Что служит отделкой для блузы
Что служит отделкой для блузы
Современное производство швейных изделий – комплекс взаимосвязанных звеньев, который представляет собой сложную систему, состоящую из ряда подсистем. Выбор материалов, видов отделок швейных изделий – важные подсистемы швейного производства, улучшающие качество и повышающие конкурентоспособность изделий. Современные виды отделок позволяют обновить их ассортимент не только за счет применения новых материалов, но и за счет использования современной техники и технологии.
Модная высококачественная плательно-блузочная группа женской одежды отличается не только фасоном и цветом, а также художественным впечатлением от покроя одежды, т. е. от ее формы вплоть до мелких деталей, отделок. Это, например, интарсийные мотивы и интарсийные эмблемы, портреты в различных вариантах, аппликации, вышивки, отделки стразами, жемчугом и др.
По способу изготовления, несмотря на многообразие отделок, их можно классифицировать следующим образом.
Выделено семь подгрупп отделок, которые могут сочетаться друг с другом в одном изделии:
— Отделка, получаемая в результате выполнения всех видов вытачных рельефных швов, складок, буф, драпировок, сборок, отделочных строчек, а также вырез горловины, форма низа изделия и рукавов.
— Отделка деталями, выполненными из ткани изделия или отделочной ткани: оборки, рюши, воланы, окантовочные швы, рулики, банты, галстуки, хлястики, клапаны.
— Отделка специальными отделочными материалами: кружево, тесьма, сутаж, бахрома, лента, цветы.
— Отделка фурнитурой: пуговицы, пряжки, декоративные кнопки, застежки-молнии.
— Отделка вышивкой, аппликацией, эмблемами.
— Отделка другими материалами: мех и кожа натуральные и искусственные, трикотаж, замша, спилок, бархат, кружевное полотно.
— Отделка деталей изделия печатным рисунком.
Отделки 1-й подгруппы имеют широкое распространение. Им уделяют большое внимание в процессе создания конструкции, т. к. они могут являться средством создания формы, членения формы на части, связи формы. Они неразрывно связаны с конструкцией изделия и в значительной степени определяют расход материала на изделие. Отделки этой группы лаконичны, сравнительно стабильны. Некоторые виды отделок, такие как рельефы, складки, отделочные строчки, применяют постоянно. Они имеют не только декоративное и конструктивное значение, но и технологическое: отделочные строчки наряду с подчеркиванием края детали, шва закрепляют край, шов и обеспечивают сохранение их формы, складки обогащают форму изделия, обеспечивают свободу движения.
Вертикально расположенные рельефы, вытачные рельефные швы, складки, отделочные строчки придают деталям четкость и стройность. Драпировки, буфы, сборки неразрывно связаны с мягкой формой изделия или его части, причем драпировки, буфы могут являться центром композиции изделия. Наиболее выразительны отделки этой группы на гладкокрашеных тканях, при этом для драпировок, буф, складок ткани должны быть пластичные, но не вялые. Для рельефов, складок, вытачных рельефных швов могут применяться ткани разной толщины, но достаточно плотные.
Отделки 2-й подгруппы украшают форму, создают зрительное движение на ее поверхности (оборки, воланы, рюши), выделяют форму (кант, окантовка, бейка). Некоторые виды отделки имеют декоративное и технологическое значение. Так, окантовка края является средством декоративного оформления и средством его обработки, закрепления; рулик, бант — средством скрепления деталей изделия.
Отделки этой подгруппы могут применяться в блузах различного назначения из гладкокрашеных тканей и тканей с печатным рисунком.
Механизация процесса изготовления беек и окантовочных швов сделала его нетрудоемким, доступным при массовом производстве. Бейки и окантовочные швы широко применяют при изготовлении женских блуз. Они придают изделиям декоративность, разнообразие, свежесть.
Отделки 2-й подгруппы не влияют на конструкцию и размер основных деталей изделия, поэтому широко могут быть использованы при проектировании одежды на одной конструктивной основе, что при минимальных затратах дает возможность резко повысить разнообразие моделей.
В 3-й подгруппе отделок наибольшее распространение имеют тесьма и кружево. Отделочная тесьма, в зависимости от ее вида, может применяться в изделиях широкого ассортимента, придавая моделям декоративность, национальный колорит, нарядной одежде — праздничность, повседневной одежде — четкость, строгость. Тесьмой можно подчеркнуть конструктивные членения, выделить форму края. Отделочная тесьма может заменить дорогостоящую вышивку. С помощью тесьмы можно обрабатывать различные узлы изделия. Это не только придаст изделию красивый вид, но и упростит обработку. Например, окантовка деталей тесьмой менее трудоемка, чем тканью.
Отделка 4-й подгруппы: фурнитура — является элементом застежки и выполняет важную технологическую, роль: от нее зависит удобство пользования одеждой. Наряду с этим фурнитура выполняет и декоративную функцию, особенно это относится к повседневной одежде. В этой группе наиболее распространенным видом отделки являются пуговицы, которые могут быть выполнены из разных материалов различной формы и цвета. Материал пуговиц, их форма и цвет должны соответствовать назначению изделия, форме и линиям его членения, цвету и виду материала.
Отделки 5-й подгруппы наиболее декоративны. Вышивка может быть ручной и машинной, выполненной нитками, стеклярусом, бисером, блестками-пайетками. Она может использоваться в изделиях различного назначения. Вышивка применяется как отделка в одежде разных народов. Это вносит в одежду элемент народности, придает ей нарядность, торжественность и даже строгость. Вышивка может быть центром композиции изделия. Ее вид определяется назначением изделия. В настоящее время в массовом производстве одежды в основном используется машинная вышивка. Вышивка бисером, стеклярусом, блестками-пайетками применяется ограниченно и только в нарядной одежде.
Аппликация может быть выполнена на спецмашине зигзагообразной строчкой, клеевым способом и сваркой. Рисунок аппликации должен соответствовать назначению изделия, возрасту потребителя.
Отделки 6-й подгруппы применяют в нарядной и повседневной одежде. Отделки из других материалов могут применяться для изготовления различных деталей женских блуз. Например, рукава, кокетки, выполненные из кружевного полотна, или съемные детали (воротники, жабо, манжеты, банты) позволяют одно и то же изделие носить в разных вариантах.
Отделка 7-й подгруппы выполняется из текстильного материала, из которого изготавливают одежду. Интересны сочетания в одном изделии ткани одного артикула гладкокрашеной и с печатным рисунком. В настоящее время разработана технология нанесения рисунка на отдельные детали одежды
Многообразие видов отделки дает возможность комбинирования нескольких отделок в одном изделии, например отделочная ткань и тесьма, различные складки, сборки, швы, обработанные тесьмой. Почти в каждой модели применен не один вид отделки. Сочетание различных видов отделки позволяет создавать большое количество моделей на одной конструктивной основе.
Применение в одной модели нескольких видов отделки требует их согласования, чтобы не нарушить целостности художественного решения. (Н. А. Синева, О. А. Мишенин, М. И. Голубев; ‘ЛегПромБизнес’ 11 (149))
Какую ткань выбрать для пошива блузы?
Разнообразие современных тканей позволяет сшить самые оригинальные и неповторимые модели. Однако нужно помнить, что у каждой ткани есть свое предназначение. К примеру, если из одного материала получится великолепный жакет, это еще не означает, что из него можно сшить хорошую блузку.
Поэтому, прежде чем приступить к пошиву блузы, необходимо убедиться, что вы правильно выбрали ткань, и из нее получится качественное и хорошее изделие.
Шелковая ткань. Гладкая текстура, упругость и благородный блеск — идеальный выбор для пошива вечернего или классического варианта блузки. Из шелковых тканей даже самый простой крой будет выглядеть благородно и изысканно. Однако не стоит забывать, что крепдешин, атлас, шифон очень нежные ткани и с ними нужно работать крайне аккуратно, не делая во время шитья лишних проколов иглой, иначе ткань может «расползтись» в этом месте.
Надевать шелковую блузу принято по особым случаям или под классический костюм на важные встречи.
Хлопок. Хлопковые блузы отличаются элегантностью и простотой, а широкая цветовая гамма позволяет оторваться от демократичных белоснежных моделей в пользу пастельных тонов и ярких рисунков.
Такая блуза станет вашей палочкой-выручалочкой, в которой вы можете пойти на работу, надеть с любимыми джинсами или добавить аксессуаров, сделать прическу и отправиться на какое-нибудь мероприятие. Обычно деловой дресс-код допускает наличие таких декоративных элементов, как рюши, складки, рукава-фонарики и прочее.
Кружевное полотно. Классический выбор для пошива женственного и элегантного наряда. Максимально простой и свободный крой блузы из кружева или гипюра великолепно подчеркивает изгибы женской фигуры. Современная мода предлагает не использовать подкладку, без которой проглядывается нижнее белье, особенно эффектно это выглядит на стройной фигуре.
Если раньше кружевные изделия носили лишь по торжественным случаям, то сейчас их можно носить каждый день. Кружевная блузка отлично «уживается» практически со всеми вещами будь то брюки, джинсы, юбка или шорты.
Она также отлично подойдет для офисного стиля в паре с классической юбкой-карандаш или брюками, только кружево или гипюр должны быть мягких оттенков и с плотной текстурой. Но будьте внимательны, кружевная блуза не терпит «соседства» юбки или брюк с цветочными узорами, в горошек или геометрическими принтами.
Лен. Хотите выглядеть красиво, элегантно и стильно, но при этом чувствовать себя легко и комфортно? — Тогда непременно выбирайте для пошива блузы лен! Он обладает главным неоспоримым преимуществом — позволяет коже дышать и является гипоаллергенным материалом, что крайне важно для обладательниц чувствительной кожи.
Льняную блузку вы можете носить каждый день не переживая, что она износится, потеряет цвет или общий вид, главное правильно за ней ухаживать.
Трикотаж. Способность принимать любые формы, универсальность и практичность стали ключевыми параметрами, которые внесли трикотаж в разряд лидирующих популярных тканей. Приятная струящаяся текстура великолепно подчеркивает женскую фигуру, а разнообразие кроя позволяет сшить самые оригинальные и неповторимые модели.
Трикотажная блуза прекрасно гармонирует с любыми нарядами, главное сохранять цветовую гамму и общий стиль. Если вы хотите скорректировать некоторые недостатки фигуры, например, сделать бедра стройнее, то выбирайте светлые пастельные расцветки для блузы и темные однотонные для низа.
Батист. Легкая, полупрозрачная и тонкая ткань — то, что нужно для летней модели блузы. Она отлично пропускает воздух, хорошо стирается, утюжится и не выцветает. Чаще всего блузу из батиста шьют прямого удлиненного кроя с короткими рукавами или вообще без них, если позволяет дресс-код. Стильно и модно смотрятся модели без застежек с прямым воротником.
Выбрать подходящую качественную и модную ткань для пошива блузы вы всегда можете в интернет-магазине тканей Tutti i Tessuti!
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—неизвестно
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
БЛУЗКА. ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ
Шитье. Блузка. Технология обработки
П ри большом разнообразии моделей блузок, обработка их отдельных узлов все же остается неизменной. Ознакомимся о наиболее часто встречающихся и удобных методах обработки.
Для блузок наиболее характерны шелковые ткани — как из натуральных, так и синтетических волокон. Ткани из натурального шелка — крепдешин, креп-жоржет, шифон — отличаются легкостью, упругостью, хорошими гигиеническими свойствами.
Хороши для блузок также ткани из натурального шелка в смеси с другими волокнами — вискозой, ацетатом. Эти ткани имеют шероховатую поверхность, как у тканей крепового переплетения, они почти не мнутся и очень хороши в носке.
Для блузок спортивного стиля пригодны хлопчатобумажные ткани, сорочечные (хлопок в смеси с искусственными волокнами) и т. п.
Блузочные ткани, как правило, безворсовые, не обладают разнооттеночностью, и если нет определенного, строго направленного рисунка, то кроить их можно, раскладывая детали в разных направлениях. Исключение составляют ткани с атласной поверхностью и трикотажные полотна.
Для того, чтобы ваши платья, жакеты, блузки долгое время сохраняли свой первоначальный внешний вид и не деформировались в процессе носки, рекомендуется воротники, борта, листочки, клапаны, манжеты и другие детали дублировать прокладкой. Прокладки придают деталям большую устойчивость и жесткость, помогают дольше сохранять первоначальную форму, увеличивают прочность на отдельных участках, благодаря им вещь меньше мнется.
Прокладки могут быть самые разнообразные. Существуют специальные прокладочные ткани различной плотности с клеевым покрытием или без него. Из нетканых материалов в качестве прокладки применяется флизелин.
В изделиях из прозрачных, тонких тканей прокладку выкраивают из основной ткани.
Прокладку приметывают до обработки изделия или приклеивают к деталям с помощью утюга и влажной ткани (если есть клеевое покрытие). Прокладку с клеевым покрытием укладывают клеевой стороной на изнаночную сторону основных деталей.
Прокладку выкраивают по форме основных деталей без припусков на швы или так, чтобы срезы прокладки заходили за шов не более, чем на 1—2 мм.
Можно кроить прокладку по внешнему контуру соответствующей детали, но после стачивания припуск на шов у прокладки надо срезать.
В небольших деталях — листочках, карманах, манжетах, поясах — прокладкой дублируют ту сторону, которая будет наружной, один из срезов прокладки совпадет с линией сгиба.
Поскольку ткани для блузок, как правило, тонкие, советуем использовать для их шитья соответствующие тонкие нитки и иглы:
— для стачивания хлопчатобумажные нитки №№ 60—80
— для отделочных строчек шелковые нитки № 65
— иглы машинные №№ 75—85
Частые строчки (5—6 стежков в 1 см) применяют для тех швов, которые в носке подвергаются растяжению, например, плечевые, швы втачивания рукавов и т. п. Срезы обметывают.
Менее частые строчки (3—4 стежка в 1 см) применяют при выполнении внутренних, обтачных швов, не подвергающихся растяжению, для подшивки низа и отделочных строчек.
Цвет ниток должен соответствовать цвету ткани.
Шить мы начинаем с вытачек. Но даже в этой простой технологической операции есть свои особенности.
Если вытачка идет от среза детали (например, плечевая, нагрудная и т. п.), то сметывать ее начинают от угла, а вот стачивать такую вытачку нужно в противоположном направлении, начиная от среза (1). При таком направлении стачивания исключается перекос ткани и, заканчивая строчку в уголке, легче сделать аккуратную закрепку.
Вытачки, расположенные по середине детали (2), стачивают, начиная от одного из концов.
— Плечевые вытачки на спинке заутюживают сгибами к проймам.
— Вытачки на спинке, идущие от горловины или от талии, заутюживают сгибами к середине спинки.
— Вытачки на полочках от плечевых швов, горловины, линии талии заутюживают сгибами к середине переда.
— Вытачки на полочках от пройм и боковых швов заутюживают сгибами вниз.
— Вытачки от талии на полотнищах юбки заутюживают сгибами к середине переда или спинки. На подкладке юбки вытачки заутюживают в противоположном направлении.
ПОДБОРТА И ОБТАЧКИ
Подборта и обтачки кроите по основным деталям выкроек, если нет специальных. Срезы подбортов и обтачек обметайте (если есть прокладка, то вместе с прокладкой). В легкоосыпающихся тканях после обметывания срезы застрочите — шов № 7.
В хлопчатобумажных тканях срезы обтачек и подбортов застрочите швом № 7 без предварительного обметывания.
ОТДЕЛКА ДЕТАЛЕЙ БЛУЗКИ
Украшением любой блузки являются защипы, складки, оборки. Но выполнение их требует терпения и аккуратности.
На детали наметьте место первого защипа (обычно их располагают по долевой нити, чтобы ткань под строчкой не вытягивалась), перегните деталь по намеченной линии, приутюжьте (или заметайте) и прострочите на расстоянии 0,1—0,2 см от сгиба. Следующий защип выстрочите параллельно первому на предусмотренном моделью расстоянии (3).
Их выполняют так же, как и защипы, но расстояние от сгиба до строчки может быть от 0,5 до 3 см и более в зависимости от модели. Для упрощения этой работы и более точного, параллельного расположения складок, предварительно в местах сгибов выдерните долевую нитку из ткани — сгиб четко выявится, исключен будет даже малейший перекос. Сгибы заутюжьте или заметайте (при широких складках) и прострочите (4). Складки заутюжьте.
Тесьму настрачивают на деталь, отступив от краев по 0,1—0,2 см (5). Узкую тесьму настрачивают одной строчкой (6). Концы тесьмы либо заправляют в швы стачивания деталей, либо настрачивают на деталь, предварительно подогнув.
Отделка кружевом. Широкое кружево типа шитья настрочите на деталь узкой и частой зигзагообразной строчкой, лишнюю ширину аккуратно срежьте (7). Такое кружево можно также втачать в шов, например, при притачивании кокетки; срезы деталей и кружева при этом обметывают вместе (8).
В случае, когда кружево узкое и заканчивается кромкой, его можно настрочить на деталь, отступив от края 0,1 — 0,2 см (9).
Оборки, воланы, рюши.
Все эти детали выкраивают в основном по косой нити и обрабатывают одинаково. Узкие оборки и рюши можно кроить параллельно нити утка. Части оборок стачайте по долевой швом № 1 (ширина шва 0,5 — 0,7 см) или зигзагообразной строчкой шириной 0,3 см.
Свободные срезы оборок, рюшей, воланов можно обрабатывать по-разному, это зависит от ткани и модели. Наиболее удобны следующие приемы:
— на машине с зигзагообразной строчкой (шов № 5): срез детали шириной 0,7 — 1 см заутюжьте на изнаночную сторону, прострочите по сгибу, лишнюю ткань аккуратно подрежьте;
— двойным подрубочным швом (10): срез детали подогните на 0,7 см и прострочите в край, припуск на шов подрежьте около строчки, подогните край детали еще раз и застрочите еще одной строчкой, располагая ее рядом с первой;
— руликом: окантовать скроенной по косой полоской ткани или тесьмой (шов № 6) — такой способ обработки рекомендуется для хлопчатобумажных тканей, когда используются отделочные, контрастные рулики.
Наиболее тонкий край получается при первом варианте обработки.
Для образования сборки вдоль стачиваемого среза оборки или по середине рюша проложите две параллельные строчки (при слабом натяжении нити) на расстоянии 0,5 см друг от друга. Стяните этими нитками оборку на нужную величину, закрепите концы булавками на гладильной поверхности и большой иглой и распределите сборку равномерно по всей длине оборки (11). Аналогично поступают и с рюшами. Припуск на шов оборки приутюжьте, и тогда вы не только зафиксируете сборку, но и облегчите себе дальнейшую работу по втачиванию оборки в шов.
Иногда оборку и рюш не присбаривают, а закладывают мягкими складками, которые закрепляют строчкой таким образом, чтобы она потом попала в шов стачивания и не была видна. Рюши настрачивают на деталь сверху, а нити сборки затем удаляют (12).
Петли в блузках могут быть обметные, выполненные вручную или на машинке с зигзагообразной строчкой, а также руликовые.
Для руликовых петель скроите по косой полоску ткани шириной 2 см, сложите ее пополам вдоль и стачайте швом шириной 0,5 см (13). К одному концу прикрепите нитку и, продев ее с помощью иголки через всю полоску, выверните рулик (14). Оберните утюг влажной тканью и отпарьте рулик, перемещая его перед утюгом (15). Рулик при этом немного вытянется и станет упругим. Хорошо его просушите. Готовый рулик нарежьте по размеру петель. Петли положите на лицевую сторону детали согласно разметке так, чтобы их срезы были обращены к срезу детали (16). Настрочите петли таким образом, чтобы эта строчка потом попала в шов обтачивания.
ОБРАБОТКА КРАЯ БОРТА
Подборта могут быть цельнокроеными или притачными, в зависимости от количества имеющейся у вас ткани. В блузках нижние концы бортов не вытачивают, а подшивают вместе с подгибкой низа (17). Подборта не забудьте продублировать прокладкой — край борта будет более четким, а петли и пуговицы будут держаться прочнее. В случае, если блузку вы намерены носить навыпуск, нижний угол борта лучше вытачать по линии подгибки низа (18).
Края бортов можно обтачать планками, настрачивая их на лицевую или изнаночную сторону полочки (19—21). Ширину планки диктует модель, но обычно это 2,5 — 4 см. Петли на планках прометывайте только вертикальные. Край борта левой полочки можно обработать подбортом, а планкой — только правую полочку. Не забудьте планки продублировать прокладкой, иначе будут заметны швы.
Такая застежка применима для любых блузок, как нарядных, так и спортивных. Она очень удобна и проста в исполнении. При крое нужно прибавить к краю борта правой полочки 10 — 12 см. Ширина планки супата может быть самая разная, в зависимости от модели, но обычно на блузках она составляет 3 см. Именно с таким расчетом застежки мы вас познакомим. На правой полочке отложите от линии середины переда в сторону края борта 1,5 см и проведите вертикальную линию сгиба, затем, отступив от этой линии 6 см, наметьте еще одну линию сгиба. От этой последней линии отложите 3,7 см и отрежьте лишнюю ткань (22). Перегните по первой от среза линии сгиба ткань полочки на изнаночную сторону и приутюжьте (23). Затем подогните край борта еще раз по второй линии сгиба, заметайте и приутюжьте (24). Отступив от линии середины переда влево 1,5 см, проложите строчку, закрепляющую планку супата. Заутюжьте нижнюю планку в сторону края борта, прометайте на ней по разметке петли (25). Чтобы не загружать чертеж, на нем не показана прокладка, но обычно прокладкой дублируют верхнюю планку.
Застежка в шве спинки.
Такая застежка может быть в блузках без воротника. Горловина при этом обрабатывается руликом (шов № 6) или бейкой. Припуски на шов разутюжьте и прострочите на 0,5 — 0,7 см от края. Конец рулика горловины с одной стороны подгибают внутрь и настрачивают с изнаночной стороны блузки, а из другого конца выкладывают петлю и конец также пристрачивают (26). [cut
Части беек стачайте, швы разутюжьте. Сложите бейку лицевой стороной с изнаночной стороной блузки и притачайте по линии горловины швом 0,7 см. Припуск на шов надсеките в закругленных местах, иначе ткань будет стягиваться. Бейку отогните на лицевую сторону, выметайте шов притачивания, выпуская кант из бейки шириной 0,1 — 0,2 см. Свободный срез бейки подогните на 0,7 см и настрочите на блузку в край (27). Горловину также отстрочите в край. В месте застежки в шов втачайте руликовую петлю. Приутюжьте.
Если ткань тонкая и прозрачная, обрабатывать горловину подкройными обтачками не рекомендуется, так как обтачки будут просвечивать.
Воротник втачивают в горловину после того, как стачаны плечевые швы и обработаны края бортов. Не забудьте, что плечевые швы заутюживают в сторону спинки. Воротник или стойку нужно сначала обтачать по внешнему контуру, не забыв о прокладке, которой дублируется верхняя часть воротника. В уголках припуск на шов можно подрезать до 0,2 — 0,3 см, а на фигурных линиях — надсечь. После этого воротник выметайте, выпуская со стороны верхней его части кант шириной 0,1 — 0,2 см (28).
В блузках с застежкой доверху любые типы воротников пришивают следующим образом (обработку даем на примере стойки): сложите нижнюю стойку лицевой стороной с изнаночной стороной блузки, уравняв срезы стойки и горловины, и притачайте швом 0,7 см. Затем отогните стойку на лицевую сторону, подогнув срез на 0,7 см, и настрочите на горловину в край, закрывая шов притачивания (29). Если притачивается воротник без стойки, то сначала нужно вытачать верхний
угол борта до метки, означающей середину переда (30), а далее воротник притачивать аналогично стойке, но не от края борта, а от середины переда.
Если вы хотите сделать воротник на отрезной стойке, то сначала нужно вытачать воротник, как описано выше, потом вложить его между деталями стойки и прострочить, оставляя незастроченным нижний срез стойки. Стойку выверните на лицевую сторону, выметайте шов и приутюжьте. Притачивается воротник с отрезной стойкой аналогично тому, как притачивается стойка (31).
В том случае, когда есть лацканы, воротник втачивается между полочками и подбортами: подборта сложите с полочками лицевыми сторонами внутрь, между ними вложите воротник, уравняйте все срезы (32). Втачайте воротник: по полочкам — между полочками и подбортами, в горловину спинки втачайте только нижнюю часть воротника.
Припуски на швы в уголках бортов подрежьте, оставляя 2 — 3 мм, а у плечевых швов и там, где начинается воротник, надсеките.
Выверните подборта, выметайте шов горловины полочек и края бортов, выпуская на лацканах кант (1 — 2 мм) со стороны подбортов. Припуск на шов по горловине спинки заутюжьте в сторону воротника, срез верхней части воротника подогните на 0,7 см и настрочите на горловину, закрывая шов втачивания нижней.
Низ рукавов обрабатывают после того, как стачаны швы рукавов. Рукава в проймы втачивайте швом № 1 с небольшой посадкой или без нее, с предварительной сборкой по окату (см. обработку оборок) или мягкими складками — в зависимости от модели. В блузках с углубленными проймами рукава лучше всего втачивать в открытые проймы, то есть сначала втачать рукав, а потом стачать боковой шов и шов рукава.
Если рукав внизу узкий, без манжеты, то низ подшивают швом № 4 машинной строчкой или вручную потайными стежками. Ширина подгибки в готовом виде 3 см.
Наиболее распространена в блузках обработка низа рукавов манжетами, застегивающимися на петли и пуговицы. Манжету сложите пополам, ту ее сторону, которая будет лицевой, продублируйте прокладкой (33). Вытачайте узкие стороны манжеты и припуск на застежку. Шов у конца припуска на застежку надсеките. Выверните манжету и выметайте.
На рукаве нужно оставить разрез, который можно обработать по-разному. Наиболее простой способ — оставить в низу рукава незастроченный участок шва, шов разутюжить и в месте разреза отстрочить на 0,5 см (34).
Низ рукава на участке в 4 см (примерно на уровне локтя) подшивается двойным подрубочным швом (см. оборки).
Третий способ — более сложный, он для опытных портних. На рукаве внизу (на уровне локтя) сделайте разрез длиной 7—8 см, рукав разложите по разрезу в горизонтальную линию. Скроите для обтачки полоску ткани шириной 3,5 см. Обтачку лицевой стороной сложите с изнаночной стороной рукава по разрезу и притачайте со стороны обтачки швом 0,7 см, а со стороны рукава у начала разреза швом 0,7 см, к середине сводя его на 1 — 2 мм (36). Строчите по рукаву. Обтачку перегните на лицевую сторону, шов заутюжьте в сторону обтачки. Срез обтачки подогните на 0,7 см и настрочите на рукав в край, закрывая шов притачивания (37). Приутюжьте. Верните эукав в обычное положение, обтачку сложите пополам и закрепите в верхней части, настрачивая ее на рукав. Манжету сложите внутренней стороной с изнаночной стороной рукава и притачайте швом 0,7 см (38). Рукав предварительно присборите или заложите мягкими складками. Манжету перегните на лицевую сторону и, подогнув срез на 0,7 см, настрочите на рукав, закрывая шов притачивания. Проложите отделочную строчку, если она предусмотрена, и отутюжьте.
В блузках без рукавов или с короткими цельнокроеными рукавами проймы обрабатывают аналогично тому, как обрабатывают горловину без воротника — руликом, бейками, обтачками.
Итак, блузка готова, осталось подшить низ, но сначала нужно его выровнять. Для этого сложите блузку пополам, совмещая все швы, складки, сколите ее и подрежьте по низу неровности. Низ подшивают швом № 4. Если предполагаете носить блузку заправленной в юбку, ширина подгибки должна равняться 1,5 — 2 см, в блузках навыпуск — 3 см. Подшить низ можно машинной строчкой или вручную потайными стежками. Притачной пояс к низу блузки пришивают аналогично манжете.
Очень большое значение при обработке изделий имеет влажно-тепловая обработка — с ее помощью можно создать необходимую объемную форму, изменить контур детали.
Это очень важно и необходимо при изготовлении женских изделий небольшого объема без вытачек. Влажно-тепловой обработкой утончаются края деталей, выполняется заутюживание и разутюживание швов, складок, приклеивается клеевая прокладка.
В домашних условиях влажно-тепловую обработку выполняют с помощью утюга и влажной ткани. Детали необходимо утюжить до полного высыхания ткани, при этом нельзя допускать небольших случайных заломов, искривления швов и краев деталей, искажения рисунка.
Перед тем, как разутюжить или заутюжить шов, проутюжьте его с изнаночной стороны «на ребро», и только потом, слегка увлажняя, разутюжьте (или заутюжьте). Такое предварительное проутюживание ликвидирует небольшую посадку от строчки, значительно облегчает последующие операции по разутюжке и улучшает качество шитья.
Рекомендуется разутюживать швы, проутюживать складки и края деталей на специальных колодках.
В процессе изготовления изделий края обтачанных деталей (воротники, борта, листочки и т. п.) выметывают, поэтому утюжить их необходимо в два приема. Сначала утюжат без увлажнения или с незначительным увлажнением, затем, удалив нитки выметывания и хорошо увлажнив, утюжат повторно. При этом след, оставшийся от ниток выметывания, исчезает.
Помните, что такие детали, как карманы, воротники, манжеты и т. п., а также все швы нужно хорошо проутюжить сразу же после их обработки — в готовом изделии это будет сделать труднее.
При окончательной влажно-тепловой обработке удаляют, если они есть, «ласы» (блеск) с поверхности ткани. Обычно они появляются на шерстяных тканях. Делают это также с помощью утюга и сильно увлажненной ткани. Утюг не ставят на ткань, а держат на весу. Расстояние между утюгом и тканью должно составлять всего несколько миллиметров.