Что случилось в воронеже с автобусом
Причиной взрыва автобуса в Воронеже назвали газовый баллон. В результате ЧП погибли два пассажира и пострадали 20
Фото: Олег Харсеев / Коммерсантъ
Источник «Ленты.ру» в правоохранительных органах сообщил, что следствие установило предварительную причину взрыва. По его словам, взорвался баллон для газовой горелки модели Primus, который везла одна из пассажирок.
Между тем по официальным данным основной версией взрыва в автобусе остается неисправность технического оборудования. По поручению председателя СКР Александра Бастрыкина в Воронеж направлены опытные криминалисты из Москвы для помощи в осмотре места происшествия и выяснения всех обстоятельств произошедшего.
По факту взрыва СКР возбудил уголовное дело по пункту «в» части 2 статьи 238 УК РФ («Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью»).
Первой причиной случившегося назвали неисправное газовое оборудования автобуса: якобы один из баллонов, установленных кустарным способом на крыше, оказался неисправным, что привело к утечке и взрыву.
Выяснилось, что перевозчик уже был уличен в незаконной установке газобаллонного оборудования на автобусы: нарушение было выявлено в результате проверки МВД и Ространснадзора.
Однако водитель взорвавшегося автобуса Алексей Олейников опроверг эту версию, заявив, что транспортное средство работало на дизельном топливе, газового оборудования на нем не было. Потом слова Олейникова подтвердили представители компании-перевозчика.
Утром 13 августа в компании «АТП-1», которая произвела транспортное средство, заявили, что взорвавшийся в Воронеже автобус был технически исправен. В компании рассказали, что автобус был произведен в 2016 году, технический осмотр прошел утром 12 августа. Кроме того, на конечных остановках его тоже проверяли на исправность. «Таким образом исключаются доводы о наличии у автобуса незаконно установленного газобаллонного оборудования», — резюмировали в компании.
Фото: СК РФ / РИА Новости
Первоначально сообщалось о 12 пострадавших, позже в региональном департаменте здравоохранения уточнили, что в результате взрыва пострадали 16 человек,13 из которых доставили в Больницу скорой медицинской помощи (БСМП) №1.
Состояние троих пострадавших оценивается как тяжелое: двое находятся в реанимации, один — в операционной. Отмечается, что у пяти пациентов состояние средней тяжести, у двоих — удовлетворительное. Женщина, которой оторвало нижнюю треть голени, скончалась в реанимации, заявили в ведомстве.
Позже власти Воронежской области уточнили, что при взрыве пострадали 18 человек, окончательное число пострадавших 13 августа достигло 20 человек. Прокурор Ленинского района Воронежа Юрий Бурсов заявил в эфире телеканала «Россия 24», что в автобусе на момент взрыва находились 35 пассажиров. По его данным, двое из них получили тяжкий вред здоровью, четверо — вред средней тяжести. Утром 13 августа скончалась еще одна пострадавшая 1966 года рождения.
«Первый русский» рассказывает об основных версиях, которые рассматриваются следствием по делу о ЧП в Воронеже.
В 21.11 в четверг, 12 августа, в Воронеже взорвалась маршрутка №10А, в которой ехали 35 человек. Пострадало 18 человек. Две женщины позже скончались от ранений в больнице, ещё несколько – в тяжёлом состоянии.
Следственно-оперативные действия на месте происшествия координирует Национальный антитеррористический комитет (НАК), хотя региональные власти поспешили заверить: версия теракта не подтверждается.
СКР возбудил уголовное дело по статье «Оказание услуг, не соответствующих требованиям безопасности».
Тем не менее в деле есть много странностей и совпадений, которые просто вынуждают предполагать худшее.
И самое важное: НАК уже объявил, что «разыскивает причастных к взрыву».
«Первый русский» оценил ситуацию и связался с собственными источниками и экспертами с просьбой прокомментировать её и дать информацию о происшествии.
Версия №1: Теракт
Прежде всего обращает на себя внимание место взрыва: это центр Воронежа – ул. Кольцовская, рядом с ТЦ «Галерея Чижова». Там всегда многолюдно, даже в вечернее время, а местный пивной ресторан называет себя крупнейшим в Европе и на недостаток посетителей при этом не жалуется.
И если заявления властей и перевозчика о том, что на автобусе действительно не было газового оборудования (об этом подробнее – ниже), окажутся верными, то, естественно, возникает логичный вопрос: что именно рвануло, да ещё так сильно?
Есть по крайней мере одно наблюдение, которое заставляет обратить внимание на эту версию.
Буквально за десять секунд до взрыва к маршрутке №10 подошла женщина в светлом платье с подростком, передала ему пакет, тот вошёл в салон. Она постояла у открытых дверей, убедилась, что парень внутри, несколько раз коротко оглянулась, махнула ему рукой и быстрым шагом двинулась в обратном направлении. А когда грохнуло, она, даже не оглянувшись назад, продолжила идти дальше.
Впрочем, в Сети оказался только этот фрагмент, захвативший лишь мгновения с её участием в кадре сразу после взрыва: вполне возможно, она и не поняла, что случилось, а двигалась дальше по инерции, потому что испытала шок и стресс. Однако и спустя полминуты, когда из маршрутки уже выскочили первые уцелевшие люди, когда туда побежали очевидцы, чтобы помогать раненым, дама так и не возвратилась. Хотя она, естественно, не могла, уже придя в себя, не обернуться и не увидеть, что случилось.
– комментирует версию бывший оперативник УБОП Александр Григорьев.
По его мнению, однако, на нападение боевиков это мало похоже – скорее, полагает он, если подтвердится рукотворная организация взрыва, можно говорить скорее о чисто криминальном или криминально-бытовом характере ЧП.
Напомним, что Воронеж уже переживал ужас террористических атак.
А вот 2004 год был ужасным для воронежцев – сразу три состоявшихся теракта:
ровно через неделю, 26 июля, сработало ВУ на остановке «ДК машиностроителей», однако и в этот раз спас подъехавший чуть раньше автобус, который забрал пассажиров.
Версия №2: Криминал (месть)
По словам нашего источника в силовых структурах, одна из рассматриваемых версий – возможный конфликт либо между перевозчиками, либо между водителями. И вот такая жуткая своеобразная месть.
ИП Радченко, которому принадлежит взорвавшийся ПАЗ, зарегистрирован только в мае 2021 года: официально транспорт принадлежит матери индивидуального предпринимателя Наталье, тоже предпринимательнице. Так вот, она утверждает, что её сын знает этот самый автобус как свои пять пальцев, до последней гайки.
А в том, что реальным перевозчиком, который эксплуатировал ПАЗ в качестве арендатора, выступало АТП-1 – второе по величине транспортное предприятие, обслуживающее десять маршрутов, включая №10А. И между мелкими владельцами одной-двух машин, которые они отдают в пользование, поскольку не в состоянии победить на муниципальных конкурсах, а сами получают процент, идёт сильная конкуренция.
Личная неприязнь вполне может привести к чему-то подобному. Некоторые даже из ревности идут на подрывы – можно вспомнить историю в 2017-м с «умельцем» в Ростове-на-Дону, который решил наказать соперника. Он замаскировал ВУ под фонарик, вычислил маршрут человека, который увёл у него женщину, и подложил у него на пути «приманку», причём прямо рядом со школой. «Фонарик» в итоге взорвался в руках у сторожа – только каким-то чудом его не подняли дети, которые как раз шли на учёбу.
Это к тому, что неадекваты действительно способны устраивать подобные выходки.
Версия №3: Случайность
Следствие рассматривает среди причин возможность детонации некоего легковоспламеняющегося вещества, перевозившегося кем-то из пассажиров. Теоретически – тоже вероятно.
Наш народ, как известно, иногда совершенно до безумия смелый – и провезти в автобусе (в метро, на электричке), условно говоря, какую-нибудь ёмкость, наполненную опасным содержимым, для каких-то своих нужд – это запросто.
Так что такая версия тоже включена в состав рабочих.
Версия №4: Нелегальная замена топливного оборудования
Владелец автобуса, как и арендатор, его эксплуатирующий на маршруте, – вновь отметим этот момент – категорически отрицают наличие газового оборудования там.
На дизеле, говорят они, ездил пазик. И вообще буквально 6 августа проходил техосмотр, был допущен к работе.
С другой стороны, дизельное топливо сейчас дорогое, а газ выходит дешевле, поменять систему недолго, тем более если это делать у частников. А затраты отбиваются быстро. Но на переустановку нужно разрешение, дополнительные проверки и всё такое.
Понятно, если они лгут, такое выяснится быстро – точнее, уже было бы известно. И об этом тут же сообщили бы из каждого утюга, чтобы успокоить народ.
Эксперт: Эпицентр взрыва был не в салоне
Технический эксперт Юрий Антипов, которого «Первый русский» тоже попросил проанализировать кадры взрыва и фотографии с места происшествия, полагает, что его эпицентр находился не в салоне.
Взрыв произошёл внизу автобуса – в его задней левой части, именно оттуда пошло пламя – сбоку, но из внутренней полости, которая находится ниже уровня пола автобуса. И под полом, если присмотреться к фото, – максимальная деформация, даже силовые элементы погнулись. Соответственно, панель, которая прикрывает полость, чем-то закопчённая. Крышка заднего моторного отсека откинулась. Значит, давление от взрыва проникло в моторный отсек. Либо оно и было вблизи от моторного отсека (образовалось там),
Он обращает внимание, что люди выбегают сразу после ЧП из автобуса не обгорелые – значит, внутри самого автобуса не было взрыва, но туда проникло некоторое, сравнительно небольшое, избыточное давление. Более того, выбегают из задней двери, а значит, эпицентр взрыва был не в самом салоне.
Никакая условная бабушка с каким-то баллоном с легковоспламеняющейся жидкостью не смогла бы сделать так, чтобы под пол ушло такое сильное давление,
– считает Юрий Антипов.
«Первый русский» продолжает следить за развитием событий.
Напавший на пассажирку воронежский маршрутчик показал новое видео из автобуса
Водитель заявил, что написал заявление по собственному желанию.
Для просмотра видео включите поддержку javascript в браузере, или используйте браузер, который поддерживает HTML5 видео
Маршрутчик, который обматерил и выгнал пассажирку, впервые обратился к воронежцам с эмоциональным заявлением и показал полное видео из автобуса. Откровенный пост появился в сообществе «Типичный Воронеж» в среду, 24 ноября. Автором поста, действительно, оказался тот самый маршрутчик – информацию об этом журналисту «Вести Воронеж» подтвердил руководитель ТК «Воронежпассажиртранс» Михаил Шацких.
На ролике видно, как женщина заходит в автобус и сразу садится. Непродолжительное время она ведёт беседу с пассажиром-соседом, после чего подходит к окошку водителя и начинает ему что-то говорить. Судя по кадрам, мужчина игнорировал пассажирку, и она вынужденно вернулась на своё место. Однако спустя несколько секунд мужчина остановил автобус и подошёл к женщине поговорить.
– Это моё первое и единственное официальное заявление по поводу всего произошедшего. Я очень сожалею и раскаиваюсь. Я готов понести наказание за бранную речь в общественном месте. Суть конфликта была совсем не в отсутствии маски на пассажирке. Она два раза подходила к окну оплаты и ругала сначала автобус, потом сам маршрут, потом транспортную сеть города Воронежа, но в какой-то момент перешла на оскорбление моей личности. Сначала я не реагировал на её беспрерывную ругань, и попросил мне не мешать. Но с её стороны последовали очередные оскорбления и плевок в мою сторону, – откровенно объясняет водитель.
