Что слушают современные люди
Русский рэп и немного рока. Какую музыку слушали в России в 2020 году
Рэп, хип-хоп, а также синтез обоих стилей — представители этих направлений в уходящем году стали самыми популярными среди пользователей стриминговых сервисов. Рэперы Моргенштерн и Скриптонит, дуэт Artik & Asti, поп-певица Zivert интересовали любителей современной музыки. На этом фоне выделяются ушедшие со сцены российские панк-рокеры из «Короля и Шута», а также индастриал-металлисты из Rammstein, которых продолжают любить российские ценители тяжелой музыки. В 2020-м стриминговые сервисы также отметили рост популярности подкастов: они хоть как-то смогли компенсировать нехватку задушевных разговоров в условиях самоизоляции и работы на удаленке.
Топ-10 треков:
У россиян в последние годы формировался рост интереса к русскоязычной музыке. Как рассказали РБК специалисты сервиса «Яндекс.Музыка», в 2020 году эта тенденция проявилась и в рейтинге самых популярных песен.
Дуэт Artik & Asti помимо лидерства в топе треков стал самой прослушиваемой русскоязычной группой. Из иностранных коллективов на первом месте Rammstein. Лидером среди исполнителей-мужчин на русском языке стал рэпер Моргенштерн, на иностранном — канадец The Weeknd. Среди исполнительниц слушатели отдали предпочтение отечественной поп-певице Zivert и американке Билли Айлиш.
Еще один тренд уходящего года, по версии «Яндекс.Музыка», — рост интереса к подкастам. В среднем 28% подписчиков сервиса включали их хотя бы раз в месяц. Среднее время прослушивания на одного пользователя — один час в день. Самым популярным подкастом оказался «ТЕД на русском». Слушателям были интересны темы отношений, воспитания детей и пандемии коронавируса. «Подкасты — пожалуй, самый личный формат контента, почти разговор по душам, поэтому они стали так востребованы на удаленке, когда круг общения резко сузился», — объяснил продюсер подкастов «Яндекс.Музыка» Илья Карпухин.
Топ-5 треков:
Запустившийся в России в июле сервис Spotify первые итоги своей работы подвел в начале декабря. По его данным, чаще всего россияне слушают русский и зарубежный рэп. Об этом говорит не только топ самых прослушиваемых треков, но и рейтинг популярных исполнителей. Первое место занял российско-испанский представитель хип-хопа kizaru, Моргенштерн — второй. В пятерке также оказались казахстанский исполнитель Скриптонит, белорусский рэпер ЛСП и российский хип-хопер Boulevard Depo.
Самой любимой исполнительницей у жителей России, по версии Spotify, стала певица Билли Айлиш. Кроме того, пользователи часто слушали поп-рок певицу из России Дору, американку Ариану Гранде, а также российских Алену Швец и Zivert. Из групп россиянам больше всего полюбился южнокорейский мужской бэнд BTS. На втором месте оказался хип-хоп дуэт Miyagi & Andy Panda, на третьем — легенда российского рока «Король и Шут» (после смерти лидера коллектива Михаила Горшенева в 2013 году группа прекратила свое существование).
Что касается самых популярных российских музыкантов, которых слушали за рубежом, здесь топ возглавил композитор Петр Чайковский. Его произведения в исполнении оркестров и современных музыкантов добавлены более чем в 100 плей-листов, сообщили в Spotify. Вторым оказался Tony Igy — автор трека Astronomia, который прославился благодаря мему Coffin dance с танцующими носильщиками гробов.
Кстати, в пандемию коронавируса время прослушивания плейлистов для поддержания душевного равновесия среди пользователей Spotify по всему миру выросло на 23%. Кроме того, пользователи стали создавать специальные плейлисты для работы и учебы дома.
Топ-10 треков:
На Apple Music самой скачиваемой музыкой в России в 2020-м также стал хип-хоп. Скриптонит, который презентовал свой альбом «2004» еще в начале года, стал самым популярным артистом на платформе. Не было ни одной недели, чтобы пластинка не попадала в топ-10 альбомов чарта Apple Music. В пятерку главных артистов года также вошли Моргенштерн, Zivert, Jony и Artik & Asti.
Итогами музыкального года поделились и в Shazam, одном из самых известных приложений для поиска музыки и текстов песен (сервис принадлежит Apple). Самым запрашиваемым треком в России и по всему миру стала песня Dance Monkey австралийской певицы Tones And I. Пользователи обращались к Shazam 24,6 млн раз, чтобы распознать этот трек. Это абсолютный рекорд за всю историю приложения, отметили представители приложения.
