Что сначала дневной дозор или ночной дозор
О фильмах Ночной Дозор и Дневной Дозор
Ночной дозор
Производство: кинокомпания «ТАББАК», компания «Базелевс Продакшн» по заказу «Первого канала»
Год: 2004
Режиссер: Тимур Бекмамбетов
Сценарий: Сергей Лукьяненко, Тимур Бекмамбетов, по одноименному роману Сергея Лукьяненко
Ведущие продюсеры: Алексей Кублицкий, Варвара Авдюшко
Продюсеры: Анатолий Максимов, Константин Эрнст
Оператор: Сергей Трофимов
Монтаж: Дмитрий Киселев
Музыка: Юрий Потеенко
Художник: Валера Викторов, Мухтар Мирзакеев
В ролях:
Константин Хабенский (Антон Городецкий)
Владимир Меньшов (Гесер)
Валерий Золотухин (вампир, отец Кости)
Мария Порошина (Светлана)
Галина Тюнина (Ольга, волшебница)
Гоша Куценко (Игнат)
Алексей Чадов (Костя)
Жанна Фриске (Алиса Донникова)
Илья Лагутенко (вампир Андрей)
Виктор Вержбицкий (Завулон)
Римма Маркова (Колдунья)
Мария Миронова (мать Егора)
Алексей Маклаков (Семен)
Александр Самойленко (Илья, маг-трансформер)
Дима Мартынов (Егор)
Анна Слю (Лена, маг-трансформер)
Анна Дубровская (Лариса, вампирша)
Этот фильм-блокбастер стал культовым сразу, с первых же дней своего выхода на экраны. По сообщениям информационных агентств, в очень многих городах нашей страны люди проводили по несколько часов в очередях перед кинотеатрами, чтобы купить билет и посмотреть его. И в этом нет, ничего удивительного, достаточно вчитаться в эти интригующие строки на афишах, обложках видеокассет и DVD-дисков:
Основой для фильма «Ночной Дозор» стал одноимённый роман известного писателя-фантаста Сергея Лукьяненко, первый по счёту в трилогии «Дозоров» («Ночной Дозор», «Дневной Дозор», «Сумеречный Дозор»). Оставаясь фантастикой, роман не создаёт ощущения оторванности от реальной, обыденной жизни. Потому что магия, волшебство, древние заклинания и артефакты бок о бок соседствуют с абсолютно жизненными вещами и явлениями: метро, автомобилями, компьютерами и многим-многим другим… Плюс ко всему, фильм, равно как и книга, невольно заставляет задуматься, что же всё-таки есть Добро и Зло в нашем мире, заставляет чуть по иному это осмыслить…. Как автор романа, Сергей Лукьяненко выступил также и в роли соавтора сценария фильма…
Дневной дозор
Производство: кинокомпания «ТАББАК», компания «Базелевс Продакшн» по заказу «Первого канала»
Год: 2006
Режиссер: Тимур Бекмамбетов
Сценарий: Сергей Лукьяненко, Тимур Бекмамбетов, Александр Талал
Продюсеры: Анатолий Максимов, Константин Эрнст, Варя Авдюшко, Алексей Кублицкий, Натела Абуладзе, Алексей Борисов
Оператор: Сергей Трофимов
Музыка: Юрий Потеенко
Художник: Валера Викторов, Мухтар Мирзакеев
В ролях:
Константин Хабенский, Мария Порошина
Владимир Меньшов, Гоша Куценко
Анна Слю, Алексей Чадов
Жанна Фриске, Виктор Вержбицкий
Галина Тюнина, Валерий Золотухин
Дима Мартынов, Игорь Лифанов
Римма Маркова
Николай Олялин
Ирина Домнинская
Алексей Огурцов
Игорь Савочкин
Егор (Георгий) Дронов
Анна Дубровская
Евгений Киндинов
Мария Киселева
Сергей Лукьяненко
Алексей Маклаков
Мария Миронова
Борис Моисеев
Александр Самойленко
Никас Сафронов
Павел Хрулев
Сергей Шнуров
Ночью в подъезде своего дома убита молодая женщина. На теле не обнаружено никаких следов насилия… Зыбкое равновесие между Светлыми и Темными нарушено. И чаша весов склоняется в сторону Темных. Но убитая — Темная иная, а значит подозрение падает на Светлых. Алиби отсутствует только у Городецкого…
Спроси Киноафишу
В серии фильмов, как и в серии книг, первым идет «Ночной дозор», вышедший в 2004 году, а затем – «Дневной дозор» (2005).
Авторизация по email
Уставшая старушка в платке: Медведева засветила фото госпитализированной Тарасовой
Видео: новый выход Кабаевой заставил говорить всю страну
Гороскоп плохой хозяйки: 3 знака Зодиака, которые не выносят работы по дому
Замены не будет: кресло Градского в «Голосе» останется пустым
«Без ретуши и фильтров»: постаревшая Кадышева шокировала россиян
До Градского недалеко: задыхающуюся Гузееву предупредили о страшном исходе
Создатель индустрии скандалов: Андрея Малахова вывели на чистую воду
«Свой» или «чужой»: Милохин раскрыл истинное отношение к Медведевой
Двадцать лет брака в прошлом: что могло стать причиной развода Лепса
Пародия на российскую эстраду: раскрыт главный секрет Артура Пирожкова
Smash!! уже не те: фанаты разнесли попытку воссоединения Лазарева с Топаловым
Вызвали скорую: стали известны подробности состояния Татьяны Тарасовой
Зная всё о кино, хочется поделиться этим с другими. Делитесь фильмами, трейлерами, персонами и новостями в социальных сетях, присваивайте рейтинги фильмам и обсуждайте их с друзьями и подписчиками!
Интересные фильмы, ближайшие кинотеатры и любимых актеров можно добавлять в «Избранное». Система покажет все связанные с ними новости и новые трейлеры, подскажет, когда можно купить билет в кино на интересующую премьеру. Присоединяйтесь!
СЛОЖНЫЙ ТЕСТ на знание творчества Юрия Никулина
ТЕСТ: Угадайте фильмы Эльдара Рязанова по одному кадру!
ТЕСТ: Насколько хорошо вы знаете фильмы Станислава Говорухина?
ТЕСТ: Угадайте, из какого фильма «старые песни о главном»!
Журнал
«Ночной Дозор» и «Дневной Дозор»: история экранизации
Почему провалилась первая попытка экранизации, кого мог сыграть Михаил Ульянов и как создавали ведьминскую куклу.
Первая книга Сергея Лукьяненко из цикла о противостоянии современных Тёмных и Светлых магов вышла в 1998 году. «Ночной дозор» стал началом долгой истории, которая закончилась спустя 16 лет романом «Шестой Дозор». К тому времени было снято два фильма, сделана компьютерная игра, книги Лукьяненко перевели на 30 языков, а также появилась армия писателей-подражателей. Населённые магами, вампирами и оборотнями «Дозоры» стали литературной вселенной, с популярностью которой до сих пор не сравнилась ни одна российская фантастика.
«Ночной Дозор», к/к «Табакк», АО «Первый канал», 2004, реж. Т. Бекмамбетов
Идея экранизировать «Ночной дозор» появилась сразу. В 2000-м году за работу взялся режиссёр Сергей Винокуров, снявший фильм «Упырь» — трэш-боевик на вампирскую тему. В проект пригласили Артемия Троицкого и Ивана Охлобыстина, а сценарий начала писать Рената Литвинова. Когда Лукьяненко прочитал первые главы, то пришёл в ужас от того, что его сказку о борьбе добра и зла превратили в чернуху в стиле худшего перестроечного кино. Пока все привлечённые к работе решали, что делать — права на экранизацию «Ночного Дозора» и «Дневного Дозора» купил канал ОРТ.
«Ночной Дозор», к/к «Табакк», АО «Первый канал», 2004, реж. Т. Бекмамбетов
Экранизацию «дозоров» доверили Тимуру Бекмамбетову. До этого он снял несколько малозаметных фильмов, но зато зрители до сих пор помнят его цикл рекламных роликов для банка «Империал»… Так как сначала задумывался мини-сериал на четыре серии, непрерывная работа шла более трёх лет — весь материал снимали сразу. Позже его размонтировали на два самостоятельных фильма.
«Ночной Дозор», АО «Первый канал», 2004, реж. Т. Бекмамбетов
Написать главную песню для фильма попросили братьев Кристовских из группы «Уматурман». За работу они взялись с неохотой, так как произведение Лукьяненко им не нравилось, да и о гонораре речи не было. Они согласились ради пиара и не прогадали — рэп про то, что «треснул мир напополам», стал одной из самых узнаваемых песен начала «нулевых».
«Дневной дозор», к/к Bazelevs, АО «Первый канал», 2005, реж. Т. Бекмамбетов
Бекмамбетов сразу знал, кого хочет снимать в главных ролях. Городецкого он видел красивым, чуть хитрым, и чтобы «по глазам было видно, что есть совесть» — под этот образ идеально подходил Константин Хабенский. Актёр книгу Лукьяненко не читал, но идея сыграть светлого мага-оперативника ему понравилась. На роль Гесера режиссёр планировал Михаила Ульянова, но представители телеканала отстояли понравившегося им Владимира Меньшова, который сам загорелся проектом. Виктора Вержбицкого Бекмамбетов уже снимал и в своих фильмах, и в рекламе, и на роль Завулона он был единственным кандидатом.
«Ночной Дозор», к/к «Табакк», АО «Первый канал», 2004, реж. Т. Бекмамбетов
На роль Светланы пробовалась Виктория Толстоганова, но утвердили Марию Порошину, которая была знакома с Константином Хабенским по съёмкам фильма «Поклонник». Труднее всего было найти ведьму Шульц. Из суеверия актрисы отказывались одна за другой, в их числе были Лия Ахеджакова и Зинаида Шарко. Роль досталась Римме Марковой, правда, она была уверена, что играет аферистку, которая только выдает себя за ведьму — сценарий целиком она не читала. Когда Маркова узнала суть роли, то очень расстроилась…
«Дневной дозор», к/к Bazelevs, АО «Первый канал», 2005, реж. Т. Бекмамбетов
Съёмки фильма начались со сцены знакомства ведьмы Алисы и вампира Кости — она вошла в «Дневной дозор». Алису играла Жанна Фриске, которая согласилась на небольшой гонорар, просто потому что ей понравилась героиня. Алексей Чадов, которому переложили сыграть Костю, сначала сниматься не хотел. Роман он не читал, а когда ему дали сценарий — удивился большому количеству «магических» сцен и не понимал, как это будут снимать, так как подобного кино у нас ещё не было. Он пообщался с режиссёром, начал читать книгу и понял, что в любом случае хочет участвовать в таком проекте.
«Дневной дозор», к/к Bazelevs, АО «Первый канал», 2005, реж. Т. Бекмамбетов
Костюмы для героев покупались на блошиных рынках или доставались из домашних шкафов, униформу сотрудников «Горсвета» сделали из вываренных и потёртых рабочих роб, а интерьер ведьминской кухни подсмотрели у одной странной старушки. Сосед одного из реквизиторов посоветовал заглянуть к ней в гости… У неё же купили несколько сюрреалистичных коллажей, которые она лично составляла и развешивала по стенам квартиры.
«Ночной Дозор», к/к «Табакк», АО «Первый канал», 2004, реж. Т. Бекмамбетов
«Ночной Дозор», к/к «Табакк», АО «Первый канал», 2004, реж. Т. Бекмамбетов
По сюжету «Дневного Дозора» всадники на лошадях должны были пробивать стены города, но лошади упорно тормозили перед препятствием из обмазанных глиной кирпичей. Тогда каскадёры придумали выход — наездники руками закрывали лошадям глаза, что было даже видно в кадре. Кони не видели преграды, скакали вперёд и пробивали «кирпич». Красоты этой сцене добавили уже с помощью компьютерной графики.
«Дневной Дозор», «Первый канал», к/к «Таббак», к/с «Базелевс», 2005, реж. Т. Бекмамбетов
«Дозоры» стали первым отечественным фильмом с обилием спецэффектов, большая часть которых пришлась на «Дневной Дозор». Катящееся по московским улицам колесо обозрения на самом деле было маленьким макетом, Останкинскую башню разрушали на компьютере, для создания стаи ворон художники пересмотрели массу научных фильмов об этих птицах, чтобы точно скопировать их движения. А вот меч-позвоночник Завулона был настоящим — Виктор Вержбицкий вытаскивал его из накладного «горба» за спиной.
«Ночной Дозор», к/к «Табакк», АО «Первый канал», 2004, реж. Т. Бекмамбетов
Особенная гордость художников — ведьминская кукла Машенька, бегающая на жутких паучьих лапах. Сначала резиновую куклу превратили в компьютерную модель, а потом вместе с режиссёром подставляли к ней лапы разных насекомых. Остановились на варианте одного из экзотических длинноногих пауков.
«Ночной Дозор», к/к «Табакк», АО «Первый канал», 2004, реж. Т. Бекмамбетов
В «Дневном Дозоре» есть сцена, когда Антон забирает Светлану с занятий по магии. В числе учеников было несколько писателей-фантастов — Владимир Васильев, Олег Дивов, Эдуард Геворкян и сам Сергей Лукьяненко. У него был целый эпизод, который потом вырезали на монтаже… «Под нож» вообще пошло много сцен, например, были сильно сокращены роли Алексея Маклакова, Игоря Лифанова и Егора Дронова. У фильмов есть три версии, которые отличаются по количеству сцен — прокатная, кассетная и международная.
«Дневной дозор», к/к Bazelevs, АО «Первый канал», 2005, реж. Т. Бекмамбетов
Фильмы много критиковали за сильное отличие от первоисточника, но оба «дозора» очень успешно прошли в прокате — в России по сборам они обогнали «Властелина колец», а международные сборы были даже больше, чем на родине. Бекмамбетова пригласили в Голливуд, книги Лукьяненко продавались по всему миру, а в числе поклонников «дозоров» оказались Квентин Тарантино, Тоби Магуайр и Джеймс Ганн. Первый в интервью называл Бекмамбетова самым любимым российским режиссёром, второй рассказывал, как ездил в русский магазин за дисками, а Ганн включил «Ночной дозор» в свой личный топ-50 лучших боевиков.
В США «дозоры» вообще произвели фурор, 20th Century Fox даже выкупила права на экранизацию, но не сложилось… Не сложилось и у нас — разговоры об экранизации «Сумеречного Дозора» шли несколько лет, но постепенно создатели фильмов потеряли интерес к этой истории.
Дневной дозор: Коварные планы темных…
Очень сложно писать отзыв о фильме, когда позади шесть книг. Но все таки я попробую. При чем очень сильно постараюсь, что бы мнение не было предвзятым и совпадало именно с первыми впечатлениями. Впервые фильм я посмотрела в год его выпуска и впечатления от него были даже больше, чем от первой части.
Это действительно очень классная картина с грандиозными спецэффектами и великолепными постановочными сценами. Чего только стоит первый эпизод с завоеваниями Тамерлана, появление Алисы на красном спортивном авто прямо в гостиничный номер или последний танец Завулона с Костей.
Тогда сюжетная линия показалась мне оригинальной и необычной, а сама постановка сногсшибенной. Сейчас, конечно, я совсем так не думаю, книга гораздо сильнее и интереснее. Но если вы ее не читали, то сам по себе фильм очень даже не плох. Итак, коротко сюжет.
Прошлое и настоящее
Именно эту историю читает Светлана, когда они вместе с Антоном патрулируют город. Удивительно, но они обращаются друг к другу на «вы» и общаются очень натянуто. Из фильма не очень понятно, отчего Антон так отталкивает Светлану, книга объясняет все это легко и неоднократно.
По странной причине в кино Великим сделали Егора, и типа их встреча могла стать фатальной для всего мира. С какого боку в этом случае сам Антон, не совсем понятно. Однако из-за обстоятельств, о которых рассказывает «Ночной дозор», Егор стал именно Темным Иным.
Схватка в сумраке и ее последствия
Тут поступает сообщение, что на пожилую женщину было совершено нападение, и кто-то из темных выпил ее жизненную силу. Вначале Антон отказывается ехать на вызов, мотивируя это тем, что с ним неопытный стажер. Но Светлана рвется в бой и принимает вызов.
Несмотря на приказ старшего Городецкого не ходить на второй уровень сумрака, Света пошла именно туда и там почти догнала Егора. В ходе стычки мальчик потерял шапку и по ней его могли найти Светлые дозорные. Однако Галина Рогова подсказала Антону, что ее нужно изъять из улик, а уже на следующее утро ее убили.
Естественно, подозрения пали на Городецкого. И теперь он должен скрываться от темных в теле Ольги, а потом сделать все, чтобы изменить судьбу Егора, который назло отцу стал Темным и приближенным Завулона. Ну если коротко, то как-то так. Что из этого вышло, смотрите сами. Я же попробую описать свои мысли, возникшие в ходе просмотра.
Отдельно фильм, отдельно книга
В основе второго фильма лежат короткие эпизоды из первой книги. Но все так перекручено, что смотрится совсем по-другому. Меж тем сам по себе фильм вполне хорош и заслуживает на существование как отдельное, практически не связанное с литературным, кинематографическое произведение.
В нем есть очень яркие сцены, например, эпизод с обменом тел. Для меня он, наверное, лучший во всем фильме. И посмотреть его стоит только ради того, как чудесно Хабенский и Тюнина отыграли свои роли в чужих телах. Ольга меня так сильно впечатлила, что и в книге осталась одной из самых любимых героинь. Хотя там она появляется довольно редко.
Странные особенности
Не совсем понятно, почему Егор выбрал для нападения старушку, видимо, практиковался на самых слабых. Только когда та же ситуация разыгрывается со Светланой, становится все понятно. То есть, жертвы изначально молодые и здоровые, но лишаясь жизненной силы сморщиваются и стареют на глазах.
А вот разборки между Егором и Светланой совершенно не понравились. Нет, я все понимаю, Егор еще маленький мальчик, он рос без отца, а тут типа папа любит не его, а какую-то другую тетеньку. Все слишком как то по-человечески, хотя…
Не крутой маг, а реальный бомж
Опять-таки Городецкий в этой части особенно в конце какой-то вечно грязный, побитый и пьяный. Не маг, а реальный бомж. Нет, я понимаю, что его типа опоили, да и подрался он, но его этот страшный вид перечеркнул все остальное.
Так и остался в памяти Городецкий после фильма – пьяный и побитый. Но видимо не я одна заметила этот нюанс, ибо в шестой части книги Антону все намекают, а то и прямо говорят, что похож он на алкаша какого-то. И да, в книге Иные для восстановления сил ели шоколад, а тут, блин, пьют пиво.
Любовь и судьба
Очень интересна во втором фильме любовная линия, точнее треугольник: Алиса-Костя-Завулон. В кино Алиса даже получила от Завулона кольцо. Не думаю, что это говорит о замужестве, скорее, о полном подчинении Темному магу. Что говорить, ведьма из Фриске получилась потрясающая. Хотя она явно выглядит постарше, чем вампирчик. Но любовь между ними была красивая, хоть и трагичная. В конце, помнится, я даже всплакнула, когда Алиса пыталась переписать судьбу Кости.
Увы, у нее ничего не получилось, как собственно не должно было получиться и у Антона. Почему? Потому что согласно Лукьяненко судьбы способен переписывать только великий маг или волшебница. Кстати, получается, что Тамерлан был не просто Иным, но еще и великим. Видимо этим объясняется причина его грандиозных завоеваний. Городецкий же, а тем более Алиса ими не были. В кино же Антон умудряется переписать вообще всю историю длиной в несколько лет.
Почему нельзя вскрывать древние захоронения?
Понравилось, как совместили исторические события и по сути выдуманную историю. этот момент показался мне достаточно важным не только в кино, но и в жизни. Вообще-то, и вправду запрещается трогать места захоронения великих людей, святых и прочих знаковых личностей.
Якобы, после этого начинаются вселенские катаклизмы и войны. Не знаю так это или нет, но даже если просто подумать, в древнем склепе может быть все что угодно. От какой-нибудь неизлечимой заразы до злобных духов, которых мы не видим. Мстят ли они за то, что их потревожили, или просто вырываются на свободу, я не знаю.
Так вот где-то я слышала, что существует версия о том, что гробница Тамерлана или кого-то еще была вскрыта как раз накануне войны вот таким вот горе-исследователями. А ведь предупреждали, что делать этого нельзя. Но нет, ради науки любые жертвы! Правда, ее по-быстрому запечатали назад, но было уже поздно.
Небольшие детали…
Сумрак в фильме какой-то странный. Мухи, точнее комары какие-то. Больше мусорку напоминает, чем какую-то параллельную реальность. Хотя изначально смотрелось ярко.
Помнится, тогда меня впечатлили инквизиторы. Явилась эдакая парочка близнецов с совершенно невозмутимым видом. Это потом, я узнала, что инквизиторы, в общем-то, обычные Иные. Только понимающие, почему так сильно важно сохранять равновесие зла и добра.
Завулон прям такой страшный и агрессивный, хотя периодически все такой же философ. И тоже временами какой-то побитый. Такое ощущение, что перед создателями стояла цель показать магов в самом нелицеприятном виде. В общем, как и первая часть фильм получился слишком мрачный и какой-то прям безнадежный что ли.
В кино хорошо, но в книге лучше
И вот на этой ноте финал оказался очень любопытным. Антон не захотел брать грех на душу, и решил разобраться сам, по-человечески. А значит и Иным не стал. Зато встретил Светлану. А Завулон и Гесер как добрые друзья — сидят на лавочке и спорят, кто окажется из них прав. То есть, оказывается, быть человеком лучше, ну или хотя бы безопаснее.
В целом, фильм смотрибельный и даже впечатляющий. Тем, кто не читал книгу, но любит жанр городского фэнтези, скорее всего, понравится, как понравилось и мне много лет назад. Но все же я советую почитать эту серию произведений Лукьяненко. В книжках, а их целых шесть, истории куда круче, а поводов для подумать гораздо больше.
Вселенная «Дозоров»
Вселенная «Дозоров» — фантастическая реальность, придуманная Сергеем Лукьяненко. Описана им в книгах «Ночной Дозор», «Дневной Дозор» (в соавторстве с Владимиром Васильевым), «Сумеречный Дозор», «Последний Дозор», «Новый Дозор», рассказе «Мелкий Дозор». Также фигурирует в романах Владимира Васильева «Лик Чёрной Пальмиры», «Время инверсий» и повести Виталия Каплана «Иной среди Иных». С большими изменениями представлена в фильмах «Ночной Дозор» и «Дневной Дозор», снятых по мотивам этих книг. Используется в некоторых компьютерных играх — например, в онлайн-игре «Дозоры».
Содержание
Завязка
Некоторые из людей (примерно один из десяти тысяч) рождаются Иными — со способностями к магии. (Слово «люди», строго говоря, неправильно, потому что Иные не относят себя к людям). [1] Они могут входить в Сумрак — магический мир, недоступный обычным людям. Могущество Иных огромно — они не знают болезней, могут остановить своё старение, подчинять себе обычных людей.
По своей природе Иные разделяются на Тёмных и Светлых. Светлые считают, что живут ради других — ставят основной целью перед собою защиту людей, предотвращение людских преступлений, строгое соблюдение порядков и законов, освобождение Мира от зла. Тогда как Тёмные выступают за свободу личности, индивидуальные интересы и выгоды. Причины подобного разделения — это разные механизмы получения ими магической энергии. И Светлые и Тёмные пополняют свои магические резервы за счёт энергии людей. Светлые забирают у людей положительные эмоции: смех, радость, счастье. Тёмные — отрицательные эмоции: скорбь, печаль, гнев. Светлые считают этот способ недопустимым для Иных, поэтому пользуются реже и по крайней необходимости… Именно различное отношение к людям и окружающему миру и лежит в основе их конфликта. Когда-то давно, поняв, что их борьба может уничтожить всё живое на Земле, силы Света и Тьмы заключили Договор о перемирии:
Мы — Иные.
Мы служим разным силам,
Но в Сумраке нет разницы между отсутствием тьмы и отсутствием света.
Наша борьба способна уничтожить мир.
Мы заключаем Великий Договор о перемирии.
Каждая сторона будет жить по своим законам.
Каждая сторона будет иметь свои права.
Мы ограничиваем свои права и свои законы.
Мы — Иные.
Мы создаём Ночной дозор,
Чтобы силы Света следили за силами Тьмы.
Мы — Иные.
Мы создаём Дневной дозор,
Чтобы силы Тьмы следили за силами Света.
Время решит за нас.
И с тех пор их война перешла в разряд холодной: каждый Иной получает право совершить определённое число магических воздействий, направленных на других. Вампиры и оборотни регулярно получают лицензии на охоту (жертвы отбираются случайным образом при помощи «вампирской лотереи»). Соответственно, за соблюдением Договора Тёмными следит Ночной Дозор, а за Светлыми — Дневной Дозор. В качестве высшей инстанции, следящей за соблюдением положений Договора, выступает Инквизиция — малочисленная, но могущественная организация, состоящая как из Тёмных, так и Светлых.
Главный герой квинтологии — светлый маг Антон Городецкий, служащий в Ночном Дозоре Москвы. От его лица ведётся повествование во всех книгах, кроме «Дневного Дозора». В экранизациях он также является основным действующим лицом.
Магическая система «Дозоров»
Уровни
По своей силе большинство Иных подразделяются на 7 уровней: от седьмого (низшего) до первого (самого высокого). Подавляющее большинство магов принадлежит к уровням с четвёртого по седьмой. Магов третьего уровня значительно меньше, а магов первых двух уровней единицы даже в таком большом городе, как Москва нет.
Есть и маги, более сильные, чем маги первого уровня. Они называются высшими магами. Сила высших магов, за исключением нулевых, примерно одинакова. В Москве есть 7 светлых и 4 тёмных высших мага:
Самые сильные из высших магов — нулевые, или абсолютные, маги. В книгах упоминаются:
Категории
Категорией называется официально признанный уровень. Высшему магу даётся титул мага вне категорий.
«Магическая температура»
В Сумеречном Дозоре раскрывается природа силы Иных. Магическую силу производят люди и вообще все живые существа. Маги в большинстве случаев производят меньше силы, чем люди: их магическая температура ниже. Благодаря этому маги могут использовать силу, производимую людьми. Таким образом, все Иные являются паразитами, хотя большинство из них об этом не знает. Чем ниже магическая температура, тем сильнее Иной и тем выше его уровень.
Самыми могущественными являются маги с нулевой температурой — Абсолютные, или нулевые маги. За всю историю вражды Света и Тьмы известны несколько подобных иных: Надежда Городецкая, Мерлин, Иисус Христос, ведьма Фуаран и Костя Саушкин. Надежда была Светлым магом, а Мерлин стал Тёмным после истории с детьми («Последний Дозор»: по наущению Мерлина король Артур отправил на верную гибель корабль с девятью младенцами, так как один из детей, родившихся в определённый период, должен был стать убийцей Артура).
Сумрак
Седьмой уровень Сумрака — это наш мир, то есть Сумрак закольцован. Преодолеть барьер между шестым и седьмым могут только нулевые Иные.
Для котов и большинства других животных не существует обычного мира и сумрака — они живут во всех мирах сразу. Единственная известная форма жизни, обитающая в сумраке — это синий мох. Он питается человеческими эмоциями (так же, как и Иные).
У каждого Иного реакция на сумрак индивидуальная — всё зависит от его силы и умения. Более сильные и опытные видят очертания предметов в сумраке чётче, а передвигаться им легче. Слабые же, чем глубже погружаются в сумрак, тем более и более медлительны.
Пребывание в Сумраке требует от организма больших затрат как магической энергии, так и содержащейся в крови глюкозы, и особенно опасно для неопытных Иных (т. н. «сумеречная кома»). Иной, потративший слишком много энергии, может остаться в Сумраке навсегда.
Умершие Иные развоплощаются и оказываются на шестом слое Сумрака. Попасть на этот слой и говорить с ними могут только Великие маги, а сами развоплощенные способны иногда подняться на слой выше, но добраться до первого слоя могут лишь единицы. Покинуть же Сумрак самостоятельно не способен никто из них.
Инициация и стороны Силы
Существует две стороны Силы — светлая и тёмная. Маг является Светлым или Тёмным не с рождения: он выбирает сторону Силы в момент инициации его другим действующим магом. Сторона, которую он выбирает, чаще всего зависит от настроения, в котором он находится при инициации. Поэтому наставники стараются подготовить душевное состояние инициируемого, зачастую без его ведома. Но бывает так, что неинициированный Иной с самого начала склонен к какой-то стороне Силы.
До инициации будущий маг обладает лишь зачатками способности к магии. Такие маги называются неопределившимися или неинициированными. После инициации маг обычно проходит обучение и определяется его категория.
Для Светлых Иных важны такие ценности, как долг, верность, служение людям, любовь. Они питаются светлой энергией, которую выделяют люди, испытывающие «светлые» переживания — любовь, нежность, симпатию. При этом Светлые могут забрать все «светлые» чувства, что может пагубно повлиять на психику людей. Поэтому «тотальный» забор «светлых» эмоций используется только в самых крайних случаях. Светлый Иной, без особой причины совершивший поступок, несоответствующий этике Светлых, развоплощается, если не сумеет убедить себя, что его поступок был этически оправдан. С другой стороны, Светлые часто совершают сомнительные поступки: так, глава московского отделения Ночного Дозора Гесер часто жертвует своими подчинёнными ради победы над Тёмными.
Для Тёмных Иных важны такие ценности, как свобода, независимость, сила. Питаются Тёмные Иные тёмной энергией, которую выделяют люди, испытывающие «тёмные» переживания — страх, злобу, садистское удовольствие и т. д., что зачастую ведёт к кратковременному улучшению самочувствия людей. Затем негативные переживания возвращаются с двойной силой, в отличие от позитивных, которые не возвращаются. Тёмная сторона гораздо менее склонна к сочувствию к своим «пешкам». Так, за весь цикл Завулон успел «разыграть» огромное количество слабых тёмных, отдавая их ради различных целей (ради отвода глаз, ради устранения мешающих светлых и т. д.).
Шухарт
Шухартами у нас в Дозоре называют Светлых, которые однажды срываются от несовершенства мироздания и решают творить добро направо и налево. В большинстве своем шухарты имеют невеликую Силу — ну, пятый-четвертый уровень… редко третий. Те, кто посильнее, обычно умнее и выдержаннее. Поэтому, встав на путь воинствующего добра, шухарты отправляются туда, где можно набраться позитивных эмоций, — на хороший концерт, на премьеру долгожданного фильма, на спортивное состязание, где болельщики побеждающей команды в большинстве, да хоть бы и на детскую новогоднюю елку. И там уже накачиваются энергией… так, что даже Высшим магам с ними совладать проблематично. А потом идут, творя добро во все стороны. Пока их не остановят. Любыми возможными средствами. Шухартами такие Иные называются по фамилии главного героя произведения А. и Б. Стругацких «Пикник на обочине».
ПолезноеСмотреть что такое «Вселенная «Дозоров»» в других словарях:Вселенная «Дозоров» — придуманная Сергеем Лукьяненко фантастическая реальность, описанная им в книгах «Ночной дозор», «Дневной дозор» (в соавторстве с Владимиром Васильевым), «Сумеречный дозор», «Последний дозор»,… … Википедия Вселенная «Дозоров» — Обложка первого издания «Ночного дозора» Вселенная «Дозоров» придуманная Сергеем Лукьяненко фантастическая реальность, описанная им в книгах «Ночной дозор», «Дневной дозор» (в соавторстве с Владимиром Васильевым), «Сумеречный дозор», «Последний… … Википедия Вселенная «дозоров» — Обложка первого издания «Ночного дозора» Вселенная «Дозоров» придуманная Сергеем Лукьяненко фантастическая реальность, описанная им в книгах «Ночной дозор», «Дневной дозор» (в соавторстве с Владимиром Васильевым), «Сумеречный дозор», «Последний… … Википедия Вселенная Дозоров — Обложка первого издания «Ночного дозора» Вселенная «Дозоров» придуманная Сергеем Лукьяненко фантастическая реальность, описанная им в книгах «Ночной дозор», «Дневной дозор» (в соавторстве с Владимиром Васильевым), «Сумеречный дозор», «Последний… … Википедия Вселенная дозоров — Обложка первого издания «Ночного дозора» Вселенная «Дозоров» придуманная Сергеем Лукьяненко фантастическая реальность, описанная им в книгах «Ночной дозор», «Дневной дозор» (в соавторстве с Владимиром Васильевым), «Сумеречный дозор», «Последний… … Википедия Вселенная «Черновика» — Вселенная «Черновика» придуманная Сергеем Лукьяненко фантастическая реальность, описанная им в книгах «Черновик» и «Чистовик». Содержание 1 Завязка 2 Функционалы 3 Таможни 4 Миры по вееру … Википедия Вселенная Черновика — Вселенная «Черновика» придуманная Сергеем Лукьяненко фантастическая реальность, описанная им в книгах «Черновик» и «Чистовик». Содержание 1 Завязка 2 Функционалы 3 Таможни 4 Миры по вееру … Википедия Вселенная «Черновика» — Вселенная «Черновика» придуманная Сергеем Лукьяненко фантастическая реальность, описанная им в книгах «Черновик» и «Чистовик». Завязка Помимо нашего мира существуют параллельные миры, хотя это определение не… … Википедия Вселенная «Черновика» — Значимость предмета статьи об объекте вымышленного мира поставлена под сомнение. Пожалуйста, добавьте в статью ссылки на независимые авторитетные источники, рассматривающие её предмет достаточно детально (в объёме, позволяющем написать… … Википедия Мир «Дозоров» — Обложка первого издания «Ночного дозора» Вселенная «Дозоров» придуманная Сергеем Лукьяненко фантастическая реальность, описанная им в книгах «Ночной дозор», «Дневной дозор» (в соавторстве с Владимиром Васильевым), «Сумеречный дозор», «Последний… … Википедия
|