Что служило жильем у сарматов
Сарматы
Сарматы появились на исторической сцене в VII веке до нашей эры в районе степи, расположенном к востоку от Дона и к югу от Урала.
Народ, зародившийся в уральских степях, постепенно переместился на запад под напором агрессивных азиатских соседей.
На новом месте кочевников ждал обильный и относительно свободный от конкурентов край.
На протяжении столетий сарматы жили в относительном мире со своими западными родственниками и соседями — скифами.
В III веке до нашей эры или немногим ранее сарматы перешли через Дон и атаковали скифов, населявших северное побережье Чёрного моря (Понт Эвксинский).
Вскоре, как писал Диодор, «большая часть этой страны превратилась в пустыню».
Уцелевшие скифы ушли в Крым и Бессарабию, оставив свои пастбища пришельцам.
На территории Украины сарматы занимали Причерноморские степи между Доном и Днепром, и часто проникали аж до Южного Буга и Дуная.
А пришли они в наши степи из Поволжья и Приуралья.
Этот кочевой народ, сумевший около 600 лет удерживать обширную территорию, доставляя немало хлопот соседям…
Кто такие сарматы и кто их предки?
Они произошли из когда-то единого индоевропейского народа.
Постепенно из этой общности выделилась ираноязычная группа. А внутри неё образовалась северная скифская ветвь. Вот к ней и принадлежали сарматы.
То есть сарматы – родственные со скифами ираноязычные племена.
Они были высоки, красивы и светлоголовы.
Сарматы никогда не составляли единую народность. Они были разделены на несколько племен.
Их названия известны благодаря античным источникам, когда имена степняков вселяли трепет и ужас в мирных оседлых соседей.
Происхождение названия сарматов покрыто глубокой тайной.
Считается, что первый раз о них упомянул Геродот в V веке до нашей эры, назвав племена кочевников к востоку от Танаиса «савроматами». Это в переводе с греческого означает «ящероголовые».
О «савроматах» писали и другие античные авторы – Гиппократ, Скилакс, Скимн, Публий Овидий Назон, Помпий Мела, Плиний Младший.
И только с II века до нашей эры закрепляется имя «сарматы» (с лёгкой руки Клавдия Птолемея – александрийского географа, математика, асторонома).
Ошибка ли переписчика привела к изменению названия или имелись в виду два разных племени неизвестно. Но в силу тождества территории принято считать савроматов Геродота сарматами.
В I веке до нашей эры греческий географ Страбон упоминает после сарматов несколько племён, наиболее известными из которых были роксоланы. Их название переводится из иранских языков как белые аланы.
Их-то позднее и принял Ломоносов за предков русов.
В период, когда сарматы впервые появились на исторической сцене, они населяли земли, прилегающие к восточным границам Скифии.
• Как утверждал Геродот:
«За рекой Танаисом уже не скифская земля: первый из тамошних участков принадлежит савроматам, которые, начиная от угла Меотийского озера, занимают пространство на 15 дней пути к северу, на котором не растёт никаких деревьев, ни диких, ни насаженных».
• Другой греческий автор, Гиппократ, также помещал сарматов в земли, примыкающие к Азовскому морю.
• Согласно Страбону, то, что находится за рекой Танаис, известно очень мало, «поскольку эта местность холодна и пустынна».
• Согласно легенде, сарматы произошли от союза амазонок со скифскими юношами:
Греки, стремясь колонизировать богатые причерноморские степи, долго и безуспешно воевали с амазонками. Однажды они одержали победу, взяли в плен немало воительниц и решили отвезти их в Элладу, чтобы там вступить с ними в брак. Когда парусники вышли в Чёрное море, греки стали бурно отмечать свою победу. Воспользовавшись этим, амазонки перебили своих победителей. Однако степные воительницы не знали морского дела, поэтому скоро ветер выбросил их корабли на заселённый скифами берег Меотийского озера (Азовское море). Ступив на землю, амазонки захватили табуны скифских коней, разгромили местные стойбища, некоторые скифские городища. Скифские цари послали им на встречу отряд молодых воинов. Но сражение между амазонками и молодыми скифами не состоялось: оба лагеря сошлись и мирно вступили в брак.
• Вот что мы читаем у Геродота по этому поводу:
Главная особенность сарматского общества – ведущая роль женщины.
Влияние женщин в сарматском обществе было столь велико, что некоторые древние авторы называли сарматов «гюнайкократуменами» («женоуправляемые», управляемые женщинами).
• Один из греческих мудрецов дал этим представительницам «слабого пола» такую характеристику:
«Они не знакомы с законом, не признают никаких царей, даже великих, своим имуществом считают то, что взяли с поля боя, а в душе не имеют ничего, кроме дерзости, дикости и жестокости. Они мастера метать дротики и добивать противников короткими мечами».
Геродот сравнивал их с амазонками.
Среди сарматских женщин выделялись:
— воительницы,
— жрецы и
— царицы.
Сарматские женщины одевались как мужчины.
Они лихо скакали на конях, ловко пользовались арканом, копьём, мечом, луком со стрелами.
«В Европе есть скифский народ, живущий вокруг озера Меотиды и отличающийся от других народов. Их женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики, сидя на конях, и сражаются с врагами, пока они в девушках; а замуж они не выходят, пока не убьют трёх неприятелей, и поселяются на жительство с мужьями не прежде, чем совершат обычные жертвоприношения. Та, которая выйдет замуж, перестаёт ездить верхом, пока не явится необходимость поголовно выступать в поход. У них нет правой груди, ибо ещё в раннем детстве матери их, раскалив приготовленный с этой целью медный инструмент, прикладывают его к правой груди и выжигают, так что она теряет способность расти, и вся сила и изобилие соков переходит в правое плечо и руку».
Исследователи объясняют столь воинственный образ сарматок тем, что, когда их мужчины уходили в длительные военные походы, женщины сами охраняли стада и имущество. Для этого они могли создавать специальные женские отряды.
Геродот рассказывал, как женские конные отряды совершали сокрушительные набеги на греческие города в Средней Азии и Балканах.
Впоследствии, когда на основе сарматских племён возникли новые сарматские союзы, признаки матриархата исчезли.
Сарматское общество стало патриархальным…
Сарматы – это народ воинов-конников, хорошо вооружённых и храбрых.
Они отличались своей агрессивностью и воинственностью.
Кто такие сарматы в качестве солдат?
Сарматы были очень ловкими воинами.
Их арсенал состоял из:
— Изогнутого короткого лука.
Стрельбу из него сарматы, в отличие от многих народов вели по-«скифски». Они натягивали тетиву не к груди, как другие, а к плечу и стреляли с одинаковой ловкостью, как с правого, так и с левого плеча.
• Овидий говорил о сарматах:
«. Их сила в стреле, в полном колчане и в быстром, не знающем усталости коне».
Лук вместе со стрелами носили с левой стороны у пояса в кожаном футляре.
В колчан обычно вкладывали пять стрел.
— Короткого железного меча (известного как акинак) или длинного (от 110-ти сантиметров до 130-ти сантиметров) меча.
Реже использовались:
— Длинные пики.
Широким ремнём пика прикреплялась к шее лошади, нижний её конец при помощи петли держался на крупе коня. Всадники держали его двумя руками и направляли в нужную сторону. На скаку такая конструкция приобретала невероятную пробивную силу, пробивая сразу двух человек со щитами и в латах.
— Длинные тяжёлые копья.
Его длина составляла 3 и более метров (до 4,5 метра), и держать его приходилось уже двумя руками.
Пробивная мощь всадника с таким копьём была чрезвычайно велика.
При первом ударе конник мог «нанизать» на копьё несколько человек, после чего отбрасывал его и брался за меч.
— Боевые топоры.
Также есть свидетельства античных историков о популярности у кочевников:
— пращей и
— лассо.
Тацит и Страбон отмечали, что сарматы применяли небольшие плетёные щиты обтянутые кожей. Но особого значения они не имели. Это было связано с тем, что в ходе длительного времени сарматам удалось создать достаточно надёжные, удобные и искусно изготовленные защитные доспехи.
Металлические доспехи существовали у сарматов в виде чешуйчатой брони.
Принцип её изготовления достаточно хорошо известен по сохранившимся изображениям и описаниям.
Особенно точно и подробно рассказывает о таких доспехах Гелиодор.
По его словам, они состояли из медных и железных чешуек, нашитых на холст или кожу рядами, так что чешуйки одного ряда, прикрывали до половины чешуйки другого, не оставляя промежутков.
Такой панцирь выдержи¬вал удары мечом и копьём даже в ближнем бою.
Не только всадник, но и его конь были с головы до ног одеты в такую броню, которая благодаря своей гибкости не стесняла движений и плотно прилегала к телу.
На ноги иногда надевали, помимо брони, металлические поножи.
А голову прикрывали шишаками (шлемами), чаще всего из бычьей сыромятной кожи с металлическими полосами.
Войско сарматов состояло из лучников и обоза, к которому причислялись пешие воины (копейщики).
При этом главным родом войска была лёгкая конница.
Огромное преимущество перед римской конницей давало сарматам использование стремян. Благодаря им они крепче держались в седле (правда, сарматские стремена были, как правило, не железные, а кожаные).
Атака представляла собой нападение большой группы всадников, на всем скаку обстреливавших противника из лука.
В первые века нашей эры у сарматов получает распространение тяжеловооружённая конница катафрактариев.
Построенная в тесном строю, эта конница прорывала любые построения и при массированном кавалерийском ударе не знала себе равных в степях Евразии.
И когда она наступала сомкнутым клином, против неё не могло устоять ни одно войско.
Тацит замечал, что остановить напор сарматской кавалерии можно было только на пересечённой или заболоченной местности.
Или же при неблагоприятных для конницы погодных условиях.
К примеру, в дождливый день, когда сарматские кони могли поскользнуться под тяжестью закованного в броню всадника.
Достаточно часто сарматы применяли тактику набегов, основной целью которых было обогащение. В то же время мощное нашествие многочисленного конного войска приводило к деморализации подвергшихся нападению.
Как правило, после таких нападений сарматы заставляли побеждённых выплачивать дань.
Тацит отмечал внезапность и неожиданность таких набегов, особый способ метания дротиков, виртуозность набрасывания арканов на противника. Использование оригинальной тактики переменного боя, когда конные сарматы, оставив лук, врезались в строй противника копьями.
В военных походах каждый сармат использовал не менее 2-х коней. Особенно важно это было в длительных набегах.
• Аммиан Марцеллин свидетельствовал:
«Они преодолевают огромные расстояния, когда преследуют врага или бегут сами, сидя на быстрых и послушных конях, ещё и каждый ведёт в поводу запасного, чтобы, пересаживаться с одного на другого, сберечь силы коней и, давая отдых, восстановить их бодрость».
Сарматы пребывали на стадии военной демократии.
Античные народы упоминают сарматских вождей, царей и дружинников.
По мнению древних авторов, сарматы «составляли одно племя, но разделённое на несколько народов с ранними названиями».
В политическом отношении сарматская орда (Сарматия) была конфедерацией нескольких родственных племён:
— языги,
— роксоланы,
— аланы (или асы, «ясы» нашей летописи, предки осетин).
Античные историки и географы, пытавшиеся объяснить, кто такие сарматы, отмечали, что у этого народа не было института рабства.
Все люди у них обладали личной свободой.
Вождями у степняков избирались самые прославленные воины.
Особую роль в жизни сарматов, как впрочем всех кочевых племен, играла война.
Сами условия и образ жизни способствовали образованию военизированного общества.
Многие авторы отмечают храбрость и воинственность сарматов, называют их «неприступными варварами», «свирепые видом и голосом, обросшие волосами и бородой, они — живое подобие Марса».
Сарматские племена можно назвать «народ войско», так как все мужчины были воинами.
Кочуя с места на место, они сражались за пастбища. Достаточно часто совершали набеги с целью грабежа.
Античных авторов военные обычаи сарматов поражали чрезвычайной дикостью и жестокостью.
«. С черепов убитых неприятелей они снимают кожу и, выделав её, привязывают к поводьям своих лошадей как доказательство своей храбрости; черепа же отделывают, иногда украшают золотом и употребляют как чаши».
По мере продвижения сарматов на запад роль войны в их жизни значительно возрастает.
В I веке нашей эры сарматы оставили особенно заметный след в истории, совершив несколько успешных набегов на своих оседлых соседей.
Вторгшись в Малую Азию, кочевники опустошили земли, населённые парфянами, индийцами и армянами.
Одновременно другие сарматские племена грабили дунайские провинции Римской Империи: Паннонию и Мезию.
Затем сарматы прошли дальше по нижнему течению Дуная и закрепились на Венгерской равнине.
Готы и гунны положили конец владычеству сарматов в Северном Причерноморье.
Но их последняя волна – аланская орда – докатилась до Балтики, Испании и Северной Африки. Правда, уже в союзе с другими варварами, вандалами и свевами.
А) Основным занятием сарматов было кочевое скотоводство:
• разведение лошадей;
• овцеводство;
• разведение крупного рогатого скота.
«Они следуют за своими стадами, выбирая всегда местности с хорошими пастбищами, зимой в болотах возле Меотиды, а летом на равнинах».
Надо отметить, что даже в сравнении с другими кочевыми народами, сарматы выделялись высокой подвижностью.
В значительной степени это объясняется составом сарматских стад.
Наиболее распространёнными животными в них были лошади и овцы (крупного рогатого скота, вероятно, было немного).
Интенсивность перекочевок была настолько высока, что в течение года сарматы совершали по существу замкнутый цикл по территории своих огромных владений. И овцы и лошади относятся к числу тех животных, которые, совершая такое «путешествие», не утрачивают веса и жизненных сил.
Пожалуй, невозможно переоценить роль лошади в жизни сарматов. Она была для них всем.
• Об этом прекрасно свидетельствовал Тацит:
«Удивительно, как доблесть сарматов лежит как бы вне их самих».
• Но они, по словам Овидия:
«. Способны к любым долгим скачкам».
Прекрасно описал качества этих лошадей воевавший с сарматами Ариан.
• Он утверждал, что этих:
«. Коней сначала трудно разогнать, так что можно отнестись к ним с полным пренебрежением, если увидеть, как их сравнивают с конём фессалийским, они выдерживают какие угодно труды; и тогда можно увидеть, как тот резвый, рослый и ретивый конь выбивается из сил, а эта лошадёнка сначала перегоняет того, а потом оставляет далеко позади».
Б) Сарматы знали ремёсла:
• ткачество;
• оружейное дело;
• кузнечество;
• бронзолитейное дело;
• кожевенное дело;
• деревообрабатывающее дело;
• гончарство;
• прядение.
В) Занимались они также охотой и рыболовством.
Г) Часть сарматов вела оседлый образ жизни, и занималась земледелием на равнинах и долинах рек Дона, Днепра, Дуная.
Д) Большое значение в их хозяйстве имела торговля.
Торговали они с греческими городами Причерноморья, Китаем, Индией, Ираном, Кавказом.
Основным жилищем сарматов являлись кибитки, изготовленные из войлока и поставленные на колёса.
Жилища сарматские представляли собой остовы из жердей, покрытые шкурами или войлоком. Такая конструкция устанавливалась на 4-х- или 6-ти колёсные повозки. В них запрягали по несколько волов.
О таких повозках упоминал Эсхил.
Он называл их «скрипучими телегами, влекомыми волами».
Сарматы жили питаясь мясом и молоком.
Отличительной чертой их наружности были длинные рыжеватые волосы.
Римский историк Аммиан Марцеллин (2-я половина IV века) находил внешность сарматов «симпатичной», даже несмотря на то, что «свирепостью своего взгляда они внушают страх, как бы они ни сдерживались».
• Помпоний Мела писал:
«Сарматы не живут в городах и даже не имеют постоянных мест жительства. Они вечно живут лагерем, перевозя имущество и богатство туда, куда привлекают их лучшие пастбища или принуждаютотступающие или преследующие враги».
Во время перекочёвок сарматы перевозили своих детей, стариков, женщин и имущество в кибитках.
• Как сообщал греческий географ конца I века до нашей эры — начала I века нашей эры Страбон:
«Кибитки номадов (кочевников) сделаны из войлока и прикреплены к повозкам, на которых он и живут, вокруг кибиток пасётся скот, мясом, сыром и молоком которого они питаются».
• Аммиан Марцеллин писал:
«В них мужья спят со своими жёнами, в них рождаются и вскармливаются дети».
Зиму сарматы проводили на южном крае степей, неподалёку от Чёрного и Каспийского морей, в районе устий Дона, Днепра и Волги.
Весной они откочевывали на север.
Одежда сарматов была во многом схожа со скифской.
Многие сарматские украшения — настоящие шедевры ювелирного искусства.
Часть из них выполнены в полихромном стиле, когда в золотых и серебряных изделиях использовали вставки драгоценных и полудрагоценных камней: бирюзы, граната, рубина, сердолика.
Та система ценностей, которой придерживались сарматы, ставила убийство и разрушение в разряд высочайших доблестей.
• Аммиан Марцеллин писал об аланах, одном из племён, входивших в состав сарматской орды:
Этому мировоззрению суждено было стать господствующим на протяжении нескольких столетий.
Характерной чертой мировоззрения сарматов был политеизм.
Степняки были язычниками.
Большое значение имело обожествление сил природы.
Господствовал культ солнца и огня.
С ним связан и культ Великой богини плодородия – богини-матери (Астарты). Великая Мать являлась воплощением творческой силы природы и благополучия.
Сильными и беспощадными выглядят богини Гекаэрга (в переводе – Защитница, Лучница, Далеко Стреляющая) и её сестра Опис (Кара, Месть).
Бог-мужчина – Утофарн был опекуном домашнего очага.
Особое отношение у сармат было к мечу.
Его втыкали в землю, принося ему молитвы как Богу войны.
У сарматов сохранились некоторые пережитки тотемизма. И изображению ряда животных (орла, оленя, барса, волка, медведя) они приписывали магическую силу.
Они верили в целительную силу и охранительные свойства камней, из которых изготовляли амулеты и стеллы. Особой магической силой сарматы наделяли зеркало.
Сарматы уважали божества, живущие в воде (озёрах и реках) и устраивали в их честь специальные праздники.
Большое значение у сарматов имел культ мёртвых и вера в загробную жизнь.
После почти 600-летнего господства, в III веке нашей эры в результате натиска германских племен готов, а позже – гуннов, сарматы сошли с исторической арены.
И лишь степные курганы сберегают память о народе «опоясанном мечом»…
Племена сарматов: история, быт и культура, военное дело
Сарматы – кочевые скотоводческие племена, создавшие в третьем веке до нашей эры сильное государство на Востоке Европы, и оно просуществовало до четвертого века нашей эры.
История
Впервые сарматы упоминаются в известном труде Геродота «История». Историки сообщают, что сарматы пришли из Мидии, Геродот говорит, что они были потомками амазонок.
Сначала племена сарматов была соседями государства скифов. Между двумя народами был мир, иногда они объединялись в общей борьбе против персов. Сарматские войны даже стояли на службе у скифских царей.
В третьем веке ситуация коренным образом меняется. Сарматы начинают наступление на Скифию. Именно в этот период скифское царство переживало свой упадок, так что сарматы выбрали подходящий момент для наступления. Массовые набеги на скифские земли сменились колонизацией этих земель племенами сарматов.
Сарматы после основания своего государства стали одним из самых сильных народов Европы того периода. Они установили господство в европейских степях, и затем начали налаживать отношения с соседними государствами.
Уже в начале нашей эры началось Великое переселение народов, связанное с движением племен гуннов. Их племена вынудили многих сарматов покинуть свои земли и напасть на Римскую империю. Гунны постепенно вытесняют сарматов из их земель.
Жилища сарматов
Как сообщают многие историки, сарматы вели кочевой образ жизни. Следовательно, их жилищами были шатры. Они никогда не жили в
городах и не останавливались нигде на долгое время. Их шатры были легкими, и их можно было легко собрать и разобрать.
Одежда
Сарматы носили длинные просторные штаны из нетолстой ткани, они могут напоминать многим шаровары. На торс они надевали кожаные куртки. На ногах носили сапоги, они также были сделаны из кожи. Многие историки считают, что женщины сарматов носили туже одежду, что и мужчины. Объясняют это тем, что сарматы были воинственным народом, и женщины участвовали в боях наряду с мужчинами.
Роль женщины в обществе
Кроме этого, сарматские женщины занимали высокое положение в обществе. Сначала сарматское общество было матриархальным, но затем было вытеснено патриархатом. Однако роль женщины оставалась, как и прежде, высокой и почетной.
Культура
Все племена сарматы поклонялись животным, центральное место в их верования занимал образ барана. Изображение барана часто находят на оружии и на предметах быта, в основном посуде. Кроме поклонения животным, они верили в культ предков. Есть сведенья, что сарматские воины поклонялись мечу.
Военное дело
Как гласят многие источники, сарматы считались превосходными воинами. Они воевали в основном в конном строю. Основу армии составляла тяжелая конница, многие считают, что именно сарматы создали такой род войск как тяжелая кавалерия.
В качестве брони они использовали доспехи из кожи.
Тактика ведения боя сарматов была довольно развитой для своего времени, и даже Римская империя пользовалась подобными маневрами и тактикой. Кроме тактики использовали и сарматское вооружение, в основном это был меч.
Историки подчеркивают выносливость сарматской конницы, некоторые гласили, что они могли преодолевать расстояние в 150 миль всего за один день.
Подводя итоги, следует сказать, что сарматы сумели создать одно из сильнейших государств, расцвет которого припадает на конец третьего веке до н.э. и до начала третьего века н.э. Затем наступает упадок, а окончательно оно распалось из-за интенсивных переселения гуннов.
Сарматы были превосходными конными воинами и с ним считались все соседние государства.
ХОЗЯЙСТВО, БЫТ И КУЛЬТУРА САРМАТСКИХ ПЛЕМЕН
ХОЗЯЙСТВО, БЫТ И КУЛЬТУРА САРМАТСКИХ ПЛЕМЕН
В степях Северного Причерноморья сарматы занимались скотоводством и вели кочевой образ жизни, совершая в течение года замкнутый цикл перекочевок по определенным маршрутам. «Они следуют за своими стадами, — свидетельствует Страбон, — выбирая всегда местности с хорошими пастбищами. Сарматы разводили крупный рогатый скот, овец и мелкую породу лошадей».
Дополнительным промыслом была охота на диких зверей, в которой вместе с мужчинами принимали участие и женщины, тренируясь в стрельбе из лука и верховой езде.
Жилищем для кочевников служили кибитки, сделанные из войлока и поставленные на повозки.
Основной пищей их были мясо, сыр и молоко. Сарматы питались также просяной кашей.
Мужская одежда сарматов мало чем отличалась от скифской. Самым распространенным был плащ греческого типа, скрепленный на плече фибулой. Головным убором служил остроконечный башлык.
Женщины носили длинную одежду, часто стянутую поясом и скрепленную на груди и плечах фибулами, а также длинные шаровары. Ворот, рукава и подол одежды обшивали мелкими бусами. Платье знатных женщин украшалось вышивкой золотом.
Обувь с острыми носами также расшивалась бусами. Весь убор дополнялся диадемами, ожерельями, серьгами, подвесками, браслетами, кольцами и перстнями. Признаками знатности были золотые гривны и венцы.
Разнообразный ассортимент предметов быта, вооружения и украшений, обнаруженный при раскопках, говорит о существовании у сарматов различных домашних ремесел: кузнечного, бронзолитейного, кожевенного, деревоотделочного и других. Сарматские женщины занимались ткачеством, вышиванием, изготовлением войлочных изделий, простой глиняной посуды.
Большое значение в жизни сарматов имели войны, которые велись из-за пастбищ или с целью захвата добычи. Особенно возросла роль войны в ходе продвижения сарматов на запад. В это время совершенствуются организация войска, военная тактика, вооружение. Налаживается массовое изготовление железных наконечников стрел, сменивших бронзовые. Входит в обиход новая форма короткого меча с кольцевым навершием. Появляются панцири с комбинированным набором из чешуек, пластин и кольчужного плетения. Во II—IV веках распространяются кольчуги. Изготовленные из прутьев щиты имели круглые металлические украшения.
Решающую роль у сарматов играл конный бой. В первые века нашей эры особое значение получает тяжеловооруженная конница катафрактариев. Они были вооружены длинными копьями, которые держали двумя руками на перевеси и длинными прямыми мечами для удара с коня.
Источники отмечают внезапность и неожиданность атаки сарматов, особый способ метания дротиков, набрасывание арканов на противника. Они применяли атаку переменного боя, когда конные сарматы, оставив лук, набрасывались на противника с копьями.
Сарматы вели оживленную торговлю, особенно с греками. Они продавали рабов, шкуры и другие товары кочевников, а греки взамен привозили одежду, вино, украшения и другие изделия.
Постоянные войны усилили у сарматов власть вождя — «царя», вокруг которого группировалась военная дружина. Родовой строй у сарматов держался стойко, и они в своем политическом развитии не перешли к созданию единого государства.
Отличительной особенностью сарматского общественного строя, особенно на раннем этапе его развития, было наличие пережитков матриархата. Ряд античных авторов называет сарматов женоуправляемыми. В исторических источниках упоминаются сарматские царицы Амага, Тамирис и другие. Сарматские женщины отличались смелым воинственным характером. Они ходили на войну вместе со своими мужьями.
У сарматов существовали религиозные представления. Главным предметом культа, как и у скифов, был меч, олицетворяющий бога войны. По словам историка, сарматы «втыкают в землю меч и с благоговением поклоняются ему, как Марсу».
Они почитали великую богиню плодородия, которая была и покровительницей коней. У сарматов также существовал культ солнца и огня, хранительницами которого были специальные жрицы.
Было развито и сарматское искусство. Большое место в художественном оформлении вещей у сарматов занимало украшение их разноцветными стеклами, полудрагоценными камнями и эмалью, вкрапленными в гнезда и, как правило, обрамленными филигранным узором.
Кочевой образ жизни сарматов и широкие торговые связи содействовали вовлечению их в сферу разнообразных культурных влияний Востока, античного Юга и Запада, наложивших особый отпечаток на сарматскую культуру. С приходом сарматов во многом изменился состав населения Крыма, включавшего в себя новые этнические элементы. Об этом свидетельствует увеличение количества «варварских» слов в надписях Пантикапея, Херсонеса и других черноморских городов. Проникновение сарматов в причерноморские города и вхождение их в число правящих династий на Боспоре привело к дальнейшей сарматизации античной культуры. Сарматы оказали большое влияние на экономику и общественную жизнь, способствовали изменению общего облика костюма, распространению нового типа вооружения и применению новых приемов ведения войны.
Вопросы и задания
1. Какой образ жизни вели сарматы? Почему?
2. Расскажи об одежде сарматов.
3. С какой целью сарматы вели войны? В чем заключалась военная тактика сарматов?
4. Расскажи о вооружении сарматов.
5. Чем торговали сарматы, что покупали у соседних народов?
6. Какова особенность сарматского общественного строя?
7. Расскажи о религиозных представлениях сарматов.
Читайте также
Хозяйство, культура, общество
Хозяйство, культура, общество Вторая половина VI в. более богата объективными сведениями о внутренней жизни славянского мира, чем предшествующий период. Из авторов письменных свидетельств, прежде всего, обязаны мы этим императору Маврикию, создавшему в конце века свой
ВОЙНА ПЛЕМЕН
ВОЙНА ПЛЕМЕН Для понимания событий нам придется вернуться на два года назад в северную Шаньси, на границу ее с Великой степью. Там, в пограничной крепости, на месте современного Чжэнь-динфу, стояли регулярные войска Китая, не принимавшие участия в войне князей и не
МИР СКИФСКИХ ПЛЕМЕН
МИР СКИФСКИХ ПЛЕМЕН Обширное степное пространство от Карпат до Алтая занимали скифы, которые, по словам «отца истории» Геродота, являлись, наряду с кельтами, самым мощным варварским народом Европы. Пятисотлетний период господства непобедимых и неприступных скифов в
РАССЕЛЕНИЕ ОГУЗСКИХ ПЛЕМЕН
РАССЕЛЕНИЕ ОГУЗСКИХ ПЛЕМЕН На пространствах Средней Азии в этот период обитали огузские племена. Они расселялись в Северном Прикаспии, бассейне Сырдарьи и в Приаралье, основное их занятие составляло скотоводство: огузы разводили овец, лошадей и верблюдов, им также были
Одно из племен
Одно из племен Горы севера, востока и запада Бирмы были населены многочисленными племенами. Эти племена все время находились в движении, продвигаясь в основном к югу.Племена бирманского севера были, по сообщениям китайских хроник, весьма воинственны. Их охотно зачисляли
Хозяйство мезолитических племен северной Европы
Хозяйство мезолитических племен северной Европы Как правило, люди культуры Маглемосе поселялись среди болот и топей на мысах и отдельных островках суши, по берегам рек и озер. Судя по уцелевшим на стоянках культурным остаткам, их обитатели были ловкими и смелыми
Культурная роль римской армии. Культура обыденная и культура сакральная
Культурная роль римской армии. Культура обыденная и культура сакральная Мы убедились, что солдаты играли важную экономическую роль, но делали это косвенным образом, поскольку подобная деятельность не составляла главного смысла их существования. Аналогичным было их
§ 2. Великоморавский союз племён
§ 2. Великоморавский союз племён В конце VIII — начале IX столетия чехо-моравские племена подверглись нападению со стороны франков. Карл Великий (768–814) разбил аваров и вытеснил их из славянских земель. Франки утвердили свою власть над славянами между Савой и Дравой и далее
СОЮ3Ы ПЛЕМЕН
СОЮ3Ы ПЛЕМЕН Те объединения племен арабов, которые образовались севернее Неджда и о которых имеется достаточное число свидетельств, находились на том уровне развития общественных отношений, которые могут быть названы племенными союзами. Сохраняя свою родовую
2. Возникновение племен
2. Возникновение племен Откуда взялись предки нынешних народов? Это неизвестно. Существует весьма популярная индоарийская теория происхождения народов Европы, но она — только теория. Если вы сами займетесь изучением «истории вопроса», то будете поражены любопытным
Ямная культура и культура шнуровой керамики
Ямная культура и культура шнуровой керамики К крупным историческим событиям конца IV — начала III тысячелетий относится возникновение огромной Ямной культурно-исторической общности, простиравшейся от южного Приуралья до Прутско-Днестровского междуречья. На севере ее
1.4. КУЛЬТУРА ВООБЩЕ, ЛОКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ, ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ЦЕЛОМ
1.4. КУЛЬТУРА ВООБЩЕ, ЛОКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ, ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ЦЕЛОМ 1.4.1. Понятие культуры вообще О понятии культуры написаны горы литературы. Существует огромное множество определений слова «культура». Разные авторы вкладывают в него самый различный смысл.
Хозяйство, культура, общество
Хозяйство, культура, общество Вторая половина VI в. более богата объективными сведениями о внутренней жизни славянского мира, чем предшествующий период. Из авторов письменных свидетельств, прежде всего, обязаны мы этим императору Маврикию, создавшему в конце века свой