Что случилось в тибете
Беспорядки в Тибете: «Культурный геноцид – вот что там происходит»
Ситуацию в Тибете комментирует обозреватель Радио Свобода Андрей Шароградский. Андрей несколько лет прожил в Китае и хорошо знает эту страну.
— Понятно, какова социальная база этого протеста. Есть ли там политическая партия, которая стоит за организацией этих протестов? Это просто широкое гражданское сопротивление? Монахи стоят в центре всего этого? Или речь идет о каких-то случайно вспыхнувших беспорядках?
— Я не могу сказать с уверенностью, наверное, никто не может сказать, с чего все началось, почему все это приобрело такой характер, который имеет сейчас, почему начались открытые столкновения, применение силы. Понятно, что были акции, отмечалась очередная годовщина восстания 1959 года в Тибете, после которого далай-лама был вынужден бежать в Индию. Но вот вы употребили слово, скажем, «социальная база». Мне кажется, что когда мы говорим о том, что происходит в Тибете, мы не должны рассматривать эти события в том рациональном смысле, в котором мы обычно делаем. Потому что речь идет о, казалось бы, довольно парадоксальной ситуации. В принципе, можно говорить о том, что руководство Китайской Народной Республики пытается повысить уровень жизни населения в Тибете, модернизировать его, сделать так, чтобы везде, во всех домах была горячая вода, канализация, туда проведена железная дорога, и жители этого не хотят. Это может показаться странным, но тут нужно понимать характер тибетцев.
— Это традиционная культура.
— Да, это традиционная культура, это люди, которые там живут. Их лишают возможности вести тот образ жизни, который они хотят.
— Тибетское общество как-то структурировано? Там есть какие-то заметные политические лидеры или все ограничивается лидерством буддистской религии?
— Диалог с китайскими властями относительно каких-то форм политической автономии бессмысленен? Китайцы не пойдут на это?
— Во-первых, китайцы это все дело воспринимают очень болезненно. Потому что любое проявление сепаратизма вызывает у них очень сильное раздражение. Сейчас они продемонстрировали опять, что они не могут справиться с ситуацией, опять были приняты самые жесткие меры, которые привели к гибели людей. В этом смысле стоит вспомнить о том, что в 1989 году, когда были последние крупные выступления тибетцев, лидером коммунистической организации в Тибете был Ху Цзиньтао, который сейчас является председателем КНР. Жесткость, которую он тогда проявил, привела к тому, что на него обратил внимание Дэн Сяопин, у него карьера пошла вверх. В 1989 году тоже были очень жесткие подавления выступлений, но тогда, по крайней мере, Китай был нестабильным, это была вторая половина 80-х годов, первый перегрев экономики, первые негативные последствия реформы китайской. В общем, ситуация была довольно нестабильная. Мы помним, что в том же 1989 году был Тяньаньмэнь.
Через две недели в Китае начнется эстафета олимпийского факела к Олимпиаде в Пекине, причем начнется она именно с Тибета. Далай-лама заявил, что поддерживает проведение олимпийских игр в Пекине, поскольку эти соревнования, по его мнению, дадут Китаю возможность для демократизации. Однако более радикальные представители движения «За права Тибета» придерживаются иного мнения. Например, в Нью-Йорке уже несколько дней проходят бессрочные демонстрации тибетских беженцев и других сторонников независимости Тибета у представительства КНР в Нью-Йорке. Надо ожидать, что в ближайшие дни ситуация будет еще более напряженной.
Тибет сегодня (ужасы реалий)
Страница освещает политические события и обстановку в современном Тибете; о жизни тибетцев на территории репрессированного Китаем Тибета, а так же об экологии тибетского нагорья.
Официальный сайт центральной тибетской администрации http://www.tibet.net/en/index.php
Тибет сегодня (ужасы реалий) запись закреплена
Сохраним Тибет
Предлагаем вашему вниманию очередной выпуск программы Центральной тибетской администрации «Тибет на этой неделе» (24 ноября 2020 г.).
Основные темы выпуска:
* Его Святейшество Далай-лама: «Пришло время сделать нашу планету мирной и гармоничной».
* Палата представителей США приняла резолюцию о признании подлинной автономии тибетцев.
Показать полностью.
* Глава ЦТА Лобсан Сенге встретился с послом США в Нью-Дели.
* Спикер и вице-спикер Тибетского парламента в эмиграции приняли участие в церемонии поднятия флага перед стартом индо-тибетского велопробега.
* В докладе Госдепартамента США Тибет представлен как страна, находящаяся под военной оккупацией.
* Посол США Браунбэк: «Китай не уполномочен выбирать следующего Далай-ламу».
* Декларация, принятая на Женевском форуме, содержит призыв создать специальные механизмы по мониторингу кадров в рамках правления КНР.
* Член парламента Великобритании выражает озабоченность по поводу этнических чисток в Тибете.
Тибет сегодня (ужасы реалий) запись закреплена
Журнал «Буддизм России»
Тибет сегодня (ужасы реалий) запись закреплена
Журнал «Буддизм России»
Американцы захотели побольше поддержать Тибет и Далай-ламу. Конгресс ищет способ наказать Пекин: www.ng.ru/world/2019-09-19/6_7681_china.html
Тибет сегодня (ужасы реалий) запись закреплена
Сохраним Тибет
HRW: партийные чиновники осуществляют «захват» знаменитого центра тибетского буддизма Ларунг Гар
Как свидетельствует официальный документ, попавший в распоряжение правозащитной организации Human Rights Watch (HRW), китайские чиновники осуществляют «захват» администрации в знаменитом монастыре Ларунг Гар, расположенном в уезде Сертхар округа Карцзе (кит. уезд Сэда, Ганьцзы-Тибетский автономный округ провинции Сычуань).
Показать полностью.
Ларунг Гар был крупнейшим в мире академическим центром тибетского буддизма, пока не появилось решение правительства округа о разрушении значительной его части. Чиновники приказали в срок до 30 сентября 2017 года сократить общее число проживающих в поселении (тиб. gar) до 5 тысяч человек. По имеющимся данным, к маю 2017 года из монастыря выслали 4828 человек, 4725 строений сравняли с землей.
В соответствии с подробным уведомлением, которое HRW получила через социальные сети в августе 2017 года, производится разделение центра на две части – монастырь и институт, отгороженные друг от друга стеной. Правительство вводит квоты на поступление, требование регистрации под реальными именами для проживающих и посетителей, специальные знаки (тиб. byang bu) для монахов и монахинь, а также назначение около 200 кадровых работников, не имеющих права придерживаться какой-либо религии, на административные посты.
Уведомление на китайском и тибетском, оформленное в виде 4-страничной брошюры, предназначено для публичного распространения. Скорее всего, выпустить документ поручил партбосс Ганьцзы-Тибетского автономного округа Лю Чэнмин (Liu Chengming).
В уведомлении о сносе, выпущенном в июне 2016 года, предписывалось, чтобы в будущем три пятых членов главного управленческого комитета монастыря Ларунг Гар составляли кадровые работники, направленные извне, а не монахи. Новый документ показывает, что кадровые работники должны быть поставлены не только в управленческий комитет, но на всех уровнях и в каждом подразделении монашеского поселения. Они будут занимать почти половину мест в большинстве комитетов и в большинстве случаев займут самые высокие посты. Заместитель начальника управления общественной безопасности округа станет в августе 2017 года президентом буддийского института и секретарем парткома. Трое из семи его заместителей тоже будут из кадровых партийцев, и шесть «субтерриториальных единиц управления» (кит. guanli zu), которые надзирают за монахами в институте, возглавят кадры, а не монахи.
В институте будут созданы новые комитеты, отвечающие за пропаганду, «внутреннюю безопасность», финансы, подбор учебной литературы и зачисление студентов. Половина из тех, кто войдет в эти комитеты, будут из партийных кадров, причем 97 из них будут числиться в институте. Столько же будет числиться в другой части, называемой «монастырем». Для их проживания уже построено большое здание.
Подобный захват монастыря, названный в документе «стандартизацией», имеет гораздо большее значение, чем даже снос и высылки, отмечает HRW, добавляя, что речь идет о неприкрытом ущемлении свободы вероисповедания.
Новая система управления, внедренная в монастыре Ларунг Гар, «прямо опровергает заявления компартии, что Китай уважает религиозные убеждения, находящиеся под защитой конституции», заявила директор HRW по Китаю Софи Ричардсон (Sophie Richardson). Это может лишь разжечь недовольство против Пекина, констатирует она.
В документе требуется также усилить меры безопасности и надзора, при этом монахам необходимо носить ярлыки красного цвета, монахиням – желтого цвета, мирским практикующим – зеленого. Все они обязаны получить «регистрацию по настоящему имени». Как сообщалось в декабре, на главной дороге, ведущей к монастырскому комплексу, оборудованы два пункта управления общественной безопасности, где установлены турникеты с устройствами для чтения магнитных пропусков.
В документе подчеркивается, что 40 процентов учебного времени в институте следует посвящать занятиям по политике партии и другим предметам, не имеющим отношения к религии. Первоочередным критерием для приема студентов является наличие у них «твердой политической позиции, восприятия великой родины, китайского народа [чжунхуа], китайской культуры, китайской компартии, социализма с китайской спецификой». Цель обучения должна состоять в готовности «восхвалять и поддерживать компартию», и воспитании монахов, которые будут «защищать единение отчизны».
Далее, в учебном процессе требуется строго придерживаться «образовательных принципов», изложенных в пособии для высших учебных заведений буддизма на тибетском языке, изданном китайским институтом высших исследований буддизма на тибетском языке, а также основанных на нем учебников и дополнительных материалов. Поскольку «образовательные принципы» должны быть одинаковыми, постольку готовятся одинаковые учебники и материалы, говорится в документе.
Административный захват центра Ларунг Гар партийными чиновниками показывает, что «целью правительства было отнюдь не простое сокращение числа проживающих в монашеском поселении», отметила Софи Ричардсон. Это «внедрение всепроникающего контроля и слежки на каждом уровне деятельности религиозных общин».
Хотя группы кадровых работников размещены на постоянной основе во всех монастырях Тибетского автономного района, указывает HRW, размах вмешательства компартии в повседневную жизнь знаменитого буддийского центра Ларунг Гар является беспрецедентным: чиновники пытаются контролировать каждый шаг, с тем чтобы «приспособить буддизм к социалистическому обществу».
ТАНТРИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ДОСТИЖЕНИИ НИРВАНЫ
Учение Будды было раскрыто последователями в двух аспектах:
Философская сущность учения и учение о великих путях.
Однако тантрийское учение объемлет оба эти направления, но способы достижения нирваны построены иначе.
Показать полностью.
Тантрийское учение проникает в массу двумя порядками:
Тибет не дает покоя Поднебесной империи
Китай готов применить силу в этом регионе во имя сохранения стабильности
У китайского министра иностранных дел Ван И репутация жесткого переговорщика. Фото Reuters
Глава МИД Китая Ван И совершил поездку в Тибетский автономный район. Китайская пресса прямо увязывает вояж с недавним столкновением на границе с Индией. Недаром, по словам министра, Тибет приобретает особое значение для безопасности Поднебесной. Подоплекой заявления служит то, что еще недавно тибетцы осмеливались бунтовать против переселения китайцев в регион и вмешательства в их религиозные дела. C помощью вливаний в экономику с этим было покончено, и Пекин готов применить силу во имя сохранения стабильности.
Газета Global Times, издаваемая Коммунистической партией Китая, разъясняет, что Ван И совершает «исследовательские вояжи» в несколько регионов страны каждый год. Например, в 2019 году он побывал в провинции Юньнань на границе с Мьянмой. А сейчас направился в Тибет, учитывая его роль в охране китайских рубежей.
Ведь китайский Тибет соприкасается с Индией, а дальше на запад тянется недемаркированная и неделимитированная граница, на одном участке которой – в долине Галван – 15 июня произошло столкновение китайских и индийских солдат. А журнал Diplomat напоминает, что Тибет был горячей точкой в китайско-индийских отношениях еще с 1950-х годов, когда тибетцы подняли восстание против китайского диктата, а их духовный лидер далай-лама бежал в Индию и с тех пор живет там.
По сведениям газеты South China Morning Post, пять раундов встреч между офицерами двух стран, а также переговоры дипломатов не принесли ощутимых результатов. Ван И, член государственного совета, является и специальным представителем КНР на переговорах по границе с Индией. Но на сей раз об общении с индийцами речь не шла, гость провел беседы с высшими партийными и государственными чиновниками Тибета.
Так в чем же все-таки смысл поездки? Гу Су, политолог из Университета города Наньцзинь, говорит, что министр хочет послать важный месседж аудитории дома и за границей. Пекин, во-первых, подтверждает свой суверенитет над спорными пограничными районами, а во-вторых, показывает, что тверд перед лицом «ястребов» среди индийских политиков. После схватки в долине Галван правительство Индии ввело экономические санкции против китайских фирм и запретило по меньшей мере 59 китайских приложений, включая популярный среди молодежи cервис TikTok. Дели также заявил об укреплении армии, численность которой составляет 1,4 млн человек.
Судя по статьям китайских обозревателей, Пекин также крайне недоволен тем, что Дели взял курс на сближение с США в сфере военно-технического сотрудничества. Вот как рисует складывающуюся картину индийский эксперт Рупакивоти Бора. Россия, как он утверждает, заняла нейтральную позицию в индийско-китайском конфликте. Зато на выручку Индии поспешили США. Дели стал оформлять сделку на приобретение дополнительно шести американских самолетов морской разведки P-8I, приобрел вертолеты большой грузоподъемности CH-47 и атакующие вертолеты Apache AH-64E.
В то же время Дели и Вашингтон подписали соглашения о логистическом обмене и о совместимости систем коммуникаций. Логистическое соглашение предусматривает, что воинские подразделения США и Индии могут использовать порты и базы в обеих странах для пополнения горючим, ремонта и других нужд. Индия теперь проводит с США больше двусторонних военных учений, чем с какой-либо другой страной.
В беседе с «НГ» Винай Шукла, редактор-консультант журнала India Strategic, отметил, что Дели, как заявил на празднике независимости Индии премьер-министр Нарендра Моди, готов ответить на вызов Китая. А отдельные эксперты в Индии призывают разыграть против агрессивного Китая тибетскую карту, высказывая симпатии его населению, которое чтит далай-ламу. Примерно в таком ключе выступают и американские конгрессмены, которые приняли законопроект, угрожающий санкциями китайским чиновникам, если они вмешаются в выбор наследника далай-ламы. Однако, по словам эксперта, Дели подходит к проблеме Тибета крайне осторожно. Ведь и Китай может при желании разыграть сепаратистскую карту против Индии.
«Индия совершает ошибку, держа курс на сближение с США. Америка ненадежный партнер, – сказал «НГ» профессор МГИМО Сергей Лунев. – Вспомните, как американцы обошлись с Пакистаном. До конца 1980-х годов, то есть до вывода советских войск из Афганистана, Пакистан числился у Вашингтона столь же близким союзником, как страна НАТО. Но после ухода советского контингента нужда в Пакистане отпала. Американцы даже не поставили Исламабаду заказанные им истребители, хотя за них было полностью заплачено. Индийцам стоило бы извлечь урок из тех событий».
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Страна-зазеркалье Таинственные обряды, бесконечные молитвы и фотографии трупов. Чем индийский Тибет удивил россиянина
Фото: Алексей Терентьев
Индия — особое место, стоящее особняком среди большинства других туристических направлений. Ее либо любят, либо ненавидят. Еще говорят, что до Индии нужно дорасти, хотя бы в том смысле, чтобы порой за внешней бедностью, иногда грязью и неустроенностью, увидеть нечто большое. Это своего рода страна-зазеркалье, где вместо одного мира открывается множество тайных, невидимых миров. Тех, кто способен их разглядеть, Индия зачаровывает. Ну а у тех, кто привык видеть только оболочку, Индия часто вызывает неприятие и отторжение. И если ко всей территории в целом это относится с точностью 50 на 50, то в отношении индийского Тибета это правило действует на 100 процентов. Именно поэтому здесь почти не бывает случайных туристов, а те, кто приезжают в эти места, еще до поездки хорошо знают, зачем идут на другой конец света. Фотограф и путешественник Алексей Терентьев побывал в индийском Тибете и рассказал «Ленте.ру», чем эта территория так привлекает людей.
Предыстория
Само название «индийский Тибет» достаточно условно и не имеет точных географических границ. Обычно так называют северные регионы страны, в которых обитают исповедующие буддизм тибетцы. В некоторых местах эти народы проживали изначально, а в других — тибетские монастыри и поселения стали активно формироваться в XX веке, когда в результате насильственного присоединения Тибета к Китаю нынешний Далай-лама вынужден был покинуть территории и поселился в Индии, а вслед за своим духовным лидером последовали многочисленные тибетцы. Сегодня индийским Тибетом называют районы в штатах Химачал-Прадеш, Ладакх, Сикким, Аруначал-Прадеш и ряде других на севере страны.
Фото: Алексей Терентьев
С первого взгляда может показаться, что индийский Тибет для Индии несколько инородное образование — другой язык, другая религия, другая культура. Однако это не совсем так, и объединяющих их вещей значительно больше, чем отличий. Самая главная особенность, свойственная и индийцам, и тибетцам, — это сильное влияние религии на повседневную жизнь обычного человека.
У невнимательного наблюдателя легко складывается ощущение, что люди живут сразу в двух мирах — мире богов и своих верований и в обычном повседневном мире, в котором нужно создавать семью, растить детей, зарабатывать деньги. На деле же есть только один мир, определенный религиозными верованиями человека, а внешний мир — всего лишь одна из его граней. Поняв это, путешественники смогут гораздо лучше познавать культуру и индийцев, и тибетцев.
Неслучайно в буддизме существуют целые трактаты и практики, цель которых — правильно подготовиться к переходу, а для индийцев нет ничего лучше, чем умереть и совершить прощальный ритуал на берегах священного Ганга.
В гости к ламе
Помню один лама пригласил нас к себе в гости. Это было большой честью, и мы с радостью согласились принять его предложение. В небольшой комнатке на полу был расстелен ковер, лежали подушки, маленький столик со всеми необходимыми для проведения пуджи приспособлениями в виде колокольчика, ваджары и дощечек со священными текстами.
Фото: Алексей Терентьев
Монах угостил нас чаем. На одной стене висел портрет нынешнего Далай-ламы, а на другой, прямо над нами, — серия фотографий. Первая изображала только что родившегося младенца, далее ребенка, красивого юношу, взрослого мужчину, старика, а затем следовали снимки трупа на разных стадиях разложения. Завершал серию кадр со скелетом. Понятно, что данная подборка не способствовала хорошему аппетиту, поэтому мы стали расспрашивать ламу об этих изображениях.
Смысл оказался очень простым. «Мы не должны забывать о бренности нашего тела, о скоротечности нашей жизни, не увлекаться внешними проявлениями, а стараться видеть за любой оболочкой дух и душу человека, его ум и другие качества, не связанные с внешностью», — пояснил он.
Некоторые монахи не ограничиваются картинками, а выполняют практики, призванные снизить зависимость от тела и сознания непосредственно на кладбище. Примером им стал сам Гуру Падмасамбхава, который достаточно долго не просто практиковал, но и жил на кладбищах в Индии.
Впрочем, буддизм сегодня вызывает интерес не только у тибетцев, но и у многочисленных последователей, живущих по всему миру. Один только тот факт, что Далай-лама получил Нобелевскую премию мира говорит о том, что буддистский подход к жизни оказался близок многим людям. Вот именно такие люди, а также еще тысячи людей, которые в какой-то момент задумались о смысле жизни, о душе и духовности или просто захотели освоить йогу и медитацию из первоисточника, — отправляются сегодня, как и их предшественники много лет назад, на север Индии, в Гималаи, в индийский Тибет.
Фото: Алексей Терентьев
Резиденция Далай-ламы
Первое место, которое приходит на ум, когда речь заходит о буддизме сегодня, — это, несомненно, Маклеогандж, или, как его иногда называют, Верхняя Дхарамсала, — маленький поселок в предгорьях Гималаев. Когда-то его облюбовали англичане по причине тишины и прохлады, а потом, после сильного землетрясения, он был сильно разрушен и пришел в упадок.
Когда Далай-лама попросил убежища на территории Индии, ему отдали как раз этот маленький поселок. С тех пор городок полностью преобразился, превратившись в крупнейший центр по изучению тибетского буддизма. Кроме собственно резиденции Далай-ламы, которая является святыней для верующих, сюда перевезли множество реликвий из Тибета, построили или обновили монастыри, возвели большую библиотеку, лучшую тибетскую школу, здесь же находится Институт тибетской медицины и астрологии Мен-Тси-Ханг и многое другое. Сюда за Далай-ламой из Тибета последовало более 80 тысяч тибетцев. И именно сюда съезжаются в первую очередь люди со всего мира, которым так или иначе интересен тибетский буддизм.
Вслед за монастырями стали расти отели, открываться кафе, а дальше последовали всевозможные студии йоги, медитации, рейки и так далее. Ехать сюда, несомненно, стоит — ведь именно здесь сегодня находится сердце тибетского буддизма. Сделать это в наше время совсем не сложно — достаточно долететь до Дели, пересесть на внутренний рейс до Кангры, а потом примерно за час любое такси довезет вас до заветной цели.
Фото: Алексей Терентьев
И первое, что делает любой, кто приезжает в Дхарамсалу, — отправляется в гости к Далай-ламе XIV. Еще совсем недавно, каких-то 10-15 лет назад, почти любой путешественник мог получить личную аудиенцию у его святейшества. Сегодня все намного сложнее — для этого должны быть очень веские основания. Тем более, что нынешнему Далай-ламе уже немало лет, и сил на внешние связи остается не так много. Но даже сейчас, во всяком случае до начала пандемии, он регулярно проводил учения, на которых могли присутствовать все желающие.
Посмотрев резиденцию Далай-ламы, посетители совершают ритуальный обход по часовой стрелке вокруг дворца. Маршрут сам по себе очень красивый и составляет примерно полтора-два километра. Тропинка местами идет через лес, а в некоторых местах открывается невероятно красивый вид на лежащую внизу долину. Вдоль дороги находятся молитвенные барабаны — в каждом, как следует из названия, — пергаменты с написанными на них мантрами — при вращении мантры начинают работать, создавая определенные вибрации. Обход вокруг резиденции является особым ритуалом и называется корой.
Пускай тибетцы и верят, что вращать барабаны очень важно, главный акцент все-таки делается на внутреннем состоянии верующих. Но как бы мы ни относились к буддизму, здесь действительно царит необыкновенно спокойная и умиротворенная атмосфера. А еще это лучшее место, где можно встретить разных людей и пообщаться с ними, — здесь, особенно в утренние и вечерние часы, можно увидеть всех, от паломников и местных жителей до высоких лам, геше и других учителей.
Если где-то на первое место в рейтинге интересов можно поставить архитектуру, историю или что-то еще, то в Индии в целом и в индийском Тибете в частности самое интересное — это люди. А если говорить о тибетцах, которые сегодня живут в Верхней Дхарамсале и окрестностях, то это люди вдвойне особенные.
Большинство из них последовало сюда за своим духовным лидером в поисках свободы исповедовать религию, в желании сохранить свою культуру, быть рядом с теми, кому они доверяют. Это требовало немалого мужества и силы духа. Многие рисковали жизнью и свободой, оставляли родных и близких, когда пешком по несколько месяцев шли через горы из Тибета в Индию.