Что служит предметом экономики здравоохранения

Предмет экономики здравоохранения.

Здравоохранение как отрасль экономики.

Лекция 1

Предмет экономики здравоохранения.

Экономика здравоохранения – отрасль науки, которая изучает место здравоохранения в народном хозяйстве, разрабатывает методы рационального использование ресурсов для обеспечения охраны здоровья населения.

Экономика как область научных знаний возникла в весьма отдаленные времена. Автор термина «экономика» Аристотель занимался изучением экономических процессов за 2300 лет до наших дней.

На всех этапах своего развития экономика с достаточным вниманием относилась к исследованиям хозяйственных процессов, связанных с медициной. Однако выделение экономики здравоохранения, как науки состоялось лишь во второй половине XX века (50-х годах). Это было обусловлено следующими обстоятельствами:

Во-вторых, именно в то время проблемы медицины, здравоохранения стали рассматриваться с точки зрения экономической эффективности организации и деятельности различных служб охраны здоровья с целью получения желаемых результатов при наименьших материальных, финансовых, трудовых и прочих ресурсах, так как здравоохранение является ресурсоемкой отраслью хозяйства.

В-третьих, именно в середине XX века была осознана значимость экономических проблем, вытекающих из воспроизводства рабочей силы, и взаимосвязи здравоохранения с другими отраслями экономики. Следовательно, инвестиции в развитие человеческого фактора, в программы, связанные с охраной и укреплением здоровья населения экономически оправданы и, в конечном счете, приносят «доход» обществу в целом.

Все выше изложенное предопределило формирование новой научной дисциплины «экономики здравоохранения», необходимость подготовки специалистов в этой области.

В настоящее время делаются серьезные шаги в развитии экономики здравоохранения, как самостоятельной науки. Этому способствует появление и развитие рыночных отношений, процессов коммерциализации здравоохранения, проявляющихся, в частности, в росте объемов платных услуг населению. Кроме того, развивается система медицинского страхования. Это все обуславливает фактическое изменение экономического положения медицинского учреждения, приобретающего черты «услугопроизводящего» предприятия. Изменение статуса медицинского учреждения ведет к изменению характера всех экономических связей и отношений, которые устанавливаются в процессе практической деятельности медицинских учреждений, вынужденными все в большей степени действовать на коммерческой основе, с учетом принципов самоокупаемости.

Кроме того, условием и одновременно следствием развития рыночных отношений является появление многоукладности в здравоохранении, когда реальным стало функционирование медицинских учреждений с различной формой собственности.

Одним из последствий осуществления медицинской деятельности в разнообразных хозяйственных формах является изменение экономического положения работников здравоохранения и, прежде всего, практических врачей. От количества и качества их труда зависит экономический результат деятельности ЛПУ в целом, а также уровень их материального вознаграждения. Исследованием всех указанных процессов в современном здравоохранении и занимается экономика здравоохранения.

От решения экономических проблем здравоохранения зависит успех профессиональной деятельности медицинских работников, решение многих проблем, существующих в настоящее время в этой отрасли хозяйства.

Экономика здравоохранения исследует хозяйственные формы медицинской профессиональной деятельности, что в современных условиях имеет существенную научно-практическую значимость.

Следовательно, экономику здравоохранения можно определить, как комплекс экономических знаний о формах, методах, результатах хозяйственной деятельности области медицины.

Предметом экономики здравоохранения являются экономические отношения, объективно складывающиеся и возникающие между людьми в процессе оказания медицинских услуг, т.е. медицинской профессиональной деятельности.

Общая цель экономики и организации системы здравоохранения – изучение экономических и организационных отношений, которые объективно возникают между людьми в процессе осуществления медицинской профессиональной деятельности.

Предмет экономики здравоохранения – разработка методов рационального использование ресурсов для достижения цели в охране здоровья населения.

Данные отношения делятся на две крупные группы. Первая группа носит название организационно-экономических отношений. Их характер определяется технологией самого лечебно-профилактического процесса и отражает те общие черты, которые имеет вся совокупность медицинских учреждений данного типа (все стационары, все поликлиники, все диагностические центры и т.д.). Примером организационно-экономических отношений может служить система финансирования ЛПУ (включающая принцип определения тарифов на медицинские услуги, порядок взаиморасчетов и т.д.).

Другая группа отношений носит название социально-экономических отношения. Их анализ дает возможность выявить специфические, особенные черты хозяйственной деятельности медицинских учреждений, которые функционируют в различных условиях (государственные, частные, кооперативные, акционерные и др.). Например, размер и порядок начисления заработной платы существенно отличаются в этих учреждениях при равном объеме количества и качества оказываемых медицинских услуг.

Обе эти группы отношений тесно взаимосвязаны. Их изучение позволяет, например, выбрать оптимальную хозяйственно-правовую модель предпринимательской деятельности в здравоохранении на определенном этапе его развития.

В зависимости от того, на каком уровне внутри системы здравоохранения или вне ее рассматриваются экономические отношения, они могут быть разделены на макро-, микро- и миди-экономические.

На макроэкономическом уровне отношения складываются в рамках национальной экономики в целом и, прежде всего, в тех отраслях, которые непосредственно связаны со здравоохранением, а таких отраслей насчитывается около тридцати. Таким образом, макроэкономика рассматривает взаимодействие системы здравоохранения с государством и обществом в целом и с другими отраслями народного хозяйства.

Микроэкономический уровень охватывает деятельность каждого отдельного лечебно-профилактического учреждения, предприятия, его звеньев и структур.

Источник

Экономика здравоохранения. Основные задачи, категории, методы.

Экономика здравоохранения – это комплекс экономических знаний о формах, методах и результатах хозяйственной деятельности в области медицины, ее организации, управления и развития.

Предметом являются эконо­мические отношения, объективно складывающиеся и возникающие между людьми в процессе оказания медицинских ус­луг, т.е. медицинской профессиональной деятельности.

Экономика здравоохранения изучает: формы и правления экономических законов в сфере здравоохранения, эффективность форм и методов медицинской помощи санитарно-эпидемического обслуживания, пути рационального использования материал средств и финансовых ресурсов.

Данные отношения делятся на две группы:

1. организационно-экономические отноше­ния. Их характер определяется технологией самого лечебно-профилактического процесса и отражает те общие черты, ко­торые имеет вся совокупность медицинских учреждений дан­ного типа (все стационары, все поликлиники, все диагностиче­ские центры и т.д.). Примером может служить система финансирования ЛПУ (включающая принцип определения тарифов на медицинские услуги, порядок взаиморасчетов.).

2. социально-экономические отношения. Их анализ дает возможность вы­явить специфические, особенные черты хозяйственной дея­тельности медицинских учреждений, которые функционируют в различных условиях (государственные, частные, кооператив­ные, акционерные и др.). Например, размер и порядок начис­ления заработной платы существенно отличаются в этих учре­ждениях при равном объеме количества и качества оказывае­мых медицинских услуг.

Структура экономической науки:

Первую группу составляет экономика как базовая фунда­ментальная научная дисциплина. Это экономическая теория, является родоначальницей всех других направ­лений научных исследований.

Третья группа включает прикладные экономические науки, рассматривающие проблемы отдельных практических задач, общих для всех отраслей хозяйства. К их числу относятся бух­галтерский учет, финансы, кредит, управление (менеджмент), и т.д.

Четвертую группу составляют специальные экономические науки, развивающиеся на стыке экономики и различных гума­нитарных и естественных наук. Здесь можно назвать такие как экономическая география, экономическая история, экономиче­ская статистика, хозяйственное право и др.

Взаимосвязь экономики и здравоохранения – система здравоохранения, стала частью экономики, доставляющей нематериальные блага и удовлетворяющей важнейшие потребности трудящихся. Здравоохранение способствует воспроизводству трудовых ресурсов (снижение заболеваемости и смертности, улучшение физического и психического здоровья, увеличение продолжительности жизни). Производительность труды зависит от здоровья населения.

Экономика связана с планированием и прогнозированием здравоохранения – в основе экономического анализа лежит оценка демографических и санитарно-гигиенических данных, количественных и качественных показателей мед помощи и др.


Цель
экономики здравоохранения — изучение экономических отношений, хозяйственных (производственных) контактов, складывающихся между людьми в процессе обеспечения медицинской деятельности.

Предметом исследований экономики здравоохранения являются экономические отношения в сфере здравоохранения.

Основные задачи экономики здравоохранения:

—определение роли и места здравоохранения в системе общественного производства;

—расчет объема экономических ресурсов здравоохранения и их эффективное использование;

—изучение тенденций в изменении структуры здравоохранения;

—расчет и оценка экономической эффективности лечебно-диагностической и профилактической работы учреждений здравоохранения;

—оценка экономической эффективности новых организационных форм обеспечения медицинской помощи населению (стационарозамещающие технологии, диагностические центры и др.);

—экономическое обоснование новых организационных форм медицинской деятельности;

—разработка и оценка эффективных форм оплаты труда медицинских работников;

—расчет нормативов деятельности специалистов, включая определение оптимального соотношения медицинских работников (врач и средний медицинский работник, врачи и работники немедицинских специальностей);

—подготовка врачей в области экономики и формирования системы подготовки экономистов в сфере здравоохранения.

В экономике здравоохранения применяются следующие методы исследования:

—математико-статистический метод, позволяющий оценить количественную и качественную связь между медико-диагностическими и профилактическими процессами;

—балансовый метод, обеспечивающий оптимальное соотношение между лечебными, диагностическими и реабилитационными процессами;

—экспериментальный метод, позволяющий отработать наиболее эффективные меры по улучшению качества здоровья населения и хозяйствования органов и учреждений здравоохранения.

Основные экономические показатели в ЗО:

1. Фондовооруженность труда – оснаженность труда основными производственными фондами;

2. Фондоотдача – обобщенный показатель использования всей совокупности основных производственных фондов;

3. Производительность труда – количество продукции, производимое в единицу времени (у участкового врача – 5 человек в час);

4. Рентабельность – отношение прибыли, полученной от реализации определенного вида продукции к полной себестоимости ее изготовления. Прибыль – чистый доход. Себестоимость – затраты на производство и реализацию продукции / услуги, выраженные в денежной форме.

Категории экономики здравоохранения:

Источник

Предмет и задачи экономики здравоохранения

В здравоохранении, как и в любой другой области знаний, могут быть выделены профессиональный и экономический аспекты деятельности. Профессиональный аспект составляет чисто медицинскую сторону деятельности. Экономический – предполагает изучение хозяйственных процессов в медицинской деятельности.

Действительно, ни один вид профессиональной деятельности не может осуществляться в отрыве от экономической деятельности. От решения экономических проблем здравоохранения зависит успех профилактической и лечебно-диагностической деятельности, решение многих проблем, существующих в настоящее время в этой отрасли.

Следовательно, экономику здравоохранения можно определить как комплекс экономических знаний о формах, методах, результатах хозяйственной деятельности в области охраны здоровья населения.

Предметом экономики здравоохранения являются экономические отношения, которые возникают и складываются между людьми в процессе оказания медицинских услуг. Взаимоотношения между людьми в профессиональной деятельности можно разделить на две группы: организационно-экономические и социально-экономические.

Характер организационно-экономических отношений определяется технологией самого профилактического и лечебно-диагностического процесса и отражает общие черты, присущие всем типам медицинских учреждений (стационары, поликлиники, диагностические центры и т.п.). Примером организационно-экономических отношений может служить система финансирования лечебно-профилактических учреждений, которая включает в себя методологию формирования бюджета, учета расходов, оплаты труда, ценообразования и т. д.

Анализ социально-экономических отношений дает возможность выявить специфические, особенные черты хозяйственной деятельности организаций здравоохранения, которые функционируют в различных условиях и в различных организационно-правовых формах (государственные, муниципальные, частные и др.). Например, размер и порядок начисления заработной платы существенно различаются в этих учреждениях при равном объеме и качестве оказываемых медицинских услуг.

Экономические отношения могут рассматриваться на четырех уровнях:

Метаэкономический (мировой) уровень. На этом уровне формируются межнациональные экономические отношения систем здравоохранения различных государств с интеграцией их в мировую экономику. Координатором этих процессов выступает Всемирная организация здравоохранения.

Здесь решаются следующие задачи:

· разработка, экономическое обоснование и финансирование целевых программ по профилактике и борьбе с важнейшими инфекционными и неинфекционными заболеваниями;

· координация и интеграция в разработке современных медицинских технологий, производстве лекарственных средств и медицинской техники;

· финансирование проведения медико-биологических исследований и подготовки специалистов.

Макроэкономический (федеральный) уровень – это взаимодействие системы здравоохранения с другими отраслями народного хозяйства. На этом уровне отношения складываются в рамках национальной экономики прежде всего в тех отраслях, которые непосредственно связаны со здравоохранением.

Здесь реализуются следующие основные задачи:

· определение доли государственных расходов на здравоохранение (процент от ВНП);

· разработка и экономическое обоснование федеральных целевых программ в области охраны здоровья населения;

· разработка механизмов обеспечения сбалансированности объемов государственных гарантий в предоставлении населению бесплатной медицинской помощи с финансовыми возможностями государства;

· разработка и внедрение системы стратегического планирования и финансирования здравоохранения;

· разработка и реализация инвестиционной политики здравоохранения;

· разработка законодательной базы для создания конкурентной среды на рынке медицинских услуг;

· разработка и экономическое обоснование программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Медиумэкономический (региональный) уровень – это экономические отношения внутри самой системы здравоохранения.

На этом уровне разрабатываются и решаются следующие задачи:

· определение доли расходов на здравоохранение в консолидированном бюджете субъекта РФ;

· разработка и экономическое обоснование территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;

· экономическое обоснование потребности населения субъекта РФ в различных видах медицинской помощи и перспектив развития сети организаций здравоохранения с учетом демографических особенностей, структуры и уровня заболеваемости населения;

· формирование подушевого норматива финансирования системы здравоохранения субъекта РФ;

· совершенствование механизмов финансирования отдельных организаций и самой системы здравоохранения на региональном уровне;

· контроль за соблюдением норм и правил бюджетного и налогового законодательства;

· анализ экономической эффективности использования ресурсов здравоохранения;

· создание мониторинга финансово-хозяйственной деятельности системы здравоохранения.

Микроэкономический (учрежденческий) уровень охватывает деятельность каждого отдельного лечебно-профилактического учреждения, его структурных подразделений.

На этом уровне реализуются следующие задачи:

· анализ экономической эффективности использования ресурсов в отдельной организации здравоохранения;

· ведение бухгалтерского, налогового и статистического учета;

· реализация системы муниципальных, государственных заказов и договоров на оказание населению бесплатной медицинской помощи;

· привлечение дополнительных (внебюджетных) средств для финансирования организаций здравоохранения;

· формирование бюджета организаций здравоохранения.

В действительности задачи этих четырех уровней тесно взаимосвязаны и решаются, как правило, комплексно.

Источник

Экономика здравоохранения

Предмет и задачи экономики здравоохранения. Экономика и управление охраной здоровья как отрасль общественного здоровья. Цель экономики здравоохранения в современных условиях. Воздействие рынка на изменение экономических процессов в здравоохранении.

РубрикаМедицина
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления16.06.2010
Размер файла44,0 K

Что служит предметом экономики здравоохранения. Смотреть фото Что служит предметом экономики здравоохранения. Смотреть картинку Что служит предметом экономики здравоохранения. Картинка про Что служит предметом экономики здравоохранения. Фото Что служит предметом экономики здравоохранения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Новгородский Государственный Университет имени Ярослава Мудрого

Контрольная работа по экономики здравоохранения.

Выполнила: студентка гр.6331 (з)

Проверил: Лисицын В.И.

Предмет экономики здравоохранения. Задачи экономики здравоохранения

Экономика как область научных знаний возникла в весьма отдаленные времена. Автор термина «экономика» Аристотель занимался изучением экономических процессов за 2300 лет до наших дней.

На всех этапах своего развития экономика с достаточным вниманием относилась к исследованиям хозяйственных процессов, связанных с медициной. Однако выделение экономики здравоохранения, как науки состоялось лишь во второй половине XX века (50-х годах). Это было обусловлено следующими обстоятельствами:

Во-вторых, именно в то время проблемы медицины, здравоохранения стали рассматриваться с точки зрения экономической эффективности организации и деятельности различных служб охраны здоровья с целью получения желаемых результатов при наименьших материальных, финансовых, трудовых и прочих ресурсах, так как здравоохранение является ресурсоемкой отраслью хозяйства.

В-третьих, именно в середине XX века была осознана значимость экономических проблем, вытекающих из воспроизводства рабочей силы, и взаимосвязи здравоохранения с другими отраслями экономики. Следовательно, инвестиции в развитие человеческого фактора, в программы, связанные с охраной и укреплением здоровья населения экономически оправданы и, в конечном счете, приносят «доход» обществу в целом.

Все выше изложенное предопределило формирование новой научной дисциплины «экономики здравоохранения», необходимость подготовки специалистов в этой области.

В настоящее время делаются серьезные шаги в развитии экономики здравоохранения, как самостоятельной науки. Этому способствует появление и развитие рыночных отношений, процессов коммерциализации здравоохранения, проявляющихся, в частности, в росте объемов платных услуг населению. Кроме того, развивается система медицинского страхования. Это все обуславливает фактическое изменение экономического положения медицинского учреждения, приобретающего черты «услугопроизводящего» предприятия. Изменение статуса медицинского учреждения ведет к изменению характера всех экономических связей и отношений, которые устанавливаются в процессе практической деятельности медицинских учреждений, вынужденными все в большей степени действовать на коммерческой основе, с учетом принципов самоокупаемости.

Кроме того, условием и одновременно следствием развития рыночных отношений является появление многоукладности в здравоохранении, когда реальным стало функционирование медицинских учреждений с различной формой собственности.

Одним из последствий осуществления медицинской деятельности в разнообразных хозяйственных формах является изменение экономического положения работников здравоохранения и, прежде всего, практических врачей. От количества и качества их труда зависит экономический результат деятельности ЛПУ в целом, а также уровень их материального вознаграждения. Исследованием всех указанных процессов в современном здравоохранении и занимается экономика здравоохранения.

Предмет экономики здравоохранения

От решения экономических проблем здравоохранения зависит успех профессиональной деятельности медицинских работников, решение многих проблем, существующих в настоящее время в этой отрасли хозяйства.

Экономика здравоохранения исследует хозяйственные формы медицинской профессиональной деятельности, что в современных условиях имеет существенную научно-практическую значимость.

Следовательно, экономику здравоохранения можно определить, как комплекс экономических знаний о формах, методах, результатах хозяйственной деятельности области медицины.

Предметом экономики здравоохранения являются экономические отношения, объективно складывающиеся и возникающие между людьми в процессе оказания медицинских услуг, т.е. медицинской профессиональной деятельности.

Данные отношения делятся на две крупные группы. Первая группа носит название организационно-экономических отношений. Их характер определяется технологией самого лечебно-профилактического процесса и отражает те общие черты, которые имеет вся совокупность медицинских учреждений данного типа (все стационары, все поликлиники, все диагностические центры и т.д.). Примером организационно-экономических отношений может служить система финансирования ЛПУ (включающая принцип определения тарифов на медицинские услуги, порядок взаиморасчетов и т.д.).

Другая группа отношений носит название социально-экономических отношения. Их анализ дает возможность выявить специфические, особенные черты хозяйственной деятельности медицинских учреждений, которые функционируют в различных условиях (государственные, частные, кооперативные, акционерные и др.). Например, размер и порядок начисления заработной платы существенно отличаются в этих учреждениях при равном объеме количества и качества оказываемых медицинских услуг.

Обе эти группы отношений тесно взаимосвязаны. Их изучение позволяет, например, выбрать оптимальную хозяйственно-правовую модель предпринимательской деятельности в здравоохранении на определенном этапе его развития.

В зависимости от того, на каком уровне внутри системы здравоохранения или вне ее рассматриваются экономические отношения, они могут быть разделены на макро-, микро- и миди-экономические.

На макроэкономическом уровне отношения складываются в рамках национальной экономики в целом и, прежде всего, в тех отраслях, которые непосредственно связаны со здравоохранением, а таких отраслей насчитывается около тридцати. Таким образом, макроэкономика рассматривает взаимодействие системы здравоохранения с государством и обществом в целом и с другими отраслями народного хозяйства.

Микроэкономический уровень охватывает деятельность каждого отдельного лечебно-профилактического учреждения, предприятия, его звеньев и структур.

Цель, задачи экономики здравоохранения в современных условиях

в). Обозначенные отношения формируются в двух плоскостях: организационно-экономические и социально-экономические.

— Организационно-экономические отношения. Их характер определяется технологией самого лечебно-профилактического процесса и отражает те общие черты, которые присущи всей совокупности медицинских учреждений данного типа (стационары, поликлиники, диагностические центры и др.).

— Социально-экономические отношения. При помощи их анализа проявляются специфические, своеобразные черты хозяйственной деятельности медицинских учреждений, которые функционируют в разных условиях (государственные, частные, кооперативные, акционерные и др.).

Место экономики здравоохранения в современной структуре экономической науки

1). Объект исследование экономики здравоохранения.

Определение: Объектом исследование экономики здравоохранения выступает экономическая практика системы здравоохранения и медицинской деятельности, которая осуществляется в определенных организационно-хозяйственных формах. При этом следует отметить, что:

а). В экономической теории экономика здравоохранения заимствует терминологию.

в). У гуманитарных наук, прежде всего у философии, экономика здравоохранения перенимает определенную методологию, идеологию, мировоззрение.

2). Экономика здравоохранения как самостоятельная отрасль научного знания.

а). Историческая справка:

Выделение экономики здравоохранения в отдельную область научного знания произошло только во второй половине ХХ столетия. Это произошло под влиянием ряда факторов. Самыми важными из них считаются:

— Охрана здоровья одновременно заявляет о себе как чрезвычайно ресурсоемкая отрасль, которая способная использовать разнообразные материальные, финансовые, трудовые и другие ресурсы.

— В ХХ веке охрана здоровья стала рассматриваться как выгодная, экономически целесообразная отрасль вложения инвестиционных средств.

б). Основною особенностью сферы здравоохранения как отрасли народного хозяйства заключается в том, что она способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья каждого человека, каждого субъекта хозяйствования, поддержки их активности, предоставления медицинской помощи. Для достижения и удержания позиций на мировом ринку в сферу здравоохранения направлено совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического, противоэпидемического характера.

Экономика и управление охраной здоровья как отрасль общественного здоровья и здравоохранения

1). Предпосылки возникновения экономики здравоохранения как новой научной дисциплины:

— Возрастание спроса на медицинские услуги и формирование на этой основе системы здравоохранения как крупнейшей отрасли народного хозяйства;

— Необходимость рационального планирования и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых средств здравоохранения как ресурсоемкой отрасли народного хозяйства;

— Роль здравоохранения в системе общественного производства как ресурсосохраняющей отрасли;

— Возрастание экономического эффекта и экономической значимости системы здравоохранения в сохранении и укреплении здоровья населения.

3). Основные задания экономики здравоохранения:

— Определение роли и места здравоохранения в системе общественного производства;

— Расчеты объемов экономических ресурсов здравоохранения и их эффективное использование;

— Изучение тенденций в изменении структуры здравоохранения и их связи с общественным производством;

— Расчет и оценка экономической эффективности лечебно-диагностической и профилактической работы учреждений здравоохранения;

— Оценка экономической эффективности новых организационных форм обеспечения медицинской помощи населению (стационарозаменяемые технологии, диагностические центры и др.);

— Экономическое обоснование новых организационных форм медицинской деятельности;

— Разработка и оценка эффективных форм оплати труда медицинских работников;

— Расчеты нормативов деятельности специалистов, включая определение оптимального соотношения медицинских работников (врач и средний медицинский работник, врач и работники немедицинских специальностей);

— Подготовка врачей у отрасли экономики и формирования системы подготовки экономистов в сфере здравоохранения.

4). Методы экономики здравоохранения.

а). Экономика здравоохранения, як отрасль общественного здоровья и здравоохранения, использует все методы этой дисциплины. В частности важнейшие из них: статистический, балансовый, экспериментальный.

— Статистический метод разрешает оценить количественную и качественную связь между медико-диагностическими и профилактическими процессами.

— Балансовый метод обеспечивает оптимальное соотношение между лечебными, диагностическими и реабилитационными процессами.

— Экспериментальный метод разрешает выработать наиболее эффективные меры по улучшению качества здоровья населения и хозяйствования органов и учреждений здравоохранения.

б). Экономика здравоохранения тесно связана с экономикой страны в целом. Существует тесная взаимосвязь здравоохранения со всеми отраслями народного хозяйства. Эта взаимосвязь прежде всего касается:

— влияния здоровья населения и здравоохранения на развитие народного хозяйства в целом и отдельных его отраслей;

— влияние экономики отдельных отраслей на здоровье населения.

в). Охрана здоровья имеет влияние на развитие экономики народного хозяйства посредством сбережения здоровья населения (снижение смертности, особенно в трудоспособном возрасте, смертности детей, заболеваемости и инвалидности, увеличение средней продолжительности жизни).

5). Важнейшие направления развития экономики здравоохранения:

— Определение видов, объемов медицинских услуг и их организационно-правовое обеспечение;

— Экономическая оценка эффективности использования ресурсов здравоохранения;

— Финансовое обеспечение деятельности лечебно-профилактических учреждений с их экономическим обоснованием;

— Экономическая оценка профессиональной деятельности работников здравоохранения;

— Наработка и использование экономических методов хозяйствования с учетом особенностей здравоохранения;

— Разработка системы менеджмента и маркетингу, включая отработку действенных форм пропагандирование новых методов лечебно-профилактической деятельности.

Воздействие рынка на изменение экономических процессов в здравоохранении

Развитие рыночных отношений в целом не могло не сказаться на развитии экономических процессов в здравоохранении. Наблюдается коммерциализация дела охраны здоровья населения. Хотя государство, согласно Конституции, является гарантом обеспечения права граждан на охрану здоровья, однако, в настоящих условиях экономической нестабильности проблема получения качественной медицинской помощи все в большей степени становится частной проблемой граждан.

Государство не только реально не обеспечивает полностью всю систему здравоохранения, но и отказывается от стопроцентного финансирования той ее части, которая продолжает входить в государственный сектор. Отсюда и неизбежный перевод здравоохранения на коммерческие рельсы.

Одним из проявлений коммерциализации является возрастающее увеличение объема платных медицинских услуг. Прямая оплата предполагает непосредственный расчет пациентов с производителем услуг, как это имеет место в частной медицине. В системе страховой медицины плательщиками могут быть и пациенты, и предприятия, и государство.

В условиях рыночных отношений происходит также изменение статуса медицинского учреждения в направлении его сближения с предприятием: на медицинское учреждение распространяется вся совокупность экономических прав, обязанностей и ответственности, присущих ранее предприятию.

Само экономическое содержание хозяйственной деятельности медицинских учреждений в условиях рыночных отношений ставит его в разряд самостоятельных хозяйствующих субъектов, специализированных на медицинских услугах. Следствием изменения статуса медицинских учреждений является изменение характера экономических связей медицинских учреждений.

Здравоохранение, как сложная система, включающая ряд подсистем, имеет многообразные по содержанию, взаимному расположению, иерархии экономические связи. Их можно объединить в несколько групп.

учреждения, которые остаются в его собственности. Медицинское учреждение интересует государство как налогоплательщик.

Нельзя обойти вниманием и дальнейшее развитие и изменения внутрихозяйственных связей внутри медицинских учреждений: между руководством и персоналом, коллективами различных составных звеньев ЛПУ.

Наконец, воздействие рынка сказывается на появлении многообразных форм собственности, а, следовательно и видов хозяйствования в здравоохранении: от частных клиник до акционерных форм. Множество разнообразных производителей медицинских услуг образуют конкурентную среду, без которой рынок не может существовать. Результатом осуществления экономической деятельности в разнообразных формах, является изменение экономического положения самих работников здравоохранения, в частности их дифференциация по стажу, уровню дохода: от безработного до кооператора, акционера и даже владельца, собственника медицинского учреждения, использующего труд наемного персонала.

Механизм рыночных отношений в здравоохранении

Механизм рынка услуг здравоохранения функционирует благодаря взаимодействию трех составляющих: спрос, предложение и цена.

Каково же их экономическое содержание?

Таким образом, при прочих равных условиях спрос на услуги изменяется в обратной зависимости от цены.

Однако на спрос оказывают влияние и другие факторы:

1. Уровень доходов населения (чем выше доход, тем больше возможностей получать медицинские услуги).

«Форсирование спроса» на медицинские услуги со стороны врачей (их диагнозы и рекомендации способны изменять спрос).

Изменение «вкусов» пациентов (мода на определенные пластические операции увеличила спрос на этот вид медицинских услуг).

На каждом определенном этапе развития общества возникают и другие факторы, влияющие на спрос.

На предложение медицинских услуг оказывают влияние и такие факторы, как:

1. Совершенствование медицинского оборудования и техники (ввод более совершенного оборудования снижает издержки, что ведет к оказанию большего количества услуг);

2. Появление на рынке новых медицинских услуг, оказываемых конкурентами, также увеличивает их предложение;»

4. Повышения ставок налогов ведут к снижению предложе¬ния и т.д.

Механизм действия рыночных отношений предполагает режим свободной конкуренции

Это значит, что на рынке множество потребителей услуг. При этом потребитель располагает определенным объемом совокупного денежного дохода, предназначенного для оплаты полученных медицинских услуг. Пациенты, желающие получить медицинские услуги, предлагают за них такие цены, которые соотносятся с их доходом. Это, так называемая, цена спроса. Цена спроса это та максимальная цена, по которой пациент согласен получить данную услугу. Выше цены спроса рыночная цена подниматься не может, т.к. у пациентов нет больше денег для оплаты услуги.

Особенностью равновесной цены является ее эластичность: если под влиянием некоторых факторов произойдет повышение спроса при неизменном предложении, или снижение предложения при неизменном спросе, то цена возрастет; если при неизменном предложении произойдет снижение спроса, или возрастет предложение при неизменном спросе, то цена снизится. В результате достигается оптимальный объем производства, соответствующий возможностям потребления.

Положение на рынке вновь изменится. Предложение все больше соответствует спросу. Повышенную цену невозможно долго удерживать. Она начинает снижаться в направлении новой отметки равновесия.

В другой последовательности рынок реагировать на увеличение спроса не может, так как для организации дополнительного производства медицинских услуг требуется время, а финансовой стороной такого увеличения как раз и послужат дополнительные доходы, полученные в результате роста цен.

Таким образом, рыночный механизм характеризуется способностью достигать подвижного, динамического равновесия между спросом и предложением. Рынок действует как саморегулирующаяся система. При этом участник рыночных отношений (предприниматель) должен постоянно контролировать действие рыночного механизма, следить за тем, каково соотношение на каждый момент между затратами, ценой и прибылью.

Наряду с рынком медицинских услуг, описанным выше, понятие ранок в здравоохранении включает в себя целую систему отдельных элементов, взаимосвязанных рынков: рынок лекарственных препаратов, рынок труда медицинского персонала, рынок научных медицинских разработок, рынок медицинского оборудования и техники, рынок ценных бумаг (последний элемент имеет место только при развитом рынке).

Рынок вообще, в том числе в здравоохранении, выполняет рад существенных функций:

1. Информационная. Через меняющиеся цены рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве и качестве услуг, другой продукции, поставляемой на рынок.

2. Посредническая. Экономически обособленные производители должны обмениваться результатами своей деятельности. Без рынка не возможно определить взаимовыгодность их деятельности.

3. Ценообразующая. На рынок поступают услуги одного назначения, но различающиеся по затратам. Рынок признает лишь те затраты, которые соответствуют условиям предоставления основной массы услуг данного вида, именно их согласен оплачивать потребитель.

4. Регулирующая. Через конкуренцию рынок регулирует снижение затрат на единицу оказываемых услуг, повышение их качества, поощряет научно-технический процесс.

Для того, чтобы погоня за прибылью, за выгодными видами медицинских услуг не сказалась пагубно на всей системе здравоохранения, должен быть выработан действенный хозяйственный механизм, сочетающий бюджетное финансирование, финансирование из местных бюджетов, использование страховых взносов и перевод отдельных видов медицинской помощи на платную основу.

Решение этих вопросов связано как с общим улучшением экономической ситуации в стране, так и с изменением хозяйственного механизма самого здравоохранения.

Социально-экономические модели здравоохранения

Организация системы здравоохранения в прежней советской экономике, как признается сейчас, была одной из самых прогрессивных в мире. Это в значительной мере достигалось с помощью больших государственных затрат. В последние три десятилетия во всех странах, в том числе и России, происходит удорожание медицинских услуг. Это связано с внедрением нового оборудования и лекарств, новых средств диагностики, затратами на переподготовку персонала и т.п. В условиях экономической реформы существующая система здравоохранения России оказалась не способной эффективно использовать имеющиеся ресурсы. В настоящее время в России обострились проблемы, связанные с состоянием здоровья населения. Нарастающие негативные явления в самой структуре населения, ухудшение медико-демографических показателей, все это увеличивает потребность населения в медицинских услугах. В связи с этим особое значение приобретает проблема разработки методологических подходов к формированию источников финансового обеспечения здравоохранения на основе анализа зарубежного и отечественного опыта.

Для анализа существующих систем, определения их недостатков и достоинств, экономическая теория традиционно использует метод моделирования.

Экономическая модель, отображая экономические явления, процессы и объекты, должна выявить их основные черты, не вдаваясь во второстепенные детали. Этот же принцип многих политических течений, социальных групп.

В каждой стране исторически складывается свой способ привлечения экономических ресурсов для оказания медицинской помощи. Система экономических, политических, морально-этических и иных отношений, особенности национальных условий, исторически сложившихся в данной стране, определяет количество и качество выделяемых обществом ресурсов, эффективность их использования в сфере здравоохранения.

Формы организации системы здравоохранения в различных странах отличаются огромным разнообразием. Это приводит к трудностям при создании единой системы классификации имеющихся систем и моделей здравоохранения. В реальности за основу классификации используются самые различные признаки. Нет разногласий только при разграничении бисмарковской (страховой) и бевериджской (национальной) систем здравоохранения. С другой стороны это конкретные системы, имеющие определенные национальные и исторические особенности, в результате чего их нельзя рассматривать как эталонные системы. В связи с отсутствием единой классификации, различные авторы выделяют различные модели здравоохранения.

Несмотря на все различия в системах здравоохранения разных стран, отображающие их экономические модели, могут быть разделены в зависимости от того, какую роль и функции выполняет государство в этих процессах. В зависимости от этого признака выделяются страны, где роль государства весьма невелика; и другие, где эта роль очень значительна.

Использование механизмов рыночного типа в здравоохранении связано со следующими проблемами. С одной стороны здравоохранение рассматривается в качестве общественного блага, когда предоставление медицинских услуг каждому человеку имеет большое значение и для общества в целом. Подобная позиция в большинстве стран Европы стала частью традиционного консенсуса относительно важности соблюдения принципа солидарности и всеобщего охвата населения при разработке программ финансирования населения.

Исходя из этого, все существующие системы здравоохранения сводят к основным трем базовым моделям:

1.Государственно-бюджетная, финансируемая преимущественно (до 90%) из бюджетных источников (Англия, Дания, Ирландия, Португалия, Испания, с 1930-ых годов до недавнего времени была свойственна России).

2.Социально-страховая, финансируемая за счет целевых взносов предпринимателей, трудящихся граждан и субсидий государства (Франция, Бельгия, Австрия, Япония, Германия).

3.Рыночная или частная (США, Израиль, Ю.Корея)

Государственно-бюджетная модель здравоохранения характеризуется значительной ролью государства; финансирование осуществляется преимущественно из той части общественных ресурсов, которая складывается за счет налоговых поступлений в государственный бюджет. Эта модель традиционно базируется на системе государственных медицинских учреждений. В рамках государственных программ медицинской деятельности обеспечивается оказание медицинской помощи всем категориям населения (общедоступность). Государство само определяет, в каком объеме оказывать медицинскую помощь населению. Управление и планирование медицинской помощи осуществляется центральными и местными органами исполнительной власти. Население страны получает медицинскую помощь бесплатно, за исключением небольшого набора медицинских услуг. В целом эта модель обеспечивает равенство граждан в получении медицинской помощи. Обеспечивая высокие социальные гарантии, эта модель в то же время характеризуется низкой экономической эффективностью, нерациональным использованием средств, отсутствием действенных стимулов к своему дальнейшему развитию. Эта модель до недавнего времени была свойственна России, некоторым странам Восточной Европы, а также многим развивающимся странам. Таким образом, государство является главным покупателем и поставщиком медицинской помощи, обеспечивая удовлетворение большей части общественной потребности в услугах здравоохранения. Рынку здесь отведена второстепенная роль, обычно контролируемая государством.

Социально-страховая модель также управляется государственными органами, но в отличие от государственно-бюджетных моделей финансируются на трехсторонней основе: за счет бюджетных ассигнований, взносов работодателей и самих работников. Эта модель характеризуется в первую очередь наличием обязательного медицинского страхования (ОМС) всего или почти всего населения страны. Ее также называют системой регулируемого страхования здоровья. При этом лица с низкими доходами и социально незащищенное население, как правило, уплату страховых взносов не производят. Отличительной чертой социально-страховой модели является одновременное сочетание в них двух противоположных принципов: принципа «общественной солидарности», когда здоровый платит за больного, молодой за старшего, богатый за бедного и принципа «участия в издержках», когда медицинские услуги оплачиваются населением самостоятельно, помимо общественных фондов. Государство здесь играет роль гаранта в удовлетворении общественно необходимых потребностей всех или большинства граждан в медицинской помощи независимо от уровня доходов, не нарушая рыночных принципов оплаты медицинских услуг. Роль платного рынка медицинских услуг сводится к удовлетворению потребностей населения сверх гарантированного уровня. Многоканальная система финансирования создает необходимую гибкость и устойчивость финансовой базы социально-страховой медицины. Такая модель типична для большинства экономически развитых стран; наиболее ярко она представляется здравоохранением Германии, Франции, Нидерландов, Бельгии, Японии. Системы здравоохранения ряда стран, оставаясь в рамках этой модели, по ряду характеристик значительно приближаются к государственно-бюджетной. Такие системы часто выделяют в особый вариант, именуемый бюджетно-страховым. Это системы здравоохранения стран Скандинавии и, по ряду характеристик, Канады.

С экономической точки зрения существует следующая классификация моделей здравоохранения. Она характеризуется как классификация по признакам отношений собственности и способов оплаты оказанной медицинской помощи.

1. Частное здравоохранение:

-с прямой формой оплаты медицинской помощи (оплачивает сам потребитель);

-с опосредованной (страховой) формой оплаты;

2. Общественное здравоохранение:

-с прямой формой оплаты (оплачивает государство);

-с опосредованной (страховой) формой оплаты.

При частном здравоохранении возможно использование государственных медицинских учреждений, когда оплата медицинской помощи, предоставляемой государственными медицинскими учреждениями, осуществляется самими пациентами. С другой стороны, общественное здравоохранение не обязательно должно базироваться только на системе государственных медицинских учреждений, возможно заключение государством договоров с частными медицинскими учреждениями.

-Универсалистская модель (Англия, Ирландия). Национальная система здравоохранения, финансируемая в значительной части за счет общего налогообложения. Медицинское обслуживание осуществляется в основном в государственных медицинских учреждениях (больницах) наемными служащими либо привлеченными по контракту работниками (первичная медицинская помощь, стоматология, фармацевты).

В основу британской системы организации и финансирования здравоохранения заложен приоритет первичной медико-санитарной помощи. Доля врачей общей практики в здравоохранении Англии составляет около 50% всего числа врачей. Эта категория врачей оказывает медицинскую помощь почти 90% больным.

Основными достоинствами данной организации здравоохранения являются:

-государственный характер финансирования здравоохранения;

-государственное регулирование региональных бюджетов здравоохранения путем перераспределения финансовых ресурсов из регионов с более высоким уровнем жизни в регионы с более низким уровнем жизни;

-относительно невысокие (в сравнении с другими экономически развитыми странами) затраты на здравоохранение обеспечивают высокие показатели состояния здоровья населения;

-дифференцированная система оплаты труда врачей общей практики в зависимости от численности и структуры населения обслуживаемой территории.

Однако данная система имела и ряд существенных недостатков, которые в конечном итоге и предопределили реформу британского здравоохранения в 1992-1993 гг. Сущность реформирования сводится к децентрализации финансирования, управления здравоохранением, что позволит сблизить уровни медицинской помощи для разных социальных групп и разных регионов страны. В системе государственного регулирования помимо традиционных мер появились новые механизмы, ориентированные на рынок и основанные на использовании соответствующих стимулов. В свою очередь, эффективное регулирование направлено на мониторинг и оценку конечных результатов.

Существующие в Германии почти 1200 страховых больничных касс охватывают своей помощью 88% населения страны. В основном эти кассы финансируются за счет средств работающих и работодателей. Однако около 9% членов больничных касс пользуются также услугами частного страхования, а 10% населения застраховано только в частных организациях.

В Германии бюджет здравоохранения формируется следующим образом: 73% финансовых ресурсов поступают из государственных источников, 11% из личных средств граждан, 16% средства частного страхования.

Современное медицинское страхование Германии в целом сохранило основные принципы бисмарковской организации системы здравоохранения.

Каждый застрахованный, а также члены его семьи имеют возможность выбирать лечащего врача и получать необходимую медицинскую помощь, включая амбулаторное и стационарное лечение, лекарственные средства и т.д. Ежемесячный страховой взнос составляет в среднем 12,8% от фонда оплаты труда. Этот взнос выплачивается равными долями работающими и работодателями. Страховые взносы за пенсионеров вносятся пенсионным страхованием и самими пенсионерами. Страхование безработных осуществляется федеративным ведомством по трудоустройству.

Такой подход к финансированию здравоохранения в Германии приводит к снижению ответственности индивидуума за своё здоровье, а также к росту затрат на медицинскую помощь, так как объем предоставляемых медицинских услуг постоянно увеличивается.

Существующая в Германии модель здравоохранения может эффективно функционировать только в стране с высоким уровнем национального дохода.

В Испании до 90-х годов XX века система финансирования здравоохранения из бюджетных источников, являвшаяся непомерным грузом для государства, была похожа на российскую. Из наиболее острых проблем, стоявших перед правительством, можно назвать: неоправданное расширение медицинских услуг, подлежащих госфинансированию; тенденция увеличения госрасходов на дотации фармацевтическому сектору.

Однако в 1997 г. были произведены следующие преобразования: предусмотрено снижение бюджетных расходов путем упорядочения медицинских услуг; был утвержден перечень основных услуг национальной системы здравоохранения, финансируемых государством. Были введены ограничения по компенсации стоимости лекарственных препаратов.

В целом, реформы не ставили под сомнение необходимость сохранения основ всеобщего медицинского страхования, гарантирующего бесплатное медобслуживание. Однако многие положения предусматривали значительное расширение платных медицинских услуг, что означало отход от устоявшейся модели государственного финансирования здравоохранения.

Финансирование здравоохранения в развитых странах:

-субсидии государства 71%;

-взносы предпринимателей 18,4%;

-страховые взносы граждан 2%;

-прямые доплаты граждан 8,6%.

Шведская модель здравоохранения признана одной из самых лучших в мире. Она предполагает не только доступность и высокое качество медицинского обслуживания, но и создание равных для всех предпосылок в сохранении здоровья.

В стране действуют 23 областных совета, которые отвечают за доступность каждого жителя соответствующей области к медицинскому обслуживанию (бесплатному или частично оплачиваемому). Данные Советы являются владельцами клиник, медицинских центров; они выступают в роли работодателей для большинства медицинских работников.

Значительную долю расходов на медицинскую помощь несет государство, однако около 10% услуг оплачивает само население. При покупке лекарств, назначенных врачом, медицинская страховка возвращает больному от 50 до 100% расходов.

Швеция в 1999 г. отошла от применения конкурентных стимулов в качестве движущей силы реформы в здравоохранении, был возрожден интерес к планированию на базе отдельных общин, а также к национальному регулированию, особенно расходов на фармацевтические препараты.

В США общий бюджет средств на здравоохранение складывается из следующих фондов

За период с 1980 по 1992гг. расходы на охрану здоровья в США возросли с 9% ВНП до 14%.

В 1970г. расходы на оборону в США составили 8,2% ВНП и превышали на 0,4% расходы на здравоохранение (7,8%). Однако в 1990 г. на оборону американское правительство затрачивало 3% ВНП, на образование 6%, на здравоохранение 12%.

В США применяются два типа частного медицинского страхования: индивидуальное и групповое. В последнем случае предприниматель и все его сотрудники приобретают единый страховой полис. Групповым страхованием охвачено 74% работников частного сектора экономики и 80% государственного сектора. Из федерального бюджета, бюджетов штатов, местных органов управления финансируются принятые в 1965 г. программы «Медикер» и «Медикейд».

Программа «Медикер» предусматривает обязательное страхование людей старше 65 лет на случай госпитализации. Вторая часть программы предполагает дополнительное добровольное страхование, по условиям которого государство покрывает 80% стоимости лечения, а остальные 20% оплачивают сами пациенты.

По программе «Медикейд» бесплатная медицинская помощь предоставляется нуждающимся семьям с детьми, слепым и инвалидам.

Роль государства в оказании медицинской помощи незначительна, так как даже по государственным программам Медикер и Медикейд платежи поступают через частные страховые организации в частные больницы и к частным врачам.

Основными достоинствами организационной системы здравоохранения в США являются:

? высококвалифицированная медицинская помощь, в основе которой лежат федеральные стандарты качества;

? наличие скоординированной системы научно-медицинских исследований и разработок в области охраны здоровья нации.

? высокая степень ответственности государства и бизнеса за сохранение здоровья нации в целом.

? высокая степень правовой защищенности пациентов.

? распределение между штатами федерального бюджета здравоохранения по программе «Медикейд» в обратно пропорциональной зависимости от дохода на душу населения в штате.

? отлаженная система подготовки высококвалифицированных медицинских кадров.

Однако американская система организации здравоохранения имеет и ряд существенных недостатков:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *