Что слушаешь ван клиберна
Что слушаешь ван клиберна
Апрель 1958 года, Москва. Подходит к концу первый международный конкурс пианистов и скрипачей имени П. И. Чайковского – главное музыкальное событие советской оттепели. Между членами жюри обнаружились резкие противоречия. Несмотря на то, что третий тур еще не состоялся, у жюри, несомненно, были кандидаты, достойные первой премии. На место победителя претендовали одновременно представитель СССР, Лев Власенко, Лю Ши-Кунь из Китая и американец Ван Клиберн. Разногласия возникли, собственно, из-за наличия так называемой артистической оценки (т.е. оценки выступления участника в целом) и дисциплинарной (выявление всевозможных недостатков в программе исполнителя для соответствия оценки необходимым стандартам). Выступление музыкантов в финальном, третьем туре, должно было определить все. И хотя лидерство Клиберна признавалось большинством членов жюри, присуждение победы американцу во время «холодной войны» казалось шагом рискованным.
Скандал в жюри спровоцировал известный пианист С. Рихтер, явная симпатия которого к Клиберну и способствовала лидерству последнего. Рихтер считал, что искусство стоит выше политики и что талант Клиберна должен быть оценен так, как он того заслуживает. Поэтому высшую оценку во втором туре – 25 баллов – Рихтер поставил только своему фавориту.
Третий тур в высшей мере поразил всех зрителей и членов жюри. Красивый и высокий американский юноша блестяще исполнил два фундаментальных произведения русской классической музыки – концерт для фортепиано с оркестром №1 П. И. Чайковского, и концерт для фортепиано с оркестром №3 С.В. Рахманинова. Собственно, они и стали его так называемой «путевкой в жизнь». За присуждение первой премии Клиберну проголосовало большинство членов жюри, а упомянутые Власенко и Ши-Кунь поделили второе место. Так в первом международном конкурсе Чайковского победил мало кому в СССР известный американец, навсегда оставшись в истории и сердцах зрителей.
Двумя годами позже, по окончании школы, Клиберн поступил в Джульярдскую школу искусств. Там он стал учеником Розины Левиной (Rosina Lhevinne), выпускницей московской консерватории, и познакомился с русской школой игры на фортепиано. Левина значительно расширила репертуар Клиберна, помогла ему усовершенствовать технику игры, научила шире понимать музыку. В Джульярде Клиберн с первых дней стал одним из лучших учеников. Он появлялся вновь и вновь на различных конкурсах, завоевывал премии и награды, становился более известным. Однако после окончания Джульярдской школы в 1954 году удача отвернулась от пианиста. Несмотря на плотный график выступлений, контрактов на постоянную работу у него не было. Финансовое положение семьи оставляло желать лучшего. Кроме того, тяжело заболела мать Клиберна, так что ему пришлось подменить ее и на некоторое время стать преподавателем.
Но вот настал 1957 год и с Клиберном вновь связалась Розина Левина. Она рассказала ему о предстоящем международном конкурсе в Москве и убедила принять участие. Клиберн снова обрел надежду закрепиться в мире музыки и начал подготовку. Он усердно занимался по 11 часов в день на протяжении 2 месяцев, готовя произведения на конкурс. В своих интервью позже он сообщает, что огня ему добавляло страстное желание воочию увидеть собор Василия Блаженого, который с детства запал в его воображение.
Свой первый визит в Москву Клиберн вспоминает с улыбкой. После того, как самолет приземлился, одним из первых вопросов пианиста был можно ли проехать так, чтобы по пути он увидел собор. Просьба его была выполнена: побывав на Красной площади, музыкант полюбил Россию, как впоследствии полюбили его миллионы советских граждан.
Еще перед началом конкурса поползли слухи о том, что члены жюри уже решили присудить первую премию советскому исполнителю. Многие не верили, что у представителя США есть шансы на победу во время «холодной войны» и считали, что его успех так или иначе скован политикой. Клиберна слухи ничуть не пугали. Он придерживался такого мнения: «I think that political events come, and they pass. They have no staying power. But art always remains with us».
