Что слушали в 1975 году
1975 год в музыке
Содержание
События
Хронология
Продажи
Награды
Лучшие песни года
Выпущенные альбомы
Смотрите также категорию музыкальных альбомов 1975 года.
Февраль
Ноябрь
Неточная дата
Родились
Скончались
См. также
Полезное
Смотреть что такое «1975 год в музыке» в других словарях:
1975 год в театре — 1973 1974 1975 1976 1977 Портал:Театр См. также: Другие события в 1975 году События в музыке и События в кино Содержание … Википедия
1975 год в кино — Содержание 1 Избранное кино 1.1 Международные фильмы 1.2 Со … Википедия
1932 год в музыке — Это незавершённый список года. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив его. 1932 год в музыке 1930 1931 1932 1933 1934 … Википедия
2010 год в музыке — 2008 2009 2010 2011 2012 См. также: Другие события в 2010 году … Википедия
1916 год в музыке — 1914 1915 1916 1917 1918 См. также: Другие события в 1916 году … Википедия
1976 год в музыке — 1974 1975 1976 1977 1978 См. также: Другие соб … Википедия
2011 год в музыке — 2009 2010 2011 2012 2013 См. также: Др … Википедия
1984 год в музыке — 1982 1983 1984 1985 1986 См. также … Википедия
2002 год в музыке — 2000 2001 2002 2003 2004 См. также: Другие события в 2002 году … Википедия
1977 год в музыке — 1975 1976 1977 1978 1979 См. также: Другие события в 1977 году … Википедия
Мелодии забытых лет: ретроспектива отечественной музыкальной моды. Вторая часть: 70е – 90е годы
70-е: «Как прекрасен этот мир»
В 70-е курс на эстраду и лирику продолжился. Среди популярных композиторов тех лет, оставивших след в истории советской музыки, стоит назвать имена М. Таривердиева, Д. Тухманова, М. Танича, В. Шаинского и многих других. Интересным подходом отличался Таривердиев: его песни, известные и по сей день, сочетали эстрадную музыку и советскую поэзию, – например, «Мне нравится» на стихи М. Цветаевой, «Со мною что-то происходит» и «Ты уходишь, как поезд» на стихи Евтушенко.
Другого яркого автора тех лет отличал особый подход к аранжировкам. Песни Д. Тухманова представляли своего рода «сплав» танцевального стиля и классической лиричной песни. Он был первым композитором, создавшим песни, предназначенные исключительно для воспроизведения в записи. Высокое признание получили такие композиции, как «Олимпиада-80», «Как прекрасен этот мир», «Вечная весна».
В 70-е возрос интерес и к вокально-инструментальным ансамблям, которые начали формироваться в конце 60-х. Репертуар «ВИА», с одной стороны, был написан профессиональными композиторами и поэтами, с другой – значительно отличался от классической эстрады тех лет и был явно ориентирован на молодежь. Несмотря на то, что в своём творчестве ВИА ориентировались на популярные на западе рок-группы, все композиции проходили строгий отбор на художественном совете. Советские ВИА, безусловно, отличались от западных рок-групп: когда за рубежом главным был продюсер, деятельность советских ВИА регулировал художественный руководитель. Участники музыкального состава часто менялись, но неизменно оставались профессиональными музыкантами. К популярным ансамблям тех лет можно причислить ВИА «Песняры», «Поющие гитары», «Веселые ребята», «Синяя птица», «Цветы», «Земляне» и ещё десяток команд со схожими названиями и внешним видом. Классическими композициями тех лет стали песни, написанные в соавторстве со знаменитыми композиторами, например, «Не повторяется такое никогда» Туликова и «Увезу тебя я в тундру» Фрадкина, получившие широкую известность в исполнении ансамбля «Самоцветы». Музыка в исполнении всевозможных ВИА была разнообразна: от фолка и народных песен до диско, рок-музыки и новой волны.
Отдельным жанром, завоевавшим популярность среди соотечественников, стало то, что сейчас мы называем «саундтреком». Главные темы из популярных кинолент – например, «Никого не будет в доме» на стихи Б. Пастернака, «Со мною что-то происходит» на стихи Евтушенко, «По улице моей» Б. Ахмадулиной из «Иронии судьбы» всё того же Таривердиева или «У природы нет плохой погоды» Петрова в «Служебном романе» – становятся у всех на слуху и плотно входят в повседневную жизнь. Впрочем, тенденция на музыкальное сопровождение кинолент, создающее практически второй план для основного сюжета, сохранилась и в начале 1980-х годов.
Главные песни: М. Таривердиев – «Со мною что-то происходит», «Мне нравится», ВИА «Самоцветы» – «Увезу тебя в тундру», «Мой адрес — Советский Союз», В. Шаинский – «Не плачь, девчонка», «Через две зимы», «Идет солдат по городу», А. Пахмутова – «Как молоды мы были».
Имена: А. Пахмутова, М. Таривердиев, М. Танич, В. Шаинский, Д. Тухманов.
80-е: «Музыка нас связала»
ВИА и советская эстрада продолжили процветать и в начале 1980-х годов. Романтические образы и лирические тексты остаются в центре внимания авторов и исполнителей хитов 80-х – от романтизированного образа «малой родины» в композициях Ю. Антонова до общегражданских тем, связанных с воспоминаниями о Великой отечественной войне. Эпоха гимнов и маршей окончательно завершилась, на смену им пришла ностальгическая послевоенная песня: «Письмо из сорок пятого», «Если б не было войны», «Довоенный вальс», «Танго для всех». В это десятилетие продолжается и тенденция на «поэтов-песенников»: Ю. Лозу, И. Николаева, В. Малежика.
Популярные композиции больше не носят идеологического окраса, эстрадная песня становится проще. При этом государственная цензура всё ещё остаётся: среди эстрадных композиций не найти «протестных» настроений и несогласных авторов. Музыку и тексты продолжают сочинять проверенные авторы: члены Союза Композиторов и профессиональные поэты. Среди последних большую популярность получил Р. Паулс – автор многих хитов Аллы Пугачевой, начало сольной карьеры которой пришлось на конец 70-х, а пик популярности – на 80-е. «Старинные часы, «Миллионы алых роз», «Айсберг» – все эти шлягеры, ставшие «визитной карточкой» певицы были написаны его рукой.
Вокально-инструментальные ансамбли всё больше работают «под Запад». Появляются такие группы, как «Мираж» и «Ласковый май», модели которых скопированы с популярных за рубежом классических гёрл – и бойз-бендов. Современные ВИА уже не отличаются одинаковыми концертными костюмами и песнями, а в обществе молодёжи в моду входят танцевальные жанры и яркие наряды.
В противовес советской эстраде возник новый жанр – «русский рок». Молодые люди, не желавшие идти нога в ногу с советской идеологией и пренебрежительно относившиеся к популярным «отфильтрованным» цензурой песням, подобно стилягам 1950-х слушали западную музыку и старались переиначить песни на свой лад. Таким образом, иностранные мелодии стали основой для русской музыки.
Собственно говоря, всё, что мы ассоциируем с этим словосочетанием и по сей день, зародилось и приобрело популярность именно в 1980-е: от популярных исполнителей до образа «русского рокера». Возможно, этот период остался бы незамеченным в истории российской музыки, если бы не ореол скандала, – многие группы были запрещены на государственном уровне, организация выступлений грозила уголовным наказанием, а деятельность рок-клубов была подпольной. Запрещали и «Аквариум», и «ДДТ», и «Браво» – иначе говоря, всех, кто сейчас считается классиками этого направления.
Рок-клубы, к слову, были практически в каждом крупном городе. Популярность рока росла, а вместе с ним в народ уходили песни «Зоопарка», «Наутилуса Помпилиуса», «Кино»: «Пригородный блюз», «Прощай, детка!» Майка Науменко и вовсе обретут вторую популярность в начале «нулевых», а Виктор Цой из группы «Кино» станет чуть ли не главным героем поколения.
Наиболее скандальной группой тех лет по праву можно считать «Гражданскую оборону», известность которой пришлась на конец десятилетия. Группа Егора Летова на протяжении всего существования оставалась наиболее влиятельной панк-группой в СССР и России. Состав команды не один раз менялся, но жёсткая лирика, провокационное поведение на сцене и гаражный звук остаются неизменными её атрибутами.
Несмотря на протестный ореол и непрофессиональный подход к музыке, в конце десятилетия русский рок окончательно вышел из подполья. Исполнители начали сниматься в популярных кинофильмах, популярные группы собирали огромные площадки, – о временах всем известных «квартирников» можно было забыть. Пришло время продюсеров.
Имена: Р. Паулс, А. Пугачева, Б. Гребенщиков, В. Цой, С. Ротару, Ю. Антонов, Е. Летов, И. Николаев, В. Малежик.
Главные песни: А. Пугачева – «Миллион алых роз», «Старинные часы», Л. Вайкуле – «Вернисаж», Ю. Антонов – «Под крышей дома твоего», Т. Ефимов – «Тверской бульвар», Д. Тухманов – «Чистые пруды», В. Матецкий – «Лаванда», гр. «Зоопарк» – «Пригородный блюз», гр. «Аквариум»– «Город золотой», гр. «Гражданская оборона» – «Всё идёт по плану», гр. «Кино» – «Алюминиевые огурцы», «Восьмиклассница», «Группа крови», «Хочу перемен (Мы ждём перемен)».
90-е: «Там, только там»
С распадом Советского союза исчез и идеологический налёт в лирике, и государственная цензура. Еще недавно запрещенный русский рок набирает популярность, появляются новые группы и жанры. Исполнители российской эстрады обращаются к новому для себя жанру поп-музыки. Популярными в эти годы становятся авторы песен, мгновенно ставших хитами: Игорь Николаев, Наташа Королёва, группа «На-На», Таня Буланова, Леонид Агутин, Олег Газманов, Валерий Меладзе, Дмитрий Маликов и прочие. Выступления теперь сопровождаются подтанцовкой, костюмы исполнителей носят более откровенный характер. Песни про общество, популярные в эпоху расцвета ВИА, сменились любовной лирикой, на смену сложным композициям пришли веселые незамысловатые мелодии.
Гёрл – и бойз-бенды шагают по стране, выступления превращаются в шоу, яркие наряды становятся откровенными. Именно в 90-е появились «Блестящие», «Руки вверх», «На-На», «Иванушки International», «Гости из будущего» – коллективы, заслуживающие звания классики русской поп-музыки.
Альтернативная сцена больше не носила протестный характер, но никуда не исчезла. Её представители, держали, как и раньше, курс на Запад, но теперь вместо слепого копирования зарубежных мелодий и текстов они лишь придерживались мировых тенденций в музыке. На сцене появляются новые имена, которые впоследствии станут знаковыми для всей индустрии. Примером тому служит «Мумий тролль» – основанная еще в 1983 году группа, выстрелившая в 1997 году с дебютным альбомом «Морская». Новая альтернативная сцена ушла от «русского рока» к поп-року.
В 90-е в России появляется и новый, ранее неизвестный жанр – «хип-хоп».
Первопроходцами можно назвать группу «Мальчишник» – их релиз «Секс без перерыва» 1991 года мгновенно завоевал скандальную известность. Откровенными текстами отличался и второй альбом команды. В 1994 году выходит новый хит – «Буду пАгибать мАлОдым» Мистера Малого, видеоклип на который успешно показывали в эфире телеканалов и радиостанций страны.
«Пипл хавает» – автором этого известного всем выражения также является один из известных хип-хоп исполнителей того времени – Богдан Титомир. Популярность жанра растет по мере распространения аудиокассет с записями, – в те годы на первый план выходят команд «Bad Balance», «White Hot Ice», «Михей и Джуманджи» и Дельфин.
Значительную роль в продвижении и распространении популярности артистов сыграли средства массовой информации, ранее закрытые для такого рода исполнителей. В России 90-е годы поистине можно считать музыкальным расцветом: появившийся в 1998 году канал MTV ежедневно транслировал передачи, посвященные отечественным и зарубежным исполнителям, радиостанции «Maximum» и «Наше радио» открыли собственные фестивали, появились журналы, посвященные отечественным и зарубежным исполнителям.
Имена: В. Меладзе, Б. Алибасов, И. Матвиенко, И. Лагутенко, «Мумий Тролль», «Блестящие», «На-На», «Иванушки International».
Главные песни: И. Николаев – «Дельфин и русалка», В. Меладзе – «Сэра», «Девушки из высшего общества», гр. «На-На»– «Фаина», гр.«Блестящие» – «Там, только там», гр. «Гости из будущего» – «Зима», гр. «Иванушки International» – «Тучи»гр. «Мумий Тролль» – «Владивосток 2000», «Утекай».
Итак, мы проследили путь отечественной музыки от советских времен до современного времени. Советская эстрада за это время сменилась российской поп-музыкой, а «квартирный» рок превратился в полноценную альтернативную сцену. Но что же дальше? Что изменилось с приходом нового тысячелетия и «поколения нулевых»? Узнаем совсем скоро.
Популярные советские песни 1965-1968 годов.
Советские песни часть 7 (Хиты 1975-1976) Песни СССР.
Советские песни часть 12 (Хиты 1979) Песни СССР.
Советские песни часть 13 (Хиты 1979-1980) Песни СССР.
Советские песни часть 14 (Хиты 1980) Песни СССР.
Советские песни часть 17 (Хиты 1982) Песни СССР.
Советские песни часть 19 (Хиты 1983) Песни СССР.
«>
Самые популярные песни СССР с 1965 по 1972 год (часть первая).
Самые популярные песни СССР с 1965 по 1972 год (часть вторая).
Самые популярные песни СССР с 1965 по 1972 год (часть третья).
Самые популярные песни СССР с 1973 по 1976 год
(часть четвёртая).
Самые популярные песни СССР с 1975 по 1978 год (часть пятая).
Самые популярные песни СССР с 1975 по 1978 год (часть шестая).
Самые популярные песни СССР с 1978 по 1979 год (часть седьмая).
Самые популярные песни СССР 1979 год (часть восьмая).
Самые популярные песни СССР 1987-ой год
(часть восемнадцатая).
Самые популярные песни СССР 1989 год
(часть двадцатая).
Самые популярные песни СССР 1989 год
(часть двадцать первая).
Самые популярные песни СССР 1989 год (часть двадцать вторая), уже и музыка начинает меняться.
Самые популярные песни СССР 1989 год (часть двадцать третья).
Самые популярные песни СССР 1990 год
(часть двадцать четвёртая).
Самые популярные песни СССР 1990 год (часть двадцать пятая).
Самые популярные песни СССР 1990 год (часть двадцать шестая).
Самые популярные песни СССР 1990 год (часть двадцать седьмая).
ABBA, Boney M., Джо Дассен, Тото Кутуньо и другие: 20 главных иностранных хитов в СССР
У ABBA вышел новый альбом — и самое время поговорить о популярной в СССР зарубежной музыке. Несмотря на железный занавес, французский шансон, итальянская эстрада и диско дозированно попадали на магнитные ленты и в сердца слушателей. «Афиша Daily» выбрала 30 главных зарубежных песен, ставших хитами в СССР.
Этот список не стоит считать ультимативным гидом или топом лучшего. Это популярные в СССР поп-песни из других стран, которые остались навсегда в народной памяти и при этом кажутся нам страшно интересными и сейчас. Вот для начала плейлисты:
Джо Дассен «Les Champs-Élysées» (1969)
«О, шозализе», — пел простой советский гражданин в 1970-х, представляя, как он шагает по Елисейским полям, похрустывая французской булкой и любуясь Эйфелевой башней. То был самый идеальный в своей доступности шансон для советского слушателя: игривый, как парижский дождик, романтичный, как фильм «Мужчина и женщина», сентиментальный, как любой классический французский хит для большой эстрады.
Сын режиссера Джулиуса Дассена — коммуниста, сбежавшего из Нью-Йорка в Париж от маккартизма вместе с семьей, — был одним из немногих «разрешенных» западных артистов в СССР: его песни играли по радио, а выпущенная в 1979 году пластинка «Поет Джо Дассен» была нарасхват пр всему Союзу. В том же 1979-м Дассен впервые побывал в Москве, выступив на открытии гостиницы «Космос» (увы, только для номенклатурных работников), и, по слухам, должен был отправиться в полноценный тур по СССР. Увы, этим планам было не суждено сбыться — в 1980 году Джо Дассен скончался от сердечного приступа: не будет лишним и пошлым сказать, что боль от утраты Союз разделил вместе с Францией на равных правах.
Boney M. «Daddy Cool» (1979)
Один из способов познакомиться хоть с какой‑то западной музыкой в СССР — подписаться на журнал «Кругозор», где к печатному изданию прилагалась гибкая пластинка. В 1977 году на таком флекси-диске были записаны два хита германо-карибской диско-группы Boney M. — «Daddy Cool» и «Sunny». В отличие от других популярных за рубежом героев, Boney M. с точки зрения советской цензуры выглядели вполне пристойно и не транслировали «секс», «панк» и «насилие» (впрочем, потом они попали в знаменитый «список запрещенных групп», но уже в начале восьмидесятых). Звучал там вполне благопристойный диско-поп, с красивыми струнными аранжировками, стройным женским вокалом и вкрадчивым мужским. Вроде бы ничего особенного, но страсти там недюжинные.
В 1978-м случилось беспрецедентное по тем временем событие: Boney M. приехали в Союз — но не с закрытым концертом для членов партии, а с полноценным выступлением в столице. Правда, билеты все равно распространялись преимущественно через партийные организации: считается, что в свободную продажу поступило лишь 10% билетов — и простому человеку попасть на концерт было практически невозможно.
Посетители концерта потом вспоминали, что музыканты были сконфужены тем, что в зале все сидели и боялись встать с мест. Впоследствии Boney M. приезжали в Союз и Россию не раз — символично, что вокалист группы Бобби Фаррелл умер в Санкт-Петербурге в отеле после выступления.
Ottawan «Hands Up» (1981)
Французский дуэт бывшего работника аэропорта и танцовщицы, имперсонируя группе Boney M. вплоть до отсутствия отличий, залетел в уходящий вагон моды на диско и немного пошумел в континентальной Европе на рубеже 1970-х и 1980-х. Главный хит — вот эта лучезарная диско-песня со страшно прилипчивым припевом. Как и в случае с Boney M., советская цензура не нашла в песнях Ottawan ничего запрещенного — и альбом дуэта «Ottawan 2» вышел на пластинке «Мелодии». Дальше — народная любовь по всему Союзу и пожизненный билет на всевозможные дискотеки «Ретро FM».
F.R. David «Words» (1982)
Тунисский еврей с французским паспортом написал на английском языке песню о любви к американке в стиле итало-диско и стал популярен в СССР — все-таки натиск глобализации способен на многое. Песня о том, как тяжело подобрать в нужный момент нужные слова на неродном языке, стала, по сути, единственным хитом артиста — что не помешало ему в дальнейшем пользоваться спросом на российских ретросолянках.
The Beatles «Can’t Buy Me Love» (1964)
«Битломания» в СССР показала, что для мощного цунами и железный занавес не плотина. Несмотря на то, что официальных записей The Beatles в СССР почти не было (а когда были, то случались конфузы в духе «Песня „Девушка“, слова народные»), несмотря на то что полноценный альбом коллектива вышел на пластинке «Мелодии» лишь в 1986 году («Hard Day’s Night»), а саму группу подвергали ограничениям и цензуре в СМИ, песни ливерпульской четверки ходили по рукам по всему Союзу. Их пытались отыскать на югославских и болгарских пластинках, переписывали на рентгеновские снимки и бобины, играли под гитару.
Eruption «One Way Ticket» (1978)
Песня долгой и извилистой судьбы. Впервые ее исполнил в 1959 году американский певец и пианист Нил Седака — большим хитом она тогда не стала, а его исполнение не стало каноничным. В 1968 году песню услышал поэт Альберт Азизов и написал к ней русский текст про синий иней, который потом спели «Поющие гитары», «Здравствуй, песня» и другие, прославив композицию на весь Союз.
В 1978 году «One Way Ticket» зажила новой жизнью в диско-исполнении английской группы Eruption — и стала популярной в континентальной Европе. Похожесть этой версии песни на творчество Boney M. — безыдейное и благодушное диско для не самых быстрых танцев — неспроста — у Eruption с ними был общий продюсер.
Smokie «Livin’ Next Door to Alice» (1976)
Немудреная песня про Элис таила в себе настоящую драму для тех, кто полез переводить текст. По сюжету герой годами был влюблен в свою соседку, но не успел признаться ей в своих чувствах — она уехала на лимузине.
Первой «Living Next Door to Alice» исполнила австралийская группа New World, но каноничной стала версия британцев Smokie, ставшая популярная в континентальной Европе и (в особенности) СССР. Smokie повезло стать условно разрешенным коллективом в Союзе благодаря относительно безобидным с точки зрения советского минкульта песням. В СССР они котировались чуть ли не на одном уровне с The Beatles: слушатели с удовольствием распевали песенку про Элис и шутили про «водки найду», имея в виду другой хит группы — «What Can I Do».
Группа пережила несколько составов (из оригинального остался лишь басист Терри Аттли), доехала до СССР на его закате в 1991 году и по сей день нередко выступает в России. Популярен здесь и бывший фронтмен Крис Норман — его сольные треки становились хитами, а еще в 1990-х он приезжал на «новогодние огоньки» и пел с Наташей Королевой.
Nazareth «Love Hurts» (1975)
Шотландцы Nazareth в течение всей карьеры исполняли немного оперетточный хард-рок и были по факту уцененной версией Deep Purple, чей участник Роджер Гловер, собственно, группу и продюсировал.
Более доступный, чем у флагманов жанра, материал добрался до советского слушателя даже несмотря на то, что местная цензура не очень жаловала группу — первые ее пластинки «Мелодия» издала лишь после перестройки. Песня «Love Hurts» 1975 года — брутальная абразивная рок-баллада: когда рвется и глотка, и душа. Совпадение или нет: ее нотки можно услышать в каноничной для жанра таких баллад «Рюмке водки на столе».
В 1990 году прошедшие пик славы Nazareth приехали в СССР и дали сразу шесть аншлаговых концерт в Москве и Петербурге, став впоследствии такими же частыми визитерами, как и легенды жанра Big in Russia Scorpions. Группа существует до сих пор, хоть и без «классического» вокалиста Дэнни МакКафферти, покинувшего Nazareth в 2013 году из‑за болезни легких.
Аль Бано и Ромина Пауэр «Felicita» (1982)
В 1982 году советское телевидение показало фрагмент итальянского фестиваля «Сан-Ремо»: среди прочего прозвучала «Феличита» семейного дуэта итальянца Аль Бано и американки Ромины Пауэр — она, по сути дела, стала первым большим аппенинским хитом в СССР и зачала моду на итало-поп. Что тут было необычного и захватывающего? Барочная восторженность, новый язык, ощущение бесконечного венецианского карнавала.
Феномену «Сан-Ремо» мы обязательно посвятим отдельный текст — настолько сильного музыкального вторжения извне Союз не испытывал, наверное, никогда. В 1984 году ЦТ стало посвящать фестивалю целые программы, а в 1986 году музыканты, которых у нас стали называть «санремонтники», приехали в Москву на сборный концерт.
Увы, семейный и творческий союз Аль Бано и Ромины Пауэр пережил трагедию — в 1994 году в Новом Орлеане бесследно исчезла их дочь Иления. Это разрушило отношения между супругами — в 1998 году они прекратили выступать, а годом спустя развелись. В 2013 году бывшие супруги впервые после долгого перерыва выступили вместе и с тех пор продолжают периодически появляться на сцене вдвоем.
Тото Кутуньо «L’Italiano» (1983)
Советский гражданин вряд ли представлял, что такое «лашатеми кантаре», но с удовольствием подпевал этому хуку в начале 1980-х. На самом деле «Lasciatemi cantare» — это «позвольте мне спеть», а сама песня будто проводит краткую обзорную экскурсию по итальянскому культурному коду: спагетти аль денте, пармезан, кофе ристретто, фиат. Под синтезатор и гитару человек с хриплым голосом наносит Италию на музыкальную карту Европы — хотя бы для советских слушателей.
Тото Кутуньо среди прочих участников фестиваля в Сан-Ремо выделялся тем, что был не только певцом, но еще и композитором, который писал песни себе и другим артистам. Например, почти все главные хиты Джо Дассена — его рук дело. Для старта огромной популярности в СССР Кутуньо хватило лишь появления его выступления в эфире ЦТ в 1984 году — буквально через год Тото приехал с концертами в Москву и Ленинград. Не в последний раз.
Arabesque «Midnight Dancer» (1980)
Диско-трио Arabesque не было особо популярно даже в родной Германии, зато в Японии и (особенно) в СССР девушки стали большими звездами. Причем в Союзе никто особо не знал, как их зовут и как они выглядят, но на дискотеках их песни звучали регулярно. В особенности — «Midnight Dancer» 1980 года: рядовое, хоть и страшно прилипчивое диско, с «ого-ого», которое потом из головы не выкинешь. Советский слушатель среди всех слов разобрал только «Montana» и решил, что в песне поется про джинсы «Монтана» — рарный айтем по тем временам.
В 1984 году «Мелодия» издала сборник «Арабесок», но в том же году группа распалась, и ее фронтвумен Сандра Анн Лауэр начала сольную карьеру. Да, Сандра — это та самая, которая пела про Марию-Магдалену и улыбалась с плакатов чуть ли не в каждой советской квартире в перестройку.
Ricchi e Poveri «Mamma Maria» (1982)
Группа «Богатые и бедные» (так переводится название на русский) появилась еще в конце 1960-х, но большой европейской славы достигла в конце следующего десятилетия. Повальная мода на «Сан-Ремо» в СССР прямым образом коснулась и Ricchi e Poveri. Оптимистичный синти-поп-номер «Mamma Maria» стал большим хитом советских дискотек и пожизненно обеспечил группу гастролями в России.
Демис Руссос «From Souvenirs to Souvenirs» (1975)
Греческий певец Демис Руссос бежал в конце 1960-х от режима «черных полковников» (они, в частности, запрещали в стране рок-музыку) в Париж и начал там насыщенную музыкальную карьеру. К первому большому успеху он пришел в составе великолепной прог-рок-группы Aphrodite’s Child (на клавишах там играл будущий автор главных синтезаторных саундтреков восьмидесятых Вангелис). Но у нас Руссоса знают прежде всего как исполнителя задушевных баллад.
Руссос обладал необычным тембром, пел красочные медляки и не являл опасности для советских граждан в глазах минкульта — поэтому пластинки певца спокойно издавались в СССР, а сам он в 1980-е даже приезжал с концертом в Москву.
Главный хит Руссоса в Союзе местный слушатель называет «Сувенир». Дело в том, что оформители конверта к пластинке Демиса перевели «From Souvenirs to Souvenirs» как «От сувенира к сувениру», хотя правильный вариант — «От воспоминания к воспоминанию». Интересно, что существует также версия песни на греческом языке, спетая певицей Маринеллой, — правда, о ней мало кто знает.
Baccara «Yes Sir, I Can Boogie» (1977)
Первый же хит двух бывших танцовщиц из Испании — Майте Матеос и Марии Мендиолы — прогремел на всю Европу. Несмотря на чудовищный испанский акцент, это был образцовый хит в жанре евродиско, особо обожаемом в СССР, — так что до Союза популярность песни тоже дошла.
Интересно, что советскому слушателю понравился и бисайд с дебютного сингла, абсолютно незамеченный в Европе, — «Cara Mia». Песня сначала стала дискотечным краудплизером в оригинальном варианте, а потом превратилась стараниями местных авторов в «Не было печали, просто уходило лето».
В 1981 году дуэт распался. Вернее, раскололся на две группы под одной и той же вывеской, где бывшие вокалистки выступали с новыми напарницами. Любопытно, что в оригинальном составе Baccara так больше и не выступили. И никогда не выступят: в сентябре 2021-го Мария Мендиола умерла.
Мирей Матье «Ciao bambino sorry» (1976)
Мирей Матье на старте карьеры считалась наследницей Эдит Пиаф, но тяготела все-таки к более понятной эстраде. «Роман» певицы с СССР начался еще в конце 1960-х — тогда юная Мирей посетила Москву в составе французского мюзик-холла. Но с полноценным сольным выступлением Мирей приехала в СССР девять лет спустя — к тому моменту ее песни уже распевал весь Союз, а фразу «Чао, бамбино, сорри» (кстати, ее автор — Тото Кутуньо) ввел чуть ли не в повседневный лексикон.
Мари Лафоре «Manchester et Liverpool» (1967)
Успокоительная мелодия из песни про Манчестер и Ливерпуль была известна практически каждому жителю СССР, имевшему телевизор, — она была в титрах к прогнозу погоды. Любопытно, что сначала (в 1966 году) появился инструментал в исполнении Франка Пурселя (его все и слышали по ТВ), а потом на него положили текст, который спела французская певица Мари Лафоре. Ее версия в СССР была также популярна.
Вскоре у песни появился русский перевод, в котором ее исполняли Муслим Магомаев, а также Лев Лещенко и Алена Свиридова.
Shocking Blue «Venus» (1969)
Песня 1969 года про богиню Венеру, знаменитая «шизгара» голландской группы Shocking Blue, расходившаяся по «костям» и бобинам в СССР, приписывалась кому только не. Из‑за низкого голоса вокалистки Маришки Вереш многие всерьез думали, что песню исполняют «битлы».
Других больших хитов у группы не было (зато потом «Venus» перепели Bananarama, и она снова стала большим хитом): она тихо распалась в 1974 году. Маришка Вереш пыталась построить сольную карьеру, исполняла песни 60-х и 70-х с джазовым квартетом и ненадолго возвращалась в Shocking Blue. В 2006-м Вереш умерла от рака.
Dschinghis Khan «Moskau» (1979)
Немецкий ансамбль «Dschinghis Khan» («Чингис-Хан») изначально был продюсерским проектом, созданным специально «под „Евровидение“» и намеренным шокировать зрителей конкурса борзым по меркам 1979-го китчем. До времен Верки Сердючки и группы Maneskin оставались десятилетия — зрители были впечатлены, но не настолько, чтобы отдавать 12 баллов немцам.
«Евровидение» взять не удалось, но Европу — получилось: песни группы прилично пошумели в континентальной Европе. Одна из них, плясовая и не очень серьезная песня про Москву, пробила щит советской цензуры и стала народным шлягером, шагающим по бобинам. Интересно, что группа была фактически под запретом в СССР вплоть до конца перестройки — партийные чиновники считали «Moscau» оскорбительной для советского народа (а особенно переделки в духе «Москау, Москау, забросаем бомбами, будет вам Олимпиада, уа-ха-ха-ха-ха»).
Teach-In «Ding-a-dong» (1975)
В 1974 году мало кому известный за пределами Швеции квартет ABBA вынес всех конкурентов на «Евровидении» со своей «Waterloo» и пошел строить большую мировую карьеру. Побочным эффектом было то, что на следующем «Евровидении» было полно тех, кто пытался просчитать и повторить успех шведов.
А получилось у голландской группы Teach-In с легким номером «Ding-a-dong», звучавшим и впрямь как ABBA из отдела уценки: межгендерное многоголосие, танцевальный ритм, простенькая оркестровка — все по лекалам шведских поп-мастеров. На родине коллектив уже был известным — а после «Евровидения» группу стали слушать в Европе и даже в СССР: пластинка группы вышла на «Мелодии» уже в 1976 году. Впрочем, масштаба шведской четверки голландцам достигнуть так и не удалось: новой «Ding-a-dong» у группы не вышло, а в 1980-м коллектив распался. Последние 40 лет Teach-In периодически появляются на сцене в ностальгических целях.
ABBA «Happy New Year» (1980)
ABBA в СССР были настолько мощны, что даже «Head Over Heels» с последнего перед распадом (спорного) альбома «The Visitors» разрывала дискотеки в деревне в Костромской области (мама автора текста подтвердит). Но пусть в этом списке будет каноничная «Happy New Year», учитывая особый трепет советского гражданина к новогодним праздникам.
Мало кто из жителей Союза, украшавших елку под эту песню, знал драму, которую она в себе таит. Действие «Happy New Year» происходит после Нового года. Атмосфера невеселая: шампанское выпито, фейерверки погасли, герои грустны, растеряны и не очень-то оптимистичны насчет совместного будущего. Многие считают, что песня на самом деле не про Новый год, а про расставание Бьерна Ульвеуса и Агнеты Фельтскуг, произошедшее за два года до выхода песни.