Что слушали в 1960

Что слушали в 1960

Музыка: Муслим Магомаев • Слова: Геннадий Козловский

Трагичный вальс, спетый Магомаевым будто бы на пределе возможностей.

Муслим Магомаев

«Серенада Трубадура (Луч солнца золотого)»

Музыка: Юрий Энтин • Слова: Геннадий Гладков

Почему-то до сих пор все думают, что Олег Анофриев спел в «Бременских музыкантах» и эту полную надежды балладу, но нет. Про то, что ночь пройдет и солнце взойдет, поет Муслим Магомаев — главный голос шестидесятых.

«Поющие гитары»

«Сумерки»

Музыка: Анатолий Васильев • Слова: Ким Рыжов

Одна из первых — и одна из лучших — вещей одного из первых — и одного из лучших — советских ВИА. За клавишами там сидел молодой Юрий Антонов, который вскоре из группы уйдет и сам станет автором и исполнителем.

Аида Ведищева

«Помоги мне»

Музыка: Александр Зацепин • Слова: Леонид Дербенев

Записанное среди ночи под конец продакшена фильма «Бриллиантовая рука» порочное танго про вулкан страстей. Совершенно невообразимое преображение Ведищевой, которая до того исполняла песни куда менее страстные и куда более миролюбивые (из-за этого Гайдай не хотел звать ее петь «Помоги мне»), а тут как затянула во весь голос «Помоги-и-и-и мне!», да так, что никто бы и не смог.

Аида Ведищева

«Все равно ты будешь мой»

Музыка: Александр Зацепин • Слова: Леонид Дербенев

Фильм киностудии «Казахфильм» «Ангел в тюбетейке» о скромном и добром мужчине, который все не может найти подругу, помнят немногие. Куда больше известны песни из него — например, этот утвердительный и дерзкий женский поп о любви как обладании.

Аида Ведищева

«Колыбельная медведицы»

Музыка: Евгений Крылатов • Слова: Юрий Яковлев

Из мультфильма «Умка» — главная колыбельная Советского Союза после песни «Спят усталые игрушки» от прекрасного, но позабытого автора детских книг, сценариев и стихов Юрия Яковлева и даровитого, но тоже позабытого кинокомпозитора Евгения Крылатова. Под космические клавишные Аида Ведищева убаюкивает незримое дитя.

Валерий Ободзинский

«Восточная песня»

Музыка: Давид Тухманов • Слова: Онегин Гаджикасимов

Давид Тухманов был в конце шестидесятых одним из главных популяризаторов легковесного западного танцевального саунда. К моменту записи «Восточной» он уже прославился с хитом про последнюю электричку, но «Восточная» — вещь куда более грандиозная, более глубокая, более страстная.

Вместе с будущим иеромонахом Онегином Гаджикасимовым они написали идеальный крунерский хит, который можно было отдавать хоть Джонсу, хоть Хампердинку, будь они рядом. Именно таким крунером видел себя у микрофона молодой (ему не было и 30) певец Валерий Ободзинский, но Тухманов в итоге убедил его сбавить градус пафоса и исполнить песню от лица мальчика, «который еще не целовал девочку».

Получился полный полунамеков, недосказанностей и при том искрящий током любви хит. За точки после буквы Л накануне 100-летия Ленина авторов и исполнителя, конечно, ругала партийная цензура, но песня быстро ушла в народ. Тухманов стал главным композитором начала семидесятых, а Ободзинский — последним великим советским крунером, мужчиной в аккуратном костюме и с голосом, в котором уживались элегантность и бесконечное отчаяние. Как писал уже в наше время Юрий Сапрыкин, «даже на словах „Сбудется все“, положенных на самые мажорные аккорды, слышится четкое осознание того, что ничего не сбудется, и не случится и, в принципе, видимо, не было вообще никогда».

А почему «Восточная»? А больше не за что было зацепиться, вот и взяли самое очевидное название, вспоминал Тухманов.

Аида Ведищева

«Гололед»

Музыка: Александр Зацепин • Слова: Леонид Дербенев

Лучшая песня из «Ангела в тюбетейке»: про холод в душе, дворников, что экономят соль, и про то, что «виновата сама».

«Поющие гитары»

«Ты уходишь, как поезд»

Музыка: Микаэл Таривердиев • Слова: Евгений Евтушенко

Песня, обозначившая постепенный переход «Поющих гитар» из стана группы, перепевающей хиты The Beatles, в ВИА со своим оригинальным репертуаром. С приходом в коллектив исполнившей «Ты уходишь, как поезд» Елены Федоровой «Поющие гитары» стали одним из главных ансамблей Союза, чьи концерты всегда проходили с аншлагом, причем порой по несколько раз в день.

Муслим Магомаев

«Чертово колесо»

Музыка: Арно Бабаджанян • Слова: Евгений Евтушенко

Диковинная коллаборация великого композитора Бабаджаняна, великого поэта Евтушенко и великого певца Магомаева. Тут одновременно и лиризм-трагизм в куплетах, и разудалая почти что цыганщина в припевах, и высокая эстрада, и яркий клип от немецких режиссеров, снимавших советскую культуру. Идеальный хит, застрявший между эпохами: космополитичными шестидесятыми и усталыми семидесятыми.

Источник

Популярные хиты 1960 года

Рекомендуем

Новости

Чилаут

Русская

Ретро

Классика

Детское

Connie Francis-Mama

Duane Eddy – Shazam

Люсьена Овчинникова – Куда бежит-течет река

Николай Рыбников – Татьяна

Лучшие зарубежные и советские песни 1960-го года.

К шестидесятому году «страсти по рок-н-роллу» в Америке почти затихли. Однако эстафету подхватили Европа и Азия: рок начал бурно развиваться в Великобритании, Германии, Италии, Франции и Японии. А повзрослевшие американские рокеры обратились к другим жанрам.
Даже признанный Король рок-н-ролла, Элвис Пресли, в 1960 году вернувшийся из армии, сменил свой сценический имидж и пересмотрел репертуар. Элвис запел музыку лирическую и мелодичную, сочиненную задолго до его рождения. Наряду с новыми рок-н-ролльными композициями, такими как «Shoppin Around» или «Stuck on You»,
в 60-м он записал всемирно известную неаполитанскую песню «‘O sole mio». В англоязычном варианте песня получила название «It’s Now or Never» («Сейчас или никогда»). Правда, эстрадный вокал Пресли все-таки не превратился в классическое итальянское бельканто, однако сути дела это не меняет: рок-н-ролльный идол изменил самому себе, себе прежнему!