«ВКонтакте» (сервис Boom)
Топ-10 треков:
Самым заметным музыкантом года сервис признал рэпера Моргенштерна. Его релиз «Звездная пыль» получил звание альбома года, а сам исполнитель стал артистом года по версии «ВКонтакте». Кроме того, в топ-30 треков попали четыре песни, записанные Моргенштерном или вместе с ним. Во время самоизоляции, отметили в соцсети, пользователи чаще всего слушали песню «Кайф ты поймала» от Konfuz.
Кроме того, пользователи «ВКонтакте» стали больше интересоваться подкастами. По подсчетам сервиса, в этом году число их слушателей выросло в 3,5 раза. Подкастом года стал ВПШ, где обсуждают тренды, музыку, моду и шоу-бизнес.
Российские любители музыки на фоне пандемии чаще интересовались «плейлистами настроения»: они хотели расслабиться и снять стресс, рассказали РБК в местном представительстве французского сервиса Deezer.
Что же касается самых популярных исполнителей года, в десятку вошли: Zivert, «Король и Шут», Rammstein, The Weeknd, Моргенштерн, Niletto, Jony, Linkin Park, «Кино» и Билли Айлиш. В Deezer добавили, что российские пользователи в этом году были склонны слушать старые треки, 1980–90-х и нулевых.
Топ-10 треков:
Музыкальный критик оценивает 30 самых популярных песен в России прямо сейчас Rauf & Faik, «Король и Шут» (!) и другие хиты, которые слушает вся страна
От редактора: Мне за это очень стыдно, но я почти не слушаю поп-музыку. Наверное, это что-то из детства — моими первыми по-настоящему любимыми группами были Rammstein и «Король и Шут»: с тех пор все становилось только хуже. Панк, эмо, блэк-метал, рэп в его самых шумовых проявлениях — это мое. Моргенштерн или Зиверт — увы, нет. Тем не менее мне, как редактору профильного раздела, что-то понимать о поп-музыке надо. Это ведь штука такая — рассуждая о поп-музыке о настроениях в стране иногда можно сказать больше, чем говоря о скачках рейтинга Путина.
Поэтому, когда рэпер Скриптонит, объявляя о запуске своего музыкального медиа Karmapolitan, сообщил, что там будет и некий единый чарт, основанный на данных стримингов (такой вещи в России не было никогда), я воодушевился — вот теперь-то я наконец пойму, что слушает страна! (Как будто бы тебе не хватает главных страниц самих стримингов, идиот.) Но, открыв этот чарт, я понял, что… ничего не понял. Из знакомых имен — тот же Моргенштерн и еще пара музыкантов. Присутствуют песни «Ягода-малинка» и «Camry 3.5». Тиесто еще жив и выпускает новые песни. И только неведомо как оказавшаяся в чарте нетленка «КиШа» «Кукла колдуна» с их хитового «Акустического альбома» (1999, блин, года, народ!) порадовала глаз. Желания слушать это у меня никакого нет. И я пошел простым путем: попросил моего друга, музыкального критика и поп-энтузиаста Артема Макарского послушать все эти 30 песен и рассказать о том, к каким выводам он пришел. Все оказалось и правда интереснее, чем я бы мог себе представить. Слово ему.
Артем Макарский
«Комментирование любых топов, связанных с количеством просмотров, прослушиваний и продаж, — гиблое дело. Какие выводы мы можем сделать из того, что одна из самых продаваемых книг десятилетия в России — это Айн Рэнд? Понятно, что неутешительные, но, пожалуй, даже рост интереса к либертарианству (очевидный) может не зависеть от этого напрямую. Обычно такие тексты подразумевают, что правильное всматривание в топ поможет сильнее узнать то, чем на самом деле дышит страна.
Топ Karmapolitan, который, к слову, обновляется с неизвестной мне частотой, основан на «данных крупнейших стриминговых сервисов». В прошлом году перед приходом Spotify в Россию эксперты предрекали, что количество пользователей стримингов вырастет до 20 миллионов пользователей. Как мы видим, это 15 % населения всей страны — и что нам на самом деле может дать этот топ?
Топ-30 самых популярных треков в России по версии Karmapolitan по состоянию на 18 февраля 2021 года (слушать на Spotify)
Ваня Дмитриенко — «Венера-Юпитер»
Моргенштерн — «Cristal & МОЁТ»
kostromin — «Моя голова винтом»
Ramil’, Елена Темникова — «Из-за тебя»
Masked Wolf — «Astronaut In The Ocean»
Султан Лагучев — «Горький вкус»
Mona Songz — «Салют, Вера»
Скриптонит — «Чистый» — OST «Псих»
DAVA — «Обнулила нас»
Слава Марлоу — «Снова я напиваюсь»
ELMAN & JONY — «Балкон»
Jah Khalib — «Искал-нашел»
The Weeknd — «Blinding Lights»
Tiësto — «The Business»
Rita Ora, David Guetta & Imanbek — «Big» (feat. Gunna)
«Король и Шут» — «Кукла колдуна»
Mary Gu — «Не влюбляйся»
Rauf & Faik — «Если тебе будет грустно»
UncleFlexxx — «Camry 3.5»
Big Baby Tape — «KARI»
Например, мы можем попытаться понять, чем сейчас живет российский поп-мейнстрим — точнее, его верхушка. Но перед этим мне хотелось бы отметить случайный характер формирования этих топов. Из первой пятерки как минимум три трека — «Венера-Юпитер» Вани Дмитриенко, «Моя голова винтом» kostromin и «Astronaut In The Ocean» Masked Wolf — это тикток-хиты: последний из них интернациональный. Есть в топе и хит алгоритмов ютьюба, «Streets» Доджи Кэт. Напомню, что виральность тех или иных треков в тиктоке и ютьюбе до конца нами не изучена — и все предпочитают списывать ее на случай. Безусловно, есть какие-то беспроигрышные вещи — не самый плохой кавер Mona Songz на «Салют, Вера!» Меладзе не мог не сработать, например, но в остальном механика вирального хита из соцсетей ясна не до конца. Некоторые музыканты оказались в топе просто из-за своей популярности — «Cristal & МОЁТ» — это довольно слабый трек Моргенштерна, призванный в первую очередь подытожить успешный год для артиста при помощи клипа на него. Не лучшими работами в топе представлены и Джа Халиб, и Зиверт, и Светлана Лобода. Несмотря на симпатичность трека «Чистый», он все-таки проигрывает лучшим песням Скриптонита — похожим образом можно сказать и про «Kari» Big Baby Tape: трек этот, безусловно, хороший, но не выдающийся. Имя работает на музыкантов — и в этом есть признак застоя.
Другая примета топа схожа с тем, что отметил Николай Овчинников в своей колонке о тенденциях русского инди: в отрывке о пафосе он упоминает поддельный оптимизм некоторых исполнителей. Этот поворот на искренность можно заметить и в поп-музыке. Во многом, в первую очередь если судить по комментариям к видео, это реакция на новую школу рэпа и отдельных его представителей, в частности, все того же Моргенштерна — больше всего лайков пишут тем, кто пишет о некой «душевности» композиции, отсутствии голых женщин, «матов» и прочей пошлости. Нетрудно заметить, что ханжество растет во многом и из-за поворота государства к традиционности — в некоем коллективном бессознательном, представленном комментаторами в интернете, этот переход к скрепам можно считать успешным. По крайней мере, на словах — но что касается дела, то новая искренность оказывается куда менее честной со слушателем, чем страшный попс, против которого когда-то выступал Юрий Шевчук. Популярные песни сделаны словно по одному лекалу — немного акустической гитары, проникновенное исполнение, простые рифмы. Так становятся популярны Ваня Дмитриенко, Konfuz и группа Dabro. В их честность верится без труда — особенно в историю успеха последних, дуэта казанских братьев, — но в их простоте видится либо мимолетная случайность, либо сделанность. Удивительным образом песни от более популярных артистов уделывают в честности и искренности музыкантов «от сохи».
Удачный пример — дуэт Rauf & Faik и примкнувший к ним Niletto, прожженные хитмейкеры, со своим бесхитростным жуков-попом растопят сердце любого скептика — в особенности вкупе с клипом о подарке маме. В похожем ключе работает исполнитель Хабиб — и благодаря смеси народных мотивов и отсылок к тиктоку его хит «Ягода-малинка» работает. Однако вторым примером настоящей искренности можно назвать «Снова я напиваюсь» Славы Марлоу — в противовес его товарищу Моргенштерну, лирический герой Славы ставит себя вровень с потенциальным слушателем и поет о пустом кармане. В мире постиронии, где находится Моргенштерн, найдется место и постчестности — и эту нишу вполне может занять Слава. Который, к слову, явно влияет на звук современной русской музыки, что можно заметить по инструменталам треков kostromin и Konfuz.
Наконец, невозможно обвинить в неискренности исполнителя песни «Горький вкус» Султана Логачева, вышедшего под эгидой издательства «Звук-М», специализирующегося на кавказ-попе. Интонации Логачева узнаваемы и понятны, в песне не найти каких-либо изысков — однако в ней определенно есть душевность, которой так не хватает среднему комментатору российского музыкального ютьюба. Это желание узнаваемости и понятности объясняет, например, и попадание в топ новых треков Тиесто (невероятно минималистичного, как будто бы лишенного мелодии) и Дэвида Гетты с Иманбеком (хотя в клипе снялся явно не он). Наконец, одним из самых честных — хотя бы потому, что ни на какую честность он не претендует — можно считать трек Ти-Феста «Как дела»: посреди несколько однообразных композиций его появление сродни «Blinding Lights» Викенда (который в топе, конечно же, тоже присутствует). Все это, однако, было бы куда более интересно и куда менее плачевно, если бы не тот факт, что лучшей песней топа все равно является выпущенная в 1999 году «Кукла колдуна», нетленка группы «Король и Шут» — за что спасибо в том числе непредсказуемому механизму раскрутки тиктока. Что-то модно, что-то выходит из моды, а что-то вечно — как бессонница в час ночной. «***, Горшок лучший!»
Современная музыка, какая она
Музыка является обязательным элементом любого торжества или застолья. Без музыки было бы очень скучно жить. Когда нам грустно мы слушаем музыка, когда нам весело мы тоже ее слушаем.
Только музыка отличается. Так и песни современности существенно отличаются от тех песен, которые были раньше. Популярные песни 80-х до сих пор можно слышать из многообразных источников. Существует всеми знаменитый фестиваль, который носит название «Дискотека 80-х». Причем этот фестиваль популярен не только среди старшего поколения, но его посещают и 16- 18 летние подростки. А значит песни 80-х находят отклик в каждом сердце, независимо от возраста, пола или социального положения.
Чем отличается современная музыка
Отношение к современной музыке у многих людей старшего поколения вызывает один лишь негатив. В их время такого не было. Но ведь время уже не их, а значит и современная музыка должна меняться и быть приспособленной для современного слушателя. Да, красивым голосом уже никого не удивишь. Наоборот, сейчас появилось очень много новых исполнителей, которые совершенно не имеют никакого музыкального образования, не имеют ни голоса, ни слуха. А чем же тогда они подкупают? Почему на их концерты приходят толпы людей и восторженно подпевают практически все песни любимого исполнителя? Современная музыка другая. Она:
— очень много электронной обработки. Практически не используются музыкальные инструменты. С помощью обработок удается достичь совершенно нового оригинального звучания;
— используется новейшее оборудование, которое по качеству превосходит звукозаписывающее оборудование того времени;
— любой человек может запеть. Даже если нет голоса. это доказывает современные исполнители, которые зачастую используют фанеру, во время своих выступлений;
-тексты песен достаточно просты, не содержат в себе никакого смысла и очень легко запоминаются;
— существует огромный выбор музыкальных направлений;
— современные исполнители более смелые. Они могут петь песни на любые темы, могут быть смешными и нелепыми. Им присуща определенная свобода, которая не была присуща многим хитовым исполнителям прошлого.
Можно бесконечно долго говорить о различиях и особенностях современной и прошлой музыки. Да, она другая, но и современная молодежь, на которую эта музыка и рассчитана тоже совсем другая. Умная, развитая, с активной жизненной позицией, идущая к своей несмотря ни на что, сквозь к тернии к звездам.
«Современное»: Почему это слушают? Уловки популярной музыки
Статья написана в соавторстве с Алексеем Кардашем.
Сегодня поп-музыка обладает наибольшей аудиторией в мире. Она повсюду – в интернете, на телевидении, на радио, в торговых центрах, в проезжающих мимо машинах. Конечно, пальму первенства здесь удерживает англоязычная музыка, которая находит слушателей по всему миру, хотя есть и заметные исключения. Для ясности стоит отметить, что поп-музыка – это отдельный жанр, возникший в 1950-х годах и вышедший из рок-н-рола, тогда как популярная музыка – общее название для любой музыки, которая пользуется большой популярностью.
В чем же состоит секрет песен, которые западают в память, заполоняя плейлисты обычных слушателей и медиа-пространство в целом? Состоит ли загвоздка лишь во «взрывном эффекте» запоминающейся мелодии или же есть и другие факторы? В этом материале выделим ряд «уловок», благодаря которым современные поп-исполнители и их песни завоевывают огромную аудиторию.
Уловка №1. На мета-репите
Безусловно, ключевая составляющая успеха для поп-песни – непосредственно звучание. Сюда входят последовательность аккордов, ритм, мелодичность и структура песен. Главный трюк, который с успехом используется в поп-музыке последних десятилетий – повторяемость, причем касается это всех упомянутых аспектов.
Как с шармом рассказывает в одном из своих видео YouTube-просветитель в области музыки Рик Беато, огромное количество современных поп-хитов основаны на том или ином сочетании всего четырех ступеней аккордов – I, IV, V, vi. Для примера, из всемирно известных треков к таковым принадлежат «Baby» Джастина Бибера, «If I Were A Boy» Бейонсе, «Poker Face» Леди Гаги, но также «Let It Be» Битлз, «With Or Without You» U2, «No Woman No Cry» Боба Марли – список можно продолжать.
Правда, среди современных поп-исполнителей написанные по такому шаблону песни куда более распространены, чем это было раньше. Как утверждает тот же Беато, причина такого однообразия не в отсутствии изобретательности у артистов, менеджеров и продюсеров, а в консервативности руководителей лейблов, с чьей подачи синглами и, соответственно, хитами становятся песни, выкованные по проверенным лекалам.
Тот самый ролик Рика Беато о «четырех аккордах, убивших поп-музыку»
Что же такого магнетического в этих четырех аккордах? Помимо того, что они заведомо знакомы и приятны, в разных комбинациях каждый из них хорошо гармонирует друг с другом, из-за чего легко изобретать все новые и новые легко запоминающиеся мелодии. И цель здесь не найти вариативность, а лишь несколько подправить уже работающую схему. При этом песни обычно выдержаны в мажорной тональности, внушая беззаботность и радость.
Повторяемость – или же ограниченная вариативность – просматривается также в ритмике и структуре популярных песен. Так, энергетику музыки во многом определяет темп. В популярной музыке в большинстве случаев он варьируется от 90 до 140 bpm. Причем, существует и среднестатистический показатель в 120 bpm, который не меняется еще с 1960-х.
Почему 120? В состоянии покоя у здорового человека частота сердцебиения – 60-100 ударов в минуту. Во время физической активности (но не слишком напряженной) биение учащается как раз до 120 ударов – это сердцебиение легкого, но энергичного танца. Темп в 120 bpm настраивает на определенное восприятие музыки – вовлекает, но не перегружает.
Можно сказать, что поп-музыка в определенной мере строится на вариациях «прямой бочки», так как она избегает приемов, которые могут нарушить легко воспринимаемую пульсацию. В совокупности это приводит к тому, что ритмика в популярной музыке заточена под то, чтобы слушатель невольно притопывал и качал головой во время прослушивания.
Что до структуры песен, то здесь просматривается доминирующий куплетно-припевный шаблон. Большинство популярных песен структурированы примерно так: Вступление – Куплет 1 – Припев – Куплет 2 – Припев – Проигрыш (не обязательно лишь инструментальный, но всегда непохожий ни на куплет, ни на припев; по общему настроению обычно отличается от песни в целом) – Припев (иногда в иной тональности) – Повтор припева – Завершение.
При этом средняя продолжительность песни составляет от 3 до 4 минут. Это стандарт формата радио, который крепко закрепился в индустрии. Именно такое время средний человек готов потратить на одну песню. Всё, что выходит за рамки 4 минут, воспринимается как что-то излишне долгое. По этой причине многие жанры, в которых исполнителям важно огородится от мейнстрима, славятся длинными треками – будь то блэк-метал, экспериментальная электроника или что-угодно с припиской «авангард».
Также существует закономерность, согласно которой припев начинает звучать не раньше, чем после минуты длительности песни. Этим, в частности, поп-музыка отличается от академической, где произведения обычно начинаются сразу с главной темы. Очевидно, некоторая «отсрочка» припева добавляет ему эффектности. Такая же специфическая часть, как проигрыш ближе к концу, позволяет нарастить интенсивность, накалив звучание перед броской кульминацией.
В популярных песнях обычно доминирует одна главная мелодия, не перекрываемая другими голосами. Обеспечивается это во многом при помощи остинато – многократного повторения определенной мелодичной фразы. Это повторяющиеся мотивы, которые являются фишкой песни, за счет которой она продается. Часто остинато отличаются танцевальностью – это та самая штука, что застревает в голове, даже если вам довелось услышать песню случайно.
В целом в популярной музыке сильный акцент делается на сольной мелодии, танцевальном ритме, мажорной, «теплой» тональности, четкой структуре и оптимизированной последовательности аккордов. Эти элементы характерны для музыки в целом, но в поп-треках они проявляются в конденсированном виде.
Наконец, мощной составляющей является также яркий вокал – и тут никаких секретов нет, ведь красивый, вариативный и сильный вокал привлекателен всегда. Ключевой момент заключается в том, что он должен быть оригинальными, казаться необычным и особенным. Другое дело, что в наше время, при наличии необходимой техники, голосом можно манипулировать, корректировать и, если нужно, вообще создавать с нуля.
Вспоминается анекдотическая история о Дэвиде Линче, который помимо изобразительного искусства и кино также активно занимается музыкой. Поговаривают, Линч своими голосовыми данными был недоволен, но стоило ему познакомился со специальными программами, меняющими вокал, как он восхитился и с увлечением стал записывать больше собственных песен.
Уловка мета-повторяемости заключается в том, что популярная музыка изначально пишется с использованием традиционных, привычных и заведомо работающих музыкальных форм.
Уловка №2. «А не спеть ли мне песню…?»
Если же говорить исключительно о текстах популярных песен, то здесь расхожие любовные темы отличаются легкостью, смысловой ненавязчивостью, порой игривой неоднозначностью. Здесь тоже всё построено на узнаваемости выражений о образности. Признания в любви во всех известных выражениях, воспевание своих чувств и возлюбленного человека, кокетство и прочее соседствует с меланхоличными сожаления об утраченном счастье, горькой отрешенностью и подчас едкой иронией, за которой все же угадывается обида и тлеющие угли пылавшего некогда чувства. Будьте уверены, если вслушаться, всегда можно узнать себя. Так, в пример можно привести такие хиты, как «Umbrella» Рианны, «Hello» Адели, «Halo» Бейонсе, «Cry Me a River» Джастина Тимберлейка и массу других.
Вместе с тем в этом море мелодраматической лирики есть также песни, возникающие на волне продолжающейся сексуальной эмансипации. Тексты таких песен куда более откровенны и конкретны: игра в тонкие недомолвки сменяется открытой чувственностью и указанием на половое влечение. Особенно этим отличаются темпераментные испаноязычные исполнители – например, сексуальной неги исполнены такие песни с миллиардами прослушиваний, как «Despacito» Луиса Фонси и Дэдди Янки или «Bailando» Энрике Иглесиаса.
Конечно, тематический репертуар популярных песен не ограничивается исключительно любовной темой. Тут возможны высказывания и на другие темы, в том числе общественные (социальная проблематика, отношения между полами, политика, искусство и т. п.), однако основу все равно составляют песни об эмоциональных переживаниях отдельной личности, потому что это гарантированно находит отклик у самой широкой аудитории. В этом и состоит уловка.
Уловка №3. Визуальное воплощение
С появлением интернета видеоклипы к песням, казалось бы, утратили свою былую значимость, но благодаря телевидению XXI века музыкальные видео вновь востребованы. Всего разнообразия подходов к созданию видеоклипов к поп-песням не обозреть, но все же можно выделить некоторые ведущие визуальные мотивы.
Учитывая, что практически все поп-артисты помимо вокала являются также танцорами, неудивительно, что популярные клипы перенасыщены хореографическими номерами. Более всего это характерно для поп-див вроде Мадонны, Бейонсе, Леди Гаги, Ники Минаж и др. Хореография высшего уровня во все новых и новых причудливых образах похожа на элитный модный показ, завлекающий яркостью действа.
Из кочующих из клипа в клип сюжетов можно также отметить веселые вечеринки и сцены любви, а танцевальные номера разворачиваются на любом фоне – будь то кукурузное поле, пустой павильон или древнеегипетские декорации. Особенной креативностью отличаются создатели клипов Кэти Перри, обыгрывающие самые разные сюжеты и ситуации.
Также в таких клипах нередко фигурируют всевозможные предметы роскоши (драгоценные украшения, авто, реквизит вроде золотых пистолетов и т. д.), а также богато убранные интерьеры – дворцы, поместья, апартаменты. Принцип «красивое на красивом» работает на ура. Нарочито красиво здесь всё: лица и тела, наряды, предметы, локации, природа, глянцево красивы даже бедняцкие районы, если им удается показаться в том или ином клипе. Мажорность мелодий переносится и на видеовоплощение песен. Но есть и исключения – так, среди звезд мировой величины особняком стоит более «минорная» и меланхоличная Лана Дель Рей.
Отдельно хотелось бы сказать о клипе на песню «Descpacito», который на данный момент является самым просматриваемым роликом в истории YouTube (более 5,5 млн. просмотров). Помимо других факторов, благодаря которым эта композиция стала суперхитом, клип тоже интересен и показателен. По сути, видео исполнено почти что архетипическими образами Эдема, в этом мире царят радость и идиллия. Прекрасные прибрежные пейзажи, статные и стильные мужчины, красавица-женщина, милые старики, счастливые дети – все танцуют и поют. Сначала следует ряд сцен в уютном дворике, а затем действие перемещается в местный бар. Видео буквально бурлит опьянением жизнью и всеобщей гармонией, отлично отражая черты средиземноморского и латиноамериканского менталитета.
Несмотря на столь знакомые образы, снято и смонтировано видео очень качественно. Нет-нет, а отрывать взгляд не хочется, ведь это подобно волшебному зеркалу из «Гарри Поттера»: образы точно бьют в расхожие грезы человека о беззаботной жизни – или хотя бы об отпуске – в далеких странах, где всегда тепло, прозрачные воды и белый песок. Оперирование подобными образами, а также попросту выхватывание внимания яркой и эффектной картинкой – уловка поп-музыки в том, что касается визуального воплощения.
Уловка №4. Маркетинговая машина в действии
Уже довольно давно принято считать, что люди стали менее восприимчивыми к рекламе. Это не совсем так. Такой вывод возник и наиболее справедлив только для этапа маркетинговых проб и ошибок в мире цифровых медиа. Действительно, сейчас труднее агрессивно и прямо навязать потребление, тем более музыки. Но зачем это делать, когда можно вполне себе ненавязчиво впустить артиста в плейлисты слушателей?
Так и с тем же рекордсменом поп-музыки «Despacito» кажется, что многое проясняется, когда в конце клипа и в описании видишь копирайт Universal Music. На секундочку, это один из трех крупнейших мировых музыкальных лейблов (или, судя по тому, какой спектр услуг они оказывают, лучше сказать – медиа-холдингов). Стоит отметить, что чем более крупными средствами обладает лейбл, тем он более полно и одновременно более тонко может продвигать своих артистов. Universal Music в этом плане, пожалуй, может позволить себе лучший вариант продвижения.
Чтобы немного очертить компетенции, предлагаем ознакомится с музыкантами, с которыми работал Universal и его дочерние лейблы. Скорее всего, если вам не чужда популярная музыка, то вы увидите львиную часть вашего плейлиста. Для затравки мы просто напишем десятку исполнителей, к которым так или иначе приложил руку Universal – Kanye West, Imagine Dragons, Die Antwoord, The Cranberries, Eminem, Crystal Castles, Adele, Apocalyptica, Marilyn Manson, Nine Inch Nails.
Надо честно признать, что если вы не только слышали, но и слушали кого-то из этого списка, то с большой долей вероятности именно потому, что продвижение работает. Внушительная часть музыкального маркетинга – это интенсификация «естественных» процессов распространения – в кавычках, потому как они очевидно лучше работают в рамках продуманной рекламной кампании, а не сами по себе.
Сарафанное радио лучше распространяет музыкальный контент, когда артисту изначально обеспечили факт того, что о нем услышали, условно говоря, миллион человек в противовес условной тысяче, до которой музыкант мог бы сам дотянуться посредством социальных сетей. Можно сказать, что мейджор-лейблы гарантируют запуск процессов самопродвижения, в то время как независимый исполнитель может лишь рассчитывать на удачный случай.
Тем не менее, такой послужной список не значит, что лейбл просто берет композицию и делает ее сверхпопулярной. Проглядывается иной подход. Понимая, что людское внимание – это ограниченный ресурс, тот же Universal ориентируется больше не на создание мировых звезд, а на создание продукта для своей ниши. Свою аудиторию лейбл сегментирует по регионам – так, песней «Despacito» занималась дочерняя компания с припиской «Latino».
Изначальные ожидания заметны и в том, что над треком работало крайне маленькое для популярной музыки количество людей. «Despacito» написали всего 3 человека, работало с песней всего 2 продюсера, а на фит основному исполнителю подкинули местную угасшую, но, видимо, именитую звезду. Несмотря на то, что песня скорее всего была задумана исключительно как хит местного разлива – совокупность всех ее характеристик, работающая машина маркетинга и капелька везения позволили этому треку выстрелить сильнее ожидаемого.
Популярность музыки – это всегда комплекс причин. Над поп-композициями, какими бы они примитивными не казались, работают помногу и со всех сторон. Маркетинговая уловка заключается в том, что всегда есть простейший уровень. Достижение того, чтобы слушатель просто узнал о существовании исполнителя – услышит ли он краем уха новый сингл, сидя в кафе или доверится рекомендациям своего любимого стримингового сервиса. В конечном счете, именно на таком уровне у популярных исполнителей, работающих с гигантами музыкального бизнеса, всегда будет преимущество.
Уловка №5. Восхождение идолов
Без сомнения, современны поп-артисты являют собой куда больше, чем музыкальные треки, видеоклипы и туры в поддержку новых альбомов. Особенно это заметно на примере такого явления, как k-pop, или же корейский поп, постепенно выросший в отдельную субкультуру. В настоящее время южнокорейские бой- и герл-бэнды пользуются огромной популярностью не только в азиатских странах, но и в Европе и США.
С музыкально-визуальной точки зрения кей-поп лишь немногим выбивается из общего мира поп-музыки – тут тоже броские мотивы, ярчайшие выступления и суперпрофессиональная хореография, разве что подаваемые с еще большей энергией и обаятельной задиристостью. Основной язык песен – корейский, но в них также много простых английских фразочек, которые работают как хуки (англ. hook – крючок, цеплялка, а еще так часто называют припев или часть композиции, исполняющую его функцию). Среди наиболее известных кей-поп групп можно назвать EXO, BTS, Big Bang, Super Junior, Twice, BTOB.
Фундаментально кей-поп отличается от западной поп-музыки тем, как с артистами работают продюсеры. Там этот процесс отлажен тотально: продюсерские агентства проводят прослушивания среди детей 10-12 лет, отбирают самых перспективных и затем на протяжении долгого времени воспитывают ребят специально для музыкальной карьеры – это несколько напоминает принцип работы иезуитских школ. Кей-поп группы – долгосрочные проекты, за которыми стоят годы кропотливой работы.
В то же время бум корейской музыки во многом основывается на особо теплых и близких отношениях между артистами и их фанатами, что стало возможно благодаря умелому использованию соцсетей. Возможно, члены кей-поп групп пленяют своих поклонников не столько своей музыкой, сколько своей харизмой, личными качествами и попросту милашностью. Их ценности – перфекционизм, трудолюбие, целеустремленность, доброта, дружба, уважение. Также обращает на себя внимание и сам формат бэндов, состав которых обычно насчитывает от 5 до 9 человек – это не только подчеркивает важность работы в команде, но и отражает коллективистскую культуру Кореи, Японии, Китая и других азиатских стран.
Создание обаятельных героев с положительными ценностями – еще одна уловка поп-музыки.
Уловка №6. Up to Eleven
Напоследок упомянем об одном малоизвестном для рядовых слушателей факте о популярной музыке. Несмотря на то, что композиционно она действительно проста и тривиальна, есть один музыкальный аспект, в котором поп-музыка преуспевает. Речь идет о звукорежиссуре, или даже скорее о ее части, связанной именно с обработкой звука – саунд-дизайне, сведении и мастеринге.
Примитивность аранжировок и простота песен дают огромное пространство для раскрытия имеющегося минимума звуков. В сущности, чем меньше в композиции инструментов, тем больше возможностей для обработки конкретного. Усиливается это и тем, что если инструменты электронные, то с ними также можно более свободно и широко работать. К примеру, понятно, что больше вариаций звучания у электронных ударных и синтезаторов, нежели у реальных барабанов и фортепиано.
Как-бы это смешно не звучало, но в рамках поп-композиции действительно есть над чем поработать пяти саунд-продюсерам. Тем более, что для этого жанра свойственен и гост-продакшн – явление, когда над треком помимо официальных саундпродюсеров трудится и ряд анонимных. Обычно гост-продюсерам делегируются конкретные и строго ограниченные задачи, хотя вполне вероятна и работа под чужим именем, но это вряд ли верно для топ-сегмента популярной музыки.
Тем не менее, не всё так радужно, как может показаться. Популярная музыка также славится сведением и мастерингом под референт-трек, то есть звучание нового трека делается под звучание другого, как правило, успешного и нацеленного на схожий сегмент. Причем не стоит думать об этом как о простом копировании чужих наработок. На деле это процесс, требующий мастерства от исполнителя и походящий скорее на то, когда инженерам одной страны ставят задачу сделать корабль не хуже, чем у другой.
Отчасти дело в том, что звукорежиссура сама по себе структурно консервативна, поэтому довольно логично, что она лучше всего чувствует себя в рамках популярной музыки. Тем не менее, в этом есть и что-то от бизнес-подхода – зачем создавать множество разнообразных продуктов, если можно сосредоточиться на совершенствовании чего-то одного, да и еще желательно простого в производстве?
Такова еще одна уловка – популярная музыка не так уж и проста на самом деле. Правда, она умеет это хорошо скрывать.
Участки человеческого мозга, отвечающие за эмоции и удовольствие, более активно реагируют на музыку, которая кажется знакомой, чем на что-то новое, требующее особых усилий при восприятии – и тут дело не всегда в личных музыкальных пристрастиях и вкусах. Если обобщать, то популярная музыка работает именно по принципу консервативности, узнаваемости и развлекательности.
Людям нравится повторение. Мы чувствуем себя уверенно и комфортно, взаимодействуя с чем-то, что нам знакомо и близко. Такой опыт более устойчив и приятен. Повторение побуждает слушателя мгновенно включиться в музыку. Повторяемость – характерная черта музыки в целом, но еще большее значение она имеет для поп-музыки.
Кроме того, поп-музыка – тот жанр, которому мы подвержены более всего, вне зависимости от нас самих. Иногда кажется, что та или иная песня популярна, а поэтому она играет повсюду. Хотя не менее вероятна и обратная ситуация: песня становится популярной потому, что повсеместно воспроизводится. Как ни странно, но на деле обычно это неотделимые друг от друга явления.
В результате популярная музыка вписывается в личные переживания и воспоминания, становясь ее автоматическим саундтреком. Чем с большей частотой проигрывается песня, тем больше вероятность того, что она интегрируется в положительные эмоции слушателя и станет хитом. Наверное, каждый может припомнить хотя бы одну популярную в прошлом песню, с которой связаны какие-то особые воспоминания, тогда как сама по себе песня вовсе и не отличается какой-то эстетической ценностью и оригинальностью.
В таких случаях ценность поп-музыки – сохранение частички ушедшего времени.