Что слушали в 1990 году в ссср

Мелодии забытых лет: ретроспектива отечественной музыкальной моды. Вторая часть: 70е – 90е годы

Что слушали в 1990 году в ссср. Смотреть фото Что слушали в 1990 году в ссср. Смотреть картинку Что слушали в 1990 году в ссср. Картинка про Что слушали в 1990 году в ссср. Фото Что слушали в 1990 году в ссср

70-е: «Как прекрасен этот мир»

В 70-е курс на эстраду и лирику продолжился. Среди популярных композиторов тех лет, оставивших след в истории советской музыки, стоит назвать имена М. Таривердиева, Д. Тухманова, М. Танича, В. Шаинского и многих других. Интересным подходом отличался Таривердиев: его песни, известные и по сей день, сочетали эстрадную музыку и советскую поэзию, – ­например, «Мне нравится» на стихи М. Цветаевой, «Со мною что-то происходит» и «Ты уходишь, как поезд» на стихи Евтушенко.

Что слушали в 1990 году в ссср. Смотреть фото Что слушали в 1990 году в ссср. Смотреть картинку Что слушали в 1990 году в ссср. Картинка про Что слушали в 1990 году в ссср. Фото Что слушали в 1990 году в ссср

Другого яркого автора тех лет отличал особый подход к аранжировкам. Песни Д. Тухманова представляли своего рода «сплав» танцевального стиля и классической лиричной песни. Он был первым композитором, создавшим песни, предназначенные исключительно для воспроизведения в записи. Высокое признание получили такие композиции, как «Олимпиада-80», «Как прекрасен этот мир», «Вечная весна».

В 70-е возрос интерес и к вокально-инструментальным ансамблям, которые начали формироваться в конце 60-х. Репертуар «ВИА», с одной стороны, был написан профессиональными композиторами и поэтами, с другой – значительно отличался от классической эстрады тех лет и был явно ориентирован на молодежь. Несмотря на то, что в своём творчестве ВИА ориентировались на популярные на западе рок-группы, все композиции проходили строгий отбор на художественном совете. Советские ВИА, безусловно, отличались от западных рок-групп: когда за рубежом главным был продюсер, деятельность советских ВИА регулировал художественный руководитель. Участники музыкального состава часто менялись, но неизменно оставались профессиональными музыкантами. К популярным ансамблям тех лет можно причислить ВИА «Песняры», «Поющие гитары», «Веселые ребята», «Синяя птица», «Цветы», «Земляне» и ещё десяток команд со схожими названиями и внешним видом. Классическими композициями тех лет стали песни, написанные в соавторстве со знаменитыми композиторами, например, «Не повторяется такое никогда» Туликова и «Увезу тебя я в тундру» Фрадкина, получившие широкую известность в исполнении ансамбля «Самоцветы». Музыка в исполнении всевозможных ВИА была разнообразна: от фолка и народных песен до диско, рок-музыки и новой волны.

Отдельным жанром, завоевавшим популярность среди соотечественников, стало то, что сейчас мы называем «саундтреком». Главные темы из популярных кинолент – например, «Никого не будет в доме» на стихи Б. Пастернака, «Со мною что-то происходит» на стихи Евтушенко, «По улице моей» Б. Ахмадулиной из «Иронии судьбы» всё того же Таривердиева или «У природы нет плохой погоды» Петрова в «Служебном романе» – становятся у всех на слуху и плотно входят в повседневную жизнь. Впрочем, тенденция на музыкальное сопровождение кинолент, создающее практически второй план для основного сюжета, сохранилась и в начале 1980-х годов.

Что слушали в 1990 году в ссср. Смотреть фото Что слушали в 1990 году в ссср. Смотреть картинку Что слушали в 1990 году в ссср. Картинка про Что слушали в 1990 году в ссср. Фото Что слушали в 1990 году в сссрЧто слушали в 1990 году в ссср. Смотреть фото Что слушали в 1990 году в ссср. Смотреть картинку Что слушали в 1990 году в ссср. Картинка про Что слушали в 1990 году в ссср. Фото Что слушали в 1990 году в ссср

Главные песни: М. Таривердиев – «Со мною что-то происходит», «Мне нравится», ВИА «Самоцветы» – «Увезу тебя в тундру», «Мой адрес — Советский Союз», В. Шаинский – «Не плачь, девчонка», «Через две зимы», «Идет солдат по городу», А. Пахмутова – «Как молоды мы были».

Имена: А. Пахмутова, М. Таривердиев, М. Танич, В. Шаинский, Д. Тухманов.

80-е: «Музыка нас связала»

ВИА и советская эстрада продолжили процветать и в начале 1980-х годов. Романтические образы и лирические тексты остаются в центре внимания авторов и исполнителей хитов 80-х – от романтизированного образа «малой родины» в композициях Ю. Антонова до общегражданских тем, связанных с воспоминаниями о Великой отечественной войне. Эпоха гимнов и маршей окончательно завершилась, на смену им пришла ностальгическая послевоенная песня: «Письмо из сорок пятого», «Если б не было войны», «Довоенный вальс», «Танго для всех». В это десятилетие продолжается и тенденция на «поэтов-песенников»: Ю. Лозу, И. Николаева, В. Малежика.

Популярные композиции больше не носят идеологического окраса, эстрадная песня становится проще. При этом государственная цензура всё ещё остаётся: среди эстрадных композиций не найти «протестных» настроений и несогласных авторов. Музыку и тексты продолжают сочинять проверенные авторы: члены Союза Композиторов и профессиональные поэты. Среди последних большую популярность получил Р. Паулс – автор многих хитов Аллы Пугачевой, начало сольной карьеры которой пришлось на конец 70-х, а пик популярности – на 80-е. «Старинные часы, «Миллионы алых роз», «Айсберг» – все эти шлягеры, ставшие «визитной карточкой» певицы были написаны его рукой.

Вокально-инструментальные ансамбли всё больше работают «под Запад». Появляются такие группы, как «Мираж» и «Ласковый май», модели которых скопированы с популярных за рубежом классических гёрл – и бойз-бендов. Современные ВИА уже не отличаются одинаковыми концертными костюмами и песнями, а в обществе молодёжи в моду входят танцевальные жанры и яркие наряды.

В противовес советской эстраде возник новый жанр – «русский рок». Молодые люди, не желавшие идти нога в ногу с советской идеологией и пренебрежительно относившиеся к популярным «отфильтрованным» цензурой песням, подобно стилягам 1950-х слушали западную музыку и старались переиначить песни на свой лад. Таким образом, иностранные мелодии стали основой для русской музыки.

Что слушали в 1990 году в ссср. Смотреть фото Что слушали в 1990 году в ссср. Смотреть картинку Что слушали в 1990 году в ссср. Картинка про Что слушали в 1990 году в ссср. Фото Что слушали в 1990 году в ссср

Собственно говоря, всё, что мы ассоциируем с этим словосочетанием и по сей день, зародилось и приобрело популярность именно в 1980-е: от популярных исполнителей до образа «русского рокера». Возможно, этот период остался бы незамеченным в истории российской музыки, если бы не ореол скандала, – многие группы были запрещены на государственном уровне, организация выступлений грозила уголовным наказанием, а деятельность рок-клубов была подпольной. Запрещали и «Аквариум», и «ДДТ», и «Браво» – иначе говоря, всех, кто сейчас считается классиками этого направления.

Рок-клубы, к слову, были практически в каждом крупном городе. Популярность рока росла, а вместе с ним в народ уходили песни «Зоопарка», «Наутилуса Помпилиуса», «Кино»: «Пригородный блюз», «Прощай, детка!» Майка Науменко и вовсе обретут вторую популярность в начале «нулевых», а Виктор Цой из группы «Кино» станет чуть ли не главным героем поколения.

Наиболее скандальной группой тех лет по праву можно считать «Гражданскую оборону», известность которой пришлась на конец десятилетия. Группа Егора Летова на протяжении всего существования оставалась наиболее влиятельной панк-группой в СССР и России. Состав команды не один раз менялся, но жёсткая лирика, провокационное поведение на сцене и гаражный звук остаются неизменными её атрибутами.

Несмотря на протестный ореол и непрофессиональный подход к музыке, в конце десятилетия русский рок окончательно вышел из подполья. Исполнители начали сниматься в популярных кинофильмах, популярные группы собирали огромные площадки, – о временах всем известных «квартирников» можно было забыть. Пришло время продюсеров.

Имена: Р. Паулс, А. Пугачева, Б. Гребенщиков, В. Цой, С. Ротару, Ю. Антонов, Е. Летов, И. Николаев, В. Малежик.

Главные песни: А. Пугачева – «Миллион алых роз», «Старинные часы», Л. Вайкуле – «Вернисаж», Ю. Антонов – «Под крышей дома твоего», Т. Ефимов – «Тверской бульвар», Д. Тухманов – «Чистые пруды», В. Матецкий – «Лаванда», гр. «Зоопарк» – «Пригородный блюз», гр. «Аквариум»– «Город золотой», гр. «Гражданская оборона» – «Всё идёт по плану», гр. «Кино» – «Алюминиевые огурцы», «Восьмиклассница», «Группа крови», «Хочу перемен (Мы ждём перемен)».

90-е: «Там, только там»

С распадом Советского союза исчез и идеологический налёт в лирике, и государственная цензура. Еще недавно запрещенный русский рок набирает популярность, появляются новые группы и жанры. Исполнители российской эстрады обращаются к новому для себя жанру поп-музыки. Популярными в эти годы становятся авторы песен, мгновенно ставших хитами: Игорь Николаев, Наташа Королёва, группа «На-На», Таня Буланова, Леонид Агутин, Олег Газманов, Валерий Меладзе, Дмитрий Маликов и прочие. Выступления теперь сопровождаются подтанцовкой, костюмы исполнителей носят более откровенный характер. Песни про общество, популярные в эпоху расцвета ВИА, сменились любовной лирикой, на смену сложным композициям пришли веселые незамысловатые мелодии.

Гёрл – и бойз-бенды шагают по стране, выступления превращаются в шоу, яркие наряды становятся откровенными. Именно в 90-е появились «Блестящие», «Руки вверх», «На-На», «Иванушки International», «Гости из будущего» – коллективы, заслуживающие звания классики русской поп-музыки.

Альтернативная сцена больше не носила протестный характер, но никуда не исчезла. Её представители, держали, как и раньше, курс на Запад, но теперь вместо слепого копирования зарубежных мелодий и текстов они лишь придерживались мировых тенденций в музыке. На сцене появляются новые имена, которые впоследствии станут знаковыми для всей индустрии. Примером тому служит «Мумий тролль» – основанная еще в 1983 году группа, выстрелившая в 1997 году с дебютным альбомом «Морская». Новая альтернативная сцена ушла от «русского рока» к поп-року.

В 90-е в России появляется и новый, ранее неизвестный жанр – «хип-хоп».

Что слушали в 1990 году в ссср. Смотреть фото Что слушали в 1990 году в ссср. Смотреть картинку Что слушали в 1990 году в ссср. Картинка про Что слушали в 1990 году в ссср. Фото Что слушали в 1990 году в ссср

Первопроходцами можно назвать группу «Мальчишник» – их релиз «Секс без перерыва» 1991 года мгновенно завоевал скандальную известность. Откровенными текстами отличался и второй альбом команды. В 1994 году выходит новый хит – «Буду пАгибать мАлОдым» Мистера Малого, видеоклип на который успешно показывали в эфире телеканалов и радиостанций страны.

«Пипл хавает» – автором этого известного всем выражения также является один из известных хип-хоп исполнителей того времени – Богдан Титомир. Популярность жанра растет по мере распространения аудиокассет с записями, – в те годы на первый план выходят команд «Bad Balance», «White Hot Ice», «Михей и Джуманджи» и Дельфин.

Значительную роль в продвижении и распространении популярности артистов сыграли средства массовой информации, ранее закрытые для такого рода исполнителей. В России 90-е годы поистине можно считать музыкальным расцветом: появившийся в 1998 году канал MTV ежедневно транслировал передачи, посвященные отечественным и зарубежным исполнителям, радиостанции «Maximum» и «Наше радио» открыли собственные фестивали, появились журналы, посвященные отечественным и зарубежным исполнителям.

Имена: В. Меладзе, Б. Алибасов, И. Матвиенко, И. Лагутенко, «Мумий Тролль», «Блестящие», «На-На», «Иванушки International».

Главные песни: И. Николаев – «Дельфин и русалка», В. Меладзе – «Сэра», «Девушки из высшего общества», гр. «На-На»– «Фаина», гр.«Блестящие» – «Там, только там», гр. «Гости из будущего» – «Зима», гр. «Иванушки International» – «Тучи»гр. «Мумий Тролль» – «Владивосток 2000», «Утекай».

Итак, мы проследили путь отечественной музыки от советских времен до современного времени. Советская эстрада за это время сменилась российской поп-музыкой, а «квартирный» рок превратился в полноценную альтернативную сцену. Но что же дальше? Что изменилось с приходом нового тысячелетия и «поколения нулевых»? Узнаем совсем скоро.

Источник

Лебединые песни: под какую музыку прошел последний год СССР

Что слушали в 1990 году в ссср. Смотреть фото Что слушали в 1990 году в ссср. Смотреть картинку Что слушали в 1990 году в ссср. Картинка про Что слушали в 1990 году в ссср. Фото Что слушали в 1990 году в ссср

«Ты, ты, ты», «Осень», «Фотография 9х12» и, конечно, «Танец маленьких лебедей». Умирать, так с музыкой, — кажется, решил Советский Союз. Драматичные события 30-летней давности сегодня неразрывно связаны с «саундтреком» того времени. Как нередко случается в поворотные исторические моменты, 1991-й оказался одним из самых ярких годов для отечественной музыкальной среды. А эхо тех звуков мы слышим до сих пор. «Известия» прислушались к голосам недалекого прошлого.

Минуты роковые

Вторая половина 1980-х прошла под знаком освоения нового и разрушения прежних устоев. Рок-музыканты вышли из подполья, попса стала завоевывать теле- и радиоэфиры, в Советский Союз начали приезжать западные звезды, которых советские меломаны и не мечтали услышать вживую, а композиторы-академисты ударились в эксперименты. К 1991 году все эти явления достигли кульминации.

Ленинградский рок-клуб в 1991-м праздновал 10-летие своего существования. К тому моменту в нем состояло более 150 групп. Названия многих из них нам сегодня ничего не говорят, но вместе с тем такие коллективы, как «Аквариум», «Алиса», «ДДТ», «АукцЫон», по-прежнему определяют рок-ландшафт страны.

Что слушали в 1990 году в ссср. Смотреть фото Что слушали в 1990 году в ссср. Смотреть картинку Что слушали в 1990 году в ссср. Картинка про Что слушали в 1990 году в ссср. Фото Что слушали в 1990 году в ссср

Увы, один из ярчайших персонажей русского рока — Виктор Цой — не дожил до 1991-го нескольких месяцев. Но именно в последний год существования СССР вышел и последний альбом с его участием, прозванный в народе «Черный» за полностью черную обложку.

— В 1991-м Борис Гребенщиков, «Кино» (даже когда Виктор ушел из жизни) и «Алиса» были по-прежнему самыми важными группами Ленинграда и России наряду с такими коллективами, как «Наутилус Помпилиус», «Телевизор», «Чайф» и «Калинов мост», — делится певица и летописец русского рока Джоанна Стингрей в беседе с «Известиями», состоявшейся в преддверии выхода ее новой книги о той эпохе «Русский рок. Конец андерграунда». — В тот год я переехала в Москву и тусовалась со «Звуками Му», «Бригадой С», Crossroads и «Ва банк».

«Черный альбом» вышел и у одной из главных на тот момент западных групп, Metallica, — ровно за неделю до августовского путча. А уже через месяц после падения ГКЧП, в конце сентября, Ларс Ульрих, Джеймс Хетфилд, Кирк Хэмметт и Роберт Трухильо выступили в Москве на грандиозном концерте «Монстры рока». Открывал их сет Enter Sandman — ключевой хит с нового лонг-плея.

Вместе с Metallica на территории Тушинского аэропорта перед полутора миллионами слушателей играли AC/DC, Pantera, The Black Crowes и отечественная «Электро-Судорожная Терапия».

По словам Джоанны Стингрей, этот концерт стал главным знаком того, что старый Советский Союз исчез.

— Событие было поразительным и крутым! И тот факт, что это происходило в России, невероятен. Концерт действительно обозначил конец коммунизма, — уверена Стингрей.

Что слушали в 1990 году в ссср. Смотреть фото Что слушали в 1990 году в ссср. Смотреть картинку Что слушали в 1990 году в ссср. Картинка про Что слушали в 1990 году в ссср. Фото Что слушали в 1990 году в ссср

Той же осенью рождается и главный российский рок-хит «Осень» группы ДДТ. При всем лиризме этой песни и внешней оторванности от политических и социальных проблем нельзя, конечно, не обратить внимание на строки третьего куплета.

Что такое осень? Это ветер / Вновь играет рваными цепями. / Осень доползем ли, долетим ли до ответа? / Что же будет с Родиной и с нами? / Осень доползем ли, доживем ли до рассвета / Осень, что же будет завтра с нами?

Ну а бард Игорь Тальков и вовсе обходится без иносказаний и облекает то, что у многих на уме, в поэтическую форму.

Господин президент, / назревает инцидент. / Мы устали от вранья, / в небе — тучи воронья. / Мы хотим Вас попросить / поскорее заменить / На отечественный герб / ненавистный людям серп / и молот. / Хватит! Хватит! Хватит!

Песню «Господин президент», жесткое и отчаянное воззвание к Борису Ельцину, Тальков должен был исполнить 6 октября 1991 года в Санкт-Петербурге, во Дворце спорта «Юбилейный». За несколько минут до выхода на сцену в гримерке происходит конфликт, результатом которого становится убийство Талькова. Наступление эпохи криминальных разборок артисты почувствовали на себе одними из первых.

Слушайте СССР-1991 — fcm2005 на Яндекс.Музыке

Дельфины и русалки

Но если рок-музыканты действительно стремились понять, «что же будет с Родиной и с нами», а барды адресовали острые вопросы властям, поп-звезды решали куда более прагматичную задачу — отвлечь народ от бытовых проблем. Для последнего сгодилась не только музыка, но и личная жизнь кумиров, которая благодаря прессе (она тоже раскрепостилась по полной программе) выплеснулась не всегда хорошо пахнущим потоком на первые полосы газет и журналов.

Что слушали в 1990 году в ссср. Смотреть фото Что слушали в 1990 году в ссср. Смотреть картинку Что слушали в 1990 году в ссср. Картинка про Что слушали в 1990 году в ссср. Фото Что слушали в 1990 году в ссср

В 1991-м страна слушает «Желтые тюльпаны» и «Первый поцелуй» совсем юной девочки Наташи Королевой и следит за ее романом с Игорем Николаевым, бывшим сонграйтером и аккомпаниатором Аллы Пугачевой, в конце 1980-х сделавшим успешную сольную карьеру. К паре, официально оформившей свои отношения, приклеивается название «Дельфин и Русалка» — по песне, сочиненной в том же году и до сих пор вызывающей приступы ностальгии у поклонников.

Параллельно развивается love story и у самой Аллы Борисовны. В конце 1990-го она знакомится с молодым и прежде никому не известным певцом Сергеем Челобановым, а в 1991-м их двусмысленный флирт — тема всенародных сплетен. Музыкальной кульминацией интрижки оказывается песня авторства все того же Николаева «Незваный гость»: примадонна исполняет ее дуэтом с новым фаворитом, заставляя публику строить догадки о степени их близости.

А тем временем вполне самостоятельной звездой первой величины становится Филипп Киркоров, покоряя женские сердца России хитами «Ты, ты, ты» и «Атлантида» (оба — 1991 года). Позже сложился стереотип, что этот артист тоже, как и Челобанов, обязан своим взлетом отношениям с Пугачевой, а именно скандальной женитьбе на ней в 1994-м. Однако, как мы видим, за три года до свадьбы высокий черноглазый болгарин уже забрался на отечественной поп-олимп (пусть все же и не без некоторой помощи примадонны на начальном этапе).

Но Киркоров — все-таки любимец более зрелой аудитории, а самые юные слушательницы сходят с ума по смазливому мальчику Жене Белоусову. Его «Девчонка-девчоночка» появляется именно в 1991-м, и невозможно представить себе школьные дискотеки без этой нехитрой мелодии. Именно Белоусов — стилистический преемник Юры Шатунова, как раз в тот год ушедшего из «Ласкового мая», одного из музыкальных символов позднеперестроечного времени.

Что слушали в 1990 году в ссср. Смотреть фото Что слушали в 1990 году в ссср. Смотреть картинку Что слушали в 1990 году в ссср. Картинка про Что слушали в 1990 году в ссср. Фото Что слушали в 1990 году в ссср

— Это был слом эпох. Раньше у нас существовала советская песня, соединившая в себе множество элементов, очень сложное, высокопрофессиональное явление. И вдруг, как обухом по голове, появляются «Ласковый май», ставший настоящим символом, а за ним и другие подобные коллективы и звезды, — поделился с «Известиями» композитор, худрук Оркестра им. Силантьева Александр Клевицкий, на тот момент зампред эстрадно-джазовой секции Союза композиторов СССР.

По словам Клевицкого, на то были и технические причины. Если раньше, чтобы записать песню, требовалось проходить многочисленные худсоветы, то на рубеже 1990-х появились синтезаторы, секвенсоры, и многие музыканты стали создавать домашние студии. Государственная монополия на звукозапись была разрушена. Но вместе с ней ушел и профессионализм — мелодический, аранжированный, исполнительский. Хлынувшая широким потоком попса похоронила советскую песню.

Именно тогда, на рубеже 1980–1990-х сформировался костяк современной российской поп-эстрады. Помимо Киркорова и Королевой можно назвать Ирину Аллегрову (ее «Странник» и «Фотография 9х12» — одни из главных хитов 1990–1991-х), Анжелику Варум (в 1991-м выходит ее дебютный альбом «Good bye, мой мальчик» с песней «Полуночный ковбой»), Леонида Агутина («Босоногий мальчик» записан тогда же) и многих других. Голоса той эпохи — по-прежнему с нами, нравится нам это или нет.

Все по классике

Если эстрада переживала бурный расцвет, в академической музыке все было сложнее. С одной стороны, крупных композиторских фигур хватало. Были живы и вполне продуктивны классики еще сталинской эпохи — Тихон Хренников, Георгий Свиридов, Андрей Эшпай, активно творили композиторы-авангардисты Альфред Шнитке, София Губайдулина, Эдисон Денисов. С другой стороны, именно в 1991-м Губайдулина эмигрирует в Германию, а годом ранее туда же уехал Шнитке. И это далеко не единственные, хотя самые громкие примеры.

— Я тогда чуть не уехал на Запад. Серьезно опасался, что в нашей стране мне будет нечем кормить семью, — вспоминает в беседе с «Известиями» народный артист России, председатель правления Союза композиторов РФ Рашид Калимуллин, на тот момент возглавлявший Союз композиторов Татарстана. — У меня было двое маленьких детей, а цены в магазинах росли каждый день, и никто не знал, что будет завтра.

Что слушали в 1990 году в ссср. Смотреть фото Что слушали в 1990 году в ссср. Смотреть картинку Что слушали в 1990 году в ссср. Картинка про Что слушали в 1990 году в ссср. Фото Что слушали в 1990 году в ссср

Цензурные тиски советской эпохи ушли в прошлое, но их сменили проблемы иного характера — коммерческого, бытового. Прежние институции, обеспечивавшие заказами, домами творчества, исполнениями, рушились, новые не появлялось.

Да и народу, кажется, было не до серьезного творчества, поэтому многое создавалось «в стол» или же для премьер на Западе. Так, в 1991 году Шнитке написал оперу «Жизнь с идиотом» на либретто Виктора Ерофеева, но впервые поставлена она была в Амстердаме и Вене, а до Москвы добралась лишь в 1993-м. Еще один авангардист, Александр Вустин, в начале 1990-х создал новаторскую симфоническую партитуру к эстетскому фильму Рустама Хамдамова «Анна Карамазофф». Картину отправили на Каннский фестиваль-1991, это последний в истории фильм от Советского Союза на крупнейшем мировом киносмотре. Но на родине ни ленту Хамдамова, ни музыку Вустина в первозданном виде так и не узнали.

Были, впрочем, и позитивные тенденции.

— Тогда стала, например, бурно развиваться электроника. Я даже предложил создать в Союзе композиторов СССР комиссию по электронной музыке, в итоге ее возглавил Эдуард Артемьев. Еще стало очень модным направление джаз-рока. На концерты «Арсенала» Алексея Козлова было сложно попасть, — рассказал Александр Клевицкий.

Кроме того, вспоминает он, появилось «третье направление», то, что сегодня называется «кроссовер», — музыка, которая впитывала в себя разные стилевые элементы, соединяя классическую традицию с чем-то совершенно несвойственным, в частности тем же роком.

Что слушали в 1990 году в ссср. Смотреть фото Что слушали в 1990 году в ссср. Смотреть картинку Что слушали в 1990 году в ссср. Картинка про Что слушали в 1990 году в ссср. Фото Что слушали в 1990 году в ссср

— Мою рок-оперу «Крик кукушки», которую пресса назвала первым татарским мюзиклом, поставили в 1989 году в оперном театре Казани, — рассказывает Рашид Калимуллин. — И тот факт, что вдруг в таком серьезном заведении выступают рок-исполнители, настолько потряс всех, что народ повалил просто толпами. Невозможно было купить билеты. В месяц шло по пять спектаклей — гораздо больше, чем обычных опер.

При этом, отмечает композитор, молодые представители академического жанра почти поголовно увлекались авангардом, пробовали новейшие техники сочинения, хотя и вскоре пресытились этим. В общем, поиски шли, и, несмотря на тяжелое материальное положение и падение престижа профессии, музыки меньше не становилось.

Но в массовом сознании главной классической темой 1991 года стал, безусловно, «Танец маленьких лебедей» из «Лебединого озера». В день путча именно балет Чайковского заполнял телеэфир, поэтому поворотный момент истории уже неотделим от музыки Петра Ильича. Сама музыка, конечно, от этого вряд ли выиграла.

Похожая история произошла и с песней ВИА «Песняры» «Беловежская пуща», написанной Александрой Пахмутовой и Николаем Добронравовым еще в 1970-х. После беловежских соглашений она стала звучать как реквием по СССР, ностальгическое прощание со страной, которая навсегда исчезла с карты мира.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *