Что служит в музыке для выражения образов чувств переживаний

8.2. Музыкальные эмоции

8.2. Музыкальные эмоции

Любая человеческая деятельность сопровождается эмоциями, вызывает эмоционально активное или пассивное отношение.

Эмоции играют в музыке главенствующую роль. Эта роль предопределяется звуковой и временной природой музыки, способной передать переживание в движении, в процессе развития со всеми изменениями, нарастаниями, спадами, конфликтами или взаимопереходами эмоций. Музыка способна воплощать человеческое настроение, не направленное на какой-либо предмет: радость или грусть, бодрость или уныние, нежность или тревожность. Музыка может передать эмоциональную сторону интеллектуальных и волевых процессов: энергичность и сдержанность, серьезность и легкомысленность, импульсивность и упругость. Благодаря этому свойству музыка способна отразить человеческий характер. Музыка может выразить мысли-обобщения, которые относятся к динамической стороне социальных и психических явлений: гармоничность – дисгармоничность, устойчивость – неустойчивость, могущество – бессилие человека и т. д.

Восприятие и исполнение музыки оказывает сильное эмоциональное воздействие на человека благодаря свойствам звука. Звук несет колоссальный объем информации для человека. Об этом блестяще написал А. Шнабель: «Жизнь звуку дана в человеке; в нем звук стал стихией, стремлением, представлением и целью… Человеку открылось, что созданный им звук способен утолить духовную жажду и, очевидно, призван… возвышать радость и смягчать страдание. Так родилось предназначение и стремление человека творить из этой трансцендентной субстанции, из этой звучащей вибрации с помощью своего интеллекта вечно подвижный, ощутимый и все же неосязаемый мир… Результат этого творчества, который есть не что иное, как последовательность звуков, мы и называем музыкой» [16. С. 313].

Музыка в человеческом обществе становится активным и действенным средством эмоциональной коммуникации. Музыка способна раскрыть мысли, чувства, переживания человека, события общественной жизни и картины природы, вызвать разнообразные ассоциации.

Другими словами, музыка воплощает бесконечное многообразие эмоциональных переживаний человека и все богатство духовного мира человечества.

Такие свойства звука, как тембр, регистр, громкость, артикуляция, направление движения мелодии, ее акцентуация в сочетании с темпом движения преобразуются в музыкальную интонацию. Не случайно Б. В. Асафьев назвал музыку «искусством интонируемого смысла».

Свойства музыкальной интонации подобны речевой интонации, которая доносит смысл высказывания. Однако чувства несравненно более полно могут быть выражены средствами музыки, чем сформулированы словами. Поэтому очень сложно перевести в словесную форму содержание музыки. «Этот перевод неизбежно будет неполным, грубым и приблизительным», – писал Б. М. Теплов [14. С. 100]. Основное различие между речевым высказыванием и музыкальной речью состоит в том, как выражается содержание, смысл. В речи содержание передается через значение слов языка; в музыке – непосредственно выражается в звуковых образах. Если основной функцией речи является функция обозначения, то основной функцией музыки является функция выражения (Б. М. Теплов). Похожие мысли высказывает А. Шнабель: «Среди всех искусств музыка занимает исключительное и несоизмеримое с другими видами положение. Она – везде – становление и в силу этого никогда не может быть “схвачена”. Ее невозможно описать, от нее нет никакой практической пользы; ее можно только переживать…» [16. С 297].

Изучая вопросы, связанные с музыкальным переживанием, Б. М. Теплов делает следующие весьма значимые выводы.

1. Переживание музыки является эмоциональным переживанием и выступает как разновидность невербального знания, как единство «аффекта и интеллекта» (Л. С. Выготский). «Внеэмоциональным путем нельзя постигнуть содержание музыки» [14. С. 113]. В то же время переживание музыки связано с ее пониманием (т. е. формы, структуры, строения музыкальной ткани и т. д. ). Поэтому понимание музыки становится эмоциональным. «Музыка есть эмоциональное познание» [там же].

2. Музыкальное переживание есть переживание эмоциональное и познавательное одновременно. Познать музыку можно с помощью других методов и средств познания: сравнения с другими видами искусства, пространственными и цветовыми ассоциациями, идеями, символами. В сочетании с другими внемузыкальными средствами познания познавательное значение музыки раздвигается до широчайших пределов. При этом музыка углубляет имеющиеся знания и придает им новое качество – эмоциональную насыщенность.

Способность человека к переживанию музыки Б. М. Теплов считал признаком музыкальной одаренности, музыкальности, а ядром музыкальности – «эмоциональную отзывчивость на музыку».

Сферу эмоций музыканты обычно передают различными словами, используемыми как синонимы: чувство, настроение, ощущение, аффект, волнение и т. п. Различия между ними проявляются в интенсивности проявления эмоции: например, ощущение – слабее, волнение – сильнее.

Или различия приобретают стилистический характер. «Аффект» употребляют применительно к теории аффектов в музыке XVII–XVIII в. ; «чувство» – по отношению к стилевому направлению сентиментализма в музыке XVIII в. ; «ощущение, волнение, настроение» – для характеристики романтической музыки XIX века.

Кроме этого, эмоциональное и суггестивное воздействие музыки связано с временной протяженностью музыкального произведения. На этой взаимосвязи основана теория аффектов в европейской музыке эпохи барокко: один «аффект», одно чувство выдерживается на протяжении всего произведения или его крупной части. Этот аффект может усиливаться или ослабляться, но меняться на другой он не может. Так А. Кирхнер в труде «Musurgia universalis» приводит восемь аффектов, которые должна вызывать музыка: любовь, печаль, отвага, восторг, умеренность, гнев, величие, святость [15]. Именно поэтому произведения И. С. Баха, связанные с долгим развитием одного аффекта, оказывают глубокое эмоциональное впечатление на слушателей.

XIX век принес новые открытия: музыка, способная передать внутренний мир человека, развитие или превращение его чувств, становится ведущим видом искусства, подражать которому стремится литература, поэзия, живопись. Неслучайно многообразие эпитетов, поэтических образов, программных названий, подчеркивающих характер музыкальных эмоций, встречается в творчестве Ф. Листа, Ф. Шопена, Р. Шумана, русских композиторов «Могучей кучки», П. Чайковского и др.

В музыке XX века, несмотря на антиромантические тенденции, продолжается воплощение новых эмоций: тревоги, гнева, сарказма, гротеска.

Обобщая сказанное выше, подчеркнем, что музыка содержит богатейший спектр различных эмоций, среди которых выделяют: 1) жизненные эмоции окружающего мира; 2) эмоции, адекватные эмоциям других видов искусства; 3) специфические музыкальные эмоции [15].

В связи с этим становится понятной сложность изучения проблемы музыкальных эмоций и отсутствие разработанной теории. Исследуя теорию музыкального содержания, В. Н. Холопова предлагает следующую классификацию важнейших типов музыкальных эмоций.

1. Эмоции как чувство жизни.

2. Эмоции как фактор саморегуляции личности.

3. Эмоции восхищения мастерством искусства.

4. Субъективные эмоции музыканта-практика – композитора, исполнителя.

5. Изображаемые в музыке эмоции (эмоции воплощаемого в музыке образа).

6. Специфические природные эмоции музыки (эмоции природного музыкального материала).

Эмоции в музыке сохраняют связь с жизненными эмоциями, но выражаются в образах фантазии. При этом главенствующим является специфический природный музыкальный материал, к которому относятся: а) моторно-ритмическая сфера; б) певческая или вокальная сфера, переносимая в звучание тембров музыкальных инструментов; в) речевая или декламационная сфера.

Моторно-ритмическая сфера воздействует ритмической периодичностью, разнообразием акцентов, мелодическими вершинами и кульминациями, звучанием гармоний и различными градациями силы звука. Данная сфера обладает универсальным воздействием на человека, вплоть до погружения в состояние гипноза.

Певческая или вокальная сфера включает весь диапазон интонаций человеческого голоса и непрерывно пополняется интонациями речевой сферы.

Речевая или декламационная сфера содержит огромный и весьма эмоциональный материал: интонации просьбы или жалобы, страха или угрозы, восторга или негодования и др.

Специфические природные эмоции музыки взаимосвязаны с изображаемыми, т. е. с эмоциями воплощаемого в музыке образа. Изображаемые эмоции – это эмоции художественного образа, композиторского замысла. В сравнении со специфическими природными эмоциями в музыке они отличаются символичностью, условностью, носят характер аллегории, художественной идеи.

Таким образом, музыкальные эмоции представляют «иерархию художественных реакций человека на разных уровнях, от преходящего настроения, локального “аффекта”, внушенного музыкальным материалом (ритм, мелос), до элементов мироощущения, мировосприятия, воспитываемых музыкальным искусством, его шедеврами. Музыка воздействует на человека с помощью веками сложившегося в ней эмоционального обобщения», – указывает В. Н. Холопова [15. С. 144]. Эмоциональное обобщение воплощает эстетические и этические идеи искусства. На основе эмоционального обобщения в музыке возникают символы, изображающие эмоции. С помощью ассоциаций, аллегорий внушается мысль о чувстве, аффекте или настроении. Музыкальные эмоции задаются художественным замыслом произведения и оказывают влияние на человеческое мироощущение. «Эмоции в музыке – это и эмоции-волнения, и эмоции-идеи, и эмоции-образы, и эмоции-концепции» [15. С. 145].

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Музыкальные ритмические занятия

Музыкальные ритмические занятия Очень полезны для ребенка музыкальные ритмические упражнения, которые обязательно должны включаться в повседневную жизнь. Ритм способствует развитию координации движений, помогает быстрее освоить различные упражнения, устраняет

Слушаем музыкальные звуки

Слушаем музыкальные звуки Цель приведенных ниже игр и упражнений – научить ребенка вслушиваться в музыкальные звуки, эмоционально реагировать на них. Познакомьте малыша с веселой, быстрой, медленной, громкой и тихой мелодиями.При этом старайтесь вызвать у ребенка

Совет 24 Музыкальные инструменты

Совет 24 Музыкальные инструменты Подойдут даже игрушечные Хотим сразу внести ясность: мы отнюдь не призываем обучать детей музыке, и вот почему. В царские времена музыке в обязательном порядке учились дети привилегированных сословий. Крестьяне с рабочими могли об этом

4 Дети и эмоции

4 Дети и эмоции Что же на самом деле происходит? Кажется, сейчас самое время признаться. Название этой книги – «Секрет счастливых родителей» — далек от реальности!Во взрослом мире нет абсолютно счастливых людей; думаю, никто и не хотел бы стать абсолютно счастливым. Так

Занятие 28. Эмоции

Занятие 28. Эмоции Цель. Учить детей распознавать эмоциональные состояния (радость, грусть, страх, злость) по мимике. Совершенствовать умение связно и логично излагать свои мысли. Знакомить с основами театральной культуры.Ход занятия1. Упражнение на гласные и согласные

Занятие 29. Эмоции

Занятие 29. Эмоции Цель. Учить детей распознавать эмоции (радость, грусть, страх, злость) по мимике и интонации; изображать эти эмоции, используя жесты, движения, голос. Способствовать обогащению эмоциональной сферы.Ход занятия1. Рассматривание репродукций картин,

Что такое эмоции?

Что такое эмоции? Радость, печаль, интерес, гнев – все это эмоции. Они играют в жизни человека огромную роль и могут дать заряд неисчерпаемой энергии, а могут выжать так, что никакая работа не будет под силу. Их столь важная роль сложилась в процессе эволюции. Эмоции

Чувства и эмоции

Чувства и эмоции Ваше лицо по-прежнему остается объектом изучения. Пальчики исследуют ваши глаза, ноздри, рот… Малыш начинает осознавать, что он и вы – это два разных человека: если себя дергать за волосы – делается больно, а если дернуть вас, даже если сильно, то почему-то

Новые эмоции

Новые эмоции Палитра чувств малыша становится все разнообразнее. Если раньше из всей гаммы эмоций малыш выделял только положительные, то теперь в общении со взрослыми ребенок начинает уже использовать и отрицательные эмоции. Например, если малышу сейчас хочется играть,

Музыкальные развивающие игры

Музыкальные развивающие игры Когда вы играете на инструменте, вы покажите ребёнку, что звуки бывают разные по высоте. Высоту звучания нагляднее всего демонстрировать именно на клавишных.Про высокие звуки можно сказать, что это птичка летает и поет, а низкие сравнить с

2. МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

2. МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ 2.1. Общая характеристика музыкальных способностей Способности – индивидуально-психологические свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к

Моделируем эмоции

Моделируем эмоции Чтобы сделать чтение еще более интерактивным, я стал повторять выражения лиц персонажей книги Мо Виллемса «Делиться ли мороженым?» (Should I Share My Ice Cream?) – нашей любимицы из цикла о Слоненке и Поросенке. Ее герои сильно приподнимают брови, морщат лбы и

Блокирующие эмоции

Блокирующие эмоции Дети-интроверты склонны испытывать чувства вины и стыда, что объясняется, как я уже говорила в главе 2, особенностями их нервной системы. Это тормозящие эмоции, которые вызывают замедление активности ребенка. Без них дети не могут научиться отличать

Эмоции («Э» в ЛИМЭС)

Эмоции («Э» в ЛИМЭС) Изменения вследствие успешной учебы происходят как в интеллекте, так и в эмоциях. Эмоции могут способствовать учебному процессу, а могут мешать ему.Эмоции человека управляют его вниманием, которое, в свою очередь, управляет обучением и памятью. (Sylwester).

Источник

Эмоции в музыке

Этот сложный раздел теории музыкального исполнительства, касающийся эмоциональности исполнения, многие музыканты решали по-разному. Во время автоматизированного исполнения части произведения внимание учащегося может быть направленно на воспоминание какого-либо прошедшего события. Его образ вызывает и актуализирует пережитую в то время эмоцию, которая, в свою очередь, воздействует на исполнительские движения и, в конечном счёте, на звучание исполняемого. Не в этом ли секрет «звукотворческой воли» К.А.Мартинсена с эмоциональным переживанием и его воздействием – «приведением в состояние готовности нервов и мышечной системы», в результате чего «рождается представление о звуке определённой окраски». Что служит в музыке для выражения образов чувств переживаний. Смотреть фото Что служит в музыке для выражения образов чувств переживаний. Смотреть картинку Что служит в музыке для выражения образов чувств переживаний. Картинка про Что служит в музыке для выражения образов чувств переживаний. Фото Что служит в музыке для выражения образов чувств переживанийЭмоциональные переживания – это отражение в мозгу музыканта его реальных отношений к тому, что для него имеет значение во время занятий на инструменте или исполнения музыкального произведения. Эмоциональные переживания возникают в практической деятельности (внешней или внутренней), и вызывают их предметы и явления, на которые деятельность направлена, как отношение её мотива к условиям, особенностям протекания этой деятельности (успешность, реакции педагога или слушателей, препятствия всякого рода, как воображаемые, так и реальные).

При занятиях на инструменте направленность деятельности может быть на инструмент, звуки, процесс деятельности и т.д. Если основной мотив лежит в сфере звуков, то и эмоциональное переживание будет как отношение музыканта к тому, получаются или не получаются у него звуки такие, какие он хочет. Однако содержанием музыки не является звуковая ткань произведения, она всего лишь форма, в которой отражается это содержание. Здесь обнаруживается противоречие, где с одной стороны для художественного исполнения требуется большое разнообразие эмоциональных переживаний, а с другой стороны все они сводятся к положительной или отрицательной оценке деятельности.

Эмоциональное отношение к содержанию воспринимаемой музыки у слушателя осуществляется через значения звуков, закреплённых в многообразных ассоциациях, которые складываются в психике на основе жизненной и музыкальной практики. То же, только с более сложным психологическим строением и труднее осуществимым практически, происходит у исполнителя. Ассоциативный механизм исполнителя – это умение «услышать в звуках нечто другое», чтобы воспринимаемые звуки напоминали и вызывали образы минувших жизненных ситуаций и явлений. Исполнитель, переживая образ, может выразить его в звуках инструмента. В роли образца может быть весьма широкий круг явлений. Например, во время игры на баяне можно представлять это произведение или часть его в исполнении на фортепиано, или на другом инструменте, что даёт, в свою очередь, возможность находить двигательные средства для подражания звучания баяна звучанию другого инструмента.

Эта возможность может быть и должна использоваться во время работы над пьесой. Примеры такой работы (мысленной инструментовки разучиваемого произведения) довольно часто встречаются в методической литературе. Возможны представления и внемузыкальные, такие как ручеёк журчит, ветерок шумит, птица летит, зверь бежит, применимо всё, что можно представить, имеющее стороны динамики и движения. При помощи этих образов осуществляются всяческие перестройки, переосмысливание исполняемой музыки, нахождение всё новых и новых её сторон, граней. Организация этих образов, как некоторого жизненного содержания, предопределяет и организацию звуков в произведении, как выражение того же содержания. И поэтому отношение к содержанию музыки выражается в едином эмоциональном переживании исполнителем своего внутреннего образа и звучания своего инструмента.

Воспитывая эмоциональные способности учащегося, педагогу необходимо ориентироваться на общие закономерности художественной деятельности, использовать богатство возможных ассоциативных связей в создании и восприятии художественных образов. Ведь, например, слуховые ассоциации часто используются и не в музыкальных искусствах. К примеру, у А.С.Пушкина буря «то как зверь завоет, то заплачет как дитя». Здесь, как и в музыке, звучание (но не инструмента, а бури) вызывает целостные образы с эмоциональным переживанием их. И наоборот, такие образы могут являться первым звеном ассоциации, а последним – соответственное ему звучание. Что служит в музыке для выражения образов чувств переживаний. Смотреть фото Что служит в музыке для выражения образов чувств переживаний. Смотреть картинку Что служит в музыке для выражения образов чувств переживаний. Картинка про Что служит в музыке для выражения образов чувств переживаний. Фото Что служит в музыке для выражения образов чувств переживанийПрименение внемузыкальных образов свойственно не только исполнителям, разучивающим произведение, но и их создателям – композиторам. К примеру, С.В.Рахманинов перед написанием почти каждого своего произведения составлял план образов с их эмоциональным переживанием и словесным описанием. Впоследствии он их не афишировал и никому о них не рассказывал, мол, создавайте свои. А.Вивальди при написании произведений представлял концертное выступление оркестра со слушателями. О символике музыки И.С.Баха написаны труды известных музыкантов. Каждый символ – зашифрованный образ с эмоциональным его переживанием. Своеобразна и неповторима символика музыки В.Моцарта. В отличие от всех композиторов-мелодистов В.Моцарт гармонист. Основная идея, мысль, эмоция в его музыке сосредоточена в гармонии. Мелодия лишь уточняет, дополняет, детализирует, разукрашивает основное музыкальное высказывание. Музыкантам, воспитанным на музыке, где мелодия является главным средством выразительности, привыкшим ярко её интонировать, трудно освоить другой стиль исполнения, переключить внимание на гармонию. В связи с этим в настоящее время всё реже можно услышать музыку гениального композитора на концертах гастролирующих исполнителей.

Гармония, её кварто-квинтовый круг помогают раскрыть содержание, обогатить звуки, наполнить их эмоциями, способными проникнуть в души, воздействовать красотой и изяществом музыки Моцарта. Как известно, эмоции в звуки инструмента передаются из внемузыкальных представлений исполнителя и воспринимаются слушателями. Тоника символизирует дом, уют, комфорт, спокойствие, радость. Движение гармонии по квинтовому кругу (доминанта, вторая ступень и т.д.) символизирует встречу с воздействиями стихий (воздух, вода, земля, огонь) — сил природы. Движение гармонии по квартовому кругу (субдоминанта, седьмая ступень и т.д.) символизирует встречу с живыми существами (людьми, животными и т.д.). Воздействия, как правило, могут быть отрицательными, будоражащими, вызывающими дискомфорт. Смена тональности символизирует временную смену жилья (поступил учиться, общежитие).

Для более лёгкого проникновения исполнителями в эмоциональное содержание сонат Бетховена в прошлом издавались целые книжки подтекстовок. И в настоящее время нечто подобное, известное под термином «рыба», используется для сочинения стихов к музыке песен, написанных ранее.

С точки зрения обучения исполнительству, на наш взгляд, очень важно различать в эмоциональных переживаниях исполнителя:

Разумеется, такие переживания свойственны и исполнительской деятельности, и зачастую являются основным и единственным способом эмоциональной выразительности большинства учащихся.

Переживание исполнителем отношения слушателей к его исполнению, имеющее более сложное психологическое содержание, музыкантам известно, как «эстрадное волнение», имеющее и положительные и отрицательные качества. Положительным является то, что выступление на эстраде мобилизует внутренние резервы учащегося, открывает новые грани его исполнительского таланта, дремлющие в повседневной работе. Такие учащиеся, как правило, на эстраде играют лучше, чем в классе. В методической литературе эстрадное волнение известно больше со стороны отрицательных воздействий на исполнителя, особенно когда приобретает более сложную форму отношения исполнителя к воображаемым возможным последствиям отношений слушателей к самому исполнителю и действующее разрушающе сам процесс исполнения, что пугает исполнителя вовремя игры.

Чтобы исполнителю иметь отношение к содержанию исполняемой музыки, ему, кроме роли исполнителя необходимо быть и в роли слушателя. Совмещение в одном человеке одновременно и исполнителя и слушателя требует совмещения и их психических функций, причём, если главенствующую роль принимает на себя слушание, восприятие, то, исполнение переходит в подчинённое положение. Звучание, подвергнутое тончайшей доработке жизненными образами и эмоциональными переживаниями, вбирает, впитывает их в себя. Они составляют своеобразную для каждого и одновременно сходную для многих людей психическую среду. Это обстоятельство создаёт возможность при помощи звуков ассоциативно вызывать у слушателей сходные образы и эмоциональные переживания. На этом основании третий из указанных выше видов переживаний исполнителя может и должен стать ведущим, доминирующим, подчиняющим себе другие виды переживаний.

Целостный жизненный образ и отношение к нему исполнителя (эмоциональное его переживание) выступает в роли образца, из которого для исполнения отбираются стороны движения и динамики. Как писал Б.М.Теплов,- «Совершенно законно искать прямого сходства между музыкальным движением и движением тех или других внешних или внутренних процессов».

По отношению к образу соответственное ему звучание, можно сказать, программно и изобразительно. Однако программно оно только для исполнителя, да и то на первых порах. Перенесение внимания на полученное звучание отодвигает образ на задний план и его программная часть, выполнившая свою роль, постепенно забывается. В дальнейшем, отношение исполнителя к образу будет равно его отношению к звучанию.

Полученное обогащённое звучание переносится во внутренний план представления, для обогащения образа исполнения. Теперь уже представление звучания будет переживаться эмоционально. Вновь полученный исполнительский образ, заняв структурное место образца исполнения, будет законченным, полноценным музыкально-исполнительским образом, отражающим содержание музыкального произведения. Такая сложная поэтапная работа создания эмоциональности исполнения, раскрытия содержания музыкального произведения (по Б.М.Теплову) лучше понимается, воспринимается по порядку и направленности целей промежуточных, «технических» действий:

На первых этапах разучивания произведения преимущественно применяется абстрактно-логическая сторона мышления, осуществляющая анализ, выбор, оценку пригодности средств выразительности. По утверждению психологов, абстрактно- логические образы не имеют эмоций. Чтобы произведение «оживить», наполнить эмоциями, внимание исполнителя должно иметь возможность во время исполнения переключиться на воспоминание жизненных образов, подбирать подходящие эмоции и расцвечивать ими «каркас» произведения, напоминающее развешивание на нём разноцветных полотен. Это возможно лишь тогда, когда разучиваемое произведение доведено почти до полной автоматизации, на первый взгляд, не требующей никакой добавки.

( Бывают случаи, когда на экзамене учащийся своим воздействием приводит комиссию в восторг, которая восхищается исполнением, а при обсуждении, анализе отмечается много технического брака, недостатков, не замечаемых во время исполнения. При отборе на Всесоюзный конкурс артистов эстрады художественный руководитель Лев Молер, прослушав исполнение программ многими Гродненскими претендентами — пианистами, струнниками, духовиками, народниками, неожиданно для всех, выбрал лишь одного аккордеониста – Владимира Бубена, по общему мнению, игравшего не лучше других по качеству исполнения. Как оказалось, Лев Молер выбирал не по оценке, а по яркости исполнения, по степени воздействия на публику.)

Звучание инструмента посредством применения разнообразных средств выразительности (ритма, динамики, штрихов, артикуляции и т.д.) приобретает звуковую форму. Форма сама по себе уже является произведением искусства, достойным восхищения, но когда она наполнена эмоциональным содержанием, действует вдвойне. Подобно тому, как произведение искусства бокал может быть наполнен разнообразными напитками, от приятных на вкус, до отравляющих, так и музыкальное произведение, наполненное эмоциональным содержанием, может оказывать разное воздействие, от положительных, до отрицательных.

Это выходит за рамки исполнения, как раскрытия содержания музыкального произведения, и может рассматриваться как орудие воздействия на человека и применяться созидательно (в лечебных целях) и разрушающе (психотропное оружие). Задача исполнителя донести до слушателей великолепную форму произведения с прекрасным содержанием. Вдохновляющим, обогащающим, развивающим.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *