Что служит причиной девиантного поведения
Отклоняющееся поведение и его типы
Содержание:
Девиантное поведение и его причины, типы, функции
Девиантное (отклоняющееся) поведение – мотивационные действия индивида, в корне отличимые от общепринятых ценностей и правил поведения в обществе, сложенных в данной культуре или государстве. Представлено социальным явлением, которые отражается в массовых формах жизнедеятельности и не соответствует общепринятым правилам поведения. Критерии девиантного поведения представлены моральными и правовыми регламентом.
Делинквентное поведение – представлено преступным поведением, которое относится к противоправным поступкам.
Виды отклоняющееся поведения
Типы девиантного поведения
Социально-одобряемые – оказывают позитивное влияние, направляя общество на преодоление устаревших норм поведения и ценностей, способствующих качественному изменению структуры социальной системы (гениальной, творчество, достижения и т.д.).
Нейтральные – не несущие заметных изменений (стиль одежды, эксцентричность, несвойственные манеры поведения).
Социально-неодобряемые – изменения, несущие негативные последствия общественной системе, следствием чего – дисфункциональность; разрушение системы, провоцирующее отклоняющееся поведение, наносящее ущерб обществу; делинквентное поведение; разрушение личности (алкоголизм, наркомания и т.д.).
Функции девиантов в обществе
Теории происхождения девиантного и делинквентного поведения
Причины девиантного поведения
Против девиантного поведения выступает социальный контроль – методы, заставляющие вести людей общепринято и законно. Социальный контроль – средства, направленные на предотвращение отклоняющихся форм поведения, исправление поведение девиантов и санкции, применяемые к ним.
Социальные санкции – методы, направленные на управление поведения индивидов, обеспечивая непрерывность социальной жизни, продвигая общепринятое и одобряемое поведения и накладывание санкций на девиантов.
Негативные формальные санкции – совокупность мер наказания, предусмотренных законодательством (штраф, тюремное заключение, арест, увольнение с работы). Выполняют роль предупреждения девиантных поступков.
Неформальные позитивные санкции – одобрение или порицание на поступки, согласно эталонному поведению, со стороны окружения.
Формальные позитивные санкции – реакция на действия специализированными институтами и выбранными лицами на позитивные поступки (премия, ордены, поднятие по карьерной лестнице и т.д.).
По способу внутреннего давления выделяю санкции:
Моральные санкции – формируются в группе разными формами поведения.
Девиация и конформизм представлены противоположными видами.
Конформное поведение – поведение человека в конкретных ситуациях и в конкретной группе. Поведение индивида регулируется мнением большинства. Выделяют 2 типа поведения: внутреннее и внешнее. Конформистское поведение подразумевает подчинение общепринятым правилам путём правовых предписаний. Подчинение на правовой основе происходит тогда, когда большинство подчиняется правилам.
Между девиантной и конформной моделью поведения выделяют индифферентную (полное равнодушие к происходящему).
СОЦИАЛЬНОЕ ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА
231-22-80; 231-22-87; 993-22-48.
Социальное отклоняющееся поведение – это феномен, всегда наблюдавшийся и наблюдаемый в любом обществе. Его изучает социология, медицина, право, педагогика и, конечно же, психология.
Определение и виды отклоняющегося поведения
Для изучения социального отклоняющегося поведения в психологии возникла отдельная отрасль – девиантология (девиация от латинского «deviantio» – отклонение) или психология отклоняющегося поведения.
Понятия «девиация», «девиантное поведение», «социальная девиация» и «социальное отклоняющееся поведение» тождественны, синонимичны. Так по-разному называют устойчивое поведение личности, отклоняющееся от распространенных, общепринятых, устоявшихся норм, стереотипов, образцов поведения в обществе.
Наиболее опасные и, к сожалению, нередко наблюдаемые в обществе формы девиации это:
Общество также считает девиацией и осуждает курение, беспорядочные половые связи, предательство, супружескую измену, нежелание трудиться, ложь, хамство, скандальность, жестокость, игроманию и иное поведение подобного рода.
Девиантное поведение – это любо аморальное действие, поступок, образ жизни. Такое поведение наносит вред как самой личности, направившей свою жизнь в негативное русло, так и окружающим людям, обществу, поэтому оно формально или неформально санкционируется обществом.
К примеру, за преступлением следует уголовное наказание (формальная санкция) преступника и наблюдается осуждение его поступка людьми (неформальная санкция).
Формальных санкций не бывает без неформальных, а вот неформальные могут применяться отдельно. Например, за скандал в общественном месте зачинщика ссоры не посадят в тюрьму, но ближайшее окружение вполне может его “наказать” изоляцией, то есть прекращением общения и отношений.
Хотя не все специалисты согласны с такой классификацией, однако, кроме девиации со знаком «минус», выделяется и девиация со знаком «плюс».
Позитивные социальные отклонения :
трудовой энтузиазм, инициатива,
иные полезные для общества, но отклоняющиеся от норм и правил, поступки и поведение.
Кроме позитивной и негативной выделяются еще и несколько других видов девиаций по разным основаниям.
С точки зрения психологии интересна классификация отклоняющегося поведения по основанию «частота совершения девиаций»:
Первичная девиация. Индивид время от времени нарушает социальные нормы, но общество продолжает к нему относиться как к относительно нормальному гражданину.
Вторичная девиация. К индивиду начинают относиться по-особенному, как к девианту, и количество совершаемых им девиаций возрастает. Или же в обратном порядке: человек чаще «оступается», в результате чего на него вешают ярлык «девиант».
Отсюда следует вывод: общество, которое борется с девиантами, само же их и порождает.
Девиация – неизбежное явление, всегда в обществе будет некоторый процент отклоняющихся от принятых порядков граждан. Поэтому на сегодняшний день задача полного искоренения девиаций не ставится, но социум все же вмешивается в жизнь девиантов: вводит запретительные меры и санкции (принудительное лечение, помещение в исправительные учреждения, прочее) либо оказывает им социальную поддержку и помощь (создаются приюты, лечебницы, кризисные центры, телефоны доверия и так далее).
Три проблемы девиантологии.
Кажется что все предельно просто: есть нормальное, обычное, принятое в обществе поведение, а есть отклоняющееся то ли в негативном, то ли в позитивном направлении.
Но девиация намного более сложное явление и определяют эту сложность главным образом три проблемы :
Границы социальной нормы не точные, а весьма условные и размытые.
Неразрешимость дилеммы «Свобода или необходимость?». Выбор поступать так как положено, как велит общество, моральные и юридические нормы или действовать свободно, как хочется – в конце концов, остается личным делом каждого.
Абсолютно нормального по всем показателям гражданина просто не бывает!
Человек может, совершив преступление (негативное отклонение), спасти множество людей (позитивный результат), а другой, казалось бы, совершивший гениальное открытие (позитивное отклонение), навредить всему человечеству (негативный результат).
Именно моральные нормы определяют, кого осуждать и наказывать, а кого нет, так как лежат в основе писанных и неписанных законов. Но оценивать человека строго как «хорошего» или «плохого» это все равно что глядя на трехмерный куб лишь с одной стороны признавать его плоским квадратом.
Преступники, отшельники, революционеры, бездомные, гении, святые, первооткрыватели – все это девианты, то есть люди, отличающихся от «среднестатистических» характером и поведением.
Девиантной может быть не только отдельная личность, но и группа людей, сообщество, организация или субкультура.
Причины девиантного поведения.
Психология девиантного поведения сегодня в основном занимается изучением причин, условий и факторов возникновения отклоняющегося от норм и традиций негативного социального поведения личности. Если знать причины возникновения, можно предупредить негативную девиацию.
Разными учеными (не только психологами, но и культурологами, биологами, социологами) выделяются следующие возможные причины негативной девиации :
врожденные преступные наклонности индивида,
врожденная и природная агрессивность человека, которую не получилось нивелировать в процессе социализации,
умственные дефекты, слабоумие,
психопатии, психозы, неврозы,
аномия – распад в самом обществе системы ценностей и норм, обеспечивающих общественный порядок,
конфликт межу главенствующей культурой и субкультурой или культурой отдельного человека.
Негативное девиантное поведение деструктивно и/или аутодеструктивно, поэтому приводит к социальной дезадаптации личности, хотя к ней может привести и позитивное отклоняющееся поведение. В любом случае, девиант временно или постоянно не вписывается в общество, испытывает трудности с приспособлением и самореализацией по причине того, что он “не такой как все”.
Подчиняться или бунтовать?
Социолог Р.К. Мерто выделил пять способов адаптации индивида в обществе:
Подчинение – соглашательство индивида с целями общества и выбранными средствами их достижений.
Инновация – подчинение целям общества, но неподчинение выбранным средствам.
Ритуализм – бесцельное и механическое следование традициям по причине отрицания целей.
Ретретизм – уход от общества по причине несогласия и с его целями и со средствами их достижения.
Мятеж – попытка кардинально изменить и цели и средства общества.
К примеру, есть правило «Переходить дорогу только на зеленый свет светофора», оно ограничивает человека-пешехода в свободе выбора действий, но без этого правила дорожного движения на дорогах не будет порядка, ограничение это необходимо для благополучия самих же пешеходов.
Девиантное поведение: виды, причины и признаки
Девиантом является человек, который недопустимо себя ведет. Часто подобное поведение требует корректировки специалистов, например, психологов или психиатров. Случаются ситуации, когда девиант может навредить окружающим, поэтому его отправляют в психиатрическую клинику. Регулирование деятельности подобных людей происходит при помощи психиатров, полиции и наркологов.
Виды девиаций
Подобное отклонение может настигнуть человека любого возраста, но зачастую с таким сталкиваются дети и подростки. За трудным ребенком необходим постоянный контроль.
Девиантное поведение различается по видам, а причины, приводящие к такому поведению, могут быть самыми разными. Ученые выделили ряд форм коррекции поведения таких людей:
Девиантное поведение среди молодежи способствует увлечению различными субкультурами и любви к экстремальному виду спорта. Девиантное поведение среди подростков характеризуется:
Причины девиантного поведения
Существует ряд причин, способных приводить детскую и взрослую психику к девиантному поведению:
Признаки девиации
В психологии выделили 3 основных признака девиации:
Развитие и популярность пирсинга с тату в современном мире заставили психологов отнести излишнюю любовь к данным украшения к новому виду девиантного поведения.
Условно также могут выделять и другие признаки девиации:
Все описанное выше относится к девиантному поведению, что не является нормой. Такое поведение может проявиться как в комплексе, так и единично. Чтобы предотвратить развитие более опасного поведения, такие люди должны встать на учет к специалисту, который окажет профессиональную помощь. В некоторых случаях помогает самостоятельное восстановление психоэмоционального состояния. В этом может помочь курс Викиум «Детоксикация мозга».
Что служит причиной девиантного поведения
В любом обществе есть люди, которые нарушают нормы социума, идут против правил и моральных устоев. В этой статье мы разберемся, что значит девиантное поведение и какие причины его возникновения.
Девиантное поведение – это поведение человека, которое отклоняется от общепринятых норм социума. Такое поведение отличается от общепринятого своими мотивами, ценностями, идеалами и средствами достижения собственных целей.
Например, такие люди могут не здороваться при встрече, иметь «интересный» внешний вид, хулиганить, предпринимать инновационные или революционные действия. Больше всего подвержены такому поведению молодые люди, святые и гении, революционеры и психически нездоровые индивиды. Поведение таких людей в той или иной степени нарушает стабильность социальных взаимоотношений в семье, на улице, в коллективе и обществе в целом.
Нужно понимать, что девиантное поведение может быть для одного общества или социальной группы нормой, а для другого – отклонением. Оно также может быть положительным и отрицательным.
Т. Парсонс выделяет два типа девиантного поведения в зависимости от отношения человека к другим людям:
Существует более широкая классификация такого поведения, разработанная Мертоном. В основу типологии легло отношение человека к стандартам, своим ценностям, потребностям. Он выделил такие типы девиантного поведения:
Как видно из вышесказанного, девиантное поведение имеет и положительные проявления. Благодаря революционерам и инноваторам общество отказывается от морально-устаревших ценностей и целей и движется вперед.
Причины девиантного поведения
Психологические причины девиантного поведения
Девиантное поведение делиться на две группы с точки зрения психологии:
Любые психические расстройства имеют свои причины. Это непосильные требования в учебе или работе приводят к сильным переживаниям. Формируется комплекс неполноценности, который необходимо погасить в алкоголе или наркотиках. Также большую роль играет сексуальная неудовлетворенность, которая ведет к сексуальной озабоченности и фрустации. Особенно, в юношеском возрасте. Часто сказываются трудности переходного возраста. В этот период формируется представление о себе, о своих качествах, способностях, внешности.
Социальные причины девиантного поведения
Вся сложность ситуации заключается в том, что зачастую человек не может удовлетворить свои потребности ни в легальной деятельности, ни противоправной. Это ведет к саморазрушению личности, так как она не имеет возможности для достойного профессионального роста или самовыражения.
Основными причинами и факторами возникновения девиантного поведения являются неблагоприятные условия жизни, отсутствие воспитания. А также проблемы с овладением знаний, неудачи в учебе, отсутствие возможности самореализоваться. Неумение выстраивать взаимоотношения, постоянные конфликты и психологические отклонения ведут к кризису духа и потери смысла существования.
Все самое основное закладывается в подростковом возрасте
Основные причины девиантного поведения закладываются в подростковом возрасте. Так как именно в этот период происходит не только осознание себя и адаптация к взрослой жизни, но и индивидуализация. Она проявляется в форме самоутверждения и желания выделиться на фоне других. Как пишет М.Ю.Кондратьев: : «Чем бы ни выделиться, лишь бы выделиться, запечатлеться в другом мире». Часто это желание приводит к героизму или преступности. Так как подросток ищет пределы допустимого и пытается обратить на себя внимание.
Поведение подростка характеризуется поиском приключений, новизны, испытание свого характера, смелости и силы духа. При этом человек часто делает необдуманные поступки, которые взрослыми воспринимаются как девиантное поведение.
Причиной девиантного поведения также являются особенности взаимоотношений. Например, изгой в классе, отвержение учителем, ярлык девианта. Будучи непризнанным в школе, подросток начинает искать другие сообщества, где он может компенсировать свои неудачи. При этом зачастую попадает в плохие компании.
Для профилактики девиантного поведения и устранения его причин, нужно помочь человеку найти группу, где его будут понимать и иметь общие интересы. Как вариант, направить в музыкальную, спортивную школу или кружок спортивного туризма. Все зависит от увлеченности и интересов личности.
Если подросток попадает в уличную среду, группу панков, рокеров или любителей экстрима, то у него формируются отрицательные интересы и стремление к взрослым формам поведения. Это влечет за собой ранний сексуальный опыт, употребление наркотиков и алкоголя.
Основной причиной таких явлений является халатность родителей, недостаточное проявление внимания к ребенку, безнадзорность. Поэтому, при первых признаках девиантного поведения, педагоги должны пообщаться с родителями и определить семейную обстановку.
В настоящее время причиной девиантного поведения является то, что подростки сильно переживают социальное расслоение, невозможность жить в достатке, получить хорошее образование. На этой почве происходит психологический сдвиг, который заканчивается упреками, скандалами, нервными расстройствами, правонарушениями и побегами из дома.
Девиантное поведение в предподростковом возрасте
Что касается младших подростков, это возраст 9-13 лет, то они находятся в мире самопоглощенности. Как пишет Д. Элкинд: «жизнь этих детей внутренне чрезвычайно напряжена: они чувствуют себя объектами постоянного, пристального внимания и оценивания живут как бы на сцене, действуют перед воображаемой аудиторией, чьи возможные реакции постоянно пытаются предугадать».
Они эмоционально неуравновешенные, конфликтны и агрессивны. Самооценка неустойчива, поэтому им присущи такие черты, как застенчивость и максимализм, склонность к риску.
Фактор девиантного поведения у подростков стал актуальной проблемой в последние годы. Это связано с ранним физическим развитием и половым созреванием, а также неграмотностью методов воспитания, как родителей, так и педагогов. Вследствие чего, у детей все чаще и в более раннем возрасте возникают стрессы и психологические травмы.
Современная жизнь предъявляет личности все более высокие требования, к которым подросток еще не успевает морально и психологически дорасти. Сюда относится чувство долга, ответственность, самоограничение, моральные и этические установки.
В итоге, психологические и социальные факторы девиантного поведения очень переплетены и связаны друг с другом:
Выводы
Таким образом, девиантное поведение обусловлено социальными, биологическими и психологическими факторами, которые необходимо учитывать при воспитании молодежи.
Так как ни одно государство не заинтересовано в людях, только человек сам может помочь себе и своим детям путем саморазвития, самонастроя и самовыкарабкивания. К сожалению, таковы реалии жизни: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих».
Профилактика девиантного поведения в подростковой среде
Разберемся в терминах
Под девиантным (лат. deviatio — уклонение) поведением понимаются:
Причины девиантного поведения
Девиантное поведение имеет сложную природу и обусловлено разнообразными воздействующими факторами, такими как экономические, социальные, демографические, культурологические и др.
Среди них важнейшее значение имеют:
биологические факторы— это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка (нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждения нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи и др.);
психологические факторы — это психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обуславливающих неадекватные реакции подростка;
социально-психологические факторы. Они выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в их основе — игнорирование взрослыми половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящее к нарушениям процесса социализации.
Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся, а именно:
Признаки девиантного поведения
Первый признак — отклонение от социальных стандартов. К таким девиациям относят любые действия, которые не соответствуют действующим правилам, законам и установкам социума.
Второй признак — обязательное порицание со стороны общественности. Личность, проявляющая такое поведенческое отклонение, всегда вызывает негативные оценки от других людей, а также выраженную стигматизацию.
Однако, для быстрой диагностики и правильной коррекции любых поведенческих отклонений таких двух характеристик не достаточно. Есть ещё несколько специальных признаков отклоняющегося поведения.
Деструктивность. Выражается в возможности наносить ощутимый урон личности либо окружающим людям. Отклоняющееся поведение всегда очень разрушающе действует — в зависимости от его формы — деструктивно или аутодеструктивно.
Регулярно повторяющиеся действия (многократные). К примеру, осознанное регулярное воровство денег ребёнком из кармана родителей является формой девиаций — делинквентным поведением. А вот однократная попытка суицида не считается девиацией. Девиация всегда формируется постепенно, в течение определённого времени, постепенно переходя от не сильно деструктивных действий к всё более разрушительным.
Медицинская норма. Девиации всегда рассматриваются в пределах клинической нормы. В случае расстройства психики говорится не о девиантных, а о патологических поведенческих реакциях человека. Однако, иногда отклоняющееся поведение переходит в патологию (например, бытовое пьянство обычно перерастает в алкоголизм).
Социальная дезадаптация. Любое поведение человека, отклоняющееся от нормы, всегда вызывает либо усиливает состояние дезадаптации в социуме. А также наоборот.
Выраженное возрастное и половое разнообразие. Один вид девиаций по-разному проявляет себя у людей разного пола, возраста.
Девиантное поведение подростков
В настоящее время возросла численность детей, которые целью жизни считают достижение материального благополучия, при этом они стремятся к этому любой ценой. Учеба, труд утратили общественную значимость и ценность, стали иметь прагматический характер. Подростки стремятся как можно больше получать привилегий, благ, меньше учиться, а также работать. Такая позиция молодежи набирает со временем воинствующие и открытые формы, рождая новое потребительство, что зачастую провоцирует поведенческие девиации.
Девиантное поведение подростков отмечается характерной ориентацией на материальное, личное благополучие, а также на жизнь по принципу «как хочу», самоутверждаясь любыми средствами и любой ценой. В большинстве случаях, молодежью руководит не стремление удовлетворить потребности и корысть преступным путем, а привлекает участие в компании, чтобы прослыть смелым. Девиации подростков являются распространенным феноменом, который сопровождается процессом зрелости и социализации, возрастающий весь подростковый период и понижающийся после 18 лет.
Девиации зачастую детьми не осознаются, и возможность устоять против негативного влияния окружения возникает после 18 лет и позже. Девиантное поведение подростков представляет сложное явление, а изучение этой проблемы несет разноплановый и междисциплинарный характер. Зачастую, некоторые дети обращают внимание нарушениями норм и нормативных требований школы, семьи, а также общества.
Девиантное поведение подростков включает антисоциальные, антидисциплинарные, делинквентные противоправные, а также аутоагрессивные (самоповреждающие и суицидальные) поступки. Поступки обуславливаются разнообразными отклонениями в развитии личности. Зачастую эти девиации включают реакции детей на сложные обстоятельства жизни. Такое состояние находится часто на пограничном состоянии (грани болезни и нормы). Поэтому, оно должно обязательно оцениваться педагогом, психологом и врачом.
Профилактика и терапия девиантного поведения в подростковой среде
Поскольку поведенческие девиации относятся к группе самых стойких феноменов, профилактика девиантного поведения актуальна всегда. Это целая система всевозможных мероприятий.
Различают несколько видов профилактики девиантности.
Первичная — устранение негативных факторов, повышение устойчивости человека к влиянию таких факторов. Первоначальная профилактика ориентируется на детский возраст и подростков.
Вторичная — выявление и последующая коррекция негативных условий и факторов, вызывающих девиантное поведение. Это особая работа с разными группами подростков и детей, живущих в социально сложных условиях.
Поздняя — направлена на решение узкоспециальных задач, на предупреждение рецидивов, а также вредных последствий уже сформированного девиантного поведения. Это эффективное и активное воздействие на тесный круг лиц, имеющих поведенческие устойчивые девиации.
План профилактических мероприятий
Психопрофилактическая работа эффективна на начальных этапах возникновения девиаций. Более всего, она должна быть направлена на подростков и молодёжь, поскольку это периоды интенсивной социализации.
Терапия и коррекция запущенных форм девиантного поведения (например, клептомания, игровая зависимость, алкоголизм) осуществляется амбулаторно и стационарно врачами-психиатрами, а также психотерапевтами. В школах, а также других учебных заведениях посильную помощь могут оказывать психологи.
Врач психиатр-нарколог ТОГБУЗ «Сосновская ЦРБ»
Татьяна Краснослободцева