Что слышат глухие люди
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Видео
—Ссылки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
13 фактов о глухих или о чем думают про глухих слышащие.
13 фактов о глухих и всём, что с ними связано, о которых вы не знали и никогда не задумывались.
Как студент-лингвист и будущий переводчик русского жестового языка за полгода я многое узнала о мире глухих и хочу поделиться некоторыми фактами, неизвестными большинству людей.
На истину в последней инстанции не претендую.
1. 30 декабря 2012 года Президент Российской Федерации подписал федеральный закон «О внесении изменений в статью 14 и 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», в соответствии с которым существенно изменился статус русского жестового языка со «средства межличностного общения» на «язык общения», появились возможности для его изучения и развития. Ведь с точки зрения современной науки, жестовые языки глухих являются полноценными естественными языками.
3. Глухие называют нас не «слышащими», а «говорящими», потому что с их перспективы мы отличаемся от них только тем, что при общении зачем-то шевелим губами.
4. Всем глухим очень важны тактильные ощущения, и чувствительность к ним у них повышена. За неимением слуха они острее чувствуют вибрации и реагируют на них незамедлительно. Также у глухих очень развита светочувствительность, поэтому в темноте они замечают даже малейшие отблески света. Таким образом природа компенсирует отсутствие слуха и помогает адаптироваться таким людям в мире.
6. В обычной жизни глухим помогают различные приспособления. Например при нажатии на дверной звонок по всей квартире начинают мигать лампочки. А для присмотра за маленьким ребёнком используются вибрирующие радио-няни, оповещающие о том, что ребёнок плачет.
8. В РЖЯ, как и в любом другом языке, есть свои правила. Причём грамматика РЖЯ больше похожа на английскую, чем на русскую.
9. Существует два метода обучения глухих: мимический (мимико-жестикулярный) и чистый устный метод (без использования жестов).
10. Существует заболевание под названием синдром Ушера. Он является наследственным заболеванием, которое характеризуется потерей слуха и прогрессирующей потерей зрения. То есть у глухого человека постепенно сужается угол зрения по горизонтали и вертикали (у глухих он изначально намного шире, чем у здоровых людей) и он примерно к 40 годам почти теряет зрение. Это заболевание диагностируется на ранних стадиях, но, к сожалению, не лечится. В таких случаях людей с этим диагнозом заранее учат тифлосурдопереводу. Такая речь тоже является жестовой, но у неё отсутствует размах, и все жесты показываются одной рукой, накрытой рукой собеседника.
12. Глухие имеют свою особенную культуру и психологию. Например, они говорят правду напрямую, без лести и ухода от прямого ответа, в отличие от слышащих. Это считается абсолютно естественным, и они искренне не понимают, когда говорящие обижаются на честные слова, вроде «Ты потолстела» или «Эта причёска тебе не идёт».
13. Существует жестовый театр и даже жестовое пение.
Написала слышащая Кэль:
Процитировано 2 раз
Понравилось: 4 пользователям
Отрицание слуха. Причины и следствия. Мнение эксперта
Нейросенсорная глухота – диагноз медицинский. Но многие люди с таким диагнозом считают его приговором на всю жизнь. Глухой – это инвалид, и такое положение их вполне устраивает, некоторые даже гордятся этим: «Да, я глухой, я инвалид!»
Множество глухих школьников, студентов, молодых людей (вчерашних школьников) ходят по улицам, посещают общественные места БЕЗ СЛУХОВЫХ АППАРАТОВ. Они вообще ими не пользуются! Они не хотят слышать! Давайте посмотрим, как такие люди воспринимают окружающий мир.
Что «слышит» глухой человек
Для нормальной жизнедеятельности каждого человека у него должны функционировать все органы чувств: глаза (зрение), уши (слух), язык (вкус), нос (обоняние), кожа (осязание, ощущение боли, температуры), вестибулярный аппарат (чувство равновесия и положения в пространстве, ускорения, ощущения веса). У глухих, не пользующихся слуховыми аппаратами, активированы не все, а только пять или даже четыре органа чувств: у неслышащих отсутствует слуховое восприятие и нередко нарушено равновесие. (При нейросенсорной глухоте (и тугоухости) из-за «поломок» в слуховом анализаторе часто страдает вестибулярный анализатор, поскольку оба анализатора входят в рецепторный аппарат внутреннего уха.)
Посредством зрения глухие воспринимают не окружающий мир, а только ту его часть, которая находится перед ними. «У глухих нет спины». Этим образным выражением мы подчеркиваем, что глухой человек без аппаратов не знает, что происходит за его спиной, если в это время там нет источника вибрации (от транспортных средств, от лифта, холодильника, хлопнувшей двери и т.д.).
При межличностных контактах непротезированные глухие пользуются зрительным восприятием. Что же они видят? Меняющееся выражение лица говорящего и его эмоции, артикуляцию и естественную жестикуляцию, часто сопровождающую речь. Однако большинству глухих это не позволяет понимать речь собеседника. Следовательно, самостоятельно осуществлять социальные контакты они не могут и, как следствие, в этих ситуациях оказываются в зависимости от каких-либо помощников или посредников, например, сурдопереводчиков.
«Неслышащие глухие» (в отличие от «функционально слышащих» протезированных глухих) не имеют представления о том, что почти все, с чем они сталкиваются ежедневно, имеет звуковое сопровождение: скрип, скрежет, бульканье, шипение, звяканье, шелест, шуршание. То есть «звуковых красок» мира, «радуги звуков» для них не существует. Вокруг них «живет» тишина, а извне на них действуют лишь тактильные и вибрационные раздражители.
«Звучащий мир» состоит не только из шумов и бытовых звуков. Огромное место занимает в нем РЕЧЬ. Отсутствие речевого слуха у непротезированных глухих детей отрицательно влияет на их речевое, когнитивное и социальное развитие.
Чего же лишаются глухие при восприятии речи говорящих?
Они не слышат голос, не различают его силу и высоту, как следствие, не знают, как говорит человек – громко, тихо или что-то шепчет. По мимике лица, напряжению мышц лица и шеи глухой может предположить, что человек говорит громко или даже кричит. Однако воздействие на собеседника, влияние на его настроение оказывает сила голоса, то есть именно те детали, которые глухой не слышит. Смех, радостное возбуждение, осуждение, гнев. Все эти виды голосовой деятельности глухим недоступны!
Большое лингвистическое и социальное значение имеет интонация. С лингвистической точки зрения функция интонации заключается в определении законченности или незаконченности предложения. Этого глухой воспринять не может – для него артикуляция, движения губ монотонно длятся до того момента, пока движения губ не прекратятся. Другой не менее важной функцией интонации является определение модальности высказывания – различение повествования, вопроса и восклицания. Интонация – еще и один из существенных факторов экспрессивной окраски высказывания. И вот этого состояния из-за отсутствия слуха глухие испытать не могут. По этой причине они часто не могут адекватно оценивать эмоциональное состояние и настроение собеседника. Это же является одной из причин эмоциональной незрелости даже взрослых глухих. И, конечно, такое положение дел осложняет социальные контакты непротезированных глухих.
Отсутствие речевого слуха плохо влияет и на фонетическую сторону речи глухих. У них отсутствует интонация, поэтому их речь монотонна; голоса бывают неестественно низкими или неестественно высокими (фальцетными). Это отрицательно сказывается на разборчивости и внятности речи глухих. У них отмечается много дефектов звуков; особенно грубые из них – закрытая и открытая гнусавость, сонантность и призвуки (мбамба или баба вместо «мама»; юп, япка вместо «суп», «шапка»; задарасатавуйте, сытол вместо «здравствуйте», «стол»). Поэтому многие глухие стесняются говорить: они привыкли к тому, что их понимают с трудом или вообще не понимают. Глухие без аппаратов себя не слышат и корректировать свое произношение не могут.
Есть еще очень важная потеря для нормализованного развития глухих: в их мозг не поступают звуковые речевые сигналы. В норме (в том числе и у протезированных глухих) они поступают не только в главную слуховую область – височную долю, но и в несколько других зон. Происходит активизация нейронной системы, нейроны передают звуковую информацию в разные отделы мозга (не только в речевые), и мозг активно работает. У «неслышащих» же глухих слухоречевые связи в мозге отсутствуют.
Медицинский аспект проблемы
До сих пор в разных городах нашей страны диагностика нарушений слуха производится поздно (несмотря на большие успехи постнатальной диагностики, осуществляемой в родильных домах многих городов). «Анализ возрастной характеристики детей на момент постановки диагноза в сурдологопедических кабинетах регионов России показал, что диагностика тугоухости и глухоты проводится несвоевременно: дети в возрасте до одного года составляют лишь 5% от общего числа обследованных; в возрасте от 1 года до 3 лет – 14%; около трети детей (28%) берется на диспансерный учет в возрасте от 3 до 7 лет; у 30% детей нарушение слуха выявляется в возрасте от 7 до 14 лет; от 14 до 18 лет – лишь у 23%». Следствием поздней постановки диагноза становится позднее слухопротезирование и позднее начало слухоречевой абилитации.
Однако даже после установления диагноза ребенок не всегда сразу получает слуховые аппараты: некоторые сурдологи советуют подождать (чего?!) или просто не рекомендуют пользоваться ими. Они не убеждают родителей в том, что даже при небольшой потере слуха развитие маленького неговорящего ребенка происходит с отклонениями от нормы. Из-за того, что ребенок «недослышит», он начинает отставать от слышащих сверстников по уровню развития речи (словарному запасу, грамматике, пониманию обращенной речи, по качеству собственного произношения), что, в свою очередь, ведет к появлению личностных комплексов и боязни быть непонятым во время игры со слышащими детьми и другим абсурдным ситуациям. Родителям кажется, что постоянное ношение слуховых аппаратов «ухудшит» (?!) слух их ребенка. В результате ребенок растет «в тишине». К чему это приводит, описывалось уже в начале статьи. К сожалению, подобных сценариев поведения взрослых людей по отношению к маленьким детям встречается немало.
Нередко причиной отказа в ношении слуховых аппаратов становится их настройка. Из-за некорректно настроенных аппаратов дети испытывают дискомфорт и даже болевые ощущения, а потому они категорически не желают носить аппарат/аппараты.
Между тем именно врачи и в первую очередь сурдологи, владеющие полной информацией обо всех типах и характеристиках современных слуховых аппаратов и имплантов, закладывают фундамент для выхода глухих детей из тишины. Люди слышат мозгом, и для его нормализованной работы человек должен получать полноценную звукоречевую информацию. Именно поэтому необходимо помнить о том, что каждый день жизни ребенка «без слуха» ведет к накоплению тех нарушений развития, о которых сказано выше, и компенсировать которые с течением времени будет все труднее. Одним из последствий такого неграмотного поведения взрослых будет то, что по мере взросления детям все сложнее будет понять и оценить пользу от постоянного ношения слуховых аппаратов.
Чем позже ребенок слухопротезирован, тем труднее ему переключаться со зрительного восприятия звуков окружающего мира, в том числе и речи, на слуховое и слухозрительное. Существенную роль на этом сложном этапе перестройки всегда играет сурдопедагогическая абилитация (реабилитация).
К сожалению, достаточно часто встречаются случаи неправильного подбора слуховых аппаратов, когда ребенку предлагается не тот аппарат, который необходим для его абилитации, а тот, который имеется в настоящее время в кабинете слухопротезирования. Будет ли такое устройство полезно ребенку? Ответ, на наш взгляд, очевиден. В некоторых случаях отторжение слуховых аппаратов может произойти из-за некомпетентности слухопротезиста. Результатом его действий снова может стать отрицание, и глухой ребенок не сможет пользоваться аппаратами и, как следствие, научиться понимать «звучащий мир».
Сурдопедагогическая сторона проблемы
Грамотное слухопротезирование – важное, но не единственное условие нормализации слухоречевого развития глухих детей. Абилитация должна начинаться сразу после установления диагноза и почти одновременного слухопротезирования. Этому требованию следует большинство сурдопедагогов, однако и здесь встречаются специалисты, не осознающие всю важность слухоречевой реабилитации.
Немало глухих выпускников дошкольных учреждений, школ и колледжей не пользуются слуховыми аппаратами, хотя и имеют их: они их не носят или носят эпизодически. Между собой такие дети общаются жестами и значительную часть учебного материала воспринимают с помощью дактилологии и языка жестов, сопровождаемого артикуляцией. Это свидетельствует о том, что сурдопедагогам и школьным учителям совершенно не важно, есть ли у учащегося слуховой аппарат (слуховые аппараты) или нет, в рабочем ли он (они) состоянии, т.е. слышит ли ученик важную информацию или аппарат просто играет роль «пробки» в ухе. В этих условиях глухим слух не нужен. Не нужен слух глухих учеников и учителям, поэтому все занятия они проводят без использования звукоусиливающей аппаратуры, без FM-систем или радиоклассов.
К сожалению, до сих пор часть сурдопедагогов не связывает постоянное пользование слуховыми аппаратами и развитие речевого слуха с когнитивной деятельностью, с вовлеченностью в этот процесс мозга. Поэтому с детьми не проводятся индивидуальные занятия по развитию речевого слуха, их не учат слушать и слышать речь. О последствиях такого отношения мы уже писали выше.
Не озабочены наличием у своих детей слуховых аппаратов и родители. К сожалению, во многих случаях они не получают от сурдопедагогов рекомендаций о необходимости слухопротезирования, когда приводят своих детей в образовательное учреждение (детский сад, школу или колледж) без аппаратов.
Вследствие того, что слуховая и слухоречевая системы в таких условиях формироваться не могут, у учащихся, как правило, наблюдается низкий уровень как разборчивости речи (звукопроизношения), так и ее внятности (доступности пониманию окружающих). Помимо имеющихся дефектов звуков страдают просодические компоненты речи: интонация, ударение, темп, ритм, мелодика, паузы, сила, высота, модуляция голоса, тембр и др., которые несут и семантическую нагрузку.
Не получая от ношения слуховых аппаратов никакой пользы, поскольку отсутствует понимание речи даже с помощью слухозрительного (а не только слухового) восприятия, вместо понимания смысла речи глухие ощущают только хаос звуков. Они испытывают к слуховым аппаратам отрицательное отношение и вообще не хотят слышать. Их вполне устраивает жизнь в тишине и пользование дактилологией и языком жестов. К сожалению, не последнюю роль в формировании такой позиции глухих учащихся и молодых людей играют те, кто обязан им помогать – сурдологи, сурдопедагоги, учителя. Как люди слышащие, они, по-видимому, просто не задумываются о том, чего лишаются глухие, живущие в тишине.
Вместо заключения
Сегодня, в век высоких технологий, когда глухие люди получают новые возможности вырваться из тишины и стать «функционально слышащими», отрицание пользы слухопротезирования недопустимо. Глухой человек, как и все остальные, имеет право пользоваться достижениями науки и техники, реализовывать языковые, когнитивные, коммуникативные и профессиональные способности. В наше время глухота не имеет права быть «социальным вывихом» (Л.С. Выготский), а сурдопедагогика давно перестала быть наукой «узкой». Современные сурдопедагоги должны знать о достижениях в смежных областях знаний, которые касаются абилитации и реабилитации людей с нарушением слуха: аудиологии, нейрофизиологии, лингвистики, психологии.
Это важно, поскольку многолетняя отечественная и зарубежная практика использования глухими слуховых аппаратов, а теперь и имплантов, дает прекрасные результаты. В России работает большое число аудиологов, сурдологов, сурдопедагогов (в реабилитационных и диагностических центрах, в детских садах и школах), воспитателей, учителей, благодаря профессионализму которых тысячи глухих стали полностью «функционально слышащими», владеющими разборчивой и внятной устной речью. Они стали профессионалами в разных областях производственной и хозяйственной деятельности и их жизнь ни в чем не отличается от жизни других, слышащих людей.
Есть ли реальный шанс у специалистов «достучаться» до отрицающих слухопротезирование? Да, безусловно, он должен быть в каждом конкретном случае.
Как общаться со слабослышащими: правила и этика
Глухота как болезнь не заметна. Однако, как писала слепоглухая американская писательница Э. Келлер, «слепые оторваны от предметов, глухие от людей»
Публикуем главу о психологических особенностях и социальных проблемах неслышащих людей из книги Инвалид в храме: особенности сопровождения и пастырская помощь.
Социальная изоляция
Глухота как болезнь не заметна, и инвалида по слуху общество ошибочно воспринимает как более здорового человека, чем, например, незрячего инвалида. Однако, как писала слепоглухая американская писательница Э. Келлер, «слепые оторваны от предметов, глухие от людей». Это подтверждают и ученые – Л. С. Выготский, например, был убежден, что «глухонемота человека оказывается неизмеримо большим несчастьем, чем слепота, потому что она изолирует его от общения с людьми».
smartnews.ru
Если глухой человек оказывается в храме, то, в силу незаметности недостатка слуха, с ним часто пытаются общаться таким же образом, как со слышащим. Это хорошо – как знак приятия человека, как попытка установить контакт. Но, как правило, сразу обнаруживается языковой барьер, т.к. глухие люди общаются между собой на незнакомом нам языке – жестовом. Поняв это, важно не потерять интереса к человеку, не исключить его из сообщества прихожан. В идеале нужен хотя бы один человек в храме (помимо священника), который захотел бы изучить жестовый язык, понять физические, психологические и ментальные особенности неслышащего человека, о которых пойдет речь ниже.
ОБ АВТОРАХ:
Татьяна Александровна СОЛОВЬЕВА – декан дефектологического факультета ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», кандидат педагогических наук, специалист в области сурдопедагогики и инклюзивного образования детей с нарушением слуха.Иеромонах Виссарион (КУКУШКИН) – руководитель Регионального учебно-методического центра пастырского, миссионерского и социального служения неслышащим людям Екатеринбургской епархии. Выпускник Екатеринбургской Православной духовной семинарии и Института социального образования УрГПУ по специальности «Социальная работа». С 2001 г. окормляет православную общину глухих и слабослышащих прихожан во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского г. Екатеринбурга. Член Всероссийского Общества Глухих (ВОГ). С 2007 г. работает переводчиком русского жестового языка в Свердловском региональном отделении ВОГ.
Какой бывает глухота
Итак, среди людей с нарушением слуха различают глухих, слабослышащих, оглохших и имплантированных. О глухоте говорят, когда обнаруживается стойкое двустороннее (на оба уха) значительное поражение слуха, при котором невозможно разборчивое восприятие речи.
Глухота может быть врожденной или приобретенной, что встречается значительно чаще. По времени возникновения различают раннюю (в возрасте до трех лет) и позднюю глухоту (появившуюся после того, как сформировалась речь). Глухота, врожденная или приобретенная, лишает ребенка возможности без специального обучения овладеть речью. Если же речь уже начала формироваться, то ранняя глухота приводит к ее распаду. Однако нужно знать, что для таких или других случаев нарушения слуха использовать термин «глухонемой» не этично.
Оглохшие (позднооглохшие) – люди, потерявшие слух, но сохранившие речь. Степень сохранности их речи зависит от времени наступления глухоты и условий ее развития. Дети, оглохшие в возрасте от трех до пяти лет и не получившие специальной помощи, ко времени поступления в школу чаще всего сохраняют небольшой запас слов, которые обычно произносят искаженно. При более позднем возникновении глухоты дети почти полностью сохраняют речевой запас (особенно дети, уже овладевшие письмом и чтением). При специальном педагогическом воздействии речь может сохраниться полностью и при более ранней потере слуха.
Имплантированные дети и взрослые – это люди, перенесшие операцию по кохлеарной имплантации (от лат. cochlea – улитка), т.е. операцию по вживлению электродных систем во внутреннее ухо, в улитку, с последующей электрической стимуляцией слухового нерва, что позволяет посылать в мозг сигналы, вызывающие слуховые ощущения.
Подавляющее большинство людей с нарушенным слухом пользуется индивидуальным слуховым аппаратом – заушиной (располагается за ушной раковиной) или внутриушным аппаратом (специально изготовленный индивидуальный вкладыш).
Язык общения
Основным языком общения глухих людей в России является русский жестовый язык (РЖЯ). РЖЯ – это язык символов и образов, выражаемых жестами.
Глухие люди знают не только РЖЯ, но и русский язык. Поэтому для общения с неслышащими людьми можно использовать и устную речь – ваш собеседник сможет прочитать слова по вашим губам. Для этого слова должны произноситься медленно, разборчиво и хорошо артикулироваться. Можно использовать и письменную речь (при дистанционном общении – смс-сообщения, интернет). Однако надо знать, что неслышащим трудно пользоваться русским языком в повседневной речи (как нам неудобно постоянно пользоваться английским, хотя мы учили его в школе), их словарный запас не богат, многое нуждается в доступном объяснении. Поэтому если мы хотим понять глухого человека и быть поняты им – нужно учить жестовый язык.
В специальных коррекционных школах глухих детей учат дактилологии – пальцевой азбуке (от греч. δάκτυλος – палец). По сути, эти письмо пальцами на национальном словесном языке. Просто все, что мы обычно пишем ручкой, в данном случае мы «пишем» пальцами в воздухе. В дактильной азбуке каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальцев руки – дактилемма. Дактильная азбука используется для перевода имен собственных и в тех случаях, когда не удается найти жест для выражения предмета или понятия. Дактилирование обязательно сопровождается устной речью (артикулированием).
Дактилология или дактильная азбука
Конечно, невозможно ожидать, что весь внешний мир будет общаться с глухими на жестовом языке – в транспорте, магазине, больнице. В некоторых житейских вопросах (вызвать врача, проконсультироваться с юристом и т.д.) инвалидам по слуху могут помочь переводчики жестового языка (сурдопереводчики), существующие во многих городах, где есть отделения Всероссийского общества глухих (ВОГ).
Особенности устной речи глухих и слабослышащих
Людям с нарушенным слухом свойственны изменения голоса. Он может быть слишком высоким (вплоть до фальцета) или низким, гнусавым, приглушенным, слабо изменяющимся по высоте, силе, тембру. Причем, наблюдается закономерность: чем сильнее нарушен слух, тем в большей степени, как правило, нарушен голос. Могут неправильно произноситься отдельные звуки – чаще всего, согласные С, З, Ш, Ж, Щ, Ч и Ц, потому что именно их труднее воспринимать при нарушенном слухе. Из-за всех этих нарушений глухие, как правило, стесняются говорить вслух, видя негативную реакцию на свою речь.
Также у людей с ранней или врожденной глухотой встречаются ошибки в употреблении слов, нарушается привычный порядок слов в предложении (например, «завод трудно, слабый, деньги мало, нет» можно интерпретировать как «сильно устаю после работы, за которую, к тому же, почти ничего не платят»).
Особенности восприятия звуков и речи
Полная глухота встречается редко. Чаще всего, сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать отдельные звуки речи и некоторые хорошо знакомые слова, которые произносятся у ушной раковины. Низкочастотные звуки, такие как гудок паровоза, барабан, стук, большинство глухих людей слышат гораздо лучше. У слабослышащих и имплантированных людей возможности восприятия бытовых и природных шумов шире и разнообразнее. Но даже если человек с нарушенным слухом слышит, как тикают часы на стене, он при этом может испытывать большие трудности в различении чужой речи. Нередко так бывает у имплантированных детей и взрослых, не прошедших курс специальной психолого-педагогической реабилитации.
Лучше воспринимаются звуки нормальной громкости. Чересчур громкие звуки, крик могут вызывать у глухого человека болезненные ощущения. В таком случае он закрывает уши руками, морщится. Это связано именно с дискомфортом в ухе, а не с нежеланием общаться и слушать собеседника.
Люди с нарушенным слухом воспринимают устную речь слухо-зрительно – одновременно и читая по губам, и пользуясь остаточным слухом. Однако точность понимания смысла зависит и от собственных усилий неслышащего: от его умения удерживать внимание, задавать уточняющие вопросы, от уровня развития смысловой догадки, когда из «услышанных» фрагментов по контексту мысленно достраивается вся фраза. Поэтому если речь связана с текущей ситуацией, человеку с нарушенным слухом легче понять контекст и смысл сказанного. А вот отвлеченный рассказ о том, что было раньше или будет позже понять ему будет гораздо сложнее. Особую сложность представляет понимание причинно-следственных, пространственно-временных и других грамматических отношений, а также словосочетаний со страдательными причастиями: «излеченные болезни», «нашедшая покой» и т.д. Точное восприятие (т.е. способность дословно повторить) не является гарантией того, что глухой или слабослышащий человек все правильно понял.
Особенности поведения
Поведение человека с нарушенным слухом может быть разным: от беспокойного, несколько суетливого, надоедливого, связанного с потребностью в помощи, в восполнении недостатка слуховой информации, – до отрешенного, рассеянного, избегающего общения с окружающими. Второй вариант связан с негативным опытом общения со слышащими людьми, со страхом быть непонятым, осмеянным. При этом потребность в общении, дружеской поддержке у неслышащего ребенка или взрослого, конечно же, не меньшая, чем у слышащего. Поэтому люди с нарушенным слухом нередко предпочитают посещать массовые мероприятия или отправляться в путешествия в обществе людей с таким же нарушением.
У глухих людей иногда возникают трудности в координации движений, что может выражаться в шаркающей походке, некоторой неуклюжести. Причина – нарушения в работе вестибулярного аппарата (органы слуха и равновесия расположены рядом). Из-за проблем со слухом человеку трудно контролировать собственные голосовые реакции. Поэтому глухие люди могут непроизвольно издавать необычные шумы при физическом усилии, дыхании, приеме пищи, волнении.
Правила и этика общения c глухими и слабослышащими
– Человеку с нарушенным слухом мешает воспринимать и понимать устную речь шум, одновременный разговор двух и более людей. Поэтому с людьми, которые плохо слышат, будет трудно общаться в больших или многолюдных помещениях. Яркое солнце или тень тоже могут быть помехами.
– Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его (ее) по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека за руку или плечо или же помахать рукой.
– Существует несколько типов и степеней глухоты. Некоторые не слышат или не воспринимают устную речь и могут разговаривать только на жестовом языке. Другие могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. С ними нужно говорить немного громче и четче обычного, подбирая подходящий уровень громкости. Некоторые утратили способность воспринимать высокие частоты – разговаривая с ними, нужно лишь снизить высоту голоса. С кем-то оптимален метод записок. Если вы не знаете, какой способ предпочесть, постарайтесь узнать это у самого глухого. Если возникают проблемы в устном общении, предложите собеседнику использовать другой способ – написать, напечатать. Не говорите: «Ладно, это неважно…».
– Чтобы глухой или слабослышащий собеседник вас лучше понял, разговаривая с ним, смотрите прямо на него, чтобы он одновременно видел ваше лицо (губы) и «слышал» речь. Говорите ясно и медленно. Не нужно кричать что-то, особенно в ухо. Используйте выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного. Помните, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам, а те, кто это умеет, хорошо прочитывают только три из десяти сказанных вами слов.
– Вы затрудните вашему собеседнику понимание разговора, если будете переключаться с одной темы на другую и обратно. Если вы хотите поменять тему, не делайте этого без предупреждения. Используйте переходные фразы вроде: «Хорошо, теперь нам нужно обсудить…»
– Говорите простыми короткими фразами и избегайте несущественных слов. Выбирайте обиходные слова (т.е. наиболее часто употребляемые в речи). По возможности, избегайте фразеологизмов, крылатых слов и выражений, пословиц и поговорок. Их смысл, как правило, не известен, а значит и не понятен глухим и слабослышащим людям.
– При построении фразы лучше использовать прямой порядок слов. Не злоупотребляйте в речи обособлениями, оборотами, обращениями – они осложняют понимание сказанного. Например, лучше сказать «Когда вы придете?» вместо «И когда, родной мой, вас ждать?» или «Придете-то вы когда теперь?».
– Помните, что понимание смысла, передаваемого в речи с помощью интонационных нюансов, оттенков почти не доступно глухим людям и людям с тяжелой тугоухостью. Поэтому не стоит удивляться, если фраза с саркастической, насмешливой, ироничной интонацией будет пониматься как нейтральная. Например, «И что это мы тут делаем?» (смысл – запрет, указание на неправильное поведение) будет понята как необходимость ответить на вопрос «Что делаем?». Частично смысловые оттенки можно передать с помощью мимики.
– Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.
– Если вас просят повторить что-то, попробуйте не просто повторить, но сказать по-другомуперефразировать предложение.
– Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник.
– Если вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.