Через какие тернии на пути к звездам только не пришлось пройти исполнителю! В третьем туре он выступал с перевязанным указательным пальцем, кроме того, во время выступления Клиберна на рояле порвалась струна. Казалось бы, известная история Паганини повторилась, однако на рояле одна из 88 струн была заметна менее чем на скрипке, и Клиберн сумел достойно выступить несмотря на этот дефект инструмента. Дальнейшие события были описаны ранее. После победы пианист обрел всемирную славу, на него обратили внимание известнейшие музыканты мира, ему предлагали контракты, так что материальное положение постепенно улучшилось. Но вместе с тем возросла и популярность пианиста, как на родине, так и в Советском Союзе. Сразу по окончании конкурса, никто не знал, какова будет реакция правительства на такое решение жюри. В своих интервью позже Клиберн признается, что и сам не знал, какого отношения к себе ждать от Хрущева, ведь с ним пианист должен был встретиться на приеме в честь бельгийской королевы Елизаветы. Однако отношение Советского правительства превзошло все ожидания: к молодому музыканту отнеслись с большим уважением, и, можно сказать, со свойственным русским гостеприимством. Вспоминая о визите в СССР, Клиберн рассказывает, что Хрущев называл его по-русски – Ваней и постоянно… хотел его накормить.
На родине победителя встречали со всеми почестями. Портрет Клиберна появился на обложке знаменитого журнала «Time» со слоганом «The Texan Who Conquered Russia»
Предприниматели Америки значительно преуспели на продаже записей выступления Клиберна, одна только запись концерта Чайковского собрала более миллиона долларов. Его успех только начал набирать силу. Пианист-виртуоз стал появляться в концертных залах всего мира, принимать участие в различных конкурсах и приобретать все большее и большее признание. Слушатели по всему миру признавались в письмах ему в любви, ждали с гастролями. С 1958 по 1978 годы он объехал всю Европу, давая по 100 концертов в год. Одновременно с этим в 1964 году Клиберн попробовал себя в роли дирижера и также преуспел. Однако в 1978, после смерти отца, он перестал появляться на сцене – ушел на заслуженный отдых. Но как известно, от творческого человека можно ожидать чего угодно. Клиберн не сумел долго находиться в бездействии и уже в 1987 году играл в Белом Доме для Рейгана и Горбачева, а в 1994 вновь организовал мировое турне.
На сегодняшний день Вану Клиберну 77 лет. Он не устает проводить мастер-классы, присутствовать в жюри различных конкурсов и вручать награды. Сегодня известен международный конкурс пианистов имени Клиберна в Техасе, который также открывает дорогу для многих молодых талантов. А еще в 2010 году он присутствовал на очередном, 14 конкурсе Чайковского и награждал победителей, как когда-то его наградил сам Д. Д. Шостакович. Маэстро внимательно следит за судьбой конкурса Чайковского и с теплом вспоминает прием русской публики. Его отношению к музыке и к искусству в целом может позавидовать любой современный исполнитель. Клиберн навсегда вошел в историю, как первый победитель престижного международного конкурса имени Чайковского, как пианист, полюбившийся советской публике, как техасец, покоривший Советский Союз.
Топ-5 мелодий Вана Клиберна, которые должен знать каждый
Памяти мировой звезды посвящается.
Пианист Ван Клиберн сумел покорить Советский Союз в разгар холодной войны. Музыкант стал одним из главных символов наступившей во время Хрущева оттепели, но это не главная его заслуга. В 60-е годы ему удалось поднять популярность классической музыки на небывалый уровень. По количеству поклонников он вполне мог тягаться с Элвисом Пресли (Elvis Presley), а его запись Концерта №1 для фортепьяно Чайковского стала первым классическим альбомом с платиновым статусом.
Самый яркий факт из его биографии – победа на конкурсе Чайковского в 1958 году. В Москве в разгар холодной войны никто и помыслить не мог, что победа может достаться американцу. Говорят, Никита Хрущев лично отдал распоряжение вручить первую премию заслужившему ее пианисту.
Его блестящее исполнение Концерта № 1 для фортепьяно Чайковского и Концерта № 3 для фортепьяно Рахманинова покорило советскую публику. Молодой пианист удостоился восьмиминутной овации и стал кумиром миллионов. Яркий талант, непосредственная манера общения и по-детски наивное лицо сделали 23-летнего Клиберна символом мира и дружбы между США и СССР.
Его возвращение в США отметили настоящим парадом, на который собрались десятки тысяч человек, а журнал Times вышел с обложкой «Техасец, который завоевал Россию».
Карьера Вана Клиберна после важной победы вышла на новый виток. Вплоть до 1978 года он активно гастролировал по всему миру и не раз приезжал и в СССР, где его всегда ждали поклонники.
Среди самых известных записей пианиста Четвертый и Пятый фортепьянный концерт Бетховена, Концерт для фортепьяно №3 Прокофьева, Концерт для фортепьяно №2 Рахманинова.
Сегодня читают
Интерактивная версия журнала MarieClaire
Журнал MarieClaire
Ваш любимый журнал в обычном и travel-форматах
Copyright (с) ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг», 2021.
Владелец Marieclaire.ru ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг»
Россия, Москва, 115114
ул. Дербеневская, д. 15Б.
Любое воспроизведение материалов сайта без разрешения редакции воспрещается. 16+
Ван Клиберн, величайший лузер эпохи
О Ван Клиберне я впервые услышал года в два. Или, может быть, в три. Во сколько там советский ребенок начинал осознанно смотреть телевизор, и мог увидеть приключения Шурика? Вспомните кадр, когда Шурик забегает в комнату общаги и: «— Дуб! Конспект есть? — Нет никаких конспектов! Не мешай! Ван Клиберна слушаю!», и Шурик вылетает за дверь.
С моей точки зрения, эта сценка — и есть самое большое историческое достижение Ван Клиберна. А не пресловутая победа на конкурсе Чайковского. О конкурсе том нынче помнят только интересующиеся, а Шурика смотрели все.
Лично моя классическая музыка началась 25 лет назад с внезапного осознания «Аппассионаты» в исполнении Эмиля Гилельса, и продолжается до сих пор, поэтому мне есть, с чем сравнивать. Достаточно послушать Первый концерт Чайковского, который Клиберн сыграл на сцене Большого зала Московской консерватории в 1962 году. Это есть на Youtube — велкам. А играл он его так, будто на клавиатуру рояля из картонной коробки враз высыпалось полсотни подопытных лабораторных мышей, находящихся под воздействием какого-то сильнодействующего психотропного препарата. И уж никак невозможно представить, что в 1966 году на этой же самой сцене, с тем же самым оркестром Давид Ойстрах сыграет скрипичный концерт Сибелиуса так, что до сих пор и на версту никто не приблизился.
Единственное, кого Клиберн играл по-настоящему заметно — это Рахманинова. Но он положил на Рахманинова всю жизнь — это к вопросу об ограниченности репертуара. Но и в этом случае он не встал рядом даже с Мартой Аргерих. И совсем уж тактично я промолчу о Горовице и Рубинштейне, которыми Клиберн всю жизнь вполне объяснимо восхищался. А звездный час Клиберна случился именно тогда — в 1958-м году, в Москве. И к академической музыке, увы, отношение он имел самое периферийное.
Дальнейший его творческий путь ничем впечатляющим не запомнился. Ну, концертный чёс; ну, пафосные афиши. Это как раз один из тех случаев, когда посредственность творческого деятеля необыкновенно удачно наложилась на политические нюансы актуального тогда пространственно-временного континуума, вопреки даже самому элементарному здравому смыслу. В прошлом веке это случалось несколько раз. Например, ультрасредний писатель Солженицын, уж точно никак не тянувший на то, чтоб его именем называли улицу в столице — во всяком случае, тот же Мельников-Печерский, на мой взгляд, куда более этого достоин. Или, скажем, безграмотный, тупорылый примат Пол Пот, с окровавленной мотыгой наперевес. Или романтичный утопист Фидель, по сию пору ухитряющийся держать подконтрольную райскую территорию на уровне развития сороковых годов прошлого века — с талонами на макароны и толстожопыми блядьми за два доллара.
Куцый — а на заявленном уровне даже до ничтожности — репертуар. Нулевой творческий рост. Это вам не величайший из ныне живущих Григорий Соколов, в 2002-м году live in Paris заставивший бурно кончить абсолютно фригидную 28-ю сонату Бетховена. Причем, сделал он это на «Стейнвее», которыми Плетнёв рекомендовал топить печки. С Плетнёвым я, кстати, по этому вопросу согласен, но это другая история.
На одну чашу весов с ним можно поставить, например, Ванессу Мэй. Тоже ведь борзо пилила. А если еще релевантнее, то Ван Клиберн — это такая Саманта Смит, только более ранняя: своротивший голову двум величайшим государствам того времени финал Международного конкурса Чайковского случился в незапамятном 1958-м году. И вот этот-то ништяк способен заценить только тот, кто реально в теме исторических взаимоотношений СССР и США того времени. Победа юного американца в разгар холодной войны на престижнейшем советском конкурсе была сродни… Нет. Равные по масштабу прецеденты даже и вообразить сложно. Даже упомянутая мною наивная девочка-голубка мира времен Андропова — не дотягивает, хоть бы вместе с Катей Лычёвой. Похожий по масштабам феномен — разве что бледная, никчёмная, совершенно одноразовая мёрзлая треска Барбара Брыльска, чьё аскетичное, безгубое, восковое личико влёт узнаваемо несколькими поколениями самой большой страны в мире на уровне безусловного рефлекса.
Дин Рид хоть петь умел.
Ван Клиберн, как и все вышеперечисленные, был одним из самых больших лузеров своей эпохи. Но народная память любит задротов. Несть им числа — от Диогена до Николая II. Найдется в ней уютненькое местечко и длинному, нескладному, чем-то неуловимо напоминающему Борю Немцова кудрявому американскому satchmo, вовремя — и неожиданно, даже для себя — очутившемуся в перекрестье эпохального масштаба конъюнктур своего времени.
«Для русских я всегда Клиберн»
В знак признания международного значения и невольных политических заслуг пианиста из Луизианы, после победы которого на первом советском конкурсе Чайковского в 1958 несколько улучшились отношения Советского союза и США, в его похоронах примет участие президент Соединенных Штатов Барак Обама.
Клиберн был едва ли ни первым официальным (т.е. разрешенным) американо-советским кумиром. Сын Хрущева Сергей вспоминал, что как-то в 1999 году он назвал Клиберна правильно — Клайберном, и тот «в притворном ужасе замахал руками: «Нет, нет, я — Клиберн, для русских я всегда Клиберн».
Его мать, Рильдия Клайберн (сама пианистка, ученица Артура Фридгейма, немецкого пианиста, педагогом которого был Ференц Лист) рассказывала, что сын мог повторить на фортепиано мелодию, которую лишь однажды услышал по радио. В 20 лет он принял участие в музыкальном конкурсе в Хьюстоне, сыграв первый концерт Чайковского. Победив в состязании лучших музыкантов штата, Ван Клиберн получил право выступать с оркестром и через год отправился в Нью-Йорк поступать в Джульярдскую школу музыки. Он блестяще сдал экзамены и был принят в класс, которым руководила Розина Левина, выпускница Московской консерватории, закончившая ее почти одновременно с Сергеем Рахманиновым.
В 1958 году 23-летний Клиберн стал первым победителем Международного конкурса пианистов имени Чайковского. По легенде, победу разрешил присудить американцу лично Хрущев. В первом туре Клиберн играл первым, Большой зал Московской консерватории устроил овацию на несколько минут и скандировал «Первая премия», жюри конкурса и все его члены аплодировали стоя.
«Вокруг выступления Вана Клиберна создается ажиотаж, неверное настроение среди некоторой части музыкальной общественности о якобы возможной необъективности оценки его творчества», — докладывал в ЦК замминистра культуры Кафтанов. В ЦК решили разделить первую премию между Клиберном и его советским конкурентом Львом Власенко. Кафтанов предупредил, что это будет вредным, так как подорвет авторитет конкурса.
12 апреля 1958 года о скандале доложили секретарю ЦК Фурцевой. Против победы был Суслов, который считал победу американца своим идеологическим поражением. Фурцева опередила Суслова, прибежав к Хрущеву со справкой от Кафтанова. «Школа игры у него советская, Клиберн учился у профессора Левиной», — доказывала Фурцева со ссылкой на Кафтанова. 13 апреля победил Ван Клиберн. Это произвело больше впечатления в Москве, чем в Техасе. Клиберн стал кумиром всей столицы.
Вечером 14 апреля был заключительный концерт, приехала королева Бельгии Елизавета. Под конец Клиберн сыграл «Подмосковные вечера». После финального тура зал стоя аплодировал пианисту 8 минут. После этого за кулисы зашел Хрущев и пошутил: «Дрожжами что ли вас откармливают в Америке». Пианист не понял шутки, переводчику пришлось объяснять, что это забавный намек на его высокий рост.
В Форт-Уорте (штат Техас) Клиберн основал фортепианный конкурс, названный его именем и входящий в пятерку самых престижных соревнований мира. В последний раз музыкант выступал на этом конкурсе в сентябре, и зрители устроили ему продолжительную овацию.
В последние годы жизни пианиста распространялись слухи, что он болен СПИДом, но представители Клиберна их не подтверждали. Официальная причина смерти — рак костей.
Писатель, культуролог Андрей Новиков-Ланской рассказал «Полит.ру», что популярность Вана Клиберна возникла на пересечении двух планов: собственного, личностного и внешнего, общекультурного. Если говорить о первом, то его внешняя привлекательность, невероятное юношеское обаяние, простота и открытость, деликатность, скромность, искренний интерес к людям — в сочетании с несомненно большим музыкальным даром — создавали особый харизматичный образ, притягательный сам по себе. Он мог бы стать по-голливудски большой американской звездой и без победы на конкурсе Чайковского — хотя, возможно, и не так быстро.
Но ему было суждено оказаться в нужное время в нужном месте, попасть в самый центр мощного социокультурного сдвига, стать одним из его символов и олицетворений. В конце пятидесятых годов хрущевская оттепель создает новый воздух, новую атмосферу и среду, новые ожидания. Ослабевает железные занавес, СССР понемногу открывается миру, Хрущев посещает Соединенные Штаты, с большим воодушевлением в Москве проходит Всемирный фестиваль молодежи и студентов, советская аудитория получает доступ к американской литературе и голливудскому кино. Образ американца приобретает в советском сознании человеческое измерение, наши люди знакомятся с Эрнестом Хемингуэем, Джоном Кеннеди, Элвисом Пресли. Но эти фигуры далеко, они хоть и привлекательные, но все-таки чужие.
Ван Клиберн появляется как свой: он играет русскую музыку, играет в русской душевной манере, его учителя — из России. Он влюблен в русскую культуру, как классическую, так и современную, и непринужденно исполняет шлягеры сегодняшнего дня. Думается, что эта культурная двусоставность, пограничность, снимающая границы, сделала из него символ объединяющей дружественности, преодоления былой враждебности и — шире — символ преодоления политической прагматики силой искусства и человеческого содержания.
Клиберн, Ван
Харви Лейвэн Клайберн-младший
Содержание
Биография
Первые уроки фортепианной игры получил в возрасте 3-х лет у своей матери, ученицы Артура Фридхайма. Когда Клиберну было шесть лет, семья переехала в Техас, где он в тринадцать лет выиграл конкурс, а вскоре дебютировал в Карнеги-холле. В 1951 году поступил в Джульярдскую школу, в класс Розины Левиной, и в ближайшие годы получил ряд наград на престижных американских и международных конкурсах — в частности, первое место на престижном Конкурсе имени Левентритта (1954). Мировую известность имя Клиберна получило после сенсационной победы на первом Международном конкурсе имени Чайковского в Москве в 1958 году. Молодой пианист завоевал симпатии как членов жюри, так и публики. Это было тем более удивительно, что действие происходило в разгар холодной войны. По возвращении на родину Клиберну был устроен пышный восторженный приём. Музыкант проникся любовью и уважением к СССР и после конкурса ещё неоднократно приезжал с концертами.
Семья и детство
Клиберн концертировал и записывался до середины 1970-х годов, но уже не пользовался таким успехом, как раньше. Это было обусловлено ограниченностью его репертуара, отсутствием творческого роста и рядом других факторов. В 1978 году, после смерти отца, музыкант практически полностью прекратил концертную деятельность и не появлялся в свете. Известны его выступления в 1987 году в Белом доме и в Карнеги-холле четыре года спустя по случаю столетия со дня открытия этого зала. В свой семидесятилетний юбилей в 2004 году музыкант посетил с гастролями Москву.
В январе 2011 года Клиберн приехал в Москву в качестве председателя жюри конкурса пианистов на Международном конкурсе имени Чайковского в Москве, что по-своему очень символично: награду победителю вручит тот, кому путевку в большую музыку дала победа в этом конкурсе.