Что слушают на виниле

10 хитов всех времён и народов на виниле

Сегодня в рамках Академии винила Аудиомании и Pro-Ject мы продолжаем тему интересных музыкальных релизов, изданных на виниле, и поговорим о «хитах всех времён и народов», которые были выпущены в разные годы, но остаются популярными и по сей день. Конечно, для каждого меломана такая подборка может включать какие-то свои любимые популярные альбомы. Мы же, опираясь на рейтинг 500 Greatest Albums of All Time журнала Rolling Stone, постарались рассказать о тех из них, о которых большинство любителей музыки могут сказать, что они «вне времени и вкусовых предпочтений».

The Beatles — Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band (1967)

Что слушают на виниле. Смотреть фото Что слушают на виниле. Смотреть картинку Что слушают на виниле. Картинка про Что слушают на виниле. Фото Что слушают на виниле

Восьмой студийный альбом ливерпульской четвёрки, на который, по мнению критиков, пришёлся пик творчества группы. Он занимает вершину чуть ли не любого рейтинга, входит в десятку самых продаваемых альбомов за все времена и до сих пор является самым слушаемым альбомом в Великобритании (по данным Би-Би-Си).

На момент начала работы над альбомом участники The Beatles были уже чуть ли не самыми популярными людьми в мире, они успели наиграться с богатством, славой, кричащими толпами на стадионах и прочими медными трубами. Можно было становиться взрослыми и серьёзными, что оказалось не так просто после многих лет в образе юных баловней судьбы. Музыканты резко сменили имидж и даже придумали себе коллективное альтер эго — Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера (продолжение этой концепции можно увидеть в мультфильме Жёлтая подводная лодка).

Описывать звучание, стилистику и достоинства альбома просто не имеет смысла, если вы ещё его не слышали, то обязательно послушайте, это произведение для всех возрастов и на все времена.

Что слушают на виниле. Смотреть фото Что слушают на виниле. Смотреть картинку Что слушают на виниле. Картинка про Что слушают на виниле. Фото Что слушают на виниле

The Beatles — Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band на виниле в нашем каталоге

Nirvana — Nevermind (1991)

Что слушают на виниле. Смотреть фото Что слушают на виниле. Смотреть картинку Что слушают на виниле. Картинка про Что слушают на виниле. Фото Что слушают на виниле

Второй альбом группы, который получил всё, что может получить андеграундный альбом и даже немного больше. Хорошие продажи, отличные отзывы критиков, любовь публики, место во всех возможных списках лучших альбомов, но, что считается знаковым событием, в январе 1992 года он занял первое место в Billboard, опередив даже диск Майкла Джексона, который тогда был на вершине популярности.

И в этот момент мир снова изменился. Рок (в широком смысле тяжёлых гитар и непричёсанной записи) стал постепенно переходить из категории андеграунда в мейнстрим, гранж начал регулярно появляться на волнах популярных радиостанций. В относительно популярной тяжёлой музыке акценты сместились к новому звучанию, что вынудило даже таких монстров как Metallica, Anthrax и Motley Crue пересмотреть взгляды на свой материал. Начался восход звёзд Сиэтла и гранжа.

Что слушают на виниле. Смотреть фото Что слушают на виниле. Смотреть картинку Что слушают на виниле. Картинка про Что слушают на виниле. Фото Что слушают на виниле

Nirvana — Nevermind на виниле в нашем каталоге

Bob Dylan — Highway 61 Revisited (1965)

Что слушают на виниле. Смотреть фото Что слушают на виниле. Смотреть картинку Что слушают на виниле. Картинка про Что слушают на виниле. Фото Что слушают на виниле

На этом альбоме переход случился не в сторону серьёзности, но к смене жанров — это первый полностью рок альбом Дилана. И он в какой-то мере стал прорывом, показав, что рок может быть не только для танцев и развлечений, но целой идеологией и философией.

Старые фанаты Боба не сразу хорошо восприняли новое звучание, в котором место «душевной» акустики заняли жужжащая и гремящая электрогитара, но музыканта это не остановило — он чётко видел свою цель и шёл к ней, что в итоге сделало его одним из главных столпов рока и основателей культурной революции 60-х. Если рок хоть в каком-то проявлении вам не безразличен, то стоит послушать этот альбом и понять, с чего всё начиналось.

Что слушают на виниле. Смотреть фото Что слушают на виниле. Смотреть картинку Что слушают на виниле. Картинка про Что слушают на виниле. Фото Что слушают на виниле

Bob Dylan — Highway 61 Revisited на виниле в нашем каталоге

Marvin Gaye — What’s Going On (1971)

Что слушают на виниле. Смотреть фото Что слушают на виниле. Смотреть картинку Что слушают на виниле. Картинка про Что слушают на виниле. Фото Что слушают на виниле

А это первый альбом, который Марвин спродюсировал сам. Получилось концептуальное детище, где все песни объединяются в одну историю о войне, нищете, несправедливости и страданиях. Некоторые песни напрямую переходят одна в другую, другие просто сохраняют настроение и сюжет, создавая целостное произведение.

What’s Going On не только выразил новые тенденции в стиле соул, но и смог стать одним из классических соул-альбомов, к тому же получив положительные отзывы критиков и слушателей, хорошие продажи и звание одного из лучших альбомов всех времён.

Что слушают на виниле. Смотреть фото Что слушают на виниле. Смотреть картинку Что слушают на виниле. Картинка про Что слушают на виниле. Фото Что слушают на виниле

Marvin Gaye — What’s Going On на виниле в нашем каталоге

Rolling Stones — Exile on Main St (1972)

Что слушают на виниле. Смотреть фото Что слушают на виниле. Смотреть картинку Что слушают на виниле. Картинка про Что слушают на виниле. Фото Что слушают на виниле

Десятый альбом коллектива, на котором музыканты выплеснули всё разнообразие своих вкусов: блюз, кантри, фолк, соул и даже калипсо легко отслеживаются в этом рок-н-ролльном творении. Поначалу такую яркую мозаику приняли не очень хорошо, что часто бывает с творениями, опередившими своё время, довольно большая часть публики не приняла новые формы Rolling Stones, а критики называли альбом разношёрстным, и утверждали, что Rolling Stones уже не те.

Но время всех рассудило — Exile on Main St с течением времени был признан не только одним из лучших альбомов группы, но и вообще одним из величайших релизов в рок-музыке.

Что слушают на виниле. Смотреть фото Что слушают на виниле. Смотреть картинку Что слушают на виниле. Картинка про Что слушают на виниле. Фото Что слушают на виниле

Rolling Stones — Exile on Main St на виниле в нашем каталоге

The Clash — London Calling (1980)

Что слушают на виниле. Смотреть фото Что слушают на виниле. Смотреть картинку Что слушают на виниле. Картинка про Что слушают на виниле. Фото Что слушают на виниле

Ещё один альбом, где использовано множество стилей, а тексты наполнены социальными проблемами. Совместив со своим энергичным панком рокабилли, ска, фанк, соул и даже джаз, The Clash выпустили один из самых успешных рок-альбомов, который был сразу принят с восторгом и фанатами и критиками. Возможно, здесь сыграло роль, что это всего третий альбом группы и у публики ещё не было чёткого образа, которому The Clash должны соответствовать.

Кстати, у обложки этого альбома тоже есть своя история. Во-первых, интересно отметить, что это пастиш обложки дебютного альбома Элвиса Пресли. Во-вторых, Пенни Смит, фотограф, специально работавший с группой на концертах для London Calling, вообще не хотела использовать эту фотографию из-за неудачного фокуса. В-третьих, этот снимок признан одной из лучших рок-н-ролльных фотографий всех времён.

Что слушают на виниле. Смотреть фото Что слушают на виниле. Смотреть картинку Что слушают на виниле. Картинка про Что слушают на виниле. Фото Что слушают на виниле

The Clash — London Calling на виниле в нашем каталоге

Van Morrison — Astral Weeks (1968)

Что слушают на виниле. Смотреть фото Что слушают на виниле. Смотреть картинку Что слушают на виниле. Картинка про Что слушают на виниле. Фото Что слушают на виниле

Необычный альбом для такого списка. Он не имел коммерческого успеха, не крутился на центральных радиостанциях, да и вряд ли многие о нём слышали. Но если внимательно рассмотреть множество списков «лучших альбомов всех времён», то он занимает место чуть ли не в каждом из них.

Глубокое, чувственное, направленное исключительно на себя, интроспективное, замкнутое — обычно примерно такими словами описывают этот альбом. Возможно такая «интимная» атмосфера альбома и его целостность объясняются тем, как он был записан. Дело в том, что Моррисон долгое время не мог найти общий язык с сессионными музыкантами, тогда продюсер принял интересное решение — сначала музыканта закрыли одного с акустической гитарой в студии, где он и записал все песни, а уже потом к ним сделали аккомпанемент. Причём сам музыкант не объяснял группе, что он хочет услышать или о чём его песни. Но всё вышло предельно гармонично.

Кстати, влияние этого альбома отмечают не только музыканты (тот е Спрингстин или Боно из U-2), но и, например, актёр Джонни Депп. А Скорцезе признаётся, что первые 15 минут культового фильма «Таксист» полностью основаны на альбоме Astral Weeks.

Что слушают на виниле. Смотреть фото Что слушают на виниле. Смотреть картинку Что слушают на виниле. Картинка про Что слушают на виниле. Фото Что слушают на виниле

Van Morrison — Astral Weeks на виниле в нашем каталоге

Miles Davis — Kind of Blue (1959)

Что слушают на виниле. Смотреть фото Что слушают на виниле. Смотреть картинку Что слушают на виниле. Картинка про Что слушают на виниле. Фото Что слушают на виниле

Здесь с признанием всё просто. Майлз со своим секстетом выпустил альбом, полностью основанный на модальности, в противовес своим ранним хард-боповым работам. В таком стиле он творил не первый раз, но, видимо, именно к Kind of Blue настолько отточил технику и понимание, рецепты создания материала и правильной записи, что альбом в итоге был практически единогласно признан лучшей джазовой записью всех времён. А в 2008 году альбом стал четырежды платиновым, самым продаваемым джазовым альбомом всех времён.

В общем, полный и безоговорочный успех и заслуженное место в истории.

Ну и ещё один факт о ценности The Sun Sessions — его поместили в Национальный реестр звукозаписей Библиотеки Конгресса как образец, имеющий особую важность для истории развития американской популярной музыки.

Что слушают на виниле. Смотреть фото Что слушают на виниле. Смотреть картинку Что слушают на виниле. Картинка про Что слушают на виниле. Фото Что слушают на виниле

Miles Davis — Kind of Blue на виниле в нашем каталоге

Led Zeppelin — Led Zeppelin (1969)

Что слушают на виниле. Смотреть фото Что слушают на виниле. Смотреть картинку Что слушают на виниле. Картинка про Что слушают на виниле. Фото Что слушают на виниле

Этот альбом записывала только что собранная группа, которая провела этим составом один гастрольный тур, где уже начала оттачивать материал для альбома. Не смотря на то, что альбом вышел на Atlantic Records, музыканты сами оплачивали его создание, а контракт был подписан уже с готовой плёнкой в руках.

Денег у группы было не много, но зато была полная свобода. В итоге за 36 студийных часов и 1 782 фунта стерлингов было записано нечто переломное и абсолютно новое. Стоит отметить, что не сразу критики поняли все прелести Led Zeppelin, отзывы доходили до разгромных. Но время расставило всё по своим местам — альбом имел отличные продажи, а британский журнал Kerrang! назвал дату его выхода днём рождения хэви-метала.

Что слушают на виниле. Смотреть фото Что слушают на виниле. Смотреть картинку Что слушают на виниле. Картинка про Что слушают на виниле. Фото Что слушают на виниле

Led Zeppelin — Led Zeppelin на виниле в нашем каталоге

The Jimi Hendrix Experience — Are You Experienced? (1967)

Что слушают на виниле. Смотреть фото Что слушают на виниле. Смотреть картинку Что слушают на виниле. Картинка про Что слушают на виниле. Фото Что слушают на виниле

Вышедший одновременно с Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band, этот альбом уступил ему в чартах лишь одну позицию, заняв почётное второе место. Самое интересное, что это дебютный альбом группы, который смог почти равноценно соревноваться с, на тот момент, уже монстрами рока.

Можно смело заявлять, что это самый успешный дебютный альбом в истории. Но кроме этого, его достоинство в том, что он смог перевернуть представление миллионов людей о рок-музыке в целом, показав её сумасшедшую, психоделическую, необузданную сторону. Абсолютно новое, прорывное явление, которое стихийным пожаром пронеслось по миру, и сделало его немного другим. Начало целой музыкально-исторической вехи.

Что слушают на виниле. Смотреть фото Что слушают на виниле. Смотреть картинку Что слушают на виниле. Картинка про Что слушают на виниле. Фото Что слушают на виниле

The Jimi Hendrix Experience — Are You Experienced? на виниле в нашем каталоге

В заключение хотим пожелать всем любителям хорошей музыки и качественного звука слушать любимый винил и получать от этого удовольствие! Вы можете прямо сейчас найти множество суперхитов среди более чем 5000 наименований виниловых пластинок на нашем сайте.

Слушайте хороший винил, будьте на хайпе!

Что слушают на виниле. Смотреть фото Что слушают на виниле. Смотреть картинку Что слушают на виниле. Картинка про Что слушают на виниле. Фото Что слушают на виниле

Читайте другие материалы Академии винила Аудиомании и Pro-Ject

Что слушают на виниле. Смотреть фото Что слушают на виниле. Смотреть картинку Что слушают на виниле. Картинка про Что слушают на виниле. Фото Что слушают на виниле Что слушают на виниле. Смотреть фото Что слушают на виниле. Смотреть картинку Что слушают на виниле. Картинка про Что слушают на виниле. Фото Что слушают на виниле Что слушают на виниле. Смотреть фото Что слушают на виниле. Смотреть картинку Что слушают на виниле. Картинка про Что слушают на виниле. Фото Что слушают на виниле Что слушают на виниле. Смотреть фото Что слушают на виниле. Смотреть картинку Что слушают на виниле. Картинка про Что слушают на виниле. Фото Что слушают на виниле Что слушают на виниле. Смотреть фото Что слушают на виниле. Смотреть картинку Что слушают на виниле. Картинка про Что слушают на виниле. Фото Что слушают на виниле Что слушают на виниле. Смотреть фото Что слушают на виниле. Смотреть картинку Что слушают на виниле. Картинка про Что слушают на виниле. Фото Что слушают на виниле Что слушают на виниле. Смотреть фото Что слушают на виниле. Смотреть картинку Что слушают на виниле. Картинка про Что слушают на виниле. Фото Что слушают на виниле

Copyright © 2001-2021 Аудиомания, все права защищены.

«Аудиомания» и «Audiomania» являются зарегистрированными знаками обслуживания.

Сайт предназначен для лиц, достигших 18 лет. Условия использования сайта Оферта

Источник

7 причин слушать музыку на виниле

Что слушают на виниле. Смотреть фото Что слушают на виниле. Смотреть картинку Что слушают на виниле. Картинка про Что слушают на виниле. Фото Что слушают на виниле

Рост популярности винила связан не только с повсеместной модой на винтаж. Pro-Ject и «Аудиомания» называют семь причин, по которым люди сегодня слушают музыку на пластинках.

1. Виниловые записи обладают неповторимым звучанием

Тот самый тёплый звук, о котором говорят любители винила, обусловлен несколькими объективными причинами.

Во-первых, винил обладает аналоговым звучанием. При записи пластинки звуковая волна проходит долгий путь, в конце которого она оказывается отштампованной в канавках винила. То, что мы слышим, можно увидеть под микроскопом.

Что слушают на виниле. Смотреть фото Что слушают на виниле. Смотреть картинку Что слушают на виниле. Картинка про Что слушают на виниле. Фото Что слушают на виниле

Всё, что мы привыкли слышать сегодня, будь то радио, музыка в стриминговом сервисе или в MP3-фонотеке, — это звуковые волны, извлечённые из цифрового кода. Цифра более точно передаёт то, что было записано. По широте частотного диапазона ей нет равных, но здесь не всё так однозначно.

Неважно, насколько высока частота дискретизации. Всю информацию, представленную аналоговой записью, закодировать невозможно.

Сотрудник журнала Wired Элиот Ван Бускирк

Если мы попробуем изобразить разницу технологий на графике, то увидим, что исходный аналоговый сигнал состоит из беспрерывного числа точек, складывающихся в одну прямую, а цифровой — из координат на графике. Количество этих координат зависит от частоты дискретизации: чем она выше, тем точнее звук.

Что слушают на виниле. Смотреть фото Что слушают на виниле. Смотреть картинку Что слушают на виниле. Картинка про Что слушают на виниле. Фото Что слушают на виниле

Следующая особенность винилового звука — влияние работы механики на воспроизведение. Колебания высоты иглы и детонации от работающего мотора создают дополнительные вибрации. Любители винила утверждают, что именно этот эффект «одушевляет» проигрыватель, делая звучание неповторимым.

Важно понимать, что переход к винилу в плане звучания — это не шаг назад. Скорее, в сторону. У аналогового звука есть свои особенности, которые станут преимуществом для некоторых людей.

2. Увлечение винилом доставляет эстетическое удовольствие

Увлечённые винилом люди собирают всё, что может пригодиться: проигрыватели, комплектующие и, конечно, пластинки. Они бережно хранят аппараты и протирают их от пыли, моют пластинки, меняют иглы, проводят апгрейд и профилактический ремонт устройств. Вряд ли они занимались бы этим в эпоху стриминга, если бы уход за проигрывателями и фонотекой не приносил им удовольствия.

Что слушают на виниле. Смотреть фото Что слушают на виниле. Смотреть картинку Что слушают на виниле. Картинка про Что слушают на виниле. Фото Что слушают на виниле

Само прослушивание музыки тоже превращается в ритуал. Распаковка конверта и наблюдение за круговым движением планшайбы с пластинкой куда увлекательнее пары кликов или тапов по экрану.

3. На виниле издаются почти все значимые релизы

Продажи винила стремительно растут на протяжении нескольких последних лет. Почти любой значимый зарубежный релиз можно найти на пластинке. Дуа Липа, Эд Ширан, Адам Ламберт, Кендрик Ламар — одни из тысяч музыкантов, чьи альбомы выходят на виниле в день мировой премьеры. Кроме того, версии для винила часто сопровождаются дополнительными эксклюзивами как в оформлении, так и в самом плейлисте. В качестве примера приведём коллекционный бокс-сет с саундтреком к седьмому эпизоду «Звёздных войн» с многостраничным буклетом и голограммой на пластинке.

Около десяти лет назад бывший фронтмен The White Stripes Джек Уайт основал лейбл Third Man Records, специализирующийся на издании музыки на виниле. Студия экспериментирует: делает ароматизированные пластинки, пластинки с жидкостью или засушенными лепестками роз внутри. В том же здании находится концертный зал, в котором можно записать выступление и в тот же день отштамповать первый тираж пластинок. Это говорит о том, что культура винила не в стагнации. Она переживает новый расцвет и развивается. Винил действительно в моде и, кажется, уже никуда не уйдёт.

Увлеклись винилом, но не любите новую музыку? Всё ещё проще. Релизы Pink Floyd, The Beatles, Майкла Джексона и прочих классиков часто переиздаются, найти любимые альбомы в продаже легко.

4. Увлечение винилом — способ выделяться и быть в тренде

По данным News and Notes on 2017 RIAA Revenue Statistics. RIAA (Американской ассоциации звукозаписывающих компаний), выручка с продаж физических носителей впервые с 2011 года превысила доходы от музыкальных покупок в интернете. CD и пластинки в ушедшем году принесли издателям больше денег, чем покупки в iTunes, Google Play и прочих цифровых площадках.

Конечно, это произошло не только из-за винила. В первую очередь сыграли роль стриминговые сервисы, которые гораздо экономичнее прямых покупок. Во-вторых, весомую часть от продаж физических носителей составляют продажи CD. Но отчёт RIAA говорит о том, что продажи дисков в сравнении с прошлым годом упали на 6%, а популярность винила выросла на 10%. Доход с пластинок составил 395 миллионов долларов.

Эти данные говорят об одном: впервые с 80-х винил вновь актуален, а самый прогрессивный способ слушать музыку — слушать её на пластинках.

Спрос на проигрыватели и пластинки в мире растёт, но у нас людей с таким хобби пока не очень много. Если вы хотите идти в ногу со временем, выделиться и обрести новое и интересное занятие, попробуйте винил. Фотографов, блогеров и любителей кино уже полно.

5. Можно купить современный проигрыватель хорошего качества

Если есть новые пластинки, значит, есть и новые проигрыватели. К сожалению, то, что предлагает масс-маркет, а именно недорогие пластмассовые устройства all-inclusive со встроенным фонокорректором и колонками, никуда не годится.

Если вы решили купить хороший проигрыватель, у вас есть два пути: найти достойный аппарат б/у или обратить внимание на новую технику высокого качества. Первый путь таит множество подводных камней — от недостатка комплектующих и отсутствия официальных сервисов до риска покупки б/у проигрывателя в убитом состоянии. Мне приходилось изучать вопрос: некоторые скрытые дефекты действительно трудно обнаружить без специалиста.

Отличный вариант для тех, кто только знакомится с винилом, и тех, кто хочет проапгрейдить свою систему, — проигрыватели Pro-Ject. В ассортименте «Аудиомании» можно найти более 50 проигрывателей, среди которых есть как доступные варианты, так и аппараты с серьёзным ценником для настоящих ценителей. Там же можно найти все расходники и комплектующие. Вот некоторые актуальные модели. Чтобы тщательнее рассмотреть их, можно кликнуть по фото.

Что слушают на виниле. Смотреть фото Что слушают на виниле. Смотреть картинку Что слушают на виниле. Картинка про Что слушают на виниле. Фото Что слушают на виниле
Pro-Ject Juke Box E — проигрыватель со встроенным фонокорректором, усилителем и даже Bluetooth-ресивером на борту. Всё настроено и сразу готово к работе

6. Проигрыватель винила — стильный предмет интерьера

Конечно, если речь о хорошем аппарате, а не о проигрывателе с AliExpress или убитом устройстве с барахолки. Введите в любом поисковике «проигрыватель винила» и убедитесь сами — такая техника рассчитана на то, чтобы производить впечатление. Даже до того, как её включат.

Что слушают на виниле. Смотреть фото Что слушают на виниле. Смотреть картинку Что слушают на виниле. Картинка про Что слушают на виниле. Фото Что слушают на виниле

Особое внимание внешнему виду своих проигрывателей уделяют австрийцы Pro-Ject. Почти каждая их модель доступна в большом количестве расцветок, среди которых встречаются и тематические, посвящённые какому-нибудь исполнителю или альбому.

Что слушают на виниле. Смотреть фото Что слушают на виниле. Смотреть картинку Что слушают на виниле. Картинка про Что слушают на виниле. Фото Что слушают на виниле
Дизайн Pro-Ject Debut, посвящённый турне The Beatles 1964 года, и проигрыватель Pro-Ject Essential III, выполненный в стиле альбома Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band

7. Коллекционирование пластинок вновь сделает музыку ценной

Мы редко ищем, а ещё реже тратим деньги на конкретные релизы, ведь доступ ко всей музыке мира можно получить бесплатно или за пару сотен рублей в месяц. Вспомните, когда вы последний раз радовались выходу и приобретению альбома любимой группы? Если это было до прихода безлимитного интернета, вам точно нужно научиться вновь получать удовольствие от музыки. Винил даёт такую возможность.

Увлечение винилом — это не что-то странное, сложное и недосягаемое. Это не хобби для интеллигентов с высоким порогом вхождения. Начать слушать пластинки совсем легко. Нужен лишь достойный аппарат и небольшая коллекция релизов.

Не знаете, с чего начать? Обратите внимание на «Академию винила» — совместный проект «Аудиомании» и Pro-Ject. Это сборник уроков, благодаря которым вы узнаете больше о современном рынке винила, научитесь разбираться в проигрывателях и поймёте, как перенести свою культуру прослушивания музыки на принципиально новый уровень.

Чтобы ничего не пропустить, подписывайтесь на почтовую рассылку на главной странице Академии винила Аудиомании и Pro-Ject.

Что слушают на виниле. Смотреть фото Что слушают на виниле. Смотреть картинку Что слушают на виниле. Картинка про Что слушают на виниле. Фото Что слушают на виниле

Читайте другие материалы Академии винила Аудиомании и Pro-Ject

Источник

Большой гид «Афиши Daily» по винилу: от проигрывателей до советских прессов

Винил уже давно перестал быть увлечением отдельных меломанов. Люди покупают на пластинках все — от ранних Led Zeppelin до группы Hi-Fi. Специально для «Афиши Daily» редактор The Flow Владимир Завьялов и виниловый коллекционер Николай Бойцов попробовали разобраться в главных виниловых терминах и задали самые стыдные, но важные вопросы экспертам.

Еще пятнадцать лет назад про виниловые пластинки можно было делать мемы «никто, абсолютно никто», а сейчас музыку на виниле снова много слушают и выпускают: например, дебютник Билли Айлиш издали аж в десяти с лишним версиях — как в 80-х.

Вместе с популярностью пластинок растут продажи проигрывателей и прочей аппаратуры, открываются новые магазины. С одной стороны, эпоха стриминга сделала музыку как никогда доступной, с другой — вызвала ответную реакцию. Оказалось, что физический контакт, треск иглы, крупная обложка и бумажный пакет сделали позабытый ритуал потребления песен вновь актуальным.

Но все становится слишком непонятно, когда дело доходит до деталей. К проигрывателю нужен еще и усилитель? А что такое тонарм? Сколько стоит хорошая аппаратура? Почему одни пластинки стоят 20 евро, а другое — 100? В чем подвох пластинок с рисунком? Давайте разберемся.

Внимание! Если какие‑то термины кажутся вам непонятными, обратитесь к словарю в конце статьи.

С чего начать?

Петр Чинават: Нужен проигрыватель, усилитель и колонки — это самый распространенный вариант. Второй вариант — проигрыватель, фонокорректор и активные колонки. В принципе, если смотреть по минимуму — можно забрать у бабушки с дедушкой какой‑нибудь старый проигрыватель типа «Веги» Что слушают на виниле. Смотреть фото Что слушают на виниле. Смотреть картинку Что слушают на виниле. Картинка про Что слушают на виниле. Фото Что слушают на винилеи постараться подключить его к усилителю/фонокорректору и колонкам. Кстати, на старые проигрыватели можно насадить современные иглы.

Михаил Соймонов: Я бы не торопился покупать новый красивый китайский проигрыватель, они имеют свойство быть красивыми только на картинке, а мы ведь планируем слушать и радоваться.

Алексей Александров: К базовому набору можно в перспективе дополнительно взять отдельный фонокорректор, повышающий трансформатор, обратить внимание на кабели, стабилизаторы питания и прочие радости аудиофила. Крайне важен выбор головки звукоснимателя (т.н. «иголки»). Тут нужно понять, что вы хотите от общения с пластинкой — хорошего звука и/или просто коллекционирования — и какие средства вы готовы на это тратить.

Вывод: не экономьте и не берите системы 3 в 1 — нужно взять проигрыватель, усилитель и колонки.

Обязательно ли нужен усилитель?

Петр Чинават: Да. Сигнал, который поступает на иглу с пластинки, изначально слабее сигнала, который приходит на CD-проигрывателе. Поэтому нужна штука, которая усилит этот сигнал. Она называется фонокорректор. Он есть почти во всех интегральных усилителях. Если его нет, то вам нужно приобрести маленькую коробочку с фонокорректором — обычно она небольшого размера.

Самые красивые усилители — 70-х годов выпуска, японские интегральные, со стрелочками. Но их не так просто найти. В продаже есть много усилителей 90-х годов со встроенными фонокорректорами, но мне больше нравится звук усилителей 80-х: они всегда лучше и приятнее звучат.

Вывод: Усилитель нужен.

Хорошо, сколько мне стоит потратить денег на аппаратуру?

Петр Чинават: Всегда лучше брать проигрыватель с прямым приводом. Еще желательно, чтобы у проигрывателя была кварцевая стабилизация — на базовых проигрывателях Technics и Pioneer 80-х годов она есть. Отсутствие стабилизации приводит к тому, что в музыке может быть легкое искажение тона.

Все более-менее нормальные проигрыватели в магазинах стоят от 30 тыс. рублей. Ни в коем случае не пользуйтесь нарядной и очень красивой продукцией Crosley Что слушают на виниле. Смотреть фото Что слушают на виниле. Смотреть картинку Что слушают на виниле. Картинка про Что слушают на виниле. Фото Что слушают на виниле. Это выглядит классно, но вы не то что разочаруетесь — это звучит хуже, чем mp3 с битрейтом 128 кб/с (то есть очень паршиво — Прим. ред.).

Еще можно купить активные колонки — например, мониторы JBL Что слушают на виниле. Смотреть фото Что слушают на виниле. Смотреть картинку Что слушают на виниле. Картинка про Что слушают на виниле. Фото Что слушают на виниле, каждая из них стоит в районе 10 тыс. рублей, добавить к этой аудиосистеме фонокорректор — и винил будет замечательно слушаться. Плюс нужен интегральный усилитель: самый базовый б/у-вариант вариант будет стоить от 5000 до 8000.

Михаил Соймонов: Если мы с вами говорим о деньгах, то 20–25 тыс. рублей хватит, чтобы купить аппарат начального уровня японской или немецкой сборки.

Алексей Александров: Не рекомендую для начала тратить менее 10–15 тыс. рублей за б/у-компонент, хотя бывают удачные исключения. Я настоятельно не рекомендую рассматривать к покупке современные китайские комбайны — портятся пластинки, и звука вы там не услышите. Поверьте, это действительно очень плохо.

Оптимально для начала я бы рассматривал проигрыватель типа REGA P1. Новый стоит 22–25 тыс. рублей, за б/у — примерно 12–15 тыс. рублей.

Вывод: Готовьтесь отложить минимум 20 тыс. рублей на аппаратуру: проигрыватель и колонки

Какие бывают проигрыватели?

Вы сами снимаете тонарм со стойки, перемещаете к нужной дорожке, с помощью микролифта или вручную опускаете на пластинку. По окончанию прослушивания вы сами поднимаете тонарм и возвращаете его в исходное положение — и выключаете привод проигрывателя.

Когда пластинка заканчивается, срабатывает автоматика, которая сначала поднимает тонарм, а затем возвращает его в исходное положение и выключает привод. Такой тип полуавтомата встречается чаще всего, хотя и встречаются образцы, которые просто поднимают тонарм и выключают вращение опорного диска. При этом нет механизма, отвечающего за перемещение тонарма из исходного положения к началу пластинки

Данный тип проигрывателя самостоятельно запускает двигатель и выводит тонарм из парковочной стойки к началу пластинки. По окончании проигрывания тонарм поднимается и возвращается в исходное положение, а двигатель выключается. Размер пластинки и скорость задаются вручную. Также существуют полные автоматы — с помощью специальных датчиков они умеют определять размер пластинки и нужную скорость проигрывания.

Какой проигрыватель выбирать: с автоматическим или ручным управлением?

Петр Чинават: Если вы покупаете проигрыватель только для себя, то можете взять аппарат с ручным управлением, потому что вы наверняка будете бережно к нему относиться. Но, если к вам приходят гости, подпускать их к проигрывателю с ручным управлением не стоит.

Был пример: в одном московском отеле в холле поставили проигрыватель. Что произошло? Посетители отеля, не желая никому причинить вред, поломали иглы — потому что все забыли, как пользоваться проигрывателем. Поэтому для людей, которые вообще не понимают, как все устроено, лучше покупать проигрыватель с автоматом.

Но у «автомата» есть и минусы. Мы, продавая в магазине Dig всякую б/у технику, периодически возим мастерам. Они говорят: автоматика — это удобно с точки зрения использования, но ее дико неудобно ремонтировать. Так что везде есть плюсы и минусы — решайте сами.

Михаил Соймонов: Я бы советовал аппарат с ручным управлением — его легче и чинить, и использовать.

Алексей Александров: Ручной или автоматика — дело сугубо персональное. Я предпочитаю ручное.

Вывод: все зависит от того, берете вы его только для себя или для кого‑то еще.

А еще проигрыватели отличаются по типу привода. Как?

Диск проигрывателя вращается с помощью передачи вращения от мотора на опорный диск с помощью ремня — пассика. Обычно его изготавливают из резины, а на более дорогих моделях — из металла или синтетической нити. Преимуществом данного привода считается отсутствие электромагнитных наводок от работающего мотора на головку звукоснимателя и гашение излишних вибраций.

Опорный диск установлен на роторную часть мотора. К плюсам можно отнести быстрый разгон до требуемых оборотов. Вышедшая из‑под умелого инженера, эта конструкция практически не имеет недостатков.

Наиболее архаичный на сегодняшний день привод. Вращение диска не передается напрямую или через пассик, а происходит с помощью специального ролика, касающегося одновременно оси мотора и опорного диска. Чаще подвергается ремонту, т. к. сама конструкция подразумевает большее количество подвижных элементов, соприкасающихся друг с другом.

На что еще стоит обратить внимание при покупке проигрывателя?

Петр Чинават: Если вы берете проигрыватель с пассиком, нужно понять, в каком состоянии он находится: растянут или нет. Также нужно понять, в каком состоянии находится игла. Нужно или воспользоваться лупой и посмотреть, или послушать совершенно новую пластинку и понять, нет ли лишних шумов. Посмотрите, как работает мотор, насколько быстро останавливается диск. Но вообще, проигрыватель — это простой механизм: все либо работает сразу, либо нет.

Усилители — вещь более сложная: там много микросхем, бывают лампы и тразисторы. Если у вас нет доступа к внутренностям и инженерского образования — то смотрите на внешний вид. Важно проверить, шуршит ли ручка громкости на усилителе или нет. Когда покупаете колонки, посмотрите, в каком состоянии находятся динамики. Если там нет ни трещин, ни дырок, ни царапин — берите.

Михаил Соймонов: Покупая проигрыватель, внимательно изучите механизм, проверьте его на оборотах (33 и 45), проверьте место сборки — может понадобиться стабилизатор напряжения, чтобы ничего не перегорело, проверьте, какая розетка подходит, все ли провода в наличии, не забывайте про заземление.

Алексей Александров: Обратить внимание стоит в целом на работоспособность. Выражаясь простым языком: как держит скорость, не «гуляет» ли шпиндель, нет ли ненужного фона, насколько хорошо выглядит внешне — к примеру, однажды мне пытались продать аппарат даже с трещиной в тонарме. Покупать новый проигрыватель в этом смысле проще. В этом случае соотношение цена/качество — это определяющий параметр.

Вывод: новый проигрыватель покупать проще — но он не всегда будет лучше. Покупаете старый — все внимательно проверьте, желательно вместе с опытным и разборчивым слушателем винила.

А что с иглой? Как часто ее надо менять?

Петр Чинават: Если вы купили первый проигрыватель — вы, скорее всего, не будете ее менять, если только сами не захотите иглу получше. К примеру, мы слушаем в нашем магазине пластинки восемь часов в день ежедневно. Мы меняем свою иглу где‑то раз в 9–12 месяцев. Давайте считать: допустим, вы слушаете пластинки 2–3 часа раз в несколько дней. На несколько лет вам иглы точно хватит. Признаки износа? Дополнительные шумы — и вы их услышите.

Михаил Соймонов: Игла — очень интимная штука, от нее очень многое зависит. Иглы не любят грязные и «запиленные» пластинки. По опыту скажу: если игла прослужила 1000 часов, это здорово, после этого ее можно поменять. Не покупайте первую попавшуюся иглу: попробуйте их предварительно послушать, почитать о них подробнее на форумах. Также скажу, что универсальных с точки зрения музыки игл мало: грубо говоря, каждый жанр любит «свою» иглу.

Алексей Александров: Менять иглу нужно по мере износа. Либо на слух, либо визуально. Под сильным увеличением видно, когда кончик иголки становится более округлым. Кроме того, кантеливер (иголка-палочка, которая выходит из головки звукоснимателя) изготавливается из разных материалов, которые по-разному подвержены износу. Больше всего головки боятся сильных нагрузок, а иголки — неправильных настроек и грязных пластинок.

Вывод: Иглу, скорее всего, надо менять после нескольких лет использования. Главное держите винил чистым.

Теперь к пластинкам! На что стоит обращать внимание при их покупке? Как быть, если видишь царапину?

Петр Чинават: Обычно ценники в магазинах подписаны ручкой, и там есть пометки о состоянии — Very Good, Very Good+, Near Mint: ориентируйтесь на них. Если на пластинке написано Near Mint — то это суперкачество. Very Good+ — тоже нормально. Very Good — готовьтесь услышать дополнительные шумы, «песочек». Все, что ниже (Good+, Good, Fair), — это уже плохо. Если на пластинке есть царапины, не пугайтесь. Это не значит, что ее невозможно слушать.

Если есть царапина, как понять, будет ли пластинка «прыгать»? Мягонько, подушечкой одного пальца проведите по этой царапине: если вы ее не чувствуете и это место гладкое — то с пластинкой все будет в порядке. Если вы чувствуете, что это место царапает кожу, значит, пластинка будет скакать. Вообще, лучше всего, чтобы царапин не было совсем. Если в магазине есть возможность помыть пластинку — обязательно ей воспользуйтесь.

Михаил Соймонов: Если видите царапины — не вешайте нос: попробуйте пластинку сперва послушать — может, она и не такая страшная, как кажется.

Алексей Александров: Нужно иметь в виду, что есть лейблы, чьи пластинки будут «хрустеть» от любой, даже поверхностной, царапины. Бывают и обратные ситуации: на пластинке будто бы катались с горки, а она играет чисто. Качество материала пластинки играет большую роль, и тут только опыт вам поможет принять правильное решение при покупке.

Вывод: Читайте внимательно описание, смотрите на царапины, прислушивайтесь к звуку. Царапины — не конец света, но лучше обойтись без них.

Я хочу купить пластинку. Где?

Плюсы: Самый очевидный и верный вариант: можно прийти и лично оценить состояние пластинки, а иногда даже и послушать — если пластинка не запечатана. В отличие от покупки пластинки с рук, более вероятно, что здесь винил хранится бережно, а продавцы верно оценивают состояние пластинки, указывают год и страну выпуска. Во-вторых, рекордсторы — традиционное место встреч любителей винила, так что найти единомышленников здесь легче всего.

Минусы: Чаще всего, один: вы переплачиваете по сравнению с онлайн-магазинами и частными продавцами. Кроме того, к сожалению, даже в магазинах пластинки не всегда хранятся надлежащим образом.

Плюсы: Традиционно для любого рынка, на интернет-маркетах за товар вы отдадите, скорее всего, сильно меньше денег, чем в офлайн-магазине. В случае с винилом пластинка даже с учетом иностранной пересылки может вам обойтись дешевле, чем в обычном магазине.

Минусы:
В данном случае придется иметь дело с пересылкой — и всеми вытекающими последствиями. Этим, кстати, с удовольствием пользуются продавцы обычных магазинов и часто рассказывают страшилки про переломанный винил, прошедший доставку «Почтой России».

Заказанный по почте винил действительно может прийти уже не в лучшем состоянии — часто с потертыми уголками конверта. Другое дело, что эти минусы нивелируются, когда речь идет об онлайн-магазине в родном городе при наличии самовывоза.

Как их искать: Самый легкий способ найти частных продавцов — это вбить по поиску слово «винил» или «пластинки» во «ВКонтакте»: вам сразу же выдаст много профильных групп по теме. Также их много на онлайн-маркетах вроде Avito или «Юлы». Наконец, есть Discogs. О нем — чуть позже.

Плюсы: В данном случае речь идет о старых и зачастую раритетных пластинках. Если в магазинах чаще всего продается либо новый, либо выпущенный большими тиражами и нераспроданный старый винил, то у частных продавцов вы можете найти коллекционные редкости.

Минусы: К сожалению, здесь (как и везде) могут попасться недобросовестные и малокомпетентные продавцы. Они могут — намеренно или нет — неверно определить состояние, страну и год выпуска, тип пресса и адекватную цену пластинки.

Примеры: Например, «Левша» в Новоподрезково и рынок возле «Удельной» в Петербурге

Плюсы:
Как и на любых барахолках: среди груды неликвида здесь можно натолкнуться на коллекционные жемчужины и редкости — порой и по цене сильно ниже рыночной.

Минусы: Часто — неупорядоченность товара, некомпетентность продавцов с вытекающими последствиями, не слишком бережное хранение и несправедливо завышенная оценка стоимости товара.

Примеры: «До мажор винил», «Винил мне мил»

Плюсы: Считай, те же барахолки, но организованные людьми в теме. Десятки продавцов винила приезжают в одно место, чтобы продавать и покупать пластинки. Полезное мероприятие для тех, кто хочет избавиться от ненужного винила, а еще и место встречи людей по интересам. Главный плюс — возможность «выкопать» коллекционные редкости.

Минусы: Опять же — необходимо внимательно смотреть на состояние, цену и данные о пластике: они могут быть представлены неправильно.

Какие пластинки стоит брать: новые или старые? Первые прессы или переиздания?

Петр Чинават: Стандарт качества — это первопресс, это старые пластинки. Почему они лучше? Звук на них наносился с мастерлент, то бишь аналоговых носителей. А аналоговый звук — это то, за что мы любим винил. На современных пластинках этого часто не бывает, потому что при записи музыки на пластинку сейчас часто используют цифровые аппараты. Я помню, как 10 лет назад Universal, по-моему, переиздавал пластинку Metallica: я слушал ее — и это было очень плохо.

Однако сейчас рынок винила растет, и все стараются внимательнее относиться к записи музыки на пластинку, и откровенно плохих записей сейчас почти не встретишь. Есть даже профильные лейблы, которые специализируются на издании винила строго по аналоговым технологиям.

Старые прессы всегда лучше и всегда в цене. Первопрессы дорожают каждый день — и это, ко всему прочему, хорошее вложение денег. Чьи издания лучше брать? Стандарт качества — США, Великобритания, Германия. Итальянские тоже неплохие.

Михаил Соймонов: Надо четко понимать, для чего вы собираете пластинки. Первый пресс пластинки из 60-х — это, в первую очередь, история. Очень часто люди недовольны, как звучит старая пластинка (треск, «песок», скачки), помните про классификацию винила.

Состояние играет важную роль в ценообразовании — особенно на легендарные альбомы и группы. Новодел имеет свою прелесть: он свежий, там может быть ремастеринг, бонусы, буклеты. Его не стоит недооценивать, но я предпочитаю оригиналы. Если хотите найти первопресс, то я бы посоветовал пойти от простого: берете альбом — сразу изучаете, где он выходил впервые.

Алексей Александров: Если вы хотите аутентичный, «тот самый» звук (и ваша аппаратура позволяет это услышать) или вам просто приятно иметь фонотеку с оригинальными записями, то стоит брать, конечно, первопрессы или близкое к этому. Если же больше нравится запах свежей краски, ощущения от вскрытия девственной упаковки, или вы просто не хотите париться поиском пластинки в идеальном состоянии либо же попросту любите только современную музыку — тогда, конечно, вам лучше подойдет новодел. Традиционно считается, что звук английских и американских изданий — лучше прочих, но везде есть исключения, и их немало: это большая отдельная тема.

Сергей Климов: И среди первых прессов, и среди переизданий встречаются как замечательные по качеству примеры, так и совершенно отвратительные. Перед приобретением того или иного издания первым делом я советую ознакомиться с отзывами в сети и на тематических форумах. Так вероятность разочарования будет сведена к минимуму.

Свое предпочтение я чаще всего отдаю переизданиям, так как в большинстве случаев они являются обновленной, доработанной, улучшенной версией первого издания. Но это применимо только в тех случаях, когда издатель добросовестно подошел к вопросу: провел глубокую исследовательскую работу, пообщался как с музыкантами, так и с причастными к первому изданию людьми (разумеется, если такая возможность имелась), а также занимался реставрацией не только фонограмм, но и графического оформления альбома.

Что касается первых прессов, то в них, безусловно, есть собственный шарм. Я предпочитаю охотиться за так называемыми private press (т.е. «частный пресс») — пластинками, которые были изданы самостоятельно авторами или музыкантами, либо же на собранные или спонсорские средства. На пластинках со слегка неуклюжим оформлением можно найти убойный и грязный хард-рок, космическую синтезаторную музыку, а также психоделические школьные хоры южных штатов Америки 70–80-х годов. Каждая такая пластинка — это настоящее открытие. И, что немаловажно, в руках — самый настоящий слепок того времени. Сложностью чаще всего является поиск таковых изданий и их стоимость: чем менее доступно издание, тем оно дороже.

Вывод: Первые прессы — это аналоговый мастеринг и часто недешевое, но, как правило, безошибочное вложение. На новых пластинках звучание больше похоже на CD — часто из‑за цифрового мастеринга.

Каких ошибок стоит избегать, покупая пластинку?

Петр Чинават: Давайте начнем с цены: ориентируйтесь в первую очередь по средней цене на сайте Discogs.com. Там отражена рыночная цена, к которой вы можете еще приплюсовать доставку (из Германии — условно 8 евро) — и понять реальную цену. Если хотите вкладываться и собирать вечную коллекцию, которая достанется и вашим внукам, старайтесь покупать оригиналы.

Михаил Соймонов: Не покупайте все подряд. Обычно проходит время — и коллекционер начинает чистить свою коллекцию. Придерживайтесь списка и денежного лимита: это занятие очень затягивает!

Алексей Александров: Если вы решились покупать первопрессы, то следите, чтобы это были действительно они самые! Порой продавцы сами не знают, что продают, и готовы наговорить что угодно, лишь бы продать. Второй момент: многие переплачивают за первопрессы — и далеко не все оригиналы дорогие! Не думаю, что это можно сто процентов называть ошибкой, но почти все начинающие винильщики проходят через это — первые купленные пластинки оказываются, мягко говоря, не самыми удачными по соотношению цена/качество.

Вывод: Следите за соотношением цена/качество, не покупайте все подряд.

Устроено все просто: есть покупатели, а есть продавцы — площадка собирает их в одном месте, упорядочивает и регулирует их деятельность. Как все работает: покупатель заходит на сайт, ищет пластинку — находит ее у продавца, смотрит на указанное состояние — делает заказ и оплачивает через PayPal.

Есть система рейтингов пользователей: если состояние пластинки оказалось хуже заявленного продавцом, то покупатель вправе поставить ему негативную оценку и снизить его репутацию — и теперь продавцу будет сложнее сбывать пластинки. Если покупатель не заплатил за заказанный товар — его рейтинг тоже страдает.

Кроме того, Discogs — это огромная картотека музыкальных релизов вообще: тут можно почитать информацию об альбомах, посмотреть на обложку и узнать, где, когда и какими тиражами что издавалось.

Также Discogs автоматически устанавливает рыночную цену, исходя из истории продаж пластинок. Лайфхак: хотите купить пластинку с рук или в магазине и сомневаетесь по поводу цены — заходите на Discogs и сверьтесь там.

Это зависит от года, страны, тиража, типа, состояния пластинки и востребованности музыки, которая на нее записана. Какие пластинки самые дорогие? Часто это первые/редкие прессы культовых альбомов.

Порой доходит до абсурда: редкий английский пресс одноименного альбома Led Zeppelin недавно был продан на Discogs 1400 евро. В чем дело? В бирюзовых буквах, которыми на конверте напечатали название группы. При этом американское издание того же года можно найти там же за 15 евро — вот такой парадокс. Среди самых дорогих релизов попадаются и наши исполнители, например, летом 2018 года в топ-30 айтемов по цене был Высоцкий.

В среднем самые дорогие пластинки — это издания 90-х и 00-х годов. Причина проста: падение интереса к винилу в то время радикально уменьшило объемы тиражей. Так они быстро осели на полках коллекционеров, а после всплеска интереса к винилу в 2010-х они в явочном порядке взлетели в цене.

Пример: альбом постбритпоп-группы Athlete «Tourist» вышел в 2005 году. Можно зайти на онлайн-маркет Juno и увидеть, что он стоил около 25 фунтов стерлингов по тогдашнему курсу. Сейчас на Discogs он продается за 600 с лишним евро.

Пикчер-диски (пластинки, на которых напечатана обложка альбома) — норм?

Петр Чинават: Пикчер-диск— это плохо. Звук на пикчер-диске всегда хуже, чем на черной пластинке, — видимо, из‑за состава пластика. Обычный черный винил лучше звучит, чем прозрачные, цветные и прочие пластинки.

Михаил Соймонов: Цветной винил и пикчер-диск — это, в первую очередь, красиво, во вторую — эксклюзивные ограниченные тиражи. Но, как говорят снобы и знатоки, звук там хуже: спорить не буду.

Сергей Климов: В цветных пластинках я не вижу ничего плохого, хоть и предпочитаю классический черный винил. Ни для кого уже не секрет, что исходное сырье является бесцветным, т. е. прозрачным. Но для придания эффектного внешнего облика его окрашивают. Современные технологии изготовления как сырья, так и самих виниловых пластинок за последние годы сделали большой шаг вперед, в результате чего как таковой разницы при прослушивании черных или пластинок другого цвета вы не услышите. На своем опыте проверено, что буквально пять лет назад пикчер-диски звучали отвратительно, но те, которые изготавливают сейчас, стали заметно лучше звучать.

Вывод: Пластинкам с напечатанным на массе принтом альбома лучше предпочесть черный или цветной винил.

Советские прессы стоит брать?

Петр Чинават: К сожалению, советские пластинки, как и советские автомобили, телевизоры и все советское — это очень плохо. К примеру, включаешь западные пластинки, которые издавали очень большим тиражом (вроде Барбры Стрейзанд или Кэта Стивенса), и которые порой даже никогда и не распечатывались, — это звучит идеально.

Включаешь, например, пластинку Аллы Пугачевой, пусть даже и в идеальном состоянии — все равно слышишь какие‑то дополнительные шумы. [Есть ли годные] постсоветские пластинки? Завод Semikols, который сделал Андрей Алгоритмик, делает пластинки хорошего качества.

Михаил Соймонов: Советские пластинки — это уникальная кладовая, на пластинках фирмы «Мелодия» выходило очень много шикарной музыки: от классических произведений мировых композиторов до эксклюзивного редкого джаз-рока советского разлива. Качество было разное — но для ознакомления чаще всего они подойдут.

Алексей Александров: Считается, что наши прессы хуже западных. Звукозапись сама у нас была очень и очень неплоха. Но тут проблема, скорее, в массе (буквально — в пластинке и из чего она была сделана. — Прим. ред.), хотя в разное время были разные ГОСТы. Например, я слушал немало записей с классической музыкой на «Мелодии», которые звучали великолепно.

Популярные перепечатки западной рок- и поп-музыки, изданные в конце 80-х/первой половине 90-х это «пиратки», к которым очень много вопросов и по качеству записи, и полиграфии. Однако, они недорогие, доступные и все еще пользуются спросом.

Вывод: можно найти неплохие записи с классикой, но в общем лучше покупать западные прессы.

Как правильно ухаживать за пластинками?

Петр Чинават: Каждый раз перед прослушиванием я беру антистатическую щетку и провожу ей по пластинке: во-первых, это снимает пыль, во-вторых, статику, которая накапливается на пластинке, пока она лежит в конверте. Спреи с тряпочкой тоже можно использовать — но это уже при серьезных загрязнениях. Мы в магазине используем специальную мойку, которая работает как пылесос. Вообще, если вы держите пластинку дома, просто старайтесь закрывать ее в конверте.

Михаил Соймонов: Процесс чистки пластинок имеет свойство их оживлять. Я всем советую любимые старые пластинки помыть ультразвуком хотя бы один раз — а потом дома для профилактики щеточкой и средством для мытья ухаживать за ней.

Алексей Александров: Ухаживать нужно обязательно. Необходимо держать пластинки вертикально, не делая очень длинные тяжелые стопки. Мойки есть разные: кто‑то моет руками с помощью моющих средств и мягких тряпочек или губок. Кто‑то использует спрей и микрофибру, а кто‑то заливает винил клеем ПВА и потом его удаляет вместе с грязью (старый народный метод).

Ультразвук считаю самым действенным средством, результат присутствует всегда — зачастую пластинки играют заметно лучше. Однако к самодельным машинкам есть вопросы, а промышленные модели действительно дорогие. От мойки пластинок зависит не только количество «песка» или щелчков в звуке (если это, конечно, не царапина), но и жизнь иголки — она больше всего стачивается именно о грязь.

Сергей Климов: Некоторым ритуалом для меня является хранение виниловых пластинок в дополнительных плотных полиэтиленовых обложках: во-первых, в конверт попадает меньше пыли; а во-вторых, конверт не деформируется и длительное время сохраняет свой первоначальный облик.

Приобретение аппарата для ультразвука — удовольствие не из дешевых, но в крупных городах можно найти одного-двух владельцев подобного оборудования и договориться о помывке за адекватные суммы. Например, в Санкт-Петербурге помыть одну пластинку на ультразвуковой мойке можно за 100–250 рублей.

Вывод: Не жалейте денег на мойку винила, купите специальную щеточку и обязательно перед прослушиванием протирайте пластинку.

Что с современными российскими изданиями? Почему их так мало? Почему группа Ploho издается на виниле, а группа «Пошлая Молли» — нет?

Сергей Климов: То, что группа Ploho издается Что слушают на виниле. Смотреть фото Что слушают на виниле. Смотреть картинку Что слушают на виниле. Картинка про Что слушают на виниле. Фото Что слушают на винилена виниле — это очень хорошо. Это хоть и капля в море отечественной музыкальной сцены, но хоть какое‑то движение. Дело в том, что сейчас на российском рынке имеется засилье переизданий. Переиздается проверенный временем и зарекомендовавший себя материал, уже полюбившийся слушателю, во-вторых, ностальгия неплохо подталкивает на приобретение пластинок, чему издатель не может быть не рад.

Но при этом как такового развития на музыкальной сцене в рамках издания музыки на физических носителях, не происходит — на прилавках в большинстве случаев вы увидите те же имена, что видели 10-20, а может быть и 30 лет назад. Становится неинтересно ни мне как слушателю, ни мне как издателю, так как хочется видеть живую и активную сцену ничем не хуже, чем в Европе, Великобритании и США. Я рад, когда выходят пластинки современных музыкантов вне зависимости от стилей и жанров.

Но и одних только инициатив музыкантов, и попыток независимых издательств, недостаточно. Так уж сложилось, что в России отношение к винилу сравни к чему-то сакральному: если на виниле издан не рок или его производные, то подобное вовсе не имеет права на существование, и восприниматься не будет. Я же призываю относиться к винилу как к одному из форматов физических носителей и никак иначе. Ровно, как и к любым музыкальным стилям и жанрам — все они имеют право на существование.

Вывод: ностальгия и сакрализация винила мешает рынку.

Основные термины

Многофункциональное устройство, позволяющее выводить многоканальный звук. Подойдет людям, которые, кроме прослушивания музыки, собираются смотреть фильмы и играть в видеоигры.

Важная настройка тонарма, компенсирующая силу скатывания. Без грамотного подхода к настройке антискейтинга ваши пластинки будут быстрее изнашиваться в левой или правой части дорожки.

Специальная съемочная площадка для установки тонарма в плинт, который позволяет данную операцию. Под каждый тип тонарма существуют свои армборды. Они также бывают выносными (в таком случае их называют струбцинами).

Неофициальное — пиратское издание — альбома.

Разворотный конверт с изображением или дополнительной информацией внутри. Как правило, содержит в себе два винила.

Маркетинговая инициатива лейбла, объединяющая два альбома под одной картонной коробкой и продающаяся за меньшую сумму.

Гибрид ресивера и кассетной деки. Обычно является представителем бюджетного сегмента.

Поводок, на котором устанавливается игла звукоснимателя. Характеристики кантеливера напрямую влияют на звук системы. Отвечает за передачу в магнитную систему точных перемещений иглы, самостоятельно не влияя на звучание. Именно его чаще всего гнут любители музыки, задевая тонарм рукой.

Железный диск, с которого печатается пластинка. Одна матрица соответствует одной стороне. При производстве пластинки на нижнюю матрицу кладут виниловую заготовку и прижимают верхней матрицей с давлением 100 атмосфер.

Механизм, позволяющий плавно опускать тонарм на пластинку. Бывает гидравлическим и электрическим.

Вид звукоснимателя с подвижным магнитом внутри. По этой технологии производится большинство бюджетных головок. Если только начинаете знакомство с винилом, то обратите внимание на MM-звукосниматель.

Мечта любого аудиофила. Головки, произведенные по этой технологии, играют более детально, не искажая высокие частоты. К минусам данного типа головок можно отнести высокую стоимость и невозможность ремонта (за некоторыми исключениями).

Полоска, обрамляющая левую сторону японского винилового издания. Как правило, содержит дополнительную информацию об исполнителе и альбоме.

Издание пластинки, вышедшее в год релиза альбома. Может быть любой страны и относится к различным матрицам.

Ремень, приводящий в движение опорный диск проигрывателя или его часть.

Прозрачная пластинка, содержащая внутри изображение (часто с артворком альбома).

Это корпус проигрывателя винила. Обычно изготавливается из дерева и/или алюминия. Встречаются более люксовые варианты из натурального камня, стали.

Издание пластинки, вышедшее в год релиза с использованием первых матриц. Также может быть, например, японским или американским.

Копия альбома, не предполагающая коммерческого использования. Как правило, такие релизы предоставлялись лейблами для радиостанций и владельцев музыкальных магазинов.

«Мозговой центр» системы любого аудиофила. Через него происходит вся коммутация (подсоединяется вертушка, CD-плеер, кассетная дека, колонки, etc.). Работает в паре с усилителем мощности.

Изоляционный слой из различных материалов (обычно это либо резина, либо фетр, либо пробка), гасящий вибрации, передающиеся через шпиндель.

Предмет мебели, в котором выставляются все компоненты аудиосистемы. Обычно это проигрыватель винила, CD-плеер, кассетная дека, усилительный тракт.

Первые тестовые пластинки, которые изготавливаются с целью оценки качества используемых матриц.

Важнейший механический узел проигрывателя, задачей которого являются перемещения головки звукоснимателя по канавкам от начала пластинки к ее центру. Бывают S-образные, J-образные (так называемые прямые) и тангенциальные тонармы. Последние наиболее редкие из‑за сложности конструкции и дорогого обслуживания.

Вынесенная в отдельный корпус часть полного усилителя. Отвечает за усиление сигнала, получаемого от предварительного усилителя. Зачем? Считается, что все компоненты аудиотракта должны быть вынесены в отдельный корпус и отвечать за одну определенную функцию.

Отдельный прибор или часть усилителя, преобразующая слабый звук с головки звукоснимателя (phono) в более сильный линейный звук. Бывают транзисторными, ламповыми и гибридными.

Площадка для крепления головки звукоснимателя. Они бывают съемные и несъемные.

Это шарнир, через который продевается пластинка непосредственно перед прослушиванием.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *