Принцип действия электронного стояночного тормоза таков:
Преимущества электронного ручника в коробке автомат:
Отрицательные стороны электроручника на коробке автомат:
Как правильно парковать автомобиль с автоматом
Правильная последовательность постановки на парковку автомобиля с коробкой автомат должна соблюдаться в любом случае: стоит ли на уклоне транспортное средство или автомобиль припаркован на ровной местности.
Например, если автовладелец слышит скрежет при снятии с ручника автомобиля и движении вперед, то это значит, что транспортное средство не было тщательно блокировано с помощью ручника. Поэтому была создана дополнительная нагрузка на тормозной механизм.
На ровной поверхности
При остановке автомобиля с АКПП на ровной поверхности, постановка на парковку будет следующая:
При парковке на ровной поверхности не обязательно ставить машину на ручник. Так как назад не будет тянуть вес автомобиля.
Но при постановке на парковку на уклоне следует придерживаться включения ручной блокировки колес.
На уклоне
Если уклон сильный и нет ровной площадки, чтобы поставить автомашину, то рекомендуется подложить по колеса камни или кирпичи для устойчивости.
Что будет, если все время ставить машину на паркинг на уклоне
Многим автолюбителям логика подсказывает, что механизму коробки передач автомата придется претерпевать нагрузки от постоянной парковки на уклоне. Это приведет к тому, что штырек не выдержит. Машина покатится вниз.
Внимание! Мануалы по эксплуатации автомобилей с коробкой автомат подсказывают неопытным автовладельца не забывать пользоваться ручником на склонах или на покатой местности.
Да и на ровных стоянках желательно использовать стояночный тормоз. Если в автомашину на стоянке, оставленную без ручника, врежется другой, то придется ремонтировать не только бампер, но и коробку автомат полностью.
Как произвести проверку работоспособности ручника на автомобилях с АКПП
Внимание! Проверку ручной тормозной системы опытные автовладельцы рекомендуют проводить через каждые тридцать тысяч километров.
Чтобы проверить состояние стояночного тормоза необходимо сделать следующее:
Хорошо держащая ручная блокировка колес не даст провернуть колесо ни в какую сторону.
Не рекомендуется оставлять машину долгое время на ручном тормозе. Он выходит из строя именно из-за стоянок, отличающихся большой продолжительностью.
Внимание! Электронный ручник автоматически снимает свое действие, когда автовладелец начинает движение. Поэтому перед водителем коробки автомат никогда не возникает такой проблемы, как забыл снять с ручника машину.
При продолжительной парковке на электронном ручнике может разрядиться аккумулятор и тогда автовладелец не сможет снять со стояночного тормоза. Машину в таком виде можно только транспортировать с помощью эвакуатора.
Рекомендации опытных автовладельцев и механиков
Вопрос. Хозяин автомобиля так и не понял, как правильно использовать EPB автомата.
Ответ. Не надо его чрезмерно нагружать, ставя на стояночный тормоз машину даже во время парковки возле магазина. Но и не нужно давать ему «заржаветь».
Вопрос. Автовладелец не понимает, что такое Hill Start Assist, установленная на многих современных автомобилях с коробкой автомат, и зачем он нужен.
Ответ. Hill Start Assist – это система помощника включения стояночного тормоза. Она автоматически приводит в действие задние тормозные колодки транспортного средства, когда последнее останавливается на склоне горы или холма.
Вопрос. Как еще можно использовать электронный ручник в автомобилях с коробкой автомат.
Ответ. Электронная тормозная система коробки автомат может использоваться как аварийный тормоз. Если удерживать кнопку в надавленном положении, то транспортное средство автоматически начинает аварийное торможение. Единственный минус – не все автомобили оснащены данным преимуществом.
Вопрос. Говорят, что не отключенный стояночный тормоз во время технического обслуживания может привести к травмам. Так ли это?
Ответ. Да. EPB должен быть переведен в сервисный режим, когда сотрудник СТО трудится над ремонтом автомата или любой другой детали автомобиля. Нечаянно нажатый EPB на автомате может повредить не только человека, но и сломать некоторые детали транспортного средства.
Заключение
Если раньше автовладельцев устраивал классический стояночный тормоз, то теперь многие стараются покупать автомобили с EPB. Благодаря тому, что был убран большой и, мешающий автовладельцам, рычаг тормоза, прибавилось больше пространства для размещения различного рода аксессуаров. Это сделало не только вождение, но и простое нахождение внутри салона автомобиля более комфортным.
Стоит ли на «автомате» ставить машину на «ручник» или всё же оставлять на «паркинге»?
Некоторые владельцы автомобилей с автоматическим и коробками передач считают, что паркуясь (временно или на стоянку) достаточно установить режим «Р» («Parking» — по-нашему «Паркинг», «Парковка» или стоянка авто).
Но как показывает практика, это не совсем правильно. Вернее, совсем неправильно!
Чем отличается ручник на автомате от паркинга?
Давайте разбираться. Что такое «ручник» («ножник») у машины с «автоматом» и что такое режим «Паркинг». Речь идёт о стояночном и парковочном тормозе.
Режим «Р» — парковка на АКПП
Да, в таком режиме «Р» — происходит временная блокировка.
После того как водитель переключает ручку переключения передач в «Паркинг», срабатывает особый механизм, который блокирует шестерню, соединяющую вал АКПП.
В паз шестерёнки входит рычажок и стопорит.
Дело в том, что нагрузка этого рычажка мала.
Ручник на АКПП
Стояночный же тормоз или в простонародье «ручник» — это более сложный механизм, который обеспечивает более надёжное состояние авто при стоянке.
При использовании «ручника» на автомате (впрочем, как и на «механике») срабатывает механизм который блокирует задние колёса, посредством зажима суппортов.
Внимание! Но и стояночный тормоз не даёт полноценную надёжную стоянку на поверхности с большим уклоном — более 15 градусов.
Кнопка паркинга на автомате
Современные авто оснащены электронным «ручником» — это кнопка системы EPB – Electronic parking Block — кнопка с буквой «Р» рядом с кулисой переключения передач.
Нажав на такую кнопку происходит те же действия, что и при «ручнике» — блокировка задних колёс. При повторном нажатии — разблокировка.
Как правильно парковаться на авто с автоматом?
Не имеет значение, оставляете Вы автомобиль на ровной поверхности или под уклоном необходимо соблюдать правильные действия:
И ещё, паркуюсь только в режиме «Р» без стояночного ручного или электронного тормоза в последующем будет тяжело включить передачу.
Кстати, владельцам с кнопкой не нужно снимать с «ручника» — при трогании система сама разблокируется. Поэтому им повезло, и они не знают, что такое — забыл снять с «ручника».
Также не следует слишком на долго оставлять авто на стояночном тормозе — с кнопкой может разрядиться аккумулятор, а с ручным — быстрее ломается (выходит из строя).
Сегодня новомодные машины оснащены ещё и системой «Hill Start Assist», которая срабатывает, когда авто останавливается на уклоне или спуске — автоматически блокирует колёса.
Добра Вам на дороге! Ни жезла — ни ям! Следите за моими новыми публикациями — дальше ещё интереснее будет!
Как правильно поставить машину на паркинг, и в чем не стоит ошибаться?
Казалось бы, нет ничего сложного в том, чтобы поставить машину на ручник, всего-то дёрнул стояночный тормоз на несколько щелчков и всё. Но на самом деле в этом простом действии есть несколько неочевидных на первый взгляд моментов, которые крайне важно учитывать, так как они напрямую влияют на ресурс машины. Рассмотрим, как правильно ставить автомобиль на ручник?
Механика и автомат
Вне зависимости от того, какой тип трансмиссии в вашем автомобиле, алгоритм включения стояночного тормоза всегда одинаковый. На машинах с механической коробкой передач нужно включить первую передачу и потянуть ручку стояночного тормоза на несколько щелчков. Если в машине установлена АКПП, тогда необходимо перевести селектор в положение «Р» и только после этого включать ручник. Большинство водителей используют именно эти алгоритмы постановки автомобиля на ручник, но это не совсем правильно, говорят эксперты.
Что не так?
Главная задача стояночного тормоза – удерживать автомобиль в неподвижном положении. Для этого он включает задние тормозные колодки, которые блокируют тормозной диск или барабан. Если пользоваться ручником так, как многие привыкли, то машину будет удерживать не тормоза, а коробка передач. Всё дело в том, что если сначала перевести селектор КПП в положение «Р» или на механической коробке включить первую передачу, то это приведёт к блокировке коробки. То есть автомобиль на склоне будет стоять за счёт того, что шестерни в коробке удерживают его на месте.
При парковке на значительных уклонах это создаёт очень высокую нагрузку на коробку. В конечном итоге такая привычка приведёт к проблемам с трансмиссией. Чтобы этого не допустить, достаточно соблюдать одно простое правило. Прежде чем поставить машину на передачу или включить режим «Р», первым делом включите стояночный тормоз. В этом случае автомобиль будут удерживать именно тормоза, а не коробка передач.