Что служит доказательством единства происхождения разных типов клеток в процессе эволюции
Что служит доказательством единства происхождения разных типов клеток в процессе эволюции
Химические вещества в клетке
• какими особенностями обладают клетки многоклеточного организма;
• в чём проявляется сходство клеток прокариот и эукариот.
Химический состав клеток. Клеточная форма жизни зародилась в воде. Минеральные вещества, содержащиеся в водной среде, послужили основой состава химических веществ живой клетки. При этом, несмотря на большое разнообразие клеток, все они состоят из одних и тех же типов химических веществ, претерпевающих одинаковые превращения в процессах жизнедеятельности клетки. Этот факт служит доказательством единства происхождения различных типов клеток в процессе эволюции.
В клетках содержатся неорганические и органические вещества.
Химический состав живой клетки отличают три особенности: 1) высокое содержание воды; 2) значительное присутствие различных химических элементов; 3) большое количество сложных органических веществ.
Неорганические вещества клетки. В состав клетки входят вода, различные минеральные соли, углекислый газ, кислоты и основания.
Вода — важнейший компонент живой клетки, она составляет около 70 % её массы. Вода придаёт клетке упругость и объём, служит растворителем веществ, делает возможным протекание всех процессов её жизнедеятельности.
Минеральные соли составляют всего 1-1,5 % общей массы клетки, но роль их значительна. В растворённом виде они являются необходимыми компонентами и участниками химических процессов, обеспечивающих жизнь клетки. Избыточное количество солей в цитоплазме переходит в кристаллическое состояние и накапливается во включениях, а в клетках растений — также и в вакуолях.
Разновидности кристаллов солей кальция в клетках растений:
1 — игольчатые (недотрога); 2 — друза (опунция); 3 — кристаллический песок (картофель); 4 — одиночный кристалл (ваниль)
Органические вещества клетки — это углеводы, липиды (жиры), белки и нуклеиновые кислоты.
Во всех органических соединениях клетки важным элементом является углерод. Образование различных крупных молекул происходит благодаря уникальному свойству атомов углерода. Атомы углерода имеют четыре валентные связи, благодаря чему они способны создавать длинные цепи и замкнутые кольцевые структуры. Углеродные цепи и кольца представляют собой «скелеты» сложных органических молекул.
В клетках живых организмов молекулы органических веществ могут, соединяясь друг с другом, создавать крупные молекулы — полимеры (от греч. poll — «много» и meros — «часть», «доля»). Молекулы, образующие полимер, называют мономерами (от греч. monos — «один»). Многие полимеры состоят из сотен и тысяч мономеров. Молекулы белков, жиров и нуклеиновых кислот — полимеры, а молекулы углеводов могут быть и мономерами, и полимерами (рис. 10).
Органические вещества клетки представлены двумя группами молекул. Одни из них — биополимеры, или макромолекулы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды), другие — малые неполимерные молекулы (липиды, моносахариды, дисахариды, аминокислоты, нуклеотиды и др.). Полимерная молекула гликогена, образованная из множества молекул глюкозы (мономеров)
Углеводы (глюкоза, крахмал, гликоген и др.) представляют собой органические вещества, в состав которых входят углерод, водород и кислород. Они выполняют в клетке различные функции: энергетическую (сахароза, глюкоза), защитную (целлюлоза), резервную (крахмал, гликоген), структурную (целлюлоза), служат важнейшими компонентами других сложных органических веществ клетки.
Полимерные молекулы гликогена, крахмала, гликогена. (образованные из множества молекул глюкозы.
Липиды — это вещества, нерастворимые в воде, в состав которых входят части молекул жирных кислот и глицерина. Как и углеводы, они выполняют энергетическую, резервную, защитную и структурную функции. Некоторые липиды (например, фосфолипиды) являются основным компонентом клеточных мембран.
Белки (протеины) составляют основную массу клетки (50-70 % её сухой массы). Это сложные вещества, которые выполняют в клетке важные функции. Гигантские полимерные белковые молекулы собраны из мономеров — различных аминокислот, которые, соединяясь друг с другом, образуют так называемую первичную структуру белка.
В природе известно 150 различных аминокислот, но в построении молекул белков живых организмов принимают участие только 20 из них. Специфичность белка определяется последовательностью соединения определённых аминокислот в его молекуле.
Молекула белка представляет собой длинную нить, которая скручена в спираль. Она может скручиваться и далее, приобретая более плотную конфигурацию. В результате многократного скручивания длинная и тонкая нить молекулы белка становится короче, толще и представляет собой компактное образование — глобулу. Белок выполняет свои функции, только находясь в форме глобулы. Если белок подвергнуть нагреванию или химическому воздействию, то его молекула теряет прежнюю конфигурацию — она раскручивается. Это важное свойство белков лежит в основе реакции живых систем на внешние или внутренние раздражители.
Роль белков в клетках очень многообразна. Они выполняют структурную, защитную, двигательную и запасающую функции. Многие белки играют роль катализаторов — ускоряют химические реакции, протекающие в клетке, и упорядочивают протекающие в ней процессы. Такие белки называют ферментами. Ни одна химическая реакция в живой клетке не обходится без участия ферментов.
Нуклеиновые кислоты были обнаружены в ядрах клеток, в связи с чем они и получили своё название (лат. nucleus — «ядро»). Существует два вида нуклеиновых кислот: дезоксирибонуклеиновая кислота (сокращённо ДНК) и рибонуклеиновая кислота (РНК). Молекулы нуклеиновых кислот — очень длинные полимерные цепочки (тяжи), мономерами которых явстав которого входит азотистое основание, углевод (рибоза — в молекулах РНК или дезоксирибоза — в молекулах ДНК) и остаток фосфорной кислоты (рис. 12, 1). В состав ДНК входит четыре азотистых основания: аденин (А), гуанин (Г), цитозин (IX) и тимин (Г). Молекула ДНК состоит из двух полимерных цепочек, соединённых между собой в области азотистых оснований (рис. 12,2) и скрученных в виде двойной спирали (рис. 12,3). Структуру молекулы ДНК открыли в 1953 г. американский биохимик Д. Уотсон и английский физик Ф. Крик, удостоенные в 1962 г. Нобелевской премии.
Строение ДНК: 1 — схема строения нуклеотида; 2 — схема строения участка молекулы ДНК; 3 — двойная спираль ДНК
Нуклеотиды ДНК (мономеры) соединяются друг с другом парами не случайно, а избирательно — аденин всегда стыкуется с тимином, а гуанин — с цитозином. Способность нуклеотидов ДНК к избирательному соединению в пары называют комплементарностъю (лат. complementus — «дополнение»). Схематически расположение нуклеотидов в двухцепочечной молекуле ДНК можно изобразить следующим образом:
На свойстве комплементарности основана способность молекулы ДНК к удвоению. Процесс удвоения ДНК получил название репликации (лат. replicatio — «повторение»).
Последовательность расположения нуклеотидов в молекуле ДНК определяет наследственную информацию клетки.
ДНК выполняет важные биологические функции: является структурным компонентом хромосом и носителем наследственной информации, служит основой — матрицей — для синтеза различных типов РНК.
Молекула рибонуклеиновой кислоты (РНК) состоит из одной полинуклеотидной цепочки, вместо тимина содержит урацил (У), в состав нуклеотидов входит рибоза. Значение РНК в жизни клетки огромно — она принимает участие в процессах биосинтеза, связанных с передачей наследственной информации от ДНК к белку.
1. Что служит доказательством единства происхождения различных типов клеток в процессе эволюции?
2. Какие функции в клетке выполняют белки и нуклеиновые кислоты?
3. Укажите лишний термин.
• Белки, ДНК, РНК, нуклеотиды.
• Мономеры, полимеры, молекула, глобула.
4. Почему углерод играет ключевую роль в жизни клетки?
Доказательства эволюции
Пути эволюции
В своих работах советский ученый Северцов А.Н. выделил понятия биологического прогресса и регресса.
Ароморфоз представляет собой прогрессивное эволюционное преобразование, повышающее уровень организации организмов. В результате ароморфоза становится возможным освоение новых, ранее недоступных для жизни, территорий. К примеру, теплокровность птиц позволила им заселить места с холодным климатом.
Идиоадаптация подразумевает незначительные, частные изменения в строении и функциях организма, которые помогают приспособиться к условиям среды обитания. Идиоадаптации существенно не повышают уровень организации.
Общей дегенерацией называют упрощение организации, которое заключается в утрате отдельных органов и систем органов. У многих этот пункт вызывает внутреннее противоречие: как общая дегенерация может относиться к биологическому прогрессу?
У многих паразитов отсутствуют различные органы, к примеру, у ленточных червей нет пищеварительной системы. А зачем она им, когда пища в кишке, где они обитают, уже переварена и расщеплена организмом хозяина?
Биологический регресс характеризуется признаками, противоположными биологическому прогрессу:
Главная причина биологического регресса в том, что скорость эволюции вида отстает от скорости изменения внешней среды, эволюции других видов: это несоответствие снижает приспособленность организмов. Часто деятельность человека молниеносно меняет окружающую среду: далеко не все виды могут приспособиться к этому, происходит вымирание.
Сравнительно-анатомические доказательства эволюции
В строении нынешних животных можно найти признаки древних предковых форм, которые также свидетельствуют об эволюции. Сейчас мы обсудим рудименты и атавизмы.
У человека к рудиментарным органам относятся: зубы мудрости, копчик, ушные мышцы, аппендикс (червеобразный отросток), третье веко (эпикантус).
У человека атавизмами могут являться хвост, волосатое тело, добавочные молочные железы, незаращение межпредсердной перегородки.
Переходные формы
Такими формами являются, к примеру, утконос и ехидна из класса млекопитающих. При многих признаках млекопитающих, они откладывают яйца, тем самым подтверждают родство млекопитающих с пресмыкающимися.
Эмбриологические доказательства
Немецкие ученые Ф. Мюллер и Э. Геккель во второй половине XIX века сформулировали биогенетический закон, гласящий, что онтогенез (индивидуальное развитие) каждой особи есть краткое и быстрое повторение филогенеза (исторического развития вида).
Биогенетический закон Мюллера-Геккеля объясняет повторение этапов (на стадии зародыша), которые были свойственны нашим далеким предкам. Таким образом, мы проходим их этапы, но, не останавливаясь на них, двигаемся дальше к более совершенным этапам.
Карл Бэр сформулировал закон зародышевого сходства, который гласит, что на ранних стадиях развития зародыши позвоночных животных настолько похожи друг на друга, что практически неразличимы между собой. Это также указывает и подтверждает единство происхождения животного мира.
Палеонтологические доказательства эволюции
Палеонтология (греч. palaios – древний) изучает ископаемые останки вымерших животных, их сходства и различия с ныне живущими видами. Сопоставляя друг с другом ископаемые останки разных геологических эпох, можно увидеть как происходила эволюция различных видов животных и растений.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Что служит доказательством единства происхождения различных типов клеток в процессе эволюции
Палеонтологическим доказательством эволюции служит
3) приспособленность рыб к жизни на разных глубинах
Палеонтологи изучают найденные при раскопках окаменелости с отпечатками растений и животных, выстраивая развитие жизни на Земле.
Эмбриологическим доказательством эволюции позвоночных животных служит развитие зародыша из
У позвоночных животных – половое размножение, поэтому они развиваются из зиготы, т. е. из двух слившихся клеток.
Гомологичными считают органы
Гомологичные органы — органы, сходные между собой по происхождению, строению, но выполняющие разные функции. Появление их — результат дивергенции.
Остаток третьего века в углу глаза человека — пример
Рудимент – это остаток органа у человека от предковых форм. Атавизм – появление органа животного у человека.
Что служит доказательством единства происхождения различных типов клетки в процессе эволюции
Новые вопросы в Биология
что может произойти с клеткой если в ее обменных процессах будут преобладать реакции анаболизма (катаболизма)?
6. Заполните таблицу «Фотосинтез». Фотосинтез Признаки процесса Поглощаемый газ Выделяемый газ Необходимость света Органические вещества В каких клетк … ах происходит Энергия 20
.Из пластилина или какого- либо другого материала изготовьте модель ног кур и уток. докажи, что с такими ногами куры далеко не уплывут
Биологические гетерополимеры, мономерами которых являются аминокислоты это
Інша назва ікри рака. Заброгий рачок, що живе в лиманах Чорного та середземного морів Пожалуйста. Помогитееее
спеціальна сигнальна молекула що передає хімічний сигнал між нейронами в синапсі А- нейромедіатор Б- гормон В- сечовина Г- мієлін
Какие данные цитологии доказывают единство происхождения организмов?
Впервые название в середине XVII в. применил Р. Гук.
Что служит доказательством единства происхождения различных типов клеток в процессе эволюции
Что служит доказательством единства происхождения органического мира?
2) существование одноклеточных организмов и неклеточных форм жизни 3) сходство в строении клеток организмов разных царств 4) жизнь организмов в природных и искусственных сообществах
Клеточная теория включает следующие основные положения:
— Клетка — элементарная единица живого, способная к самообновлению, саморегуляции и самовоспроизведению и являющаяся единицей строения, функционирования и развития всех живых организмов.
— Клетки всех живых организмов сходны по строению, химическому составу и основным проявлениям жизнедеятельности.
— Размножение клеток происходит путем деления исходной материнской клетки.
— В многоклеточном организме клетки специализируются по функциям и образуют ткани, из которых построены органы и их системы, связанные между собой межклеточными, гуморальными и нервными формами регуляции.
Что служит доказательством единства происхождения разных типов клеток в процессе эволюции
Что из перечисленного считается палеонтологическими доказательствами эволюции? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) скелет археоптерикса
2) окаменевшие остатки древних моллюсков
3) схожесть эмбрионов позвоночных животных на ранних стадиях, развития
4) отпечатки папоротников в пластах угля
5) схожесть строения клеток эукариотических организмов
6) общий план строения всех позвоночных животных
К палеонтологическим доказательствами эволюции относится: скелет археоптерикса, окаменевшие остатки древних моллюсков, отпечатки папоротников в пластах угля. Палеонтологические доказательства:
1) Ископаемые остатки и отпечатки (окаменелости) древних организмов показывают, как шло их историческое развитие (эволюция).
2) Филогенетические ряды — это ряды видов, последовательно сменявших друг друга в процессе эволюции.
3) Переходные формы (доказывают происхождение организмов) — реликтовые доказательства): кистеперая рыба латимерия — земноводных от рыб; стегоцефал — пресмыкающихся от земноводных; археоптерикс — птиц от пресмыкающихся.
К основным доказательствам эволюции относят:
1. Сходный химический состав клеток всех живых организмов.
2. Цитологические доказательства эволюции: общий план строения клеток всех живых организмов.
3. Универсальность генетического кода.
4. Единые принципы хранения, реализации и передачи генетической информации.
5. Эмбриологические доказательства эволюции.
6. Морфологические доказательства эволюции (сравнительно-анатомические).
7. Палеонтологические доказательства эволюции.
8. Биогеографические доказательства эволюции.
9. Паразитологические доказательства эволюции.
Установите соответствие между примерами объектов и методами изучения эволюции, в которых используются эти примеры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ОБЪЕКТОВ | МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Методы изучения эволюции — это доказательства эволюции живой природы. Палеонтологический метод: останки зверозубых ящеров; филогенетический ряд лошади. Сравнительно-анатомический метод: колючки кактуса и колючки барбариса; многососковость у человека; аппендикс у человека.
Палеонтология — наука, изучающая остатки вымерших организмов, выявляющая их сходства и различия с современными организмами. Благодаря палеонтологическим данным удалось установить переходные формы и филогенетические ряды.
Филогенетические ряды — последовательные ряды ископаемых форм организмов, эволюция которых совершалась в указанных направлениях. Такие ряды видов, последовательно сменяющих друг друга организмов, свидетельствуют о существовании эволюционного процесса.
Установите соответствие между примерами и видами доказательств эволюции.
ПРИМЕР | ВИД ДОКАЗАТЕЛЬСТВ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Сходство в плане строения гомологичных органов есть следствие общности происхождения. Существование гомологичных структур есть следствие существования гомологичных генов. Различия возникают вследствие изменения функционирования этих генов под действием эволюционных факторов.
Гомологичные органы имеют общее происхождение, но выполняют разные функции: Б) чешуя ящерицы и перо птицы; Г) зубы акулы и кошки; Д) нос обезьяны и хобот слона (хобот представляет собой сросшиеся и вытянутые нос и верхнюю губу); Е) когти кошки и ногти обезьяны
Аналогичные органы — имеют разное происхождение, но одну функцию: А) усы таракана и рыбы сома; В) глаза осьминога и собаки;
Вариант «Г) зубы акулы и кошки» являются гомологичными органами, т. к.
Клеточные ткани будущих зубов берут начало из эмбрионального слоя, эктодермы; зубы не являются костным образованием, однако представляют собой соединение тканей различной плотности и твердости: эмали, дентина и цемента. В процессе эволюции, впервые, зубы появились у акул. Гены, регулирующие развитие зубов у млекопитающих, гомологичны тем, которые задействованы в развитии рыбьей чешуи. Изучение зубной пластины древней вымершей рыбы вида Romundina stellina показало, что зубы и чешуя состояли из той же ткани, которая была обнаружена в строении зубов млекопитающих. Это открытие стало опорой теории о том, что в ходе эволюции зубы получили свое развитие из чешуи.
Проект учебного занятия «Доказательства эволюции»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Эвоюция.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Щербинина Евдокия Николаевна Урок биологии
-Какой процесс исторического развития органического мира представлен в фильме? Просмотр фильма
Изучить доказательства эволюции Цель урока
Задачи: Изучить группы доказательств эволюции; Знакомство с примерами доказательств эволюции; Какое значение имеет каждая группа доказательств эволюции.
Палеонтология Эмбриология Филогенез Сравнительная анатомия Молекулярная биология и цитология Биогеография Онтогенез Биологический диктант выберите правильный термин из предложенных
Палеонтологические ископаемые формы
Ископаемые переходные формы – формы организмов, сочетающие признаки более древних и молодых групп. Находки и описание таких форм позволяют восстанавливать филогенез отдельных групп
Зверозубые ящеры – сочетает признаки рептилий и млекопитающих признаки рептилий: длинный массивный хвост, расставленные задние конечности, покровы тела признаки млекопитающих: передние конечности расположены под туловищем, форма черепа, дифференцированные зубы (резцы, клыки)
Ихтиостега – ископаемая форма, которая позволяет связать рыб с наземными позвоночными (включает признаки земноводных и рыб)
Эволюция лошади шла в направлении уменьшения числа пальцев Наличие многих последовательно сменяющих друг друга форм позволило построить филогенетический ряд от эогиппуса до современной лошади. Филогенетические ряды – ряды эволюционных изменений
Все позвоночные животные имеют одинаковые отделы тела
на рис. 2 Гомология передних конечностей наземных позвоночных Гомологичные органы- образования, сходные друг с другом по общему плану строения, положению в теле и возникновению в процессе онтогенеза
Аналогичные органы – не имеющие общего плана строения и происхождения, но выполняющие одинаковые функции А- глаз моллюска; Б- глаз человека. 1- жабры рыбы; 2- жабры рака; 3- конечность крота; 4- конечность медведки.
Рудимент задних конечностей змеи Наличие рудиментов – недоразвитых органов, утративших свое основное значение в ходе эволюции.
Атавизмы 1- волосатость лица; 2-многососковость; 3-наличие хвоста.
В пользу эволюционного происхождения органического мира говорят данные эмбриологии: К. Бэр сформулировал закон зародышевого сходства: « В пределах типа эмбрионы, начиная с самых ранних стадий, обнаруживают общее сходство» Эмбриологические доказательства эволюции Стадия эмбрионального развития позвоночных
Ф. Мюллер и Э. Геккель сформулировали биогенетический закон: «Индивидуальное развитие особи (онтогенез) повторяет кратко и быстро историческое развитие вида (филогенез) А.Н. Северцов установил, что в эмбриогенезе повторяются признаки зародышей, а не взрослых особей Эмбриологическое доказательство эволюции Эмбриогенез ланцетника
Общий план строения клеток всех живых организмов клетка животных клетка растений
Генетические доказательства универсальность генетического кода Один и тот же триплет кодирует один и тот же тип аминокислоты у всех организмов
Почему флора и фауна Неотропической области (Южная Америка) и Эфиопской области (Африка) имеют много общего?
Почему только в Австралии существуют сумчатые животные?
Особенность фауны и флоры островов свидетельствуют в пользу эволюции Почему на Британских островах флора и фауна близка к материковой, а на острове Мадагаскар нет типичных для Африки крупных копытных (быков, антилоп, носорогов, зебр), крупных хищников (львов, леопардов, гиен), высших обезьян (павианов, мартышек)? Однако там много низших обезьян – лемуров, которые нигде больше не встречаются (эндемики)
Заселение островов Почему океанические острова очень бедны по сравнению с материковыми островами?
Виды животных и растений, попавшие на океанические острова, получают широкие возможности для размножения. Например, на Галапагосских островах из 108 видов птиц 82 вида эндемичны и 8 видов рептилий(нигде больше не встречающихся) На Гавайских островах 300 эндемичных видов улиток
Вывод Чтобы доказать, подлинность эволюции живого мира на Земле, необходимо использовать данные разных наук. Это данные генетики, палеонтологии, молекулярной биологии, селекции, эмбриологии, биогеографии, экологии, цитологии, сравнительной анатомии и других наук.
Выбранный для просмотра документ проект занятия.docx
ПРОЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ
Тема: «Доказательства эволюции»
Урок направлен на реализацию компетентностного подхода в преподавании биологии. Данное направление обеспечивает деятельностный подход при повторении систематизации, углублении и расширении знаний. Занятие способствует формированию основных компетенций, особенно интеллектуальных, информационных и коммуникативных.
Проект урока рассчитан на два академических часа, сопровождается мультимедийной презентацией и видеофрагментом. Занятию предшествует групповая домашняя работа поиска информации по данной теме.
Цель: Освоение знаний о современных представлениях на доказательства эволюции органического мира, отметить роль науки в формировании естественно – научной картины мира.
Задачи: Создать условия для использования учащимися имеющихся по предмету и развития знаний посредством формирования:
1 .предметных компетенций: посредством анализа имеющихся знаний в качестве доказательств процесса эволюции
2.общепредметных компетенций: владение логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение)
— ценностно-смысловых посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности;
— учебно-познавательных через создание условий для развития умений, связанных с целеполаганием, планированием предстоящей деятельности, поиском способов решения поставленной проблемы, содержательной и личностной рефлексии, контролем и самооценкой достигнутого;
— информационных посредством развития умения использовать разные источники информации (видеофрагмент, учебник) для решения поставленной цели;
— коммуникативных посредством организации работы в группах;
Тип урока: изучение нового.
Ведущая педагогическая идея : реализация компетентностного подхода в преподавании биогогии.
Оборудование : мультимедийная презентация, видеофрагмент.
Приветствие обучающихся.Проверка организации рабочих мест порабочим группам.
Организация рабочих мест.Приветствие учителя.
Какой процесс показан в фильме?
Что такое эволюция?
За какой промежуток времени?
Возникла проблема. Как можно было бы решить данную проблему?
А что такое доказательство?
Из этого маленького рассуждения определите цель урока?
Цель поставлена верно. Следует записать тему урока!
Это необратимое направленное развитие живой природы, которое сопровождается изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, образованием и вымиранием видов, преобразованием биогеоценозов и биосферы в целом.
За большой, за миллионы лет
Привести доказательства эволюционного процесса.
Это логический аргумент, который подтверждает что – либо( процесс, факт, событие).
Изучить доказательства эволюции.
Записывают тему урока.
Слайд 3. Слайд иллюстрирует картинки, обозначающие разные группы доказательств эволюции.
Что общего иллюстрируют эти факты?
На какие группы можно разделить эти доказательства?
Сформулируйте как можно точнее и подробнее задачи урока.
Слайд 4. Формулировка задач урока.
Изучают и анализируют информацию, отвечают на вопросы.
Являются доказательствами эволюции.
Эти факты являются данными разных наук, а именно палеонтологии, эмбриологии, сравнительной анатомии, биогеографии.
Формулировка задач учащимися:
1.Изучить группы доказательств.
2.Познакомиться с конкретными фактами, доказывающими эволюционный процесс.
3.Обобщить значение каждой группы фактов.
Работа с терминологией
Слайд 6. Для выполнения задач нашего урока следует вспомнить термины. Я зачитываю определения, а вы выбираете ответы т.е. термины, но только с данного слайда.
Термины слайда: палеонтология, эмбриология, биогеография, сравнительная анатомия, филогенез, онтогенез.
Просьба оценить свои ответы: Каждый правильный ответ оценивается в один балл.
Слайд 7. Определения наук.
Палеонтология – наука об ископаемых остатках ( формах) древних организмов.
Эмбриология – наука, изучающая особенности строения и развития зародышей на разных стадиях их развития.
Сравнительная анатомия это наука, изучающая строение и сходство организмов, на основании которых устанавливает родство между ними.
Биогеография изучает закономерности распространения организмов на Земле.
Молекулярная биология изучает строение и функции макромолекул, входящих в состав клеток различных организмов.
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
Записывают в тетрадь соответствующие ответы.
Оценивают свои ответы и по просьбе учителя называют свои баллы.
Изучение нового по теме
Слушают комментарий, анализируют факты.
Другими примерами переходных форм являются кистеперые рыбы, связывающие рыб с вышедшими на сушу земноводными; Кистеперая рыба:рыбы земноводные.
Среди ископаемых форм следует отметить группу зверозубых ящеров. Например, зверозубого ящера Иностранцевия, который сочетает признаки млекопитающих и пресмыкающихся.
Сравнительно – анатомические доказательства – комментарий Романа Ефремова. Слайд 15
Слайды : 16, 17, 18, 19, 21,22.
Передние конечности позвоночных, несмотря на различный внешний вид и выполняемые функции, имеют единый план строения, развиваются у зародышей из сходных зачатков и одинаково расположены на теле животных. Такие органы, сходные по общему плану строения и происхождению, но выполняющие разные функции, называются гомологичными.
Органы, которые имеют разное строение и происхождение, но выполняют одинаковые функции, называются аналогичными. Так, крыло бабочки и крыло птицы выполняют одинаковые функции, но строение и происхождение их различно. Для установления родства между организмами и доказательства эволюции аналогичные органы значения не имеют.
Рудименты: Рудиментами называют органы, утратившие в процессе эволюции свое первоначальное значение и находящиеся в стадии обратного развития (исчезновения).
Атавизмы :Это появление у организмов признаков, свойственных их далеким предкам (например, появление у человека хвоста, дополнительных сосков, сплошного густого волосяного покрова и др.). В отличие от рудиментов они представляют собой отклонение от нормы.
Эмбриологические доказательства – комментарий Тиунова Александра.
Эмбриология Это наука, изучающая зародышевое развитие организмов. Эмбриологами было обнаружено и изучено сходство начальных стадий эмбрионального развития животных. Сходство зародышевого развития животных свидетельствует о единстве их происхождения.
Биогенетический закон. На основе зародышевого сходства в развитии позвоночных и многих других эмбриологических и анатомических фактов немецкие ученые Ф. Мюллер и Э. Геккель во второй половине XIX в. установили закон соотношения онтогенеза и филогенеза, который получил название биогенетического закона. Согласно этому закону, каждая особь в индивидуальном развитии (онтогенезе) повторяет историю развития своего вида (филогенез), или онтогенез есть краткое повторение филогенеза.
Биогеографическиедоказательства – комментарий Арджанова
Биогеография Изучает закономерности распределения растительного и животного мира на Земле. Установлено, что чем меньше связь между континентами и древнее изоляция отдельных частей планеты, тем сильнее различия организмов, населяющих эти территории.
Так, животный мир Австралии весьма своеобразен:здесь отсутствуют многие группы животных, зато сохранились такие, которых нет в других районах Земли. яйцекладущиесумчатые кенгуру Сумчатый волк утконос ехидна.
Фауна и флора Палеоарктической (Евроазиатской) и Неоарктической (Североамериканской) имеют много общего. Это объясняется тем, что в прошлом между этими областями существовал сухопутный мост – Берингов перешеек.
Неоарктическая (Северная Америка) и Неотропическая (Южная Америка) напротив имеют мало общих черт, хотя в настоящее время соединены Панамским перешейком.
Вывод : Таким образом, распределение видов флоры и фауны
и их группировка в бигеографические области отражают процесс развития Земли и эволюции живого.
Молекулярно –цитологические и генетические – комментарий Беляева Михаила.
Современная генетика Данные современной генетики вскрывают материальные основы преемственности между поколениями. Изучение кариотипов является важным систематическим тестом, а изучение последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК и аминокислот в молекулах белков дает представление об эволюционных процессах на молекулярном уровне.
Сравнение последовательностей нуклеотидов в ДНК даёт возможность к построению родословной жизни на Земле.
Что мы изучили? Какие следует сделать выводы по изученному материалу?
Автор книги «Мир эволюции » Алексей Яблоков писал: «Кажущаяся неизменность живой природы так же обманчива, как обманчиво ощущение будь – то Солнце движется по небосводу вокруг Земли».
Прав или не прав автор данной книги? Приведите аргументы!
Изучили доказательства эволюции, распределили их по группам, рассмотрели конкретные примеры доказательств.
Высказываются представители разных групп, отмечают правоту данного автора и приводят свои аргументы.
Достигнута ли цель урока?
Все ли задачи урока реализованы?
Ответы на вопросы учителя и предложения по проведению
Выполнение заданий на соотношение доказательств эволюции и конкретных примеров. Используется коллажрисунков из презентации.
Оформление работы по группам.
Оформление таблицы: «Доказательства эволюции».