Что служит для воздействия на людей через средства массовой информации
Механизмы влияния на правосознание людей через СМИ
Механизмы влияния на политическую психологию и правосознание людей через СМИ
Железняк Антон Вадимович
студент ОИ МГЮА, г.Оренбург
В данной статье поднимается проблема влияния агрессивного информационного поля на сознание и политическую психологию людей, описывается технология «Окон Овертона» и общая роль СМИ в становлении политической системы государства.
Ключевые слова: СМИ, политическая психология, механизмы воздействия, информационное поле
The ways of influence on the political psychology and sense of justice of people with the help of media
Zheleznyak A.V.
student OI MSLA, Orenburg
This article describes the problem of influence of aggressive information field to consciousness and political psychology of the people, describes technology « The Overton Window » and general role of the media in the formation of the political system of the state.
Keywords: Media, political psychology, mechanisms of action, information field
Актуальность вопроса влияния средств массовой информации в XXI веке неоспорима. С середины XX века неуклонное растет охват вещания телеканалов и радио, позже появляется глобальная сеть – Интернет, и уже ни один из нас не представляет свою жизнь тебе средств обмена информацией и без средств массмедиа, но такая привязанность не только положительна, как источник информации, но и очень опасна, как источник мощного информационного давления и воздействия.
В данной статье хотелось бы дать анализ влияния средств массовой информации на политическую психологию и правосознание масс и остановиться на таком приёме как The Overton Window («Окно Овертона»).
В XXI веке средства массовой информации (далее СМИ) становятся не только одной из сфер общественной жизни, но и огромной силой. С каждым годом скорость информатизации и глобализации растет, и человек буквально тонет в бушующем потоке информации. Если во времена тоталитарного государства СССР можно быть жаловаться на ограниченность доступа к информации и низкий уровень информированности граждан относительно различных негативных событий, то теперь СМИ могут легко спекулировать информацией и выдавать её так как посчитают нужным. Основной целью информационного воздействия является необходимость формирования нужного политического выбора среди граждан, а также внедрения политических установок, поддерживающих стабильность действующей власти. Политическая деятельность – это информационная борьба за управление психикой элиты и социальных групп общества. [12, c.16] Также стоит отметить важность воздействия на правосознание с помощью СМИ. Правосознание – совокупность представлений и чувств, выражающих отношения людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни. [16, c.324] Из данного определения можно сделать два важных вывод, которые дадут ключ к понимаю необходимости систематического воздействия на правосознание людей: во-первых, от уровня правосознания зависит отношение граждан определённой страны к праву в целом, а также к изменению влияния права на общественную жизнь. Таким образом, стоит понимать, что от правильно сформированного правосознания и политической психологии масс зависит жизнеспособность политической надстройки – т.е, государства.
Контролируемое изменение психологии граждан страны явление, которое носит необходимый в условиях глобальной информационной борьбы характер. Плюрализм мнений, который складывается в демократической системе средств массовой информации, носит иллюзорный характер. Зачастую множественность и иллюзия выбора носит одну цель – изменить общественное правосознание, политическую психологию, внедрить в коллективное сознание ложные образы, подтолкнуть народ к неверным решениям. Невозможно не согласиться с Панариным И.Н, который пишет, что «…идёт пятая мировая война – информационно-интеллектуальная. Ведется она на новых фронтах: культурном, цивилизационном, этническом, религиозном и т.д.». [11, c.7]
Появление нового типа войны, который получил название «информационной» или «информационно-психологической» (условно называем «латентной» войной, второй стадией “информационной войны”) и относится именно к 90-м годам ХХ века.
Информационное воздействие поступает по многочисленным каналам международного коммуникативного пространства (СМИ, кибервлияние, массовая культура и др.); инициирует отдельных индивидов и социум в целом на действия по определенной программе, вопреки их собственным интересам и тем самым провоцирует глобальные изменения мироустройства в интересах субъекта манипуляции. [9, c.37] Таким образом, в условиях глобальной информационной войны относиться к СМИ как к невинным проводникам истины и справедливости очень сложно. Необходимо очень скептически и разборчиво подходить к той информации, которую мы получаем.
Но для продвижения идей не достаточно иметь контроль над СМИ, на первое место в информационной войне выходит общественное мнение и вытекающая необходимость формирования политической психологии и правосознания. Так любое крупное событие, связанное с большим напряжением человеческих ресурсов и бюджетными затратами, необходимо правильно преподнести и провести целенаправленную подготовку населения той или иной страны. Так, например, очень скрупулёзно разрабатывались и осуществлялись мероприятия по освещению событий в Косово в мировых СМИ с целью формирования позитивного общественного мнения к американской армии как внутри собственной страны, так и у международной общественности. [12, c.125] Важную роль играет государственное регулирование в сфере СМИ, так с начала 2000-х годов проводится целенаправленная политика по «выдавливанию» либерально-оппозиционной прессы и масс-медиа в «маргинальную нишу». [10, c.59-63]
Россия является одной из наиболее важных мировых мишеней в информационном противостоянии, так наблюдается некоторый парадокс в западных СМИ: образ нашей страны даже в критические ситуации холодной войны был наиболее положительный, чем сейчас. [11, c.239] Несмотря на то, что в прессе была объявлена политика «перезагрузки» [13] после ряда кризисных явлений в северной Африке («Арабская весна»), а также на фоне разгорающейся гражданской войны в Украине – данная политика прекратила своё, пусть даже, фиктивное и декларативное существование.
В условиях необходимости влияния на сознания людей, в условиях информационного противоборства различных стран и культур основной задачей становится создание мощного информационного поля, а эффективность информационного воздействия зависит от того, насколько близко оно ожиданиям и настроениям целевой аудитории. [2, c.18]
Ярким примером изменения политической психологии и правосознания могут послужить события в Украине. Так, если на протяжении всей советской истории и двух десятилетий даже западная часть, которая исторически не любит русских относилась к внутренне и внешней политике своего государства лояльно и поддерживала пророссиские настроения, то в ходе очередной революции, которая открыто была поддержана США [5], сторонники евроинтеграции радикально изменили свои взгляды на националистические. Виной тому активная информационная деятельность, создание мощного «информационного поля», пропаганда абсолютно радикальных идей и создание информационной блокады для населения. Так по мнению некоторых исследователей США уже выстроили в Украине целую сеть НГО: аналитических, юридических, правозащитных, масс-медиа, по подготовке политических активистов и наблюдателей на выборах [14, c.50], что активно и проявилось в свержении президента Януковича и в политическом расколе в 2013-2014 годах.
Но что делать, если информация, которую необходимо внести в психологию, выходит за рамки морали нормального человека. На этом моменте стоит остановиться конкретнее, в тот момент, когда информация в изначальном состоянии носит характер неприемлемой в игру вступает The Overton Window. Автором теории является Джозеф Овертон, доктор юридических наук Thomas M. Cooley Law School. Он внёс большой вклад в развитие свободного рынка и политологию, но самой интересной является его теория движения информации от простой идеи до закона страны. После смерти Овертона его коллега Джозеф Леман провёл конференцию и представил теорию «Окон политических возможностей».
В самом абстрактном виде данная теория описывает изменения политики внутри государства в любой из области областей нашей жизни: «Пока ситуация в стране нормальная и устраивает политика «окно» не двигается, если существует боязнь не дожить до следующих выборов, то «окно» расширяется и та политики которая недавно была неприемлемой становится нормальной». Джозеф Овертон описал, как совершенно чуждые обществу идеи могут стать для каждого из нас нормой и закрепиться в форме закона. Данная технология складывается из нескольких стадий продвижения идеи:
1) Немыслимые идеи
2) Радикальные идеи
3) Приемлемые идеи
4) Разумные идеи
5) Популярные идеи
6) Закрепление как политическая норма или закон.
На втором этапе подключаются неофашисты и группы националистов. Они всё еще вне закона, но о них всё больше и больше говорят, они объект насмешек большей части общества, но, тем не менее, они находят множество сторонников.
Когда общество начинает всё меньше отторгать идеи фашизма «Окно» переходит в третью стадию, на которой арсенал информационного воздействия уже максимален. Это и открытая агитация, и дезинформация, и навязывание пропаганды. Так, например, в 2005 году Джордж Буш направил президенту Латвии – агрессивной русофобке Вайре Вике-Фрейберге – письмо, в котором признал факт советской оккупации стран Восточной Европы и Прибалтики после Второй мировой войны. [11, c.251] Таким образом, в глазах мирового сообщества победа СССР дискредитируется и подвергается сомнению, и хотя в России очень сильна память в истинные исторические факты, но молодое поколение Западных стран да и нашей страны уже находятся под сильнейшим искажением фактов.
Единственным методом борьбы индивида остаётся сознательное интеллектуальное противодействию самой личности, стремлению к осмыслению явлений окружающего мира. [6, c.92] На уровне же государств необходимо вести независимую политику и быть истинно суверенными, максимально ограждая себя от агрессивного и разрушающего информационного воздействия со стороны иных государств, блокировать вмешательство в национальную систему СМИ и законодательства. В России предпринят ряд шагов по пресечению действия НГО, стало уголовно наказуемой реабилитация фашизма, ряд откровенно прозападных СМИ были закрыты. Все эти решительные действия власти внушают уверенность, что Россия сможет устоять в этой агрессивной и бескомпромиссной информационной битве различных культур, ценностей и цивилизаций.
Как СМИ манипулируют нашим сознанием?
В современном мире, если задаться вопросом, «что влияет на человека так, как ничто другое?», СМИ — будут одним из ответов, ведь средства массовой информации играют большую роль в жизни каждого человека. Они обращаются к личности как к представителю общества. СМИ часто упоминается в качестве синонима «массмедиа» или более правильного термина «СМК» — средств массовой коммуникации. Средства массовой коммуникации охватывают все стороны связей человека с обществом и все области человеческих отношений.
Под средствами массовой информации принято понимать социальные институты, обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе. Массовая информация предназначена для численно большой, обычно географически рассредоточенной аудитории. Главные отличия заключаются в том, что они быстро и регулярно распространяются, и практически одновременно потребляются. Также передаваемая информация должна обязательно отвечать общественным интересам. Ее распространение – это неотъемлемая часть массового общения людей, которое возникло на определенной ступени развития человечества в дополнение к общению.
Среди основных средств массовой информации можно выделить телевидение, радио и прессу. Но в настоящее время главным СМИ является Интернет. В Интернет размещают сотни разных газет, радио и телевизионных каналов, получивших таким образом доступ к глобальной аудитории.
Каждый из перечисленных СМИ имеет свои особенности, сильные и слабые стороны.
В деятельности СМИ находят своё отражение все изменения в ценностях человека и общества, а также все перемены в идеологии государства. Роль СМИ рассмотрена в процессе социализации и формирования ценностей общества. По мнению большинства специалистов, оценивающих воздействие СМИ на современное общество, в деятельности СМИ пока преобладают в основном негативные моменты. Негативное воздействие современных СМИ выражается в манипуляции массовым сознанием с помощью растиражированных стандартов поведения, контролирующих и трансформирующих внутренний мир и психику человека.
На современном этапе СМИ превратились из простых средств поиска, переработки и передачи информации в средства, контролирующие мозг человека. Вместо того, чтобы расширять горизонты развития человеческого сознания, давать ему независимость в суждениях, современные СМИ все жестче манипулируют сознанием «толпы». Стараясь донести до потребителя информацию, СМИ выполняют свою важнейшую задачу — сделать так, чтобы в массовом сознании эта информация вызывала реакции, соответствующие требованиям заказчика, в лице которого могут выступать как частные лица, так и государство.
Средства массовой информации не менее опасны, чем средства массового уничтожения.
Табачные компании показывали в объявлениях веселых и энергичных людей. Часто это были спортсмены или шоумены, а также актеры, стоматологи, медики и учёные
СМИ легко манипулируют мнением люде, по-своему интерпретируя информацию, иначе говоря, попросту из настоящей информации делают ту, которая будет более выгодна. Ведь чтобы исказить информацию, достаточно кадрировать снимок или изменить ракурс съёмки. И это совсем не безобидные махинации.
На этих фотографиях вы можете видеть наглядный пример того, как СМИ искажают информацию.
Публицистический стиль. публицистический стиль Публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации
публицистический стиль
Публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации. Он встречается в жанрах статьи, очерка, репортажа, фельетона, интервью, ораторской речи и характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью. Этот стиль употребляется в сфере политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата.
Основные признаки публицистического стиля:
Сфера деятельности — политика, культура
Автор — политик, журналист
Адресат — широкий круг читателей и зрителей средств массовой информации
Цель — дать информацию о последних актуальных событиях, воздействовать на аудиторию, создать общественное мнение
Тип речи — преимущественно рассуждение
Форма речи — письменная или подготовленная устная
Вид речи — монолог, диалог, полилог
Тип коммуникации — общественная
Жанры — информационная заметка, информационное сообщение, очерк, репортаж, фельетон, дискуссия, публичная речь (развлекательная, информационная, агитационная), и т. д.
Стилевые черты — сочетание экспрессии и стандарта (грязная предвыборная кампания, война компроматов, общественное мнение, падение рейтинга)
Публицистический стиль речи отличается использованием следующих языковых средств:
1) Лексические
Общественно-политическая лексика, русская и иноязычная
Вкрапления разговорной, просторечной лексики
Неологизмы (авторские новообразования)
Употребление слов в переносном значении
Лексические повторы
Фразеологизмы, пословицы, поговорки
2) Морфологические
Всё многообразие морфологических форм
Специфические глагольные формы со значением настоящего времени, которые способствуют созданию эффекта присутствия (Мы поднимаемся по лестнице. Подходим к двери. Звоним.)
3) Синтаксические
Повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения
Неполные предложения
Выделение части предложения в отдельное предложение (Это понимание нужно всем людям. Чтобы не было войны.)
Вводные слова и предложения, обращения
Стандартные конструкции (железный занавес, средства массовой информации)
4) Текстовые
Небольшие по объёму предложения
Абзацное членение подчинено целям воздействия: в отдельный абзац может быть выделено одно предложение
Заголовок содержит информацию о содержании текста и привлекает внимание читателя.
Основные цели – информация (в кратчайший срок сообщить о свежих новостях) и воздействие (формирование мировоззрения читателя и общественного мнения).
Своеобразие информационно-содержательной функции, выполняемой публицистическим стилем, заключается в том, что, во-первых, информация в этой сфере общественных отношений адресуется не узкому кругу специалистов, как, например, в сфере науки, а широким массам, всем носителям языка; во-вторых, здесь необходима быстрота передачи информации, что не является необходимым, например, в официально-деловом стиле (публицистика, как правило, посвящена «злобе дня»).
Публицистический стиль используется в разных жанрах (передовая статья, репортаж и др.) периодической печати и в средствах массовой информации, в общественно-политической литературе, агитационно-пропагандистских выступлениях (на митингах и собраниях) и т. д., следовательно, реализуется и в письменной, и в устной формах.
Лексические и фразеологические особенности: взаимодействие различных лексических пластов, общественно- политическая лексика и фразеология, оценочная лексика, заимствованные слова, поэтическая, устаревшая. Жаргонная, новая лексика.
Синтаксические средства: упорядоченный строй предложения с развернутыми синтаксическими конструкциями; изобразительно- выразительными средствами; эллиптические, номинативные предложения, парцелляция; экспрессивные восклицательные предложения, риторические вопросы, инверсия
Методы влияния средств массовой информации на человека.
Как правило, средства массовой информации (СМИ) разделяют на два типа: электронные (или телерадиовещательные) и печатные.
Иногда к электронным СМИ относят также интернет- газеты, ленты новостей. Однако интернет-СМИ хоть и передаются с помощью «электронного» сигнала, но по способу подачи информации, и особенно по способу её восприятия, ближе всё- таки к печатным СМИ: они передают текст и иллюстрации. Разумнее всего отнести интернет-СМИ в отдельную группу СМИ.
Методы влияния СМИ на человеческое сознание. СМИ через воздействие на общество в целом воздействуют на каждого человека в отдельности, формируя определенные одинаковые эмоции и действия. Таким образом, благодаря СМИ формируется общественное мнение.
В практике СМИ сегодня широко используются методы подсознательного воздействия, когда отношение общества к тем или иным явлениям окружающего мира формируется с помощью стереотипных представлений, которые внедряются в поток новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие.
Стереотипы формируются под воздействием двух факторов: бессознательной коллективной переработки и индивидуальной социокультурной среды, а также, безусловно, при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью СМИ. С помощью стереотипов легко манипулировать сознанием человека, поскольку стереотип тесно связан с жизнедеятельностью общества в целом и конкретных групп людей в частности, например, в сознании жителей нашей страны сохранилась как стереотип «философия надежды», ориентация на идеальные образцы. У американцев существуют свои стереотипы. Люди в США воспитываются так, что не верят в безысходность ситуации: они считают, что при соответствующем умении любая задача может быть решена. У них присутствует «оптимизм до последнего».
Большинство исследователей указывают на связь стереотипов с гигантским влиянием СМИ, формирующих отношение к миру, на поведение, воспроизводящее поступки «героев», созданных прессой, радио или телевидением. Так, например, в настоящее время неким стереотипом становится человек, ориентированный на достижение, целеустремленный, рассчитывающий на свои собственные силы.
Внушение — это воздействие на личность, приводящее к появлению у человека помимо его воли и сознания определенных чувств и/или побуждающее человека к совершению определенных действий.
Находясь под внушением, человек не контролирует направленное на него воздействие. Проще всего внушить человеку то, к чему он предрасположен в силу своих потребностей и интересов. Однако внушить что-то можно и вопреки его воле, вызывая определенные чувства и состояния, толкающие к совершению поступка, возможно, совершенно не следующего из принимаемых им норм и принципов поведения. Сама по себе деятельность СМИ, ставящая задачей внушить что-либо обществу, является негуманной, поскольку люди не могут контролировать направленное на них воздействие и, соответственно, оказываются бессильными перед подобными внушениями.
Один из приемов внушения, который используется в современной журналисткой практике — создание информационного резонанса. Когда информационное сообщение вызывает большой информационный (общественный) резонанс, это означает, что последовала масса разносторонних комментариев, опубликованных в различных СМИ и содержащих разные, в том числе, и противоположные, оценки. Информационная тема, вызвавшая резонанс, не просто привлекла внимание СМИ и их аудитории, она превратилась в доминирующую тему.
Информационный резонанс применяется как инструмент для эффективной манипуляции общественным мнением. Будучи искусственно созданным, информационный резонанс выдаётся за проявление коллективной воли общества и используется заинтересованными лицами. Как правило для формирования «нужного» общественного мнения, внедрения в общественное сознание под видом объективной информации желательного для указанных лиц содержания. Информационный резонанс может использоваться теми или иными группами для давления на судебные органы, исполнительную и законодательную власть, правительство, общественные организации и политические партии. При создании нужного общественного мнения, средства массовой информации апеллируют к человеческим эмоциям, замалчивают «неудобные» детали того или иного события, подчёркивают нужные им обстоятельства, преувеличивая реальные масштабы того или иного происшествия.
Признаками информационного резонанса являются:
— появление большого количества разнородных комментариев, то есть комментариев, опубликованных в разных СМИ и содержащих различные, в том числе, и противоположные оценки, выводы и прогнозы;
— публикация относительно большого числа статей, связанных с резонирующим информационным сообщением, и соответствующих сюжетов в выпусках теленовостей и аналитических телепрограммах;
— увеличение объема статей, связанных с резонирующим сообщением, и хронометража соответствующих сюжетов в выпусках теленовостей;
— объявление соответствующих тем «темами дня (недели, месяца)»;
— публикация в газетах и журналах, а равно на сайтах в сети Интернет, заочных «круглых столов» и иных форм дискуссий по темам, связанным с резонирующим информационным сообщением;
— объявление тем, связанных с резонирующим информационным сообщением, темами телевизионных ток-шоу;
— проведение по темам и вопросам, связанным с резонирующим информационным сообщением, интерактивных опросов в ходе телевизионных программ, а также голосований на сайтах в сети Интернет;
— проведение по темам и вопросам, связанным с резонирующим информационным сообщением, социологических и рейтинговых исследований или опросов, имитирующих социологические и рейтинговые исследования, и публикация их результатов;
— публикация статей и телевизионных сюжетов, рассказывающих об истории тем и вопросов, связанных с резонирующим информационным сообщением, а равно статей и сюжетов, проводящих аналогию (осуществляющих противопоставление) с зарубежными странами;
— повышение статуса комментаторов, готовых публично высказываться на темы, связанные с резонирующим сообщением.
СМИ манипулирует националистическими стереотипами и негативными установками для провоцирования определенных действий. Так, например, в настоящее время для россиян очень болезненным является национальный вопрос, который практически ежедневно поднимают СМИ. Сформирован даже некий стереотип «лиц кавказской национальности», к которым большинство граждан нашей страны относятся с подозрением. Сообщения в СМИ подаются в эмоциональной и драматизированной форме. Экономические и социальные трудности объясняются присутствием «инородцев», мешающих налаживанию нормальных жизненных условий. Пресса иногда поддерживает экстремистские лозунги решительного изгнания людей другой национальности. Национальные вопросы нередко связываются с религиозными различиями.
Немало внушающих элементов содержат радио- и телепередачи. Например, религиозная буддистская организация «Аум сенрике» в течение длительного времени использовала популярный радиоканал «Маяк» для своих проповедей. За это время она приобрела такое количество приверженцев вероучения, которое в несколько тысяч раз превышало число последователей на родине основателя учения, который был привлечен к уголовной ответственности за причастность к убийству людей.
Таким образом, элементы внушения можно «подать» в любое время в «упаковке» с новостями, передачами, фильмами; можно манипулировать человеческим сознанием с помощью радио и даже путем подачи информации в определенном виде в печатной продукции. Попадая в подсознание человека, они заставляют его действовать определенным образом, а поскольку взаимодействие человека со СМИ происходит ежедневно, то и влияние на общество и на каждого человека в отдельности можно назвать очень существенным. Многие методы хорошо изучены и давно стали «классикой» манипулирования. Эти методы уже настолько «срослись» с деятельностью СМИ, что стали как бы составным компонентом деятельности.
Задача журналиста может заключаться в большей степени в достижении собственных целей и целей организации, которую он представляет. Для направленного воздействия на общественное мнение ему необходимо держать под контролем поток информации и манипулировать им. Пропаганда за многие годы отработала большое количество приемов для манипулирования общественным сознанием, которые действительно эффективны и позволяют влиять на массу определенным образом. Для воздействия на аудиторию журналист использует определенные методы, так, например, можно выделить метод дезинформации.
Дезинформация — распространение искаженных иди заведомо ложных сведений для достижения определенных целей.
Так как телекомпании выражают (в той или иной степени) интересы своих владельцев, телеэфир не может быть той ареной, где из столкновений разных мнений рождается истина, а телезритель, соответственно, лишается возможности рассмотреть явление с разных точек зрения и сделать осознанный выбор.
Так, программы теленовостей могут лишь с одной стороны отражать действительную картину мира. На изложение фактов в телевизионных новостях влияют не только ограничения, касающиеся важности и значимости событий, но и политические пристрастия журналистов.
Репортеров и редакторов в первую очередь интересует информация, которая:
— имеет отношение к конфликту или скандалу;
— касается странных и необычных случаев или известных людей;
— пригодна для превращения в драматичную и лично затрагивающую зрителей;
— проста в изложении за короткий отрезок времени;
— содержит визуальные элементы;
— соответствует теме, которая в настоящее время привлекает особое внимание общества.
У отдающих предпочтение фильмам и развлекательным программам подростков формируется картина мира, не соответствующая действительности:
— ТВ-полицейские раскрывают почти все преступления, что создает иллюзию полной победы над преступностью;
— в конце фильма невинный человек оправдывается и не оказывается в тюрьме;
— фигура 90-60-90 самая красивая;
Частые показы насилия по телевидению «культивируют» устойчивое впечатление о мире как ненадежном, злом и опасном. Пожилые люди редко становятся героями фильмов и передач. Подобная недооценка пожилых людей формирует представление о них как о незначительной части общества. Пожилые люди изображаются во второстепенных ролях.
Способ подачи информации позволяет отправителю контролировать уровень ее восприятия аудиторией. По способу подачи материала Г. Шиллер выделяет два метода манипулирования: метод дробления и метод немедленной подачи информации.
Сущность метода дробления (фрагментации) заключается в том, что по мере усложнения телевизионных программ длительность каждого их элемента сокращается во времени, что создает противоречие между действительным содержанием ка- кого-либо события и временем, отведенным для его демонстрации, т.е. информация, поданная мелкими порциями, не позволяет ею эффективно воспользоваться.
Немедленность подачи информации, по мнению Г. Шиллера, не только тесно связана с методом фрагментации, но и является обязательным элементом его осуществления. Однако такое ложное чувство срочности создает ощущение чрезвычайной важности передаваемой информации, хотя может таковой вовсе не являться, наоборот, отвлекая внимание человека от действительно значимой информации. Быстро чередующиеся сообщения об авиационных катастрофах, военных действиях, предвыборных поездках политических лидеров мешают составлению верных оценок и суждений, т.к. большинство важных событий обретают смысл лишь по истечении определенного времени.
В основе механизма мифологизации лежат подтасовка, сокрытие фактов, событий, документов. Но мифы всегда имеют под собой реальную основу, некое реально произошедшее событие, определенный свершившийся факт. Быстрому их распространению часто способствует низкая информационная культура, склонность к некритическому восприятию действительности. Большое количество мифов порождается условиями монополизации информации. Неосведомленность граждан позволяет властным структурам оказывать через СМИ скрытое воздействие на общественное мнение.
Создатели рекламы утверждают, что «люди курят не сигареты, а их образ», «женщины покупают не косметику, а желание быть красивой» и т.д. Так, например, хорошо знаком образ мужественного ковбоя, предпочитающего сигареты «Marlboro».
СМИ формирует огромное разнообразие имиджей политиков, актеров, музыкантов, режиссеров. В немалой степени этому способствует телевидение, которое является основой создания сценического имиджа (Мэрилин Монро). Формируя имидж, СМИ формируют и представление о человеке, привлекает к нему внимание населения. Особенно запоминающимися выглядят первое время эпатажные, яркие, оригинальные образы.
И, чтобы образ не стал «затертым», СМИ часто представляют его в несколько ином «свете», что часто вновь привлекает аудиторию.
Сложно определить наиболее эффективный метод, поскольку каждый из них оказывает определенное целенаправленное влияние. Все эти средства внушения оказывают огромнейшее влияние на человеческое сознание, заставляя самого человека действовать и думать определенным образом.