Мужчина признался, что работает водителем с 2001 года. За это время никто из пассажиров на него не жаловался, и никто не позволял себе плеваться в автобусах. Водитель уверяет, что во время движения вся ответственность за здоровье и жизнь пассажиров лежит на нём, поэтому он принял решение высадить женщину.
– Я, подойдя к ней два раза, сказал спокойным тоном, чтобы она покинула салон, но что потом случилось – вы и так видели. Я прекрасно понимаю, что своим поступком я создал много проблем своему руководству, поэтому сегодня принял решение написать заявление по собственному желанию. Нельзя судить человека по одному поступку точно так же, как нельзя судить целую книгу, прочитав лишь одну строчку, – подытожил воронежский маршрутчик.
Конфликт между водителем автобуса №9-ка и пассажиркой произошёл вечером воскресенья, 21 ноября. Конфликт сняли на видео и поделились им в Сети. На кадрах видно и слышно, как водитель материт женщину и насильно выталкивает её из маршрутки. Ситуацией оперативно заинтересовались в полиции и прокуратуре. На время проведения служебной проверки мужчину отстранили от работы, однако, как выяснилось сегодня, он принял решение уволиться.
Между тем, в редакцию «Вести Воронеж» обращался ещё один пассажир маршрута №9-ка, который высказал недовольство в отношении скандального маршрутчика. Подробнее читайте здесь.
Взрыв автобуса в Воронеже. Что известно о ЧП
Взрыв автобуса в Воронеже. Что известно о ЧП
В Воронеже правоохранительные органы продолжают устанавливать обстоятельства трагедии, которая уже унесла жизни двух человек. Еще 13 пострадавших находятся в больнице. Что на данный момент известно о происшествии – в материале РИА «Воронеж».
Что произошло
Информация о том, что возле ТРЦ «Галерея Чижова» взорвался автобус, появилась в социальных сетях около половины десятого вечера 12 августа. Судя по фото с места событий, у автобуса ПАЗ оказалась сильно деформирована боковая часть, выбиты стекла. Очевидцы сообщали, что в этот момент в салоне находилось около 30 человек.
Сколько пострадало
Изначально сообщалось о пяти пострадавших, в том числе о женщине, которой оторвало часть ноги. Вскоре из различных источников стали поступать новые сведения, и число пострадавших постепенно росло. Согласно текущей информации, в результате инцидента были травмированы и госпитализированы 19 человек, сейчас лечение в медицинских учреждениях проходят 13, два человека скончались, в том числе и женщина, которой оторвало часть ноги. Три человека, по информации на утро пятницы, находятся в тяжелом состоянии.
Что рассказали очевидцы
Очевидцы рассказывали, что слышали звук взрыва, увидели клубы дыма. ЧП произошло, когда автобус отъезжал от остановки. В первые секунды после случившегося пассажиры выбежали из автобуса, однако потом вместе с прохожими и водителем стали помогать эвакуировать раненых из салона.
– Я ехал мимо автобусной остановки и вдруг услышал резкий хлопок, который, признаюсь, меня оглушил, – рассказывает очевидец Владимир. – В зеркало заднего вида я тут же увидел дым, идущий из «пазика», и остановился у тротуара. Множество людей немедленно побежало к автобусу, минуты через полторы на месте уже была «скорая».
– Мы стояли на остановке, люди заходили в салон с пешеходного перехода. Собираюсь уже уезжать, вдруг – хлопок: стекла, дым, крики, я ничего не понял. Потом уже начали потихоньку выводить людей.
Действия властей
Губернатор Воронежской области Александр Гусев практически сразу приехал на место происшествия.
– Пока причина взрыва выясняется, на месте работают все спецслужбы, – сообщил глава региона посредством своего телеграм-канала. – В первую очередь выражаю слова сочувствия всем пострадавшим. Им будет оказана вся необходимая помощь.
Александр Гусев провел на Кольцовской несколько часов, после чего собрал в здании правительства оперативный штаб. Утром стало известно, что в связи с трагедией губернатор подписал собственный отзыв из отпуска. Кроме того, еще ночью губернатор дал поручение провести масштабные проверки всего общественного транспорта в городе. На это поручение оперативно отреагировали в мэрии. Утром Вадим Кстенин отчитался о том, что это поручение выполнено.
– На базах и конечных остановках автобусов был проверен весь подвижной состав. Не обнаружено ничего подозрительного или потенциально угрожающего. Сейчас на линии штатно работает порядка 800 единиц пассажирского транспорта, сотрудники также продолжают контроль, – сообщил глава города.
Также утром 13 августа Александр Гусев выразил соболезнования семьям погибших в результате трагедии и сообщил, что всем пострадавшим будет оказана материальная помощь. Одновременно с этим губернатор пообещал, что будет проведено тщательное расследование, направленное на установление причин трагедии, и предостерег воронежцев от распространения недостоверной информации о произошедшем.
– Мы еще не знакомы со всеми обстоятельствами трагедии, это предстоит изучить правоохранителям. – отметил Александр Гусев. – Следственный комитет по первоначальным результатам осмотра места происшествия возбудил уголовное дело – пункт «в» части 2 ст. 238 УК: по факту ненадлежащего оказания услуг по перевозке пассажиров, повлекшего по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью граждан. Отдельно предостерегаю от распространения фейковой информации о трагедии: такой контент будет передаваться в правоохранительные органы по результатам мониторинга интернета.
– Поставил задачу комбинату благоустройства Ленинского района: как только будет возможно, вывести на Кольцовскую необходимое количество людей и техники, чтобы к утру обеспечить ее чистоту и возможность проезда, – отметил мэр города.
Версии
Согласно первоначальной версии, ЧП произошло в результате взрыва газового баллона. Однако вскоре данное заключение назвали несостоятельным по причине того, что автобус работает на дизельном топливе.
Оперативные службы продолжают работу по сбору сведений и формированию итоговой версии. По результатам экспресс-анализа следов взрывчатых веществ не выявлено.
Национальный антитеррористический комитет сообщает, что сейчас продолжается установление всех обстоятельств взрыва автобуса в Воронеже, а также поиск лиц, причастных к произошедшему.
Резонанс
СУ СК по Воронежской области возбудило по факту произошедшего уголовное дело по статье 238 УК РФ: ненадлежащее оказание услуг по перевозке пассажиров, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью граждан. Расследование находится на контроле центрального аппарата ведомства.
– Посчитал своим гражданским долгом приехать на место трагедии и почтить память погибших, возложив цветы. Пострадавшим желаю скорейшего выздоровления и возвращения к нормальной жизни, – сказал Александр Гусев.
Тайна взрывов в Воронеже: Почему заглохло расследование резонансных ЧП
«Где результат? Расследование продолжается»
Но прошло три с половиной месяца – три с половиной! – и ничего. Даже не было официального сообщения о переквалификации статьи уголовного дела на более тяжкую, с учётом того, что два человека погибли (это ведь уже «причинение смерти», а не только «тяжкий вред»).
Местные коллеги, кстати, пытались получить комментарии у следствия – не вышло.
Хотя происшествие вызвало огромный общественный резонанс и породило массу версий. В том числе тех, что активно муссируются в обществе.
Ведь обычно подобные случаи, а тем более теракты, расследуются максимально оперативно. И практически всегда делаются так называемые «санкционированные утечки» в СМИ, дабы сбивать время от времени волну негатива, вызванную длительностью следственных действий или неочевидностью (для сторонних наблюдателей) причин.
Здесь же, за исключением сразу отметённой версии теракта, полнейшая завеса тайны. Нет даже официального подтверждения или опровержения самого первого варианта об источнике взрыва – о наличии самовольно установленного газового баллона. Взамен – только косвенные комментарии.
Причём Национальный антитеррористический комитет (НАК) достаточно быстро объявил, что «разыскивает причастных к взрыву», не оставив, по идее, иных вариантов, позволяющих списать всё на «термос (или банку) с гексогеном» у пенсионерки.
Пока «продолжали», грохнул ещё один взрыв
В чём причина? Отчего «опытные криминалисты» и «ведущие следователи» вкупе с оперативниками грозного ведомства, обладающего широчайшими ресурсами (всеми происшествиями со взрывами, где есть жертвы, занимается, по традиции, ФСБ), ничего не нарыли? Или пока есть оперативная надобность «закрыть и не разглашать»?
Последствия взрыва в ТЦ Павловска. Фото: управление СКР по Воронежской области.
Но там аккуратно-стыдливым словом «хлопок», получившим в последнее время распространение применительно к инцидентам с газом (и в жилых домах, и на транспорте), и не получилось бы никак обойтись: просто потому, что никакого газа не было и в помине. А выдумывать иные причины не имело, наверное, смысла: бабахнуло так, что оказались разворочены окна и стены: объяснить это лопнувшей посудой с борщом в микроволновке и хотелось бы, да не выйдет. Но главное – налицо различие с тем, что было в Воронеже тремя месяцами ранее, – отсутствие пострадавших и жертв, потому что всё случилось в половине двенадцатого ночи, когда в служебном помещении, где оставили СВУ, никто не находился.
Следствием и сотрудниками оперативных служб проводятся необходимые мероприятия, направленные на установление лица, причастного к совершению данного преступления, и его задержание,
– заверили в региональном управлении СКР, уточнив, что «допрашиваются свидетели и изымаются записи с камер видеонаблюдения». А заодно следственные органы СК России прозрачно намекнули СМИ на нежелательность особого внимания к ЧП:
Достоверная информация может исходить только от официального источника, то есть от Следственного комитета России, в чьём производстве в настоящее время находится данное уголовное дело. Призываем не тиражировать непроверенную информацию!
Другими словами, в этот раз паззл как-то легко сложился: и подозреваемый, и записи, и свидетели. Инсайдеры сообщают, что громкую «страшилку» организовал кто-то из бизнесменов, арендовавших площади в ТЦ у управляющей компании, которая якобы объявила о повышении цены за занимаемые площади. Коммерсанты повозмущались и утихли (или ушли), а кто-то затаил зло и решил творить возмездие подручными способами.
Вот только настораживает схожесть обоих случаев.
Опасная шабашка
Ведь автобус, взорвавшийся августовским вечером на остановке «Ул. Плехановская», вблизи оживлённого даже в позднее время торгового центра «Галереи Чижова», в действительности. и не должен был там находиться.
По идее, ему предстояло в тот самый роковой момент быть на стоянке – причём есть и такая вероятность (об этом ниже подробнее), что даже и не своей, в АТП-1, а на территории другого городского перевозчика.
За рулём автобуса сидел водитель Алексей Олейников, местный уроженец. Ранее, по данным Царьграда, он работал на грузовом транспорте, потом получил нужную категорию и пересел на общественный.
В тот день Олейников вышел на маршрут в восемь утра. Перед сменой автобус прошёл ежедневный техосмотр перед отправкой на линию – правда, по словам шофёров, зачастую это чистая формальность. Занимает вся процедура минут 10-15, не больше.
Соответственно, Олейников должен был завершить работу, пусть и с учётом ожидания на конечных точках (хотя это время, по идее, входит в рабочий график), в начале седьмого вечера – максимум около восьми. Так предписывают нормы Правил дорожного движения, указанные в п. 26.2 этого документа: время управления транспортным средством должно составлять не более 9 часов с перерывом в 45 минут после первой половины. Допускается увеличение протяжённости трудового дня – на один час, но не более чем дважды в неделю.
Согласно условиям контракта, заключённого дептрансом Воронежа с АТП-1, предприятие должно выполнить на маршруте №10А (ул. Перхоровича – мкр. Отрожка), протяжённостью в 48,5 км в обе стороны, в будние дни 161 рейс, и для этого необходимо, чтобы были задействованы 33 автобуса. Таким образом, на каждую маршрутку (а используются в основном как раз пазики, только разной комплектации) получается примерно по пять рейсов.
Однако 12 августа Олейников, вероятно, решил пошабашить – сделать «лишний» круг. Такое тоже бывает, признаются шофёры: обычно в таком случае водитель заправляет транспорт сам, за свой счёт, а выручку (наличными, естественно; то, что выходит по безналу, всё равно уходит на счёт предприятия) забирает себе. Другой вариант – внеплановый «пробег» по маршруту был обязательным – или согласованным, или приказным: по поручению владельца «Пазика» индивидуального предпринимателя Дмитрия Радченко, который сдавал его в аренду АТП-1, либо по разнарядке самой компании-перевозчика.
Как можно увидеть на кадрах видеозаписи с камеры наблюдения, появившейся в Сети, рвануло буквально через считаные секунды после того как зашёл последний пассажир.
Не газ и не «бабушка с горючей жидкостью»
Самая первая версия, озвученная в СМИ, выглядела вполне стандартно: детонация газа в незаконно (самовольно, подпольно) установленном газовом баллоне.
Главное – такой поворот был бы просто самым выгодным. Для всех. Ведь всё просто: есть конкретная причина, которая снимает лишние вопросы, есть виновные. Кстати, и уголовное дело возбудили, как уже упоминалось, именно по «Ненадлежащему оказанию услуг. «.
Вот только не было никакого газового баллона. Автобус проходил плановое техобслуживание (не формальный осмотр, а какую-никакую проверку) 6 августа, меньше чем за неделю до случившегося – это раз. Хозяин «ПАЗа» опроверг категорически – это два. И, наконец, три – в противном случае нам предъявили бы железобетонные доказательства, собрать которые сумели бы и стажёры-криминалисты – по очевидным причинам (это и конструктивные особенности, в частности, не только остатки самого баллона, что очевидно). А их нет.
Второй вариант, подхваченный многими, – о том, что кто-то из пассажиров перевозил некое взрывоопасное вещество, и произошла самопроизвольная детонация. Некоторые уверенно выдавали «конкретику» о бабушке с газовой горелкой, ехавшей то ли ремонтировать прибор, то ли перевозившей её с дачи или ещё откуда-то.
Но и здесь мимо. При источнике взрыва непосредственно в салоне, тем более если это была легковоспламеняющаяся жидкость, случился бы пожар, пассажиры получили бы ожоги, и пострадавших оказалось бы намного больше.
Эпицентр взрыва находился возле заднего левого колеса. По всей видимости – в отсеке. Скриншот с видео управления СКР по Воронежской области.
Такого же мнения он придерживается и сейчас.
Кроме того, на справедливость таких выводов указывает и то, что силовые элементы пола – в частности, балки, находившиеся над этой полостью, выгнуты вверх. А при размещении СВУ в самом салоне их бы прогнуло вниз.
Кстати, собственник автобуса наутро после взрыва фактически прямо указал, что за подрывом явно стоят какие-то враги:
На дизеле автобус ездил, я постоянно слежу за техникой. Явно, видимо, что-то подкинули или ещё что,
– заявил Дмитрий Радченко.
Теракт? Ничего общего
Само собой, отрабатывалась и версия террористической атаки: во-первых, из-за того, что взорвался автобус на остановке (подобные трагедии на транспорте были, увы, не раз – в том числе в самом Воронеже в 2004-м), во-вторых, место, где случилось ЧП, как уже упоминалось, многолюдное – по соседству расположен ТЦ, и, в-третьих – жертвы и пострадавшие.
Однако специалисты, опрошенные «Первым русским», её отвергают практически наверняка.
Боевики (не только шахиды-смертники, но и «дистанционщики») всегда используют в своих СВУ поражающие элементы – гвозди, шарики от подшипников, арматуру и так далее. Их цель – максимальное количество жертв. И кто-нибудь бы обязательно взял на себя ответственность, в противном случае теряется смысл, заключающийся, помимо массового убийства, ещё и в устрашении.
Другое косвенное подтверждение несостоятельности предположения о теракте – как раз характер подрыва, о чём говорил выше и Антипов.
Судя по тому, что повалил белый дым, это был не тротил – скорее, гексоген с аммиачной селитрой и прочими компонентами. Взрыватель достать, наверное, несложно. Плюс какой-то часовой механизм. А умельцы есть – там много ума и не надо, достаточно иметь некие базовые навыки, полученные, скажем, на службе в армии или в милиции,
– отмечает экс-оперативник УБОП Александр Григорьев, которому приходилось в 90-х и в нулевых иметь дело с подрывами на бандитских разборках.
Место происшествия – рядом с оживлённым даже в вечернее время ТЦ. Скриншот с видео управления СКР по Воронежской области.
Вместе с тем наши источники утверждают, что специалисты действительно нашли подтверждение тому, что сработало СВУ. Однако в первые часы было упущено драгоценное время для раскрытия по горячим следам: то ли местные правоохранители не отнеслись серьёзно к вероятности использования бомбы, решив раскрутить «очевидные» версии, то ли опасались жёсткой реакции центра (прошляпили подготовку к преступлению и не сумели предотвратить). В любом случае – к проведению оперативно-розыскных мероприятий силовики приступили с явным опозданием.
Да – назначили экспертизы, да – просмотрели записи с камер наблюдения по всему маршруту, да – проверили на полиграфе самого водителя Алексея Олейникова (он, к слову, уже вернулся к работе). Но чем дальше, тем запутаннее всё становится.
Есть подозреваемый – нет подозреваемого
К началу августа, по данным наших источников, ответственные за расследование, работавшие непосредственно в Воронеже, радостно сообщили наверх: «Появился подозреваемый – вычислили человека, который «присматривался» к маршрутке, несколько дней подряд чуть ли не в одно и то же время ездил на ней!»
Из Москвы затребовали всю информацию, готовясь объявить о раскрытии в СМИ, но. Получился пшик.
Выяснилось, что предполагаемый «взрывник» состоит на учёте в психдиспансере, а на рейсе №10А он ездил регулярно на процедуры – по своему графику.
Так что теперь всё делается заново.
База АТП-1 на ул. Жемчужной, 11, находится за забором, над которым накручена спиральная проволока; на въезде имеется КПП с охраной. Проход по пропускам. Однако водителей и прочих сотрудников «стражи ворот», естественно, знают в лицо – многие там работают годами. Кроме того, там довольно большая по площади территория, окружённая деревьями и гаражами.
– заметил наш источник.
Сергей Котов, впрочем, полагает маловероятной закладку СВУ на стоянке или во время техосмотра: слишком уж очевидно, и хоть круг подозреваемых большой (это означает, что надо проверить взаимоотношения и пересечения всех как минимум с водителем и с собственником автобуса), постепенная отработка дала бы результат.
К тому же это слишком долго по времени: а ну-ка, попробуй всё предусмотреть на двенадцать часов вперёд. И большой риск. Я больше склоняюсь к варианту, что подложили, пока водитель отлучался из маршрутки – например, когда он был на обеде, многие ведь заезжают перекусить домой, на перерыв. Или выходил в туалет. Либо был на заправке, хотя – там меньше шансов, потому что кругом камеры наблюдения, как правило,
Однако в таком случае, считает собеседник «Первого русского», злоумышленнику следовало сесть «на хвост» автобусу и некоторое время, не выдавая себя, колесить за ним, поджидая нужный момент. Здесь тоже велик шанс засветиться на камерах. Эксперт рассуждает логично:
Ещё одна вероятная точка – конечная остановка, там всегда делают паузу, шофёры выходят на перекур, попить кофе – и оставляют свои машины, И, заметьте, на сигнализацию не ставят. Значит, всё могло случиться перед последним – официально, как думали все, в том числе и организаторы нападения – рейсом. Для людей, знакомых с устройством автобуса, открыть люк, прикрепить на магнит или липкую ленту свёрток – несколько секунд. В качестве часового механизма могли использовать мобильный телефон или какие-нибудь электронные часы. Дистанционный способ приведения в действие СВУ мне представляется маловероятным.
В любом случае, резюмирует он, вряд ли подрывник знал, что Олейников пойдёт на внеплановый круг. Логичнее предположить, что бомбе предстояло грохнуть в гараже или по пути туда, тогда не получилось бы такого резонанса, как случилось из-за жертв и пострадавших.
Но это – нить, которая называется «от исполнителя». Другая же строится на выяснении мотивов преступления.
Получил «надел» – и будь доволен
Рынок пассажирских перевозок Воронежа представляет собой очень занимательное явление. Как рассказывают люди из числа тех, что «в теме», давным-давно он был аккуратно поделен на части: формально конкурсы на маршруты проводились каждый год, однако заранее можно было с большой долей вероятности сказать, кто будет обслуживать то или иное направление. Ротации, если они и происходили, были делом нечастым.
Всё, как это бывает часто и повсеместно, решалось просто: конкурсы на маршруты распределяются по лотам, в которых условия прописываются «под исполнителя», из-за чего вероятность того, что на тот или иной маршрут влезет кто-нибудь «левый», минимальны. Ведь для этого надо выиграть весь лот, а в нём заложены требуемые показатели, включая количество подвижного состава и модели транспорта.
До 2020 года в один лот могли входить сразу по десять направлений.
Постепенно в Воронеже сложился «пул перевозчиков» – можно сказать, неизменный.
Самым крупным игроком была (и остаётся сейчас) группа компаний «Автолайн», основанная ещё в 2004-м местным предпринимателем Дмитрием Крутских, который позже, в 2010-м, возглавил городской департамент организации дорожной деятельности и пассажирских перевозок, а затем снова вернулся в бизнес и заодно стал депутатом гордумы. Год назад он инициировал собственное банкротство, чтобы освободиться от долга в 300 миллионов рублей перед Промсвязьбанком – по поручительству за кредиты его бывшего партнёра.
Что любопытно: ни учредителем, ни топ-менеджером, согласно открытым данным, ни одной из компаний, входящих в группу «Автолайн», Крутских не является. Более того, летом нынешнего года, 21 августа (спустя неделю после взрыва в автобусе, принадлежавшего ООО «АТП-1»), ЗАО ГК «Автолайн» прекратило свою деятельность и было преобразовано в ООО ГК «Автолайн». Но муниципальные конкурсы выигрывает совсем другая организация – ООО ТК «Автолайн+», формально никак не связанная с одноимённым ГК, но расположенная по тому же адресу, только в соседнем офисе. Причём вторым номером в определённых конкурсах вместе с «Автолайном» выступает некое ООО «Перевозчик», учредителем и руководителем которого является гендиректор и номинальный владелец ГК «Автолайн» Сергей Кольцов (на него зарегистрированы ещё ряд юрлиц). Тем не менее все комментарии относительно пассажирских перевозок даёт именно депутат-банкрот Дмитрий Крутских.
Вот так сейчас выглядит рынок пассажирских перевозок в Воронеже. Скриншот с сайта bustime.ru
Второй участник «пула» (до перекройки процедуры конкурсов) по количеству маршрутов – то самое ООО «АТП-1», чей автобус взорвался 12 августа. И здесь – та же история. В Воронеже зарегистрированы сразу четыре фирмы с аналогичным наименованием, в одной из которых учредителем и руководителем выступает коммерсант, 36-летний уроженец Харькова Владимир Георгиевский (за ним – целый ряд коммерческих организаций, не только транспортных, но работающих и в медотрасли, и в сферах недвижимости и торговли), а тремя другими владеет и формально управляет Ирина Щербакова. Но только одна из этих «АТП-1» ведёт деятельность и выигрывает аукционы на перевозки (сам Георгиевский значится там исполнительным директором и так же, как и Крутских, выступает медийным лицом, а Щербакова подписывает документы), остальные же лишь имеют положительный баланс в виде уставного капитала, но – без выручки и прибыли.
Есть ещё муниципальный «Воронежпассажиртранс», но он глубоко убыточный, и часть линий постепенно уходят другим перевозчикам. Постепенно набирают «вес» компании «ВТК» и «Отдых+» (вместе с «Фенко-Авто»).
Всего в Воронеже тринадцать компаний, занимающихся пассажирскими перевозками, из них как минимум две пары аффилированных между собой.
Передел рынка: «продавцы воздуха» почувствовали угрозу
Год назад мэрия объявила о намерении прекратить розыгрыш маршрутов по крупным лотам и объявила на год краткосрочный конкурс, где в новую «нарезку» были включены уже не по десять направлений, а по два-шесть. И затем, уже в 2021-м, впервые по новым правилам были проведены конкурсы сроком на пять лет.
По данным Царьграда, случилось это после того как на ситуацию в этой сфере обратили внимание в органах госбезопасности (особенно – на соотношение многомиллионных сумм по выручке и крайне низкой прибыли, а порой – явной убыточности), намекнув руководству региона на необходимость разобраться. Оттуда команду спустили на администрацию города, где решили перекроить рынок.
Конечно, согласитесь, странно: какой смысл бороться за маршруты, если ты на них не только не зарабатываешь, но теряешь деньги – причём постоянно, из года в год? Соответственно, встаёт вопрос о неподотчётных заработках – и весьма значительных.
Одновременно, объясняют источники, область решила усилить своё присутствие на муниципальном рынке, сделав ставку на одного из «своих» людей – главу компании «ВТК» Валерия Старкова, который прежде руководил подконтрольным правительству Воронежской области «ВПАТП-3», работающим на межмуниципальных перевозках (внутри региона).
Глава «ВТК», ставшего одним из ключевых игроков на рынке после его перетряски, ранее руководил крупным областным автопредприятием. Скриншот с сайта checko.ru
Так вот, как объясняли городские чиновники, для того чтобы привлечь новых участников и усилить конкуренцию, лоты в 2021-м разыгрывались по смешной цене – за один рубль. Впрочем, и эксперты, и некоторые игроки рынка выражали сомнение в целесообразности такого подхода, опасаясь усиления позиций «продавцов воздуха» – то есть компаний, обладающих незначительным по численности собственным автопарком, но привлекающим мелких перевозчиков на субподряды – вроде ИП, имеющих один-два автобуса, а оттого не способных конкурировать в борьбе за маршруты.
Наш источник отметил, что подобных примеров немало.
Инсайдеры предполагали, что конечной целью должен стать полноценный передел рынка – с приходом на него новых игроков федерального уровня, под которых и перекроили «лоты». Кстати, уже нынешней осенью мэрия предъявила претензии четырём перевозчикам, включая крупных, пригрозив отобрать у них «наделы».
Конкурсы по новым правилам были разыграны, и. почти ничего не изменилось. Практически все остались «при своих»: на пятнадцать из тридцати лотов (в сумме – 74 маршрута) заявилось по одному участнику, и там было без альтернатив. Ещё на двенадцать выставилось по два претендента, однако в значительной мере они оказались аффилированными, как уже упоминалось выше, между собой. Допустим, «Автотранс» спорил с ИП Мамаевой, которая, в свою очередь, является совладельцем «соперника», «Автолайн+» бодался с «Перевозчиком», а «Отдых+» конкурировал с «Фенко-Авто», ранее работавшим в его же составе на маршрутах.
Но кое-какие перемены всё-таки случились.
Так, за маршрут №88, обслуживавшийся прежде фирмой «Отдых+», зарубились сразу пять участников – в том числе самые крупные: «Автолайн+» Дмитрия Крутских и «АТП-1» Владимира Георгиевского. Победило «АТП-1».
Есть информация, что этим обстоятельством остались довольны не все. К тому же у победителя, часть пазиков в автопарке которого оформлена на Георгиевского, имелись и машины, взятые в аренду, – как, в частности, взорвавшийся позже автобус «ИП Радченко».
Кроме того, перевозчики сменились ещё у пяти направлений, из которых один заполучил-таки «Автолайн», другой – «Отдых+», а три забрал «ВТК».
Следующие битвы именно между этими основными перевозчиками, как ожидалось, должны развернуться за лоты, которые «отщипнули» из направлений, принадлежавших прежде муниципальному «Воронежпассажиртрансу».
Муниципальный «Воронежпассажиртранс» – убыточное предприятие. Скриншот с сайта checko.ru
Но вышло иначе. 12 августа случилось ЧП. И расклад сил изменился.
Взорвавшийся автобус был выставлен на продажу за полчаса до ЧП
Вот какую интересную деталь выяснил Царьград. Этот самый автобус ПАЗ-4234-04 с госномером С-842-АК (136-й регион) в день ЧП, 12 августа, буквально за полчаса до взрыва, был выставлен на продажу на сервисе «Авито». За машину 2016 года выпуска (VIN-номер X1M4234C0G0000042, пробег 430 тысяч км) автор объявления и владелец транспорта – Дмитрий Радченко – просил 900 тысяч рублей.
И вот что примечательно: местом для просмотра пазика, работавшего на маршруте №10А фирмы «АТП-1», база которой расположена на ул. Жемчужной, 11, указывалась площадка совсем иной организации, расположенной в пяти километрах, на ул. Пеше-Стрелецкой, 86, – АО «Воронежское пассажирское автотранспортное предприятие №3», чьим учредителем выступает департамент имущественно-земельных отношений Воронежской области.
Тот самый автобус был выставлен на продажу за 900 тысяч рублей. Скриншот с сайта «Авито.ру»
Но здесь важно другое.
Сейчас гендиректором «ВПАТП-3» является Олег Свиридов, но всего полтора года назад руководил им другой человек – Валерий Старков, который ещё летом 2016-го стал владельцем сразу пяти компаний, связанных с транспортом. В том числе – «Воронежской транспортной компании» (ООО «ВТК»), одного из ключевых игроков на рынке пассажирских перевозок Воронежа.
Сценарии по этой версии могут самые разные: от мести за вероятную «перебежку» из одной компании в другую самому Радченко – до попытки скомпрометировать и исключить участие крупного конкурента на предстоящих торгах.
Обратите внимание на место просмотра продававшегося автобуса и дату размещения объявления. Скриншот с сайта «Авито.ру»
Как бы то ни было, в трёх из пяти конкурсов, проведённых уже после взрыва – 31 августа, а также 1 и 6 сентября, победило «ВТК» (причём в двух случаях ему проиграл «Автолайн+»), по одному лоту взяли «Отдых+» и его партнёр «Фенко-Авто».
Результаты последних пяти конкурсов на перевозки, разыгранных управлением транспорта. Скриншот с сайта checko.ru
Запутанная отработка мотивов с поиском «бенефициаров» подрыва, собственно, и стала сейчас головной болью для следователей и оперативников – с учётом того, что не удалось быстро вычислить исполнителя.
Есть ощущение, что расследование если не заглохло, то как-то тормозится, словно есть силы, не заинтересованные в том, чтобы рассказать правду. Так было всегда: глухое затишье это своеобразная «игра на понижение» – прежде всего, интереса общественности, внимания сверху,
– отмечает бывший опер РУБОПа Александр Григорьев.
Вопрос только в том, кому не нужно ворошить омут?
Источник, знакомый с ситуацией, говорит, что сфера пассажирских перевозок имеет несколько точек притяжения.
За «Автолайном» Дмитрия Крутских, сохранившего хорошие отношения с мэрией – в том числе благодаря присутствию в городской Думе, – заметны интересы горадминистрации, предпочитающей работать со «своим», прогнозируемым бизнесменом, который, получив большой сегмент рынка, обеспечит политическую, а в предвыборный период, как знать, может и иную поддержку.
«ВТК» Валерия Старкова поддерживает областное правительство – по некоторым данным, именно с этой целью он переместился весной 2020-го на городские перевозки, оставив более масштабный проект междугородних автобусов. И, есть такое мнение, в руководстве региона зреет намерение ввести на рынок федеральную компанию, для чего придётся потеснить давно устоявшуюся и сложившуюся систему местных перевозчиков. А «ВТК» здесь служит своеобразным буфером.
Но есть ещё и Владимир Георгиевский – у его «АТП-1» (так, образно выражаясь, сложилось) налажены крепкие контакты с силовиками Воронежа. Не исключено, что камень преткновения в расследовании взрыва в маршрутке кроется именно в глухом противоборстве москвичей, отправленных «дать результат» в виде раскрытия преступления, и определённых лиц в правоохранительной системе, для которых такой поворот событий окажется полнейшим поражением.
«Замусолить» же ход дела можно, полагают эксперты, если не прямыми действиями, то отсутствием помощи «на земле»: это и местная агентурная сеть, и подпольные умельцы, специализирующиеся на создании тех же СВУ – все эти ниточки у воронежских силовиков, и столичная группа, пусть даже и из самых крутых розыскников, потратит уйму времени на сбор предварительной информации и отработку версий и подозреваемых.
Или всё-таки диверсия?
В рамках расследования, разумеется, проверили на причастность к ЧП самого водителя – и ничего не нашли, раз ему позволили вернуться к перевозкам. Тем не менее это ещё не всё.
Версия с вероятными разборками между шофёрами на бытовой почве остаётся: как ни странно, такой поворот выглядит вполне реальным. Кроме того, не исключается возможность своеобразного давления коллекторов, гораздых, как известно, на выдумки. По нашей информации, в реестре ФССП за неким Алексеем Олейниковым (ключевые данные совпадают) значатся несколько исполнительных производств в виде «взысканий имущественного характера в пользу физических и юридических лиц»; самый крупный, на 36,7 тысячи рублей, был выписан в середине июля нынешнего года. И это – только те, что находятся у государственных судебных приставов, а задолженности у Олейникова возникали постоянно.
Если это подтвердится, тогда, учитывая близость Украины (до границы всего около трёхсот километров, а в Черноземье проживает немало родственников жителей с «той стороны»), не исключена попытка замаскировать, с целью раскачки и дестабилизации ситуации, эти происшествия под «коммерческие разборки». Главный посыл – «вот, пожалуйста, в центральной России начался возврат к криминальным 90-м, когда бандиты убивали и взрывали друг друга на улицах ради влияния и денег». И эта версия имеет право на существование,
– полагает экс-опер РУБОПа Александр Григорьев.
Царьград продолжает следить за развитием событий. И с нетерпением ждёт, когда СКР озвучит хотя бы предварительные результаты расследований взрывов в Воронежской области.