Что слушают больше всего
Какую музыку слушают россияне
И как изменились их музыкальные предпочтения за последние пять лет
Стриминговый сервис «Эпл-мьюзик» работает в России с 2016 года — и ежегодно составляет топ-100 самых популярных песен в стране.
Мы решили посмотреть, какую музыку россияне слушали чаще, и узнать, как изменились предпочтения наших соотечественников за это время.
Чаще всего попадал в сотню лучших Егор Крид: его песни были в подборке самых популярных 17 раз. Второе место разделили между собой рэперы Скриптонит и Jah Khalib: их треки 13 раз становились хитами. Дальше — Светлана Лобода: 12 раз.
То, что список самых популярных артистов возглавляют русскоязычные певцы, неудивительно: если посмотреть на чарты, в последние годы наблюдался резкий рост интереса россиян к песням на русском языке. Еще в 2016 году в списке популярных песен было больше иностранных хитов, а в 2020 из ста треков только пятая часть — иностранные.
Этот тренд отметили и сами сотрудники «Эпл-мьюзик». В аннотации к чарту 2020 года они написали: «И хотя русскоязычных исполнителей на вершине чарта больше, мировым суперхитам от The Weeknd, Билли Айлиш или Дуа Липы географические границы нипочем».
Самые популярные российские исполнители — рэперы. Судя по всему, это еще один восходящий тренд для индустрии музыки в России. В 2018 году песен этого жанра в чартах было даже больше, чем поп-музыки.
Анализируя популярные композиции, можно отследить еще одно глобальное изменение всей музыкальной индустрии: песни стали короче. В 2016 году среднестатистический трек из чартов длился 3 минуты 30 секунд, а в 2020 году — 3 минуты 9 секунд.
Возможно, это объясняется политикой стриминговых сервисов. «Эпл-мьюзик» и многие другие платформы засчитывают прослушивание и платят за него после 30 секунд трека — поэтому, судя по всему, артистам невыгодно делать слишком длинные композиции.
Любит наш народ есть всякое говно (с)
//, не «есть», а просто «всякое говно»
//, Ну я просто оставлю тут нетленку от Захара Мая.
//, почему наш? Из дерьма состоят все чарты мира.
Русский рэп и немного рока. Какую музыку слушали в России в 2020 году
Рэп, хип-хоп, а также синтез обоих стилей — представители этих направлений в уходящем году стали самыми популярными среди пользователей стриминговых сервисов. Рэперы Моргенштерн и Скриптонит, дуэт Artik & Asti, поп-певица Zivert интересовали любителей современной музыки. На этом фоне выделяются ушедшие со сцены российские панк-рокеры из «Короля и Шута», а также индастриал-металлисты из Rammstein, которых продолжают любить российские ценители тяжелой музыки. В 2020-м стриминговые сервисы также отметили рост популярности подкастов: они хоть как-то смогли компенсировать нехватку задушевных разговоров в условиях самоизоляции и работы на удаленке.
Топ-10 треков:
У россиян в последние годы формировался рост интереса к русскоязычной музыке. Как рассказали РБК специалисты сервиса «Яндекс.Музыка», в 2020 году эта тенденция проявилась и в рейтинге самых популярных песен.
Дуэт Artik & Asti помимо лидерства в топе треков стал самой прослушиваемой русскоязычной группой. Из иностранных коллективов на первом месте Rammstein. Лидером среди исполнителей-мужчин на русском языке стал рэпер Моргенштерн, на иностранном — канадец The Weeknd. Среди исполнительниц слушатели отдали предпочтение отечественной поп-певице Zivert и американке Билли Айлиш.
Еще один тренд уходящего года, по версии «Яндекс.Музыка», — рост интереса к подкастам. В среднем 28% подписчиков сервиса включали их хотя бы раз в месяц. Среднее время прослушивания на одного пользователя — один час в день. Самым популярным подкастом оказался «ТЕД на русском». Слушателям были интересны темы отношений, воспитания детей и пандемии коронавируса. «Подкасты — пожалуй, самый личный формат контента, почти разговор по душам, поэтому они стали так востребованы на удаленке, когда круг общения резко сузился», — объяснил продюсер подкастов «Яндекс.Музыка» Илья Карпухин.
Топ-5 треков:
Запустившийся в России в июле сервис Spotify первые итоги своей работы подвел в начале декабря. По его данным, чаще всего россияне слушают русский и зарубежный рэп. Об этом говорит не только топ самых прослушиваемых треков, но и рейтинг популярных исполнителей. Первое место занял российско-испанский представитель хип-хопа kizaru, Моргенштерн — второй. В пятерке также оказались казахстанский исполнитель Скриптонит, белорусский рэпер ЛСП и российский хип-хопер Boulevard Depo.
Самой любимой исполнительницей у жителей России, по версии Spotify, стала певица Билли Айлиш. Кроме того, пользователи часто слушали поп-рок певицу из России Дору, американку Ариану Гранде, а также российских Алену Швец и Zivert. Из групп россиянам больше всего полюбился южнокорейский мужской бэнд BTS. На втором месте оказался хип-хоп дуэт Miyagi & Andy Panda, на третьем — легенда российского рока «Король и Шут» (после смерти лидера коллектива Михаила Горшенева в 2013 году группа прекратила свое существование).
Что касается самых популярных российских музыкантов, которых слушали за рубежом, здесь топ возглавил композитор Петр Чайковский. Его произведения в исполнении оркестров и современных музыкантов добавлены более чем в 100 плей-листов, сообщили в Spotify. Вторым оказался Tony Igy — автор трека Astronomia, который прославился благодаря мему Coffin dance с танцующими носильщиками гробов.
Кстати, в пандемию коронавируса время прослушивания плейлистов для поддержания душевного равновесия среди пользователей Spotify по всему миру выросло на 23%. Кроме того, пользователи стали создавать специальные плейлисты для работы и учебы дома.
Топ-10 треков:
На Apple Music самой скачиваемой музыкой в России в 2020-м также стал хип-хоп. Скриптонит, который презентовал свой альбом «2004» еще в начале года, стал самым популярным артистом на платформе. Не было ни одной недели, чтобы пластинка не попадала в топ-10 альбомов чарта Apple Music. В пятерку главных артистов года также вошли Моргенштерн, Zivert, Jony и Artik & Asti.
Итогами музыкального года поделились и в Shazam, одном из самых известных приложений для поиска музыки и текстов песен (сервис принадлежит Apple). Самым запрашиваемым треком в России и по всему миру стала песня Dance Monkey австралийской певицы Tones And I. Пользователи обращались к Shazam 24,6 млн раз, чтобы распознать этот трек. Это абсолютный рекорд за всю историю приложения, отметили представители приложения.
«ВКонтакте» (сервис Boom)
Топ-10 треков:
Самым заметным музыкантом года сервис признал рэпера Моргенштерна. Его релиз «Звездная пыль» получил звание альбома года, а сам исполнитель стал артистом года по версии «ВКонтакте». Кроме того, в топ-30 треков попали четыре песни, записанные Моргенштерном или вместе с ним. Во время самоизоляции, отметили в соцсети, пользователи чаще всего слушали песню «Кайф ты поймала» от Konfuz.
Кроме того, пользователи «ВКонтакте» стали больше интересоваться подкастами. По подсчетам сервиса, в этом году число их слушателей выросло в 3,5 раза. Подкастом года стал ВПШ, где обсуждают тренды, музыку, моду и шоу-бизнес.
Российские любители музыки на фоне пандемии чаще интересовались «плейлистами настроения»: они хотели расслабиться и снять стресс, рассказали РБК в местном представительстве французского сервиса Deezer.
Что же касается самых популярных исполнителей года, в десятку вошли: Zivert, «Король и Шут», Rammstein, The Weeknd, Моргенштерн, Niletto, Jony, Linkin Park, «Кино» и Билли Айлиш. В Deezer добавили, что российские пользователи в этом году были склонны слушать старые треки, 1980–90-х и нулевых.
Топ-10 треков:
Какую музыку мы слушали больше всего в 2020-м? Сервис Spotify подвел итоги года
Самые популярные исполнители, треки, жанры и альбомы
Самый популярный в мире аудиостриминговый сервис по подписке Spotify проанализировал, какую музыку выбирали 320 миллионов пользователей из разных стран в 2020 году, и собрал треки и исполнителей, которым отдавали предпочтение российские слушатели с момента запуска сервиса в России 15 июля.
Русский рэп — тренд года
Интересы многих слушателей Spotify в России в 2020 году соответствовали глобальным трендам, однако в топе музыкантов отечественные артисты превосходят иностранных. В рейтинге лучших исполнителей лидерство захватили рэперы из России, Казахстана и Беларуси — kizaru, MORGENSHTERN, Скриптонит, ЛСП и Boulevard Depo.
Топ исполнительниц
В рейтинге самых популярных исполнительниц мировые звезды заняли лидирующие позиции, но остались в меньшинстве по сравнению с отечественными исполнительницами. Из музыки на русском языке больше всего слушателям понравился гитарный поп от доры, инди-рок от Алены Швец, которая покорила поклонников авторскими песнями, и хиты от Zivert. Из зарубежных певиц чаще всего слушали триумфатора престижной музыкальной премии «Грэмми-2020» Билли Айлиш, а также Ариану Гранде, которую в 2019 году Spotify назвал самой популярной исполнительницей десятилетия.
Самые популярные группы
Топ-5 возглавил корейский бойз-бенд BTS, который в 2020 году стал мировым феноменом. Их первый англоязычный сингл «Dynamite» установил глобальный рекорд Spotify (12.6 миллионов прослушиваний в первые 24 часа) и попал на третье место в списке самых популярных композиций года в России. Также в рейтинг вошла женская K-pop группа BLACKPINK.
Лучшие треки
Смесь жанров заметна и в рейтинге лучших треков. Здесь «Дежавю» (kizaru) и «Cadillac» (MORGENSHTERN, Элджей) в исполнении рэперов соседствуют с хитом SLAVA MARLOW «Снова я напиваюсь», синглом «Dynamite» BTS и композицией «Blinding Lights» канадского дарования The Weeknd.
Музыкальный критик оценивает 30 самых популярных песен в России прямо сейчас Rauf & Faik, «Король и Шут» (!) и другие хиты, которые слушает вся страна
От редактора: Мне за это очень стыдно, но я почти не слушаю поп-музыку. Наверное, это что-то из детства — моими первыми по-настоящему любимыми группами были Rammstein и «Король и Шут»: с тех пор все становилось только хуже. Панк, эмо, блэк-метал, рэп в его самых шумовых проявлениях — это мое. Моргенштерн или Зиверт — увы, нет. Тем не менее мне, как редактору профильного раздела, что-то понимать о поп-музыке надо. Это ведь штука такая — рассуждая о поп-музыке о настроениях в стране иногда можно сказать больше, чем говоря о скачках рейтинга Путина.
Поэтому, когда рэпер Скриптонит, объявляя о запуске своего музыкального медиа Karmapolitan, сообщил, что там будет и некий единый чарт, основанный на данных стримингов (такой вещи в России не было никогда), я воодушевился — вот теперь-то я наконец пойму, что слушает страна! (Как будто бы тебе не хватает главных страниц самих стримингов, идиот.) Но, открыв этот чарт, я понял, что… ничего не понял. Из знакомых имен — тот же Моргенштерн и еще пара музыкантов. Присутствуют песни «Ягода-малинка» и «Camry 3.5». Тиесто еще жив и выпускает новые песни. И только неведомо как оказавшаяся в чарте нетленка «КиШа» «Кукла колдуна» с их хитового «Акустического альбома» (1999, блин, года, народ!) порадовала глаз. Желания слушать это у меня никакого нет. И я пошел простым путем: попросил моего друга, музыкального критика и поп-энтузиаста Артема Макарского послушать все эти 30 песен и рассказать о том, к каким выводам он пришел. Все оказалось и правда интереснее, чем я бы мог себе представить. Слово ему.
Артем Макарский
«Комментирование любых топов, связанных с количеством просмотров, прослушиваний и продаж, — гиблое дело. Какие выводы мы можем сделать из того, что одна из самых продаваемых книг десятилетия в России — это Айн Рэнд? Понятно, что неутешительные, но, пожалуй, даже рост интереса к либертарианству (очевидный) может не зависеть от этого напрямую. Обычно такие тексты подразумевают, что правильное всматривание в топ поможет сильнее узнать то, чем на самом деле дышит страна.
Топ Karmapolitan, который, к слову, обновляется с неизвестной мне частотой, основан на «данных крупнейших стриминговых сервисов». В прошлом году перед приходом Spotify в Россию эксперты предрекали, что количество пользователей стримингов вырастет до 20 миллионов пользователей. Как мы видим, это 15 % населения всей страны — и что нам на самом деле может дать этот топ?
Топ-30 самых популярных треков в России по версии Karmapolitan по состоянию на 18 февраля 2021 года (слушать на Spotify)
Ваня Дмитриенко — «Венера-Юпитер»
Моргенштерн — «Cristal & МОЁТ»
kostromin — «Моя голова винтом»
Ramil’, Елена Темникова — «Из-за тебя»
Masked Wolf — «Astronaut In The Ocean»
Султан Лагучев — «Горький вкус»
Mona Songz — «Салют, Вера»
Скриптонит — «Чистый» — OST «Псих»
DAVA — «Обнулила нас»
Слава Марлоу — «Снова я напиваюсь»
ELMAN & JONY — «Балкон»
Jah Khalib — «Искал-нашел»
The Weeknd — «Blinding Lights»
Tiësto — «The Business»
Rita Ora, David Guetta & Imanbek — «Big» (feat. Gunna)
«Король и Шут» — «Кукла колдуна»
Mary Gu — «Не влюбляйся»
Rauf & Faik — «Если тебе будет грустно»
UncleFlexxx — «Camry 3.5»
Big Baby Tape — «KARI»
Например, мы можем попытаться понять, чем сейчас живет российский поп-мейнстрим — точнее, его верхушка. Но перед этим мне хотелось бы отметить случайный характер формирования этих топов. Из первой пятерки как минимум три трека — «Венера-Юпитер» Вани Дмитриенко, «Моя голова винтом» kostromin и «Astronaut In The Ocean» Masked Wolf — это тикток-хиты: последний из них интернациональный. Есть в топе и хит алгоритмов ютьюба, «Streets» Доджи Кэт. Напомню, что виральность тех или иных треков в тиктоке и ютьюбе до конца нами не изучена — и все предпочитают списывать ее на случай. Безусловно, есть какие-то беспроигрышные вещи — не самый плохой кавер Mona Songz на «Салют, Вера!» Меладзе не мог не сработать, например, но в остальном механика вирального хита из соцсетей ясна не до конца. Некоторые музыканты оказались в топе просто из-за своей популярности — «Cristal & МОЁТ» — это довольно слабый трек Моргенштерна, призванный в первую очередь подытожить успешный год для артиста при помощи клипа на него. Не лучшими работами в топе представлены и Джа Халиб, и Зиверт, и Светлана Лобода. Несмотря на симпатичность трека «Чистый», он все-таки проигрывает лучшим песням Скриптонита — похожим образом можно сказать и про «Kari» Big Baby Tape: трек этот, безусловно, хороший, но не выдающийся. Имя работает на музыкантов — и в этом есть признак застоя.
Другая примета топа схожа с тем, что отметил Николай Овчинников в своей колонке о тенденциях русского инди: в отрывке о пафосе он упоминает поддельный оптимизм некоторых исполнителей. Этот поворот на искренность можно заметить и в поп-музыке. Во многом, в первую очередь если судить по комментариям к видео, это реакция на новую школу рэпа и отдельных его представителей, в частности, все того же Моргенштерна — больше всего лайков пишут тем, кто пишет о некой «душевности» композиции, отсутствии голых женщин, «матов» и прочей пошлости. Нетрудно заметить, что ханжество растет во многом и из-за поворота государства к традиционности — в некоем коллективном бессознательном, представленном комментаторами в интернете, этот переход к скрепам можно считать успешным. По крайней мере, на словах — но что касается дела, то новая искренность оказывается куда менее честной со слушателем, чем страшный попс, против которого когда-то выступал Юрий Шевчук. Популярные песни сделаны словно по одному лекалу — немного акустической гитары, проникновенное исполнение, простые рифмы. Так становятся популярны Ваня Дмитриенко, Konfuz и группа Dabro. В их честность верится без труда — особенно в историю успеха последних, дуэта казанских братьев, — но в их простоте видится либо мимолетная случайность, либо сделанность. Удивительным образом песни от более популярных артистов уделывают в честности и искренности музыкантов «от сохи».
Удачный пример — дуэт Rauf & Faik и примкнувший к ним Niletto, прожженные хитмейкеры, со своим бесхитростным жуков-попом растопят сердце любого скептика — в особенности вкупе с клипом о подарке маме. В похожем ключе работает исполнитель Хабиб — и благодаря смеси народных мотивов и отсылок к тиктоку его хит «Ягода-малинка» работает. Однако вторым примером настоящей искренности можно назвать «Снова я напиваюсь» Славы Марлоу — в противовес его товарищу Моргенштерну, лирический герой Славы ставит себя вровень с потенциальным слушателем и поет о пустом кармане. В мире постиронии, где находится Моргенштерн, найдется место и постчестности — и эту нишу вполне может занять Слава. Который, к слову, явно влияет на звук современной русской музыки, что можно заметить по инструменталам треков kostromin и Konfuz.
Наконец, невозможно обвинить в неискренности исполнителя песни «Горький вкус» Султана Логачева, вышедшего под эгидой издательства «Звук-М», специализирующегося на кавказ-попе. Интонации Логачева узнаваемы и понятны, в песне не найти каких-либо изысков — однако в ней определенно есть душевность, которой так не хватает среднему комментатору российского музыкального ютьюба. Это желание узнаваемости и понятности объясняет, например, и попадание в топ новых треков Тиесто (невероятно минималистичного, как будто бы лишенного мелодии) и Дэвида Гетты с Иманбеком (хотя в клипе снялся явно не он). Наконец, одним из самых честных — хотя бы потому, что ни на какую честность он не претендует — можно считать трек Ти-Феста «Как дела»: посреди несколько однообразных композиций его появление сродни «Blinding Lights» Викенда (который в топе, конечно же, тоже присутствует). Все это, однако, было бы куда более интересно и куда менее плачевно, если бы не тот факт, что лучшей песней топа все равно является выпущенная в 1999 году «Кукла колдуна», нетленка группы «Король и Шут» — за что спасибо в том числе непредсказуемому механизму раскрутки тиктока. Что-то модно, что-то выходит из моды, а что-то вечно — как бессонница в час ночной. «***, Горшок лучший!»
Получи свое персональное предсказание!
За последние несколько лет среди меломанов вырос спрос на подписки различных стриминговых платформ. Они же помогают артистам зарабатывать во время пандемии коронавируса, когда нет возможности провести концерт или организовать гастрольные туры.
Медиахолдинг Rambler&Co совместно с аудиосервисом СберЗвук провели масштабное исследование, чтобы узнать, сколько россияне тратят за пользование стримингов и какую музыку предпочитают слушать. К удивлению, слушатели предпочитают не рэп, который все больше становится популярным в России, а произведения в жанре классика.
Опрос проходил на портале «Рамблер» с 24 октября по 1 ноября 2021 года, в котором приняли участие почти полтора миллиона жителей из разных городов России.
Жанры для всех возрастов, которые слушают реже всего – это R&B, фанк, K-pop и джаз. Основными пользователями стриминговых платформ являются меломаны младше 25 лет. Они также предпочитают оформлять лишь одну подписку, а слушатели в возрасте от 36 до 45 лет, хоть и не так часто используют стриминги, могут использовать сразу несколько платформ.
Юные меломаны утверждают, что проводят почти весь день с музыкой, слушая ее на смартфоне, в то время как любители музыки постарше с возрастом все реже обращаются к своим плейлистам. Респонденты старше 45 лет выбирают в качестве аудионосителя компьютеры или аудиосистемы в автомобилях. —
Также исследование показало, что меломаны предпочитают слушать плейлисты с разным набором музыки или выбирают исключительно альбомы любимых исполнителей. Они реже обращаются к рекомендациям музыкальных сервисов и готовым подборкам на платформах.