Как же восприняли эту измену фанаты? Да так же, как и все, что исходило от Элвиса. Публика пришла в восторг: Элвис может все! Все, что делает Элвис – превосходно! Альбом «Элвис вернулся» быстро выбился в лидеры продаж, а песня «It’s Now or Never» стала суперхитом.
Да, была у этого простого американского парня особая харизма, и был яркий талант – именно такое сочетание, видимо, и позволило Элвису сделать головокружительную карьеру и стать живой легендой, воплощением Великой американской мечты.

В 60-х в Америке активно развивался относительно новый вокальный жанр: соул («музыка души»). Прекрасный пример такой музыки – песня Рэя Чарльза «Georgia on my Mind». Голос певца с первых же тактов буквально «берет за душу», и каждый слушатель свято верит: все думы Рэя – только о ней, о Джорджии.

Однако популярная музыка – это не только песня. Невозможно даже представить себе молодежные вечеринки без веселья и танцев! В начале 60-х Америку охватила настоящая танцмания. Телевидение транслировало несколько программ, посвящённых разучиванию новых танцев. Самым модным танцем стал твист, а самым популярным исполнителем песенок в стиле твист – Чабби Чекер.

Между тем, рок-н-ролл, вытесненный из Америки, приобрел миллионы новых поклонников в Старом свете.
Клифф Ричард был одним из первых, кто познакомил с новыми мелодиями и ритмами добрую старую Англию. В 1960-м ему исполнилось всего 19 лет, однако его выступления собирали полные залы. Аккомпанирующий ансамбль Клиффа The Shadows играл и без солиста-вокалиста: гитарная композиция Джерри Лордана «Apache» («Апачи») в исполнении эмузыкантов The Shadows стала классикой жанра.

В том же 1960 году вышли первые рок-альбомы итальянца Адриано Челентано и француза Джонни Холлидея.
У Челентано к тому времени уже был солидный опыт участия в международных эстрадных конкурсах, он пел и соло, и в составе группы «Рок бойз», да к тому же еще и снимался в кино. Песня «Nikita Rock» – это музыкальный номер из итальянского художественного фильма «Крикуны перед судом».
Джонни Холлидей (имя при рождении Жан-Филипп Лео Смет) начинал свою певческую карьеру с выступлений в кабаре и подражания Элвису Пресли. Позже он нашел свою собственную манеру исполнения и лишь тогда завоевал признание публики. Несмотря на то, что его концерты зачастую сопровождались скандалами, Холлидей по праву считается рок-звездой Франции.

В Советском Союзе начала 60-х официальная эстрада подвергалась жесткой цензуре и, естественно, в ней не нашлось места ни рок-н-роллу, ни его младшему брату твисту. Только самые «продвинутые» меломаны из рук в руки передавали записи современной зарубежной музыки – это были записи-самоделки, выполненные «на костях», то есть на отработанной рентгеновской пленке. А в эфире звучали песни из советских кинофильмов. Больше других полюбилась массовому слушателю песня Андрея Эшпая «Мы с тобой два берега» из фильма «Жажда»; ее с равным успехом исполняли замечательные советские эстрадные певицы Гелена Великанова и Майя Кристалинская.

Источник

музыка 1960s

The Kinks

Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960 Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960

2 378 437 слушателей

The Kinks (англ. «Чудаки») — британская рок-группа, одна из групп, сформировавших в рок-музыке 1960-х гг. отличительное британское звучание,…

The Beach Boys

Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960 Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960

2 818 265 слушателей

The Beach Boys («Бич Бойз») — американская рок-группа, известность которой первоначально принесли их ранние песни о пляжах, море и…

The Mamas & the Papas

Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960 Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960

1 406 751 слушатель

The Mamas & the Papas (букв. «мамы и папы»; название на обложке первого альбома было The Mama’s and the Papa’s) — успешный американский…

The Byrds

Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960 Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960

1 264 498 слушателей

The Byrds — американская рок-группа, сформированная в Лос-Анджелесе в 1964 году. Состав группы неоднократно менялся, фронтмен Роджер…

The Monkees

Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960 Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960

1 045 865 слушателей

The Monkees — американский поп-рок-квартет, который записывался и выступал с концертами с 1966 по 1971 годы. Участники группы были впервые…

Donovan

Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960 Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960

999 888 слушателей

Певец, поэт, гитарист, композитор Донован (полное имя Донован Филлипс Лейтч) родился 10 мая 1946 года в Глазго (Шотландия).

Manuela

Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960 Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960

Вики-статьи пока нет.

Jacques Dutronc

Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960 Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960

239 725 слушателей

Он похож на молодого Магомаева, поющего голосом Шапокляк уничтожительно-пародийные песни протеста в духе Боба Дилана. Он пел с Сержем…

The Zombies

Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960 Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960

1 106 402 слушателя

Клавишник Род Арджент (р. 14 июня 1945), гитарист Пол Аткинсон (р. 19 марта 1946) и барабанщик Хью Гранди (р. 6 марта 1945) начали свои…

France Gall

Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960 Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960

324 157 слушателей

Франс Галл (фр. France Gall, наст. имя Изабель Женевьев Анн Мари Галл (фр. Isabelle Genevieve Marie Anne Gall), род. 9 октября 1947, Париж) —…

Dusty Springfield

Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960 Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960

1 266 190 слушателей

Мэри Изобел Кэтрин Бернадетт О’Брайен (OBE), более известная под псевдонимом Дасти Спрингфилд (англ. Dusty Springfield, 16 апреля 1939 — 2…

Kaleidoscope

Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960 Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960

138 039 слушателей

Vashti Bunyan

Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960 Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960

Вашти Буньян (Vashti Bunyan), автор и исполнительница песен. Училась игре на гитаре в школе искусств в Лондоне, но в 1964 году была…

Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960 Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960

677 288 слушателей

«Love» — американская рок-группа конца 1960-х и начала 70-х годов. Лидеры группы — вокалист, автор текстов и гитарист Артур Ли и второй…

13th Floor Elevators

Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960 Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960

405 918 слушателей

The 13th Floor Elevators — психоделическая рок-группа, основанная в Остине, штат Техас, США, в конце 1965 года.

