Что смягчает согласные звуки

Гласные, смягчающие согласные (таблица)

Что смягчает согласные звуки. Смотреть фото Что смягчает согласные звуки. Смотреть картинку Что смягчает согласные звуки. Картинка про Что смягчает согласные звуки. Фото Что смягчает согласные звуки

В фонетике русского языка четко выражено влияние одних звуков на другие. Влиятельными звуками являются в основном гласные, которые делают согласные мягкими, смягченными, влияют на длительность или звонкость звука. Иногда это влияние отчетливо слышно во время произношения слова — мягкие звуки так и просятся на язык. Но в некоторых случаях легко сделать ошибку как при произношении слова, так и при попытке записать его транскрипцию.

Смягчающие гласные

Гласные русского языка можно разбить на пары: а — я, у — ю, о — ё, ы — и, э — е. Сделаем фонетический разбор слов с использованием одной из пар (а — я), исследуя влияние разных гласных на один и тот же согласный звук:

Делаем вывод, что гласные, которые находятся первыми в паре, на мягкость соседних согласных не влияют.

Гласные, смягчающие согласные, в виде таблицы:

яяблоко [й’аблоко], судья [суд’й’а], кровля [кровл’а], пяльца [п’ал’ца]
ююрист [й’урист], любить [л’убит’], плюшевый [пл’ушывый]
ёёлка [й’олка], полёт [пал’от], варёный [вар’оный]
ележать [л’ижат’], генерал [г’ин’ирал], вешенки [в’ишын’к’и]
илис [л’ис], синий [с’ин’ий], писать [п’исат’]

Смягчение согласных также обеспечивает графема «ь», не имеющая обозначения в транскрипции: учитель [уч’ит’ил’], рьяный [р’й’аный], бегать [бегат’].

Интересный факт: иногда гласной не обязательно располагаться рядом со звуком, чтобы его смягчить. Возьмем для примера прилагательное «твердый», в котором чаще всего допускают фонетическую ошибку. За счет явления, которое характеризует это слово, кажется что и произносить его стоит соответственно. Но если попробовать произнести медленно, можно заметить как на первых движениях языка речевой аппарат готовится к последующим звукам. Именно поэтому в транскрипции слова «твердый» присутствует неожиданное смягчение: [т’в’ердый]. Аналогичный эффект можно наблюдать в словах вроде басня [бас’н’а], стекло [с’т’икло], гвоздик [гвоз’д’ик].

Какие согласные не смягчаются

В русском языке есть несколько согласных, которые не поддаются влиянию любых гласных:

В то же время, согласные «ч» и «щ» будут звучать мягко независимо от соседних звуков:

Таким образом, при фонетическом разборе и транскрибировании слов, необходимо учитывать, что череда гласных «а», «у», «о», «ы», «э» никак не влияет на соседние звуки, а такие гласные как «я», «ю», «е», «ё», «и» смягчают согласные. И кроме того, «ь», технически не являющийся ни гласным, ни согласным также делает соседние звуки мягкими. Также не стоит забывать, что звуки «ж», «ш», «ц» всегда твердые, а согласные «ч» и «щ» — наоборот, никогда не теряют мягкости.

Источник

Консультация для родителей «Смягчение согласных. Что это такое и как с этим бороться? Ласка или Ляська?»

Что смягчает согласные звуки. Смотреть фото Что смягчает согласные звуки. Смотреть картинку Что смягчает согласные звуки. Картинка про Что смягчает согласные звуки. Фото Что смягчает согласные звуки Анастасия Левченкова
Консультация для родителей «Смягчение согласных. Что это такое и как с этим бороться? Ласка или Ляська?»

Итак, кратко вспомним для начала что такое гласные и согласные.

Гласными называют звуки, которые при произнесении не встречают преград, то есть воздух через рот проходит свободно. Например А, О, У, И, Е, Ы,. но не о них речь.

Согласными называют звуки которые имеют преграду при прохождении воздуха через ротовую полость. Они делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные. Самые частые «смягчаемые» звуки которые я наблюдала в своей практике это «Л», «С», «З», «Н», «Т». Из-за чего же происходит смягчение?

Давайте сосредоточим своё внимание на том, в каком положении находится язык при этих звуках. Давайте сделаем это вместе. Закройте глаза, и произнесите например «Л». Где находится язык? Правильно, касается своим кончиком верхних резцов. Произнесём звук «С». Где язык? При правильном произнесении он стоит «горкой», кончик языка опущен за нижние резцы, воздушная струя скользит по нему как по горке. Попробуйте также проявить осознанность, и произнести звуки «З», «Н», «Т». А теперь, чтобы понять в чём подвох, произнесите сначала твёрдый звук, потом сразу мягкий, и почувствуйте в чём разница.Например: Л-ЛЬ-Л-ЛЬ-Л-ЛЬ, затем С-СЬ-С-СЬ-С-СЬ. Почувствовали как поднимается спинка языка? Его средняя часть. Скорее всего в ней то всё и дело.

Теперь с ребёнком. Во первых, поиграйте в игру «правильно ли я говорю». Произносите слова иногда правильно,иногда искажая: сябака, лодка, сюмка, ляпа, сок, лёдка. Ребёнок на слух слышит где правильно и где не правильно?

Далее, попросите произнести «Ааааа» и посмотрите где язык, лежит на дне рта, или сгруппировался в комочек?

Попросите выполнить упражнение «Лопатка». Язык выгнут? Лежит колбаской? Напряжён?

Почему происходит смягчение?

А возможно ребёнок просто балуется, или хочет разговаривать «как маленький» имея на то свою причину (психологическую).

Если дело в тонусе языка, то уделяем внимание упражнениям для языка, в особенности на расслабление. Нужно расслабить мышцы языка, научить опускать среднюю часть спинки языка, и выпрямлять. Научить язык двигаться вперёд назад в расслабленном виде.Упражнения: «Накажем язычок», «Лопатка», «Подуть на лопатку», «Покусаем язычок, слева, справа, спереди» (аккуратно, «Чистим верхние зубки изнутри и снаружи».

Также помогает логопедический массаж языка (логопед держит за кончик языка, и массирующими движениями разминает напряжённую зону).

Также может помочь электрофорез. За этим нужно обратиться в поликлинику к неврологу, он назначит лекарство для электрофореза.

Что смягчает согласные звуки. Смотреть фото Что смягчает согласные звуки. Смотреть картинку Что смягчает согласные звуки. Картинка про Что смягчает согласные звуки. Фото Что смягчает согласные звукиКонсультация для родителей «Что такое осень?» Консультация для родителей «Что такое осень?». Осень, переходный сезон, в это время природа очень быстро меняет. Сначала появляются яркие.

Что смягчает согласные звуки. Смотреть фото Что смягчает согласные звуки. Смотреть картинку Что смягчает согласные звуки. Картинка про Что смягчает согласные звуки. Фото Что смягчает согласные звукиКонсультация для родителей «Что такое родительская похвала?» ХВАЛИТ- ЗНАЧИТ ЛЮБИТ! «Как я рада, что ты у меня родился, такой хороший!»- хочет (и должен) слышать каждый ребенок, чтобы нормально расти.

Консультация для родителей «Что такое творческие способности и как их развивать у дошкольников?» Очевидно, что рассматриваемое нами понятие «творческие способности» тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность».

Что смягчает согласные звуки. Смотреть фото Что смягчает согласные звуки. Смотреть картинку Что смягчает согласные звуки. Картинка про Что смягчает согласные звуки. Фото Что смягчает согласные звукиКонсультация для родителей группы раннего развития «Что такое Лукоморье?» Творческое наследие А. С. Пушкина является живым достоянием нашей современности. Сегодня поэзия А. С. Пушкина воспринимается как неотъемлемая.

Что смягчает согласные звуки. Смотреть фото Что смягчает согласные звуки. Смотреть картинку Что смягчает согласные звуки. Картинка про Что смягчает согласные звуки. Фото Что смягчает согласные звукиКонсультация для родителей ясельной группы «Что такое мяч?» Мяч – это самая любимая игрушка всех детей всех поколений, занимающая особое место в развитии действий руки. Первые игры с мячом бесценны.

Что смягчает согласные звуки. Смотреть фото Что смягчает согласные звуки. Смотреть картинку Что смягчает согласные звуки. Картинка про Что смягчает согласные звуки. Фото Что смягчает согласные звукиКонсультация для родителей «Как бороться с ленью ребёнка» Лень называют болезнью цивилизации. Она мешает людям полноценно жить, трудиться на благо государства, семьи. Если вы заметили, что ваш ребёнок.

Что смягчает согласные звуки. Смотреть фото Что смягчает согласные звуки. Смотреть картинку Что смягчает согласные звуки. Картинка про Что смягчает согласные звуки. Фото Что смягчает согласные звукиКонсультация для родителей, педагогов «Что такое православная сказка?» Сказки – это важная часть жизни ребёнка, но любят их и взрослые. Через волшебный и удивительный мир православных сказок дети могут познать.

Что смягчает согласные звуки. Смотреть фото Что смягчает согласные звуки. Смотреть картинку Что смягчает согласные звуки. Картинка про Что смягчает согласные звуки. Фото Что смягчает согласные звукиКонсультация для родителей «Вредные привычки детей и как с ними бороться» Наличие вредных привычек свидетельствует об уровне тревожности у ребёнка. Прежде всего, надо разобраться, что послужило для формирования.

Источник

Буквы, обозначающие мягкость согласных звуков

Мягкость соглас­ных обо­зна­ча­ют глас­ные бук­вы е, ё, и, ь, ю, я. Мягкий знак пишет­ся в ряде слу­ча­ев. Буквы е, ё, ю, я игра­ют двой­ную роль в сло­вах в зави­си­мо­сти от их фоне­ти­че­ской позиции.

Гласные буквы, обозначающие на письме мягкость согласных звуков

Что смягчает согласные звуки. Смотреть фото Что смягчает согласные звуки. Смотреть картинку Что смягчает согласные звуки. Картинка про Что смягчает согласные звуки. Фото Что смягчает согласные звуки

Мягкость соглас­ных зву­ков обо­зна­ча­ют глас­ные бук­вы е, ё, и, ю, я, напри­мер:

Что смягчает согласные звуки. Смотреть фото Что смягчает согласные звуки. Смотреть картинку Что смягчает согласные звуки. Картинка про Что смягчает согласные звуки. Фото Что смягчает согласные звуки

Мягкий знак в обозначении мягкости согласных

В рус­ской фоне­ти­ке мяг­кий знак не обо­зна­ча­ет зву­ка, а явля­ет­ся гра­фи­че­ским знач­ком, кото­рый упо­треб­ля­ет­ся на пись­ме для обо­зна­че­ния мяг­ко­сти соглас­ных, выпол­ня­ет раз­де­ли­тель­ную функ­цию меж­ду соглас­ны­ми и глас­ны­ми (серьёз­ный, сва­тья, дру­зья, пти­чье), а так­же слу­жит для обо­зна­че­ния неко­то­рых слов, например:

Будем иметь в виду, что для обо­зна­че­ния мяг­ко­сти в соче­та­нии букв «ч», «щ» с дру­ги­ми соглас­ны­ми (чк, чн, чт, нч, нщ, рщ) мяг­кий знак не пишет­ся, например:

ру чк а, но чн ой, изя щн ость, по чт и, бара­ба нщ ица.

Мягкий знак упо­треб­ля­ет­ся для обо­зна­че­ния мяг­ко­сти пар­но­го соглас­но­го в сле­ду­ю­щих случаях:

1. после бук­вы «л»
сте­коль­щик, льви­ный, льня­ной, нельзя;

2. перед бук­ва­ми, обо­зна­ча­ю­щи­ми твер­дый согласный
крыль ц о, толь к о, бель­мо;

3. перед бук­ва­ми, обо­зна­ча­ю­щи­ми мяг­кий соглас­ный, кото­рый в род­ствен­ных сло­вах или в дру­гих фор­мах это­го сло­ва ста­но­вит­ся твёрдым

Буквы «е», «ё», «ю», «я» обозначают два звука

Что смягчает согласные звуки. Смотреть фото Что смягчает согласные звуки. Смотреть картинку Что смягчает согласные звуки. Картинка про Что смягчает согласные звуки. Фото Что смягчает согласные звуки

Указанные бук­вы, кро­ме мяг­ко­сти преды­ду­щих соглас­ных, обо­зна­ча­ют в сло­ве два зву­ка в опре­де­лен­ной фоне­ти­че­ской позиции:

1. в абсо­лют­ном нача­ле слова

3. после дру­гих гласных

Источник

Как научить ребенка характеризовать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие

Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки

Самое первое, чему нужно научить ребенка: твердыми и мягкими могут быть согласные звуки, но не буквы.

Типичная ошибка:
Дети путают звук и букву. Помним, что звук – звучит, а буква – это значок, он пишется. Буква не может быть твердой или мягкой, твердым или мягким по произношению может быть только согласный звук.

Иногда детям удается достаточно легко научиться различать на слух мягкие и твердые звуки.
Но бывает, что это дается с трудом, и в таком случае на помощь придут признаки, по которым можно отличать твердые звуки от мягких.

Какой звук стоит после согласного:

Отработка на примерах:
В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о».
В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».

Всегда твердые звуки – ж, ш, ц.
Всегда мягкие – й, ч, щ.
Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.

Примеры интересных заданий для выработки навыка различия мягких и твердых согласных

Демонстрируется картинка или просто список тематических слов, и дается задание выбрать слова с мягкими или твердыми согласными.

Что смягчает согласные звуки. Смотреть фото Что смягчает согласные звуки. Смотреть картинку Что смягчает согласные звуки. Картинка про Что смягчает согласные звуки. Фото Что смягчает согласные звуки

Что смягчает согласные звуки. Смотреть фото Что смягчает согласные звуки. Смотреть картинку Что смягчает согласные звуки. Картинка про Что смягчает согласные звуки. Фото Что смягчает согласные звуки

Когда согласные мягкие, а когда – твёрдые?

Всегда мягкие согласные: й, ч, щ. Их транскрипция различается, но принят такой вариант: [j], [ч], [ш’]. Обратите внимание: звуки, которые дают буквы й и ч, записываются без апострофов

В случае с остальными согласными – если после них стоят гласные буквы е, ё, ю, я, и или ь, то согласные будут мягкими. Если же следуют гласные А, О, У, Ы, Э, то согласные будут твёрдыми.

Закрепляем умение различать гласные и согласные звуки и буквы

Когда вы объяснили разницу между гласными и согласными звуками и буквами, обязательно закрепляйте сформированный навык. И снова играйте.

Важное условие! Систематичность и спокойствие.

Ваш позитивный настрой позволит не только научить различать гласные и согласные звуки и буквы, но и сформировать желание учиться.

Таблица, где собраны все гласные и согласные буквы и звуки

Что смягчает согласные звуки. Смотреть фото Что смягчает согласные звуки. Смотреть картинку Что смягчает согласные звуки. Картинка про Что смягчает согласные звуки. Фото Что смягчает согласные звуки

Твердый и мягкий знаки

Важно объяснить первокласснику, что ни Ъ, ни Ь не имеют отношения ни к гласным, ни к согласным звукам. Они лишь помощники, делающие согласный мягким или твердым.

Не имеет звука! Может стоять только между согласной и гласной буквой, как в слове «въезд». Он используется, чтобы показать, что согласный перед ним твёрдый.

Не имеет звука! Указывает на мягкость согласного, предшествующего ему.

Ещё одна полезная таблица звуков и букв

Что смягчает согласные звуки. Смотреть фото Что смягчает согласные звуки. Смотреть картинку Что смягчает согласные звуки. Картинка про Что смягчает согласные звуки. Фото Что смягчает согласные звуки

✍ Угадай-ка

Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать.

Чтобы начать игру выбираются легкие слова: [м`эл]; [мыло]; [л`ук]; [воз]. А в конце можно усложнить задание и дать такие слова: [б`элка]; [лыжн`а]; [кл`он].

Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме.

✍ Выбирай твердые!

Игра по аналогии со «съедобное – не съедобное». Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч. Учитель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый – ребенок ловит мяч, а если мягкий – нет. После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку.
Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков.

✍ Найди пару

Детям даются слова с употреблением первой согласной в твердой форме, а ребенок должен придумать слово, в котором первый согласный будет мягким. Например, выдаются слова: рад, лак, мыл, воз. А дети должны подобрать: ряд, люк, мел, вез (если дети придумают другие слова, но в правильном мягком употреблении согласной, необходимо засчитать как верный ответ). Если ребенок придумает несколько слов, необходимо его похвалить.
Эта игра развивает фантазию ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами.

Советы родителям

Самый главный совет, который можно дать родителям ребенка, которых беспокоит его развитие, – меньше волноваться. Большинство детских проблем надуманы, особенно если речь идет о первом ребенке.

Если ребенок не понимает разницы между мягкими и твердыми звуками еще дотого, как большинство детей выучат буквы, – это также не повод для беспокойства.

Если же у ребенка не получается научиться отличать звуки в то время, когда другие это делают легко и быстро, а самостоятельно справиться с проблемой не получается, то возможно, эффективнее будет обратиться к специалисту. В данном случае больше поможет логопед, чем преподаватель языка. Малышу важно не заучить звуки, а научиться их различать. Это можно сделать, только поняв природу происхождения звуков. Кто, как не логопед, объяснит это во всех деталях и тонкостях, используя большую базу упражнений и опыта.

Еще один важный шаг на пути к пониманию природы звуков – это создание соответствующих условий для учебной деятельности. Часто именно этот фактор не позволяет детям вообще учиться, не то что начать разбираться в звуках.

Мыслительные операции требуют не только наличия учебного дидактического материала, но и подходящего места для занятий. Те, кто думает иначе, просто недооценивают важность отдельного стола и стула, принадлежащих только малышу. За собственным рабочим местом кроха не только чувствует себя старше, но и начинает понимать возложенную на него ответственность, а также иначе относится к процессу обучения.

Однако это не значит, что из обучения необходимо убрать элемент игры. Иногда она не менее важна, чем осознание серьезности происходящего. Например, складывать мозаику из тех же цветных карточек удобней и интересней на полу, где можно отлично устроиться на ковре, который также является границей.

Детям вообще очень нужны границы и правила. Они не только дисциплинируют, но и позволяют обрести уверенность в завтрашнем дне и своих силах. Ведь дети знают, что их ждет в пределах этих границ и правил, а также что последует за их нарушением. Уверенность – еще одна важная составляющая успеха!

Ну и самый последний способ самостоятельно выучить твердые и мягкие звуки – это купить или сделать карточки со слогами. Они продаются во всех книжных магазинах. Это яркие и удобные дидактические материалы, эффективность использования которых подтвердили тысячи родителей и педагогов. Если же у вас нет возможности или желания покупать эти карточки, их можно сделать собственноручно или при помощи ребенка. Его активное участие в процессе создания позволит ему еще лучше усвоить информацию, что вам и нужно.

Источник

Постановка звука С с механической помощью. Как убрать смягчение звука С, если мягкий есть? Логопед. ⇅

Тема 11. Дефекты смягчения и их исправление

Специфический дефект произношения мягких согласных заклю­чается в замене их парными твердыми («дада», «тота», «утук», «фонар» вместо дядя, тетя, утюг, фонарь). Прием исправлениядан­ного дефекта, основанный на подражании, предполагает слуховое восприятие мягких звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем при сопоставлении их с парными твердыми фонемами (па-пя, ма-мя, фа-фя, апа-апя, ама-амя, афа-афя и т.п.). Следует пояс­нить ребенку, что при произнесении твердых губных звуков язык имеет плоскую форму, тогда как при произнесении мягких звуков кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твердому нёбу. Приоткрыв рот, надо показать ребенку перед зерка­лом различие в положении языка и побудить его воспроизвести уви­денное.

Далее следует подробное повторение за логопедом слогов с губными и язычно-зубными парными мягкими согласными: па-пя, апа-апя, ап-апь, та-тя, ата-атя, ат-ать, ма-мя, ама-амя, фа-фя, афа-афя, аф-афь и др. В случае успешного воспроизведения ребен­ком мягких согласных звуков целесообразно сразу же использовать слова с мягкими согласными (пять, Катя, мяч и т.п.).

Если прямое подражание окажется неэффективным, можно по­пробовать обходной путь. Ребенку предлагают произнести гласный и, а затем слог пи. При наличии смягчения фонемы п в позиции перед гласным и надо предложить ребенку несколько раз повторить тот же слог шепотом, постепенно укорачивая и, в результате чего может получиться отчетливое п’, с некоторым придыханием. Тогда следует перейти к звукосочетанию апи, которое следует произносить вначале громко, затем шепотом и, наконец, так, чтобы первый гласный проговаривался громко, а второй — шепотом и кратко. Так можно получить сочетание апь. Закрепив полученный таким образом мяг­кий звук п-п’ можно переходить к открытому слогу пя, сначала отделяя согласную фонему от гласной (п’ а), апотом сливая их.

Затем можно вводить слоги с другими гласными и слова. Далее проводится аналогичная работа над другими губными мягкими со­гласными (м’, ф’, в’).

В более трудных случаях, когда попытки вызвать мягкие со­гласные по подражанию оказываются безуспешными или малоэффек­тивными, рекомендуется применять механический способ, который состоит в следующем. В качестве исходного используется звук т, от которого с помощью механического воздействия на язык ста­вится звук т’. Предложив ребенку произнести несколько раз звук т или слог та и удерживая при этом кончик языка шпателем за ниж­ними резцами (прижимая передний край языка), можно автоматичес­ки получить звук т’, в изолированном виде (т’т’т’) или в открытом слоге (тя, тя, тя). Такой эффект достигается тем, что механичес­кое удерживание языка внизу приводит к образованию смычки с по­мощью его спинки, что в свою очередь неизбежно вызывает подъем спинки языка к нёбу.

Аналогичным путем из слога ат получают слог ат’. Такой способ постановки т’ представляет собой не что иное, как выпол­нение первого этапа механической постановки к от т (см. выше). После того как в результате упражнений с помощью шпателя, а затем и собственного пальца ребенка артикуляция будет закреплена, сле­дует отказаться от механических средств и проделывать дальней­шие упражнения на основе самостоятельного воспроизведения звука т’ в разных слогах и словах.

Тот же механический способ применяется при постановке звуков д’ от д и н’ от н.

Усвоив на примере язычно-зубных смычных звуков принцип обра­зования мягких согласных от парных твердых путем подъема спинки языка к нёбу, ребенок легче овладевает произношением других мягких звуков, которые целесообразно ставить в следующем поряд­ке: ф’, в’, п’, б’, м’, с’, з’, р’, л’.

Что касается звуков к’, г’ и х’, то специальной работы над ними обычно не требуется, так как в русском языке они, как правило, встречаются лишь перед гласными и, э (кирпич, гиря, хитрый, на руке, на ноге, о петухе и т. п.) и усваиваются в этой позиции (осо­бенно перед звуком и) без труда.

Закрепляя мягкие согласные на материале слов, слогов и фраз, необходимо уделить специальное внимание упражнениям, направ­ленным на дифференциацию (не только в произношении, но и на слух) этих звуков и их твердых вариантов.

Следует подчеркнуть, что логопедическая работа проводится в единстве с работой по развитию речи и мышления. Содержание речевого материала должно быть доступным и понятным детям. На протяжении всех занятий необходимо использовать приемы, вызы­вающие у детей положительные эмоции: одобрение, похвалу, поощре­ние.

В результате описанной выше коррекционной работы дислалия у детей исчезает полностью и навсегда.

Дефект смягчения. Специфика работы. методическая разработка по логопедии по теме

Факторы предрасполагающие к возникновению дефекта: Снижение физического слуха Несформированность фонематических процессов Нарушение в строении артикуляционного аппарата Нарушение иннервации (тонуса) артикуляционной мускулатуры

Таблица При дефектном произношении согласных : Твердых Мягких в произношении мягкие твердые дефект твердости смягчения язык напряжен спастичный изогнут (палатализация) расслаблен мягкий плоский средняя часть спинки языка не опускается выгибается не поднимается не выгибается кончик языка не выражен выражен тонус повышен гипертонус понижен гипотонус

Подготовительный этап На 1 этапе первоначально формируем у ребёнка понятие о мягкости и твёрдости. Можно показать: мячики — пластмассовый и резиновый или кубики — деревянный и тряпичный. Здесь проводиться весь комплекс логопедической работы – это и нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры (статика, динамика), работа над дыханием и развитием мелкой моторики и т.д. При подборе артикуляционных упражнений учитываем структуру нарушения в произношении: 1. Нет мягких 2. Излишнее смягчение Нужно укрепить мышцы языка и выработать подъём средней части спинки языка. Нужно расслабить мышцы языка, научить опускать среднюю часть спинки языка и выпрямлять. Научить язык двигаться вперёд-назад: в напряжении в расслабленном виде Положение языка Изогнут «Горка» Прямой «Лопатка»

Артикуляционные упражнения Нет мягких Излишнее смягчение Домик открывается Любопытный язык Улыбка — Хоботок Оскал Тянем язык к подбородку Обезьянка Тянем язык к носу Бульдог Хомяк Кружок Толстячки-худышки Шарики нижние Чистим зубки (снаружи) верхние Самовар Горка Ветерок дует с горки Катушка Жуём блинчик Змейка Накажем язык Лопатка Дуем на лопатку Покусаем язык Маятник Иголочка Качели Упражнения для постановки необходимого звука

Спасибо за внимание!

Дефекты смягчения и их исправление

Специфический дефект произношения мягких согласных заключается в замене их парными твердыми («дада», «тота», «утук», «фонар» вместо дядя, тетя, утюг, фонарь). Прием исправления данного дефекта, основанный на подражании, предполагает слуховое восприятие мягких звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем при сопоставлении их с парными твердыми фонемами (па-пя, ма-мя, фа-фя, апа-апя, ама-амя, афа-афя и т.п.). Следует пояснить ребенку, что при произнесении твердых губных звуков язык имеет плоскую форму, тогда как при произнесении мягких звуков кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твердому нёбу. Приоткрыв рот, надо показать ребенку перед зеркалом различие в положении языка и побудить его воспроизвести увиденное.

Далее следует подробное повторение за логопедом слогов с губными и язычно-зубными парными мягкими согласными: па-пя, апа-апя, ап-апь, та-тя, ата-атя, ат-ать, ма-мя, ама-амя, фа-фя, афа-афя, аф-афь и др. В случае успешного воспроизведения ребенком мягких согласных звуков целесообразно сразу же использовать слова с мягкими согласными (пять, Катя, мяч и т.п.).

Если прямое подражание окажется неэффективным, можно попробовать обходной путь. Ребенку предлагают произнести гласный и, а затем слог пи. При наличии смягчения фонемы п в позиции перед гласным и надо предложить ребенку несколько раз повторить тот же слог шепотом, постепенно укорачивая ы, в результате чего может получиться отчетливое п’, с некоторым придыханием. Тогда следует перейти к звукосочетанию апи, которое следует произносить вначале громко, затем шепотом и, наконец, так, чтобы первый гласный проговаривался громко, а второй — шепотом и кратко. Так можно получить сочетание апь. Закрепив полученный таким образом мягкий звук п-п’, можно переходить к открытому слогу пя, сначала отделяя согласную фонему от гласной (п’____а), а потом сливая их.

Затем можно вводить слоги с другими гласными и слова. Далее проводится аналогичная работа над другими губными мягкими согласными (м’, ф’, в’).

Проблема: ребенок заикается

Главное правило исправления заикания — быть спокойным и никуда не спешить. Это касается как ребенка, так и его родителей. Все упражнения надо выполнять размеренно, не торопясь.

Упражнение «Распевка гласных»

Ребенок по очереди просто распевает все имеющиеся гласные звуки (А, И, О, У, Ы, Э). Мотив может быть любым. Во время этого упражнения у ребенка расслабляются мышцы артикуляционного аппарата. Можно сопровождать выполнение упражнения легкой приятной музыкой или звуками природы — это тоже помогает ребенку расслабиться.

Упражнение «Слоги»

Нужно учить ребенка произносить слова, разбивать их на слоги. Если медленно, враспев произносить слово, ребенку будет проще. Пусть он начнет с медленного произношения первого слога, затем второго и т. д. В итоге получится, например, «паа-раа-шюут», а не «ппппарашют».

Упражнение «Считалочка»

Речь идет о пересказе небольшого текста или даже предложения, во время которого ребенок делает паузу после каждого слова, считая до пяти. Таким образом, он будет говорить медленно, отделяя одно слово от другого. Это поможет ему сконцентрироваться и донести свою мысль. Ведь часто дети просто торопятся высказать то, что им хочется, и им неважно, что они при этом заикаются. На первых этапах это упражнение можно выполнять даже не со словами, а со слогами.

Упражнение «Итоговое»

Во время этого упражнения ребенок должен пересказывать какой-то простой текст, употребляя все вышеописанные советы для устранения заикания: произносить слова по слогам, распевая гласные и отсчитывая паузы между словами.

Каждое упражнение нужно делать в течение 10–15 секунд. Чтобы ребенку было нагляднее, понятнее и интереснее следить за временем, можно воспользоваться песочными часами. Сеанс упражнений должен длиться 10-15 минут. Дольше ребенок не выдержит, да и в этом случае речь уже будет идти о других, более сложных задачах. В то же время занятие длительностью меньше 10 минут не принесет необходимого эффекта.

Не заставляйте ребенка делать логопедические упражнения, если он простужен, если у него насморк и болит горло. Ведь это не только создает стресс, но и в прямом смысле вредит речевому аппарату.

Исправление дефектов смягчения.

Поделись с друзьями

Подготовительными упражнениями к постановке смягчения будут упражнения на выгибание средней части спинки языка и ее опускание. Дефекты смягчения обычно наблюдаются одновременно среди большинства согласных звуков, имеющих парные мягкие и твердые звуки, поэтому встает вопрос, с какого именно звука следует начинать постановку соответствующего парного звука. Для решения этого следует учитывать: а) произношение каких звуков у ребенка наиболее совершенно, чтобы получить от них, опираясь на готовый уклад, правильное звучание парного дефектного звука; б) уклад каких звуков позволяет наиболее демонстративно показать разницу между артикуляцией парных твердого и мягкого звуков. Согласные т, д, н просты по своим укладам, поэтому редко оказываются дефектными и, кроме того, произносятся при полуоткрытых зубах и губах, что позволяет видеть изменения в положении средней части языка при переходе звука т к т, д к д и н к н. Таким образом выбранные звуки удовлетворяют обоим поставленным условиям.

Если положить два пальца (средний и указательный) на язык, то можно ощутить изменение напряжения языка и тактильно.

В трудных случаях можно временно прибегнуть к механической помощи: предложив произносить многократно слоги ат или та с упором языка в нижние зубы, слегка нажать пальцем или шпателем на кончик языка. Это даст смягчение звука т, т. е. слоги ать, тя. По аналогии можно получить слоги ань, ня, дя.

Во время работы со звуками т, д, н должно выработаться кинестетическое ощущение напряжения и расслабления спинки языка, благодаря этому аналогичная работа над другими звуками пройдет значительно легче и быстрее, но все же необходимо проверить правильность произношения твердой и мягкой пары всех согласных.

По степени легкости постановка смягчения согласных располагается в следующем порядке: т, д, н ф, в, п, б, м, с, р, л (Такая последовательность постановки смягчения была рекомендована проф. Ф. A. Pay.).

После автоматизации мягких звуков следует перейти к их дифференциации с соответствующими твердыми звуками.

Наличие правильного произношения твердых и мягких согласных, а также дифференциация их совершенно необходимы для усвоения правил грамматики о смягчении согласных перед йотированными гласными (мяч, дядя), об употреблении мягкого знака в конце слога (конь, письмо) и разделительного мягкого знака (бью, вьюга).

Прием исправления данного дефекта, основанный на подражании, предполагает слуховое восприятие мягких звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем при сопоставлении их с парными твердыми фонемами (па-пя, ма-мя, фа-фя, апа-апя, ама-амя, афа-афя и т.п.). Следует пояснить ребенку, что при произнесении твердых губных звуков язык имеет плоскую форму, тогда как при произнесении мягких звуков кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твердому нёбу. Приоткрыв рот, надо показать ребенку перед зеркалом различие в положении языка и побудить его воспроизвести увиденное.

Далее следует подробное повторение за логопедом слогов с губными и язычно-зубными парными мягкими согласными: па-пя, апа-апя, ап-апь, та-тя, ата-атя, ат-ать, ма-мя, ама-амя, фа-фя, афа-афя, аф-афь и др. В случае успешного воспроизведения ребенком мягких согласных звуков целесообразно сразу же использовать слова с мягкими согласными (пять, Катя, мяч и т.п.).

Если прямое подражание окажется неэффективным, можно попробовать обходной путь. Ребенку предлагают произнести гласный и, а затем слог пи. При наличии смягчения фонемы п в позиции перед гласным и надо предложить ребенку несколько раз повторить тот же слог шепотом, постепенно укорачивая ы, в результате чего может получиться отчетливое п’, с некоторым придыханием. Тогда следует перейти к звукосочетанию апи, которое следует произносить вначале громко, затем шепотом и, наконец, так, чтобы первый гласный проговаривался громко, а второй — шепотом и кратко. Так можно получить сочетание апь. Закрепив полученный таким образом мягкий звук п-п’, можно переходить к открытому слогу пя, сначала отделяя согласную фонему от гласной (п’____а), а потом сливая их.

Затем можно вводить слоги с другими гласными и слова. Далее проводится аналогичная работа над другими губными мягкими согласными (м’, ф’, в’).

Аналогичным путем из слога ат получают слог ат’. Такой способ постановки г’ представляет собой не что иное, как выполнение первого этапа механической постановки к от г (см. выше). После того как в результате упражнений с помощью шпателя, а затем и собственного пальца ребенка артикуляция будет закреплена, следует отказаться от механических средств и проделывать дальнейшие упражнения на основе самостоятельного воспроизведения звука т’ в разных слогах и словах.

Тот же механический способ применяется при постановке звуков д’ от д и н’ от и.

Усвоив на примере язычно-зубных смычных звуков принцип образования мягких согласных от парных твердых путем подъема спинки языка к нёбу, ребенок легче овладевает произношением других мягких звуков, которые целесообразно ставить в следующем порядке: ф’, в’, п’, б’, м’, с’, з’, р’, л’.

Что касается звуков к’, г’ и х’, то специальной работы над ними обычно не требуется, так как в русском языке они, как правило, встречаются лишь перед гласными и, э (кирпич, гиря, хитрый, на руке, на ноге, о петухе и т.п.) и усваиваются’в этой позиции (особенно перед звуком и) без труда.

Закрепляя мягкие согласные на материале слов, слогов и фраз, необходимо уделить специальное внимание упражнениям, направленным ка дифференциацию (не только в произношении, но и на слух) этих звуков и их твердых вариантов.

Следует подчеркнуть, что логопедическая работа проводится в единстве с работой по развитию речи и мышления. Содержание речевого материала должно быть доступным и понятным детям. На протяжении всех занятий необходимо использовать приемы, вызывающие у детей положительные эмоции: одобрение, похвалу, поощрение.

В результате описанной выше коррекционной работы дислалия у детей исчезает полностью и навсегда.

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков

Переходим к артикуляционной гимнастике, о которой подробнее можно узнать здесь:

Подробнее хочу остановится на последних четырех упражнениях. «Желобок» — сворачиваем язычок в трубочку, боковые края задираются кверху, кончик просовывается между зубами. Это упражнение не могут выполнить даже некоторые взрослые, поэтому нужно потренироваться. Для этого можно взять ватную палочку и надавить ей на середину языка, вызывая прогиб вдоль всего языка. Если это не получается, то я рекомендую положить ребенку на кончик языка небольшой кусочек ватки и дуть на него, открыв рот и высунув язык. При производстве звука [с] нам просто необходим небольшой желобочек на языке, чтобы по нему проходил воздух. При систематических тренировках желобок вырабатывается у всех детей без исключения.

«Горка» — кончик языка упирается в нижние зубы, спинка поднимается вверх, образуя горку, рот открыт. Это упражнение особенно полезно тем детям, у которых язык слабый и вываливается между зубов. Необходимо помнить, что при производстве свистящих звуков спинка языка должна быть немного напряжена. Если не получается выгнуть язык, то под него можно положить пластмассовую трубочку из-под сока, механически закрепив при этом кончик языка за нижними зубами шпателем или пальцем.

«Киска сердится» — это упражнение рассчитано на тренировку мышц языка с эффектом: напряжение-расслабление. На счет один язык упирается в нижние зубы и напрягается – «горка», на счет два – расслабляется, средняя его часть опускается, язык также продолжают упираться в нижние зубы, рот открыт, для удобства можно поставить на язык зубы.

«Сани» — старое забытое упражнение, но оно очень хорошо для слабых язычков при межзубном сигматизме. Рот широко открыт, губы в улыбке, отрывисто произносим звук: ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы. Язык напоминает сани, при этом его средняя часть автоматически движется вперед-назад.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *