Что служит основной частью тубуса
Биология. 5 класс
Конспект урока
Урок 4. Увеличительные приборы
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Лупа, световой микроскоп, окуляр, объектив
Лупа – простейший увеличительный прибор, состоящий из увеличительного стекла, которое для удобства работы вставлено в оправу с ручкой.
Световой микроскоп – сложный оптический прибор для рассматривания предметов с увеличением в десятки, сотни и тысячи раз.
Обязательная и дополнительная литература по теме
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Живые организмы состоят из клеток. Некоторые клетки можно увидеть, а размеры других настолько малы, что их практически не возможно рассмотреть без использования увеличительных приборов. Метод наблюдения требует усилить человеческий глаз для того, чтобы детально рассмотреть внутреннее и внешнее строение живых организмов.
Для изучения строения клеток используют увеличительные приборы.
Лупа – простейший увеличительный прибор. Лупа состоит из увеличительного стекла, которое для удобства работы вставлено в оправу с ручкой. Лупы бывают ручные и штативные.
Ручная лупа может увеличивать рассматриваемый объект от 2 до 20 раз.
Штативная лупа увеличивает объект в 10–20 раз.
С помощью лупы можно рассмотреть форму достаточно крупных клеток, но изучить их строение невозможно.
Световой микроскоп (от греч. макрос – малый и скопео – смотрю) – оптический прибор для рассматривания в увеличенном виде небольших, не различимых простым глазом предметов.
Световой микроскоп состоит из трубки, или тубуса (от лат. тубус – трубка). В верхней части тубуса находится окуляр (от лат. окулус – глаз). Он состоит из оправы и двух увеличительных стёкол. На нижнем конце тубуса находится объектив (от лат. объектум – предмет), состоящий из оправы и нескольких увеличительных стёкол. Тубус прикреплён к штативу и поднимается и опускается с помощью винтов. На штативе находится также предметный столик, в центре которого имеется отверстие и под ним зеркало. Рассматриваемый на предметном стекле объект помещается на предметный столик и закрепляется на нём с помощью зажимов.
Главный принцип работы светового микроскопа заключается в том, что лучи света проходят через прозрачный (или полупрозрачный) объект исследования, который находится на предметном столике, и попадают на систему линз объектива и окуляра, увеличивающих изображение. Современные световые микроскопы способны увеличивать изображение до 3600 раз.
Чтобы узнать, насколько увеличивается изображение при использовании микроскопа, надо умножить число, указанное на окуляре, на число, указанное на используемом объективе.
Разбор типового тренировочного задания:
Тип задания: Установление соответствий между элементами двух множеств
Текст вопроса: Установите соответствие:
Что такое тубус в микроскопе?
Тубус – это механическая часть микроскопа, которая необходима для эффективной работы оптики. Он представляет собой полую трубку, которая располагается в верхней части микроскопа. С одной стороны тубуса устанавливается окуляр, с другой – револьверное устройство с объективами. Что такое тубус в микроскопе по своей сути? Это соединительный узел, который позволяет расположить линзы оптической схемы на нужном расстоянии друг от друга и участвует в формировании увеличенной картинки. Тубус еще часто называют окулярной трубкой.
Какой бывает длина тубуса микроскопа?
В большинстве современных микроскопов устанавливаются тубусы длиной 160 мм. Это механическая длина, оптическая же может меняться в зависимости от фокусного расстояния установленных линз. Известное и фиксированное значение механической длины позволяет производителям оптической техники сосредоточить максимум внимания на окулярах и объективах, улучшая их конструкцию и оптические возможности.
Строение тубуса в микроскопе
По конструктивным особенностям тубусы могут быть прямыми или наклонными. Прямые тубусы чаще встречаются в бюджетных моделях, наклонные используют в лабораторных микроскопах. Угол наклона тубуса чаще всего составляет 30° или 45°.
В этой статье мы вкратце рассказали о назначении тубуса микроскопа. Сразу скажем, что отдельно приобрести этот аксессуар сложно – редкие производители включают в свои модельные линейки отдельные компоненты оптических приборов. Но в нашем интернет-магазине представлен большой выбор микроскопов с разными тубусами – выбирать подходящий несложно. При возникновении вопросов – звоните или пишите нашим менеджерам.
4glaza.ru
Февраль 2019
Использование материала полностью для общедоступной публикации на носителях информации и любых форматов запрещено. Разрешено упоминание статьи с активной ссылкой на сайт www.4glaza.ru.
Производитель оставляет за собой право вносить любые изменения в стоимость, модельный ряд и технические характеристики или прекращать производство изделия без предварительного уведомления.
Биология
Что служит основной частью тубуса?
Основной частью тубуса являются окуляр и объектив, состоящие из линз.
Ещё по теме
Какими свойствами должна обладать верхняя поверхность лишайника?
Как размножаются бактерии?
По каким признакам растения отличают от других организмов?
Назовите древнегреческого учёного, который был одним из основателей биологии. В чём состоит его вклад в развитие биологии; других наук?
Какую функцию выполняет клеточная мембрана?
Рассмотрите рисунки 67, 68, прочитайте текст параграфа и подготовьте план рассказа о хищных растениях.
Почему папоротники, хвощи, плауны относят к высшим споровым растениям?
Как выглядит гаметофит мхов?
Объясни, почему для биологии так важно знакомство с химией.
Если материал понравился Вам и оказался для Вас полезным, поделитесь им со своими друзьями!
О сайте
На нашем сайте вы найдете множество полезных калькуляторов, конвертеров, таблиц, а также справочных материалов по основным дисциплинам.
Самый простой способ сделать расчеты в сети — это использовать подходящие онлайн инструменты. Воспользуйтесь поиском, чтобы найти подходящий инструмент на нашем сайте.
calcsbox.com
На сайте используется технология LaTeX.
Поэтому для корректного отображения формул и выражений
пожалуйста дождитесь полной загрузки страницы.
© 2021 Все калькуляторы online
Копирование материалов запрещено
Микроскоп
Кроме видимого окружающего мира, существует мир невидимый, таинственный, микроскопический. Сотни и даже тысячи лет человек шел по пути открытия прибора, который позволил заглянуть ему в сокровенные глубины природы — туда, где все начинается, складывается, подобно мозаичным узорам, из мельчайших деталей в удивительные картины бытия и проявляется многообразием форм и структур.
Таким прибором оказался микроскоп. Поначалу совсем простой, изготовленный из подручных материалов увлеченными учеными и любознательными людьми-экспериментаторами, микроскоп стал тем инструментом познания, благодаря которому человечество совершило рывок на пути к величайшим открытиям. Микроскоп показал людям, что существует еще невидимый, такой же насыщенный и многообразный, мир микроорганизмов: грибов, растений и беспозвоночных.
Микроскоп изменил представление о строении всего живого, люди узнали о клетках и вирусах. С годами интерес к этому удивительному изобретению лишь возрастал. В нем были заинтересованы уже не только ученые, но и врачи, ювелиры, детективы, работники различных промышленных предприятий и санитарных служб.
Благодаря стремительному развитию техники микроскопы постоянно совершенствуются, дополняются новыми приспособлениями, находят применение в разных областях.
В наше время этот замечательный прибор стал доступен любому человеку, который желает изучить микромир. Исследования можно проводить в домашних условиях, и это бесценный опыт для познающего микромир.
Микроскоп позволяет погрузиться в микровселенную живой и неживой природы, пойти по следам великих ученых и исследовать наиболее интересные объекты. Кроме возможности наблюдения, микроскоп заставляет задуматься о закономерностях различных процессов, найти причины и следствия явлений природы, понять, как устроено все живое, обнаружить сходства и различия живых организмов.
Прибор позволяет выявить микроскопических виновников заболеваний человека, животных и растений. Например, зная, как выглядят галловые клещи, получится определить, заражено ли растение, и спасти его от гибели.
Имея дома микроскоп, можно следить за жизнью мельчайших живых существ, снимать с помощью видеокамеры фильмы о микромире, вести заметки своих наблюдений, экспериментировать и, возможно, стать на путь очередного научного открытия.
История создания микроскопа
Создание микроскопа имеет многовековую историю. Прибор прошел путь от простой трубки, в которую едва что-то можно было рассмотреть, до электронного устройства огромной мощности с большими увеличительными возможностями.
Поскольку ранее наукой интересовались богатые люди, заказанные ими единичные экземпляры микроскопов украшались дорогими камнями и золотом, футляры для их хранения изготавливались из слоновой кости и ценного дерева.
В настоящее время существует множество микроскопов, они находят применение в разных сферах деятельности человека: медицине, промышленности, археологии, электронике и др.
Микроскоп Захария Янссена (XVI век)
Первый микроскоп создал нидерландский мастер по изготовлению очков Захарий Янссен. Это была обычная трубка с двумя линзами на концах. Настройку изображения выполняли, выдвигая трубку (тубус). Этот простой микроскоп стал основой для создания более сложных приборов.
Микроскоп Гука (середина XVII века)
Роберт Гук собрал очень удобную модель микроскопа: тубус можно было наклонять. Чтобы получить хорошее освещение, ученый придумал специальную масляную лампу и стеклянный шар, который наполнялся водой.
Микроскоп Галилея (начало XVII века)
Галилео Галилей доработал трубу Янссена, заменив одну из выпуклых линз на вогнутую. При выдвижении тубуса этот микроскоп служил еще и телескопом. Предположительно микроскоп Галилея изготовил мастер Джузеппе Кампаньи из дерева, картона и кожи и поставил на трехногую подставку из металла.
Микроскоп Левенгука (середина XVII века)
Изобретение Левенгука представляло собой две небольшие пластины, между которыми крепилась крошечная линза, а исследуемый объект помещался на иглу. Передвигать иглу можно было с помощью специального винта. Микроскоп мог увеличить изображение в 300 раз, что было немыслимо для той поры.
Микроскоп Иоганна ван Мушенбрука (конец XVII века)
Иоганн ван Мушенбрук создал необычный и простой в использовании микроскоп. Линза и держатель крепились с помощью подвижных соединений, названных «орехами Мушенбрука». Это придавало микроскопу большую гибкость.
Микроскоп Дреббеля (XVII век)
Микроскоп Дреббеля — это позолоченная труба, которая находилась в строго вертикальном положении. Работать за таким микроскопом было не очень удобно.
Микроскоп фирмы Шевалье (XIX век)
Наука шагнула далеко вперед. Фирма Шевалье стала производить микроскопы, объектив которых состоял уже не из одной простой, а из многих специально отшлифованных ахроматических линз. Это позволяло достигать большой мощности и передавать изображение без искажений и более четко.
Электронный микроскоп (XX век)
Появляются электронные микроскопы. Ученые заменили пучок света на поток микрочастиц — электронов. Для получения изображения в электронном микроскопе используются специальные магнитные линзы, они управляют движением электронов с помощью магнитного поля.
USB-микроскоп (конец XX века)
USB-микроскоп — это небольшой цифровой прибор, который присоединяется к компьютеру через USB-порт. Вместо окуляра — маленькая веб-камера, которая посылает изображение прямо на монитор компьютера.
Как устроен микроскоп
Приобретая микроскоп, вы сможете расширить границы своих возможностей, заглянуть в микрокосмос и изучить его обитателей. Попробуйте стать исследователями окружающего мира, однако первым делом познакомьтесь с устройством микроскопа и правилами, которые необходимо соблюдать при работе с ним.
Для того чтобы правильно использовать световой микроскоп, необходимо знать его строение и понимать принцип работы.
Если посмотреть на микроскоп в целом, то это всего лишь очень сильное увеличительное стекло. Увеличивает микроскоп с помощью нескольких линз, одна часть которых находится в окуляре, а другая — в объективе. Мощность линз всегда указана на их оправе. Для того чтобы узнать мощность вашего микроскопа, необходимо перемножить цифры на объективе и окуляре. Так, если микроскоп имеет окуляр с 20-кратным увеличением и объектив 4, то он дает увеличение в 80 раз. Современные световые микроскопы могут увеличивать в 1500–3000 раз. Однако для домашней лаборатории вам вполне хватит максимального увеличения до 800 раз.
Итак, перейдем к строению микроскопа.
Окуляр находится в длинной полой трубке, которая называется тубус. При желании вы можете сменить окуляр на более мощный — он легко извлекается из тубуса.
Вы можете сами выбрать силу увеличения — для этого достаточно всего лишь покрутить диск с объективами до щелчка. Поскольку сила линз указана на оправе, только вам решать, сильнее или слабее делать увеличение.
На другом конце тубуса имеется вращающийся диск, на котором расположены объективы. У современных микроскопов их сразу несколько — два, три и более.
Под объективом находится предметный столик. Как понятно из названия, это то самое место, куда необходимо помещать исследуемые объекты. С обеих сторон микроскопа есть два больших винта, они нужны для того, чтобы приближать или отдалять предмет от объектива, — так настраивается резкость. Под предметным столиком вы найдете зеркало, очень важную часть микроскопа. С помощью зеркала свет направляется на объект, лежащий на предметном столике. Так можно настроить яркость. Все элементы микроскопа организуются в единую целостную систему благодаря штативу — крепкой металлической конструкции.
В большинство микроскопов встроена лампочка, которая направляет необходимый поток света, так что вам не надо заботиться об освещении. Кроме того, есть бинокулярные микроскопы (с двумя окулярами), которые более удобны, чем монокулярные (с одним окуляром). К тому же первые берегут наше зрение: глаза устают значительно меньше, поскольку нагрузка на них распределяется равномерно.
Есть микроскопы, в предметные столики которых встроены два маленьких винта — это позволяет плавно передвигать предметный столик с объектом изучения, а не сдвигать его руками во время работы.
Если у вас дома есть компьютер, обзаведитесь цифровым микроскопом. Это даст возможность выводить изображения на экран монитора, раскрашивать, подписывать и сохранять их. Будет здорово, если вам удастся снять видеоизображение и создать свой собственный фильм!
Правила работы
Приступая к работе с микроскопом, необходимо усвоить несколько несложных правил и подготовить некоторые приборы и вещества. Вам понадобятся предметное и покровное стекла, пипетка, пинцет, игла, а также вода, спирт, водный раствор йода (для окраски). Продаются готовые наборы для работы с микроскопом, которые вы можете использовать в своих исследованиях. В зависимости от специализации в набор могут входить и готовые микропрепараты, некоторые из них перечислены ниже.
Первое, что надо сделать, — это удобно разместить микроскоп на столе, возле окна. Будет еще лучше, если рядом вы поставите яркую настольную лампу. Поверните микроскоп ручкой штатива к себе.
Теперь нужно добиться правильного освещения. Для этого смотрите в окуляр и поверните зеркальце под предметным столиком к окну или другому источнику света так, чтобы отраженные от зеркала лучи попадали в объектив, а поле зрения в окуляре было наиболее освещенным.
Положите предмет, который собираетесь рассмотреть, на предметный столик — прямо над отверстием. Вращая винт и наблюдая сбоку за расстоянием между объективом и объектом, опустите объектив почти до соприкосновения с объектом. Готово!
Ну а теперь смотрите в окуляр и очень медленно вращайте на себя и от себя винт фокусировки, пока изображение не станет четким.
Что служит основной частью тубуса
Переходим к самим ответам к учебнику. Здесь надо выбрать нужную вам страницу и на ней будут нужные вам ответы, вот и все.
ГДЗ Ответы к учебнику биологии 5 класс Пономарева:
Кликайте по вкладкам и смотрите ответы.
Переходим к самим ответам к учебнику. Здесь надо выбрать нужную вам страницу и на ней будут нужные вам ответы, вот и все.
ГДЗ Ответы к учебнику биологии 5 класс Пономарева:
Кликайте по вкладкам и смотрите ответы.
§1. Наука о живой природе стр. 7
1. Какова роль растений и животных в жизни человека?
В жизни человека растения и животные играют важную роль. Растения производят кислород, необходимый для дыхания, а также используются в пищу, в изготовлении лекарственных средств. Животные также используются в пищу, в сельском хозяйстве, из их шерсти изготавливают одежду. Также растения и животные служат сырьем в промышленной деятельности человека, в научных исследованиях.
2. Что изучает биология?
Биология изучает всех живых существ, их взаимодействие друг с другом и окружающей средой.
3. Почему появились растения и домашние животные?
Древний человек для пропитания занимался собирательством и охотой. Но со временем, в результате эволюции, человек начал отбирать пригодные для пищи растения и высаживать их рядом с жилищем. То же произошло и с животными: животных приручали, использовали для возделывания земель, а также употребляли в пищу, шили одежду из их шкур.
4. Какие биологические науки вы знаете?
К биологическим наукам относятся: ботаника, зоология, микробиология, микология.
§2. Свойства живого стр. 12
1. Что такое живая природа?
2. Какие объекты являются частью живой природы?
3. Докажите, что растение – живой организм.
4. Какова роль обмена веществ в жизни живых организмов?
Без обмена веществ органы не могли бы существовать, потому что не было бы поступления питательных веществ, воды и кислорода.
§3. Методы изучения природы стр. 15
1. Какие методы изучения природы вы узнали?
Изучение природы осуществляется с помощью методов наблюдение, эксперимент, описание, сравнение, моделирование ситуаций.
2. Как можно использовать компьютер при биологических исследованиях?
Компьютер активно используется в методе моделирование, а также его можно использовать при описании и сравнении.
3. Кого называют орнитологом?
4. Какие методы применяются в природе, а какие в лаборатории?
Чаще всего в природе используются методы наблюдения, описания и сравнения; а эксперимент и моделироание относятся к лабораторным методам исследования.
§4. Увеличительные приборы стр. 18-19
1. Что такое микроскоп?
2. Что служит основной частью тубуса?
3. Какую роль играют линзы?
Линзы играют самую важную роль в микроскопе, т.к. они обеспечивают увеличение изображения в несколько раз.
4. Каковы функции зеркала в микроскопе?
Зеркало в микроскопе направляет лучи света на изучаемый объект для улучшения видимости.
§5. Строение клетки. Ткани стр. 24
1. Каковы основные части клетки?
1) клеточной стенки
2) органиодов
3) вакуолей
4) ядра
5) цитоплазмы
6) клеточной мембраны
2. Объясните, есть ли у старой сосны и дуба образовательные ткани?
Образовательные ткани присутствуют на верхушке дерева.
3. Поясните, в чем основное отличие растительной клетки от животной.
Основное отличие растительной клетки от животной состоит в том, что она (растительная) имеет хлоропласты для осуществления фотосинтеза, клеточную стенку и вакуоли.
4. Укажите различие между соединительной тканью и эпителиальной.
В клетках соединительной ткани, в отличие от эпителиальной, хорошо развито межклеточной вещество.
§6. Химический состав клетки стр. 27
1. Каким общим свойством обладают органические вещества?
2. Какое вещество можно обнаружить с помощью йода?
С помощью йода в веществе можно обнаружить крахмал. При присутствии крахмала вещество окрасится в фиолетовый цвет.
3. Какова роль белков в организме?
Белки выполняют очень важную роль в живом организме: они служат материалом для построения клеток, тканей, органов. Они участвуют в защите организма от инфекций, а также способствует усвоению витаминов и минеральных веществ.
4. Как можно обнаружить неорганические вещества?
§7. Процессы жизнедеятельности клетки стр. 32
1. Как происходит рост клетки?
Рост клетки происходит в результате накопления ею органических и минеральных питательных веществ, что способствует увеличению размеров клетки и приобретению новых качеств, например, способность к делению (размножению).
2. Почему деление клетки называют процессом размножения клетки?
3. Какую роль в жизни клетки играет процесс обмена веществ?
Обмен веществ играет ключевую роль в жизни клетки, потому что именно он обеспечивает клетку необходимыми для роста питательными элементами. Без обмена веществ не было бы возможности роста и развития.
4. По каким признакам судят, что клетка – это живая система?
Все живые организмы имеют признаки жизни, такие как: рост, развитие, размножение, увядание, обмен веществ, раздражение. Каждая клетка имеет все эти признаки, поэтому ее можно считать живой системой.
5. Можно ли утверждать, что в обычной клетке идут все процессы, характерные для живого организма?
Да, потому что доказано, что клетка имеет все признаки жизни.
Подведем итоги главы 1
Подведем итоги (гл. 1) стр. 33-34
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
1. Что такое живая природа?
2. Чем живая природа отличается от неживой?
Объекты живой природы, в отличие от неживой, обладают следующими признаками: рост, развитие, раздражение, размножение, обмен веществ, увядание.
3. Перечислите основные признаки живого.
Основные признаки живых организмов: рост, развитие, раздражение, размножение, обмен веществ, увядание.
4. Какие вещества относятся к органическим?
К органическим относятся: белки, жиры, углеводы.
5. Что общего в строении тел всех живых организмов?
Тела всех живых организмов состоят из клеток.
6. Как размножается клетка?
Клетка размножается с помощью деления на двое. Обе дочерние клетки получают одинаковый набор наследственной информации.
7. Сравните роль ядра и цитоплазмы в жизнедеятельности клетки.
Ядро хранит в себе наследственную информацию данной клетки: о ее строении, функциях. А в цитоплазме содержатся клеточные тельца, а также в ней происходят все процессы жизнедеятельности.
8. Какие методы изучения живой природы вы знаете?
Изучение природы осуществляется с помощью методов наблюдение, эксперимент, описание, сравнение, моделирование ситуаций.
9. Что является основной частью микроскопа?
Основной часть микроскопа является тубус, в котором находятся увеличительные линзы.
10. Назовите главные части клетки.
1) клеточной стенки
2) органиодов
3) вакуолей
4) ядра
5) цитоплазмы
6) клеточной мембраны
11. Почему клетку считают живой системой?
Все живые организмы имеют признаки жизни, такие как: рост, развитие, размножение, увядание, обмен веществ, раздражение. Каждая клетка имеет все эти признаки, поэтому ее можно считать живой системой.
12. По каким признакам различают ткани у организмов?
Ткани живых организмов различаю, прежде всего, по из функциональному назначению, а также по строению, происхождению.
ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ
А. Задания на сравнение и объяснение.
1. Сравните строение растительных и животных тканей.
У растений тканей больше, есть образовательная, покровная, проводящая, основная, механическая. У животных:эпителиальная, мышечная, нервная и соединительная. Основное отличите в том, что ткани растений и животных выполняют разные функции, поэтому строение различается. Ткани животных состоят из животных клеток, а растительные – из растительных. Растения и животные отличаются образом жизни, растения неподвижные и им нужна опора, например, поэтому и растений есть механическая ткань – «скелет». У животных такой ткани нет, но есть костная ткань – вид соединительной.
2. Объясните, почему клетку считают основной единицей строения живых организмов.
3. Объясните, почему знания о живых организмах важны каждому человеку.
Знание биологии помогает каждому человеку понять процессы, которые происходят во всех живых организмах, т.е. и в нем самом.
Биология помогает разобраться в вопросах устройства жизни на планете.
Б. Выберите правильный ответ.
1. Клетку окружает и отделяет от внешней среды.
А. клеточная мембрана
3. Наука о живой природе носит название
В. биология
В. Составьте слово, которое содержит предложенные гласные буквы в указанном порядке.
1. Буквы е, е, и, е.
Деление
2. Буквы и, о, а, а.
Цитоплазма
Г. Найдите лишнее слово среди предложенных.
Глава 2. Многообразие живых организмов
§8. Царства живой природы стр. 38
1. Что означает слово «классификация»? Для чего нужна классификация?
2. Объясните, по каким признакам ученые относят организмы к одному виду?
К одному виду относятся организмы, схожие по строению и особенностям жизнедеятельности, у которых есть возможность скрещиваться и давать здоровое потомство.
3. Рассмотрите рисунок 28. Какие их указанных царств живой природы вам уже знакомы? Приведите примеры представителей этих царств.
Животные: волк, лось.
Грибы: опята, мухомор.
Бактерии: холера, туберкулез.
Растения: бамбук, ромашка, полынь.
4. Какие организмы самые мелкие на Земле? Как ученым удалось их обнаружить и изучить?
§9. Бактерии: строение и жизнедеятельность стр. 42
1. С помощью рисунка 33 назовите основные части бактериальной клетки.
1) клеточной стенки
2) капсулы
3) жгутика
4) ворсинки
5) цитоплазмы
2. Какие типы питания характерны для бактерий?
3. По каким признакам бактерий относят к прокариотам?
Бактерий относят к прокариотам, т.к. в их клетках нет оформленного ядра. Клетка заполнена неподвижной цитоплазмой без вакуолей.
4. Как размножаются бактерии?
Бактерии размножаются при помощи деления клетки надвое.
5. Назовите бактерии, в клетках которых содержится хлорофилл.
Хлорофилл находится в клетках цианобактерий.
§10. Значение бактерий в природе и для человека стр. 45
1. Какое свойство бактерий позволяет использовать их в очистных сооружениях?
Бактерии обладают свойством разлагать органические соединения.
2. Какие бактерии полезны человеку?
Полезны для человека бифидобактерии, лактобактерии, клубеньковые бактерии.
3. Назовите, с какими бактериями вам приходилось сталкиваться в вашей жизни.
4. В чем опасность использования консервированных продуктов в пищу?
§11. Растения стр. 51
1. Какова роль растений в природе и жизни человека?
Растения в природе осуществляют фотоситез, выделяют кислород, необходимый для всего живого, являются пищей для многих животных и человека.
В жизни человека растения важны как производители кислорода, источник питания; из них изготавливают лекарства, одежду, материалы; используют в промышленных целях.
2. Каковы основные признаки растений?
3. Назовите основные группы растений и охарактеризуйте их.
Цветковые – имеют цветок и плод. Есть стебель, листья и корень (корень и побег).
Голосеменные – их семена находятся в шишках. Листья видоизменены в хвою.
Мхи, хвощи, папоротники, плауны – споровые растения с более примитивным строением.
Водоросли – водный образ жизни. Тело представлено слоевищем. Примитивное строение.
4. Назовите деревья и кустарники, которые растут недалеко от вашего дома.
Деревья – береза, тополь, ива.
Кустарники – сирень, шиповник.
§12. Животные стр. 56
1. По каким общим признакам всех животных объединяют в одно общее царство?
2. Что называют фауной?
3. С какими группами животных вы познакомились? Какая из этих групп наиболее многочисленная?
Группы животных: членистоногие, протисты, моллюски, хордовые, иглокожие, черви.
К самой многочисленной относятся членистоногие.
4. Какова роль животных в природе и жизни человека?
В природе животные являются звеном в цепи питания.
В человеческой деятельности животные используются в пищу, из них делают одежду. Также животные используются в качестве рабочей силы, сырья в промышленности.
1. Каково строение гриба?
Гриб состоит из мицелия (грибницы), ножки и шляпки (плодового тела).
2. Почему о грибе говорят: «Это не растение и не животное – это и то и другое»?
Грибы не относят ни к животным, ни к растениям, потому что по типу питания они гетеротрофы (как животные), но при этом у них неподвижная жизнь, как у растений.
Грибы относятся к группе эукариот в связи с тем, что их клетки имеют одно или несколько ядер.
§14. Многообразие и значение грибов стр. 65
2. Назовите главные функции плодового тела у шляпочных грибов.
3. Почему нельзя вырастить подосиновик или груздь в искусственных условиях?
Подосиновик и груздь относятся к грибам-симбионтам. Для существования им необходимы осина (или тополь груздю). С деревьями они образуют микоризу, без которой существование данных грибов невозможно.
4. Как можно обезопасить себя от отравления грибами?
§15. Лишайники стр. 69
1. Почему лишайники могут играть роль показателей чистоты воздуха?
Лишайники растут только в условиях чистого воздуха, при загазованности или задымлении лишайники погибают.
2. Какие функции в организме лишайника выполняет гриб и водоросль?
3. Почему лишайник называют симбиозом?
4. Почему лишайники могут жить в самых бесплодных местах?
Лишайники могут жить везде, где чистая атмосфера, и где можно получить воду: туман, рома, дожди и пр. Поэтому лишайники неприхотливы к местам обитания.
§16. Значение живых организмов в природе и жизни человека стр. 72
1. Какую пользу человек получает от растений?
Растения в жизни человека используются в пищу, из них изготавливают лекарственные препараты и БАДы, получают ткани, а также растения производят кислород, без которого невозможна была бы жизнь живых существ.
2. Каких животных научился разводить человек?
Человек приручил собак, кошек, а также сельскохозяйственных животных: коровы, овцы, кони, домашнюю птицу (утки, гуси, индюки) и пр.
3. Почему в природе не бывает вредных организмов?
Каждое животное, каждый организм выполняет свою собственную функцию, необходимую для поддержания цепи питания.
4. Почему важно сохранять биологическое разнообразие?
Подведем итоги главы 2
Подведем итоги стр. 73-74
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
1. На какие царства ученые разделяют живую природу?
Царства живой природы:
1. Растения
2. Животные
3. Бактерии
4. Грибы
5. Вирусы
2. Каково строение клетки?
Клетка состоит из ядра, клеточной мембраны, цитоплазмы и органоидов.
3. В чем различие между клетками растений и бактерий?
5. Чем животные отличаются от других организмов?
6. Какие организмы носят название простейшие?
К простейшим относятся одноклеточные организмы или организмы, которые имеют простое строение.
7. Какова роль грибов в природе?
Грибы разрушают органическое вещество, которое потом усваивается новыми растениями.
8. Назовите меры по предупреждению отравления грибами.
9. Как питаются бактерии?
10. Почему надо изучать вирусы?
11. Назовите основные группы растений.
Цветковые – имеют цветок и плод. Есть стебель, листья и корень (корень и побег).
Голосеменные – их семена находятся в шишках. Листья видоизменены в хвою.
Мхи, хвощи, папоротники, плауны – споровые растения с более примитивным строением.
Водоросли – водный образ жизни. Тело представлено слоевищем. Примитивное строение.
12. Почему у растений есть различные ткани?
Каждая ткань выполняет определенную функцию, что позволяет всем органам растения правильно функционировать.
13. Где растут лишайники?
Лишайники могут жить везде, где чистая атмосфера, и где можно получить воду: туман, рома, дожди и пр. Поэтому лишайники неприхотливы к местам обитания.
14. Почему растение называют автотрофом?
Растения называют автотрофами, потому что они самостоятельно синтезируют органические вещества из неорганических.
15. Каких животных человек содержит дома? Для чего ему это нужно?
ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ
А. Задания на сравнение и объяснение.
1. Сравните строение бактериальной клетки и простейшего.
Бактериальная клетка имеет более простое строение, чем клетка простейшего организма. В клетке простейшего имеются ядро, органоиды, которые отсутствуют в клетке бактерии.
2. Сравните способы питания грибов, растений и животных.
3. Объясните, почему жизнь грибов и животных без зеленых растений на нашей планете невозможна.
Б. Выберите правильный ответ.
1. К неклеточным формам жизни относятся
б) вирусы
2. Ядро отсутствует в клетках
г) бактерий
3. Зеленый пигмент хлорофилл находится в клетках
б) растений
В. Составьте слово, которое содержит предложенные согласные буквы в указанном порядке.
1. Буквы л, ш, н, к
Лишайник.
2. Буквы ж, в, т, н
Животные.
3. Буквы г, р, б, к, р, н
Грибокорень.
4. Буквы р, с, т, н
Растения.
Глава 3. Жизнь организмов на планете Земля
§17. Среды жизни планеты Земля стр. 77-78
1. Назовите среды жизни, где обитают живые организмы.
Среды обитания живых организмов:
1) водная;
2) почвенная;
3) наземно-воздушна;
4) организменная.
2. Чем условия водной среды отличаются от условий наземно-воздушной среды?
В водной среде гораздо меньше кислорода, отсутствует свет на глубине, высокое давление и высокая плотность среды.
3. В какой среде жизни обитает воробей?
Воробей обитает в наземно-воздушной среде.
4. Приведите два-три примера обитателей водной среды.
В водной среде обитают: креветки, окунь, осьминог.
5. В какой среде живет человек?
Человек живет в наземно-воздушной среде.
§18. Экологические факторы среды стр. 81
1. Какие экологические факторы влияют на жизнь в природе?
На жизнь в природе влияют такие факторы, как температура, свет, влажность, а также антропогенный фактор и пр.
2. Почему антропогенный фактор часто считают фактором угрозы для природы?
Антропогенный фактор, т.е. фактор воздействия человека на природу, несет, как правило, негативный характер: вырубка лесов, осушение болот, загрязнение воды и воздуха, истребление животных.
3. Поясните, как вы понимаете выражение «разумная деятельность людей в природе»?
Разумной деятельностью людей в природе можно назвать рациональное использование ресурсов, поиск альтернативных идей для решения человеческих нужд.
§19. Приспособления организмов к жизни в природе стр. 84
1. Назовите экологические факторы живой природы, важные для животных.
Для животных важны все факторы живой природы: свет, вода, состав почвы, чистота воздуха, а также наличие пищи, хищников и т.д.
2. Почему зеленый кузнечик имеет такую окраску?
3. Как цветковые растения привлекают насекомых-опылителей?
Для привлечения опылителей цветковые растения наделены приятным ароматом, ярким цветом. У некоторых растений цветки собраны в соцветия для усиления эффекта.
4. Объясните, могут ли растения защитить себя от животных?
В процессе эволюции некоторые растения выработали механизмы защиты, например, колючки, шипы, жгучие волоски.
§20. Природные сообщества стр. 87
1. Каким образом химические вещества перемещаются из неживой природы в живую и обратно?
2. Что называют пищевой цепью?
3. Какие природные сообщества встречаются в вашем регионе?
В нашем регионе встречаются сосновые леса, березовые рощи, болота.
4. Что называют круговоротом веществ?
Это бесконечный повторяющийся цикл перемещения и превращения веществ в природе.
§21. Природные зоны России стр. 93
1. Какая природная зона занимает самую большую территорию в России?
2. Чем отличается тундра от степи?
3. Какие животные обитают в тайге?
Тайга заселена обычно большим количеством различных видов животных, например: это лось, белка, заяц-беляк, глухарь, рябчик, множество насекомых, а также бурый медведь, рысь, соболь, бурундук, кабарга и мн. др.
4. Почему надо знать, где обитают сайгак и стрепет?
Сайгак и стрепет находятся на грани вымирания, поэтому необходимо изучать из местообитания, чтобы обеспечить сохранность вида.
§22. Жизнь организмов на разных материках стр. 98
1. Почему растения и животные Африки отличаются от растений и животных Австралии?
2. Какие культурные растения завезены к нам из Южной Америки?
Из Южной Америки были завезены: картофель, томаты, ананас, арахис, тыква.
3. Почему в Южной Америке очень богатый живой мир, а рядом расположенный Антарктиде живой мир очень беден?
В Антарктиде очень суровый холодный климат, земля покрыта толстым слоем снега и льда. А в Южной Америке климат благоприятный для произрастания и проживания большого количества разных видов растений и животных.
4. Какие животные могут существовать в Антарктиде?
В Антарктиде существуют животные, которые приспособлены к суровым условиям сухого и холодного климата это материка. Фауна представлена такими животными, как синий кит, косатка, пингвины, поморники, тюлени, морские котики, креветки, веслоногие рачки, клещи, вши, блохи, пухоеды.
§23. Жизнь организмов в морях и океанах стр. 103
1. Каким образом некоторые моллюски приспособлены к жизни в зоне, где есть прибой?
В зоне прибоя моллюски прикрепляются при помощи специальных клейких нитей к поверхности камней, или очень прочно прирастают к ним.
2. Рассмотрите рисунок, где изображены акула и дельфин. Почему они имеют похожую форму тела и плавников?
И акула и дельфин проживают в условиях открытой воды, поэтому им необходима обтекаемая форма тела и сильные плавники.
3. Объясните, почему скопление планктона называют «пастбищем»?
Потому что планктон служит пищей для рыб и китов.
4. Что называют планктоном?
Подведем итоги после главы 3
Подведем итоги после главы 3 стр. 104
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
1. Где обитают живые организмы на нашей планете?
Среды обитания живых организмов:
1) водная;
2) почвенная;
3) наземно-воздушна;
4) организменная.
2. Охарактеризуйте условия жизни организмов в почвенной среде жизни.
В почвенной среде нет солнечного света, присутствует вода, там низкое содержание кислорода, не характерны сильные перепады температур.
Сама среда обитания твердая.
3. Приведите примеры растений и животных, обитающих в водной среде.
В водной среде обитают: окунь, акула, дельфин, медузы, тунец и др.
4. Назовите виды экологических факторов, которые влияют на жизнь организмов в природе.
5. Поясните, как животные приспособлены к суровым условиям зимы.
К зиме животные накапливают толстый слой жира, у них отрастает подшерсток.
Некоторые животные ложатся в спячку, чтобы пережить зиму. Во время спячки все жизненные процессы замедляются, организм расходует накопленный жир в качестве питания.
6. Что называют природным сообществом?
7. Назовите, от чего зависит разнообразие природных сообществ в разных природных зонах и на разных материках.
Разнообразие природных сообществ на разных материках зависит от климатических условий.
8. Охарактеризуйте организмы, называемые планктонными.
9. Что собой представляет тайга?
10. Приведите два-три примера крупных животных, обитающих в водной среде.
ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ
А. Задания на сравнение и объяснение.
1. Сравните условия обитания рыб – удильщика и акулы.
Удильщик обитает в очень глубоких местах. Его тело очень сильное и плотное, потому что должно выдерживать сильное давление глубоководья. Для приманивания добычи имеет «удочку с фонариком».
Акулы обитают на средних глубинах в открытой воде. Поэтому они имеют торпедовидную форму и сильные плавники.
2. Объясните, какие способы приспособления имеются у акулы и удильщика, связанные с условиями, в которых они обитают?
Удильщик обитает в очень глубоких местах. Его тело очень сильное и плотное, потому что должно выдерживать сильное давление глубоководья. Для приманивания добычи имеет «удочку с фонариком», что позволяет питаться в условиях полного отсутствия света.
Акулы обитают на средних глубинах в открытой воде. Поэтому они имеют торпедовидную форму и сильные плавники. Также они обладают мощной челюстью.
Б. Выберите правильный ответ.
1. В природном сообществе растения обычно выполняют функцию:
б) производителя
2. Самое бедное разнообразие живых организмов свойственно:
в) Антарктиде
В. Составьте слово, которое содержит предложенные буквы в указанном порядке.
1. Составьте слово из заданных согласных букв, гласные буквы используйте любые.
б) Буквы с, т, п
степь
в) Буквы т, н, д, р
тундра
2. Составьте слово из заданных гласны букв, согласные буквы используйте любые
а) Буквы и, о, о, и, я
биология
б) Буквы о, а, и
организм
Г. Вставьте пропущенное слово.
1. Воздействие людей на природу – это антропогенный фактор
2. Воздействие климата на организмы – это фактор неживой природы.
3. Зеленый цвет гусеницы бабочки – это покровительственная окраска.
Глава 4. Человек на планете Земля
§24. Как появился человек на Земле стр. 110
1. Назовите, какие виды людей жили раньше на Земле.
На Земле жили: Человек умелый, Неандерталец, Кроманьонец.
2. Чем отличался кроманьонец от человека умелого?
Кроманьонец, в отличие от человека умелого, обладал более высоким ростом, большей массой мозга, умел обращаться с огнем, сооружал сложные орудия труда, проводил обряды и ритуалы, изготавливал украшения, у него появилась речь.
3. Как повлияло одомашнивание животных и растений на жизнь людей?
В результате одомашнивания растений и животных жизнь человека облегчалась, стало меньше риска для жизни и больше времени, чтобы заниматься саморазвитием, общением с окружающим миром.
4. Какими были первые орудия, изготовленные человеком?
Первое орудие труда представляет собой обточенный камень.
§25. Как человек изменял природу стр. 112
1. Каким образом человек воздействует на природу?
Антропогенный фактор, как правило, отрицательно воздействует на природу.
Человек засоряет окружающий мир, загрязняет воздух, воду, вырубает леса, высушивает водоемы, истощает запасы природных ресурсов, истребляет растения и животные.
2. Как в природе может проявляться антропогенный фактор?
Отрицательные проявления: вырубка лесов, постройка дамб, уничтожение растительности, загрязнение окружающей среды, отстрел животных.
Положительные проявления: посадка деревьев, создание заповедников, растениеводство, очищение рек.
3. Почему тропический лес восстановить труднее, чем северную тайгу?
В тропических лесах большая влажность, больше гниения корневой системы саженцев, чем в тайге, поэтому вероятность того что растение приживется крайне мала, да и нужно учитывать еще то, что в тайге неприхотливые растения, нежели в тропиках. К тому же в вырубленном тропическом лесу меняется микроклимат и почва, за счет этого восстанавливать его намного сложнее. А тайга восстанавливается за счет того, что семена деревьев разносятся ветром на значительные площади. Кроме того, в тайге меньшее разнообразие видов, чем в тропиках. Тропический лес труднее восстановить также из-за этого, потому что негде взять такое большое количество разных саженцев сотен видов.
§26. Важность охраны живого мира планеты стр. 116
1. Назовите растения, ставшие редкими по вине человека.
По вине человека в Красную книгу России попали такие растения, как Безвременник веселый, Подснежник широколистный, Лилия саранка, Лотос орехоносный, Женьшень обыкновенный, Меч-трава, Водяной орех, Самшит колхидский, Пион тонколистный, Фиалка надрезанная.
2. По каким причинам животные и растения становятся редкими?
3. Какие животные и растения находятся под охраной в вашем регионе?
4. Каково назначение заповедников?
§27. Сохраним богатство живого мира стр. 119
1. Почему необходимо охранять природу?
2. Что, по вашему мнению, необходимо сделать для спасения природы?
Для спасения природы необходимо подыскивать альтернативные источники удовлетворения нужд человека. Например, солнечные батареи или использование силы ветра.
Также необходимо серьезно отнестись к проблеме промышленных выбросов. Более тщательно проводить разработки фильтров.
Очень важно уделять внимание переработке использованных материалов, таких как пластик. Потому что очень много мусора на планете, который убивает живые организмы.
3. Как могут школьники помочь в деле охраны природы?
Школьники могут не мусорить, ходить на субботники, участвовать в озеленении своих населенных пунктов, подкармливать птиц.
Подведем итоги после главы 4
Подведем итоги после главы 4, стр. 120-121
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
1. Где на Земле появились первые предки человека?
2. Почему одного из предков человека назвали человеком умелым?
Потому что человек научился изготавливать простейшие орудия труда.
3. Чем отличается человек разумный от остальных своих предков?
Человек разумный отличался большим объемом мозга (по сравнению с неандертальцем), двуногим передвижением, развитием кистей рук, уменьшенными челюстями, меньшим волосяным покровом, более сложным поведением и уровнем общения с соплеменниками.
4. Каким образом человек изменял облик нашей планеты?
В ходе своей деятельности человек изменял облик планеты: строительство селений и городов, авто- и ж/д дорог, вырубка лесов, осушение водоемов, приручение животных.
5. Каким образом человек стремится восстановить разрушенные им богатства?
С помощью заповедников, ограничения добычи и использования редких видов животного мира и ископаемых, применения мер наказания за браконьерство.
6. Какое значение для развития человечества имел такой признак человека, как объем мозга?
В увеличением объема мозга увеличивались способности человека. Появилась речь, способности к решению различных задач, изготовлению более эффективного орудия труда.
7. Поясните, зачем нужны заповедники?
8. Как школьники нашей страны участвуют в охране редких видов?
Помогали спасти лотос (собирали семена и распространяли их по разным озерам), женьшень и золотой корень, а также другие виды.
Выполните задания
А. Задания на сравнение и объяснение
1. Сравните человека умелого и кроманьонца
Кроманьонец, в отличие от человека умелого, обладал более высоким ростом, большей массой мозга, умел обращаться с огнем, сооружал сложные орудия труда, проводил обряды и ритуалы, изготавливал украшения, у него появилась речь.
3. Объясните, почему люди в любом возрасте обязаны охранять природную среду.
Б. Выберите правильный ответ из предложенных утверждений.
1. Самый близкий предок современного человека – это:
в) кроманьонец
2. Новый этап развития человека начался тогда, когда первобытные люди научились изготовлять орудия из:
в) из камня
3. Из каких растений по велению Петра 1 была выращена Ливауловская роща под Петербургом?
б) лиственницы.
В. Составьте слово, которое содержит предложенные буквы в указанном порядке.
1. Составьте слово из заданных гласных букв, согласные используйте любые:
а. Буквы а, о, е, и
заповедник
б. Буквы е, о, е
человек
в. Буквы о, а, а
охрана
2. Составьте слово из заданных согласных букв, гласные используйте любые:
а. Буквы в, с, т, р, л, п, т, к
австралопитек