Название группы — это игра на…

The Hollies

Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960 Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960

1 018 872 слушателя

«The Hollies» являются одной из наиболее успешных групп, причисляемых к «британскому вторжению». Основной причиной популярности ансамбля…

Brigitte Bardot

Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960 Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960

The Incredible String Band

Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960 Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960

126 408 слушателей

В 1965 году шотландские фолкники Робин Уильямсон и Клайв Палмер объединились в дуэт. После года работы к ним присоединился Майк Хирон, и…

Percy Faith & His Orchestra

Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960 Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960

Вики-статьи пока нет.

Peter, Paul & Mary

Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960 Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960

289 248 слушателей

Эта фолковая команда начала работать на заре 60-х, когда под руководством импресарио Альберта Гроссмана объединили свои силы Мэри Трэверс…

Tim Hardin

Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960 Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960

167 608 слушателей

James Timothy «Tim» Hardin (December 23, 1941 – December 29, 1980) was an American folk musician and composer. He wrote the Top 40 hit «If I Were…

Источник

ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ

Очень популярны были песни Владимира Высоцкого. Пластинок или записей еще не было. Просто подбирали мелодию и переписывали тексты.

В те годы диапазона УКВ еще не было. Битлов мы слушали на КВ диапазоне.

Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960

Студенты машиностроительного факультета СПИ Г. Жедринский и И. Кривченков в комнате 101 общежития №3. Саратов. Конец 1960-х гг.

После меня, через восемь лет в СПИ учился мой младший брат Володя. Тогда все стало гораздо проще! Они уже покупали и пластинки, были фарцовщики, у студентов появились магнитофоны.

Очень популярны были песни Владимира Высоцкого. Пластинок или записей еще не было. Просто подбирали мелодию и переписывали тексты. На той фотографии, где Гера Жедринский поет, поет он наверняка Высоцкого!

Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960

Слова Л. Ошанина / Музыка А. Островского

Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960

Слова Р. Гамзатова / Музыка Я. Френкеля

Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960

Слова и музыка П. Маккартни и Д. Леннона

Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960

Слова М. Матусовского / Музыка В. Соловьева-Седого

Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960

«Песня неуловимых мстителей»

Слова Р. Рождественского / Музыка Б. Мокроусова

Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960

«Вершина («Здесь вам не равнина…»)»

Слова и музыка В. Высоцкого

Где только не побывала моя «Спидола»: и на морском побережье Кавказа, и в пансионатах, где мы отдыхали.

Интересное это было время. Как только поступала в продажу какая-нибудь новая радиоаппаратура – тут же в журнале «Радио» Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960Ежемесячный научно-технический журнал «Радио».
СССР. Россия.
1946 г.
Подробнее разбирались её недостатки и способы их устранения. В нём публиковались статьи по самостоятельному изготовлению различных усилителей, электропроигрывающих устройств (ЭПУ), а также рекомендации по улучшению качества серийной радиоаппаратуры.

Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960

Студенты энергетического факультета в комнате студенческого общежития СПИ. Конец 1960-х гг.

Была могучая промышленность ВПК, где «достать» необходимые комплектующие было вполне возможно.

Вся советская радиоаппаратура, которая была у меня тогда и после, подвергалась этой трансформации. К ней относился и транзисторный переносной приёмник «ВЭФ-Спидола», тогда самая современная всеволновая модель, в который я добавил «европейские дневные» диапазоны тринадцати, шестнадцати и девятнадцати метров.

Где только не побывала моя «Спидола»: и на морском побережье Кавказа, и в пансионатах, где мы отдыхали. Она исправно снабжала нас танцевальной музыкой, которую в те прекрасные времена можно было с трудом найти только в диапазоне коротких волн.

Музыку передавали зарубежные станции – Радио-Люксембург, ВВС, Voice of America, другие различные «Голоса» и неизвестные нам станции.

Приёмник много раз падал, корпус разбивался и менялся, но работоспособность его от этого не терялась. «ВЭФ-Спидола» и сейчас стоит у меня в дальнем углу шкафа. Это уже раритет…

Магнитофон прошёл в общежитии четыре года почти непрерывной эксплуатации, кроме, пожалуй, ночного времени, что равносильно десяти годам обычного использования. Аппаратура в СССР делалась обычно по стандартам ВПК, и пусть её было мало, и вид её был часто неказистым, она отличалась завидной прочностью и надёжностью».

Вкусы у всех были разные. В конце 60-х – начале 70-х в общежитиях и Клубе СПИ слушали Beatles – Yesterday, Girl (её считали «лучшей песней всех времён и народов»), Michelle, оркестровые баллады Abbey Road, Shoking Blue – знаменитую Venus, Cream – Strange Brew, советские ВИА – «Самоцветы», «Добры молодцы», «Серебряные струны», «Песняры». Любили песни Высоцкого.

Источник

Лидия Иванова. СОВЕТСКАЯ ПЕСНЯ В 60-е ГОДЫ

Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960

На данной странице представлена седьмая часть очерка «Советская песня» российского музыковеда Л. И. Ивановой, посвящённая советским песням 1960-х годов

Подъем советской песни в 60-е годы связан с переменами в духовной атмосфере страны. Это было время вступления челове­чества в космическую эру. Литература и искусство ищут выразительные средства для воплощения современности, отмеченной активным движением научно-технической мысли, возрастанием интеллектуального уровня людей.

Разоблачение культа личности Сталина на XX съезде КПСС (1956) всколыхнуло общественное сознание, вызвав приток книг, кинофильмов, спектаклей, остро, по-новому ставивших вопросы отношения человека к действительности. Отметен догматический взгляд, приравнивавший людей к винтикам огромного государственного механизма. И художественное творчество всячески заостряет мысль о неповторимости каждой человеческой судьбы. Следуя ведущим тенденциям литературы и искусства, песня все чаще обращается ко внутреннему миру человека. В песенный жанр проникли образы, раскрывающие духовные идеалы общества через помыслы и чувства отдельной личности. Восприняла песня и подсказанные современным искусством демократизм, исповедальность тона. Теперь она адре­суется не столько ко всем, сколько к каждому человеку в отдельности, высказываясь от имени одного человека. Весьма заметным становится предпочтение, которое авторы песен отдают лирике как признанному в искусстве средству духовного самовыражения. Не случайно для уточнения жанровых характеристик используются понятия, подчеркивающие личностное начало, такие, как песня-монолог, песня-размышление, песня-признание, песня-мольба и т. п. Заметно возрос лирический тонус при воплощении идей большого общественного звучания.

Песня испытывает влияние поэзии XX века, для которой характерны ритмическая гибкость и раскованность, подчеркивание веса и значения отдельного слова, интонационная детализация. Песенные мелодии насыщаются речевой выразительностью. В них усиливаются речитативно-декламационные моменты, связанные со смысловым развитием и психологическими нюансами стихотворного текста.

В этих условиях совершенно закономерным оказывается главенствующее положение эстрадной песни. Ее облик основывается на преобладании личного, интимного начала. Будучи произведением прежде всего для слушания, эстрадная песня подразумевает соответствующее сопровождение. Яркость и вы­разительность инструментальных красок обогащают ее мелодический образ, усиливают его выразительность.

Впрочем, различия между эстрадной и массовой песней во­все не исключают возможности их взаимопроникновения. В этом убеждает новый тип гражданственно-публицистических песен, многие из которых с одинаковым успехом существовали как на концертной эстраде, так и в быту. Появлением их, соб­ственно, и ознаменован поворот в развитии песенного жанра, наступивший в конце 50-х — начале 60-х годов.

Советская песня в 1960-е годы. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960

Отдельное издание «Песни о тревожной молодости» Льва Ошанина

Гражданственная направленность, отличающая советскую песню с первых дней ее существования, в публицистических песнях 60-х годов выражена высказыванием от первого лица. В отличие от массовых гимнов и маршей прошлых десятилетий, формулировавших идеи общества в це­лом, песни этих лет раскрывают нравственную позицию лич­ности. Воспевание гражданственных идеалов опирается здесь не на лозунговые формулировки, а на глубокую личную убежден­ность, выстраданную (как об этом свидетельствует содержание) опытом отдельной человеческой судьбы.

Можно с точностью назвать время рождения новой разно­видности, получившей впоследствии название песен-мани­фестов. 16 Это 1958 год, когда впервые зазвучала «Песня о тревожной молодости», написанная композитором Пахмутовой и поэтом Ошаниным для кинофильма «По ту сторону». И хотя посвящена она — в соответствии с сюжетом фильма — молоде­жи гражданской войны, ее восприняли и запели как песню о современнике.

Масштабность музыкально-поэтического образа «Песни о тревожной молодости» такова, что однозначно определить ее жанр и характер невозможно. Это и гимн, и лирический монолог, и песня-кредо. К ее интонационным прообразам можно отнести студенческие напевы XIX века, старинные русские пес­ни — крестьянские и городские, а также песни революции и гражданской войны. В качестве примера приведем такие из них, как «Наша жизнь коротка», «Ой, да ты калинушка», «Там вдали за рекой», присоединив сюда и лирические песни 50-х годов, в частности «Отчего ты мне не встретилась» Богословского. Важ­но, что, попадая в орбиту мелодического мышления Пахмуто­вой, широкоупотребительные интонации получают совершенно новую окраску, выступая в роли «знакомых незнакомцев». Дли­тельный, а главное, насыщенный энергией и целеустремлен­ностью путь проходит мелодия, осваивая широчайший (секста через октаву) диапазон. Отчетливо разделяясь на два построе­ния, мелодия тем не менее представляет собой единую линию, поступательно восходящую в направлении кульминационной вершины. Романтическая полетность припева рождается из не­повторимо «пахмуговских», вылепленных крупными длительностями фраз, контрастирующих своей песенной ширью с маршевой мерностью аккомпанемента.

В том же году композитор Э. Колмановский написал песню «Я люблю тебя, жизнь» на стихи К. Ваншенкина. Этот истинно лирический гимн устами обыкновенного человека воспевает то вечное и непреходящее, что существует в повседневном круговороте жизни. Колмановский решительно ломает искусственно возведенные жанровые рамки, в свое время разделившие в песне области личного и всеобщего. Темы, которые до сих пор принято было решать в торжественно-монументальном плане, композитор переводит в русло откровенного доверительного разговора.

К песням-манифестам близко примыкают песни-баллады. Друг с другом их роднят высокая гражданственная сущность и острый эмоциональный накал, свойственный публицистическому высказыванию. Отличительная примета баллад состоит в том, что они строятся на сюжетной основе, либо воспроизводят конкретную жизненную ситуацию. Активное развитие жанр баллады получил в творчестве О. Фельцмана. К этому жанру принадлежит популярная в 60-е годы песня «Огромное небо», которую Фельцман написал в содружестве с поэтом Р. Рождественским (о подвиге летчиков, ценою собственной жизни сумевших отвести гибель от города).

«Прошлое глазами настоящего» — таков замысел баллады «Красная гвоздика» А. Островского — Ошанина. В песне безошибочно угадываются традиции пролетарских гимнов борьбы. Однако композитор не пошел по пути прямого воспроизведения канонов революционных гимнов и маршей. Мелодическая ткань вбирает в себя лишь искорки-частицы революционных напевов, которые наделены здесь значением образно-интонационной символики. Начало песни — ее мощный хоровой припев — несет отзвук величественной клятвы из революционного гимна «Вы жертвою пали» (средняя мажорная часть — «Настанет пора, и проснется народ. »). В запеве отчетливо выделена речевая интонация-обращение «А помнишь, друг. »

Советская песня в 1960-е годы. МОЛОДЕЖНЫЕ ОБРАЗЫ. ПЕСНИ А. ПАХМУТОВОЙ

Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960

Советский композитор Александра Николаевна Пахмутова (р. 1929)

Нового героя привела в молодежную песню Александра Ни­колаевна Пахмутова (р. 1929). Напутствуемый искренней верой во все лучшее, молодой романтик устремлялся в дали дальние, сознавая при этом, что жизнь — не сплошное победное шествие. Ему ведомы трудности, смысл преодоления и радость поиска. Новым был и музыкальный облик песен, органично сочетавший пафос утверждения с душевной теплотой и взволнованностью. Пахмутова является истинным художником-новатором, несмотря на то что внешние атрибуты песенной моды никогда не играют определяющей роли в ее музыке. Сохраняя обобщенность обра­зов, идущую от массовой песни, композитор акцентирует мо­менты индивидуальной эмоции.

Новые черты, внесенные Пахмутовой в традиционный жанр молодежной песни, существенно изменили ее облик. В част­ности, весьма своеобразна интерпретация маршевости, отли­чающая такие песни, как «Гайдар шагает впереди», «Орлята учатся летать», «Надо мечтать», «Нас мечта зовет, подруги» и мн. др. Явная раскованность ритмоинтонационной структуры придает мелодии повышенную динамику, сообщает ей декламационность, но не обобщенно-ораторского типа, а прибли­женную к речевой, разговорной. Свободно чередуются задорные восклицания и плавно распетые фразы, накладываясь на четкий маршеобразный пульс сопровождения.

Накалом романтики отмечены песни Пахмутовой, посвя­щенные трудовым делам молодежи 60-х годов. Многие из них рождались во время поездок по стране. Широкую популярность завоевали песни «Главное, ребята, сердцем не стареть», «Письмо на Усть-Илим», «ЛЭП-500», «Девчонки танцуют на палубе», которые вошли в цикл «Таежные звезды» (поэты С. Гребенни­ков и Н. Добронравов) — результат творческой командировки на комсомольские стройки Сибири. Эти своего рода «песенные репортажи» создавались по следам конкретных встреч и наблю­дений.

Немало песен посвятила Пахмутова людям романтических профессий. Они приближаются к молодежным, однако более лиричны и мечтательны. О преданности любимой работе, о са­моотдаче, которая оказывается мерой этических ценностей, повествует песня «Геологи» (слова Гребенникова и Добронравова), широко известная в 60-е годы. Ее характер определило сочета­ние волевой собранности, целеустремленности и нежности.

Советская песня в 1960-е годы. ГИМНИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

В 60-е годы традиция гимнических пе­сен получает дальнейшее развитие. Новым качеством гимни­ческой песни становится естественно влившийся в ее широкий, торжественный распев открытый лиризм личного душевного переживания. С этой особенностью трактовки патриотической темы непосредственно связано утверждение лирико-гимнического монолога. Таковы песни «Родина» С. Туликова (слова Ю. Полухина), «И мы в то время будем жить» и «Моя Родина» (С. Долуханяна и М. Лисянского). Важным стилевым признаком этих сочинений является перевод народно-песенных, а также бытовых романсных интонаций в величественный гимнический склад.

Традиция жизнеутверждающих гимнов, посвященных теме труда (достаточно вспомнить мажорные «Мы — кузнецы» и «Наш паровоз»), получила современную интерпретацию в пес­нях «Руки рабочих» Баснера (стихи Матусовского) и «Мир всем, кто трудится» Баснера и Петрова (слова Матусовского).

Советская песня в 1960-е годы. ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ЛИРИКА

Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960

Поэт Михаил Матусовский и композитор Вениамин Баснер — создатели песни «С чего начинается Родина?»

Тема Родины — непреходящая в пе­сенном искусстве. Ее трактовка в эти годы обнаруживает преоб­ладание лирического начала. Появляется много песен об отчем доме, родных улицах, о верной мальчишеской дружбе. Высокое обобщение тех самых слагаемых, что служат залогом патриотиз­ма, несет песня «С чего начинается Родина?» (1966) Баснера — Матусовского.

Ее отличает цельность музыкально-поэтического синтеза. Смысловым и эмоциональным зерном образа служит первая строчка-вопрос, ответом на который оказывается все дальней­шее содержание песни. Примечательно, что эта вопросительная строчка в тексте не рифмуется с остальными. Она выделена, структурно обособлена. Столь же отчетливо выделены вопроси­тельные интонации в музыкальной фразе, отчлененной от по­следующего развития глубокой цезурой. Приглашение к разду­мью уже само по себе подразумевает необходимость начального импульса, своеобразного эмоционального посыла. В этом смыс­ле примечателен ход на малую нону — лейтинтонацию всего напева, играющую важную роль в мелодическом действии. Впервые она появляется в конце начальной фразы, как бы воз­нося ввысь, высвечивая слово «Родина».

Повышенную этическую нагрузку обретает вечная образная параллель — человек и природа. В песнях этих лет живет Время, чувство причастности ко всему, что происходит на родной зем­ле. Именно такое чувство роднит человека с его поколением, с поколениями предшествующими и будущими. Вот почему вы­ражение сокровенного наполняется также и общественным смыслом.

Такова «Течет Волга» Фрадкина — Ошанина. Основная идея лирико-эпического образа — жизнь человека на фоне великой русской реки — сконцентрирована в припеве песни. В нетороп­ливом движении разворачивается начальная фраза припева — его интонационное зерно. Восхождение по звукам септаккорда продолжено квинтовым скачком. Выдержанное в крупных дли­тельностях окончание фразы подчеркивает широту ее мелодиче­ского дыхания и протяженность, охватывающую диапазон унде­цимы. Ощущение необъятности волжских далей передано здесь удивительно точно, со свойственной Фрадкину мелодической щедростью.

В песне Я. Френкеля — И. Гофф «Русское поле» первая же фраза задает настроение и определяет характер всего дальней­шего повествования. Так бывает, когда человек хочет рассказать о чем-то очень дорогом его сердцу. Задумавшись, собираясь с мыслями, он повторяет какое-то слово. Обращает на себя вни­мание точность, с которой подхвачены в музыке смысловые ак­центы стихотворного текста. Необычно долго длится слово «по­ле». Оно здесь — поэтический символ Отчизны, знак нерастор­жимой связи человека с землей, дарящей силу, терпение и доб­роту своим сыновьям. Мелодия словно прорастает из зачина, возникающего на распетой речевой интонации.

Из появившихся в эти годы песен о городах и краях наи­большую популярность завоевали «Песня о Тбилиси» Р. Лагидзе (стихи П. Грузинского, перевод М. Квалиашвили), «Карелия» А. Колкера — К. Рыжова.

Советская песня в 1960-е годы. ПЕСНИ О МИРЕ

Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960

Выступление советского поэта Льва Ошанина

Песни о мире выразили важнейшую идею современного гу­манистического искусства — моральную причастность каждого человека к делу сохранения мира. В отличие от гимнов 40-х годов, провозглашающих волю миллионов, песни этих лет гово­рят от имени одного человека. Такова песня «Если бы парни всей земли» (1957) Соловьева-Седого и Долматовского. Это яр­кий символический образ всемирной солидарности, выражен­ный (в соответствии с его смыслом) через сочетание марша с танцевальностью.

Суровый «Бухенвальдский набат» (1959) Мурадели — А. Со­болева — эпитафия жертвам второй мировой войны и одновре­менно призыв к интернациональному единению народов. Эта песня служит впечатляющим примером трансформации гимни­ческого жанра. Особенностью воспроизводимой здесь оратор­ской речи служит напряженный драматический речитатив. В мерной лапидарности сопровождения отчетливо слышится ко­локольный звон.

В тоне откровенной, искренней беседы по душам решена песня «Хотят ли русские войны» Колмановского — Е. Евтушенко.

Всемирную известность завоевала песня «Пусть всегда будет солнце» Островского — Ошанина. Впервые идею мира провоз­глашала детская мечта: «Пусть всегда. » Как это нередко бы­вает у Островского, музыкальная ткань объединила приметы различных жанровых сфер. Здесь и решительное гимническое утверждение начальной кварты, и типичная для детских песен краткость попевок, как будто набегающих друг на друга (цезура не в конце, а в середине каждой новой фразы, рельефно выде­ляющая смысловой тезис «Пусть всегда. ») и, наконец, откровенно эстрадное синкопирование. В музыке обнаруживается интонационное родство с американской и немецкой политической, рабочей песней. Впрочем, подлинно интернациональное вос­приятие песни — в глубокой национальной сущности напева.

В ином плане другая песня Островского и Ошанина«Голос земли». Это неистовая, наполненная экспрессией тревоги мольба о спасении планеты. Оттенок глубочайшего волнения, придает ей необычный эффект квартовой интонации, взятой с ударением на нижнем звуке и многократно усиленной магией повтора.

Советская песня в 1960-е годы. ПЕСНИ-ВОСПОМИНАНИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Почти два десятилетия мирной жизни предшествовали появлению но­вой волны песен-воспоминаний о Великой Отечественной. Пес­ни-воспоминания, призванные сберечь память о прошлом стра­ны, ведут свое начало от баллад 30-х годов, посвященных герои­ке гражданской войны. В 60-е годы тема памяти обретает новые черты. Песни этих лет с особенной силой доносят идею не­расторжимой связи времен, рассказывая о прошлом, которое живет в сегодняшнем дне.

Мужеством и драматизмом наполнена «Баллада о солдате» Соловьева-Седого — Матусовского. Это сочинение послужило началом нового интереса к жанру песни-воспоминания. Па­мятью о войне проверяют свои чувства и поступки бывшие фронтовики, герои фильма «Тишина» (1964). Для этого фильма композитор Баснер и поэт Матусовский написали песню «На безымянной высоте». Словно сбереженный памятью конкретно­го человека встает в ней один из бесчисленных фронтовых эпи­зодов. Новым смыслом наполняются здесь извечные лирические интонации. Оттенок мужества воспринял, например, традици­онный секстовый ход, издавна служивший зачином во мно­жестве лирических песен и романсов.

К лучшим из песен военной памяти принадлежит песня Я. Френкеля — Р. Гамзатова (перевод на русский язык Н. Гребнева) «Журавли». Поэтический образ журавлиной стаи символи­зирует идею бессмертия солдат, павших на поле брани. Есть своя особенность в прочтении композитором стихотворения «Журавли». Потребность в сопереживании передается здесь ин­тонациями живой речи, обращенной к кому-то находящемуся рядом. Отсюда — свойственные бытовой, разговорной речи остановки («мне кажется. », «порою. », «что солдаты. »). От разговорного начала и речитация на одном звуке, усиливающая ощущение речевого интонирования. Музыкальный облик «Журавлей» дает убедительное представление о переосмыслении традиционного гитарного вальса-романса в современный песен­ный монолог.

На высоком холме болгарского города Пловдива возвышает­ся гранитная фигура юноши-солдата, названного ласковым рус­ским именем Алеша. Поэт Ваншенкин посвятил этому памятни­ку стихи. Позже появилась песня Колмановского. Музыка, как и стихи, лишена внешней патетики. Мелодическая линия разви­вается поступательно: подъем по аккордовым звукам с после­дующим опеванием (словно возникает эхо) каждой новой вершины. Высотный диапазон осваивается постепенно — создается отчетливое ощущение нелегкого восхождения к той самой вы­си, что вознесла памятник герою.

Советская песня в 1960-е годы. ПЕСНИ О КОСМОНАВТАХ

Самая молодая тема песенного твор­чества возникла в 60-е годы и тогда же успела обрести соб­ственные традиции. Песни на космическую тему всегда связаны с мечтой о будущем, романтикой и надеждами. Такова «Я верю, друзья» О. Фельцмана — В. Войновича, в свое время по праву ставшая гимном космонавтов. Теплыми, светлыми тонами овеяно лирическое раздумье «И на Марсе будут яблони цвести» (Мурадели — Долматовский). Лирическая окраска песен, по­священных космонавтам, понятна и естественна. Образы достойнейших сыновей Земли олицетворяют мужество, благород­ство и подлинную человечность. С подчеркнуто земным, традиционным напутствием обращается к первопроходцам вселенной задушевная вальсовая песня «Присядем, друзья, перед дальней дорогой» (Блантер — В. Дыховичный и М. Слободской). Как символический диалог матери-Земли и ее посланцев звучит торжественная и одновременно романтическая «Я — Земля» (Мурадели — Долматовский). Особый колорит придает ей пере­кличка мужской хоровой группы и женского соло, предназна­ченного для исполнения в народной манере.

Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960

Советский плакат «Наш триумф в космосе — гимн Стране Советов!» Художник В. Викторов

К лучшим образцам песенной лирики принадлежит песня «Нежность» (Пахмутова — Гребенников и Добронравов). На международном фестивале молодежной песни в Сочи (1967) она единодушно завоевала высокую оценку жюри и публики. Авто­ры рассказали в ней о любви и ожидании. И хотя слово «кос­мос» ни разу не упомянуто, мы понимаем, что эти «несколько часов» — самое долгое ожидание в жизни, потому что ждут того, кто прокладывает пути на просторах вселенной. Мелодия «Нежности» — один из первых и наиболее выразительных в песенном искусстве 60-х годов примеров моноинтонационного развития. Музыкальный период являет собой блестящий образец композиционной логики. Каждая фраза «закольцована» возвра­том кругообразного движения к исходному тону. Таково же строение всей песни, обрамленной начальным мелодическим ходом. Ключевое слово «нежность», завершающее каждый куп­лет, бережно выносится на многоточие затаенно-вопроситель­ной, неустойчивой гармонии доминанты.

Новое время естественно вызвало немалые сдвиги в песен­ной лирике — в ее тематике, образах, выразительных средствах. Многие песни призывают задуматься над смыслом человеческих отношений и поступков. Песни о любви, дружбе, верности наполняются высоким этическим смыслом.

Советская песня в 1960-е годы. ЭСТРАДНО-БЫТОВАЯ ЛИРИКА

Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960

Советский композитор Аркадий Ильич Островский (1914—1967)

Эстрадно-бытовая лирика занимает важное место в песенной панораме 60-х годов. Повышенный пульс городской жизни во­шел в лирическую эстрадную песню, сильно потеснив неспеш­ную умиротворенность сельской лирики, игравшей важную роль в предыдущем десятилетии.

Устами современного горожанина говорят песни «Москов­ские окна» (Хренников — Матусовский), «Ночной разговор» (Фрадкин — В. Лазарев), песни Колмановского «Перекресток» (стихи В. Орлова), «В нашем городе дождь» (стихи Евтушенко).

Уникален цикл так называемой дворовой лирики Остров­ского — Ошанина «А у нас во дворе». Он складывался посте­пенно. На протяжении нескольких лет одна за другой появля­лись песни об истории влюбленных, как бы продолжавших од­нажды начатый диалог.

Многокрасочна палитра песенной лирики А. Островского (1914—1967). Его «Песня о любви» (стихи Ошанина) своеобразно соединила в себе различные жанровые элементы. Гимниче­ский пролог речитативов предваряет напряженное балладное повествование, пронизанное ритмической энергией болеро. «Песня остается с человеком» (слова С. Острового) — одно из ярких откровений песенной лирики 60-х годов. Не случайно это сочинение стало постоянной музыкальной эмблемой ежегодного песенного телефестиваля.

В эти годы ярко заявил о себе А. Петров (р. 1930). Романти­ке морского товарищества и подлинно мужскому благородству отдает дань его «Песня о друге» (стихи Г. Поженяна). Светлая исповедальность песни «На кургане» (стихи Ю. Друниной) на­веяна размышлением о павших на войне. В неизведанные дали зовут «Голубые города» (стихи Л. Куклина). Мелодии Петрова, образовавшие сплав напевности и декламационности, прочерче­ны линиями малых и больших септаккордов. При этом происхо­дит органичное слияние примет русского городского романса и джазовой мелодики. Столь же органично сочетание мягкого ак­варельного колорита с импульсивностью, идущей во многом от острых гармоний и гибкого, внутренне детализированного рит­ма.

Связь с элементами эстрадной инструментальной лексики обнаруживают лирические песни А. Эшпая (р. 1925). Не случай­но популярнейшая «А снег идет» (слова Евтушенко) могла су­ществовать в виде самостоятельной инструментальной пьесы. Элегантность джазовых созвучий создает выразительный гармо­нический подтекст. Хороший вкус, ясность и напевность мело­дии, естественность слияния современных эстрадно-инструмен­тальных стилей с лирико-бытовой песенностью отличают манеру этого композитора. Все это свойственно и «Песне о дружбе» (стихи Карпеко и Регистана), и широко вошедшим как в эс­традный репертуар, так и в песенный быт «Мы с тобой два бере­га» (стихи Поженяна), «Песня об иве» (слова Карпеко). Среди лирических песен, посвященных памяти не вернувшихся с вой­ны, выделяется песня Эшпая «Москвичи» на слова Е. Виноку­рова («Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой»).

Повышенная экспрессия всегда присутствует в лирических песнях Арно Бабаджаняна (1921 — 1982). Большинству из них свойственно длительное крешендо «одного» эмоционального состояния. Таковы песни «Не спеши» (стихи Евтушенко), а также написанные в содружестве с поэтом Р. Рождественским «Позови меня», «Озарение», «Свадьба» и мн. др. Импульсом для нарастающей мелодической энергии нередко является одна рельефная интонация. Например, гимническая кварта в песне «Загадай желание» (стихи Р. Рождественского), открывающая восторженный призыв: «Смотри, какое небо звездное!». Здесь она выступает в роли лирического зова, сохраняя, впрочем, присущий ей оттенок повелительности, утверждения.

Стремление воспеть любовь неизменно служит мощным по­будительным импульсом песенной лирики. Впрочем, каждое время привносит в это высказывание свои особенности. Стили­стика, характер, выразительные средства любовной песенной лирики 60-х — начала 70-х годов в полной мере отмечены чер­тами той эстетики, под знаком которой развивались в эти годы все разновидности советской песни. То есть здесь, так же как и в песнях на любую тему, сосуществуют монолог и исповедь, размышление и кредо. К наиболее популярным песням о любви принадлежат «Стань таким» (А. Флярковский — Р. Рож­дественский), «Август» (Я. Френкель — И. Гофф), «На тебе со­шелся клином белый свет» (О. Фельцман — М. Танич), «Старый клен» (А. Пахмутова — М. Матусовский), «Калина красная» (Я. Френкель — слова народные).

Советская песня в 1960-е годы. СОВРЕМЕННАЯ ГИТАРНАЯ ПЕСНЯ. ЕЕ АВТОРЫ-ИСПОЛНИТЕЛИ

Что слушали в 1960. Смотреть фото Что слушали в 1960. Смотреть картинку Что слушали в 1960. Картинка про Что слушали в 1960. Фото Что слушали в 1960

Русский советский поэт Владимир Семёнович Высоцкий (1938—1980)

Конец 50-х — 60-е годы оказались временем расцвета гитарной песни. В этом жанре возрождались старинные традиции бытового му­зицирования, в том числе и традиции старой студенческой пес­ни. Вместе с тем гитарная песня — типичное явление современ­ности, чуткий резонатор современных проблем и умонастрое­ний.

Обширное песенное движение, начавшееся с самодеятель­ных студенческих и туристских песен 50-х годов, выдвинуло немало ярких творческих индивидуальностей. То были авторы стихов и напевов, самостоятельно исполнявшие собственные сочинения в тесном дружеском кругу. Их окрестили «барда­ми» — по аналогии с древней европейской традицией песнетворчества, когда в одном лице объединялся сочинитель и пе­вец.

Нетрудно заметить, что период активного становления ги­тарной песни совпал по времени с общим подъемом советской поэзии. Не случайно среди первых бардов — профессиональные поэты и литераторы Б. Окуджава, Н. Матвеева, А. Галич. 17

Усиленное внимание к слову, первостепенная роль поэтиче­ского текста в его синтезе с мелодией, скромный гитарный ак­компанемент — таков в общих чертах облик песен, обращенных к слушателю не только от первого лица, но и из первых уст.

Для поэзии бардов характерны интеллигентность высказы­вания, тонкость и меткость наблюдений над явлениями повсе­дневности, приверженность к поэтической метафоре. Все эти качества предельно сконцентрированы в творчестве Окуджавы. Идея исторической преемственности духовной культуры являет­ся одной из ведущих в его сочинениях. Красной нитью проходит она через песни, образы которых восходят к пушкинскому XIX веку, через песни, объединенные московской темой («Союз дру­зей», «Наша жизнь — не игра», песни «Арбатского цикла»). Поэтической формулой высокой духовности звучат взывающие к человеческому благородству «Молитва Франсуа Вийона», «Да­вайте восклицать» и многие другие песни Окуджавы. Близка поэту, бывшему солдату Великой Отечественной войны, тема военной памяти, раскрывшаяся в песнях «Ленька Королев», «Вы слышите, грохочут сапоги», «До свиданья, мальчики» и др.

Одним из очагов песенной культуры бардов становится Мо­сковский государственный педагогический институт им. Ленина. Здесь гитарная песня нашла ряд талантливых авторов, их первых слушателей и горячих поклонников. Тогда зазвучали песни Ю. Визбора, посвященные романтике мужества, дружбе. Появи­лись серьезные, трепетные песни А. Якушевой. Тогда же воз­никли искрящиеся юмором, наполненные блистательной игрой со словом сочинения Ю. Кима. Известность обрело и творчество ленинградцев — В. Городницкого, Е. Клячкина, Ю. Кукина, А. Дулова.

Большинство бардов пишут свои песни, сочиняя как стихи, так и музыку. Но есть среди них и такие, кто использует в своем творчестве поэтические тексты других авторов. К ним принад­лежат С. Никитин и В. Берковский, воплотившие в песне стихи Ю. Левитанского, Б. Слуцкого, Д. Самойлова, Ю. Мориц и дру­гих современных поэтов. Свои песни Никитин на протяжении многих лет исполняет в дуэте с женой Т. Никитиной. Их репер­туар включает немало песен на стихи Д. Сухарева — признанно­го поэта гитарной песни.

Сама атмосфера зарождения гитарной песни подарила ей за­ряд высокого гуманизма. Сюда следует добавить неприятие штампа, резко отрицательное отношение к ходульности, офици­озу, составившие основу творческих позиций бардов. Раскован­ная, чуждая официальных условностей поэзия бардов, та откро­венность, с которой говорит она о бытовом, даже обыденном, высказанное в ней критическое отношение к различным сторо­нам социальной действительности — все эти качества гитарной песни были горячо поддержаны молодежной аудиторией. Точ­нее, множеством поначалу малых аудиторий: студенческие об­щежития и квартиры, тесные кружки возле туристических костров, стоянки геологических экспедиций. Сочинения бардов передавали из уст в уста, распространяли в магнитофонной за­писи. Достоянием магнитофонной культуры стали песни А. Га­лича — остросатирические, обращенные к болевым точкам об­щественной жизни.

Уникальна творческая фигура В. Высоцкого (1938 — 1980), оказавшего огромное духовное воздействие на своих современ­ников. Мир его песен поражает своей подлинностью, обна­женной, неприкрашенной правдой. Бард, поэт, заговоривший языком улицы, Высоцкий принес в песню свой вулканический темперамент, яростный напор, поистине драматическое миро­ощущение. Песенные герои Высоцкого узнаваемы всегда. Взя­тые из гущи жизни, из всех социальных слоев нашего общества, они составили своеобразную энциклопедию нравов, человече­ских типов и характеров.

Под прицелом разящей иронии Высоцкого — хамство, не­вежество, грубость. Поэзия его нелицеприятна. Но зато с какой глубиной, страстью и драматизмом повествует он о тех, кто оли­цетворяет в его песнях человеческое достоинство, гордость, мужскую честь и отвагу! Герои Высоцкого действуют всегда в таких ситуациях, когда сразу становится ясно, «кто есть кто». Такими предстают герои целого ряда песен, чья образная вза­имосвязь позволяет объединить их в «военный» цикл (посвя­щенный Великой Отечественной войне). Своеобразные циклы образуют также песни на темы исторические, сказочные, косми­ческие, деревенские, спортивные и т. д. Они предстают в виде монолога и притчи, бытовой зарисовки и психологического портрета, шуточной сценки, сюжетного повествования.

Существуя независимо от официальных каналов вещания, гитарная песня тем не менее оказала немалое воздействие на многие разновидности советской эстрадной песни. Кроме того, барды не чужды сотрудничества с профессиональными композиторами. Широко известны, например, песни Галича «Ой ты, северное море» (музыка Блантера), «Спрашивайте, мальчики» (музыка Фрадкина). С композиторами Г. Гладковым, А. Рыбниковым, В. Дашкевичем сотрудничает Ю. Ким (под псевдонимом Ю. Михайлов), написавший немало песен для кинофильмов. На протяжении многих лет происходит совместная работа Окуджа­вы и композитора И. Шварца. Ими написаны песни к кинофильмам «Белое солнце пустыни», «Звезда пленительного счастья», «Нас венчали не в церкви» и др.

В 70-е и 80-е годы обрели известность имена Е. Бачурина, А. Дольского, А. Розенбаума, В. Долиной — авторов-исполнителей, продолживших и развивших традиции гитарной песни.

Источник: Иванова Л. И. Советская песня //
Отечественная музыкальная литература 1917—1985. М., 1996.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *