Что служит средой обитания для бактерий паразитов водная среда
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Задания школьной олимпиады по экологии для 9-11 классов в 2017 году.
Выберите 1 правильный ответ из четырех предложенных.
1. Что служит средой обитания для бактерий-паразитов?
г) другие организмы
2. Примером отношений типа «хищник-жертва» не могут служить пары организмов:
в) пресноводная амеба и бактерия;
г) муравьиный лев и муравей;
3. Ведущую роль в сокращении рыбных запасов Мирового океана сыграли факторы:
4. Главный источник энергии, обеспечивающий круговорот веществ в биосфере
а) реакции, протекающие в земные недрах
б) органические вещества тел животных
в) солнечные излучения
г) хемосинтезирующие микроорганизмы
5. Почему комнатные мухи способны быстрее, чем галапагосские черепахи, приспособиться к изменяющимися условиям внешней среды:
а) имеют меньшие размеры
в) имеют больше врагов
г) имеют быструю смену поколений
б) подземная (почвенная);
г) организменная (живые организмы)
7. Виды, роды, семейства и другие таксоны (систематические категории) растений и животных, ограниченные в своем распространении относительно небольшой областью, называется:
8. Синички обыкновенная лазоревка и белая лазоревка, обитающие в одном лесу, составляют:
а) одну популяцию одного вида
б) две популяции двух видов
в) две популяции одного вида
г) одну популяцию разных видов
9. Ученый – биолог, автор названия науки «экология»:
10. В какой группе животных указаны только насекомые?
а) мокрица, кузнечик, стрекоза;
б) собачий клещ, комар- пискун, овод;
в) майский жук, дафния, капустная белянка;
г) колорадский жук, муравей, овод.
11. Как изменится число рыб в пруду, если в нем увеличится количество дафний?
а) увеличится; б) не изменится;
в) уменьшится; г) нет правильного ответа.
12. Отложение жира у животных служит приспособлением к жизни в течение длительного времени без:
а) света; б) соли; в) воздуха; г) воды.
13. Какой клещ основной переносчик возбудителя клещевого энцефалита?
а) собачий; б) чесоточный; в) паутинный; г) таежный.
14. Биоценозом называют:
а) комплекс ландшафта и почвенно-климатических условий данного местообитания;
б) совокупность совместно обитающих и взаимосвязанных организмов, принадлежащих к разным видам;
в) совокупность организмов и среды обитания;
г) группу совместно живущих организмов одного вида.
15. Выделение в атмосферу оксидов серы и азота вызывает:
а) парниковый эффект
б) засоление Мирового океана
в) выпадение кислотных дождей
г) опреснение Мирового океана
16. Отношения между белками и дятлами называют конкуренцией, так как:
а) белки поедают дятлов
б) дятлы нападают на белок
в) у них сходные болезни
г) они питаются сходной пищей
17. Лесные деревья представляют собой мощные насосы, перекачивающие огромное количество воды из почвы и испаряющие ее со своей листовой поверхности. Этот процесс называется:
18. Комнатные цветы оказывают положительное воздействие на человека, тем, что они:
а) увеличивают количество бактерий в воздушной среде
б) уменьшают влажность воздуха
в) увлажняют воздух, выделяют фитонциды
г) изменяют электрическую составляющую воздуха
19. Часто детские игрушки могут представлять опасность потому, что:
а) содержат ядовитые жидкости
в) из них выделяется угарный газ
г) из них выделяются инертные газы
20. Важнейшей и основной причиной летнего листопада в городах является высокое содержание в воздухе:
а) метана б) угарного газа в) свинца
1.Азот из атмосферы может поступать в почву и воду за счет фотосинтеза.
2.В настоящее время наблюдается тенденция изменения состава атмосферы. Основной причиной этого является деятельность человека.
3.Загрязнение окружающей среды пестицидами относится к физическому типу.
4.Явление замора, т.е. массовой гибели обитателей водной среды, может быть вызвано наличием паразитов.
Выберите два правильных ответа из предложенных вариантов.
1. К группе одомашненных животных относят:
а) блоху; б) тутового шелкопряда; в) божью коровку;
г) медоносную пчелу; д) постельного клопа; е) осу.
2. Среди перечисленных экосистем естественными биоценозами являются:
а) лес; б) болото; в) сад; г) сельскохозяйственное поле;
3. Атмосфера защищает живые организмы, населяющие поверхность планеты, от воздействия:
а) хозяйственной деятельности человека;
б) веществ, обладающих канцерогенными свойствами;
в) космических излучений;
г) жестокого ультрафиолетового излучения;
д) вулканических выбросов;
е) парникового эффекта.
4. Характеризуют и показывают роль организмов в биогенном круговороте веществ в экосистемах термины:
а) продуценты; б) реликты; в) эндемики;
г) консументы; д) синантропные виды; е) виды- двойники.
Впишите пропущенное слово, исходя из содержания вопроса.
4. Последовательная смена одного биоценоза другим на определѐнном участке земной поверхности носит название ___________.
5.Определенный тип внешнего строения организмов, который отражает способ взаимодействия со средой обитания это ______________.
6.Зависимость жизнедеятельности организмов от периодической смены длины светового дня называется __________.
7.Экологическая группа __________ объединяет организмы, пассивно плавающие и переносимые морскими течениями.
8.Организмы, способные жить в различных условиях среды называются ________.
Из предложенных терминов и словосочетаний составьте пары таким образом, чтобы получились верные высказывания.
2) паразитизм б) кошка- мышка
3) нахлебничество в) наездник- тля
4) симбиоз г) львы- гиены.
1) дерево а) сирень обыкновенная
2) кустарник б) лютик многоцветковый
3) многолетняя трава в) дуб черешчатый
4) однолетняя трава г) недотрога мелкоцветковая.
1) лесная куница а) древесно- лазающие звери
2) бурундук б) звери, ведущие полудревесный образ жизни
3) белобородый гну в) лесные наземные звери
4) лось г) наземные обитатели открытых пространств.
1 задание : 1 правильный ответ – 1 балл, всего 20 баллов.
г, 2-д, 3-а, 4-в, 5-г, 6-в, 7-а, 8-б, 9-б, 10-г, 11-а, 12-г, 13-г, 14-б, 15-в, 16-г, 17-в, 18-в, 19-б, 20-в.
потому что, азот из атмосферы может поступать в почву и воду за счет другого процесса – азотофиксации, происходящего при участии клубеньковых бактерий азотофиксаторов.
Потому что увеличивается содержание CO 2 в составе воздуха в связи с интенсивным сжиганием ископаемого органического топлива (уголь, нефть, газ и т.д.) и сведение лесов, которые выделяют О 2
Потому что, пестициды (ядохимикаты) – химические вещества, применяемые в сельском хозяйстве для борьбы, например, с вредителями растений. Следовательно, такое загрязнение относится к химическому типу.
Потому что, основной причиной заморов является недостаток кислорода в воде в зимний период времени.
3 задание: 1 правильный ответ – 1 балл, всего 8 баллов
4 задание: правильный термин – 1 балл. Всего 8 баллов
3 – биогеоценоз (экосистема)
5 – жизненная форма
ГДЗ биология 7 класс Константинов, Бабенко Вентана-Граф Задание: Подведем итоги Стр 46
Выполните задания
№ 1. Объясните, почему клетка простейших является самостоятельным организмом.
Клетка простейших является самостоятельным организмом, потому что она выполняет все функции, которые характерны для него, а именно: дыхание и питание, движение и размножение, выделение и обмен веществ.
№ 2. Охарактеризуйте среды обитания одноклеточных. Какое условие является обязательным для их существования?
Одноклеточные организмы могут обитать в самых разных средах. Однако главным условием является достаточный уровень влаги. Поэтому такие организмы широко распространены в морских и пресных водоёмах, в придонных слоях, в толще воды и влажного песка. Немало простейших живет и в почве, а именно в тонких пленках воды, которые окружают почвенные частички, в моховых «подушках» на болотах. Некоторые из них являются паразитами, а потому обитают в растениях и организмах животных, человека.
№ 3. Объясните, в чем заключаются функции вакуолей в организме одноклеточных.
Вакуоли являются органеллами в организме одноклеточных, которые участвуют в формировании внутренней среды клетки. Например, пищеварительная вакуоль нужна для того, чтобы захватывать пищу и переваривать ее, а после выносить ненужные остатки наружу из организма. Сократительная вакуоль накапливает вредные вещества с водой, а при достижении определенного размера, продвигается к поверхности тела клетки и выбрасывает свое содержимое во внешнюю среду.
Таким образом, главными функциями вакуолей в одноклеточном организме являются: транспорт ионов, регулирование водно-солевого обмена, запас питательных веществ, утилизация продуктов обмена и фрагментов клетки.
№ 4. Установите взаимосвязь строения и способов движения одноклеточных.
Одноклеточные организмы свободно передвигаются при помощи ложноножек, ресничек, жгутиков, нитевидных образований – миофибрилл.
У инфузории-туфельки, которая относится к активно передвигающимся организмам. Движения ей обеспечивает большое количество ресничек, которые расположены по всему периметру тела, слаженно «работают» и задают направление перемещения клетке. Медленнее плавает эвглена зеленая. У нее веретеновидная форма тела, а для передвижения есть жгутик.
Ползающий образ жизни ведет амеба протей, которая словно парит в воде. Передвигается она при помощи ложноножек, которые выпускает в определенном направлении.
№ 5. Назовите черты приспособленности простейших к неблагоприятным условиям.
При наступлении неблагоприятных условий простейшие образуют цисту – специальную оболочку, которая оберегает их организм от внешних факторов, и пережидают в ней определенные моменты жизни.
№ 6. Назовите меры предупреждения заболеваний, вызываемых простейшими.
К мерам предупреждения заболеваний, которые вызывают простейшие, относятся:
Соблюдение личной гигиены, регулярное мытье рук перед едой, после посещения улицы и т.д.
Употребление в пищу только тщательно помытых овощей и фруктов.
Употребление кипяченой, очищенной воды (не пить воду из крана, природных источников).
Во время купания не глотать воду из водоемов.
Качественно обрабатывать продукты, перед употреблением их в пищу (термическая обработка рыбы, мяса и т.д.).
Стр. 47
Какие утверждения верны?
1. Клетка простейших выполняет роль самостоятельного организма.
2. Размножение у амёбы бесполое, а у инфузории — туфельки и бесполое, и половое.
3. Органоидами движения инфузории-туфельки являются ложноножки.
4. Эвглена зелёная является переходной формой от растений к животным: имеет хлорофилл, как у растений, а питается гетеротрофно и передвигается, как животные.
5. Амеба имеет в организме ядра двух типов.
6. Малое ядро у инфузории участвует в половом размножении, а большое отвечает за жизнедеятельность.
7. Дизентерийную амебу переносят комары.
Стр. 47. Выберите все правильные ответы
№ 1. Среда обитания паразитических организмов:
г) организм.
Ответ: г.
№ 2. Взаимоотношения рака-отшельника и других организмов называют:
а) взаимовыгодными;
Ответ: а.
№ 3. Начальным пищевым звеном являются:
а) растительноядные животные;
в) растения – одноклеточные водоросли;
Ответ: в.
№ 4. Клетка животных, в отличие от растительной клетки, не имеет:
а) вакуолей с клеточным соком;
в) хлоропластов;
г) клеточной оболочки.
Ответ: в, г.
№ 5. В отличие от растений, животные имеют ткань:
б) нервную;
г) мышечную.
Ответ: б, г.
№ 6. К подцарству Простейшие относятся:
а) инфузории;
г) амебовые и эвгленовые.
Ответ: а, г.
№ 7. Среди простейших наиболее сложно устроены:
б) инфузории;
Ответ: б.
№ 8. Заболевания человека могут вызывать такие простейшие, как:
а) лямблии;
б) дизентерийная амеба;
г) малярийный плазмодий.
Ответ: а, б, г.
Стр. 48. Вопросы для обсуждения
№ 1. Какая область зоологии для вас наиболее интересна и почему?
Наиболее мне интересна такая область зоологии, как морфология. Она занимается изучением внешнего строения организмов, включая форму, структуру, цвет и т.д., а также его составных частей и внутреннего строения. Мне очень интересно узнавать о строении организмов, определять их по морфологическим признакам.
№ 2. Почему можно сказать, что простейшее животное представляет собой клетку-организм?
Потому что простейшие животные – это одноклеточные организмы, то есть, их тело состоит только из одной клетки. И эта клетка представляет собой полноценный живой организм, который выполняет характерные для него функции: дышит, питается, передвигается, размножается, выделяет продукты обмена.
№ 3. Каково значение многообразия животных в природе?
Многообразие животных играет важную роль в природе. Во-первых, являясь травоядными, некоторые из них поедают растения, регулируя их распространение по земному шару. Сами травоядные животные являются пищей для хищников. Хищники же участвуют в регулировании численности остальных животных, поедая слабых и больных особей.
Также животные наряду с бактериями принимают участие и в образовании почвы. Муравьи, дождевые черви и прочие мелкие животные постоянно вносят в почву органические вещества, измельчая их и способствуя образованию перегноя. Через норы и ходы таких животных корни растений легко проникают вглубь почвы, а также получают достаточно воды и воздуха, которые необходимы им для роста и развития.
Питаясь плодами растений, животные переносят их семена на дальние расстояния. Также на своей шерсти, лапках они переносят пыльцу, споры грибов и семена растений, тем самым участвуя в их расселении на новых территориях.
Однако есть среди животного мира виды, которые наносят вред растениям и некоторым животным, например, паразиты.
№ 4. Какое значение имеют животные в жизни человека?
Животные играют немаловажную роль в жизни человека. Они дают ценные продукты питания (мясо, молоко, яйца и т.д.), которые необходимы для поддержания здорового существования человека, а также служат сырьем в промышленности, для изготовления одежды и обуви.
Еще с древних времен человек приручил сильных животных для помощи в хозяйстве. Лошади, буйволы, верблюды используются для перевозки грузов и выполнения различной тяжелой работы. Песцов, коз, лам и овец разводят, чтобы получать мех и шерсть. От крупного рогатого скота люди получают шкуры, которые можно использовать для кожаных изделий. Ездовые собаки помогают перевозить грузы и людей, собаки-поводыри помогают незрячим людям ориентироваться в пространстве, а собаки-водолазы участвуют в спасении людей.
С развитием техники и науки животные стали использоваться человеком в качестве объекта для медицинских и научных исследований. Чаще всего это крысы, мыши, мухи дрозофилы, но есть и другие представители животного мира. Сегодня с этим активно борются по всему миру.
Но некоторые виды животных могут приносить вред человеку. Например, вредители продуктов питания и сельскохозяйственных культур. Также есть виды, которые являются переносчиками болезней, а некоторые даже паразитами.
Стр. 48. Темы проектов
№ 1. Направления исследований в области зоологии.
Зоология занимается изучением представителей царства Животные, а именно: их строения, разнообразия, процессов жизнедеятельности, распространения и значения, как в природе, так и в жизни человека. В зависимости от объектов изучения выделяют несколько направлений исследований в области зоологии:
Гельминтология – изучает паразитических червей;
Протозоология – изучает одноклеточных животных;
Арахнология – изучает паукообразных;
Энтомология – изучает насекомых;
Герпетология – изучает земноводных и рептилий;
Ихтиология – изучает рыб;
Орнитология – изучает птиц;
Териология – изучает млекопитающих.
Также, исходя из области изучения, выделяют несколько разделов зоологии:
Морфология (строение животных);
Сравнительная морфология (сравнение строения разных групп животных);
Этология (поведение животных);
Зоогеография (распространение животных);
Экология (взаимоотношения животных с окружающей средой и между собой);
Физиология (жизнедеятельность животных);
Систематика (описание многообразия видов и классификация их по определенным признакам);
Палеозоология (изучение животных, которые существовали в прежних геологических эпохах).
№ 2. Животный мир родного края.
Животный мир моего края достаточно разнообразен. Среди животных часто можно встретить белку, соболя, лису, горностая и даже бурого медведя. Белка хоть и является типичным лесным зверьком, но живет и в парках, скверах многих городов. Питается она орехами, желудями, грибами, семенами ели и сосны, ягодами.
Соболь относится к ценнейшим пушным зверям, которые занимают видное место в составе промысловой фауны моего края. Мышевидные грызуны – основной рацион его питания, которых он находит в корягах, завалах, вывернутых корнях деревьев и т.д. чтобы соболь вовсе не исчез с нашей планеты, в специально созданных заповедниках, например, в «Баргузинском», проводятся работы по его охране, увеличению численности и расселению.
Медведь – это крупный, сильный хищник. Несмотря на то, что кажется неуклюжим, он достаточно подвижен, может делать большие прыжки и бегать. В качестве пищи для бурого медведя служат лягушки, яйца разных птиц, муравьи, грызуны. Но может нападать и на крупных диких или домашних животных, например, на кабана, оленя или корову. Живет бурый медведь в горах и в глухих дремучих лесах, а зимой впадает в спячку. В этот период живут он за счет своего жира, который был накоплен в организме еще с осени.
№ 3. Роль животных в окружающей среде.
Животный мир нашей планеты разнообразен. Животные обитают практически везде – в почве, в воде, на суше. Почвенные животные во время того, как роют себе норы, разрыхляют землю. Благодаря этому она хорошо насыщается кислородом, который необходим корням растения. В сочетании с бактериями они образуют органические вещества, которые удобряют почву, делая ее плодотворной.
Еще одно значение животных для природы – санитарное. Многие представители животного мира помогают очистить нашу планету от больных и мертвых животных, насекомых и т.д. Например, птицы, муравьи, волки. Не зря их называют санитарами леса.
Животные помогают и в размножении растений. Поедают их плоды, переносят семена на шерсти, лапках, способствуют расселению их на новых территориях.
№ 4. Подготовка таблицы «Ткани животных и их функции».
Ткань | Функции |
---|---|
Эпителиальная (покровная) | Защитная; секреторная; образование роговых покровов (перья, чешуя) и шерсти, рогов и копыт; ограничивающая (разделение внутренней среды организма и внешней среды). |
Соединительная | Защитная, транспортная, запасающая, опорная. |
Мышечная | Защитная, опорная, двигательная. |
Нервная | Возбудимость, проводимость, взаимодействие органов, восприятие сигналов из внутренней и внешней среды. |
№ 5. Взаимосвязь органов и систем органов
Разные органы в живом организме тесно связаны между собой и объединены в системы органов. Каждая отдельная система, например, пищеварительная или дыхательная, выполняет ряд важных для жизнедеятельности организма функций.
Благодаря дыхательной системе, которая представлена жабрами или легкими, трахеей и бронхами, организм снабжается жизненно необходимым кислородом. А вот пищеварительная система, которая представлена ротовой полостью, языком, пищеводом, желудком, кишечником (толстый и тонкий), печенью, желчным пузырем, поджелудочной железой и прямой кишкой, осуществляет не только переваривание пищи путем ее механической и химической обработки, но и всасывание продуктов расщепления через слизистую оболочку в лимфу и кровь, а также выведение непереваренных остатков пищи во внешнюю среду.
Работа каждого органа в системе органов, как и системы органов в целом организме слажена. И если имеются нарушения в каком-то органе, то страдает и сама система, и все остальные.
№ 6. Паразитические простейшие и их влияние на жизнедеятельность организмов.
Паразитические простейшие – это одноклеточные организмы, которые имеют ядра и питаются за счет других живых организмов, принося им вред и не редко доводя до гибели. Представителями таких паразитических простейших, которые могут поражать, как животных, так и человека, являются: дизентерийная амеба, малярийный плазмодий, лямблии, микроспоридии и т.д.
Одним из самых распространенных является малярийный плазмодий – переносчик малярии. Паразитирует он в клетках многоклеточных организмов, включая человека. Заражение происходит из-за укуса комаров определенного вида – малярийного комара. Попадая в кровь животного или человека, плазмодий достигает печени, где начинается увеличиваться в размерах и размножаться. Возвращаясь в кровь, клетки плазмодия начинают поражать эритроциты, также размножаясь там и питаясь. А когда они выходят из эритроцитов, то отходами своей жизнедеятельности заполняют кровяное русло и отравляют организм.
Еще один распространенный представителей паразитических простейших – дизентерийная амеба, которая в отличие от амебы обыкновенной, имеет более толстые и короткие ложноножки. Она живет и питается в толстом кишечнике и до определенного времени совершенно безвредна. Но, когда дизентерийная амеба начинает внедряться в стенки кишечника и разрушать эритроциты крови, то диагностируется дизентерия. Заражение происходит при помощи цист простейшего, которые попадают с пищей в желудочно-кишечный тракт. В результате воспаляется кишечник. А попадая с током крови в печень, паразиты только усугубляют заболевание.
Большинство видов лейшманий вызывают у человека кожный лейшманиоз, при котором на кожных покровах образуются язвы. Заражение происходит в результате укусов москитов, которые являются переносчиками этих паразитов.
Глава 4. Тип Кишечнополостные
СРЕДА ОБИТАНИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ
К микроорганизмам относятся простейшие (одноклеточные животные), бактерии, спирохеты, риккетсии (внутриклеточные паразиты, возбудители особой группы заразных болезней, так называемых риккетсиозов), вирусы и грибки.
— биогенная среда обитания;
— абиогенная среда обитания.
Биогенной средой обитания микроорганизмов являются организмы растений, животных и человека. Прежде всего, микробы заселяют внешние покровы, составляя нормальную микрофлору поверхности. Совершенно иным субстратом оказывается больной организм. Некоторые или многие защитные механизмы и барьеры нарушены, и ослабленный организм становится подобием питательной среды, где развиваются патогенные микробы. Они поражают ткани и органы растений, человека и животных.
— кожа защищается от поселения микробов жирными кислотами;
К такой ситуации оказывается приспособленным и микробный мир. Микробы поселяются в организмах промежуточных хозяев. Часто хозяевами являются многие насекомые, нематоды (черви), животные (особенно опасны грызуны), птицы и даже человек (бацилло- и вирусоносители, оставаясь здоровыми, опасны для окружающих). Промежуточные хозяева составляют резервуар (очаг) заболеваний, из которого часто развиваются эпидемии [2,4].
В то же время выделяют и условно патогенных микроорганизмов, носительство которых является нормальным явлением. Но при снижении иммунитета и резистентности организма, при нарушении ветеринарно-санитарных правил и условий кормления, содержания и ухода животных, некоторые из них способны вызывать заболевания. Довольно часто такое явление встречается у молодняка. Большинство инфекционных болезней молодняка вызываются факультативно патогенными микроорганизмами, которые широко распространены в природе.
Абиогенной средой обитания микроорганизмов являются почва, вода, воздух. При анализе качественного состава микрофлоры обнаружены представители всех основных физиологических групп микроорганизмов, обеспечивающих круговорот азота, углерода, фосфора и других элементов.
В то же время почва, вода, воздух в ряде случаев являются резервуаром сохранения, размножения и распространения патогенных микробов [2,4].
Микроорганизмы полностью заселили нашу планету. Они есть везде – в воде, на суше, в воздухе, им не страшны высокие и низкие температуры, не критично наличие или отсутствие кислорода или света, высокие концентрации солей или кислот.
Микроорганизмы играют большую роль во многих процессах, происходящих в природе. Без их деятельности невозможно существование жизни на Земле. Вокруг нас постоянно обитает огромное количество микробов. Каждый отдельный микроорганизм ничтожен по величине, но во всей массе микробы обладают огромной созидательной и разрушительной силой.
Куриленко, А. Н. Инфекционные болезни молодняка сельскохозяйственных животных [Текст]: учеб. пособие / А. Н. Куриленко, В. Л. Крупальник. – М.: Колос, 2000.
Общая эпизоотология / А.А.Сидорчук, Е.С.Воронин, А.А.Глушков и др. – М.: Колос, 2004 – 176 с.